УДК 338.48 (985)
РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ЗАПАДНО-АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ РОССИИ
Э.Б. Грушенко
Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН
Аннотация
Дана оценка туристско-рекреационного потенциала, перспективных инвестиционных проектов в сфере туризма в Западно-Арктическом регионе России. Основной акцент в работе сделан на исследовании проблем развития туристской отрасли в Баренцевоморском и Беломорском регионах Мурманской области. Определены наиболее перспективные виды туризма, среди которых ведущая роль отводится морскому арктическому туризму.
Ключевые слова:
Арктика, Мурманская область, морской туризм, высокоширотные архипелаги, Северный полюс.
К Западно-Арктическому региону России можно отнести: всю Мурманскую область, северную часть Республики Карелии и Архангельской области, примыкающую к Белому морю, архипелаги и острова Северного Ледовитого океана (Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, российские поселения Шпицбергена). Стратегическим направлением развития туризма на северных территориях становится популяризация арктического туризма. Арктический регион России, несмотря на труднодоступность и суровые климатические условия, обладает туристической привлекательностью и определенными рекреационными возможностями.
Мурманская область, омываемая сразу двумя морями, имеет самую длинную в России береговую полосу. Даже студеное северное море дает уникальные возможности для отдыха и путешествий. Росту популярности туризма на Кольском п-ове способствует огромное разнообразие природных условий. В Мурманской области соседствуют тундра, лесотундра, леса, горы, моря, реки и озера. На территории региона более 111 тыс. озер, 20 тыс. рек, в которых водятся ценные породы рыб, а семга является настоящей визитной карточкой Кольского п-ова. По мнению Владимира Путина, лучшая рыбалка в мире - в Мурманской области и в дельте Волги. На Кольском п-ове организацией рыболовных туров занимаются 12 туристических компаний. Рыболовный туризм вносит весомый вклад в экономику региона. Созданы рабочие места, в областной бюджет в 2010 г. поступило в виде налогов около 15 млн рублей[1]. Туристские компании инвестируют немалые средства в обустройство арендуемых рыбопромысловых участков.
Развитие туризма в Мурманской области давно обозначено одним из ключевых направлений социально-экономического развития региона. В принятых региональных программах по развитию конкурентоспособности на 2011-2013 гг., стратегии развития туризма в Мурманской области до 2015 г. основной акцент делается на развитие въездного туризма и инфраструктуры [2]. На территории региона можно развивать практически все виды туризма кроме пляжного. Большое внимание в Мурманской области уделяется развитию экологического, горнолыжного, этнографического, рыболовного, морского и событийного туризма. Среди основных региональных событийных мероприятий, привлекательных для туристов следует отметить: международный фольклорный фестиваль и поморскую регату в Умбе, саамские летние и зимние игры в Ловозеро и Лопарской, Праздник Севера, межрегиональный фестиваль авторской песни в Полярных Зорях, праздник поморской козули в селе Кузрека.
Принципиальным шагом в модернизации туристического сектора экономики области должно стать создание туристско-рекреационного кластера «Русская Лапландия» на территории Ловозерского района, муниципальных образований Кировск и Апатиты. На его основе планируется создать особую экономическую зону туристско-рекреационного типа (ТРТ). К 2013 г. в рамках данного проекта предусматривается реализация нескольких инвестиционных проектов: строительство горнолыжного комплекса «Аллуайв», туркомплекса «Мотка» на Ловозере, этнографических туристско-рекреационных комплексов «Саамская деревня» и «Музей под открытым
небом», всесезонного туркомплекса на оз. Кривое и гостинично-рекреационного комплекса на базе профилактория. В Кировске предусматривается строительство двух новых горнолыжных центров -«Вудъяврчорр» и «Ловчорр». Их реализация позволит создать в Кировске туристский комплекс мирового уровня и увеличить поток туристов в Хибины до 200 тыс. ежегодно. Общий объем инвестиций на создание кластера составит более 530 млн руб. Помимо экономического проект «Русская Лапландия» имеет и социальный эффект. В Кировске будет создано до 2 тыс., а в Ревде - до 370 новых рабочих мест. С организацией ТРТ «Русская Лапландия» связаны все надежды на возрождении депрессивного Ловозерского района. С реализацией проекта есть шанс, прежде всего для Ревды, уйти от монозависимости, усилить диверсификацию поселковой экономики и привлечь сюда дополнительно более 20 тыс. туристов в год [1].
Мурманская область остается до сих пор единственным регионом Северо-Запада России, где не организовано ни одного национального парка. В настоящее время создание первого природного национального парка на Кольском п-ове - «Хибины» предусмотрено федеральным проектом схемы территориального развития особо охраняемых природных территорий до 2018г. Предполагается, что парк планируется создать в нетронутом промышленностью районе Хибинских гор, и он будет примыкать к особой экономической зоне «Русская Лапландия». Эти уникальные территории смогут органично дополнить друг друга и превратить Хибины в очень привлекательное для туристов место. Создание национального парка сделает экономическую зону гораздо более привлекательной для инвесторов. Но данные проекты идут в противоречие с планами дальнейшего промышленного освоения Хибин. Так, в горной долине Кунийок, где пересекаются почти все зимние и летние туристические маршруты, планируется осваивать апатитонефелиновое месторождение Партомчорр с сооружением рудника, что может привести к утрате природно-рекреационной привлекательности Хибин. По мнению ученых-экономистов и экологов КНЦ РАН, социально-экономическая и бюджетная эффективность освоения Партомчорра в долгосрочной перспективе намного ниже, чем от использования Хибин как рекреационного ресурса.
Арктический морской туризм
Развитие арктического туризма в России началось в 1990-е гг. и пока находится на начальной стадии, однако именно в этом виде туризма наша страна имеет огромный потенциал, хотя и не располагает значительными средствами для его развития. В настоящее время все еще делаются первые шаги по популяризации данного направления среди туроператоров России. Территория Арктики остается неосвоенной и труднодоступной, к тому же здесь нет необходимой инфраструктуры для развития туризма, поэтому преобладает экспедиционный, приключенческий и экстремальный виды туризма. Для большинства россиян Арктика остается пока малоизвестным и непривлекательным для туризма регионом. За год российскую Арктику и Северный полюс посещает около 1 тыс. иностранных туристов, готовых выложить за эксклюзивное путешествие как минимум 7 тыс. долларов. До 2009 г. российских туристов практически не было в арктических круизах. В настоящее время российские туроператоры слабо представлены в сегменте экспедиционных круизов в Арктику. Экспедиционный опыт и финансовая мощь иностранных круизных компаний практически исключают возможность для российских компаний самостоятельно организовывать и продавать на мировом рынке круизы в российской Арктике. Сейчас в Арктике работают 30 судов, из них только 8 - российские, тогда как десять лет назад в высоких широтах работали более 20 российских судов. В настоящее время на российскую часть Арктики приходится всего 4 круиза, из которых 3 иностранных и лишь 1 подготовлен российским туроператором Клуб путешествий «Спешиал», который организует до 10% всех круизов в Арктику. На зарубежные компании приходится 90% арктических круизов. На Шпицберген все 48 экспедиционных круизов выполняют иностранные компании [3]. Первым российским юридическим лицом-организатором экспедиционных круизов в Арктике становится московская компания Клуб путешествий «Спешиал». Начиная с 2010 г. компания стала организовывать собственные круизы в Российской Арктике на зафрахтованных российских судах, в том числе на Землю Франца-Иосифа (ЗФИ) на дизельном ледоколе «Капитан Драницын». В дальнейшем компания планирует организовать арктические круизы из Мурманска: «Жемчужины Российской Арктики» (на остров Вайгач и Новую Землю), по маршруту Мурманск -Шпицберген - остров Виктория - ЗФИ - Шпицберген - Мурманск. Летом 2011 г. «Спешиал» организовал новый туристический рейс на теплоходе «Академик Шокальский» из Мурманска в Архангельск по Белому и Баренцеву морям с посещением Соловков.
Российская компания «Посейдон Экспедишнз» является туроператором ледокольных круизов на Северный полюс. Арктический круиз на Северный полюс - это эксклюзивный российский турпродукт. Россия - единственная страна в мире, которая морским путем доставляет туристов на вершину планеты. В летние сезоны 2010-2011 гг. самый молодой и самый мощный атомоход в мире «50 лет Победы» выполнил по 3 круизных рейса на вершину планеты. Стоимость двухнедельного круиза от 16 до 25 тыс. евро, в один рейс отправляются от 115 до 130 туристов из разных стран мира. За сезон 2011 г. Северный полюс посетили 400 круизных туристов, из них 40 россиян [4]. Число российских туристов по сравнению с 2010 г. увеличилось в четыре раза. Рейсы на Северный полюс выполняются из Мурманска через Шпицберген или через Землю Франца-Иосифа с заходом на Новую Землю с осмотром птичьих базаров и наблюдением за арктическими животными на скале Рубини, в бухте Тихая, на островах Чампа, Рудольфа.
Высокоширотные арктические прибрежные зоны, привлекающие туристов в европейской части России, могут быть разделены на три группы: Баренцевоморское побережье, Беломорское побережье и Высокоширотные архипелаги.
В регионе высокоширотных архипелагов Баренцева моря следует выделить три перспективные уникальные территории: Шпицберген (российские поселки Баренцбург и Пирамида), национальный парк «Русская Арктика» и дрейфующая арктическая база «Барнео» возле Северного полюса, принимающая до 300 туристов в год. В настоящий период идет процесс организации национального парка «Русская Арктика», учрежденного в 2009 г. В состав парка планируется включить северную часть архипелага Новая Земля, природный заказник «Земля Франца-Иосифа» и остров Виктория. Общая площадь парка составит 8.4 млн га, из них 6.1 млн га - территориальные воды [5]. Предполагается, что в 2011 г. «Русскую Арктику» посетят не более 1 тыс. туристов. Наука и туризм станут главными направлениями работы парка. Появление в Арктических широтах национального парка позволит закрепить присутствие России в этом регионе. В российских поселениях Шпицбергена, по нашему мнению, необходимо сделать акцент на те виды туризма, которые имеют преимущества перед норвежским Лонгиербюеном, например, горнолыжный и лечебнооздоровительный туризм (прием минеральной воды). Требуется серьезная реконструкция объектов инфраструктуры, перепрофилирование существующих строений под нужды науки и туризма.
Баренцевоморское побережье Кольского п-ова также располагает необходимыми ресурсами для развития прибрежного морского туризма. Живописные бухты и прибрежные участки Баренцева моря способны привлечь туристов не только со всей России, но и из Европы. Здесь на п-ове Рыбачий расположена крайняя северная точка Европейской материковой части России - мыс Немецкий (российский Нордкап). На полуостровах Рыбачий и Средний идет резервирование территории для планируемого здесь до 2018 г. природного парка. После 2008 г., когда с этих территорий был снят режим погранзоны и убран КПП, въезд на полуострова стал свободный и сюда хлынул бесконтрольный поток туристов, которых привозят в основном московские и питерские турфирмы. Уникальное, но хрупкое природное наследие полуостровов Рыбачий и Средний (несколько памятников природы, водопады, горы, песчаные дюны, скалы, птичьи базары) не предусматривает массового наплыва туристов. У территории полуостровов должен быть особый статус. Турфирмы должны заключать договор с администрацией Печенгского района и платить за эксплуатацию местных достопримечательностей.
Баренцево море имеет неповторимый и очень красивый подводный ландшафт, с подводными отвесными скалами и богатым видом глубинных морских животных и растений. Самые популярные среди дайверов места Баренцевоморья - губа Долгая, Красная губа, прибрежные воды Семиостровья и Дальних Зеленцов. На поверхности моря можно увидеть белух, касаток, тюленей, птичьи базары. Основными туроператорами, специализирующимися на морских прогулках и дайвингу в Баренцевом море, выступают компании «Ярус» и «Пилигрим». Туристская фирма «Пилигрим» организует туры на яхте «Катарина» по Кольскому заливу, на остров Кильдин, полуострова Немецкий и Рыбачий
Здесь также перспективен военно-исторический туризм и морская рыбалка. Мурманская Ассоциация прибрежных рыбопромышленников намерена развивать в регионе морской рыбный туризм - весьма выгодный бизнес во всем мире, особенно в соседней Норвегии. Он вполне способен приносить дополнительные средства в региональный бюджет в виде налогов и создать новые рабочие места в депрессивных прибрежных поселениях, таких как, например, пос. Териберка. В объединении рыбаков-прибрежников 6-7 компаний готовы заняться помимо традиционного лова и организацией морского туризма на своих судах, а одно предприятие - «Арктикфлот» полностью перепрофилируется на новый вид деятельности. Выходы в море с туристами на борту - неплохая
альтернатива для прибрежных предприятий, выбравших положенную им квоту на традиционный промышленный лов рыбы раньше времени и вынужденных простаивать свои суда без работы. Однако, чтобы успешно развивать этот бизнес, необходимо решить немало проблем, прежде всего, в несовершенстве законодательства. Федеральный закон указывает, что любительскую рыбалку можно вести с выделенной квотой только на рыбопромысловом участке (РПУ). Но как его выделить в открытом море, где рыба имеет свойство мигрировать и вполне может выйти за границы ограниченного РПУ? В Норвегии, например, нет рыбопромысловых участков как таковых. Море общее для всех. У мурманских рыбаков-прибрежников есть и альтернативный вариант: оформлять туристические выходы в море не как спортивно-любительское рыболовство, а просто как прогулочные рейсы. В этом случае пассажиру разрешается поймать рыбу не в коммерческих целях, а только для личного пользования. Так, например, поступила мурманская компания «Арктикфлот», полностью переоборудовав свое судно «Капитан Евстюгин» из рыболовного в туристическое. Предполагается, что базой для летней морской любительской рыбалки станет Ура-губа. Зимой больше внимания будет уделено дайвингу. По предварительным подсчетам стоимость морского рыболовного тура будет примерно сопоставима с элитной семужьей рыбалкой из-за крупных затрат (один лишь суточный расход топлива обойдется в 28 тыс. руб.). Пока двухдневная рыбалка группе из 8 человек обойдется в 60-70 тыс. руб. [6]. Возможно, в дальнейшем, когда увеличится число компаний, участвующих в морском турбизнесе, морская рыбалка станет доступней. Одним из лучших мест в области для организации морской рыбалки является Териберка. Здесь местные предприниматели пытаются организовать на ярусолове «Ростислав» туристические рыболовные выходы в прибрежную зону Баренцева моря для туристов-любителей. В самом поселке уже обустроено 2 частные гостиницы, где можно переждать непогоду на море. Помимо морской рыбалки, в Териберке активно развивается и семужная рыбалка на реке. Активизация туристического бизнеса в поморском поселении положительно сказывается на социально-экономическом развитии поселка и вписывается в уже действующий российско-норвежский проект возрождения Териберки.
Мурманск с 1990-х гг. развивается как центр международного морского туризма, начальный пункт круизов по северным морям. На протяжении последних 12 лет заходы круизных судов в Мурманск организовывала мурманская туроператорская компания «Нордморсервис тревел», принимая и обслуживая в торговом и рыбном порту за один летний сезон в среднем от 3 до 6 круизных лайнеров с количеством иностранных туристов на борту от 160 до 1 тыс. чел. В летний сезон 2011 г. Мурманск посетили 9 различных судов с туристами, сделав 13 заходов в мурманский рыбный порт . Мурманск включен в маршруты океанических лайнеров «Принцесса океана», «Альбатрос», «Ле Диамант», «Кристина Регина». Потенциально в обозримой перспективе Мурманск мог бы принимать до 200 тыс. круизных туристов в год [1]. Для этого необходима коренная реконструкция причального пассажирского комплекса мурманского морского порта: дноуглубительные и берегоукрепительные работы, удлинение главного пирса, создание пограничного пункта пропуска, реконструкция и расширение морского вокзала. К 100-летию Мурманска (2016 г.) предлагается идея строительства морского фасада «Арктическая гавань», который предполагает создание рекреационной, туристической, культурной зоны в районе морского вокзала. Морской фасад «Арктическая гавань» - это комплекс, который будет включать в себя причал для круизных лайнеров, прогулочную набережную, место стоянки для плавучих музеев -атомного ледокола «Ленин» и подводной лодки К-3 [1].
Для превращения Мурманска в привлекательный для туристов круизный центр международного уровня также необходимо законодательно утвердить право на безвизовый прием иностранных туристов с круизных лайнеров на период до 72 часов. Это даст толчок к развитию туристического сектора экономики, будет способствовать созданию современной городской инфраструктуры и расширению рынка труда. В настоящее время прорабатывается вопрос о восстановлении морского пассажирского сообщения между Мурманском и Киркенесом, которое действовало в 1990-е гг. Кроме того, в 2010 г. проведены международные переговоры с представителями крупнейшего норвежского круизного туроператора - компании «Хуртигрутен» о продлении популярного круизного маршрута Берген - Киркенес до порта Мурманск и, возможно, далее до Соловков и Архангельска. Компания готова включить этот турпродукт в свою круизную программу уже с 2011 г. В Карелии разрабатывается проект кругового водного маршрута на круизных лайнерах по маршруту: Санкт-Петербург - Балтика - Нордкап - Мурманск - Соловки -
* Информация предоставлена пресс-службой Мурманского рыбного порта.
Карелия - Санкт-Петербург. Реализация данных проектов позволит к юбилею города принимать до 50 тыс. круизных туристов.
Наибольшим туристическим потенциалом в Западной Арктике обладает Беломорский регион, в котором выделяются перспективные туристские районы - Терский берег, Кандалакша, Карельское Беломорье, Поморское Беломорье Архангельской области, острова и архипелаги Белого моря. На беломорском побережье наиболее перспективными центрами морского туризма являются: карельская деревня Нильмогуба (дайвинг-центр «Полярный Круг» и наблюдение за морскими животными), Кандалакша (наблюдение за тюленями), поморская деревня Летняя Золотица (центр экотуризма «Живая природа», дайвинг, талассотерапия).
С целью более активного продвижения Архангельской области на российском и международном рынках морского туризма местными туроператорами совместно с областной администрацией разрабатывается проект «Беломорский круиз», предусматривающий развитие круизной линии вдоль побережья Белого моря с заходом на Соловки. Предполагаемый маршрут проекта: Архангельск - о. Мудьюг - Зимнегорский - Соловки - дер. Летняя Золотица - дер. Лопшеньга - Архангельск [7]. Проект предусматривает создание необходимой причальной инфраструктуры и пунктов приема туристов в прибрежных деревнях, приобретение круизного судна, разработка программ экскурсионного обслуживания.
На Терском берегу Кольского п-ова правительством области планируется организовать туристско-рекреационную территорию «Терская» [1]. Природа Терского района является уникальным экосистемным эталоном чистоты, который необходимо оберегать от непродуманной хозяйственной деятельности, а обитающие здесь дикие популяции семги - стратегически важный генофонд атлантического лосося не только в России, но и на планете в целом. Единственную надежду на экономическое возрождение депрессивного и промышленно неперспективного Терского района местные власти и жители связывают с развитием туризма - этнографического, экологического и сельского. Уровень безработицы в районе самый высокий в Мурманской области - 20%. При успешной реализации концепции создания ТРТ «Терская» в обозримом будущем в Терском районе может быть создано до 800 рабочих мест, а число туристов увеличится до 25 тыс. в год [1]. Туристский проект предусматривает строительство гостевых домов, дорог, кафе, создание мастерских традиционных поморских народных промыслов, бесплатное обучение местных жителей профессиям индустрии гостеприимства. По данным областного министерства экономического развития, в 2010 г. Терский берег посетили 10 тыс. туристов, 9 тыс. из них - рыболовы-любители, способные заплатить тысячи долларов за недельную рекреационную рыбалку. Однако коммерческая рыбалка в целях извлечения максимальной прибыли часто организована в тех местах, которые для всех поморов были святыми, - у нерестилищ дикой семги. По мнению местных старожилов и ученых-биологов, рекреационная рыбалка по принципу «поймал-отпустил» негативно сказывается на популяции атлантического лосося. Семги в Варзуге и ее притоке Пане становится все меньше и меньше. Ставка на развитие туризма в Терском районе уже оправдывается: в 2009-2010 гг. в Умбе открылись 3 базы отдыха, гостевые дома появились в Варзуге, Кашкаранцах, Кузомени, Кузреке. За счет туризма ненамного, но уже ощутимо выросла доходная часть районного бюджета.
Наряду с речным рыболовным туризмом целесообразно развивать в Терском районе лечебнооздоровительный туризм (на основе талассотерапии и лечебных морских грязей), наблюдение за морскими животными и морскую рыбалку. Частным предпринимателям вполне по силам организовать выход в море туристов на небольших катерах и баркасах. Развитие устойчивого, экологически гуманного туризма в депрессивных поселениях Беломорья поможет создать новые рабочие места и возродить традиционную поморскую культуру.
ЛИТЕРАТУРА
1. По данным Министерства экономического развития Мурманской области. Режим доступа: http://www.mineconomy.gov-murman.ry 2. Нужен нам берег финляндский // Полярная правда. 2010.21 декабря. 3. Пресс-конференция «Экспедиционный туризм в России. Арктический сезон 2011» 25.05.2011. М. Русское географическое общество. 4. Сезон круизов на Северный полюс завершен. Режим доступа: http://www.travel.ru/news/2011/08/20/ 5. Национальный парк «Русская Арктика» будет создан не ранее 2011 года. Режим доступа: http://www.travel.ru/news/2010/04/17 6. Им бы те участки взять и отменить. Что мешает развитию морского туризма на Мурмане // Мурманский вестник. 2011. 16 июня. 7. По данным Ассоциации Туроператоров по Арктике. Режим доступа: http://www.delinform.ru/article Сведения об авторе
Грушенко Эдуард Борисович - научный сотрудник отдела экономики морской деятельности в Арктике; e-mail: ark_centr@pgi.ru