Научная статья на тему 'Стратегия развития лесного комплекса России на долгосрочную перспективу'

Стратегия развития лесного комплекса России на долгосрочную перспективу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ДРЕВЕСИНА / STRATEGY / TIMBER INDUSTRY / THE INVESTMENT PROJECT / THE WOOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паничев Г. П.

В статье отмечено снижение темпов роста показателей лесного комплекса, намеченных Стратегией развития до 2020 г. Предложены меры по реализации Стратегии на долгосрочную перспективу. Рекомендуется комплекс мер по стимулированию развития лесного сектора экономики, направленных на развитие целлюлозно-бумажной промышленности, увеличение емкости внутреннего рынка лесоматериалов, повышение конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса. Рассмотрены компенсационные меры для защиты внутреннего рынка от необоснованного импорта лесобумажной продукции в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article noted a slowdown indicators of forest complex, planned development strategy up to 2020. Proposed measures to implement the strategy for the long term. Recommended a set of measures to stimulate the development of the forest sector, aimed at the development of the pulp and paper industry, the increase in capacity of the domestic timber market, increasing the competitiveness of small and medium businesses. Consider mitigation measures to protect the domestic market from unreasonable import paper products in terms of Russia’s accession to the World Trade Organization.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития лесного комплекса России на долгосрочную перспективу»

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

Лесной политики, тем более что именно университет одним из первых выступил с инициативой ее подготовки.

В стратегическом плане нам необходимо повышать престиж Российской Федерации, направлять усилия на достижение лидирующего положения в мировом лесном сообществе. Россия сегодня обеспечивает активную поддержку и развитие процессов по сохранению и устойчивому управлению лесами умеренной и бореальной зон.

Хочу выразить надежду, что итогом работы станут выработанные предложения по совершенствованию Лесной политики, которые определят принципы и направления развития лесной отрасли на ближайшие годы.

Библиографический список

1. Лесной кодекс, 2007 г.

2. Бюджетный кодекс, 2012 г.

3. Официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

на долгосрочную перспективу

Г.П. ПАНИЧЕВ, руководитель департамента Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России

Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г. разработана и утверждена двумя министерствами (Минпромторгом и Минсельхозом России) в 2008 г. С этого времени дальнейшее развитие лесного комплекса сверяется с показателями и индикаторами названной стратегии. Показатели работы лесной отрасли в Стратегии развития были спрогнозированы на основе динамики их роста в предшествующие годы. В 2007 г. доля лесного комплекса в ВВП России составляла 1,3 %, объем отгруженной продукции - 4,7 %, экспорта - 3,2 %. В 2011 г. доля ЛК в промышленности России составила 1,8 %, объеме отгруженной продукции - 5,3 %, экспорте - 2,4 %. На сокращение спроса на лесобумажную продукцию на внутреннем и внешнем рынках негативное влияние оказывает вторая волна мирового финансового кризиса, дыхание которого ощущается и в России. Существенную роль в экономической ситуации лесного комплекса продолжают играть системные проблемы:

- низкий технический уровень лесопромышленного производства. Так, в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности более половины оборудования физически и морально устарели и требуют замены;

- технологическое отставание от мирового уровня, которое характеризуется отсутс-

[email protected]

твием внедрения «прорывных» инновационных проектов, позволяющих выйти на производство новых видов лесобумажной продукции, востребованных на внешнем и внутреннем рынках (конструкционные материалы на основе древесины, экологически безопасные листовые древесные материалы, волокнистые полуфабрикаты, полученные без применения хлора, высококачественные виды бумаги и картона для печати и упаковки, современный ассортимент санитарно-гигиенических изделий, малотоннажных видов бумаги для промышленности);

- неустойчивое финансовое положение большинства предприятий лесного комплекса, характеризующееся постоянным снижением рентабельности вследствие высокого уровня материало- и энергоемкости производства, вызванного опережающим ростом цен и тарифов на продукцию и услуги отраслей естественных монополистов;

- крайне низкий уровень российского лесного машиностроения. К настоящему времени большинство заводов лесного машиностроения прекратило деятельность, в результате чего резко снизились объемы выпуска лесозаготовительной техники и деревообрабатывающего оборудования;

- слабо развитая производственная и дорожно-транспортная инфраструктура, которая сдерживает возможности более полного

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

7

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

освоения эксплуатационных лесов и снижает экономическую доступность лесных ресурсов.

Для создания инвестиционной привлекательности лесного комплекса в России был создан механизм приоритетных инвестиционных проектов, оформленный в Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Постановление стимулирует создание комплексных производств, включающих весь технологический процесс производства лесопродукции от лесного хозяйства, заготовки древесины до ее глубокой переработки. В структуре инвестиций ведущее место занимают деревообрабатывающие, плитные и фанерные цеха и предприятия. Таким образом, создаются предприятия, готовые к выпуску конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и минимальным воздействием на окружающую среду. При этом государство предоставляет частным компаниям, инвестирующим в создание и модернизацию предприятий деревообработки, более 300 млн руб., преференции в виде передачи лесных участков в аренду без аукциона, льготы на аренду леса и др. В настоящее время реализуется 118 инвестиционных проектов общей стоимостью 431 млрд руб. и размером расчетной лесосеки 74,4 млн м3. Всего в инвестиционные проекты уже инвестировано 198,2 млрд руб.

Практика реализации инвестиционных проектов показала серьезную зависимость их от кредитных рисков. Велика доля импортной продукции на внутреннем рынке. Более половины объемов бумаги, картона и изделий из них поставляется из-за рубежа. В то же время предусмотренные Постановлением Правительства № 419 преференции государства не предусматривают возможности строительства предприятий по глубокой химической переработке древесины. При сроке окупаемости предприятий целлюлозно-бумажной промышленности 7-9 лет банковские кредиты под их строительство должны быть возвращены банку уже через 5 лет. Срок возврата кредитов недостаточен. Необходимо предусмотреть также меры государственной поддержки не только предприятиям, обеспечивающим импортозамещение (произ-

водство мелованных видов бумаги и картона, упаковки), но и проектам, ориентированным на розничный потребительский рынок (мебель, санитарно-гигиенические изделия, предметы домашнего обихода), деревянное домостроение и биоэнергетику. Развитие глубокой переработки древесины и деревянного домостроения стимулирует спрос населения и внутренний рынок потребления продукции деревообработки. Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России совместно с Минпромторгом подготовил предложения по дополнительным мерам, направленным на поддержку предприятий лесопромышленного комплекса. Это субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива, экспорт лесопромышленной продукции с высокой степенью обработки, новое строительство, приобретение и монтаж нового оборудования, изготовление технической оснастки. Предлагается также освободить от ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в России. Реализуется предложение по отмене вывозных таможенных пошлин на все виды переработанной продукции (пиломатериалы, фанера, целлюлоза, бумага).

Существенной поддержкой инвестпроектов со стороны государства является финансирование научных исследований и разработок. После принятия Стратегии развития лесного комплекса Минпромторгом России профинансированы научные исследования и разработки на сумму более полумиллиарда рублей. Тематика исследований связана в основном с разработкой технологии и оборудования по глубокой переработке древесины.

Анализ фактического состояния с реализацией Стратегии развития лесного комплекса РФ на период до 2020 г. позволяет заключить, что по ряду показателей и индикаторов реализации Стратегии имеет место отставание. Однако, принимая во внимание устойчивые темпы восстановления экономики лесного комплекса в послекризисные 20102011 гг. и состояние реализации приоритетных инвестиционных проектов по освоению лесов, наличие резервов производственных

8

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

мощностей на действующих предприятиях, считаем нецелесообразным на этом этапе вводить серьезные корректировки показателей и индикаторов Стратегии.

Для реализации целей и задач Стратегии необходима разработка дополнительного комплекса мер государственной поддержки и совершенствования регулирования лесопромышленной деятельности, направленных, главным образом, на развитие целлюлознобумажной промышленности и увеличение емкости внутреннего рынка лесоматериалов.

Целесообразно разработать государственную программу по лесопромышленному комплексу, основные положения которой направлены на привлечение инвестиций в капиталоемкие проекты с длительным сроком окупаемости, предусматривающие исчерпывающие меры налоговых, кредитных и других видов льгот на весь период строительства и плановых сроков окупаемости инвестиций. В данную программу включить мероприятия по развитию производств по обеспечению деревянного малоэтажного строительства современными конструкционными лесоматериалами, а также вопросы перевода муниципальных котельных на возобновляемые виды топлива из древесины. Эти мероприятия способствовали бы развитию внутреннего рынка лесоматериалов и устойчивости деятельности лесопромышленных предприятий в условиях кризисных явлений в мировой экономике.

В настоящее время с лесозаготовительными компаниями заключено 54,6 тыс. договоров аренды на площади 215 млн га. Почти половина таких договоров заключена с предприятиями малого и среднего бизнеса, которым сложно конкурировать с крупными лесозаготовительными и деревообрабатывающими структурами. Для активизации их деятельности и развития конкуренции необходимо предусмотреть преференции со стороны региональных властей, внести изменения и дополнения в законы субъектов Российской Федерации, регулирующие полномочия органов государственной власти регионов в сфере лесных отношений в части определения перечня исключительных случаев заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, совершенствовать механизмы краткосрочного

использования лесных насаждений, прежде всего для собственных нужд населения.

В этом году Россия присоединилась к Всемирной торговой организации. Для приобретения защиты внутреннего рынка от необоснованного импорта лесобумажной продукции необходимо разработать компенсационные меры, включая:

- разработку квот поставок лесопродукции на внутренний рынок и методологическое обеспечение для определения этих квот;

- разработку технических регламентов, стандартов, сертификационных правил и требований, исключающих поставку на внутренний рынок некачественной продукции;

- определения преференций отечественным производителям лесопродукции при размещении государственного заказа на поставку продукции для государственных нужд, в том числе мебели для учреждений госсектора и корпоративных структур с государственной долей собственности, деревянных домов заводского изготовления, строительных и конструкционных материалов для малоэтажного деревянного домостроения и в других случаях.

В целях реализации сценария инновационного развития лесного комплекса должно быть обеспечено стимулирование развития фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ путем увеличения финансирования научных организаций за счет бюджетных средств и стимулирования участия лесного бизнеса в финансировании научно-исследовательской деятельности.

Библиографический список

1. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 31.10.2008г.

2. Дементьев, А.Д. Стратегия развития лесопромышленного комплекса. Роль важнейших инвестиционных проектов. Выступление на круглом столе «Развитие лесоперерабатывающей промышленности в Российской Федерации» Минпромторга РФ 29.09.2010г. Официальный сайт Минпромторга России http://www.minpromtorg.gov.ru/.

3. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/.

4. Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года. Продовольственная и сельскохозяйственная организация объединенных наций. Рим, 2012.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.