УДК 629.7
С.п. Елисеев КАК СВОРАЧИВАЛАСЬ ДИСКУССИЯ О СТРАТЕГИИ
СТРОИТЕЛЬСТВА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЙ АРМИИ В 1926 Г.
Аннотация. XIV съезд Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) в декабре 1925 г. определил курс на скорейшую индустриализацию страны. В результате дискуссия о стратегии строительства военной авиации завершилась победой сторонников развития воздушного флота быьстрыиии темпами. В течение 1926 г. продолжались попытки «старой авиационной гвардии» отстоять свое видение развития Красного воздушного флота. Однако путем объединения военно-научны1х обществ, других общественные организаций и введения цензуры1 устныш и печатным дискуссии в авиации быши к началу 1927 г. свернутый
Ключевые слова: дискуссия, Красныш воздушныш флот, объединение, совещание, редакционная коллегия, темпы .
Sergd Eliseev HOW THE DISCUSSION ABOUT THE STRATEGY
OF THE RED ARMY AIR FORCES DEVELOPMENT WAS CONCLUDED IN 1926
Annotation. In December of 1925 the XIV all-USSR Communist (Bolshevik) Party Congress pursued a policy of the speedy industrialization of the country. As a result the discussion about the strategy of air force development concluded by the victory of those who believed that air force should be developed at a brisk pace. In the course of 1926 «the old aviation guard» agents had been attempting to uphold their point of view of the Red Air Force development. However, by the beginning of 1927 verbal and written discussions were concluded by means of joining up of military and scientific societies, other non-governmental organizations and by the imposition of censorship.
Keywords: discussion, Red Air Force, joining up, meeting, editorial staff, pace.
От событий середины 1920-х гг. нас отделяет 90 лет, однако современные строители Военно-воздушных сил (ВВС) России должны иметь представление, как авиаторы далеких 1920-х гг. смогли преодолеть кризис выбора путей развития ВВС Красной армии и перейти от дискуссии на эту тему к реализации стратегии строительства в СССР мощной военной авиации.
Претворять в жизнь решения XIV съезда Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ВКП(б)), состоявшегося в декабре 1925 г., об индустриализации страны было достаточно сложно из-за не прекратившейся и после съезда борьбы Троцкого против генеральной линии партии на скорейшее строительство социализма в нашей стране. Во всех властных структурах, включая Революционный военный совет (РВС) СССР, имелись как сторонники «генеральной линии», так и группы, поддерживавшие Л.Д. Троцкого. Споры и дискуссии не утихали. На них уходило много сил и энергии как высших руководителей, так и управленцев среднего звена.
Управление ВВС не было исключением, не говоря уже о военно-научных обществах (ВНО) авиационного профиля, авиационных печатных органах типа «Вестника воздушного флота», «Авиаиздательства» и др. Полемика шла о стратегии строительства ВВС Рабоче-крестьянской красной армии (РККА). До единства взглядов, которого хотели, судя по заявлениям, почти все участники дискуссии, было весьма далеко.
Осенью 1925 г., благодаря выступлениям в печати помощника начальника ВВС РККА Р.А. Муклевича, начальника отдела ВВС РККА В.В. Хрипина и других сторонников развития ВВС быстрыми темпами, взгляды «старой гвардии» Красного воздушного флота (КВФ) (бывшего Главного начальника КВФ А.В. Сергеева, помощника начальника управления Управления ВВС
© Елисеев С.П., 2014
А.Л. Григорьева, бывшего заместителя начальника Главного управления КВФ (Главвоздухфлота) Е.И. Татарченко) и других военно-воздушных теоретиков были раскритикованы, однако «бывшие» продолжали доказывать свою правоту. Дело дошло до апелляции к высшим органам власти и партии. Осенью 1926 г. Е.И. Татарченко прямо писал, что новое руководство ВВС РККА не знает авиации, не служило в авиации, а старые кадры, вынесшие все тяготы строительства КВФ во время Гражданской войны, не используются. Далее в одном из писем в Центральную контрольную комиссию ЦК ВКП(б) он приводил список «не использованных» из 31 человека. Начальник ВВС РККА П.И. Баранов и его новый заместитель Я.И. Алкснис (назначен в августе 1926 г.) раз за разом давали ответы на эти обращения, но борьба не прекращалась. Стало ясно, что надо искать пути прекращения дискуссии, которая сползла на уровень жалоб и приклеивания ярлыков. Не отстранив А.В. Сергеева и его сторонников от авиации (даже если они в чем-то были и правы), руководству ВВС во главе с П.И. Барановым невозможно было реализовать свою стратегию строительства ВВС РККА, одобренную ЦК ВКП(б) и поддерживаемую РВС СССР.
После XIV съезда ВКП(б) для укрепления государства партийно-политическое руководство страны стало объединять в единую систему общественные организации, в которых шли или могли идти дискуссии и оформляться оппозиция. В этой системе должны были быть созданы органы управления, подотчетные центру. В РККА, и особенно в ВВС, необходимость такой работы назрела давно, так как практически все высшие командиры и комиссары являлись членами секций военно-научных обществ (ВНО) и общественных организаций, в которых шли бесконечные споры о путях развития армии и военной авиации.
Поэтому после обмена в печати в августе-сентябре 1925 г. аргументами «за» и «против» относительно книги А.В. Сергеева «Стратегия и тактика Красного воздушного флота» авиаторы - члены ВНО - осенью 1925 г. были сгруппированы в Объединение ВНО ВВС, которое выбрало свой руководящий орган - Совет. Ранее военно-научная работа шла разобщенно в авиационных отделах и секциях ВНО при Военной академии РККА, Высших академических курсах, Военной воздушной академии РККА им. профессора Н.Е. Жуковского и в Управлении ВВС. Таким образом, был сделан реальный шаг к объединению авторов военно-воздушных научных работ и, как следствие, - к усилению контроля над теми их трудами, публикациями и высказываниями, которые шли вразрез с мнением руководства ВВС и РВС Союза. После кончины М.В. Фрунзе (31 октября 1925 г.) реорганизация военно-научной работы была продолжена в направлении ее сворачивания путем слияния ВНО с другими общественными организациями.
Для прекращения полемики вокруг вопроса о том, являются ли Военные воздушные силы СССР видом Вооруженных сил Союза (по сути, дискуссии о темпах строительства ВВС) руководством РВС СССР и ВВС были сделаны два важных организационных хода. Во-первых, с января 1925 г. вместо названия воздушных сил «ВВС СССР», введенного в апреле 1924 г., было утверждено их новое наименование - ВВС РККА, что давало всем понять: ВВС пока занимают место отдельного рода сухопутных войск. Таким образом, формальная независимость ВВС от РККА была ликвидирована. Во-вторых, ВНО слилось с Обществом содействия обороне (ОСО), которое, в свою очередь, готовилось соединиться с Авиахимом (Обществом содействия авиационному и химическому строительству). Дело шло к созданию Осоавиахима, известного старшим поколениям граждан нашей страны. Секции и отделы ВНО стали частью одной большой организации, имевшей центр в Народном комиссариате обороны и ячейки по всей стране. В этой организации уже невозможно было келейно обсуждать «свой» путь строительства ВВС.
В ноябре 1925 г. в «Вестнике воздушного флота» появилась статья П.И. Баранова «Советская авиация к 8-й годовщине Октября. Итоги, достижения, задачи». Это была самая большая по объему публикация П.И. Баранова в «Вестнике воздушного флота» за все время, пока он был начальником
ВВС (2 марта 1925 г. - 28 июня 1931 г.). В ней П.И. Баранов подверг критическому анализу развитие советской военной авиации с 1917 г. до назначения в Главвоздухфлот летом 1923 г. нескольких высших красных командиров, в том числе и самого П.И. Баранова. В статье ни слова не говорилось о роли ВКП(б) в строительстве КВФ (что, конечно, не осталось незамеченным в ЦК партии), однако было много сказано о том, каких больших успехов добилась советская авиация после середины 1923 г., и особенно когда РВС СССР руководил М.В. Фрунзе.
В аспекте борьбы с концепцией строительства КВФ, предложенной А.В. Сергеевым, статью П.И. Баранова необходимо было понимать так: главная задача ВВС и в мирное, и в военное время состоит в совместной работе с сухопутными и морскими силами, а также в изучении этой работы. И далее, казалось бы, на основе этого изучения следует осуществлять организационное строительство КВФ, однако П.И. Баранов подчеркивает, что единство тактической мысли должно достигаться на основе работы уже существующей «организации воздушного флота». На самом деле организация военной авиации в конце 1925 г. находилась в процессе строительства (реформа после кончины М.В. Фрунзе еще не закончилась) и ее (организацию воздушного флота) следовало бы строить по определенной в результате обмена мнениями и выверенной на практике (в боевой учебе и на учениях) военно-научной концепции, о чем в статье П.И. Баранова ничего не говорилось. Впрочем, это было не более чем формальное, рассчитанное на оппонентов во главе с А.В. Сергеевым, заявление в журнале. На самом деле руководство ВВС решительно строило Красный Воздушный флот на своей «док-тринальной установке» массирования воздушных сил и увеличения числа самолетов с лучшими (по возможности), чем у противника тактико-техническими характеристиками. Умеренное и подчиненное положение КВФ в сухопутных войсках на протяжении длительного (как считал А.В. Сергеев и его сторонники) периода подъема советской авиационной промышленности не устраивало ни руководство ВВС, ни военно-политическое руководство страны. Правда, в середине двадцатых годов не все это понимали и поддерживали. Поэтому борьба продолжалась и во второй половине двадцатых годов, медленно затухая, до окончательной победы генеральной линии партии в стране, РККА и ВВС.
Бывшие авиационные руководители (А.В. Сергеев и др.) оказались не в центре управления КВФ, однако они имели свое мнение о строительстве ВВС и умело излагали его на страницах печати. Авторитет этой группы был высок, и руководство ВВС прикладывало в 1926 г., помимо объединения ВНО, немало усилий для преодоления «инакомыслия» с целью проведения своей программы строительства КВФ в авиационную общественность. Главный упор в борьбе с «бывшими» был сделан на контроль над авиационными изданиями, прежде всего, над «Вестником воздушного флота», что имело свою историю, суть которой изложена ниже.
В ноябре 1926 г. при Управлении ВВС РККА состоялось совещание командного и политического состава ВВС [4]. На совещании были подведены итоги летней учебы и намечен план предстоящего зимнего периода боевой учебы военной авиации. Доклад «О политико-моральном состоянии» сделал заместитель начальника ВВС РККА Я.И. Алкснис. В нем было высказано много критических замечаний о состоянии дисциплины в ВВС РККА. Затем, как писал «Вестник воздушного флота», «очень горячему и деловому обсуждению подверглись доклады об учебе в частях ВВС, сделанные начальниками ВВС округов и морей и пом[ощником] начальника 1-го Управления ВВС тов. Григорьевым» [1, с. 40-41].
Однако третий вопрос повестки дня этого совещания «об авиационной печати» заслуживает в контексте сворачивания дискуссии о стратегии строительства военной авиации особого внимания. На совещании неожиданно для многих присутствующих было сделано предложение о реорганизации авиационной печати. Названия докладов и их содержание были совсем о другой стороне работы авиационных изданий. Главным докладчиком и по этому вопросу выступал тот же неутомимый
А.Л. Григорьев, который «доложил Совещанию о значении и роли печати в обществе буржуазном и советском и особом значении ее в деле воспитания и подготовки Красной армии» [1, с. 40-41]. Содокладчиками выступили Карин (Авиаиздательство), Бобров («Красная Звезда») и Бузанов (Авиационный подотдел «Красной Звезды»).
Резолюция по печати в отношении «Вестника воздушного флота» и Авиаиздательства была подготовлена заранее и совсем не в развитие доклада А.Л. Григорьева и его содокладчиков. Она начиналась в приказном тоне следующими словами: «1) Обязать Редотдел Авиаиздательства при разборе Редколлегией материала по каждому очередному номеру «Вестника воздушного флота» докладывать о всех полученных с мест статьях и заметках...». Это означало, что «Вестник воздушного флота» впредь будет находиться под контролем руководства ВВС. И в самом деле, менее чем через месяц, в январе 1927 г., заместитель начальника ВВС РККА Я.И. Алкснис по совместительству с основной работой возглавил редколлегию «Вестника воздушного флота» [1, с. 57]. Имелись в резолюции и другие важные выводы о месте авиационной печати в организме Военных Воздушных сил.
Второй шаг в направлении превращения этого журнала де факто в печатный орган Управления ВВС РККА (де юре он уже давно им стал) был сделан через уменьшение числа постоянных корреспондентов журнала, а именно: с № 5 «Вестника воздушного флота» 1927 г. на оборотной стороне его обложки уже не были напечатаны фамилии 19 активных авторов: А.В. Сергеева, М.П. Строева, Н.А. Яцука и др., которыми они числились еще со времени гражданской войны. Приоритет в печатании своих статей получили сотрудники Управления ВВС и дотоле неизвестные авторы из строевых авиачастей и авиашкол. Дискуссионные статьи уже не печатались, за исключением тех редких из них, которые были одобрены новой редколлегией «Вестника воздушного флота», а по сути, - командованием ВВС РККА.
Новое предназначение «Вестника воздушного флота», возглавлявшегося Я.И. Алкснисом, как рупора Управления ВВС становится понятным, если прочитать следующие слова Алксниса в 12-м номере этого журнала за 1927 г.: «Наше Управление [Военных Воздушных сил - С.Е.] является центром, куда стекаются все мысли, возникающие на периферии, материал по подчас не проверенным идеям, здесь он переваривается и приобретает конкретные формы. Таким образом, в нашем Управлении, как нигде, имеются большие возможности для научной работы» [2, с. 39]. Нетрудно сделать вывод из этих слов, что «материал по . непроверенным идеям» стал подвергаться цензуре со стороны новой редколлегии журнала. Содержание статей могло теперь изменяться и приобретать новые «формы». Также изменялось содержание печати и других изданий. С начала 1927 г. в «Вестнике воздушного флота», в книгах «Авиаиздательства» и авиационном отделе газеты «Красная звезда» уже не затрагивались «глобальные» проблемы строительства советской военной авиации, так как все претендующие на издание работы просматривались в Управлении ВВС, а оно считало, что к 1927 г. реформа организационной структуры ВВС РККА в основном завершена, и главная задача заключается в выполнении плана развития ВВС «1200» - иметь 1200 боевых самолетов к 1928 г. Таким образом, дискуссия в печати между «старой» и «новой» управленческой элитой ВВС была завершена в пользу последней.
Исследование теорий А.В. Сергеева и В.В. Хрипина (он выступал основным критиком публикаций «бывших») показывает, что основное (но принципиальное) различие между ними было только в определении сроков становления Военных Воздушных сил в качестве вида Вооруженных сил Республики. А.В. Сергеев считал, что это произойдет одновременно с подъемом всей промышленности и электрификацией страны в отдаленном будущем и потому надо (по Сергееву) строить небольшой, но качественный воздушный флот. В.В. Хрипин, отражая мнение нового руководства ВВС, утверждал, что темпы развития ВВС, обозначившиеся уже в середине двадцатых годов как самые высокие в мире, позволят Красному Воздушному флоту весьма скоро сравняться с воздушными флотами потенциальных противников и даже превзойти их.
ВВС вступили в новый 1927 г., имея в своем руководстве единое мнение о путях и темпах строительства военной авиации. Безусловно, для практического энергичного строительства отечественных Воздушных сил это имело положительное значение. Военно-воздушная мысль закономерно переходила со страниц авиационных изданий в обязательные для исполнения уставы, наставления и руководства. Во второй половине 1920-х гг. вышли из печати Строевой устав авиации, Наставление по боевому применению воздушных сил СССР, ч. I., «Армейская авиация» и другие руководящие документы [3, л. 417]. Они закрепляли отношения и связи в уже построенной организационной структуре и системе управления ВВС.
Библиографический список
1. Байдуков Г.Ф. Командарм крылатых. Документальное повествование об Якове Алкснисе / Г.Ф. Байдуков. - М.: Звонница - МГ, 2002. - 304 с.
2. Работа Отделения ОСО при УВВС РККА на предстоящий зимний период // Вестник воздушного флота. -1927. - № 12.
3. Российский государственный военный архив. - Ф. 4. - Оп. 3. - Д. 2869. - Л. 417.
4. Совещание комполитсостава ВВС РККА // Вестник воздушного флота. - 1926. - № 12.