ЭКОНОМИЧЕСКИЕ—^— ^g^ ^и^ТЕХНИЧЕСКИЕ^НАУКИ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОВД С ПОЗИЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В.В. АБИРКИН,
адъюнкт кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения
Академии управления МВД России [email protected]
Аннотация. Анализ проблем, возникающих в сфере материально-технического снабжения МВД России, позволил выявить ключевые моменты, являющиеся критическими для дальнейшего роста материально-технического обеспечения ОВД. Проанализированы особенности стратегии материально-технического обеспечения в системе МВД России, показано, что развитие в стране рыночных отношений привело к широкому использованию в МВД России товарно-денежных отношений и экономических методов управления.
Ключевые слова: материально-техническое обеспечение, ресурсное обеспечение, основные задачи, стратегия развития.
STRATEGY OF DEVELOPMENT OF MATERIAL-TECHNICAL AND ADMINISTRATIVE PROVISION OF BODIES OF THE INTERIOR FROM THE POINT OF VIEW OF ECONOMIC SECURITY
V.V. ABIRKIN,
a research student of Chair of organization of financial-economic and administrative provision of Academy of Management of the Ministry of the Interior of Russia
The summary. The analysis of problems in the sphere of material-technical provision for ministry of the Interior of Russia, allowed the author to elicit key aspects crucial for further growth of material-technical provision for bodies of the interior of the Russian Federation. The author managed not only to give analysis of particular features of strategy of material-technical provision in the system of the ministry of the Interior, but also to show that development of market economic relations in this country has led to a broader use of commodity-money relations and economic methods of management by the ministry.
Key words: material-technical provision, resources provision, main tasks, strategy of management.
Удовлетворение потребностей общества, населения, государственных предприятий, предпринимателей и бизнеса в правоохранительных услугах — постоянная задача удовлетворения экономических потребностей его членов. Властные структуры, и среди них ОВД, рассматриваются как инструмент, предназначенный для обеспечения необходимого количества и качества этих потребностей в рамках имеющихся возможностей на данном этапе социально-экономического развития страны. Департамент тыла МВД России, его структурные подразделения, органы материально-технического обеспечения, другие подчиненные и подведомственные подразделения тылового обеспечения ОВД, являясь относительно самостоятельными системами, в то же время выступают в качестве составных элементов системы более высокого уровня — тылового обеспечения системы МВД России как единой системы обеспечения материальными средствами подразделений ОВД.
Обеспечение финансовыми и материальными ресурсами осуществляется в пределах определенных
МВД России лимитов. Устанавливаются нормы расхода ресурсов, порядок их приобретения, хранения, учета и выбытия1. Тыл МВД России организуется в интересах обеспечения деятельности непосредственно самого учреждения.
Финансовая, хозяйственно-организаторская, снабженческая и другие вспомогательные виды деятельности в МВД России имеют большое значение, играя по отношению к таким функциям, как охрана правопорядка и обеспечение безопасности, подчиненную роль. Правда, ни в российской, ни в зарубежной науке управления нет исследований, которые подтвердили бы, что вспомогательная деятельность обязательно существенно влияет на результаты основной деятельности организаций2.
Однако, как показали результаты, есть некоторые исследователи, которые утверждают, что вспомогательная деятельность, если она осуществляется ненадлежащим образом, способна поставить под угрозу реализацию основных задач, для решения которых и создаются те или иные организации. Это в полной
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
мере относится к ОВД3. Дело в том, что любая сложная деятельность (а правоохранительная деятельность, несомненно, таковой является) требует материальных и денежных затрат. Тыловое обеспечение играет большую и неоднозначную роль в формировании необходимого и достаточного потенциала. От уровня и масштабов тылового обеспечения зависят качество и характер основной деятельности.
Во многих странах службы, занимающиеся материально-техническим обеспечением, часто называют службами качества. Вместе с тем, тыловая деятельность всегда ведет к тому, что часть средств и сил организации отвлекается от основной деятельности. В экономической науке эта проблема известна как проблема соотношения основного и вспомогательного производства, или как проблема соотношения производства продукции и ее продвижения.
Обслуживание многочисленных потребителей и само продвижение продукции от производителя к потребителю требуют специальных затрат живого и овеществленного труда. Теоретическая сторона этих проблем исследована западной экономической наукой еще во второй половине XX в., а также советскими экономистами в 70-е и 80-е гг. Позже, на этапе подготовки рыночных реформ в России, появилось немало работ, освещающих цели и содержание обеспечивающей деятельности в условиях рыночных отношений4.
В дореформенный период управление тыловым обеспечением, как сегодня принято называть, в силовых ведомствах носило характер административной деятельности с очень высокой степенью централиза-ции5. От четкой и своевременной работы обеспечивающих служб зависело выполнение поставленных задач ведомств и плановых заданий предприятий. Управление движением материальных ресурсов осуществляли специальные органы. На народнохозяйственном уровне это были Госплан и Госснаб, на уровне министерств и ведомств — самостоятельные специальные подразделения (управления и отделы), на уровне предприятия — службы материально-технического снабжения, сбыта и качества.
В условиях ограниченного финансирования ОВД важно эффективно расходовать денежные средства, направляемые на закупку материально-технических ресурсов. В целях совершенствования порядка размещения заказов в системе МВД России, оптимизации расходования финансовых средств на материально-техническое обеспечение и усиления контроля в области закупок для государственных нужд Департаментом тыла МВД России подготовлен проект приказа МВД России, направленный на урегулирование сложившейся непростой ситуации в рамках законодательства. Проект прошел согласование с заинтересованными департаментами МВД России и одобрен в структурных подразделениях, осуществляющих непосредственное снабжение в системе МВД России. Издание приказа, по мнению Департамента тыла, по-
И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
зволит исключить в дальнейшем такие характерные недостатки в проведении аукционов (конкурсов), как закупка имущества по завышенным ценам, невостребованного имущества, имущества неустановленного образца, низкого качества и не определенного нормами положенности, а также достигнуть рационального расходования денежных средств.
Приказ позволит решить вопросы усиления контроля, централизации и качества маркетинговых исследований, осуществлять единую ценовую и техническую политику в период подготовки аукционов (конкурсов), привлечения к их проведению квалифицированных специалистов и экспертов, решить проблему качества поставляемой продукции, а также исключения участия недобросовестных поставщиков.
В соответствии с концепцией развития ОВД органы материально-технического снабжения решают задачу по созданию централизованной системы материально-технического обеспечения подразделений МВД России в качественно новых для нашей страны социально-экономических и политических условиях рыночной экономики. Характерными чертами этих условий явились динамизм экономических преобразований, социальная напряженность, сложная криминогенная обстановка.
В качестве основных инструментов для достижения поставленной цели были определены:
# четкая правовая регламентация порядка деятельности системы материального обеспечения;
# государственный оборонный заказ;
# конкурсная, договорная и претензионная работа;
# стройная система многоуровневого контроля качества закупаемых предметов довольствия;
# активная работа по изысканию дополнительных источников приобретения ресурсов и альтернативных форм расчетов с поставщиками.
Основные задачи материально-технического обеспечения МВД России:
организация централизованного снабжения материальными ресурсами подразделений МВД России в пределах утвержденных смет, норм положенности и выделенных на эти цели ассигнований;
снабжение материальными средствами подразделений МВД России, действующих при чрезвычайных ситуациях, а также создание оперативных запасов материальных средств на базах (складах) хранения ресурсов для обеспечения подразделений при чрезвычайных ситуациях;
организация работы по формированию и выполнению государственного оборонного заказа МВД России, материально-техническому обеспечению федеральных целевых программ в части, касающейся МВД России;
организация учета и хранения, материальных средств в подразделениях МВД России, осуществление контроля за их рациональным, экономным использованием и расходованием;
ЭК2Н£МЙЧЕСКИЕ___ ^
® участие в разработке и реализации единой технической политики в системе МВД России в области развития и эксплуатации военной и специальной техники.
Основным инструментом для достижения этих целей является государственный оборонный заказ и, как главная его составляющая, — годовой план снабжения материально-техническими средствами подразделений МВД России. Созданная стройная система проведения конкурсов, анализ калькуляции цен продукции, изучение конъюнктуры рынка в центре и регионах позволяют снижать уровень цен на продукцию в среднем на 10—15%.
Многолетний опыт проведения этой работы показывает, что удалось решить следующие задачи:
создать механизм противодействия проникновению на конкурсы некачественной продукции;
осуществлять поставки в установленные договором сроки;
® не допустить образования дебиторской задолженности.
В 2009 г. приоритетами в закупках и обеспечении материальными средствами подразделений МВД России явились: современные виды вооружения и боеприпасы, средства индивидуальной бронезащиты, специальные и бронированные автомобили, средства радиосвязи, продовольствие, патрульно-постовая форма одежды, электростанции и др.
Необходимость развития и совершенствования системы материально-технического обеспечения МВД России обусловлена задачами усиления правоохранительной деятельности, обеспечения правопорядка и борьбы с терроризмом путем рационального использования финансовых и материальных ресурсов, а также поиска дополнительных источников финансирования за счет совершенствования внебюджетной деятельности. В целях принятия действенных мер по борьбе с расточительством, по сокращению и изжитию утрат и недостачи материальных средств должны проводиться комплексные ревизии финансово-хозяйственной деятельности с участием представителей служб материально-технического обеспечения, финансовой службы, групп общественного контроля, членов проверочных комиссий.
Ключевые моменты, являющиеся критическими для дальнейшего роста материально-технической обеспеченности ОВД:
организация централизованного снабжения материальными ресурсами подразделений МВД России в соответствии с нормами положенности в пределах утвержденных бюджетных смет и выделенных на эти цели ассигнований;
поддержание обеспеченности подразделений МВД России материально-техническими ресурсами в объемах, гарантирующих возможность выполнения ими оперативно-служебных и служебно-боевых задач, с приоритетным обеспечением специальных подразделений, подразделений криминальной мили-
И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ции, следственных и экспертно-криминалистических подразделений;
# организация работы по формированию и выполнению государственного оборонного заказа МВД России, материальному обеспечению федеральных целевых программ в части, касающейся МВД России;
# приоритетное снабжение материальными средствами подразделений МВД России, выполняющих задачи в Северо-Кавказском регионе, при чрезвычайных ситуациях;
проведение комплекса мероприятий по сохранению и поддержанию имеющегося парка вооружения и военной техники в постоянной готовности к служебно-боевому применению;
участие совместно с государственным учреждением «Научно-производственное объединение «Специальная техника и связь»» МВД России в разработке и принятии на вооружение новых технических средств;
# организация и осуществление контроля за состоянием учета и хранения, рациональным, экономным использованием и расходованием материальных и финансовых средств в подразделениях ОВД и внутренних войск МВД России;
# привлечение средств бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, обеспечение взаимодействия с другими силовыми структурами по изысканию ресурсов, более широкое применение межведомственной и региональной кооперации в использовании особо сложного и дорогостоящего оборудования;
# совершенствование механизма проведения конкурсов и аукционов на поставку продукции, выполнение работ (услуг) по заказам МВД России с целью защиты имущественных интересов Министерства, предотвращения коррупции, эффективного использования бюджетных средств с привлечением при проведении конкурсов представителей структурных подразделений МВД России, в интересах которых поводятся закупки материально-технических средств либо выполняются работы (услуги);
# обеспечение единой технической политики в области материально-технического снабжения подразделений ОВД;
# совершенствование нормативной правовой базы в области материально-технического снабжения подразделений ОВД.
1 Попов Ю.И., Барикаев Е.Н., Яковенко Е.Г. Тыловое обеспечение административной деятельности органов внутренних дел. М., 2007.
2 Коттс Д. Управление инфраструктурой организации : пер. с англ. М., 2001. С. 40; National Summit Research Indicates Companies Can Achieve Billions in Employee Productivity Improvements // Press release. Washington, 1997. P. 1—4.
3 Хесин Л.Н. Хозяйственная деятельность органов внутренних дел России (управленческие и административно-правовые аспекты) : автореф. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 4; Нелезин П.В. Организационно-экономические про-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ .
блемы материально-технического обеспечения в системе МВД России в условиях дефицита бюджетного финансирования : автореф. ... канд. экон. наук. М., 2001. С. 8.
4 Новиков Д.Т., Нестеров Н.А. Перестройка управления материально-техническим обеспечением. М., 1989; Рабинович И.А. Экономика и управление материальными ресурсами в народном хозяйстве. Киев, 1988; Баскин А.И., Варданян Г.И. Экономика снабжения предприятий сегодня и завтра. М., 1990. С. 207; Гордон М.П. Материально-техническое
^ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
снабжение: перестройка организации управления. М., 1989. С. 142; Литвиненко В.А., Родников А.Н. Логистика и маркетинг в управлении производством. М., 1991. С. 68.
5 Пока не существует нормативного определения силовых ведомств. Не дала четкого определения этого явления и наука управления. Силовыми ведомствами являются министерства, службы, может быть, агентства, которые призваны обеспечивать реализацию установленных законом прав и обязанностей разных субъектов.
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
А.Л. БЕЛЫШКОВ,
аспирант Костромского государственного технологического университета
Аннотация. Показаны основные проблемы малого и среднего предпринимательства в России. Определена важность российского бизнеса для экономического климата в стране. Указаны существенные недостатки в законодательстве по вопросу регулирования и поддержки малого предпринимательства. Предложены методы решения существующей проблемы путем новой государственной программы.
Ключевые слова: государственная программа, малое предпринимательство, поддержка малого и среднего бизнеса.
PROBLEMS OF FORMATION OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA
A.L. BELYSHKOV,
aspirant, Kostroma State Technological University
The summary. The following article reveals the main problems of small and medium-sized enterprise in the Russian Federation as well as it identifies the significance of the Russian business for the economic climate within the country. The author of the article points out the essential drawbacks in the legal system regarding the matter of regulation and support of small enterprises. The author also suggests his own solutions to the existing problem by means of the developed government program.
Key words: government program, small enterprise, support of small and medium-sized enterprise.
На заседании Президиума Госсовета Президент РФ Д.А. Медведев назвал развитие малого предпринимательства важнейшим государственным приоритетом. Отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль: сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения, торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, т.е. расширяет социальную базу проводимых реформ.
В 2007 г. вступил в действие Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», за ним последовал Федеральный
закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства», а вскоре было подготовлено постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Однако, при этом был зафиксирован ряд нарушений законодательства во многих регионах.
Причиной этого служит слабый контроль со стороны органов власти над исполнением мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, к тому же сами законы по поддержке бизнеса не несут в себе никакой основательной базы и их выполнение полностью перекладывается на плечи муниципальных органов управления. Все это привело к следующим неблагоприятным последствиям: $ уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, многие