ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
УДК 330.322
стратегия развития инвестиционном и инновационной деятельности в регионе
(на примере Ставропольского края)
с. в. Митрофанова,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной работы Б-таП: fartim@Пst ги Ставропольский государственный университет
В статье рассматриваются вопросы разработки стратегии развития инвестиционной и инновационной деятельности в регионе на основе анализа конкурентных преимуществ территории. Анализируются факторы, влияющие на создание данной стратегии. Рассматриваются проблемы, тормозящие инновационную и инвестиционную активность на территории. Предлагаются условия, при которых стратегия развития инновационной и инвестиционной деятельности в регионе может быть успешной.
Ключевые слова: инновационная и инвестиционная деятельность, инновационные и инвестиционные риски, стратегия развития инновационной и инвестиционной деятельности в регионе.
В современных российских социально-экономических условиях динамика развития региона во многом определяется его способностью к реагированию и принятию инновационных решений в социально-экономическом развитии и, как следствие этого, инвестиционной привлекательностью. Важнейшим условием успешного развития территории является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций за счет создания действующей инновационно-инвестиционной стратегии. Определяющим фактором данной стратегии региона является его образ, сложившийся в восприятии российского сообщества.
Каждый регион представлен в массовом сознании образом, наделенным уникальными характеристиками. Такие представления являются своего рода концентратом общественного мнения, позволяющим в критические минуты почти мгновенно принимать те или иные решения политикам, общественным деятелям, бизнесменам, административным служащим, маркетологам, СМИ.
Образ Ставрополья на постсоветском пространстве ассоциировался как «житница» и «здравница». Данные ассоциации можно констатировать и сегодня. Объективно оценивая Ставропольский край можно отметить, что он имеет уникальные условия для социально-экономического развития: выгодное геополитическое положение; локальная эксклюзивная рекреация (Кавказские Минеральные Воды); наличие условий для развития сельского хозяйства; ресурсно-сырьевой, инфраструктурный потенциал. Если рассматривать субъективно, возникает вопрос, востребованы ли эти условия и являются ли они инвестиционно привлекательными.
19 января 2010 г. Указом Президента России был создан Северо-Кавказский федеральный округ (административный центр г. Пятигорск), выделенный из Южного федерального округа. В округ вошли семь регионов: Дагестан, Ингушетия, Ка-
бардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия — Алания, Чечня и Ставропольский край.
Данное объединение повлекло за собой как положительные, так и отрицательные тенденции развития Ставропольского края. Положительным и, возможно, конкурентным преимуществом является то, что Ставропольский край называют «воротами» для развития социально-экономической деятельности в национальных республиках Северного Кавказа. Ставропольский край может явиться своеобразным потребительским центром Кавказа, и при грамотной политике край может иметь большие выгоды от расположения на пути трансграничных потоков между Россией и Кавказом. Также Ставропольский край рассматривается как стабилизатор межнациональных отношений на Северном Кавказе.
Но хотелось бы отметить и минусы. Одной из отличительных черт Северо-Кавказского федерального округа является социальная напряженность. В качестве одной из основных причин социальной напряженности российское руководство указывает на высокий уровень безработицы. Действительно, согласно данным Министерства регионального развития РФ за февраль 2011 г., в национальных республиках Северного Кавказа уровень регистрируемой безработицы (отношение численности безработных, зарегистрированных органами службы занятости, к численности экономически активного населения) выше, чем в среднем по России. Это сказывается и на сопредельной территории — в Ставропольском крае, куда направляется поток незанятых трудовых мигрантов. Немаловажную социальную проблему для округа и его территорий представляют конфликты разного рода, особенно актуальны для Кавказа террористические акты.
Все это повлекло за собой изменения инвестиционной привлекательности Ставрополья, так как сопредельные территории характеризуются нестабильной политической, социальной, экономической ситуацией, то велики инвестиционные риски.
В связи с этим, для региона необходимо формировать новую эффективную стратегию инновационного и инвестиционного развития.
Эффективная инновационно-инвестиционная стратегия социально-экономического развития региона должна строиться на основе анализа особенностей территории, ее стартовых возможностей и пролонгировать направления создания конкурентоспособности, как на внутренних, так и на внешних рынках. Приоритеты развития территории должны
отображаться в брендовой и имиджевой политике, которая является неотъемлемой частью данной стратегии региона.
На развитие инновационной активности и инвестиционной привлекательности влияет множество факторов, основные из них следующие:
• население, обладающее культурными, социальными, демографическими, этническими, лингвистическими характеристиками;
• географический ландшафт и экосистема, определяющие обеспеченность природными ресурсами, экологическую динамику, преимущества и недостатки территориальной расположенности;
• региональное хозяйство, обусловливающее взаимодействие с ландшафтом и другими территориальными системами;
• административно-правовая структура как основа территориального управления системой. В настоящее время многие регионы России
сталкиваются с проблемами, тормозящими их инновационную и инвестиционную активность.
Во-первых, это проблемы общегосударственного масштаба, возникшие в регионе в связи с тем, что он является частью страны.
Во-вторых, это проблемы региональной природы, обусловленные историческими, природными, демографическими факторами, отличающими тот или иной регион страны.
В-третьих, существуют проблемы, порожденные ошибками в управлении хозяйством страны или региона, обусловленные несовершенством управления, требующие для своего решения соответствующих изменений методов и организации управления.
В-четвертых, это социально-экономические проблемы, которые включают в себя производственно-экономические, финансовые, социальные.
Необходимо отметить еще одну немаловажную проблему, которая состоит в том, что существует значительная неравномерность экономического развития регионов России. Необходимо, чтобы проводимые социально-экономические преобразования приобрели ярко выраженную региональную направленность, так как регион имеет свойства территориального пространства, в котором, во-первых, осуществляется жизнедеятельность проживающего населения, во-вторых, функционируют производство, распределение, обмен, накопление, потребление материальных и духовных благ, то есть полный цикл территориального воспроизво-
дительного процесса. В этих условиях возрастает приток не только внешних финансовых ресурсов, но и внутренних, положительно влияющих на социально-экономическое развитие региона и его конкурентоспособность.
Стратегия развития инновационной и инвестиционной деятельности в регионе рассматривается в ракурсе выработки первоочередных мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического состояния территории, мобилизацию ресурсов и обеспечение необходимых условий жизнедеятельности населения всех городов и районов, расположенных на территории, и вывод региона на конкурентоспособность. Целевые установки и задачи данной стратегии вырабатываются органами власти региона при участии местного самоуправления с учетом сформированной федеральным центром концепции инновационно-инвестиционного развития регионов.
Стратегия развития инновационной и инвестиционной деятельности в регионе должна подразумевать соблюдение следующих условий:
• максимально экономичное использование всех собственных ресурсов территории (которые могут быть вовлечены в производственно-экономические связи);
• формирование и содержание производственной инфраструктуры общего назначения (адекватной потребностям всех категорий потребителей соответствующих услуг);
• создание и постоянное обновление материально-технической базы развития всех отраслей непроизводственной сферы. Экономическим факультетом Ставропольского
государственного университета в 2010 г. было проведено социологическое исследование по оценке инвестиционной привлекательности Ставропольского края среди внешних и внутренних предпринимателей.
Факторами, определяющими инвестиционную привлекательность, являются экономические, политические, финансовые условия, влияющие на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику региона. В этой связи в ходе исследования была предпринята попытка выявления мнения экспертов о каждой из составляющих инвестиционной привлекательности Ставропольского края.
Эксперты проанализировали уровень производства в Ставропольском крае и оценили его преимущественно как ниже среднего, а некоторые из
них отметили явную «закрытость» региона в части привлечения крупных инвесторов. Анализ интервью позволил выявить благоприятную картину, большинство экспертов оценивают предпринимательскую активность как среднюю и выше средней. Вместе с тем некоторые эксперты указывают на ряд факторов, сдерживающих рост предпринимательской активности среди широких слоев населения: забюрократизированность местных регулирующих процедур, непоощрение реальной конкуренции местными властями, коррумпированность всех ветвей власти, патерналистические ожидания большинства населения, которые приводят к низкой предпринимательской активности.
Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что по основным социально-экономическим показателям большинство экспертов оценивают уровень развития Ставропольского края как средний, и только уровень производства — ниже среднего. Уточняя причины такой оценки уровня производства, экспертам было предложено назвать виды экономической деятельности региона, которые, по их мнению, важны для формирования ВВП страны (см. таблицу) и оценить использование их потенциала.
Из числа респондентов, назвавших вышеперечисленные отрасли народного хозяйства, большинство оценили использование их потенциала как неэффективное: сельское хозяйство — 76 % экспертов; рекреационно-туристическая отрасль — 87,7 % экспертов; промышленное производство — 100 % экспертов; нефтехимия — 100 % экспертов; переработка сельскохозяйственной продукции — 66,7 % экспертов, и 33,3 % ответили, что потенциал этой отрасли не используется вообще.
И только использование потенциала химической промышленности и розлив минеральной воды эксперты оценили как эффективные виды экономической деятельности.
Показателем инвестиционной привлекательности региона является благоприятный инноваци-
Виды экономической деятельности региона, значимые для формирования ВВП страны
Вид экономической деятельности %
Сельское хозяйство 87,5
Рекреационно-туристическая отрасль 50
Промышленное производство 25
Нефтехимия 18,75
Переработка сельхозпродукции 18,75
Химическая промышленность 12,5
Розлив минеральной воды 6,25
90
80
70
60
50
40
Низкий
Ресурсно-сырьевой Инфраструктурный Инновационный
онный и инвестиционный климат, который складывается из потенциала территории и инвестиционных рисков. Респонденты оценили инвестиционный климат Ставропольского края по следующим критериям:
• ресурсно-сырьевой (обеспеченность запасами основных видов природных ресурсов);
• производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения);
• потребительский (покупательная способность населения);
• инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
• интеллектуальный (образовательный уровень населения);
• институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
• инновационный (уровень внедрения достижений НТП).
Инвестиционный потенциал Ставропольского края оценивается как средний, по большинству критериев — производственному, потребительскому, интеллектуальному и институциональному. Ресурсно-сырьевой и инфраструктурный критерии оценены выше среднего, а инновационный — ниже среднего (рис. 1).
По мнению респондентов, наиболее высоким является инфраструктурный потенциал, т. е. экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность, также высоко оценили потребительский потенциал региона, который создает благоприятные условия для вложения инвестиций в сферу потребления.
Крайне негативным фактором является то, что эксперты низко оценили инновационный потенциал края.
Ниже среднего
Средний
Производственный Интеллектуальный
Выше среднего
Высокий
■ Потребительский Институциональный
Рис. 1. Оценка инвестиционного потенциала Ставропольского края, %
Рис. 2. Конкурентные преимущества Ставропольского края, %
Наряду с обобщенной оценкой инвестиционного потенциала края, глубинное интервью позволило выявить его конкурентные преимущества и инвестиционно привлекательные отрасли (рис. 2).
Заслуживает внимания тот факт, что большинство экспертов (56,25 %) в качестве основных конкурентных преимуществ назвали природно-климатические условия: климат, экология, природный ландшафт, а также основанные на этом условия для развития туризма — 25 % (практически не разработанная ниша туризма); эколого-курортный потенциал — 18,75 % (наличие бальнеологической системы, курортной зоны, источников минеральной воды); сельское хозяйство — 31,25 %.
Связывая конкурентные преимущества Ставропольского края с инновационно и инвестиционно привлекательными сферами, большинство экспертов назвали рекреационно-туристический комплекс и сельское хозяйство.
Анализируя ответы респондентов, можно утверждать, что из двух указанных инновационно и инвестиционно привлекательных социально-экономических сфер региона только одна основывается на эксклюзивном отличии от сопредельных территорий (рекреация Кавказских Минеральных Вод), что делает ее наиболее конкурентоспособной и перспективной для продвижения продукции на российском и международном рынках.
Удалось выявить и негативные факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность Ставропольского края, а именно:
• границы с территориями с нестабильной социально-экономической ситуацией (89 %);
• коррупция в органах власти (70 %);
• низкий уровень управления (63 %);
• наличие административно-правовых барьеров (60 %);
• неэффективность регулирование межнациональных отношений (58 %) и др. Инвестиционные риски вырастают на тех
территориях, которые являются нестабильными и нерегулируемыми, инвесторы подчас опасаются не возврата финансовых вложений.
Обобщая оценки инвестиционного климата региона, были выявлены инвестиционные риски, по мнению респондентов (рис. 3).
Можно говорить о том, что высокие показатели финансовых и экономических рисков связаны с общемировыми кризисными тенденциями, а не с особенностями самого региона. Тогда как высокие значение политических и управленческих рисков еще раз подтверждают выделенные ранее тенденции. Вызывает особое опасение тот факт, что эксперты практически единодушно отметили высокий уровень криминоген-ности как фактор, негативно влияющий на инвестиционный климат: криминогенная обстановка во многом обусловлена проблемами многонациональных отношений, коррупционной продажей земель сельскохозяйственного назначения и др.
Целевой установкой стратегии развития инновационной и инвестиционной деятельности должно стать формирование благоприятного климата на территории Ставропольского края в целях привлечения финансовых ресурсов как внешних, так и внутренних инвесторов и развития потенциала региона.
70 60 50 40 30 20 10 0
Реализация целевой установки может обеспечиваться посредством комплекса мероприятий по следующим направлениям:
• обеспечение позитивного имиджа Ставропольского края;
• информационная поддержка деятельности Правительства Ставропольского края и принятия управленческих решений;
• предотвращение искажения информации о социально-экономическом развитии края и общественно-политической ситуации в регионе;
• обеспечение представителей бизнес-сообщества и потенциальных инвесторов актуальной, своевременной, полной, достоверной, объективной информацией;
• поддержка информационного обеспечения взаимовыгодного сотрудничества и партнерства с различными субъектами экономических отношений как внутри страны, так и за ее пределами;
• информационная поддержка интересов Ставропольского края на федеральном уровне. Для эффективной реализации стратегии необходимо определить механизм управления ею как частью региональной системы, которая включает в себя также инновационные и инвестиционные объекты и субъекты. Основополагающим началом формирования механизма управления стратегией служит определение конкретных объектов и субъектов управления, интересных для инвесторов. Объекты воздействия региональных органов власти определяются системой стратегических целей, установленных в процессе формирования региональной
// \
//д \
/• / \ .' ✓ \ / 4 \ ....„*■------------
/ / у ....... / .ж..........-........................ {.......V ">.' \ \ ... \ \
/ ' ' / / / _______ ^ ____,-х/ \ О---. А ♦
— .
--*------Г-------,-
Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
Финансовые -□-• Экономические —а— Социальные
Криминогенные ..............Правовые --о-- Информационные
• Политические - Управленческие
Рис. 3. Оценка инвестиционных рисков Ставропольского края, %
стратегии развития инновационной и инвестиционной деятельности.
Для создания положительного инновационного и инвестиционного климата в Ставропольском крае необходимы проведение целенаправленной социально-экономической политики и реализация комплексной стратегии, состоящей из ряда элементов, способствующих созданию конкурентоспособности территории:
• всесторонний анализ внутренней и внешней среды, выделение сильных и слабых сторон развития и на этой основе определение приоритетных возможностей роста и преодоление угроз, влияющих на создание негативного образа региона;
• определение и реализация только тех инвестиционных проектов, которые смогут обеспечить высокий мультипликативный эффект роста деловой и инвестиционной активности в регионе;
• систематические офици-
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА
Текущий целевой уровень
Краткосрочный целевой уровень
Конкурентоспособность продукции, товаров и услуг, производимых в регионе
Финансово-экономическое состояние территории
Долгосрочный целевой уровень
Инвестиционно-инновационная привлекательность региона, создание конкурентоспособности на межрегиональных рынках
По средствам реализации внутренних конкурентных преимуществ региона:
- НИОКР, эффективная маркетинговая деятельность, по продвижению имиджа региона;
- темпы освоения научно-технических достижений, доля инноваций в производстве продукции в регионе;
- уровень квалификации и степень обеспеченности трудовыми ресурсами;
- эффективность использования информационных ресурсов, логично встроенных в бизнес-процессы региона;
- эффективность промышленного производства, темпы роста выпуска региональной продукции;
- показатели финансово-экономического состояния региона и др.
По средствам реализации внутренних и внешних конкурентных преимуществ региона:
- государственная поддержка инновационной деятельности в регионе;
- льготное кредитование и налогообложение инновационной деятельности;
- эффективная социально-экономическая адаптация инфраструктуры региона;
- выгодное геополитическое положение региона;
- эффективное использование природно-климатических условии;
- динамичность и емкость внутреннего рынка;
- социально-политическая ситуация в регионе и др.
альные действия, направленные на улучшение облика Ставропольского края в целом, в том числе через принятие документов и заявлений стратегической направленности, позволяющих планировать долгосрочное сотрудничество со Ставропольским краем; развитие принципа информационной открытости. Прежде всего организация реального взаимодействия на конструктивной основе журналистов из федеральных и зарубежных СМИ, политических и общественных деятелей с лицами в Правительстве Ставропольского края, принимающими решения о привлечении в Ставропольский край инвестиций (турпоездки, научные и деловые конференции, стажировки и обучение) для получения ими собственных
Рис. 4. Классификация уровней обеспечения конкурентоспособности региона
впечатлений о Ставропольском крае и снижения их зависимости от СМИ. Стратегия развития инновационной и инвестиционной деятельности в регионе должна включать в себя действенные рычаги и инструменты воздействия на данную деятельность, которая направлена на продвижение конкурентоспособных отраслей и сфер региона. Прежде всего необходимо стратегическое планирование долгосрочного эффективного социально-экономического развития территории с учетом стабильного и активного предпринимательского климата. Стратегическое планирование в управлении стратегией можно представить через классификацию уровней обеспечения конкурентоспособности региона (рис. 4). Предложенная схема
является вариативной и мобильной и зависит от стратегических задач социально-экономического развития региона.
Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что стратегическое планирование в области развития инновационной и инвестиционной деятельности в регионе — это процесс, базирующийся на глубоком изучении внешних и внутренних факторов детерминирующих процесс социально-экономического развития. При этом следует отметить, что приоритетной целью планирования являются капитализация конкурирующих преимуществ территории и минимизация негативных факторов, влияющих на ее инновационно-инвестиционную привлекательность.
Таким образом, стратегия развития инвестиционной и инновационной деятельности в регионе — это изучение и установление причинно-следственных связей, влияющих на развитие субъекта, которые позволят определить те направления и
мероприятия, следование которым приведет к комплексному решению проблем территории и станет залогом успеха любых начинаний.
Список литературы
1. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005.
2. Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 2000.
3. Владимирова Е. Ю. Социальная политика в странах СНГ: приоритеты, тенденции. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2002. С. 186—187.
4. Инвестиции: региональный аспект. М.: Институт переходного периода, 2002.
5. Митрофанова С. В., Смирнова Е. В., Черникова И. В. Инвестиционная привлекательность и конкурентные преимущества в контексте формирования региональной инвестиционной стратегии. Ставрополь: Изд-во «Графа», 2010.