п .п
3. Выход продукции первичной переработки:
ХИ </1Н31Г И е Н, где — доля выхода И-го вида продукции.
4. Всего концентратов собственного производства и покупных:
Б2 = ЯХр/ р е Р, где Хр — концентрат вида р.
5. Доля концентрата на продажу и вторичную переработку:
X = ^ к = 1'2-
6. Выход продукции вторичной обработки:
Хв = 5 е где — доля выхода 5-го вида продукции.
7. Сумма затрат на производство: I = +ЯгрХр.
8. Сумма товарной продукции: Т = ЯХ^ь +ЯХ
В результате решения поставленной задачи, ОАО «Юнифарм-агрохолдинг» имеет возможность увеличить производство продукции в 2,6-5,2 раза, при вторичной переработке -в 2,1-3,7 раза (табл. 2). Прибыль компании составит соответственно 25,1 и 43,7 млн. руб.
Выводы. Одним из источников инвестирования промышленного садоводства в крае являются агроориентированные фармацевтические предприятия. Создание интегрированного агропромышленного образования ОАО «Юнифарм-агрохолдинг» позволит увеличить до необходимого количества
ь валовой сбор плодово-ягодного сырья в сельскохозяйственных предприятиях и тем самым обеспе-и чить загрузку производственных мощностей ООО «Юнифарм». Экономический результат агропромышленной интеграции превышает простую сумму доходов от разрозненного промышленного и сель-^ хозпроизводства.
^ ЛИТЕРАТУРА.
о 1. Закон Алтайского края «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае» от 9 декабря 1998 г. № 61.
^ 2. Математические методы в экономике и моделирование социально-экономических процессов в АПК □ / В.А. Кундиус, Л.А. Мочалова, В.А. Кегелев, Г.С. Сидоров. М.: Колос, 2001.
^ 3. Пахомов А.И. Совершенствование интеграционных механизмов в АПК. Воронеж: ВГТА, 2005.
^ 4. Хабаров С.Н. Инновационные проекты восстановления промышленного садоводства на Алтае //
о
I—
ф
I—
х о а ф
ш
X
X
^
0
1_
О х
X
ф
Вестник АГАУ. 2002. № 1.
ГРИГОРЯН Э.М.
ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
о
о Развитие в современном мире процессов глобализации экономической жизни представляет
о собой одну из перспективных «продвинутых» форм международной экономической интеграции, 8 присущей ее сегодняшнему этапу эволюционной динамики.
§ Поскольку этот объективный процесс охватывает все большее число стран, представляется
о необходимым предпослать анализу практических вопросов экономики России в систему мирохозяйственных связей рассмотрение совокупности условий-императивов, способов (методов, форм) и ал-Ц горитмов-технологий осуществления интеграционных процессов на межстрановом уровне (метаэко-о номика).
т Каковы же объективные требования к экономике стран-участниц мирового интеграционно-
го процесса, содержащие центростремительный импульс и обеспечивающие сближение нацио-ф нальных экономик? Представляется, что к числу таких условий-императивов можно отнести следующее:
- умеренно-либеральный характер рыночных преобразований;
- обеспечение разумной степени открытости национальной экономики;
- активную внешнеэкономическую политику в сфере международного разделения труда (преимущественно за счет поддержки экспортоориентированных отраслей и продвижения их продукции на международные рынки);
- унификацию принципов и согласование позиций в сфере внешнеэкономической деятельности в области валютной политики, налоговой системы, аграрной сферы и транспорта;
- обеспечение свободного движения ресурсных и готовых товаров (энергоносителей, сырья и конечной продукции), капитала, рабочей силы, услуг, технологий, информации;
- сближение нормативно-правовой базы организации, функционирования и развития производственно-коммерческой и финансовой деятельности, системы ее учета и методик анализа на уровне микро-, мезо-, макро- и мета-экономики;
- постепенный отход от торговых ограничений (лицензий, квот) на взаимной основе.
Рассмотрим эти требования по порядку.
Преимущества умеренной либерализации экономики в ходе ее рыночной трансформации и последующего развития в рамках этой модели выявлены в результате сравнительного анализа моделей экономического развития различных стран в XX веке.
Этот же вывод подтверждается современным опытом Китая, экономика которого продемонст- ^ рировала в последнее десятилетие устойчивый рост. ^
В чем проявляются достоинств этой модели? Представляется, что ее преимущества с точки зре- ц ния заложенного в ней интеграционного потенциала проявляются в следующем. ^
- в конструктивной реализации принципа сочетания двуединых начал преемственности и но-
вационности, — обеспечивающего эффективную действенность рыночно-экономических ре- ^ форм;
- в последовательном наращивании производственно-маркетингового потенциала националь- ^ ной экономики, в подтягивании ее до уровня экономически развитых стран; о
- в формировании менталитета цивилизованно-рыночной экономики, конкурентно-предпринимательской среды, мотивационных механизмов рыночного поведения, в их сближении и □ унификации во всемирном экономическом пространстве; О
- в регулируемости процесса обеспечения постепенной открытости экономики страны для внешнеэкономических связей до разумных границ; ^
- в повышении уровня жизни населения до мировых стандартов; о
- в усилении рыночной природы внешнеэкономических отношений; £
- в конструктивно-эвристическом поиске новационных форм, методов, средств, инструментов о интеграции страны в систему мирохозяйственных связей; ^
ВТ
ВТК = • 10%. где ВТ — объем внешнеторгового оборота, ВВП — валовой внутренний ВВП
- в сохранении созидательного потенциала развивающегося на рыночных началах отечествен- х ного бизнеса; о
I_
- в демократизации экономического поведения субъектов всех уровней: нано-, номо-, интра-, § микро-, мезо-, макро-, мета, и мегаэкономики как в сфере внутринациональных хозяйствен- ф ных связей, так и в области международных экономических отношений; о
- в разумном сочетании механизмов государственного и корпоративного регулирования и са- о морегулирования рынка. ^
Обеспечение разумной степени открытости национальной экономики представляется необхо- ° димым условием процесса интеграции страны в систему мирохозяйственных связей. Ее определе- 2 ние — это поиск оптимального сочетания открытости и защищенности внутреннего рынка по отно- о шению ко внешним экономическим связям в диапазоне от абсолютной закрытости, замкнутости, автаркии национального хозяйства, абсолютизацией которых была сталинская политика «железного за- о навеса», до квазиоткрытости — полной распахнутости отечественной экономики, грозящей ^ национальной безопасности государства.
Среди черт национальной экономики, характеризующих ее открытость, следует выделить: ф
- степень участия страны в международном разделении труда, выражающуюся в показателе-индикаторе внешнеторговой квоты ^
продукт, а также в показателях экспортной (Эк) и импортной (Ик) квот в ВВП1; О
- благоприятность инвестиционного климата для зарубежных партнеров;
- уровень конкурентоспособности национальной экономики;
- структуру внешнеторгового оборота и место в нем экспорта;
уровень импортных таможенных барьеров (тарифов, пошлин, квот) и др. «Рыскающий» характер (из одной крайности в другую) принятия решений, охватывающих широкий диапазон состояний экономики от полной зарегулированности механизмом государственной гипермонополии до полного «ухода» государства из экономики (вернее, отказа от регулирующих функций) под лозунгом либерализации, — тяжело отразился как на внутреннем положении российской экономики, так и на ее внешних позициях. Бездумная распахнутость по отношению к международному рынку стала причиной массовой гибели не только неконкурентоспособных (по отношению к хлынувшим на внутренний рынок импортным продуктам) отечественных предприятий, но и разрушения целых отраслей российской экономики: электроники, птицеводства и др. Отсутствие механизмов государственной защиты отечественных товаропроизводителей резко усилило глубину трансформационного спада российской экономики, способствовало его перерастанию в системный кризис и резко обострило проблему национальной безопасности в базовой сфере жизнедеятельности общества — ^ в ее экономике.
д Говоря о негативных последствиях отечественной практики перехода к открытой экономике,
ь важно иметь позитивную модель таковой как некий ориентир, позволяющий выработать конструк-и тивный алгоритм ее формирования.
Среди черт рационально открытой модели национальной экономики следует назвать обеспе-^ чение воспроизводственной целостности народнохозяйственного комплекса, органически включен-^ ного связями МРТ в мировой рынок; радикальную смену позиции и функции государства в сфере внешней торговли — с монополии на контроль; создание благоприятного климата для внешних о (иностранных) инвестиций; формирование режима разумной доступности внутреннего рынка для ^ притока ресурсов, товаров, технологий, услуг и информации, достижение достаточной кон-q курентоспособности на мировом рынке; активную политику в реализации принципа сравнительных □ преимуществ в системе МРТ и межстранового товарного обмена; широкое распространение разно-^ образных форм совместной предпринимательской деятельности; создание сети свободных экономических зон — территорий с особым финансовым и административно-правовым режимом и др. Став D на путь формирования экономики открытого типа, страна включается в объективный процесс уни-® фикации ее экономической системы по стандартам мирового рыночного хозяйства и сближения ее о с мировым сообществом, живущим по законам рынка.
® Идея открытости национальных экономик прошла ряд этапов своей эволюции, начинал от спе-
кулятивного инициирования тезиса открытых дверей «свободы торговли», маскирующего экспансионистские намерения торговых держав против других стран, до объективно утвердившейся о общемировой тенденции преодоления автаркической замкнутости национальных производственно-ф хозяйственных комплексов в направлении активной реализации преимуществ МРТ, которая сегодня поддерживается абсолютным, большинством стран мира и проявляется в эффекте глобализации
х
>
О
О
а
.2
о процесса экономической интеграции2 ^ Представляется конструктивной позиция Е.Ф. Авдокушина, рассматривающего в числе главных
факторов обеспечения открытости национальной экономики, следующие:
- целенаправленная политика государства;
- развитие корпоративного бизнеса на транснациональной основе;
о - технико-технологический прогресс в отраслях инфраструктурной сферы в информационно-
о
о коммуникационных сетях, в системе транспорта;
1 Коэффициент открытости отечественной экономики в 2000 г.( К0 = Эк = 100%), где Э — объем экспор-Ф ВВП
и
5 та) составил 19,8%, а коэффициент импортной зависимости (Киз = Ик = 100%, где И — объем импорт-^ ВВП
® ных поставок) — 15,3%.
2 2 Подчеркивая особую заинтересованность инициировавших политику «открытых дверей» государств, француз-
х ский экономист Мишель Пебро писал: «Открытость, свобода торговли — это наиболее благоприятное правило
^ игры для лидирующей экономики» (см.: [3, с. 6]).
- либерализация международного обмена;
- включение в процесс экономической глобализации развивающихся и постсоциалистических государств (см.: [1, с. 29]).
Значительный импульс процессу формирования экономики открытого типа придало развитие транснациональных корпораций, организовавших сеть своих отделений, филиалов, дочерних предприятий в различных странах, используя преференции правового, таможенного и финансового режима, предоставляемым правовым полем отдельных стран их свободных экономических зон и территорий.
Как показали опросы крупных ТНК (160 компаний), «индекс интернационализации» (по доле научного персонала, занятого за границей), составил: 6% для США, 15% для Франции, 18% для Англии, 40% для Швейцарии [4, р. 104].
Каналы межстранового движения их ресурсов, товаропотоков, технологий создают эффект проникновения на внутренние рынки стран и выполняют функцию средств коммутации, включения модульных элементов национальных экономик в орбиту движения транснационального корпоративного капитала. Транснациональные корпорации постепенно стали узловыми пунктами сети связей международного обмена, отраслевыми и региональными центрами организации мирового хозяйства и транснационального рынка. Их деятельность унифицирует систему межстрановых отношений и производственно-кооперативных связей различных хозяйственных структур, способствуя интернационализации экономической деятельности, глобализации хозяйственных процессов.
Научно-технический прорыв в области средств коммуникации, информационных технологий, эволюция в сфере транспортных средств привели к существенному росту подвижности капитала, ^ рабочей силы и других факторов производства, к снижению или преодолению барьеров на пути их ^ движения в территориально-временном континууме единого транснационального экономического ^ пространства мирового хозяйства. По мнению К. Бляхмана и М. Кротова, базовую структуру для о этого процесса образует всемирная информационная сеть «Интернет», неподконтрольная нацио- 7 нальным правительствам. С помощью Интернета можно в считанные минуты заключить контракт и □ перевести миллиарды долларов в любую страну [2, с. 13]. О
Развитие инфраструктурных отраслей, обеспечивающих общие условия организации, функционирования и эволюции мирового воспроизводственного процесса, выступает мощным инструментом ^ международной экономической интеграции, обеспечивая открытость и включенность национальных о экономик стран в систему мирового хозяйства. £
Либерализация режима международного обмена, развивая открытость национальных экономик, о активно способствовала усилению их взаимосвязи, взаимозависимости, порождаемой отношениями ^ международного разделения труда, и кооперации его обособившихся видов деятельности и пред- х ставляющих их производственно-хозяйственных структур. о
Существенное расширение сферы развития интеграционных процессов и границ, охватывающих
о
х
их субъектов, происходило по мере включения в систему международного обмена развивающихся стран, что, несомненно, стимулировало большую открытость их экономик и присоединение к этому процессу о группы социалистических государств, также вступивших на путь формирования экономик открытого о
типа. Если первая из этих волн приходится на период 60-х годов, то начало второй можно отнести к 80-м годам двадцатого века, когда Китай провозгласил свою приверженность курсу свободной торговли, открытости экономики, инструментом реализации которого было создание сети свободных экономи- 2 ческих зон, территорий свободной торговли, открытых портов (порто-франко). Впоследствии к этой о
Ш
политике присоединились и другие постсоциалистические государства Центральной и Восточной Европы, Балтии и Вьетнам, а также страны-члены СНГ, в том числе Россия. о Это существенно увеличило интеграционный потенциал международного экономического со- ^ трудничества за счет реализации преимуществ открытости национальных экономик, органично
о
включенных в систему мирового хозяйства. ф
Среди преимуществ открытой модели национальной экономики Е.Ф. Авдокушин справедливо выделяет ее функции, способствующие ^
- специализации национальных хозяйств и их кооперированию как способу функционирова- ® ния функционально-ориентированных макроэкономических объектов в рамках международ ного разделения труда, предоставляющего диалектическое единство двух его вышеуказанных сторон в системе рациональной организации мирового хозяйства;
о
- рациональному распределению производственных ресурсов в рамках действия транснационального механизма рыночных регуляторов по критерию эффективности их использования;
- диффузии позитивного опыта организации и управления производством, новых технологических и маркетинговых решений внутрь национальных экономик и повышению, благодаря такому трансграничному переносу, их общего уровня в масштабах мирового хозяйства;
- повышению уровня конкурентоспособности национальных экономик стран, открывающих свои границы для общения с мировым сообществом, в силу активизации стимулов укрепления конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей для успешного противостояния потоку импортных товаров, технологий, услуг (см.: [1, с. 30]).
Естественно, открытая экономика, в отличие от стихийной распахнутости, предполагает активную позицию государства как макроэкономического субъекта национального хозяйства в определении рациональной степени его открытости для внешнеэкономических связей, а также в формировании собственного и транснационального правового поля взаимодействия макро- и метаэкономи-ческих систем.
Активная внешнеэкономическая политика в сфере МРТ каждой из стран выступает благоприятной предпосылкой и необходимым условием интеграции их экономик в мировую систему рыночного хозяйства.
Для выработки такой политики важно оценить место экономики страны в эволюционизирую-щей системе МРТ с позиции рыночных критериев определить, исходя из внешнеторгового принципа абсолютных и сравнительных преимуществ, профиль хозяйственной специализации экономики страны в структуре транснационального обмена и в соответствующей «нише» мирового рынка.
При сохранении относительной целостности макровоспроизводственной системы национального хозяйства важно определить приоритеты его рыночной реструктуризации. При этом необходимо определить отрасли национальной экономики, конкурентные на мировом рынке, в качестве приоритетов структурно-отраслевой трансформации, определяющих перспективный профиль функционально ориентированного хозяйства страны.
Особое внимание важно уделить развитию экспортоориентированных отраслей, имеющих значительный потенциал конкурентоспособности на мировом рынке, и обеспечить их поддержку для укрепления позиций в конкурентном противоборстве за расширение своей доли на традиционных международных рынках и продвижение на новые рынки и в другие регионы мира. Такая стратегия оправданна как с точки зрения обеспечения притока валютных средств для подъема других отраслей национальной экономики, так и с позиций утверждения полноправной роли страны в системе международного разделения труда, в субъективной структуре мирового рыночного хозяйства.
Не менее важна протекционистская поддержка собственных предпринимателей в сфере правового регулирования международного сотрудничества и, прежде всего, при заключении родных договоров и при поддереве деятельности совместных предприятий, а также при создании свободных экономических зон.
Ориентирами такого сближения могут выступить императивы всемирной торговой организации (ВТО), Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и др. к их членам и странам-претендентам на вхождение в состав этих международных организаций или региональных интеграционных структур. Обеспечение свободного движения товаров, капитала, технологий, постепенный отказ от торговых ограничений (лицензий, квот) на взаимной основе и снижение уровня таможенных тарифов являются важным условием развития интеграционных связей между странами. Создание беспрепятственного и недискриминационного режима трансграничного движения ресурсов и результатов производства представляется не единовременным правовым актом, а процессом, в ходе которого постепенно и последовательно решаются задачи устранения нетарифных ограничений, создания единых норм и правил экономического поведения государств-партнеров. Важным шагом в их унификации может стать снижение уровня таможенных тарифов на экспортируемые и импортируемые странами товары.
Соглашаясь с идеей Е.Ф. Авдокушина о целесообразности выделения четырех этапов в эволюции процесса международной экономической интеграции, считаем возможным дать к ней собственные комментарии (см.: [1, с. 136-137]).
Исходя из общей логики генезиса экономического явления считаем обоснованным выделение фазы создания его предпосылок, формирования условий (в т.ч. и организационно-институциональ-