Раздел I. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
УДК 629.7
АС. Богданов СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО
СП. Елисеев СТРОИТЕЛЬСТВА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЕННО-
ВОЗДУШНЫХ СИЛ В ПЕРИОД ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ 1924-1925 ГГ.
Аннотация. После кончины В.И. Ленина в январе 1924 г. в политическом и военном руководстве страны развернулась борьба за власть между И.В. Сталиным и Л.Д. Троцким. Центральным комитет партии большевиков инициировал в феврале 1924 г. военную реформу. Назначенным вместо Л.Д. Троцкого на пост руководителя Красной армии М.В. Фрунзе при ее проведении особое внимание уделял военно-воздушныш силам. Наряду со структурными преобразованиями М.В. Фрунзе проводил жесткую кадровую политику по замене в военной авиации командиров и комиссаров - сторонников Троцкого - на командным состав, поддерживающий генеральную линию партии. К концу 1925 г. эта задача быша решена.
Ключевые слова: авиация, стратегия, организационное строительство, военная реформа, самолет, военно-воздушные силы .
Andrei Bogdanov THE STRATEGY OF THE ORGANIZATIONAL
Sergei Eliseev CONSTRUCTION OF THE SOVIET UNION AIR FORCES
DURING THE MILITARY REFORM OF 1924-1925
Annotation. After the death of V.I. Lenin in January 1924 a struggle for power between I.V. Stalin and L.D. Trotsky unrolled in political and military government of the country. The Central Committee of Bolshevik Party initiated the military reform in February 1924. M.V. Frunze, who was appointed the leader of The Red Army instead of Trotsky, placed high emphasis on Air Forces during the reform. Along with the structural reorganizations M.V. Frunze followed the strict manpower policy in order to replace the military aviation commanders and commissars, that supported Trotsky, by the officers that followed the main course of the party. This problem had been solved by the end of1925.
Keywords: aviation, strategy, organizational development, military reform, airplane, Air Forces.
Современное строительство Военно-воздушных сил (ВВС) России в значительной степени направлено на глубокое и всестороннее преобразование их организационной структуры. Исследуемые организационные мероприятия, которые были проведены в авиации по реформе 1924-1925 гг., и современные преобразования, осуществляемые в ВВС, представляются совпадающими по динамичности созидательных процессов. Кроме того, современная авиация начинает выходить за пределы атмосферы, в космос, также упорно и неотвратимо, как осваивали воздушное пространство первые самолеты. Нельзя забывать и о том, что авиационно-космическое дело продолжает оставаться передовой отраслью научно-технического комплекса страны, как и авиационное дело в 20-х гг. XX в.
Организационное строительство отечественных ВВС, энергично осуществляемое в настоящее время, закономерно выдвигает много важных проблем, имеющих большое практическое и теоретическое значение. Поэтому возникает необходимость сделать ретроспективный анализ решения проблем организационного строительства ВВС в прошлом.
Имеющееся в названии статьи слово «стратегия» подразумевает в контексте данной темы сис-
© Богданов А.С., Елисеев С.П., 2014
тему стратегических приоритетов, целей, задач и практических мер, определявших на конкретный исторический период 1924-1925 гг. состояние военной авиации в СССР. Организационное строительство ВВС избрано для анализа, чтобы еще раз обратить внимание на возможность достижения победы над противником за счет лучшей военной организации, имея подчас уступающие противнику количественно-качественные характеристики вооружения и военной техники. В рамках журнальной статьи подробно проанализировать стратегию организационного строительства отечественных ВВС за два года их реформирования не представляется возможным. Поэтому автор ограничивается исследованием опыта решения в ходе военной реформы проблемы подбора и расстановки кадров в отечественных ВВС и проблемы строительства системы управления и организационной структуры военной авиации.
Прошло 94 года с тех пор, как молодое Советское государство победило в гражданской войне остатки сил старого строя. В первые три года после этой исторической победы Советский Союз пытался строить новый мир с новыми общественными отношениями, однако слабая экономическая основа страны и старые производительные силы не позволяли быстро осуществлять преобразования. Потребовалось временное отступление в виде новой экономической политики (НЭП). В январе 1924 г. страна с заслуженными почестями проводила в последний путь В.И. Ленина. Отношения между его возможными преемниками, И.В. Сталиным и Л.Д. Троцким, обострились. За наркомвоенмо-ром Л.Д. Троцким стояла большая часть руководимой им Красной армии. Между тем положение дел в вооруженных силах в середине 1920-х гг. оставляло желать лучшего. Военная техника и вооружение на уровне Первой мировой войны, слабо оформленная организация армии и флота, демобилизация, растянувшаяся на три года, - все это характеризовало Рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА) как силу, неспособную должным образом противостоять враждебному окружению капиталистических государств. Исходя из этого военно-политическое руководство страны пришло к выводу о необходимости проведения военной реформы.
Важной составной частью РККА являлся Красный воздушный флот (КВФ) (с апреля 1924 г. -Военные воздушные силы). Сталин и Троцкий отдавали себе отчет, что авиация - перспективная техническая новинка не только в СССР, но и во всем мире. Новый способ производства, осваиваемый большевиками, должен был доказать на примере авиации, самой заметной отрасли промышленной цивилизации, что СССР будет первым не только в авиационном деле, но и во всех других областях технического прогресса.
На февральском Пленуме ЦК РКП(б) 1924 г. Генеральный секретарь Центрального комитета Российской коммунистической партии (большевиков) (ЦК РКП(б)) и его сторонники из ЦК поставили вопрос о положении в Красной армии. Проверявшая армию и флот по заданию ЦК специальная комиссия доложила, что армия небоеспособна, и обвинила в этом Реввоенсовет и лично Л.Д. Троцкого. Его заместитель Э.М. Склянский, отвергая обвинения, сослался на недофинансирование Красной армии. Однако И.В. Сталин поддержал вывод вышеназванной комиссии, указав на неумение руководства Революционного военного совета (РВС) СССР организовать работу: «Дело не в порядке выдачи ассигновок или недостатке кредитов, а в организационной стороне дела, вопрос в дефектах организационного характера» [5, с. 2]. В этом ключе на Пленуме была принята и резолюция, согласно которой необходимо было произвести реорганизацию центрального аппарата Нарком-военмора. Заметим, что Реввоенсовет издал также приказ, определявший срок перехода на новую организацию аппарата управления РККА - 15 апреля 1924 г.
Решения Пленума ЦК РКП(б) выполнялись в следующей последовательности. 4 февраля 1924 г. приказом РВС СССР № 190 была образована комиссия Пленума РВС СССР по сокращению центрального аппарата наркомвоенмора в составе Фрунзе, Ворошилова, Каменева, Лебедева и Ун-шлихта. 5 февраля Пленумом РВС создаются пять подкомиссий. 9 февраля 1924 г. на Пленуме РВС
СССР после оживленных прений были выработаны Директивные указания подкомиссиям, в которых устанавливались следующие основные принципы реорганизации аппарата военного ведомства: 1) максимальное упрощение; 2) устранение параллелизма и бюрократизма; 3) поднятие ответственности низших инстанций; 4) разгрузка центральных органов; 5) приспособление организации мирного времени к организации военного времени; 6) точное разграничение функций отдельных управлений; 7) выделение из Штаба исполнительных функций и обеспечение функций планирования; 8) максимальное сокращение штатов; 9) поднятие квалификации аппарата; 10) децентрализация системы снабжения; 11) объединение снабжения в едином органе.
14 марта 1924 г. «вследствие затяжной болезни» Л.Д. Троцкого состоялось назначение М.В. Фрунзе заместителем председателя РВС СССР, т.е. он стал фактическим руководителем Красной армии. Приказ РВС СССР № 369 от 15 марта 1924 г. гласил: «С 14-го сего марта, согласно постановлению СНК СССР от 11-го марта сего года, я вступил в исполнение обязанностей заместителя председателя РВС СССР. М. Фрунзе». Следует отметить, что М.В. Фрунзе одновременно с выполнением обязанностей по новой должности оставался начальником Штаба РККА, начальником Военной академии РККА и председателем Высшего военного редакционного совета. Э.М. Склянский был переведен на работу в Моссукно. Однако в армии, и особенно в органах военного управления, еще оставалось много троцкистов.
Реорганизация аппарата управления РККА была закончена точно в срок - 15 апреля 1924 г. В этот день было принято соответствующее постановление Совета народных комиссаров (СНК) СССР, в развитие которого 28 апреля 1924 г. вышел приказ РВС СССР № 446/96, объявлявший состав центрального аппарата народного комиссариата военных и морских дел (НКВМД). В него теперь входили: Штаб РККА, Инспекторат РККА, Управление РККА, Политическое управление РККА и Управление ВВС СССР (вместо Главвоздухфлота).
С приходом М.В. Фрунзе стиль управления в РККА стал кардинально меняться. Один за другим следовали приказы Реввоенсовета, преобразовывающие структурные элементы военного ведомства и связи между ними. Шла полномасштабная реорганизация как организационной структуры РККА, так и ее системы управления.
Приказом РВС СССР № 879 от 20 июня 1924 г. расформировывался известный по гражданской войне «поезд Троцкого», имевший официальное название «поезд связи специального назначения»: его личный состав направлялся «на укрепление частей связи Московского военного округа ... подвижный железнодорожный состав - в эксплуатацию железных дорог. Расформирование закончить к 15 июля 1924 г.» [3, л. 181]. Именно в составе этого поезда имелся штаб - вагон № 1018, в котором во время гражданской войны располагалась оперативная группа Авиадарма (Авиации действующей армии - полевого управления авиации и воздухоплавания) во главе с А.В. Сергеевым.
Анализ документов 1920-х гг. показывает, что в 1924 г. М.В. Фрунзе провел важные для обновления стратегии строительства ВВС кадровые мероприятия. Например, приказом РВС СССР № 878 от 1 июля 1924 г. он потребовал содержать «в некомплекте» в Управлении ВВС СССР 34 должности руководителей. Тем же приказом М.В. Фрунзе вводил для управлений ВВС Московского и Ленинградского военных округов следующие новые вакансии: помощника начальника Воз-духфлота, начальника оперативно-строевой части, помощника военного комиссара, двух старших инспекторов и старшего делопроизводителя, а в штаты управлений ВВС других военных округов вводились дополнительные должности: по одной - для Западного, Украинского и Сибирского, три -для Северо-Кавказского и пять - для Управления ВВС Туркестанского фронта. В течение года эти должности заняли подобранные М.В. Фрунзе и ЦК ВКП(б) красные командиры и комиссары. По мере реорганизации центрального аппарата РККА (проведения организационно-штатных мероприятий) во всех высших органах управления армии, авиации и флота появлялись вакантные должности, кото-
рые занимали вместо троцкистов новые люди, поддерживающие генеральную линию партии, направляемую И.В. Сталиным. Формировалась стратегия организационного строительства армии, авиации и флота в кадровой области в 1924-1925 гг.
С приходом в Реввоенсовет М.В. Фрунзе огромное внимание стало уделяться популяризации Красного воздушного флота. Она выражалась, в частности, в новых почетных наименованиях авиационных частей, что подчеркивало их революционную значимость и боевые заслуги. Так, в начале 1924 г. почетное наименование «Красная Москва» было присвоено 14-му разведывательному авиаотряду, в это же время закончилось формирование отдельного разведывательного авиаотряда «Ультиматум», приказом РВС СССР № 367 от 9 марта 1924 г. присваивалось имя В.И. Ленина 1-й отдельной разведывательной авиационной эскадрилье (ораэ) Московского военного округа (МВО). Одновременно в стране шел сбор средств, чтобы обеспечить 1-ю ораэ новой авиатехникой. В Харькове 13 мая 1924 г. состоялась торжественная передача военно-воздушным силам самолетов, составивших основу эскадрильи имени Ильича. К концу мая 1924 г. были построены 19 самолетов, которые 1 июня 1924 г. делегаты XIII съезда партии вручили летчикам 1-й ораэ МВО на Центральном аэродроме. Эта эскадрилья тут же была преобразована в легкобомбардировочную и направлена к месту постоянной дислокации в Липецк. В настоящее время там находится Липецкий летно-испытательный центр ВВС России.
XIII съезд РКП(б) потребовал 1 июня 1924 г. от партийных организаций вносить в сознание рабоче-крестьянских масс СССР необходимость укрепления ВВС СССР. В его резолюции было записано, что достигнутый успех необходимо закрепить систематическим созданием и расширением мощного Воздушного красного флота. К этому побуждает громадный рост военной и гражданской авиации в каждой стране.
Между тем, по своим размерам советская военная авиация осенью 1924 г. в десятки раз уступала авиации главных капиталистических стран. Для преодоления этого отставания РВС СССР 24 сентября 1924 г. принял трехлетний план развития ВВС СССР, после выполнения которого Красный воздушный флот должен был занять второе место в мире после Франции. План был уточнен и утвержден Советом труда и обороны (СТО) и ЦК РКП(б) и вылился в так называемый «План-1200», предусматривавший доведение числа действующих самолетов в 1927-1928 гг. до 1200 боевых машин.
При недостаточном финансировании выполнить «План-1200» было сложно. Весь бюджет НКВМД в 1923-1924 гг. составлял 370 млн руб. На 1924-1925 гг. он намечался в размере лишь 400 млн руб. Для сравнения: авианосец середины 1920-х гг. водоизмещением в 33 тыс. т, несший на борту 60-70 самолетов, стоил 66 млн руб. Следовательно, весь советский военный бюджет был равен стоимости шести авианосцев.
В конце 1924 г. стала вакантной должность начальника Военных воздушных сил РККА. Исполнение ее обязанностей было возложено 10 декабря 1924 г. на члена партии с 1912 г. П.И. Баранова, а 2 марта 1925 г. он стал начальником ВВС РККА и членом РВС СССР. П.И. Баранов во время гражданской войны командовал одной из армий. В КВФ состоял с августа 1923 г., где в течение почти полутора лет руководил мобилизационным отделом и отделом Гражданского воздушного флота (ГВФ). П.И. Баранов был знаком И.В. Сталину и М.В. Фрунзе по Восточному фронту гражданской войны. На высшей авиационной должности П.И. Баранов с еще большей энергией продолжил перестройку ВВС в соответствии с указаниями М.В. Фрунзе. При новом начальнике ВВС ускорилось увольнение из воздушного флота в запас сторонников Л.Д. Троцкого, одновременно укрепилось партийное руководство авиачастями и была уточнена организационная структура ВВС.
В связи с утилизацией оставшихся после гражданской войны самолетов «Илья Муромец» военно-политическое руководство страны подняло вопрос о возрождении тяжелой бомбардировочной
авиации (ТБА). РВС СССР решил начать эту работу на базе закупленных во Франции четырех двухмоторных бипланов-бомбардировщиков «Фарман-Голиаф» (ФГ-62). В то время эти машины стояли на вооружении бомбардировочной авиации Франции. Использование иностранных самолетов было вынужденной мерой, так как советские авиационные заводы в 1925 г. еще не имели технологической оснастки для выпуска тяжелых самолетов. Уместно заметить, что тяжелый бомбардировщик ТБ-1 конструкции А.Н. Туполева был успешно испытан А.И. Томашевским 26 ноября 1925 г. Серийно он стал выпускаться только с лета 1929 г.
После успешных испытаний и подготовки летно-подъемного и технического составов под руководством А.К. Туманского был сформирован 1-й отдельный тяжелый авиаотряд, преобразованный позже в 1-ю эскадрилью тяжелой авиации. Вторая эскадрилья была создана в 1926 г. на лицензионных самолетах ЮГ-1, выпущенных немецким заводом - концессионером «Юнкерс».
В 1925 г. далеко не все сторонники Троцкого покинули свои посты в армии и авиации. Требовалось провести более широкое увольнение не желавших поддержать военную реформу и ратовавших за «неспешное» строительство вооруженных сил. Сокращение решено было осуществить двумя способами: аттестацией и введением единоначалия. 2 января 1925 г. был издан приказ РВС СССР № 1 «Об аттестации военнослужащих начальствующего состава РККА и РККФ и о кандидатских списках». В инструкции по ее проведению говорилось, что аттестация служит основным средством для выяснения служебных качеств военнослужащих и в общем порядке прохождения службы начальствующим составом является главнейшим моментом, определяющим движение по службе военного работника.
Приказом РВС СССР № 100 от 26 января 1925 г. объявлялся штат Управления ВВС РККА, определивший структуру и состав Управления. В соответствии с Положением об Управлении ВВС РККА на этот орган возлагалось решение вопросов прохождения специальной службы, боевой подготовки и специального снабжения, а оперативные функции были переданы в Штаб РККА. Таким образом, авиация определялась в качестве сил, придававшихся наземным войскам. Сухопутные командиры должны были командовать ею при ведении военных действий, а Управлению ВВС и в мирное, и в военное время предписывалось руководить авиацией в административном отношении (службой войск, подготовкой кадров, снабжением и эксплуатацией).
В этот же день, 26 января 1925 г., было издано постановление ЦИК СССР о назначении М.В. Фрунзе народным комиссаром по военным и морским делам и Председателем Реввоенсовета СССР. Напомним, что М.В. Фрунзе с 14 марта 1924 г. фактически руководил РККА, так как Л.Д. Троцкий и Э.М. Склянский были отстранены от управления Красной армией (первый - «по болезни», а второй - «в связи с переходом на другую работу»). Новый наркомвоенмор оповестил Красную армию о своем назначении приказом Реввоенсовета № 139/594 от 5 февраля 1925 г. Далее приводится содержание этого приказа, которое дает возможность уяснить скрытые пружины данного назначения. Оно представляет собой заверение, адресованное Центральному комитету партии, что Красная армия в своей деятельности будет руководствоваться его предначертаниями. М.В. Фрунзе писал: «Волей Рабоче-Крестьянского Правительства, выраженной в постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик от 26 января 1925 г., я вступил в исполнение обязанностей Народного Комиссара по военным и морским делам и Председателя Революционного Военного Совета СССР. Российская Коммунистическая Партия (большевиков) вместе с коммунистическими партиями других стран является единственной партией, ведущей беспощадную борьбу с международным капиталом за господство и торжество трудящихся, за окончательную победу социализма. Она - передовой отряд пролетариата и трудового крестьянства. Великие цели и задачи, поставленные перед Красной армией и Флотом, целиком и безоговорочно совпадают с задачами и целями Коммунистической партии. Больше того - они выработаны в неус-
танной борьбе и работе партии. Глубокая непоколебимая преданность ей, следование ее идеалам, ее дисциплине и стойкости служат непременным условием крепости Красной Армии и Флота и их боеспособности. Председатель РВС СССР ... М. Фрунзе» [4, с. 72-72 об.].
В этом приказе лейтмотивом проходила мысль, что «великие цели и задачи, поставленные перед Красной армией и Флотом, целиком и безоговорочно совпадают с задачами и целями Коммунистической партии». Это импонировало И.В. Сталину, который, будучи Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), олицетворял себя с партией большевиков, но пока Л. Д. Троцкий сохранял за собой посты, И.В. Сталин поощрял именование себя «инстанцией», аббревиатурой «И.Н.» и т.п.
Объявленную аттестацию должны были проводить новые руководители армии и флота. Они были назначены вслед за М.В. Фрунзе. Так, 27 января 1925 г., Предреввоенсовета приказом № 64 назначил заместителя начальника и военного комиссара ВА РККА Ромуальда Адамовича Муклевича заместителем начальника ВВС РККА. 12 февраля 1925 г. Николай Владимирович Соллогуб становится помощником начальника ВВС РККА. 15 февраля 1925 г. Иосиф Карлович Гамбург - помощником начальника ВВС РККА по снабжению. И это далеко не полный перечень назначений в РККА, проведенных в начале 1925 г. «Кадры решают все!» - эта формула И.В. Сталина, как видим, воплощалась в жизнь еще в середине 1920-х гг.
О новых назначениях сообщалось в прессе, а о том, какие изменения ждут армию, авиацию и флот, почти ничего не говорилось. Автор данной статьи с трудом нашел среди журнальных публикаций небольшое сообщение, намекающее на грядущие решительные изменения в воздушном флоте. Это сообщение в феврале 1925 г. временно исполняющий обязанности начальника штаба ВВС К. Янсон под названием «Начинается новый этап развития и задачи текущего момента» поместил в «Вестнике воздушного флота». В статье говорилось: «История Воздушного флота имеет несколько последовательных и отличительных друг от друга этапов развития. В настоящее время мы переходим в следующий этап, который нельзя не отметить. .Переходим в новую полосу развития, наступает момент, когда наша собственная авиатехника и весь Воздушный флот в целом . достигли . исходного положения, откуда ... начнется настоящее строительство Воздушных сил» [7, с. 3-5]. Как видим, К. Янсон здесь не связывает наступление нового этапа развития военно-воздушных сил с приходом в них новых руководителей во главе с П.И. Барановым, а говорит, что новые задачи появились в силу возникновения благоприятных экономических и технических условий, однако объективно П.И. Баранов и его сторонники в стратегии строительства ВВС, как и М.В. Фрунзе в строительстве всей РККА, играли решающую роль.
Очищение же аппарата власти (в том числе, военной власти) от оппонентов было вполне в русле борьбы генеральной линии партии с персональным «вождизмом в армии, партии и стране» [6] (имелись в виду «вождь Красной армии» Л. Д. Троцкий и его единомышленники).
Важным мероприятием, проведенным М.В. Фрунзе в РККА, следует считать введение в РККА и РККФ приказом РВС СССР № 234 от 2 марта 1925 г. единоначалия. При М.В. Фрунзе командир-единоначальник становится в вооруженных силах центральной фигурой. Это был еще один важный шаг на пути очищения армии от троцкистов: ведь должны были уйти со своих должностей комиссары, которые вместе с «вождем Красной армии» строили ее с 1918 г. Приказ об единоначалии вышел вовремя: в начале марта 1925 г. командные посты уже были заняты в основном назначенцами М.В. Фрунзе, а комиссаров сокращали. Конечно, далеко не всех, а именно тех, для кого карьерный рост и привилегии были высшей мотивацией в службе. После аттестации, проведенной комиссиями М.В. Фрунзе, снятые с должности комиссары не всегда могли возвратиться на какие-либо должности в РККА. Необходимо отметить, что Л.Д. Троцкий практически не сопротивлялся военной реформе, считая, что его выступления вкупе с поддержкой единомышленников в трудовых коллективах и на партийных собраниях и конференциях сделают свое дело и массы пойдут за ним, однако
Л.Д. Троцкий явно недооценивал административные реорганизации, проводимые быстро и решительно новым наркомвоенмором.
Следует отметить, что в середине 1920-х гг. строительство воздушного флота в СССР уже вышло за пределы военного ведомства и приобрело всенародный размах. В ответ на народную поддержку авиаторы по указанию М.В. Фрунзе демонстрировали населению массовость освоенной ими авиационной техники и свое мастерство на воздушных парадах, которые являлись подведением итогов работы по обучению летчиков групповой слетанности, сложному пилотажу и руководству полетами, но самое главное - такие парады создавали у народа впечатление решительного движения страны к светлому будущему - социализму.
Первый крупный авиационный парад был приурочен к празднованию Дня международной солидарности трудящихся 1 мая 1925 г. В параде приняли участие восемь авиачастей ВВС МВО и ВВС Западного ВО, а также авиационные учебные заведения - всего 88 самолетов. Для москвичей и иностранцев авиационный парад стал демонстрацией успехов Красной армии и советской авиации, руководителями которых являлись сторонники «генеральной линии партии». В официальных документах и, в частности, в приказе по итогам парада отражалась только практическая польза от таких массовых полетов авиации, однако любовь к авиации росла в народе с каждым днем.
Через три недели, на III Съезде советов Союза ССР 20 мая 1925 г., М.В. Фрунзе говорил: «В отношении промышленности авиационной мы тоже за последние годы имеем немалые успехи. .. .Еще до 1925 г. мы в общей сложности закупили за границей за 3 года свыше 700 самолетов. В этом году мы не покупали ни одного самолета ... и в следующий год мы будем вполне обеспечены растущей продукцией наших самолетостроительных заводов. . Мы имеем сейчас свой авиационный советский мотор. .Мы налаживаем сейчас массовое производство этого мотора. .Самым главным родом технического оружия, который будет играть большую роль на полях будущих битв, является Воздушный флот. .Мы имеем для него личный состав, который нас удовлетворяет вполне» [6, с. 56]. В последнем предложении М.В. Фрунзе как бы докладывает партии, что личный состав ВВС РККА стал другим, он уже обновлен и готов выполнить любое ее задание.
Для ВВС РККА новое задание вполне очевидно - догнать в области авиации крупные страны, что было отражено и в постановлении III Съезда Советов СССР, в котором говорилось: «Съезд констатирует, что увеличение роли авиации в военном деле и неуклонный рост ее во всех странах требует исключительного внимания к вопросам планового укрепления и развития Красного Воздушного флота. Отмечая успехи, достигнутые в этом направлении, Съезд предлагает Правительству в кратчайший срок провести в жизнь План развития Военных Воздушных сил и одновременно принять меры к поднятию авиапромышленности, в том числе моторостроения, до размеров, обеспечивающих необходимое развитие как Гражданского, так и Военного Воздушного флота» [2, с. 5]. После объявления этого приказа состоялись августовские маневры сухопутных войск Красной армии с активным участием в них авиации. Главное внимание уделялось отработке ее взаимодействия с сухопутными войсками.
В августе и осенью 1925 г. М.В. Фрунзе почти непрерывно находился в госпитале. Генеральный секретарь РКП(б) И.В. Сталин настаивал на радикальном лечении Председателя Реввоенсовета, вплоть до операции. После ее проведения, 31 октября, М.В. Фрунзе скончался. В тот же день Приказом РВС СССР № 1080 было объявлено о кончине наркомвоенмора. Приказ подписали члены Реввоенсовета: Ворошилов, Каменев, Бубнов, Буденный, Орджоникидзе, Лашевич, Баранов, Зоф, Егоров, Затонский, Эшава, Хидыр-Амеев. Через неделю, 6 ноября 1925 г., вместо скончавшегося М.В. Фрунзе наркомвоенмором был назначен К.Е. Ворошилов, его первым заместителем - М.М. Лашевич.
Петр Ионович Баранов писал откровенно об ушедшем из жизни наркомвоенморе: «Потеряли Михаила Васильевича Фрунзе - самая большая и тяжелая потеря. .Михаил Васильевич, интересуясь
развитием Воздушного флота, перед моим отъездом на маневры высказал настойчивое желание присутствовать на маневрах и по его распоряжению мною был подготовлен для него самолет для перелета на маневры. Но, к сожалению, болезнь уложила его в постель, и он был лишен возможности выполнить свое желание. 14 октября 1925 г., когда я последний раз видел Михаила Васильевича, уже в больнице, он проявлял большой интерес к состоянию Воздушного флота и, в частности, к результатам участия Воздушного флота на маневрах, дав мне указания представить по этому вопросу подробный письменный доклад. Воздушный флот в лице Михаила Васильевича потерял не только начальника и руководителя, но потерял истинного друга советской авиации» [1, с. 5-8].
Эта статья П.И. Баранова (в оригинале достаточно большая по объему) ни одним словом не обозначила роль РКП(б) в строительстве ВВС РККА, не сказано было и о приверженности руководства ВВС генеральной линии партии, что не прошло незамеченным в секретариате ЦК.
Новый наркомвоенмор К.Е. Ворошилов, выполнявший все предначертания ЦК РКП(б) и не знавший глубоко авиацию, не благоволил П.И. Баранову и всячески старался его отодвинуть от руководства ВВС на авиационную промышленность. Это ему удалось частично в 1928 г., а официально П.И. Баранов ушел из авиации в Главное управление авиапромышленности в июне 1931 г. В 1933 г. он погиб в авиакатастрофе.
Выше было показано, как за неполные два года реформы ВВС РККА изменились в количественном и качественном отношении. Заслугой М.В. Фрунзе следует признать то, что он, имея богатый опыт полководца гражданской войны, опираясь на П.И. Баранова и его заместителей, осуществил реорганизацию ВВС на принципах: а) оперативного подчинения ее сухопутным командирам, б) массирования авиационных средств путем создания больших групп авиации, в) маневренности, г) единоначалия, д) введения круглогодичной боевой учебы и е) дифференцированного распределения авиапарка по стране в зависимости от силы и направления угроз. При М.В. Фрунзе советская военная авиация стала развиваться на плановой основе. «План-1200» развития ВВС, принятый в сентябре 1924 г., стал главным документом, на основе которого стали создаваться планы в подчиненных Управлению ВВС РККА структурах.
В декабре 1925 г. состоялся XIV съезд РКП(б), который поручил ЦК Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ВКП(б) - с декабря 1925 г.) принимать все меры к укреплению обороноспособности страны и усилению мощи Красной армии и Красного флота, морского и воздушного.
Библиографический список
1. Баранов П.И. Советская авиация к 8 годовщине Октября. (Итоги достижения и задачи) // Вестник воздушного флота. - 1925. - № 11.
2. Постановление III Съезда Советов Союза ССР // Вестник воздушного флота. - 1925. - № 6.
3. Российский государственный военный архив (РГВА). - Ф. 4. - Оп. 3. - Д. 2163. - Л. 181.
4. РГВА. - Ф. 4. - Оп. 3. - Д. 2578. - Л. 72-72 об.
5. Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории. - Ф. 17. - Оп. 2. - Д. 116. - Л. 5, 8.
6. Тов. Фрунзе о Красном Воздушном Флоте // Вестник воздушного флота. - 1925. - № 6.
7. Янсон К. Седьмая годовщина. Новый этап развития и задачи текущего момента // Вестник воздушного флота. - 1925. - № 2.