РАЗДЕЛ 3. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
А. М. Басенко, И. В. Ишанов
СТРАТЕГИЯ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
Аннотация
В статье исследуется развитие в современном мире процессов глобализации экономической жизни, поскольку этот объективный процесс охватывает все большее число стран, включая экономику России. Раскрываются объективные требования к экономике стран-участниц мирового интеграционного процесса, содержащие центростремительный импульс и обеспечивающий сближение национальных экономик.
Ключевые слова
Глобализация экономической жизни, интеграция, система мирохозяйственных связей, мировой интеграционный процесс, международное разделение труда, рыночная экономика, открытая национальная экономика.
A. M. Basenko, I. V. Ishanov
STRATEGY OF INTEGRATION OF RUSSIA INTO WORLD ECONOMIC COMMUNITY
Annotation
In this article development in the modern world of processes of globalization of economic life as this objective process covers all total number of the countries, including economy of Russia is investigated. Objective requirements to economy the participating countries of world integration process containing a centripetal impulse and providing rapprochement of national economies reveal.
Keywords
Globalization of economic life, integration, system of world economic communications, world integration process, international division of labor, market economy, open national economy.
Развитие в современном мире процессов глобализации экономической жизни представляет собой одну из перспективных «продвинутых» форм международной экономической интеграции, присущей ее сегодняшнему этапу эволюционной динамики. Поскольку этот объективный процесс охватывает все большее число стран, представляется необходимым предпослать анализу практических вопросов включения экономики России в систему мирохозяй-
ственных связей рассмотрение совокупности условий-императивов, способов (методов, форм) и алгоритмов-технологий осуществления интеграционных процессов на межстрановом уровне (метаэкономика).
Каковы же объективные требования к экономике стран-участниц мирового интеграционного процесса, содержащие центростремительный импульс и обеспечивающие сближение национальных экономик? Представляется, что
к числу таких условий-императивов можно отнести следующие:
- умеренно-либеральный характер рыночных преобразований;
- обеспечение разумной степени открытости национальной экономики;
- активную внешнеэкономическую политику в сфере международного разделения труда (преимущественно за счет поддержки экспорториентирован-ных отраслей и продвижения их продукции на международные рынки);
- унификацию принципов и согласование позиций в сфере внешнеэкономической деятельности в области валютной политики, налоговой системы, аграрной сферы и транспорта;
- обеспечение свободного движения ресурсных и готовых товаров (энергоносителей, сырья и конечной продукции), капитала, рабочей силы, услуг, технологий, информации;
- сближение нормативно-правовой базы организации, функционирования и развития производственно-коммерческой и финансовой деятельности, системы ее учета и методик анализа на уровне микро-, мезо-, макро- и мегаэкономики;
- постепенный отход от торговых ограничений (лицензий, квот) на взаимной основе.
Рассмотрим эти требования по порядку. Преимущества умеренной либерализации экономики в ходе ее рыночной трансформации и последующего развития в рамках этой модели выявлены в результате сравнительного анализа моделей экономического развития различных стран в ХХ веке. Этот же вывод подтверждается современным опытом Китая, экономика которого продемонстрировала в последнее десятилетие устойчивый рост.
В чем проявляются достоинства этой модели? Представляется, что ее преимущества с точки зрения заложенного в ней интеграционного потенциала проявляются в следующем:
- в конструктивной реализации принципа сочетания двуединых начал:
преемственности и новационности, обеспечивающего эффективную действенность рыночно-экономических реформ;
- в последовательном наращивании производственно-маркетингового потенциала национальной экономики, в подтягивании ее до уровня экономически развитых стран;
- в формировании менталитета цивилизованно-рыночной экономики, конкурентно-предпринимательской среды, мотивационных механизмов рыночного поведения, в их сближении и унификации во всемирном экономическом пространстве;
- в регулируемости процесса обеспечения постепенной открытости экономики страны для внешнеэкономических связей до разумных границ;
- в повышении уровня жизни населения до мировых стандартов;
- в усилении рыночной природы внешнеэкономических отношений;
- в конструктивно-эвристическом поиске новационных форм, методов, средств, инструментов интеграции страны в систему мирохозяйственных связей;
- в сохранении созидательного потенциала развивающегося на рыночных началах отечественного бизнеса;
- в демократизации экономического поведения субъектов всех уровней: нано-, номо-, интра-, микро-, мезо-, макро-, мета и мегаэкономики как в сфере внутринациональных хозяйственных связей, так и в области международных экономических отношений;
- в разумном сочетании механизмов государственного и корпоративного регулирования и саморегулирования рынка.
Обеспечение разумной степени открытости национальной экономики представляется необходимым условием процесса интеграции страны в систему мирохозяйственных связей. Ее определение — это поиск оптимального сочетания открытости и защищенности внутреннего рынка по отношению к внешним экономическим связям в диа-
пазоне от абсолютной закрытости, замкнутости, автаркии национального хозяйства, абсолютизацией которых была сталинская политика «железного занавеса», до квазиоткрытости — полной распахнутости отечественной экономики, грозящей национальной безопасности государства.
Среди черт национальной экономики, характеризующих ее открытость, следует выделить:
- степень участия страны в международном разделении труда, выражающуюся в показателе-индикаторе внешнеторговой квоты
ВТ
ВТ К =
ВВП
10%
где ВТ — объем внешнеторгового оборота, ВВП — валовой внутренний продукт, а также в показателях экспортной (Эк) и импортной (Ик) квот в ВВП;1
- благоприятность инвестиционного климата для зарубежных партнеров;
- уровень конкурентоспособности национальной экономики;
- структуру внешнеторгового оборота и место в нем экспорта;
- уровень импортных таможенных барьеров (тарифов, пошлин, квот) и др.
«Рыскающий» характер (из одной крайности в другую) принятия решений, охватывающих широкий диапазон состояний экономики от полной зарегули-рованности механизмом государственной гипермонополии до полного «ухода» государства из экономики (вернее, отказа от регулирующих функций) под лозунгом либерализации, — тяжело отразился как на внутреннем положении российской экономики, так и на ее внешних позициях. Бездумная распахнутость по отношению к международному рынку стала причиной массовой
Коэффициент открытости отечественной экономики в 2012 г., где Э — объем экспорта составил 19,8 %, а коэффициент импортной зависимости, где И — объем импортных поставок — 15,3 %.
гибели не только неконкурентоспособных (по отношению к хлынувшим на внутренний рынок импортным продуктам) отечественных предприятий, но и разрушения целых отраслей российской экономики: электроники, птицеводства и др. Отсутствие механизмов государственной защиты отечественных товаропроизводителей резко усилило глубину трансформационного спада российской экономики, способствовало его перерастанию в системный кризис и резко обострило проблему национальной безопасности в базовой сфере жизнедеятельности общества — в ее экономике.
Говоря о негативных последствиях отечественной практики перехода к открытой экономике, важно иметь позитивную модель таковой как некий ориентир, позволяющий выработать конструктивный алгоритм ее формирования.
Среди черт рационально открытой модели национальной экономики следует назвать обеспечение воспроизводственной целостности народнохозяйственного комплекса, органически включенного связями МРТ в мировой рынок; радикальную смену позиции и функции государства в сфере внешней торговли — с монополии на контроль; создание благоприятного климата для внешних (иностранных) инвестиций; формирование режима разумной доступности внутреннего рынка для притока ресурсов, товаров, технологий, услуг и информации; достижение достаточной конкурентоспособности на мировом рынке; активную политику в реализации принципа сравнительных преимуществ в системе МРТ и межстрано-вого товарного обмена; широкое распространение разнообразных форм совместной предпринимательской деятельности; создание сети свободных экономических зон — территорий с особым финансовым и административно-правовым режимом и др. Став на путь формирования экономики открытого типа, страна включается в объективный, процесс
унификации ее экономической системы по стандартам мирового рыночного хозяйства и сближения ее с мировым сообществом, живущим по законам рынка.
Идея открытости национальных экономик прошла ряд этапов своей эволюции, начиная от спекулятивного инициирования тезиса «открытых дверей», «свободы торговли», маскирующего экспансионистские намерения торговых держав против других стран, до объективно утвердившейся общемировой тенденции преодоления автаркической замкнутости национальных производственно-хозяйственных комплексов в направлении активной реализации преимуществ MPT, которая сегодня поддерживается абсолютным большинством стран мира и проявляется в эффекте глобализации процесса экономической интеграции.1
Представляется конструктивной позиция Е. Ф. Авдокушина, рассматривающего в числе главных факторов обеспечения открытости национальной экономики следующие:
- целенаправленную политику государства;
- развитие корпоративного бизнеса на транснациональной основе;
- технико-технологический прогресс в отраслях инфраструктурной сферы — в информационно-коммуникационных сетях, в системе транспорта;
- либерализацию международного обмена;
- включение в процесс экономической глобализации развивающихся и постсоциалистических государств2.
Значительный импульс процессу формирования экономики открытого ти-
1 Подчеркивая особую заинтересованность инициировавших политику «открытых дверей» государств, французский экономист Мишель Пебро писал: «Открытость, свобода торговли — это наиболее благоприятное правило игры для лидирующей экономики» (См.: Пебро М. Международные; экономические, валютные и финансовые отношения. М., 2004. С. 6).
2 См.: Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. М.: Юристъ, 2012. С. 29.
па придало развитие транснациональных корпораций, организовавших сеть своих отделений, филиалов, дочерних предприятий в различных странах, используя преференции правового, таможенного и финансового режима, предоставляемым правовым полем отдельных стран их свободных экономических зон и территорий.
Как показали опросы крупных ТНК (160 компаний), «индекс интернационализации» (по доле научного персонала, занятого за границей), составил: 6 % для США, 15 % для Франции, 18 % для Англии, 40 % для Швейцарии .
Каналы межстранового движения их ресурсов, товаропотоков, технологий создают эффект проникновения на внутренние рынки стран и выполняют функцию средств коммутации, включения модульных элементов национальных экономик в орбиту движения транснационального корпоративного капитала. Транснациональные корпорации постепенно стали узловыми пунктами сети связей международного обмена, отраслевыми и региональными центрами организации мирового хозяйства и транснационального рынка. Их деятельность унифицирует систему межстрановых отношений и производственно-кооперативных связей различных хозяйственных структур, способствуя интернационализации экономической деятельности, глобализации хозяйственных процессов.
Научно-технический прорыв в области средств коммуникации, информационных технологий, эволюция в сфере транспортных средств привели к существенному росту подвижности капитала, рабочей силы и других факторов производства, к снижению или преодолению барьеров на пути их движения в территориально-временном континууме единого транснационального экономического пространства мирового хозяйства. По мнению Л. Бляхмана и М. Кротова, базо-
3 Shafer Н. В. Die Eutwicklungsslander in Zeitalter der Globaliserung. ВегИп. 2006. Р. 104.
вую структуру для этого процесса образует всемирная информационная сеть «Интернет», неподконтрольная национальным правительствам. С помощью Интернета можно в считанные минуты заключить контракт и перевести миллиарды долларов в любую страну1.
Развитие инфраструктурных отраслей, обеспечивающих общие условия организации, функционирования и эволюции мирового воспроизводственного процесса, выступает мощным инструментом международной экономической интеграции, обеспечивая открытость и включенность национальных экономик стран в систему мирового хозяйства.
Либерализация режима международного обмена, развивая открытость национальных экономик, активно способствовала усилению их взаимосвязи, взаимозависимости, порождаемой отношениями международного разделения труда и кооперации его обособившихся видов деятельности и представляющих их производственно-хозяйственных структур:
Существенное расширение сферы развития интеграционных процессов и границ, охватывающих их субъектов, происходило по мере включения в систему международного обмена развивающихся стран, что, несомненно, стимулировало большую открытость их экономик и присоединение к этому процессу группы социалистических государств, также вступивших на путь формирования экономик открытого типа. Если первая из этих волн приходится на период 60-х гг., то начало второй можно отнести к 80-м гг. ХХ века, когда Китай провозгласил свою приверженность курсу свободной торговли, открытости экономики, инструментом реализации которого было создание сети свободных экономических зон, территорий свободной торговли, от-
1 Бляхман Л., Кротов М. Глобализационное измерение реформы и задачи промышленной политики // Российский экономический журнал. 2008. № 3. С. 13.
крытых портов (порто-франко). Впоследствии к этой политике присоединились и другие постсоциалистические государства Центральной и Восточной Европы, Балтии и Вьетнам, а также страны-члены СНГ, в том числе Россия. Это существенно увеличило интеграционный потенциал международного экономического сотрудничества за счет реализации преимуществ открытости национальных экономик, органично включенных в систему мирового хозяйства.
Среди преимуществ открытой модели национальной экономики Е. Ф. Ав-докушин справедливо выделяет ее функции, способствующие
- специализации национальных хозяйств и их кооперированию как способу функционирования функционально-ориентированных макроэкономических объектов в рамках международного разделения труда, предоставляющего диалектическое единство двух его вышеуказанных сторон в системе рациональной организации мирового хозяйства;
- рациональному распределению производственных ресурсов в рамках действия транснационального механизма рыночных регуляторов по критерию эффективности их использования;
- диффузии позитивного опыта организации и управления производством, новых технологических и маркетинговых решений внутрь национальных экономик и повышению, благодаря такому трансграничному переносу, их общего уровня в масштабах мирового хозяйства;
- повышению уровня конкурентоспособности национальных экономик страны; открывающих свои границы для общения с мировым сообществом, в силу активизации стимулов укрепления конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей для успешного противостояния потоку импортных товаров, технологий, услуг2.
2 См.: Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. М.: Юристъ. 2012. С. 30.
Естественно, открытая экономика, в отличие от стихийной распахнутости, предполагает активную позицию государства как макроэкономического субъекта национального хозяйства в определении рациональной степени его открытости для внешнеэкономических связей, а также в формировании собственного и транснационального правового поля взаимодействия макро- и метаэкономи-ческих систем. Активная внешнеэкономическая политика в сфере МРТ каждой из стран выступает благоприятной предпосылкой и необходимым условием интеграции их экономик в мировую систему рыночного хозяйства. Для выработки такой политики важно оценить место экономики страны в эволюциони-зирующей системе МРТ с позиции рыночных критериев определить, исходя из внешнеторгового принципа абсолютных и сравнительных преимуществ, профиль хозяйственной специализации экономики страны в структуре транснационального обмена и в соответствующей «нише» мирового рынка.
При сохранении относительной целостности макровоспроизводственной системы национального хозяйства важно определить приоритеты его рыночной реструктуризации. При этом необходимо определить отрасли национальной экономики, конкурентные на мировом рынке, в качестве приоритетов структурно-отраслевой трансформации, определяющих перспективный профиль функционально ориентированного хозяйства страны.
Особое внимание важно уделить развитию экспортно ориентированных отраслей, имеющих значительный потенциал конкурентоспособности на мировом рынке, и обеспечить их поддержку для укрепления позиций в конкурентном противоборстве за расширение своей доли на традиционных международных рынках и продвижение на новые рынки и в другие регионы мира. Такая стратегия оправдана как с точки
зрения обеспечения притока валютных средств для подъема других отраслей национальной экономики, так и с позиций утверждения полноправной роли страны в системе международного разделения труда, в субъективной структуре мирового рыночного хозяйства.
Не менее важна протекционистская поддержка собственных предпринимателей в сфере правового регулирования международного сотрудничества и, прежде всего, при заключении международных договоров и при поддержке деятельности совместных предприятий, а также при создании свободных экономических зон.
Унификация принципов и согласование позиций в сфере внешнеэкономической деятельности стран, формирующих экономику открытого типа, являются важным условием интеграции их национально-хозяйственных комплексов в систему мирового рыночного хозяйства. Для обеспечения эластичности траектории и режима беспрепятственного вхождения в мировое экономическое сообщество реализация принципа унификации на рыночных основах правил организации внутренней хозяйственной жизни страны и внешнеэкономической деятельности является непреложным условием. Такая постановка проблемы на сущностном уровне предполагает ее решение в количественно-параметрическом виде, что означает выравнивание таможенных тарифов, налоговых сборов и валютных курсов в странах, желающих интегрировать свою экономику в мировое хозяйство, до уровней, принятых международным сообществом. Этот эффект можно проиллюстрировать действием шлюзовой камеры при прохождении судна с одного бьефа реки или канала на другой, функционирующей на принципе выравнивания уровней воды в ней с уровнем; бьефа по курсу движения судна. Таким инструментом отработки механизма сближения условий и режима функционирования национальной экономики с мировой на начальном этапе этого
процесса могут явиться свободные экономические зоны. Ориентирами такого сближения могут выступить императивы Всемирной торговой организации (ВТО), Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и др. к их членам и странам-претендентам на вхождение в состав этих международных организаций или региональных интеграционных структур.
Обеспечение свободного движения товаров, капитала, технологий, постепенный отказ от торговых ограничений (лицензий, квот) на взаимной основе и снижение уровня таможенных тарифов являются важным условием развития интеграционных связей между странами. Создание беспрепятственного и недискриминационного режима трансграничного движения ресурсов и результатов производства представляется не единовременным правовым актом, а процессом, в ходе которого постепенно и последовательно решаются задачи устранения нетарифных ограничений, создания единых норм и правил экономического поведения государств-партнеров. Важным шагом в их унификации может стать снижение уровня таможенных тарифов на экспортируемые и импортируемые странами товары.
Сближение нормативно-правовой базы производственно-коммерческой и финансовой деятельности в странах-участниках международной экономической интеграции является необходимым условием формирования единого ры-ночно-экономического транснационального пространства мирового хозяйства. Одним из определяющих компонентов такого межстранового экономического пространства является такой его модульный элемент, как однородность правового поля и унифицированность законодательно-нормативной базы развития экономических процессов — интеграции, глобализации на интернациональной основе. Речь идет не только об установлении нормативной базы меж-страновых отношений на основе меж-
дународного экономического права, но и о сближении совокупности принципов и норм, регламентирующих хозяйственное поведение субъектов внутреннего рынка. Государство, выступая во внешнеэкономической деятельности субъектом международного права, является в то же время основным регулирующим институтом внутренней экономической жизни страны. Преемственность субъекта — государства — в реализации этих функций — объективно выступает позитивным фактором возможности конструктивного согласования основных позиций международного экономического права и хозяйственного права в сфере внутренней экономики.
Единство принципов формирования внутреннего и внешнего правового поля рыночной экономики является не только условием нормального функционирования хозяйственной системы стран с открытым типом экономики, но и выступает базовым принципом создания интегрального модуля системообразующего компонента единого рационального рыночно-экономического пространства (наряду с другими компонентами: отлаженностью мировой валютной системы, с увеличением состава государств-участников ВТО и расширением рамок международной торговой деятельности, регулируемой принципами этой организации и др.), дающего мощный импульс глобализации экономических процессов в системе мирохозяйственных связей.
Еще один императив, которому должна соответствовать экономика интегрирующихся в «мировое хозяйство стран, — переход на систему национального счетоводства в практике учета и анализа хозяйственной деятельности и в практике работы статистических органов, что должно обеспечить единство нормативно-методологической базы. Рассмотрев условия интеграции стран постсоветского пространства в мировую экономику, логично перейти к анализу алгоритма мето-
дов и форм осуществления процесса международной экономической интеграции.
Соглашаясь с идеей Е. Ф. Авдо-кушина о целесообразности выделения четырех этапов в эволюции процесса международной экономической интеграции, считаем возможным дать к ней собственные комментарии1.
Исходя из общей логики генезиса экономического явления, считаем обоснованным выделение фазы создания его предпосылок, формирования условий (в т. ч. и организационно-институциональных) его зарождения, становления его в новом качестве и его последующего развития до стадии зрелости. В соответствии с такой алгоритмизированной последовательностью этапов эволюционного развития процесса международной экономической интеграции можно выделить следующие его стадии:
- формирование зоны свободной торговли между странами-участницами;
- образование Таможенного союза с единой тарифной политикой в отношении третьих стран;
- создание экономического союза стран-участниц;
- полную интеграцию стран-участниц с единой экономической политикой, с общей валютой и институциональными структурами национального регулирования.
На первой стадии отменяются все тарифные и нетарифные ограничения между странами-участницами, но они сохраняют торговые барьеры и свободу действия с другими странами вне зоны (право заключения двусторонних договоров, соглашений, регулирование тарифных и нетарифных условий торговли: лицензии, квоты). На этих принципах основывалась деятельность существовавшей до 1960 г. Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).
На второй стадии учреждается единая система торговых тарифных и нета-
1 Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. М.: Юристъ, 2012. С. 136-137.
рифных барьеров и ограничений по отношению к третьим странам. Создающееся единое таможенное пространство стран-участниц защищено функционированием таможенных служб на его внешних границах. Европейское экономическое сообщество, эволюционировавшее в Европейский союз (ЕС), представляло собой реализацию этой модели на практике, международной экономической интеграции на данной стадии ее развития.
Становление Европейского Союза знаменовало переход к третьей стадии процесса экономической интеграции. Возникновение экономического союза, наряду с его институциональным оформлением, характеризуется новым качеством — свободой перемещения внутри него не только товаров, но и всех факторов производства в рамках единого ры-ночно-экономического пространства.
Переход к четвертой стадии, характеризующейся зрелым уровнем развития интеграционных процессов, означает становление полного политико-экономического единства стран-участниц интеграционного образования, ведущих совместную торговую, валютную, таможенную политику по отношению к третьим странам и осуществляющих унификацию механизмов регулирования экономической деятельности. Согласование внешней экономической политики предоставляет странам-участницам широкий горизонт маневра в использовании общих возможностей укрепления их общей конкурентоспособности на мировом рынке.
Такова диалектическая перспектива эволюционного развития процесса международной экономической интеграции, представленная в алгоритмизи-рованно-модельной форме (табл. 1).
Таблица 1 — Эволюционные стадии процесса международной экономической интеграции (алгоритмизированная модель)*
Стадии Качествообразующие признаки Предметно-содержательная характеристика
первая Формирование зоны свободной торговли на территории стран-участниц соглашения Отмена тарифных и нетарифных торгово-таможенных ограничений между странами-участницами с сохранением свободы действий их в отношениях с третьими странами и наличием экспортно-импортных барьеров по отношению к их товарам
вторая Образование Таможенного союза с единой тарифной политикой в отношении третьих стран Создание единого таможенного пространства на территории стран-участниц, защищенного таможенными службами на его внешних границах с третьими странами, установление по отношению к ним единой системы торговых барьеров и таможенных тарифов
третья Создание экономического союза стран-участниц интеграционного процесса Заключение экономического союза как институциональной формы реальной интеграции стран-участниц, предусматривающего образование, наряду с общим таможенным пространством, других признаков (модульных элементов) единого рыночного пространства: свободного трансграничного движения основных факторов производства: капитала, рабочей силы, технологий, информации, предпринимательского потенциала
четвертая Полная экономическая интеграция и политическое единство стран-участниц интеграционного процесса Установление полного экономического и политического единства системы интегрированных стран, имеющих унифицированный механизм и институты наднационального регулирования условий производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности, а также внешнеэкономических связей, единую банковскую систему, ведущих совместную торговую и в целом экономическую политику в отношениях с третьими странами, пользующихся общей валютой
* Составлена с использованием данных следующих источников: Долгов С. И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М.: Экономика, 2008. С. 62-65; Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2009. С. 53-54 и др.
Большинство региональных интеграционных формирований проходит вторую или переходит к третьей стадии (ЕС)1.
1 Естественно, всякая классификация, этапиза-ция как процедуры формализации научного знания страдают известной шаблонностью и условностью. Жизненные реалии, будучи более богатыми на разнообразие форм проявления, наличие переходных признаков не всегда укладываются в строгие каноны типологии или эта-пизации. Здесь вполне возможно наличие некоторых вторичных признаков одного этапа в рамках другого. Принципиальным же отличием является зарождение нового системоформиру-ющего качества, развивающего глубинную сущность интеграционного процесса.
Для России этапами подготовки национального хозяйства к его интеграции в систему мирохозяйственных связей могли бы стать дальнейшее продвижение рыночных реформ по пути демократизации и либерализации ее экономики, обеспечение оптимальной меры ее открытости с учетом производственно-ресурсного потенциала и укрепляющих его импортных потребностей, а также членство Российской Федерации во Всемирной торговой организации.
Библиографический список
1. Авдокушин, Е. Ф. Международные экономические отношения. — М. : Юрист, 2012. — С. 29-30, 196-197.
2. Кротов, М., Бляхман, Л. Глоба-лизационное измерение: реформы и задачи промышленной политики // РЭНЕ. — 2008. — № 3. — С. 13.
3. Долгов, С. И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? — М. : Экономика, 2008. — С. 62-65.
4. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. — М. : Флинта : МПСИ, 2009. — С. 53-54.
5. Мировая экономика / под ред. А. С. Булатова. — М. : Юрист, 2004. — С. 19.
6. Международные экономические отношения / под ред. Б. М. Смити-енко. — М. : ИНФРА-М, 2008. — С. 48.
7. Шреплер, Х.-А. Международные экономические отношения. — М. : Международные отношения, 2008.
Bibliographic list
1. Avdokushin, E. F. International economic relations. — M. : Urist, 2012. — P. 29-30, 196-197.
2. Krotov, M., Blyakhman, L. Globalization measurement: reforms and problems of industrial policy // RENE. — 2008. — № 3. — P. 13.
3. Dolgov, S. I. Globalization of economy: new word or new phenomenon? — M. : Ekonomika, 2008. — P. 62-65.
4. World economy. Economy of foreign countries. — M. : Flinta : MPSI, 2009. — P. 53-54.
5. World economy / ed. by A. S. Bu-latov. — M. : Urist, 2004. — P. 19.
6. International economic relations / ed. by B. M. Smitienko. — M. : INFRA-M 2008. — P. 48.
7. Shrepler, H.-A. International economic relations. — M. : International relations, 2008.
Т. А. Вериш, Е. В. Филатова
РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ЛОКАЛИЗАЦИЙ (ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ)
Аннотация
В статье рассмотрены уровни организации хозяйственных отношений в инфраструктурных локализациях. Определен комплекс существенных функциональных и структурных проблем развития инфраструктурных локализаций. Проанализирована роль таможенно-логистических терминалов, участвующих в формировании инфраструктурной локализации, а также изучены вопросы их обеспечения и влияния на развитие локализации в целом. Приведен анализ мер и требований, необходимых при строительстве и функционировании таможенно-логистических терминалов в приграничных регионах.
Ключевые слова
Околотаможенная инфраструктура, таможенно-логистический терминал, инфраструктурная локализация, ТЛТ, кластер.