6 (27) - 2008
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
стратегия развития
металлургического комплекса
россии
Н. В. БЕКЕТОВ,
доктор экономических наук, профессор
директор Научно-исследовательского проектно-экономического института Якутского государственного университета
Металлургический комплекс, являясь базовой отраслью, вносит существенный вклад в экономику России. Успехи в развитии комплекса обусловлены, с одной стороны, общей политической стабильностью, проведенными структурными и институциональными реформами, с другой — исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Высокие цены на металлопродукцию и возможности наращивания ее экспорта обусловили в последние годы значительный вклад металлургии в прирост ВВП.
В составе металлургического комплекса—предприятия по добыче и обогащению руд черных и цветных металлов, нерудных материалов, по производству чугуна, стали, проката, труб стальных, метизов, ферросплавов, огнеупоров, кокса, алюминия, меди, никеля, кобальта, свинца, цинка, олова, сурьмы, ртути, вольфрама, молибдена, ниобия, тантала, редкоземельных металлов, обработке цветных металлов (алюминия, титана, магния, тяжелых цветных металлов), по производству твердосплавной, углеродной, полупроводниковой продукции, по переработке лома и отходов, производству ряда видов химической продукции, большой комплекс предприятий вспомогательного назначения, а также научно-исследовательские и проектные организации.
В связи с введением с 1 января 2005 г. общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), гармонизированного с международными аналогами, отрасль «металлургия» отражена в разделе «Обрабатывающие производства», а горно-рудный передел отнесен к разделу «Добыча полезных ископаемых».
Доля металлургии в ВВП страны составляет около 5 %, в промышленном производстве — 17,3 %, в экспорте — 14,2 %. Доля металлургии в налоговых платежах во все уровни бюджетов составляет 9 %. Как потребитель продукции и услуг субъектов естественных монополий металлургия использует от общепро-
мышленного уровня 32 % электроэнергии, 25 % природного газа, 10 % нефти и нефтепродуктов, ее доля в грузовых железнодорожных перевозках — 20 %.
Металлургическая промышленность является одной из отраслей специализации России в современном международном разделении труда. На сегодняшний день по производству стали Россия занимает 4-е место в мире (уступая Китаю, Японии и США), а по экспорту металлопродукции — 3-е место в мире (экспорт стального проката в 2006 г. составил около 28,3 млн т; из Китая — 52,1 млн т, из Японии — 35,6 млн т). По производству и экспорту алюминия Россия занимает 2-е место в мире, уступая только США; по производству никеля — 1-е место в мире, по производству титана — 2-е место.
Однако несмотря на адаптацию металлургического комплекса к рыночным условиям, ее технико-технологический уровень и конкурентоспособность ряда видов металлопродукции нельзя считать удовлетворительными.
Анализ возможных направлений решения имеющихся проблем обуславливает необходимость разработки единой государственной стратегии развития металлургического комплекса (далее — Стратегии), направленной на реализацию приоритетных задач в рамках каждого из стратегических направлений и предусматривающей развитие сотрудничества между государственными структурами всех уровней, бизнес -сообществом и общественными организациями.
В основу разработки Стратегии положены следующие принципы:
1) создание экономических условий, стимулирующих ускоренное обновление основных производственных фондов металлургического комплекса для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции;
2) конкретизация финансирования инфраструктурных проектов;
- 33
3) концентрация ресурсов на решении приоритетных задач;
4) сбалансированное развитие различных видов производств (подотраслей);
5) обеспечение баланса интересов государства, бизнеса и общественных институтов, заинтересованных в устойчивой работе комплекса;
6) максимальное использование имеющихся конкурентных преимуществ России в области производства металлопродукции;
7) непредоставление государственных субсидий предприятиям отрасли.
Главной целью развития металлургического комплекса России на период до 2015 г. является создание условий для развития экономики России на основе инновационного обновления отрасли, обеспечивающего повышение ее экономической эффективности, экологической безопасности, ресурсосбережение и повышение конкурентоспособности продукции в требуемых экономике России номенклатуре, качеству и объемах поставок (с учетом перспектив развития металлопотребляющих отраслей), поставок на рынок стран СНГ и мировой рынок при максимально возможном балансе государственных интересов России, ее регионов и конкретных акционерных обществ в условиях нахождения страны в ВТО.
Эта цель четко корреспондируется с общенациональными задачами в развитии страны, определенными Президентом России в Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, и с приоритетными направлениями деятельности Правительства РФ (устранение структурных ограничений экономического роста; рациональная интеграция России в мировую экономику; содействие повышению конкурентоспособности российских компаний, усиление их позиций на внутреннем и внешнем рынках; социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации; повышение уровня жизни работников и, соответственно, населения).
Основные тенденции и прогнозные параметры развития металлургического комплекса. Основные тенденции развития металлургического комплекса России в последние годы соответствуют в определенной степени общемировым. Важнейшие из них:
• постоянный рост объемов производства и потребления металлопродукции;
• увеличение объемов экспортно-импортных операций в стоимостном выражении;
• ресурсосбережение и снижение экологического воздействия на фоне мирового повышения стоимости энергоресурсов и требований к охране окружающей среды;
• выход предприятий отрасли на IPO;
• приобретение компаниями активов смежных металлопотребляющих отраслей и объектов инфраструктуры (энергетические мощности, порты и т. д.);
• повышение качественных характеристик продукции и совершенствование ее сортамента;
• укрупнение компаний-производителей и выход их за пределы своих стран в русле глобализации мировой экономики.
Помимо этого, в российской металлургической промышленности сохраняется тенденция диверсификации бизнеса с созданием крупных вертикально- и горизонтально-интегрированных структур с поставщиками сырья и потребителями продукции. Однако при этом развивается и противоположное направление — даже крупные структуры «избавляются» в ряде случаев от недостаточно эффективных производственных звеньев, модернизация которых требует значительных средств. Кроме того, в связи с высокой энергоемкостью производства металлопродукции формируется и укрепляется тенденция приобретения металлургическими компаниями энергетических активов.
В предыдущие годы, начиная с 2002 до 2007 г., Правительство РФ координировало реализацию Комплекса мер по развитию металлургической промышленности в рамках осуществления двухгодичных планов мероприятий на периоды 2002 — 2004, 2004 — 2006 гг.
Действия, предпринятые Правительством РФ по защите внутреннего рынка, отмене импортных пошлин на основные виды высокотехнологичного оборудования, оказанию политической поддержки проектам российских компаний по приобретению активов и участию в приватизации горно-металлургических предприятий за рубежом, уменьшению ограничений, действующих на внешних рынках в отношении российской металлопродукции и другие мероприятия, способствовали тому, что за последние 5 лет (2002 — 2007 гг.) российская металлургия демонстрирует положительные результаты:
• продолжается рост производства (в 2006 г по сравнению с уровнем 2002 г. производство основных видов продукции металлургического комплекса возросло в среднем на 10—20 %, а по некоторым видам — трубы стальные, лист и жесть с покрытием — на 52 % и 70 % соответственно);
• превышен по ряду основных цветных металлов (алюминий, медь, цинк, свинец) уровень производства 1990 г., по черным металлам (стальной прокат — 91 %) это произойдет в обозримом будущем;
• прибыль увеличилась в 7 раз (в текущих ценах);
• инвестиции — в 2,4 раза (в текущих ценах);
• экспорт (в стоимостном выражении) — в 2,8 раза;
• уровень рентабельности продаж составил в среднем (за период 2002 — 2006 гг.) 23 %;
• рост средней заработной платы — около 15— 20 % в год.
Динамика экономических показателей металлургического комплекса представлена в табл. 1.
Динамика экономических пока
Отрасль одной из первых в промышленности России приступила к реализации программ реструктуризации производства и сокращения неэффективных мощностей, что позволило:
• выстроить вертикально-горизонтальные структуры внутри отрасли;
• увеличить производство конкурентоспособной продукции;
• снизить издержки и негативное воздействие на окружающую среду;
Таблица 1
гелей металлургического комплекса
Показатель Годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Индекс промышленного производства, % к предыдущему году
черная металлургия 115,7 99,8 103,0 108,9 105,0 102,0 106,5
цветная металлургия 115,2 104,9 106,0 106,2 103,6 102,8 108,0
Сальдированный финансовый результат, млрд руб., всего 205,3 98,8 86,8 204,6 446,2 420,5 604,8
черная металлургия 68,4 31,6 38,4 101,6 288,9 284,2 355,6
цветная металлургия 136,9 67,2 48,4 103,0 157,3 136,3 249,2
Рентабельность продаж, %
черная металлургия 25,6 12,5 16,5 21,8 36,2 23,8 24,0
цветная металлургия 51,6 34,4 29,8 33,8 36,2 26,1 27,0
Экспорт, млрд долл. США, всего 16,7 14,5 15,2 18,9 31,9 34,2 43,2
черная металлургия 7,7 7,1 8,1 10,8 20,0 22,3 22,5
цветная металлургия 9,0 7,4 7,1 8,1 11,9 13,9 20,7
Импорт, млрд долл. США, всего 4,0 4,1 3,8 4,9 7,0 8,5 11,7
черная металлургия 2,3 2,5 2,4 3,5 5,1 6,3 8,5
цветная металлургия 1,7 1,6 1,4 1,4 1,9 2,2 3,2
Налоговые поступления, млрд. руб., всего н. д. н. д. 76,0 94,8 149,8 143,6 165,0
черная металлургия н. д. н. д. 33,7 48,9 89,7 106,2 115,0
цветная металлургия н. д. н. д. 42,3 45,9 60,1 37,4 50,0
Среднегодовая численность ППП, тыс. чел., всего 1271 1209 1265 1217 1181 1200 1190
черная металлургия 711 727 695 664 656 670 665
цветная металлургия 560 582 570 553 525 530 525
Среднемесячная заработная плата ППП, руб.
черная металлургия 3521,0 4827,8 6055,3 7901,6 9417,0 10830,0 12450,0
цветная металлургия 6180,5 8090,5 9526,5 11578,1 13807,0 15870,0 17500,0
Степень износа основных фондов на конец года, %
вся промышленность 51,9 49,9 52,9 51,4 50,6 49,9 49,3
черная металлургия 53,5 53,6 51,0 49,3 49,0 48,5 48,0
цветная металлургия 44,5 44,8 45,0 43,1 43,0 42,5 42,0
Коэффициент обновления основных фондов, %
вся промышленность 1,5 1,6 1,8 1,8 1,9 1,9 1,9
черная металлургия 0,8 1,4 1,6 1,1 2,0 2,1 2,2
цветная металлургия 2,4 2,8 2,7 3,0 2,7 2,8 2,9
Коэффициент выбытия основных фондов, %
вся промышленность 1,2 1,1 1,2 1,2 1,0 1,0 1,1
черная металлургия 0,6 0,9 1,2 1,1 1,4 1,5 1,6
цветная металлургия 1,0 1,2 1,3 1,2 1,3 1,3 1,4
Инвестиции в основной капитал, млрд руб.
в целом по металлургическому комплексу 55,4 76,7 77,0 86,4 138,4 154,6 186,2
черная металлургия 23,3 31,0 29,0 34,1 73,3 100,8 122,3
цветная металлургия 32,1 45,7 48,0 52,3 65,1 53,8 63,9
Окончание табл. 1
Показатель Годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Охрана окружающей среды:
выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, млн т.
вся промышленность 15,2 15,5 15,8 15,9 16,7 16,8 16,7
черная металлургия 2,4 2,3 2,2 2,2 2,2 2,2 2,1
цветная металлургия 3,5 3,4 3,3 3,3 3,3 3,3 3,2
объем сбросов сточных вод в поверхностные водоемы, млрд куб. м
вся промышленность 34,7 35,2 33,8 33,0 31,9 31,2 31,0
черная металлургия 0,9 0,9 0,8 0,7 0,7 0,7 0,7
цветная металлургия 0,9 0,9 1,0 0,9 0,9 0,8 0,8
• укрепить свои позиции на мировом рынке (в
отдельных сегментах — лидирующие);
• минимизировать социальные проблемы.
Таким образом, завершился важный этап развития отрасли и начался переход к следующему этапу, который в основном предусматривает:
1) активное внедрение инноваций;
2) ресурсо- и энергосбережение с учетом одобренных Правительством РФ предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 г. и на период до 2010 г.;
3) снижение негативного воздействия на окружающую среду, в том числе в рамках реализации проектов совместного осуществления;
4) повышение конкурентоспособности продукции и производительности труда;
5) усиление своих позиций на мировых рынках, в том числе путем процессов слияния и поглощения, международной гармонизации в области систем аккредитации и стандартизации;
6) взаимодействие с металлопотребляющими отраслями, где есть значительный государственный капитал: ТЭК, ОПК, атомное машиностроение, авиастроение, судостроение, автомобилестроение, железнодорожный транспорт, а также реализация нацпроектов, обеспечивающая устойчивый спрос внутреннего рынка на металлопродукцию.
В целом российский металлургический комплекс — это успешный в инвестиционном отношении сегмент экономики. На большинстве предприятий отрасли уже приняты перспективные инвестиционные программы развития на периоды до 2010—2015 гг. По этим программам уже на период 2007—2008 гг. предусматриваются значительные объемы инвестиций в реконструкцию и модернизацию производств, а также создание мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости.
36 -
Однако несмотря на то, что отечественные предприятия способны реализовывать крупные проекты, в том числе и за рубежом, главная задача государства — содействовать этим инвестиционным процессам, происходящим в отрасли, создавать дополнительные возможности для ее участников, а также брать на себя решение задач, которые бизнес решить самостоятельно не может (например, инфраструктурных — в рамках государственно-частного партнерства с использованием средств Инвестиционного фонда) и которые дают значительный мультипликативный эффект.
Поэтому результаты выполнения комплекса мер позволили перейти от оперативного и тактического реагирования на проблемы отрасли к разработке Стратегии развития металлургической промышленности на период до 2015 г.
Надежным источником развития металлургического комплекса должен стать рост экономики, предопределяющий рост внутреннего потребления металлов. В последние годы усиливается тенденция роста емкости внутреннегорынка черных и цветных металлов.
В 2007 г. в России видимое потребление готового проката черных металлов возросло по сравнению с 2000 г. на 11,6 млн т (на 54,6 %) и составило 33,4 млн т. Часть спроса была удовлетворена за счет импорта, который увеличился на 1,9 млн т.
Рост внутреннего потребления черных металлов связан в основном с развитием предприятий машиностроения, на которые приходится более 40 % внутреннего потребления черных металлов, созданием ими новых, современных, прогрессивных видов продукции (автомобилей, железнодорожных локомотивов, вагонов и другого подвижного состава, сельскохозяйственной техники). Росту потребления способствует расширение номенклатуры и создание новых видов продукции
вследствие проведения металлургическими предприятиями мероприятий по повышению технического и технологического уровня производства. Существенно увеличивается потребление черных металлов в строительстве.
Потребление основных цветных металлов на внутреннем рынке в 2006 г. увеличилось: алюминия первичного и вторичного по сравнению с 2000 г. на 35,4 %, меди — в 3,5 раза.
На мировом рынке металлов ситуация для российских экспортеров черных и цветных металлов в последние годы складывалась благоприятно. Наблюдался рост цен по всем основным видам металлопродукции.
Определяющим условием предполагаемого расширения емкости внутреннего рынка металлопродукции является ускорение развития основных металлопотребляющих отраслей экономики — прежде всего, машиностроительного комплекса, включая оборонно-промышленный, а также рост инвестиций. При прогнозировании спроса на металлопродукцию на внутреннем рынке России учитывалось влияние макроэкономической, финансовой, инвестиционной политики и изменений в структуре основных металлопотребляю-щих секторов.
В прогнозируемом периоде продолжится действие основных факторов, определяющих рост спроса на металлопродукцию:
рост мировой экономики (российская металлургия интегрирована в мировой рынок и активно в нем участвует);
импортозамещение отдельных видов машин и оборудования;
необходимость технического перевооружения основных фондов отраслей экономики; реализация новых проектов в промышленности, энергетике, а также реализация национальных проектов;
расширение масштабов строительства и реализация реформ в ЖКХ; обновление парка и совершенствование продукции авиа- и судостроения; обновление парка подвижного состава на железнодорожном транспорте; оживление в сфере сельскохозяйственного машиностроения;
освоение новых месторождений нефтегазового комплекса и строительство новых магистральных трубопроводов;
рост требований к качеству металлопродукции для увеличения конкурентоспособности машиностроения и создания новой техники;
• рост спроса со стороны оборонного комплекса, в том числе обусловленного увеличением объемов экспорта вооружений. В соответствии с прогнозами динамики ВВП, продукции промышленности и инвестиций в основной капитал при определении спроса на металлопродукцию в период 2007—2008 гг. приняты среднегодовые темпы роста ВВП при различных вариантах развития экономики в интервале 6,1— 6,5 %, продукции промышленности — 5,3—5,5 %, инвестиций в основной капитал — 11,2—12,4 %, в период до 2010 г. — соответственно 6—6,2 %, 4,5— 4,7 % и 9,8—10,8 %. В период до 2015 г. — соответственно 6,7—6,8 %, 4,8—5,6 % и 8,4—11,2 %.
В период до 2010 г. можно ожидать оживления развития наиболее металлоемких подотраслей машиностроительного комплекса — станкостроения, транспортного, сельскохозяйственного, строительно-дорожного машиностроения, в которых производство за годы кризиса значительно сократилось, а в период 2010—2015 гг. — опережающего развития наукоемких и высокотехнологичных подотраслей машиностроительного комплекса. Ожидается также, что возрастет спрос на металлопродукцию со стороны предприятий оборонно-промышленного комплекса России и атомного машиностроения. Предполагается реализация программы по освоению новых видов и улучшению качества металлопродукции для автомобильной промышленности (в рамках промышленной сборки предусмотрено увеличение к 2009 г. использования отечественных автокомпонентов до 70 %, в том числе металлосо-держащих) и сельхозмашиностроения, а также реализации судостроительной и авиационной стратегий (с учетом создания объединенной авиационной корпорации и судостроительной корпорации), стратегии развития транспортного машиностроения и энергетической стратегии.
Прогнозируется рост потребления металлопродукции из черных металлов, направляемой на капитальное строительство, включая строительство новых магистральных газо- и нефтепроводов, дорожное строительство и ремонтно-эксплуатацион-ные нужды, а также для обеспечения реализации национальных проектов. Потенциально высоким может быть спрос на металлопродукцию для железнодорожного транспорта — железнодорожные рельсы изношены на 70 % и требуют замены, что окажет положительное влияние на уровень эксплуатационной безопасности железнодорожного транспорта в Российской Федерации. Кроме того, развивается спрос на рельсы для высокоскоростных магистралей.
- 37
Рост потребления готового проката черных металлов по реалистическому варианту прогнозируется против уровня 2005 г. в 2010 г. — на 48,4 %, в 2015 г. — на 66,7 %.
Сохранится тенденция прогрессивных изменений в сортаментной структуре потребления готового проката в связи с опережающим развитием производств, использующих листовой прокат. Доля листового проката в общем производстве проката увеличится с 43,8 % в 2005 г. до 44,7 % в 2010 г. и 48,0 % в 2015 г.
При условии ускоренного развития станкостроения можно также ожидать повышения спроса на сортовой прокат из легированных сталей — инструментальных, подшипниковых, нержавеющих.
В соответствии с мировыми тенденциями и спросом внутреннего рынка опережающими темпами прогнозируется рост производства и потребления жести и проката с покрытиями — против уровня 2005 г. в 2010 г. соответственно в 1,7 раза и в 2015 г. — в 2,8 раза.
Рынок стальных труб, как и прежде, будет зависеть от развития отраслей топливно-энергетического комплекса — нефтедобывающей и газовой промышленности, а также машиностроения и строительства. В связи с этим учитывались потребности обеспечения строительства газовых и нефтяных магистралей отечественными трубами большого диаметра. Ключевые направления и параметры развития трубопроводной инфраструктуры отражены в Энергетической стратегии России до 2020 г. Среди наиболее значимых проектов магистральных трубопроводов — Североевропейский газопровод, нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» и газопровод «Ямал — Центр».
К 2010 г. спрос внутреннего рынка на стальные трубы в связи с развитием добычи газа, нефти и их переработки может составить по реалистическому варианту 10,4 млн т, при этом доля импортных поставок снизится и составит не более 12 %. В 2015 г. спрос может возрасти примерно до 11,7 млн т, а импортные поставки сократятся до 8,5 %. Внутренний рынок стальных труб будет определяться не только строительством новых газо- и нефтепроводов, но и расширением ремонтно-восстановительных работ на действующих трубопроводах (износ отдельных участков — 80 %). Потенциально широк, но пока неплатежеспособен сектор рынка стальных труб, связанный с газификацией и водоснабжением сельских населенных пунктов, мелиорацией земель.
Региональная структура потребления металлопродукции из черных металлов не претерпит существенных изменений. Основными металлопотребляю-
38 -
щими экономическими районами и в перспективе останутся Уральский, Центральный, Поволжский, в которых сосредоточены предприятия машиностроительного и оборонного комплексов, а также Сибирский и Дальневосточный, где основными потребителями металлопродукции являются газовая и нефтедобывающая промышленность. В связи с ростом производства в отдельных отраслях машиностроительного комплекса, включая оборонно-промышленный, возрастет потребление металлопродукции в Северо-Западном районе.
Соответственно изменению макропоказателей экономики страны в целом ожидается также рост спроса на цветные металлы. Развитие внутреннего рынка цветных металлов и прогрессивных видов металлопродукции в период до 2015 г. будет связано с увеличением их потребления, прежде всего в следующих направлениях: алюминия — на производство тароупаковочных материалов, строительных конструкций, транспортных средств; меди
— на создание энергосберегающего безопасного оборудования и приборов, теплообменных аппаратов, прогрессивных видов медного и латунного проката для автомобилестроения, авиации, производства товаров длительного пользования; цинка
— на увеличение производства стальной оцинкованной продукции, резинотехнических изделий и лакокрасочных материалов.
Прогнозируемое увеличение спроса на цветные металлы будет определяться прежде всего расширением потребности в продукции четвертого передела, особенно в алюминиевом и медном прокате (в 2010 г. на 65 % к уровню 2005 г.), латунном прокате (на 55 %). При этом предполагается значительный рост спроса на тонкую алюминиевую ленту толщиной 0,18—0,20 мм для консервной тары, на латунную ленту толщиной 0,05—0,06 мм для автомобильной промышленности, на алюминиевые строительные профили и конструкции уменьшенной металлоемкости с разнообразной защитой и декоративной отделкой. В связи с реализацией авиационной стратегии предполагается значительное увеличение спроса на различные виды прокатной продукции из титановых сплавов. Развитие этих тенденций приведет к увеличению спроса на цветные металлы к 2010 г. в среднем на 40—50 % по сравнению с 2005 г., а к 2015 г. — на 70—80 %.
Ожидаемые результаты реализации Стратегии развития металлургического комплекса. В последние годы металлургическая промышленность России развивалась довольно успешно. Тем не менее, имеется ряд проблем и факторов, затрудняющих развитие отрасли, которые делятся на две группы. Первая
— внутриотраслевые факторы, вторая — внешние по отношению к металлургической промышленности факторы, определяющие «фон», в котором работают предприятия. Негативное влияние ряда факторов может усилиться при вступлении страны в ВТО.
В рамках внутриотраслевых факторов проявились следующие негативные тенденции:
• высокий уровень износа основных промыш-ленно-производственных фондов;
• неконкурентность многих видов используемого рудного сырья и ограниченность ряда видов сырьевых ресурсов; низкая конкурентоспособность рудно-сырьевой базы обусловлена неудовлетворительным качеством добываемого минерального сырья по большинству цветных металлов (кроме никеля, сурьмы), уступающим качеству сырья ведущих стран, формирующих мировой рынок, а также связана со сложными горно-геологическими и экономико-географическими условиями разработки многих месторождений;
• нарушение ранее действовавшего механизма воспроизводства рудно-сырьевой базы металлургии; недостаточна железорудная база черной металлургии Урала и Западной Сибири; не имеется достаточной рудной базы по бокситам, олову, вольфраму, редкоземельному сырью (ит-триевой группы), по отдельным стратегическим металлам — марганец, хром, титан — рудная база в России не освоена; в современных экономических условиях освоение большинства имеющихся месторождений нерентабельно и их запасы числятся как забалансовые;
• повышенные по сравнению с зарубежными предприятиями-аналогами удельные расходы сырья, материальных и энергоресурсов в натуральном выражении на производство однотипных видов металлопродукции;
• низкий уровень производительности труда;
• неразвитость сети малых и средних предприятий, производящих широкую номенклатуру металлоизделий в соответствии с требованиями рынка металлопродукции, особенно при реализации инновационных проектов в машиностроении;
• недостаточное внимание к проблемам охраны окружающей среды на ряде производств, что обуславливает сверхнормативные выбросы вредных веществ в атмосферу и водные бассейны;
• низкая восприимчивость предприятий к внедрению инноваций — прежде всего отечественных;
• недостаточная гармонизация российских и зарубежных стандартов на металлопродукцию;
• обостряются проблемы с обеспечением предприятий квалифицированными кадрами;
• незначителен объем ценных бумаг компаний металлургического комплекса, находящихся в свободном обращении на фондовых рынках. Внешние факторы, сдерживающие развитие металлургической промышленности, следующие:
• недостаточная востребованность металлопродукции на внутреннем рынке вследствие его низкой емкости, прежде всего отраслей машиностроения и металлообработки;
• высокие объемы российского импорта машин, оборудования, механизмов;
• мировой рост цен на энергоносители;
• низкая восприимчивость внешних рынков к российской металлопродукции высоких переделов;
• резкое усиление экспансии Китая и других стран азиатского региона на мировых рынках металлопродукции;
• негативные последствия вступления России в ВТО для основных металлопотребляющих отраслей, замедление темпов их роста. Вследствие изложенного основной системной проблемой металлургического комплекса является несоответствие технического и технологического уровней производства, конкурентоспособности реализуемой в настоящее время металлопродукции перспективным требованиям ее потребителей, целям и задачам высокоэффективного развития отрасли и экономики страны в целом. Данная системная проблема в целом и отдельные ее аспекты создают угрозу росту экономики страны, реализации социальных программ и проектов федерального и регионального уровней.
Общеэкономические конкурентные преимущества российских металлургических компаний будут последовательно сокращаться. В настоящее время определяющее значение для обеспечения экономической конкурентоспособности российской металлопродукции на мировых рынках имеют следующие основные факторы российской экономики: более низкий уровень заработной платы, существенно меньшая стоимость энергоносителей, более низкие амортизационные отчисления, низкие экологические платежи. Эти факторы обуславливают ценовые конкурентные преимущества для металлопродукции российских компаний по сравнению с компаниями промышленно развитых стран.
Стратегия предусматривает в качестве основополагающей цели — инновационно-активное развитие металлургической промышленности, направленное на повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой металлопродукции,
- 39
Увеличение производства и потребления продукции металлургического комплекса*
Таблица 2
Производство и потребление продукции на душу населения, кг/чел.:
2005 г. 2006 г. 2008 г. 2010 г. 2015 г. 2015 г. в % к 2006 г.
Готовый стальной прокат, млн т
54,7 28,5 58,2 33,4 61,0 36,3 66,6 39,5 71,5 47,5 122,9 142,2
Лист и жесть с покрытиями, млн т
2,3 2,6 2,9 2,9 3,5 3,4 40 3,6 6,5 5,0 224,1 172,4
Трубы стальные, млн т
6,7 6,0 79 7,7 93 8,8 10,9 10,4 12,5 11,7 158,2 151,9
Руда железная товарная, млн т
94,5 86,3 102,0 90,3 102,5 91,5 103,0 92,4 104,0 92,5 101,9 102,4
Алюминий, тыс. т
3668,2 708,2 3745,2 740,2 4160,0 910,0 4492,0 1055,0 5390,0 1320,0 143,9 178,3
Медь рафини рованная, тыс. т
987.6 677.7 1009,3 714,3 1024,0 727,0 1034,0 732,0 1090,0 783,0 107,9 109,6
Никель, тыс. т
269,9 10,6 282,8 20,8 289,0 28,2 296,0 35,6 308,0 49,5 108,9 237,9
2005 г. 2006 г. 2008 г. 2010 г. 2015 г. 2015 г. в % к 2006 г.
Готовый стальной прокат
381 406 435 477 515 126,8
198 233 258 283 342 146,8
Лист и жесть с покрытиями
16 20 25 28 46 230,0
18 20 23 27,6 36 180,0
Трубы стальные
47 55 66 78 90 163,6
42 54 62 74 84,4 156,3
Руда железная товарная
658 712 731 738 750 105,3
600 631 653 662 667 105,7
Алюминий
25,5 26,2 29,7 32,1 38,8 148,1
4,9 5,2 6,4 7,5 9,5 182,7
Медь рафинированная
69 7,0 73 ТА 79 112,8
4,7 5,0 5,1 5,2 5,7 114,0
Никель
19 1,98 20 2,1 22 111,1
0,07 0,15 0,2 0,25 0,36 240,0
Примечание: * производство продукции — числитель, потребление продукции — знаменатель
а также на создание новых ее видов, в том числе повышенной степени готовности. В этой связи необходимо стимулировать приток инвестиций в отрасль, направляемых на техническое перевооружение и создание новых производственных мощностей, что даст импульс развитию новых промышленных регионов, обеспечению занятости населения, экономическому росту. Преодоление существующих инфраструктурных ограничений развития может быть достигнуто путем координации планов развития предприятий горно-металлургического комплекса с генеральными схемами размещения объектов электроэнергетики, развития трубопроводного транспорта и сети железных дорог, а также со стратегиями развития других отраслей промышленности и регионов России.
Реализация Стратегии призвана обеспечить:
• сбалансированное высокоэффективное развитие металлургического комплекса, увеличение вклада комплекса в решение общенациональной задачи экономического развития России — повышения ВВП и качества жизни населения России; предполагается следующее увеличение объемов производства и потребления основных видов продукции (табл. 2);
• укрепление позиций России на мировом рынке металлопродукции и рынке СНГ;
40 -
сокращение объемов импорта металлопродукции за счет развития собственного конкурентоспособного производства: в черной металлургии — снижение импорта труб, металла с покрытиями, проката из нержавеющей стали; в цветной металлургии — в основном за счет уменьшения импорта глинозема (в настоящее время его доля составляет более 50 % от общего по цветной металлургии) в связи со строительством российскими компаниями новых глиноземных предприятий в России; увеличение объемов производства продукции глубокой переработки, создание новых ее видов: в черной металлургии — рост объемов выпуска стальных труб, метизов, металла с покрытиями и жести, рельсов, горячебрике-тированного железа; в цветной металлургии — рост объемов производства различных видов алюминиевого, медного, титанового проката и изделий, твердосплавной, редкометалльной продукции;
повышение качества выпускаемой продукции; повышение конкурентоспособности металлопродукции, снижение ее ресурсоемкости: сокращение расхода стали на тонну проката — до 1,1 т; расхода концентратов тяжелых цветных металлов на тонну готовой продукции — до
1,02 т; снижение энергоемкости металлургического передела в 2010 г. — на 10—12 %, в 2015 г. — на 15—17 %; горнорудного передела в 2010 г. — на 8—10 %, в 2015 г. — на 13—15 %; высвобождение 90 тыс. работников в 2010 г., в 2015 г. — 180 тыс. чел. по сравнению с численностью в 2005 г.;
• инновационное совершенствование техники и технологии производства металлопродукции;
• обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы;
• снижение вредного воздействия предприятий отрасли на окружающую среду.
В перспективе возрастает душевое потребление металлопродукции, например, из черных металлов — до 283 кг/чел. в 2010 г. (233 кг/чел. в 2006 г.), 342 кг/чел. в 2015 г., однако по этому показателю Россия по-прежнему будет значительно отставать от основных промышленно развитых стран. По оценке, в 2005 г. душевое потребление металлопродукции составляло 567 кг/чел. в Японии, 469 кг/чел. — в Германии, 427 кг/чел. — в США.
Возрастет также и душевое потребление цветных металлов. В настоящее время душевое потребление алюминия в России в 6,5 раза ниже, чем в США; в 3 раза ниже, чем в Германии; в 4,7 раза ниже, чем в Японии; меди — соответственно, ниже в 8,5; 12,4 и 8,1 раза; никеля — в 2,4; 4,8 и 5,2 раза.
К 2010 г. душевое потребление алюминия в России возрастет по сравнению с уровнем 2006 г. на 44,2 %, меди — на 4 %, никеля — на 66,6 %. В 2015 г. по отношению к уровню 2006 г. — соответственно на 82,7 %, на 14 % и в 2,4 раза.
В результате увеличения спроса на металлопродукцию со стороны практически всех отраслей—потребителей прогнозируется прогрессивный сдвиг в направлении увеличения доли поставок продукции на внутренний рынок.
Основным результатом реализации Стратегии должно стать инновационное обновление отрасли, обеспечивающее повышение ее экономической эффективности, экологической безопасности, ресурсосбережение и рост конкурентоспособности продукции в требуемых экономике России номенклатуре, качеству и объемах поставок с учетом развития металлопотребляющих отраслей как на внутренний, так и на внешний рынки.
Прогноз экономических показателей развития металлургического комплекса в период до 2015 г. представлен в табл. 3.
В результате ускорения темпов внедрения инноваций прогнозируется улучшение производственной структуры металлургического комплекса — в
первую очередь, за счет повышения доли конкурентоспособных мощностей (на всех переделах), а также за счет увеличения доли мощностей для выпуска продукции более глубокой степени переработки, доли импортозамещающих и новых производств. Все это позволит улучшить структуру товарной продукции металлургического комплекса, повысить ее конкурентоспособность и адекватность требованиям рынков.
Доля производства стали в электропечах составит к концу 2010 г. 28 %, в 2015 г. — 32—35 %, в конвертерах в период 2010—2015 гг. — 65—68 %. Мартеновское производство на предприятиях черной металлургии практически ликвидируется, однако оно может сохраниться на неспециализированных предприятиях других отраслей. Ожидаемое изменение структуры производства стали соответствует мировым тенденциям.
Доля разливки стали на МНЛЗ прогнозируется к 2010 г. на уровне 76—79 %, к 2015 г. — 80—97 %. Доля листового металла в общем производстве листового и сортового проката — 58—59 % в 2010 г. и 60—62 % в 2015 г. Эти показатели — современный уровень металлургического производства промыш-ленно развитых зарубежных стран.
В прогнозируемый период будет освоено производство высококачественных длинномерных, толстостенных труб для ТЭКа, широкоформатного толстолистового проката для их производства, а также необходимого проката для ОПК, судостроения, атомного машиностроения. Ожидается расширение производства высококачественного автомобильного листа. Намечается комплексное освоение недр, улучшится ситуация в сфере сбора и переработки лома и отходов черных и цветных металлов.
В цветной металлургии ожидается улучшение производственной структуры за счет увеличения выпуска продукции подотраслями четвертого передела (обработка цветных металлов, спецметаллургия, электродная, твердосплавная, полупроводниковая). Доля продукции этих подотраслей составит к концу 2010 г. 17—18 % от общей по цветной металлургии , а к концу 2015 г. — 22—25 %. Увеличится также доля выпуска металлов и сплавов из вторичного сырья.
В производстве тяжелых цветных металлов предполагается расширение внедрения автогенных процессов с использованием нового плавильного оборудования (прежде всего, барботажного типа) при переработке сульфидного сырья. Доля меди, произведенной с использованием автогенных процессов, в 2010 г. составит 80—85 %, никеля — 65—70 %, в 2015 г. — соответственно 85—90 % и 70—75 %.
- 41
Таблица 3
Прогноз динамики экономических показателей металлургического комплекса (реалистический вариант)
Показатель 2006 г. 2008 г. прогноз 2010 г. прогноз 2015 г. оценка 2015 в % к 2006 г.
Индекс промышленного производства (по ОКВЭД), в % к пред. году
СВ 101,8 100,2 101,3 100,8
DJ 108,8 103,0 103,5 105,5
Сальдированный финансовый результат, млрд. руб. — всего 604,8 615,7 641,1 695,0 114,9
черная металлургия 355,6 357,9 365,1 352,7 99,2
цветная металлургия 249,2 257,8 276,0 306,0 122,8
Рентабельность продаж, % черная металлургия 24,0 23,0 23,5 19,5 81,2
цветная металлургия 27,0 27,0 26,5 24,0 88,8
Экспорт, млрд долл. 43.2 44,7 46,5 49,5 114,6
черная металлургия 22,5 22,7 23,0 23,5 104,4
цветная металлургия 20,7 22,0 23,5 26,0 125,6
Импорт, млрд долл. 11,7 11,4 11,1 10,0 85,5
черная металлургия 8,5 8,2 7,9 7,4 89,2
цветная металлургия 3,2 3,2 3,2 2,6 87,1
Среднегодовая численность работников, тыс. чел. — всего 1190,0 1155,0 1110,0 1020,0 81,3
черная металлургия 665,0 645,0 620,0 560,0 84,2
цветная металлургия 525,0 510,0 490,0 460,0 87,6
Среднемесячная заработная плата работников, руб.1 черная металлургия 12450,0 17400,0 23000,0 34500,0 277,1
цветная металлургия 17500,0 24500,0 32300,0 48500,0 277,1
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб2 186,2 194,02 200,03 207,04 111,2
черная металлургия 122,3 125,02 128,03 130,04 106,3
цветная металлургия 63,9 69,02 72,03 77,04 120,5
Охрана окружающей среды выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, млн т. 5,3 5,1 4,7 4,4 83,0
черная металлургия 2,1 2,0 1,8 1,7 81,0
цветная металлургия 3,2 3,1 2,9 2,7 84,4
объем сброса сточных вод в поверхностные водоемы, млрд м3 1,5 1,4 1,2 1,0 66,7
черная металлургия 0,7 0,6 0,5 0,4 57,1
цветная металлургия 0,8 0,8 0,7 0,6 75,0
1 В ценах 2006 г.
2 Среднегодовой объем в период 2007-2008 гг.
3 Среднегодовой объем в период 2009-2010 гг.
4 Среднегодовой объем в период 2011-2015 гг.
В производстве алюминия доля металла, полученного в усовершенствованных электролизерах с предварительно обожженными анодами и по технологии «сухой» и «полусухой» анод, составит в 2010 г 75—80 %, а в 2015 г. — 80—85 %; будут расширены мощности по выпуску сплавов.
В целом по цветной металлургии расширяются масштабы использования более экологически чистых гидрометаллургических процессов, обеспечивающих, помимо снижения выбросов вредных веществ, вовлечение в производство низкокачес-
4? -
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
твенных промпродуктов и повышение комплексности использования сырья.
В результате активизации инвестиционной деятельности повысятся темпы обновления фондов и фондовооруженность, что положительно повлияет на ресурсоемкость производства и производительность труда.
При совершенствовании технико-технологической базы предприятий улучшится состояние окружающей среды в районах их расположения, вредные выбросы в атмосферу сократятся в 2—2,5
раза. Уже в 2008 г. практически на всех предприятиях будут достигнуты действующие в настоящее время экологические нормы и нормативы.
Однако при этом необходимо учитывать, что металлургическая промышленность является частной отраслью и выбор приоритетов научно-технической, инновационной политики и концентрация финансовых ресурсов для их реализации через различные программы и проекты напрямую зависят от владельцев компаний, корпоративных задач и финансового состояния.
Выполнение планов мероприятий по реализации настоящей Стратегии позволит обеспечить динамичное развитие металлургического комплекса, в том числе с использованием частно-государственного партнерства (в частности, при осуществлении инвест-проектов за счет средств Инвестфонда), современных механизмов корпоративного управления при совершенствовании правовой базы. Это позволит принципиально улучшить конкурентную позицию металлургического комплекса России на рынках сбыта.
Реализация настоящей Стратегии должна увеличить вклад металлургического комплекса в решение общенациональных задач экономического развития России:
А. Решение двух системных задач, определенных «Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации до 2008 года», а именно:
1) преодоление технологического отставания России от ведущих стран мира;
2) высокоэффективное развитие базовых секторов российской экономики с позиций национальной безопасности и конкурентоспособности;
Б. Развитие взаимодействия государства и отраслевого бизнеса (частно-государственного партнерства), направленное на устранение инфраструктурных ограничений развития. Расширение роли заинтересованного в дальнейшем подъеме металлургического комплекса бизнеса не должно сдерживаться ничем, кроме объективных ограничений, связанных с обороной и безопасностью страны.
Эффект от достижения ожидаемых результатов предполагается многоуровневым, в частности: А. На макроуровне:
■ увеличение вклада металлургического комплекса в прирост ВВП за счет опережающего роста производства и продаж продукции отрасли по отношению к динамике роста экономики страны;
■ развитие новых промышленных регионов (Нижнее Приангарье, Забайкалье, Урал Приполярный и др.);
■ содействие решению задач по развитию основных металлопотребляющих отраслей экономики, где есть значительный государственный капитал: ТЭК, ОПК, атомное машиностроение, авиастроение, судостроение, автомобилестроение, транспортное машиностроение;
■ развитие и создание необходимых объектов инфраструктуры (ЛЭП, порты, железные дороги, трубопроводы);
■ повышение обороноспособности страны, способности более эффективно реагировать на современные угрозы ее безопасности;
■ расширение высокотехнологичного экспорта, сокращение импорта и соответствующее улучшение структуры внешнеторгового оборота (без применения субсидий).
Б. На микроуровне:
■ дальнейшее развитие в металлургическом комплексе эффективных рыночно-ориентирован-ных бизнес-структур, обладающих потенциалом саморазвития;
■ повышение инновационной активности и уровня обновляемости фондов предприятий комплекса и смежных отраслей;
■ облегчение доступа предприятий комплекса на финансовые рынки, расширение использования рынка ценных бумаг для привлечения финансовых ресурсов;
■ повышение спроса на научно-исследовательские и проектные разработки;
■ развитие малого бизнеса и повышение его конкурентоспособности, адекватное реагирование на спрос рынка;
В. В социально—экономической сфере:
■ содействие сохранению рабочих мест и привлечению научно-технических кадров в отрасль;
■ создание новых рабочих мест при развитии новых промышленных регионов;
■ повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастной структуры;
■ повышение производительности труда;
■ снижение негативного воздействия на окружающую среду;
Г. В бюджетной сфере:
■ обеспечение дополнительных налоговых поступлений;
■ увеличение экспортной выручки (доходов от продаж).
Основополагающий принцип Стратегии развития металлургического комплекса России — кардинальное повышение конкурентоспособности продукции и производств путем широкого и уско-
43
ренного внедрения инноваций, направленных на ресурсо- и энергосбережение, снижение негативного влияния на окружающую среду, повышение конкурентоспособности в результате активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь этот принцип обуславливает следующие направления решения системной проблемы:
1) повышение технико-экономического уровня производства за счет реконструкции, модернизации и нового строительства;
2) расширение производства на территории России металлопродукции с высокой степенью готовности;
3) снижение удельных расходов сырьевых, топливно-энергетических и трудовых ресурсов на производство металлопродукции;
4) совершенствование структуры экспортных поставок в направлении повышения доли продукции глубокой переработки;
5) развитие импортозамещающих производств;
6) расширение объемов геологоразведочных работ на сырье для нужд металлургии, особенно на хром, марганец, титан, вольфрам, рений и германий;
7) предоставление прав на недропользование с учетом прогнозов производства и потребления минерально — сырьевых ресурсов металлургической отраслью России, соблюдения интересов национальной безопасности;
8) более широкое вовлечение в переработку нетрадиционных видов минерального сырья, а также техногенного сырья и отходов;
9) расширение производства и применения железорудного сырья повышенной глубины переработки — металлизованных брикетов;
10) улучшение экологических характеристик действующих производств путем:
• внедрения экологически безопасных технологий в основном и попутных производствах;
• снижения выхода отходов и удельных выбросов вредных веществ в воздушный и водный бассейны;
• совершенствования стационарных пылеулавливающих установок и водоочистных сооружений с использованием для этой цели новых технологических средств и материалов;
• повышения объемов и эффективности переработки отходов производства, включая создание и отработку экономически приемлемых технологий;
• создания автоматизированных систем контроля за состоянием окружающей среды;
11) привлечение к деятельности производственных структур центров субконтрактинга и аутсорсинга,
способствующее загрузке производственных мощностей предприятий России, привлечению иностранных партнеров и инвестиций, поставщиков оборудования и т. д., обеспечивающих реальную связь между крупными, средними и малыми предприятиями;
12) обеспечение предприятий высококвалифицированными кадрами, в частности, за счет более широкого привлечения новых специалистов и переподготовки работающих.
Реализация Стратегии сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. К таким рискам можно отнести:
1) макроэкономические риски, связанные с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризиса банковской системы, возникновения бюджетного дефицита. По-прежнему важным фактором для развития комплекса продолжает оставаться уровень мировых цен на металлопродукцию, энергоносители, транспортные перевозки. Неблагоприятное изменение мировой конъюнктуры в этих сегментах рынка может привести не столько к снижению объемов производства, сколько к сокращению инвестиций в инфраструктурные проекты (одним из возможных источников инвестиций в инфраструктурные проекты является инвестиционный бюджетный фонд, размер которого напрямую зависит от конъюнктуры цен на мировых рынках энергоносителей);
2) операционные риски, связанные с недостаточной технической и нормативной правовой поддержкой Стратегии. Эффективное и динамичное развитие металлургической промышленности, конкурентоспособность российских предприятий во многом будут зависеть от создания благоприятного правового и экономического климата для инновационного развития.
К неблагоприятным факторам относится отсутствие ряда основополагающих документов, не позволяющих повысить надежность и обоснованность запланированных результатов:
• стратегии территориального развития России на долгосрочную перспективу — в первую очередь, перспективной схемы размещения производительных сил;
• долгосрочного прогноза социально-экономического развития, определяющего темпы роста ВВП, динамику развития основных металло-потребляющих отраслей;
• стратегии развития внешней торговли России, разработанной с учетом состояния мировой экономической конъюнктуры, оценки конкурентных преимуществ России на мировом рынке, объемов экспорта и импорта, их струк-
I: приоритеты и безопасность
туры, степени интеграции России в международное экономическое пространство;
• основных положений демографической и миграционной политики Российской Федерации;
• детализированного баланса металлопродукции как основного инструмента выявления диспропорций в процессе прогнозирования и установления равновесия между спросом на металлопродукцию и ее предложением. Использование указанного инструмента до сих пор не является системным, охватывающим все необходимые уровни (в частности, региональный уровень);
• предоставление в России участков недр полезных ископаемых прямым или аффилированным с ними конкурентам российских предприятий, которые смогут вывозить сырьевые ресурсы для производства металлопродукции, конкурирующей с российской на внешнем и внутреннем рынках;
3) геополитические риски. Успешная интеграция России в международную экономическую систему во многом зависит от стабильной политической ситуации во многих регионах мира. Нестабильность международной обстановки негативно повлияет на реализацию проектов с зарубежными партнерами;
4) техногенные и экологические риски. Любая крупная катастрофа техногенного характера (высокая степень физического и морального износа технических средств, человеческий фактор), природного (наводнения, землетрясения, оползни и т. п.) или социального характера (неправомерное вмешательство в функционирование предприятий, рейдерство, терроризм и т. п.) потребует дополнительных капиталовложений и приведет к отвлечению средств с других объектов. В числе побочных последствий таких происшествий можно ожидать снижение инвестиционной привлекательности и рейтинга доверия к металлургической отрасли со стороны кредитных организаций и международных финансовых институтов.
Приоритетные задачи реализации Стратегии:
1) удовлетворение спроса на металлопродукцию на внутреннем рынке (по всей требуемой номенклатуре), в частности, спроса новых промышленных регионов, спроса на металлопродукцию для реализации важнейших инвестпроектов, национальных проектов;
2) координация планов развития предприятий горно-металлургического комплекса с генеральными схемами размещения объектов электроэнергетики, развития трубопроводного транспорта и сети железных дорог, а также стратегиями развития других отраслей промышленности и регионов России;
3) укрепление позиций России на мировом рынке металлопродукции и рынке СНГ, защита на этих рынках позиций экспортеров;
4) повышение конкурентоспособности металлопродукции, расширение производства продукции с повышенной добавленной стоимостью, снижение ресурсоемкости производства;
5) обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы;
6) уменьшение зависимости металлургии России от импорта металлопродукции и сырья;
7) снижение вредного воздействия предприятий отрасли на окружающую среду (металлургический комплекс относится к числу наиболее экологически неблагоприятных сфер экономики России — 35 % промышленных выбросов в атмосферу, 17 % сбросов загрязненных сточных вод). Ратификация Россией Киотского протокола предусматривает в качестве необходимого условия динамичное ужесточение предельных значений выбросов парниковых газов и активизацию всей природоохранной деятельности предприятий комплекса.
Реализация Стратегии развития металлургического комплекса будет определяться сценариями социально-экономического развития России. В соответствии с прогнозами динамики ВВП и продукции промышленности предусматриваются три сценария развития (оптимистичный, реалистический, пессимистичный).
В реалистическом инновационно-активном сценарии темпы роста ВВП превышают показатели пессимистичного сценария в среднем на 2 — 2,2 п. п. в год и выходят после 2011 г. на целевой уровень, равный около 7 % в год. Такие результаты позволяют рассматривать этот сценарий как целевой сценарий экономического роста.
Оценивая особенности позиционирования российской металлургии на мировом рынке, следует отметить, что при благоприятном развитии экономики России в условиях расширяющейся глобализации и поступательного развития мирохозяйственных связей металлургическая промышленность России в период до 2015 г. достигнет следующих результатов:
• укрепит и расширит свое присутствие на мировых рынках металлопродукции; по производству и экспорту основных видов металлопродукции: стального проката Россия будет занимать 3—4-е место в мире; алюминия, никеля, титана — 1 —2-е место; увеличатся объемы поставок на мировой рынок российской металлопродукции глубокой степени переработки;
• увеличит число крупных бизнес-структур (в том числе транснациональных с участием
- 45
иностранных партнеров), являющихся ведущими «игроками» в соответствующих секторах мирового рынка, что согласуется с основной тенденцией его развития;
• сократит отставание по техническому уровню производства от стран и фирм, являющихся лидерами в мировой металлургии;
• сможет эффективно использовать преимущества вступления страны в ВТО;
• повысит уровни социальной ответственности бизнеса и социальной защищенности трудящихся металлургического комплекса, что приблизит российскую металлургию по этим показателям к ведущим зарубежным бизнес-структурам. Реализация инновационно-активного сценария возможна на основе улучшения инвестиционного климата, благоприятного развития торгово—экономического и политического сотрудничества с зарубежными партнерами. При реализации этого сценария металлургический комплекс должен не только обеспечить растущий спрос на его продукцию, но и стать одним из катализаторов экономического развития и повышения конкурентоспособности российской экономики, важным фактором повышения уровня жизни и развития регионов, инструментом активного геостратегического позиционирования России. Только такой вариант развития экономики позволит реализовать в полном объеме приоритетные задачи Стратегии и достичь запланированных результатов.
Неблагоприятный сценарий развития российской экономики приведет к фактической консервации существующего невысокого технического уровня металлургического комплекса на достаточно продолжительный период времени. При неблагоприятном сценарии развития:
• металлургическая промышленность России утратит свои позиции на мировом и внутреннем рынках металлопродукции;
• усугубится отставание по техническому и технологическому уровню производства;
• возможно ухудшение социального климата на предприятиях металлургии, а также ухудшение социально-экономической ситуации в районах расположения предприятий металлургии.
Представленные в Стратегии количественные параметры развития металлургического комплекса в период 2008—2010 гг. являются прогнозными (в соответствии с прогнозом основных параметров социально-экономического развития Российской Федерации), в период 2011—2015 гг. — оценочными, подлежащими уточнению в процессе ее реализации и разработки соответствующих прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации за пределами 2010 г.
Начало реализации Стратегии: 2008 г., окончание — 2015 г. Стратегию предполагается реализовать в три временных этапа: первый — 2008—2009 гг., второй — 2009—2010 гг.; третий — 2011—2015 гг.
На первом этапе развитие металлургического комплекса будет ориентировано в основном на более эффективное использование имеющихся мощностей.
На втором этапе предполагается ввод новых мощностей, ускоренное техническое перевооружение и обновление сортамента продукции, а также решение комплекса приоритетных задач. Модель ускоренного технического перевооружения предусматривает улучшение инвестиционного климата, проведение дальнейших структурных преобразований, снижение износа основных фондов, повышение технологического уровня.
На третьем этапе помимо ввода новых мощностей прогнозируется закрепление и развитие положительных тенденций, направленных на значительное повышение конкурентоспособности продукции.