Научная статья на тему 'Стратегия формирования потенциала инновационного развития экономических систем'

Стратегия формирования потенциала инновационного развития экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВЕКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / THE INTEGRATED ECONOMIC SYSTEM / INNOVATIVE POTENTIAL / A VECTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хачатурян Нунэ Мишаевна

В работе рассматривается проблема формирования стратегии, ориентированной на инновационное развитие потенциала экономических систем. Исследуются факторы развития экономических систем, возможности и особенности инноваций в интегрированных системах, учитывающие различные фазы жизненного цикла экономической системы и их влияние на инновационный рост в пределах фазы ЖЦ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOCUSED ON INNOVATIVE DEVELOPMENT OF POTENTIAL OF ECONOMIC SYSTEMS IS CONSIDERED

In work the problem of formation of the strategy focused on innovative development of potential of economic systems is considered. Factors of development of economic systems, possibilities and features of innovations in the integrated systems, considering various phases of life cycle of economic system and their influence on innovative growth within phase ЖЦ are investigated.

Текст научной работы на тему «Стратегия формирования потенциала инновационного развития экономических систем»

УДК 338 ББК 65.05

Хачатурян Н. М.

СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Hachaturjan N. M.

STRATEGY FOCUSED ON INNOVATIVE DEVELOPMENT OF POTENTIAL OF ECONOMIC SYSTEMS IS CONSIDERED

Ключевые слова: интегрированная экономическая система, инновационный

потенциал, вектор инновационного развития

Keywords: the integrated economic system, innovative potential, a vector of innovative development

Аннотация

В работе рассматривается проблема формирования стратегии, ориентированной на инновационное развитие потенциала экономических систем. Исследуются факторы развития экономических систем, возможности и особенности инноваций в интегрированных системах, учитывающие различные фазы жизненного цикла экономической системы и их влияние на инновационный рост в пределах фазы ЖЦ.

Abstract

In work the problem of formation of the strategy focused on innovative development of potential of economic systems is considered. Factors of development of economic systems, possibilities and features of innovations in the integrated systems, considering various phases of life cycle of economic system and their influence on innovative growth within phase ЖЦ are investigated.

Обострение кризисных явлений и конкурентной борьбой за сферы влияния на рынке выдвинули на первый план для предприятий, в рамках своего развития, проблему формирования эффективных механизмов управления процессами развития и, в первую очередь, задачи инновационного и инвестиционного роста.

В динамичной среде гибкое и адекватное реагирование на изменения рыночной конъюнктуры в целях удовлетворения потребительского спроса возможно лишь на базе использования эффективных механизмов и инструментов управления стратегическими изменениями.

Однако какими бы эффективными не были разработанные на предприятии стратегии развития, они теряют свою значимость в условиях недостаточности инвестиционного обеспечения инновационного роста.

Разработка инновационной политики предприятия предполагает определение целей и стратегий его развития на ближайшую и дальнюю перспективы, исходя из оценки потенциальных возможностей предприятия и обеспеченности его соответствующими ресурсами. Тем самым базовыми факторами инновационной политики можно считать следующие: - коммер-

циализуемая инновация (новшество, модернизация, глубокая адаптация и пр.); -финансовое обеспечение (уровень инвестиций в инновации); - адекватность персонала (управленческого и производственного); - возможности технологического уклада; -конкуренция на рынке;

- степень развития этапа жизненного цикла предприятия или отдельных участников корпоративной системы и др.

При формировании методологии инновационного развития необходимо учитывать

все эти составляющие факторы, в рамках которых следует исследовать основные стратегические приоритеты инновационного корпоративного развития. Обычно в литературе приоритетами инновационного развития считают: - развитие новых

направлений деятельности; - освоение новых типов продуктов; - завоевание новых рынков сбыта.

Любой из выбранных приоритетов развития включает анализ инвестиционных условий предприятия, корпоративной и внешней среды.

Анализ динамики такого фактора инвестиционной деятельности отечественных предприятий, как уровень вложения инвестиций в основной капитал предприятий реального сектора экономики, показывает, что потребность в промышленных инвестициях достаточно велика, так как подавляющее большинство российских предприятий пока не в состоянии за счет собственных средств провести перевооружение производства, замену оборудования и обеспечить финансами оборотный капитал. Таким образом, именно привлечение инвестиций в проекты развития реального сектора российской экономики, а также формирование эффективного портфеля инновационного обеспечения системных инноваций продолжает оставаться первостепенной задачей в экономическом развитии национальной экономики.

Проблемы создания и развития механизмов инновационного развития рассматриваются в ряде работ, где в качестве таких механизмов определяются, например, венчурный механизм, механизм частных капиталовложений на стадии НИОКР, механизм активизации корпоративных научно-технологических возможностей, механизм технологических трансфертов и пр. Важность этих механизмов не вызывает сомнений, но их применение ограничено весьма жесткими рамками и условиями, в частности инновационного, организационного обеспечения и взаимодействия участников данного процесса.

В этой связи возникает проблема формирования комплексной и сбалансированной системы механизмов управления инновационным развитием, позволяющих повысить эффективность инновационной деятельности не как процесса, а как результата от этого процесса. В качестве такого комплексного механизма может быть портфель инновационных проектов, согласованный по времени, инвестициям и реинвестициям, организационным механизмам и инструментам управления. Данный механизм управления развитием всех составляющих корпорации в виде корпоративного портфеля должен формировать функциональное обеспечение экономической системы по стадиям жизненного цикла каждой функции, каждого процесса в рамках каждого участника корпорации. В рамках данной задачи важными становятся процессы функционального обеспечения инновационного процесса со стадиями ЖЦ развития организационной и производственной структуры корпорации, факторами и элементами управленческих и технологических процессов для обеспечения инновационного развития. Так, в рамках развития жизненного цикла базовых функций можно выделить следующие стадии развития (табл.1) [1,7].

Таблица 1 - Характеристика развития жизненного цикла базовых функций обеспечения

инновационного развития (фрагмент)

Этапы развития Инновационная стратегия Функции обеспечения инноваций

Инвестиционная Финансовая

Становление Поиск инноваций, оценка коммерции-ализации, защита интеллектуальной собственности Выделение базовых направ-лений вложения средств, учет инвестиционных льгот, освоение приоритетных направлений Стартовое финансирование, получение дотаций через гранты, фонды, инкубаторные программы стимулирования

Этапы развития Инновационная стратегия Функции обеспечения инноваций

Инвестиционная Финансовая

Развитие Разработка и развитие научно-технических решений Определение направлений производственного инвестирования, формирование благоприятного инвестиционного климата Финансирование на ста-дии освоения и расширения охвата рынка, формирование состава собственников, выход на финансовые рынки роста

Зрелость Разработка псевдоинноваций, инновационных процессов, передача технологий Долгосрочные инвестиции в участие в капитале других предприятий Финансирование разви-тия производственных мощностей, доступ к кредитным ресурсам

Упадок Поиск инноваций по замене устаревших процессов и продуктов, приобретение лицензий и патентов Определение направлений и вложение в развитие иных инноваций Финансирование свора-чивания устаревшего производства, дотации и субсидии

Данная матрица показывает действие функционала обеспечения на развитие инновационного процесса. Если построить аналогичные матрицы функционального обеспечения инноваций по всем факторам, то получим относительно полный комплекс механизмов системного развития инновационного процесса в корпоративных структурах.

Данные механизмы позволяют сформулировать политику и стратегию инновационного развития для обеспечения эффективного управления процессами инновационного развития в сложоорганизованных корпоративных экономических системах. Причем, тренд и вектор развития потенциала определяются теми возможностями, ресурсами, активами и другими рыночными ценностями, которые есть в корпорации и которые она может реализовать в инновационных продуктах. Такой комплекс возможностей определяет потенциал развития, в частности, инновационный потенциал развития компании, который задает в числе других видов потенциала - уровень экономического потенциала корпорации [4].

Суть разработки стратегии развития инновационного потенциала компании заключается в решении проблемы стратегического выбора конкурентного новационного направления, ресурсов инновационного развития, требуемых активов инновационной деятельности, механизмов организационного управления и инвестиционного обеспечения развития.

Для конкуренции на инновационном поле необходимо концентрировать все свои возможности, активы и ресурсы только на стратегически обоснованных направлениях развития бизнеса. В этой связи, при коммерциализации продукта требуется решить такие задачи:

- провести качественные изменения в технологии или/и продукте и вывести его на мировые рынки;

- оценивать и прогнозировать поведение покупателей и соответствие продукта (качества и потребительской ценности) потребительским ожиданиям;

- наращивать инновационный потенциал в отдельных сферах деятельности (НИР, ОКР, производство, сервис и пр.), учитывая темпы развития конкурентов и их уровень возможностей;

- преобразование комплекса обеспечивающих производств (техперевооружение, развитие неосновных и вспомогательных производств и пр.) с учетом их влияния на темпы роста инновационного продукта;

- проводить политику интеграции ресурсов, активов, рыночных и административных возможностей в своей стратегической зоне хозяйствования, с целью получения синергии в издержках;

- проводить оптимальную политику дифференциации производства в рамках приобретенной интеграции.

В этой связи можно сформулировать следующие направления формирования стратегии:

- обоснование направлений вектора стратегического развития;

- формулирование концепции стратегии развития и определение условий, ограничений и возможностей инновационного развития;

- разработка плана реализации стратегии инновационного развития;

- обоснование и выбор вариантов реализационных механизмов и инструментария управления;

- формирование портфеля развития корпорации и оптимизация его структуры [5];

- создание организационного механизма с учетом стимулирования инновационных процессов по результатам деятельности;

- разработка бюджета стратегии инновационного развития и механизмов мониторинга процессов управления развитием.

Для каждого этапа и решения соответствующих задач выполняется ряд работ, связанных со следующими направлениями стратегического планирования. На этапе обоснования направления инновационного развития необходимо провести следующие операции (табл. 2).

Таблица 2 - Механизм формирования направлений потенциала инновационного развития в корпоративных системах

Этапы обоснования направлений инновационного развития

I. Анализ стратегически х альтернатив развития 1. Анализ ключевых задач инновационного развития компании 1.1. Описание целей и задач, которые ставят перед компанией собственники и топ-менеджеры; 1.2. Анализ результатов экономической и инновационной деятельности компании за последние 3-5 лет; 1.3. Анализ среднесрочных и долгосрочных планов и прогнозов корпорации; 1.4. СВОТ - анализ и оценка возможностей и угроз инновационного развития с учетом базовых направлений.

2. Анализ факторов развития и коммерциализации инноваций для выбора направлений развития 2.1. Исследование конъюнктуры рынка и конкурентной позиции компании; 2.2. Анализ соответствия направлениям развития технологии,

Этапы обоснования направлений инновационного развития

компании оборудования, НИОКР; 2.3. Оценка структуры затрат по направлениям деятельности; 2.4. Исследование соответствия системы закупок, сбыта и продвижения; 2.6. Возможности инновационной структуры для новых разработок; 2.7. Создание системы управления и стимулирования инноваций; 2.8. Формирование организационного механизма, согласованного и сбалансированного по целям и ресурсам

3. Анализ операционной эффективности инноваций и определение резервов ее повышения 3.1. Сопоставление ключевых показателей деятельности компании с мировыми лидерами и анализ возможностей применения передовых методов управления и технологий производства; 3.2. Анализ целесообразности осуществления основных видов деятельности (бизнес-процессов/хозяйственных операций) участниками корпорации; 3.3. Анализ возможностей повышения эффективности взаимодействия компании с внешней средой (покупатели, поставщики, кредиторы, социальное окружение)

4. Анализ долгосрочной конкурентоспособности компании и оценка инновационных возможностей 4.1. Изучение и прогнозирование развития отраслей, в которых ведет бизнес компания; 4.2. Выявление спросообразующих факторов и прогноз спроса; 4.3. Прогноз поведения конкурентов и изменения предпочтений покупателей; 4.4. Выявление факторов, определяющих конкурентоспособность, и её оценка; 4.5. Сопоставление основных конкурентных преимуществ инноваций с возможностями и имеющимся потенциалом инноваций; 4.6. Конкурентный анализ рынка; 4.7. Определение возможных

Этапы обоснования направлений инновационного развития

стратегий инновационного развития и повышения конкурентоспособности с учетом ресурсных и организационных ограничений

5. Анализ организационных и ресурсных ограничений, влияющих на выбор направления развития компании 5.1. Анализ синергетического эффекта от взаимодействия участников в инновациях; 5.2. Анализ собственных инвестиционных возможностей; 5.3. Анализ возможностей привлечения внешних инвесторов и долгосрочных кредитов; 5.4. Формулирование альтернатив инновационного развития корпорации в целом с учетом ограничений участников

6. Прогнозные расчеты и оценка будущих показателей деятельности корпорации для сформулированных направлений (вектора) инновационного развития 6.1. Оценка рисков, связанных с реализацией инноваций; 6.2. Необходимые инвестиции, стоимость привлечения и их рентабельность; 6.3. Оценка уровня влияния конъюнктурных факторов на развитие; 6.4. Оценка изменения стоимости компании и технологической ценности участников; 6.5. Интеграционные возможности по усилению эффективности инноваций

II. Разработка инновационной стратеги и реализация выбранного направления развития 1. Определение задач и приоритетов, стоящих перед компанией в целом и основными структурными подразделениями; 2. Определение ключевых этапов и фаз развития компании на период 5 - 10 лет; 3. Разработка системы продаж, ценообразования и продвижения инновационных продуктов; 4. Разработка системы взаимодействия центра и

Этапы обоснования направлений инновационного развития

основных структурных подразделений корпоративной структуры; 5. Определение наиболее эффективных способов привлечения инвестиций и определение приоритетов инвестиционной, технической и кадровой политики; 6. Определение наиболее перспективных и приоритетных направлений инновационной политики; 7. Определение направлений реструктуризации и оптимизации использования имущественного комплекса по направлениям развития; 8. Формирование плана-бюджета стратегии инновационного развития

Данный механизм позволяет сформировать функционально согласованный по этапам ЖЦ каждого процесса и участника экономической системы план-бюджет инновационного развития.

Сложноорганизованным экономическим системам в виде различных видов корпораций, консорциумов, стратегических альянсов и др. вариантов интеграционных организаций в последнее время уделяется значительное внимание. Оперирование на международном рынке такого вида компаний является обычной практикой мирового бизнеса, так как в современных условиях, при стратегическом долгосрочном планировании процесса развития, конкурентная организация может оцениваться не только как рыночный конкурент, но и как участник возможных интеграционных альянсов, что позволит получить выгоды интеграционной синергии.

В литературе, относящейся к корпоративному управлению, компании, диверсифицирующие свой бизнес через поглощение или создание новых бизнес-единиц, стремятся получить синергетический эффект на основе синтеза базовых компетенций при помощи слияний и поглощений. Однако, в настоящее время эффективность такого подхода существенно снижается, что дает толчок формированию новых принципов интеграции ресурсов и возможностей.

Вне зависимости от того, является ли новая экономическая система формальной или стратегическим союзом, она позволяет интегрировать навык, способности, компетенции, выращивать их и создавать инновационный продукт с меньшими издержками, чем автономные предприятия. Особенно это заметно для предприятий, работающих на стыке отраслей, в результате которых зачастую создаются не только инновационные продукты,

но совершенно новые отрасли.

Необходимыми условиями эффективности таких интегрированных экономических систем являются:

• долгосрочная стратегия развития, учитывающая совместную (корпоративную) инновационную деятельность и вкладываемые ресурсы и возможности развития;

• координация и согласование программ инновационного развития участниками корпорации по всем функциональным видам обеспечения развития;

• баланс интересов на уровне технологическом, управленческом, ресурсном и при оценке вклада участия в развитие;

• готовность использования существующего инновационного потенциала в общесистемном развитии и достижении системных целей развития;

• оценка собственных и системных рисков инновационного развития и формирование механизмов управления рисками в рамках корпоративной стратегии развития.

Основными факторами, стимулирующими компании к интеграции, обычно бывают следующие направления повышения оперирования на рынке:

• сокращение издержек;

• получение новых технологий;

• доступ на новый рынок;

• применение новых организационно-управленческих технологий;

• доступ к более дешевым инвестициям;

• снижение рисков при инновационных проектах;

• операционная специализация каждого участника интегрированной экономической системы;

• взаимное обучение и усиление компетенций (технологических, организационных, рыночных и пр.);

• снижение времени освоения инноваций;

• экономия на масштабах;

• более высокие темпы рыночного роста;

• получение преференций и льгот.

В этой связи важным условием корпоративного развития являются те направления вектора развития, которые значительно увеличивают конкурентоспособность и наилучшим образом соответствуют стратегическим целям участников корпорации. Это способствует концентрации на отдельных элементах выбранного направления, позволяет снизить время разработки нового изделия и внедрения его на рынок. Так например, цикл проектирования ведущей корпорацией новой концепции модели автомобиля в настоящее время снизился до 1 года, по отношению к 3-5 годам при автономном проектировании. А в российском автопроме вывод на поток автомобиля занимал до 10 лет. Важнейшее значение имеет фактор времени. Именно интеграция автомобильной корпорации с дизайнерами дает такие результаты.

Именно корпорации могут сделать возможной интеграцию НИР в рамках единого научного центра, которая была бы невозможна силами отдельных компаний из-за отсутствия необходимого потенциала, инвестиций и компетенций.

Инвестиционное обеспечение инновационного развития предполагает различные варианты внешнего и внутреннего финансирования. Учитывая, что при корпоративном инновационном развитии требуется значительное финансирование на длительный срок, определим возможные механизмы внешнего финансирования: - кредитное

финансирование; - прямые инвестиции в обмен на часть акций; - комбинированное финансирование; - лизинг.

Каждый из указанных механизмов имеет свои преимущества, условия и ограничение на применение. Применение базируется на использовании критериев, которые дают

возможность получения максимальной синергии и минимизации затрат на привлечение инвестиций.

Как уже говорилось ранее, создание и функционирование интегрированных экономических систем имеет смысл, прежде всего, при получении синергетического эффекта от их деятельности [2,3]. Интеграция своего потенциала и ресурсов необходима и достаточна в случае гарантирования получения такого дополнительного эффекта. В общем виде, оценка такого эффекта может быть определена как разница экономических издержек или затрат на приобретение дополнительных контроля и рыночной стоимости. На основе сравнительной оценки синергетического эффекта (СЭ) и экономических издержек (ЭИ) решается вопрос об экономической целесообразности проекта интеграции - экономический результат интеграции должен быть не меньше типовой нормы прибыли (НП) и соответствовать следующему условию

ЭР = СЭ - ЭИ > НП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка экономической целесообразности процесса опирается на результаты двух методов в рамках стоимостного подхода. С одной стороны, используя метод сравнительного анализа, определяется рыночная стоимость инициируемого участника, менеджеры определяют синергетический эффект, и если выгоды (синергетический эффект) больше разницы стоимости интеграции и полученной оценки рыночной стоимости, то процесс целесообразен. С другой стороны, используя метод дисконтирования потоков денежных средств, определяется рыночная стоимость инициируемого участника с учетом осуществления процесса интеграции и реализации мотивов, его побудивших (рост продаж, снижение издержек и т.п.) - тем самым определяется максимальная стоимость приобретения прав контроля, и ее превышение над стоимостью интеграции говорит о целесообразности процесса.

Схема оценки экономического результата через разность стоимости активов предприятия в составе интегрированной системы и его автономной деятельности представлена схемой на рис. 1.

Оценка рыночной

стоимости активов

участника ИЭС______________

Оценка рыночной

стоимости активов как автономного предприятия

Оценка

синергетического эффекта___________

Оценка премии за деятельность в составе интегрированной системы

Оценка затрат

осуществления процесса

Оценка

экономических издержек_______

Оценка

экономического

результата

интеграции

Рисунок 1 - Схема оценки экономического результата интеграции

На первоначальном этапе предлагается провести оценку синергетического эффекта. Инициатор процесса проводит экономические расчеты планируемой совместной деятельности после интеграции, прогнозируемые выгоды. Далее с использованием подходов определения рыночной стоимости рассчитывается стоимость каждого участника как отдельного игрока рынка, а затем - рыночная стоимость интегрированного участника на основе спрогнозированных значений, причем оба процесса оценки производятся на одну и ту же дату оценки. При существовании выгод от интеграции получим общую

стоимость элементов, превышающую стоимость каждого элемента - синергетический эффект.

Определение экономических издержек начинается с расчета их основного элемента

- премии интеграции (превышение цены права контроля над оценкой его рыночной стоимости), т.е. величины переплаты собственникам права контроля. Премия может оказаться и отрицательной величиной, если полученная инициатором оценка стоимости права контроля занижена по сравнению с его рыночной стоимостью. К другим элементам экономических издержек относятся затраты по осуществлению процесса интеграции -работа специалистов, реклама, услуги юристов и инвестиционных консультантов, стоимость используемых финансовых ресурсов, регистрация и оформление [2,3].

Необходимо учитывать временную составляющую при оценке величины издержек (это, в первую очередь, касается затрат по осуществлению процесса) с помощью их приведения на дату оценки синергетического эффекта (определение их будущей стоимости). На последнем этапе сравниваются оценки синергетического эффекта и экономических издержек, результатом которого является экономический результат.

Участники интеграции (или участник-инициатор, если речь идет о несогласованном процессе) на основе мотивов обозначают цели финансового характера, а затем и показатели/критерии, их характеризующие. Для оценки процесса интеграции используются, в основном, дескриптивные модели для определения текущего финансового состояния участников интеграции. Оценка того, что участники получат от интеграции, проводится с помощью предикативных моделей (динамический анализ, регрессионный анализ; имитационное моделирование; нейронные сети), на базе которых участники оценивают получаемую синергию интеграции и экономические издержки.

Анализ подходов и принципов оценки эффективности управления интегрированными структурами позволяет сформулировать основные критерии эффективности таких структур [2,3]:

- при операционных слияниях основой для определения эффективности является учет комплекса слагаемых будущей синергии с использованием логики: «производственно-хозяйственные составляющие синергии - финансовый результат интеграции»;

- обобщающим критерием эффективности признается «ожидаемый чистый выигрыш», равный разности между дисконтированной стоимостью будущих доходов и ценой, уплачиваемой за приобретаемую фирму. В соответствии с данным подходом организация-инициатор должна определить свободные потоки денежных средств (разность между прогнозируемым объемом выручки и издержками) после слияния. Наибольшую сложность представляет собой оценка будущих потоков денежных средств присоединяемой организации;

- критерием эффективности считается рост прибыли в расчете на одну акцию для акционеров обеих интегрируемых компаний. Причем результаты эмпирических исследований применения вышеуказанного критерия далеко не однозначны. Как правило, поглощающая компания многократно превосходит по размеру приобретаемую, при этом уплачивает премиальную надбавку за акции последней; рыночная стоимость акций покупаемой компании возрастает и в связи с объявлениями о потенциальном слиянии. А значит, можно ожидать повышения меры удовлетворенности акционеров поглощаемой компании, тогда как выгода (по данному критерию) акционеров базовой компании далеко не всегда очевидна;

- при оценке эффективности интеграции тщательному учету подлежат издержки, которые несет поглощающая компания. Выплаты акционерам поглощаемой организации могут осуществляться в виде обыкновенных или привилегированных акций, зачета долговых обязательств, денежных средств или комбинаций этих форм. Если при осуществлении сделки в качестве средства платежа используются ценные бумаги, то при расчетах они конвертируются в денежный эквивалент по рыночной стоимости.

Аналогичный прием применяется, если поглощающая компания принимает на себя обязательства покупаемой компании;

- народнохозяйственный критерий оценки эффективности интегрированных структур существенен не только для государственных инстанций, но и для частных инвесторов, обязанных предвидеть отношение государственных структур к проекту. Даже если для финансово-промышленной группы не предвидится ощутимая государственная поддержка, то следует убедиться в отсутствии экономических предпосылок для негативного восприятия его не только органами власти, но и общественностью. Участие в федеральных или региональных целевых программах существенно влияет на конкурентоспособность финансово-промышленных групп.

С другой стороны, считается, что деятельность интегрированных систем вносит больший вклад в укрепление инвестиционного потенциала и улучшение инвестиционной обстановки в регионе и в стране в целом, реализацию имеющихся сравнительных преимуществ региональной экономики, повышение научно-технического уровня производства, его восприимчивости к технологическому прогрессу и к изменениям рыночной конъюнктуры, решение региональных и социальных проблем. С этих позиций особенно важна роль государства в регулировании процесса создания и функционирования экономических интегрированных систем.

Обычно создание ИЭС связано с необходимостью структурной перестройки экономических, управленческих и производственных процессов, разбиением и выделением сфер бизнеса, поддержкой тех областей, которые могут способствовать общеэкономическому росту. Такая новая организационная структура объединяет промышленные предприятия, банки, торговые организации, консалтинговые фирмы и др.

Характерной особенностью ИЭС является то, что они функционируют как самостоятельные саморазвивающиеся организации. В рамках выделяемых бизнес-процессов могут участвовать не только структуры данного участника, но и подразделения других участников ИЭС, базовыми целями которых могут быть иные процессы, но имеющие активы и потенциал для выполнения отдельных технологических операций некоторой цепочки.

Одним из критериев необходимости интеграции может быть показатель технологической ценности участника для корпоративной структуры (ККц):

Ж 1*У IV VI

и =_________= —____ =____±__* =]с * * /-п

Щ о * г о * г с * 77 Т 1111 V Т

° 1ОЦ ° 1ОЦ Л ' НЕ 1ОЦ ^ НЕ ТОЦ

где W - результат производства участника в корпоративной технологической цепочке в виде выручки от реализации продукции и услуг;

V - объем продаж в ден. ед;

VнE - объем продаж в натур. ед

Z - цена товара;

£ - затраты на производство продукции, в виде себестоимости;

^ - себестоимость единицы продукции;

Тоц - длительность операционного цикла участника;

Кщ - эффективность производства продукции участника корпорации.

Но так как для участника существуют рыночные барьеры, в том числе и в части интеграционных процессов, которые являются разными для разных этапов ЖЦ корпорации, то необходимо учесть в показателе технологической ценности и уровень интеграционных барьеров, в виде некоторого показателя уровня барьеров интеграции, ё. Тогда показатель (1) может быть рассчитан по формуле

к Ж V 1

Кк = (2)

^ ТОЦ *НЕ ТОЦ

где ё - величина барьера интеграции, в качестве которого можно использовать уровень отраслевых барьеров входа на сегмент рынка.

В качестве критерия сравнения для решения о необходимости включения предприятия-участника в структуру корпорации на некотором этапе ЖЦ, можно использовать значение фондоотдачи (отношение выручки от реализации за квартал к средней квартальной стоимости постоянных активов). Если Ккц больше значения фондоотдачи, то данный участник может интегрироваться в корпоративную структуру.

Таким образом, в работе сформулирован подход по разработке стратегии формирования потенциала инновационного развития интегрированных экономических систем, учитывающий этапы ЖЦ операционной деятельности корпоративных участников и возможность (необходимость) интеграции с данным участником.

Библиографический список

1. Адизес, И. Управление жизненным циклом корпорации / Пер. с анг. под. науч. ред. А.Г Сеферяна. - СПб.: Питер, 2007.- 384 с.

2. Афоничкин, А.И., Сорокина, И.О., Игнатьев, Н.М. Развитие инвестиционного потенциала интегрированных экономических систем в современных условиях: монография. - Тольятти: Изд-во Волжского ун-та им. В.Н. Татищева, 2006. - 260 с.

3. Афоничкин, А.И., Пустынникова, Е.В. Процессы интегрированного управления в корпоративных системах: Монография. - Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2010 г. - 348 с.

4. Афоничкин, А.И., Колесник, Е. Модель конкурентного потенциала предприятия // Вестник ВУиТ. Серия «Экономика» В.17. - Тольятти, 2009. - 270 с.

5. Васильев, П.В., Афоничкина, Е.А. Управление портфелем развития интегрированных экономических систем: Монография. - Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2009. -408 с.

6. Горшенина, Н.С., Анчиков, Э.В. Инвестиционная политика: Монография. - М.: МГУЛ, 2003. - 158 с.

7. Козлов, С.В. Влияние стадии жизненного цикла предприятия на формирование стратегии развития // Вестник ВУиТ. Серия «Экономика» В.17. - Тольятти, 2009. - 270 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.