ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
ББК 65.010.63
Долинская А.А.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РАСШИРЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ
Dolinskay A.A.
THE STRATEGY OF THE SMALL BUSINESS INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT IN THE SERVICE SPHERE IN THE CONDITIONS OF ENTREPRENEURIAL ENVIRONMENT ENHANCEMENT
В статье обосновывается необходимость стратегического подхода к выбору наиболее перспективных направлений развития инфраструктуры малого бизнеса в сфере услуг. На основе аналитического обобщения действующих форм поддержки малого бизнеса в сфере услуг предложена организационная инфраструктура малого бизнеса в условиях расширения международной предпринимательской среды в сфере услуг.
Ключевые слова: инфраструктура, малый бизнес, стратегия развития, организационные формы, предпринимательство.
The necessity of strategic approach to the option of the most perspective directions of small business development in the service sphere has been stipulated in the article. The organizational infrastructure of small business in the conditions of international entrepreneurial environment enhancement in the service sphere on the basis of analytical generalization of the existing ^ forms of small business support in the service sphere has been developed.
Key words: infrastructure, small business, strategy, organizational forms, entrepreneurship.
В условиях начавшейся постиндустриальной модернизации экономики, перехода современной цивилизации на путь устойчивого развития, малый бизнес становится неотъемлемым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие и рост эффективности производства.
Формирование стратегии стабильного развития малого бизнеса в экономике России направлено на реализацию условий, обеспечивающих устойчиво-воспроизводственный режим развития экономики страны и ее регионов, сложившихся под воздействием ее внутренней структурной перестройки, совершенствования институциональной среды, вовлечения в малое предпринимательство трудоспособного населения, обеспечения целенаправленности государственного регулирования и высокой эффективности использования ресурсов.
Малое предпринимательство, как управляемая система и подсистема по отношению к региональной и национальной экономике, обладает рядом признаков системности: экономическая и социальная устойчивость, наличие структуры с совокупностью внутренних связей между подсистемами, внешние контакты с равноценными системами и системами более сложного порядка, относительная автономность опосредующих общественно-экономических отношений, а соответственно, и высокая степень экономико-правовой самостоятельности, направленность на получение совокупного результата, обладание различными внутренними факторами саморазвития.
По результатам исследования Национального института системных исследований проблем предпринимательства, к началу 2013 года в России было зарегистрировано 1 997,0 тыс. малых предприятий (в том числе, 1759,0 тыс. микропредприятий), что на 8,7% больше, чем в предыдущем году. При этом количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей составило 1395,9 ед., что превышает показатель прошлого года на 110,5 ед.
Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 69 регионах.
Наиболее значительный рост показателя отмечен в г. Санкт-Петербурге (на 932,1 ед.), Красноярском крае (на 538,7 ед.), Калининградской (на 531,5 ед.) и Тверской (на 509,0 ед.) областях, Чукотском АО (на 467,3 ед.), Томской области (на 461,3 ед.), Республике Хакасия (на 375,1 ед.), Магаданской области (на 371,1 ед.), Хабаровском крае (на 360,9 ед.), Пензенской (на 336,8 ед.) и Ленинградской (на 330,7 ед.) областях и Ненецком АО (на 307,7 ед.).
Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей за прошедший год сократилось только в 14 регионах. Наиболее значительное снижение отмечено в Забайкальском крае, где число малых предприятий сократилось почти на четверть.
По итогам 2012 года среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 0,6% по сравнению с показателем прошлого года и составила 10 481,1 тыс. человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых составил 22,6%.
Рост среднесписочной численности занятых на малых предприятиях за указанный период отмечается в 49 регионах.
В числе лидеров Чеченская Республика (показатель вырос на 66,4%) и Чукотский АО (на 53,6%).
Наиболее значительное сокращение числа занятых на МП отмечено в Забайкальском крае, Архангельской и Саратовской областях, Республике Хакасия, Карачаево-Черкесской Республике и Амурской области.
Общий объем оборота малых предприятий в Российской Федерации за 2012 год составил 23 465,9 млрд. рублей, что лишь на 3,8% выше показателя 2011 года (с учетом индекса потребительских цен оборот малых предприятий сократился на 2,4%).
За указанный период объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ по сравнению с показателем прошлого года вырос в 59 регионах.
Лидерами по темпам роста показателя стали Чеченская Республика (показатель вырос на 61,8%), Ярославская (на 42,8%), Самарская (на 31,8%) и Ивановская (на 26,6%) области. Снижение оборота малых предприятий с учетом ИПЦ отмечено в 24 регионах. Наибольшее сокращение объема оборота малых предприятий с учетом ИПЦ произошло в Чукотском АО, г. Москве, Республике Калмыкия, Республике Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесской Республике, Амурской и Архангельской областях.
Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 2012 году в целом по РФ составил 521 545,0 млн. рублей, что на 20,9% выше показателя 2011 года (с учетом индекса потребительских цен рост инвестиций в основной капитал составил 13,7%).
К лидерам по темпам роста показателя относятся: Республика Калмыкия (показатель вырос в 3,4 раза), Республика Северная Осетия-Алания (в 3,1 раза), Орловская (в 3 раза), Липецкая (в 2,4 раза), Челябинская (в 2,2 раза), Брянская (в 2 раза) и Курская (в 2 раза) области. Сильное увеличение показателя отмечено в Еврейской автономной области (на 99,7%), Республике Марий Эл (на 91,1%), Амурской области (на 85,9%), Республике Ингушетия (на 82,1%), Республике Мордовия (на 77,9%), г. Москва (на 76,8%), Тульской (на 71,9%), Архангельской (на 66,1%), Псковской (на 66,0%), Калининградской (на 52,5%) и Владимирской (на 50,4%) областях.
Наибольшее сокращение объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ наблюдается в 9 регионах, среди них Республика Тыва (показатель сократился на 89,6%), Республика Хакасия (на 82,6%), Карачаево-Черкесская Республика (на 80,8%), Чукотский АО (на 77,1%), Ямало-Ненецкий АО (на 67,4%), Республика Саха (Якутия) (на 65,2%), Магаданская область (на 63,1%), Тамбовская область (на 59,0%), Республика Алтай (на 57,1%).
В целом, как считают эксперты НИСИПП, итоги деятельности малых предприятий в 2012 году в региональном разрезе можно рассматривать как позитивные. В 69 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. жителей; увеличение среднесписочной численности занятых на МП отмечено в 49 регионах, объемов оборота МП (с учетом ИПЦ) - в 59 регионах; инвестиций в основной капитал на МП (с учетом ИПЦ) - в 56 регионах.
В 2012 году количество малых предприятий в Республике Дагестан увеличилось на 39,3% и составило 7,8 тысяч единиц, оборот малых предприятий составил 149,9 млрд. рублей или 103,9 % к 2011 году. Государственную поддержку получили 12,2 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, создано 2,3 тысяч новых рабочих мест.
В условиях глобальных трансформаций экономическая активность субъектов малого бизнеса в сфере услуг, вследствие социальной и макроэкономической значимости, требует выделения в системе государственного регулирования экономики и внешнеэкономической сферы такой подсистемы, как государственное регулирование инновационной деятельности малого бизнеса. Цели данного регулирования определены принципом рационал-протекционизма, что предполагает: обеспечение защиты интересов малых предприятий; оказание поддержки в создании эффективной инфраструктуры внешнеэкономической предпринимательской деятельности; ограждение малых предприятий, осуществляющих свою деятельность на национальном рынке, от иностранных импортеров; содействие в достижении конкурентных преимуществ малыми фирмами, производящими на экспорт наукоемкой и импортозамещающей продукции и др.
В 2012 году Россия присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО), главная задача которой - содействовать беспрепятственной международной торговле и это событие открывает множество новых возможностей для предпринимателей, поскольку на долю стран-членов организации приходится 97% мирового товарооборота, создаются более благоприятные условия как для доступа российских товаров на мировые рынки, так и для иностранных инвестиций.
Прежде всего, бизнес получает новые возможности в оказании услуг на собственном и внешних рынках в торговле, индустрии свободного времени, финансовых, юридических, информационных, инновационно-инжиниринговых услугах. То есть рынок для каждого российского предпринимателя потенциально существенно возрастает. При этом бизнес приобретает новые возможности международной правовой защиты своей конкурентоспособности не только от корпоративных конкурентов, но и от недобросовестных действий собственного и иностранных государств.
Российские предприниматели впервые получают возможность на равных оспаривать в российских и иностранных арбитражных судах решения предпринимателей других стран, в случае нарушения последними справедливой тарифной политики, например при установлении высоких импортных и сертификационных пошлин на определенные виды продукции, что приводит к резкому повышению цен на товары и услуги, то есть к потере их конкурентоспособности. Но для успешного бизнеса в ВТО нужно учесть, что есть еще одна важная составляющая защиты российских предпринимателей от давления импорта товаров и услуг иностранных конкурентов и одновременно облегчающая им доступ на рынки других стран- членов ВТО.
Мировой опыт показывает, что все страны, которые совершали технологический и экономический рывок выстраивали внутри страны эффективную систему развития и
коммерциализации научных разработок, во многом основанную на развитии и поддержке малого бизнеса, являющегося наиболее динамичным фактором экономического роста, создавая, таким образом, инфраструктуру.
Инфраструктура малого бизнеса - это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных, коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности малых предприятий в сфере услуг, обеспечивая среду и условия функционирования, необходимые для развития бизнеса с целью повышения эффективности производства и реализации товаров, работ и услуг.
Инфраструктура призвана предоставлять дополнительные возможности для субъектов малого бизнеса, способствующие преодолению специфических трудностей и проблем, с которыми сталкиваются как начинающие предприниматели, так и предприниматели, уверенно стоящие на ногах.
Экономическое содержание организационной инфраструктуры малого бизнеса раскрывается через систему ее функций: функция создания общих условий, системообразующая функция, функция создания общих условий для инновационного развития, функция обеспечения неразрывности рациональных товарных и денежных, информационных и других потоков, создание общих условий для повышения эффективности воспроизводства в предпринимательском секторе экономики. Исходя из этого, организационной инфраструктурой субъектов малого бизнеса является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации областных программ развития субъектов малого предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого предпринимательства и оказания им поддержки.
За последние годы в стране созданы различные негосударственные структуры поддержки малого бизнеса, которые оказывают все более заметное влияние на развитие этой сферы деятельности. К негосударственной инфраструктуре предприятий малого бизнеса относятся: банки, страховые и лизинговые компании, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, холдинговые компании, аудиторские фирмы, арбитражные суды, ассоциации предприятий малого бизнеса. В эту категорию включаются также технопарки, бизнес-инкубаторы, торгово-промышленные палаты. (рис.
Рисунок 1 - Инфраструктура малого бизнеса 126
К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем. Ассоциации, союзы, объединения, лиги и прочие образования зарегистрированы и действуют практически в каждом регионе РФ. Только на федеральном уровне в Торгово-промышленной палате РФ зарегистрировано более 50 таких объединений. Они призваны играть очень важную роль в защите интересов малых предприятий. Крупнейшей и наиболее авторитетной структурой на сегодня является Торгово-промышленная палата Российской Федерации, в состав которой входят более 110 региональных и городских торгово-промышленных палат.
Как показало проведенное исследование, несмотря на то, что технопарки и бизнес-инкубаторы предоставляют широкий перечень услуг, связанных с поддержкой и развитием малых предприятий, их количества в России недостаточно для помощи хотя бы половине представителей малого бизнеса. Технопарки и бизнес-инкубаторы не обеспечивают комплексность в инфраструктуре поддержки малого бизнеса. В связи с этим ежегодно в России создаются новые и совершенствуются уже имеющиеся объекты инфраструктуры, все это находит свое отражение в количестве объектов малого бизнеса и невысоких темпах роста количества малых предприятий. Связано это именно с несовершенством инфраструктуры, которая находится в стадии развития.
Именно по этой причине, одна из основных задач территориальных органов власти в сфере функционирования инфраструктуры малого бизнеса заключается в том, чтобы разнообразные источники и методы финансово-кредитной политики объединить в систему, позволяющую целенаправленно обеспечивать стимулирование предпринимателей и их участие в развитии рынка товаров и услуг. Другой, не менее важной задачей в этой сфере, является поиск и апробация новых подходов к финансовой поддержке предпринимателей с целью расширения возможностей малого бизнеса для выхода на новые рынки и усиление деловой активности.
Стратегическим направлением развития малого бизнеса является расширение деловых возможностей, развитие межрегиональных и международных связей с целью обеспечения потребностей предприятий малого бизнеса в сбыте своей продукции, налаживания производственной кооперации, создания совместных производств, привлечения в страну высококачественных потребительских товаров.
Подобные меры вытекают из дальнейшего развития глобальной экономики, где такие органы становятся важнейшим звеном интеграции рынков ВТО, оказывающим существенное регулирующее влияние на финансовые и товарные потоки в международной системе разделения труда. Именно поэтому в условиях ВТО необходимо повышать эффективность организационной инфраструктуры, развивать квалификацию и уровень знаний сотрудников для того, чтобы они могли оказывать комплекс актуальных информационно-консультационных услуг для малых предприятий, в том числе и по тематике ВТО, а также стимулировать их вовлечение во внешнеэкономическую деятельность.
На наш взгляд, стратегия развития инфраструктуры малого бизнеса предусматривает оказание специализированных услуг, связанных с подготовкой проектной документации, страхованием, получением конъюнктурной и особенно внешнеэкономической информации, участие в межрегиональных, международных выставках, ярмарках. В связи с чем должна быть усилена роль системы ТПП в развитии инфраструктуры поддержки малых предприятий (создание центров поддержки экспорта, промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, подготовка кадров, выставочно-ярмарочная деятельность и др.) по следующим направлениям (табл.1).
Таблица 1 - Потенциал ТИП для развития малого бизнеса
Формы поддержки малого бизнеса
Маркетинговые исследования Обучение, консультации Методическая поддержка внешнеэкономической деятельности
Поиск контрагентов Организация деловых встреч Сопровождение внешнеторговых сделок и операций
Заключение внешнеторговых контрактов Сертификация, экспертиза Поддержка проектов международных и донорских организаций, направленных на развитие малого бизнеса в стране
Важное направление поддержки малого бизнеса — система информационно-консультационных услуг. Она призвана удовлетворить все возрастающий дефицит в сфере информации, маркетинга, консультаций по различным аспектам предпринимательской деятельности, повысить профессиональный уровень работы малых предприятий. Все структуры, обеспечивающие поддержку малого бизнеса, должны функционировать как компоненты единой сети, взаимодействуя, взаимно дополняя друг друга, придерживаясь единой идеологии развития, используя общую методологию, программное обеспечение, а также реализуя согласованную ценовую политику в обслуживании предприятий малого бизнеса.
Таким образом, инфраструктура малого бизнеса призвана оказывать разнообразную помощь и поддержку малым предприятиям в организации своего дела, получении субсидий, контрактов, обучении и консультировании в целях сохранения и упрочения свободной конкуренции. Она позволяет реализовывать государственную политику в сфере малого бизнеса, содействовать развитию этой категории предприятий в отдельных административных округах, территориальных образованиях, внедрять соответствующие программы, проводить экспертизу предпринимательских проектов, способствовать прямым деловым контактам и инвестициям.
Развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства.
Стратегической целью формирования организационной инфраструктуры малого бизнеса является обеспечение потребностей малых предприятий, возникающих в процессе организации, ведения и расширения предпринимательской деятельности.
Малые предприятия, вследствие ограниченности собственных ресурсов и других специфических особенностей, объективно не в состоянии на равных конкурировать с более крупными компаниями по таким параметрам, как доступ к финансовым ресурсам и инвестициям, маркетинг, исследование конъюнктуры рынка, обучение кадров, приобретение современных технологий, получение и анализ информации и т.д.
Поэтому инфраструктура малого бизнеса должна оказывать содействие субъектам малого предпринимательства на условиях, отличных от коммерческих (льготные кредиты и подготовка кадров, специальный режим аренды, информационные, консультационные и другие услуги по пониженным расценкам и т.п.). Кроме этого, инфраструктура призвана обеспечить предоставление дополнительных возможностей для субъектов малого бизнеса, способствующих преодолению специфических трудностей и проблем, объективно возникающих перед ними и, в первую очередь, перед начинающими предпринимателями.
Именно это выделяет организационную инфраструктуру малого бизнеса из совокупности организаций, специализирующихся на оказании деловых коммерческих услуг.
Создаваемая многоуровневая инфраструктура позволяет консолидировать возможности органов власти, органов местного самоуправления, организаций поддержки предпринимательства для реализации комплексного подхода к решению проблем, с которыми сталкиваются субъекты малого бизнеса в условиях расширения предпринимательской среды.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 24.07.2007г. К209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
2. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/;
3. http://www.nisse.ru/business/article/ Информационно-аналитический доклад «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2012 году//Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства.
УДК 631.16:658.148
Белозерцева Ю.В., Гамидов С.Г.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Belozertseva J. V., Gamidov S. G.
MODERN MECHANISMS OF MANAGEMENT OF INCREASE EFFICIENCY OF INVESTMENTS INTO THE AGRICULTURAL BUILDING ON THE REPUBLIC DAGESTAN EXAMPLE
Работа посвящена информационным системам, позволяющим автоматизировать процесс управления повышением эффективности инвестиций в сельскохозяйственное строительство. Разработана система управления экономическим объектом, где выбор механизмов управления повышением эффективности инвестиций в сельскохозяйственное строительство осуществляется посредством автоматизированной системы анализа и оценки эффективности инвестиций. Предложено использование в распространении знаний по новым информационным технологиям в Республике Дагестан возможностей федерального государственного унитарного предприятия «Почта России».
Ключевые слова: механизмы управления, эффективность инвестиций. информационные системы в строительстве, автоматизированная система, таблицы базы данных, сельскохозяйственное строительство, уровни управления, почта, новые информационные технологии, пункты коллективного доступа
Work is devoted the information systems, allowing to automate managerial process by increase of efficiency of investments into agricultural building. The control system of economic object where the choice of mechanisms of management is carried out by increase of efficiency of investments into agricultural building by means of the automated system of the analysis and an estimation of efficiency of investments is developed. Use in spread of knowledge on new information technologies in Republic Dagestan of possibilities of the federal state unitary enterprise «Mail of Russia» is offered.