^ЖаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу5'>20
УДК 339.13
Д.Г. Михаленко, Е.А. Афоничкина
ФОРМИРОВАНИЕ ВЕКТОРА РАЗВИТИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
В современных экономических условиях большинство сложноорганизованных экономических систем, являющихся, в свою очередь, бизнес-единицами некоторой экономической структуры (региональной, отраслевой, федеральной, мировой и др.), связывают свое развитие с долгосрочной социально-экономической политикой функционирования, обеспечивающей конкурентоспособное положение экономической системы.
В работах [1—3] описываются базовые категории теории интегрированных экономических систем (ИЭС), в основе которой лежит понятие «сложноорганизованная экономическая система корпоративного типа с возможностью активного взаимодействия между участниками системы и уровнями иерархии структуры управления, позволяющая решить широкий спектр задач управления конкурентными преимуществами и повышения капитализации и прибыльности».
В обобщенном виде ИЭС означает группу объектов-участников экономической системы с различным уровнем экономического потенциала, близких по участию в технологических бизнес-цепочках, имеющих собственные и общие цели деятельности [1]. Такая система получается в процессе интеграции участников в структуру разных бизнес-цепочек и дает возможность участвовать в получении синергетического эффекта, являющегося также стимулом интеграции.
Формируя теорию интеграции и концентрации, А. Маршалл объяснял причины этих процессов для малых и средних предприятий повышенной их конкурентоспособностью [3] и выделял в этой связи три основных фактора, усиливающих их конкурентное положение — общий рынок квалифицированной рабочей силы, локальную торговлю между фирмами, локальное межфирменное разделение труда. Именно здесь механизм интеграции определяется как инструмент создания
синергетического эффекта, достигаемого через эффект «экономии» за счет выполнения технологических операций и управленческих процессов.
В зависимости от наличия и степени развития факторов могут формироваться разные типы и виды ИЭС, для чего используют различные методы и признаки систематизации таких систем. Подробнее теория ИЭС и бизнес-цепочек исследуется в работах [1—3, 6, 12], где даются обзор подходов, цели и методология формирования ИЭС.
Однако ключевыми все же являются факторы, направленные на поддержание и повышение уровня производственных цепочек. Простое скопление фирм, работающих в смежных отраслях, еще не может называться интегрированной системой. Между компаниями должны развиться финансово-материальные потоки взаимоотношений, объединенные экономическими и иными интересами, причем, интересы должны быть сбалансированными, включающими разветвленные структуры стимулов в виде материальных и финансовых потоков, генерирующими в структуре ИЭС другие виды потоков и взаимосвязей.
В частности, наиболее распространенными в практике системами являются корпорации, альянсы и др. виды сложноорганизо-ванных экономических систем, базирующиеся на концепции интеграции ресурсов и возможностей. Так, например, корпорации могут формироваться с помощью рыночных механизмов, используя конкурентную притягательность независимых предприятий различного типа в целях добровольного объединения результатов и/или активов и ресурсов. При этом в такой структуре должны быть строго регламентированы по каждому участнику цели локальные и общие, объединяемые ресурсы, уровень затрат на процессы управления и производства, также необходимо
представлять четко очерченные границы функций, баланс взаимосвязей, где все подчиняется общесистемным целям.
Таким образом, выделяя ИЭС как некую интеграцию интересов, разнообразных по уровню и размерам, задающих стратегические цели деятельности и отдельных экономических участников и всей системы в целом, можно говорить, что такая система представляет сосредоточение и систему стратегических интересов всех участников ИЭС в виде совместного хозяйствующего объекта. Причем, система стратегических интересов в ИЭС определяется в виде сбалансированного процесса интеграции и развития отдельных направлений стратегических факторов конкуренции, где сам процесс интеграции должен быть формально определен.
Так, в работе [3] приведен анализ процесса интеграции и дается дефиниция данного термина. Анализ дефиниции базируется на следующих признаках интеграции:
— целью создания интеграционного объединения должна быть интеграция имущества, процессов, технологий или иных активов экономических систем;
— интеграция — это объединение юридических лиц или юридических и физических лиц (экономических субъектов), количество которых более двух;
— интеграция — это система взаимосвязей между участниками, включающая экономические, финансовые, гражданско-правовые и иные отношения;
— участником интеграционного процесса может быть собственник интегрируемого имущества и иных активов.
В результате интеграции формируется интегрированная экономическая система, обладающая собственной производственной структурой и структурой управления, элементы которых находятся во взаимосвязи, система которых определяется самостоятельно и зависит от типа, вида, целей интеграции, устанавливаемых отношений к имуществу и процессам управления. Обобщая имеющийся теоретический материал по исследуемой проблематике, в теории ИЭС [1—3, 6, 13] выделяются различные виды и способы формирования ИЭС.
Согласно правовым регуляторам в структуре ИЭС можно выделить системы, отвечающие требованиям законодательства, и системы, формирующие свои интеграционные структуры на договорной (неправовой) основе.
В соответствии с законодательством РФ предусмотрены следующие формы объединений юридических лиц:
— ассоциации и союзы (ст. 121 ГК), в том числе кредитные организации (ст. 3 ФЗ «О банках и банковской деятельности»);
— простые товарищества (ст. 1041 ГК), в том числе негласные товарищества (ст. 1054 ГК);
— акционерные общества с дочерними обществами (п. 1 ст. 6 ФЗ «Об акционерных обществах»);
— холдинговые компании и финансовые холдинговые компании (Указ Президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий»);
— банковские группы (ст. 4. ФЗ «О банках и банковской деятельности»);
— банковские холдинги (ст. 4. ФЗ «О банках и банковской деятельности»);
— финансово-промышленные группы (ст. 1 ФЗ «О финансово-промышленных группах»);
— некоммерческие партнерства (ст. 8 ФЗ «О некоммерческих организациях»);
— холдинги (ФЗ «О холдингах»).
В практике при построении таких сложных экономических систем на базе интеграционных процессов используют различные взаимодействия, в зависимости от конкретного типа интегрированных экономических систем, вследствие чего могут получаться интегрированные экономические структуры с разным правовым статусом [3, 9, 12, 15]:
— интегрированные структуры холдингового типа, организационно оформленные в виде юридических лиц, образованных на основе учредительных договоров собственников (участников). В этом случае взаимодействия центра управления ИТЦ с корпоративным центром имеют статус обязательных к исполнению директив;
— интегрированные структуры ассоциативного типа, имеющие организационно-правовую форму совместной деятельности без образования юридического лица. При этом управляющие воздействия корпоративного
центра носят рекомендательный, но обязательный характер.
Таким образом, широкие понятия «интеграция» и «интеграционный процесс» предполагают формирование некоторой целостной системы, обладающей теми свойствами, которыми ее наделили участники интеграции. Сфокусировав в качестве активов интеграции стратегические цели участников экономической или социально-политической интеграции, можно говорить об установлении отношений между системой стратегических целей некоторого экономического объекта и возможностями (потенциалом) некоторой группы участников-элементов системы эти цели удовлетворять. С учетом необходимости концентрации стратегических целей сложной экономической системы можно говорить о наличии общесистемных стратегических интересов, которые должны развиваться в строго определенной последовательности и с заданным уровнем факторов развития. Такая система базовых направлений развития, для которых определяется потенциал и ресурсы развития с оценкой ограничений по направлениям и факторам, может быть определена как вектор развития, рациональная структура которого должна иметь сбалансированные уровни факторов и четкую последовательность их ввода по системным целевым функциям.
Выявленные в данном исследовании ключевые дефиниции понятия «интегрированная экономическая система, сложнооргани-зованная система» позволили систематизировать научные взгляды ученых-экономистов о его сущности. Однако в отдельных случаях затруднительно сделать однозначный вывод о приверженности автора одному из выделенных вариантов. Тем не менее, разнообразие подходов к трактовке данной категории свидетельствует об интенсивности развития теории механизма управления сложноорганизованными экономическими системами как в зарубежной, так и в отечественной практике.
В связи с возможностью рассматривать ИЭС как сложную систему с некоторыми уникальными возможностями и ограничениями, способную удовлетворять стратегические интересы, необходимо выделить возможные подходы к модели развития ИЭС на
базе вектора интересов. А так как эти интересы выражаются множеством стратегических целей участников-элементов системы и отдельной общецелевой функцией, требующей развития разных видов активов, имущества, технологий и пр., сбалансированных в структуре ИЭС по параметрам управления и производства и дающих синергетический эффект, то для сбалансированного экономического развития системы такого типа можно использовать методологию согласованного портфеля развития [6]. Структура такого портфеля и определяет вектор стратегий развития экономической системы.
В данном случае вектор развития задает, с одной стороны, репер направлений развития, по которым необходимо обеспечить рост, с другой — определяет направленность на тот этап жизненного цикла, который в текущий момент необходимо начинать развивать, с третьей — обеспечивает поддержку развития необходимыми ресурсами и активами, с четвертой — поддерживает баланс между направлениями развития и согласование интересов элементов экономической системы. Если все эти аспекты учитываются вектором развития, то такое управление будет эффективным.
В научной литературе основным инструментом эффективного развития принято считать портфельное управление. Однако для эффективного управления необходимо, чтобы портфель развития удовлетворял указанным требованиям. В этой связи в структуре этого портфеля должны отражаться различные направления деятельности, производственные и управленческие функционалы, инновации, инвестиционные притязания, сбытовые и закупочные процессы и пр. Таким образом, в структуре портфеля развития должны быть определены виды и направления, взаимосвязи, финансовые и материальные источники, потребности потребителей, технологии и инновации, элементы-участники системы, временные лаги и прочие элементы согласованного развития экономической системы.
Если экономическая система находится на этапе жизненного цикла, характеризующего переход пика развития в зрелость на фоне спада экономической деятельности, потери стратегических преимуществ, ужесточения
внешней среды и конкуренции, то дальнейшая деятельность может идти по следующим направлениям:
— если спад незначительный и определен в темпах роста, то такая ситуация характеризует стагнацию, которую можно преодолеть институциональной реформой [11].
— если спад длительный и в динамике абсолютных значений, то, скорее всего, наблюдается процесс упадка, в большинстве случаев такой процесс необратим. В этом случае наиболее рациональные стратегии требуют радикальных структурных реформ, которые могут обеспечить дальнейшее развитие экономической системы.
Необходимо отметить, что при максимальных темпах роста в структуре экономической системы и зарождаются процессы, которые в дальнейшем и переводят систему на другой этап жизненного цикла и тормозят этот рост. Очевидными проявлениями зарождающегося торможения могут быть:
— рост структурных непроизводительных сил;
— увеличение административного аппарата;
— улучшение комфорта и развитие системы повышения лояльности персонала;
— крен в сторону административной и кадровой деятельности и пр. [11].
Если говорить о состоянии ОАО «АВТОВАЗ», то его можно определить как второй тип спада экономической деятельности, что требует радикальных структурных реформ и формирования адекватной стратегии развития по всем направлениям бизнес-деятельности корпорации.
Одной из важных задач в этом направлении является также выявление конкурентных направлений развития и формирование комплексного механизма постоянного мониторинга и оценки состояния экономического потенциала системы в соответствии с этапом жизненного цикла и ведением прогнозов развития, на базе которых осуществляются корректировки в управлении циклового развития в виде согласованных организационных изменений.
Знание текущего состояния экономического потенциала и идентификация положения развития позволяет определить вектор развития и обосновать факторы и ресурсы, требуемые для дальнейшего эффективного роста.
На данном этапе необходимы реструктуризация, интеграция и четкое позиционирование бизнес-процессов на фоне мониторинга потребительских предпочтений и вывода новой или модернизированной продукции, чему должна отвечать стратегия развития на данном этапе.
Таким образом, важным элементом портфеля развития, который является инструментом вектора развития, становится портфель проектов, формирующих развитие всех бизнес-процессов экономической системы, согласовывающих их материальные и временные параметры и задающих эффективность и баланс общего развития экономической системы.
Определим базовые элементы такого портфеля развития и сформулируем принципы процесса управления таким портфелем в деятельности экономических систем. Назовем такой портфель инвестиционным портфелем развития (ИПР), отражающим систему факторов и проектов стратегического развития всех участников в согласованном виде, определяющим приоритеты, соответствие стратегическим целям, степень достижимости, бюджет управления развитием и пр.
Определим процедуру формирования модели такого портфеля, исходя из целей всей совокупности элементов ИЭС, отражающих сложность, корпоративность, противоречие в интересах и разную степень активности участников экономической системы.
Обобщенная модель интегрированных сложноструктурированных экономических систем, может быть представлена в виде совокупности элементов (цепочек создания стоимости, оперирующих в структуре ИЭС), объединяемых в единый технологический процесс ИЭС [1]. В каждой такой цепочке существует актив, имущество, производственный фактор, финансы и пр., интегрируемые разными участниками экономической системы, т. е. каждый элемент цепочки имеет свой конкурентный процесс в составе базовой цепочки стоимости. Объединение таких элементов, собственно, и дает возможность получить синергетический эффект в структуре ИЭС и характеризует частный параметр вектора развития, работающий на достижение стратегических интересов по конкретному направлению. Причем, указанное
направление может задействовать несколько элементов системы, участвующих в разных технологических бизнес-цепочках.
Таким образом, функционирование такой интегрированной технологической цепочки в составе ИЭС включает следующие компоненты:
— взаимодействующие между собой элементы и отдельных ИЭС — участников технологической цепочки, общее количество которых в цепочке составляет К, {и1, и2, и3, ..., иК}, к = 1... К;
— участник ИЭС, определяемый как центр управления ИЭС (например, для корпоративных систем типа холдинг); обозначим его индекс к = 0. Такой участник выполняет функции управления и координации для остальных элементов;
— комплекс операций для выполнения операционных действий в цепочке, которыми управляют со стороны локального участника операций в кластере, количество которых у к-го участника кооперации равно N , а соответствующему участнику присвоен индекс п = 1, 2, ..., N ;
— взаимодействующие с элементами бизнес-цепочки внешние организации, не интегрированные в ИЭС, количество которых равно Тк, а индекс к определяет элемент ИЭС, с которым происходит данное взаимодействие, t = 1, 2, ..., Тк.
Определяя модель ИЭС через его возможные состояния, в той или иной мере отражающие достижимость стратегических интересов, и обозначив состояние как ЛИЭС , можно говорить, что состояние определяется вектором развития и,
и = {икк = 0 - К}, {и0 и1, ..., иК} с ЛИЭС ,
причем каждый элемент ИЭС имеет свой целевой вектор £ управления, также обеспечивающий и достижение общесистемных целей, £0. Тогда целевой вектор интересов элемента цепочки ИЭС определяется как
£к = £0 +
При этом считаем, что целевой вектор элемента может быть достигнут реализацией комплекса проектов развития, направленных как на развитие самого элемента цепочки, так и общесистемные цели. Считаем, что
определяется вектором проектов {р1, р2, ..., рп}, а £0 — вектором общесистемных проектов {роь Ро2, Рок}, где индекс к характеризует часть общесистемных проектов у каждого элемента.
Тогда общая совокупность проектов по всем элементам-участникам ИЭС для достижения всего целевого комплекса интересов, определяется выражением
и = А£), и =^ик + и0, £к = £0 + ,
к = 1
= /{Рь Р2, Рп}), £0 = АФъ Ро2, ..., Рок}).
С учетом этого считаем, что развитие ИЭС задается вектором, определяемым некоторой совокупностью проектов (портфелем) вида
и + и0 = £ ^ГРкп + (Л Рк0. (1)
к =1 к = 1 п = 1 к = 0
Таким образом, выражение (1) и определяет модель портфеля (вектора) развития ИЭС как совокупности элементов цепочек, оперирующих в системе и удовлетворяющих системным стратегическим целям.
Обобщенная цель функционирования самой системы определяется как максимизация векторного обобщенного критерия
Я = {ики, рк, р0, Ек}, (2)
компонентами которого являются частные критерии эффективности Е по каждому проекту каждого элемента-участника ИЭС.
Разделяя задачу управления развитием ИЭС для отдельных элементов и управляющих звеньев ИЭС, можно сформулировать следующие задачи.
Для центрального элемента (управление ИЭС) задача эффективного развития сводится к определению вектора управления развитием, максимизирующего критерий (2), с учетом существующих ограничений на ресурсы, инвестиции и начальный потенциал каждого элемента. Причем, уровень экономического потенциала согласован с уровнем развития системы и не может быть больше, чем его ресурс развития по конкретному направлению (виду потенциала, например: трудовые ресурсы, бюджетные инвестиции, уровень инноваций и пр.).
Так как одним из условий существования вектора управления развитием является согласованность между параметрами и направлениями развития, то следует определить задачи согласования проектами развития. Для этого рассмотрим экономическую структуру ИЭС и проанализируем основные виды взаимодействия элементов в ИЭС согласно системе целевых ориентиров, предопределяющие стратегические цели управления развитием и область допустимый управлений (область согласования интересов компонентов).
При горизонтальном согласовании интересов проектов портфеля развития следует отметить критерии согласования, в качестве которых могут быть потоки инвестиций, объемы поставок ресурсов и товаров, время ввода проекта, ресурсы по реализации проектов, участники корпорации, на которых направлена деятельность проекта, и др.
В частности, портфельное согласование проектных интересов базируется на выборе согласованных значений следующих параметров управления [8]:
— объемы передаваемых, привлеченных и размещаемых в проекте финансовых ресурсов и ставки на привлечение и размещение ресурсов;
— объемы передаваемой продукции и ресурсов (стоимость результата), произведенной в рамках отдельного проекта и стоимость передачи в другие проекты соответствующих ценностей, результатов, активов, прибыли, технологии и пр.;
— для участников корпорации, на которых распространяются результаты реализации конкретного проекта, параметрами управления являются объемы товарооборота, в том числе и внутрикорпоративная стоимость при передаче соответствующих ценностей другому участнику системы;
— для распределенного проекта по участникам системы параметрами управления являются доли объема, ассортимента, стоимости закупок, оптимизированных по технологическому циклу каждого участника.
В качестве критериев эффективности согласования горизонтальных взаимодействий внутри ИЭС выступают единичные прибыли как самих операционных проектов, предприятий-участников ИЭС, так и обобщенного портфеля развития.
При внутрипортфельном согласовании параметров проектов определяется оптимальная структура портфеля. Задача заключается в организации процесса управления в виде межпроектных взаимодействий, максимизирующих критерии эффективности портфеля развития. Область согласования в этом случае охватывает потоки проектной и управленческой информации, системы показателей эффективности проектов, финансового результата и его перераспределения в рамках портфеля развития. Параметрами управления в этом случае являются:
— объемы проектного и внешнего финансирования в виде инвестиций, направляемых на реализацию проектов, внутренний (участника) и часть внешнего бюджета корпорации (региональный, федеральный бюджет) и другие источники инвестиционного развития;
— потенциал участников, реализующих конкретный проект;
— суммы прибыли, направляемые в рефинансирование других проектов;
— финансовый результат, получаемый от реализации проекта и распределяемый внутри участника и системы в целом.
Критериями эффективности согласования межпроектных взаимосвязей являются, с одной стороны, локальные прибыли и фонды развития, формируемые в результате реализации проектов портфеля, остающиеся в распоряжении участников экономической системы,
я = {<,(я*, я2к,..., ЯкК)},
с другой — финансовый результат {Я0}, полученный от реализации проекта корпоративными собственниками. Тогда комплексный критерий эффективности проекта развития имеет вид
я={я 0[як , як,..., як)]}.
Организацию формирования такого портфеля развития и возможные согласования их взаимодействий в структуре портфеля можно возложить либо на ведущий элемент в структуре ИЭС, либо на выделенную структуру по управлению развитием.
Научно-технические ведомости СПбГПУ 5' 2012. Экономические науки
Таким образом, сформулирована концепция вектора развития интегрированной экономической системы, базовым инструментом которого является портфель развития, проекты которого потенциально отражают стратегические интересы участников ИЭС по базовым направлениям развития. Выделены
и обоснованы требования и условия формирования вектора и портфеля развития, дана обобщенная формулировка процесса управления портфелем развития, обоснована концепция портфеля развития, определены механизмы согласования структуры портфеля и критерии его эффективности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афоничкин, А.И. Управление развитием бизнес-цепочек в интегрированных экономических системах [Текст] / А.И. Афоничкин, Д.Г. Михаленко, Е.А. Афоничкина // Lambert Academic Publis-ching. —Saarbrucken, Germany, 2011. — 456 с.
2. Афоничкин, А.И. Управление структурными изменениями производственного комплекса. Принципы проектирования и оценка эффективности [Текст] : учеб. пособие / А.И. Афоничкин, Д.Г. Михаленко // Волжский ун-т им. В.Н. Татищева. — Тольятти, 2004. — 139 с.
3. Афоничкин, А.И. Управление развитием интегрированных экономических систем на базе инструментария стратегического зонирования [Текст] / А.И. Афоничкин, Л.И. Журова, Н.В. Ягодин. — Тольятти: Изд-во Волжского ун-та. 2006. — 330 с.
4. Бурков, В.Н. Модели и методы управления организационными системами [Текст] / В.Н. Бурков, В.А. Ириков. — М.: Наука, 1994. — 270 с.
5. Бурков, В.Н. Теория активных систем: состояние и перспективы [Текст] / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. — М.: СИНТЕГ, 1999.
6. Васильев, П.В. Управление портфелем развития интегрированных экономических систем [Текст] : [моногр.] / П.В. Васильев, Е.А. Афоничкина. — Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2009. — С. 408.
7. Волкова, В.Н. Основы теории системного анализа [Текст] : учебник / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. — 2-е изд. — СПб.: СПбГТУ, 1999. — 512 с.
8. Гераськин, М.И. Согласование экономических интересов в корпоративных структурах [Текст] / М.И. Гераськин. — М.: ИПУ РАН, Изд-во
«Анко», 2005. - 293 с.
9. Додонова, С.В. Интеграционные объединения экономических субъектов [Текст] / С.В. Додонова // Вестник Финансовой академии. — 2003. — № 1(250).
10. Михаленко, Д.Г. Оценка параметров этапов жизненного цикла развития экономических систем [Текст] / Д.Г. Михаленко, Е.А. Афоничкина // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». — 2012. — № 1(139). — С. 171—177.
11. Ратнер, А. Аналитическая модель, включающая четыре стадии жизни организации [Электронный ресурс] / А. Ратнер. — Режим доступа: http://www.cfm.ru/management/strategy/change/stage s.shtml (дата обращения: 17.10.2011).
12. Хаммер, М. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе [Текст] / М. Хам-мер, Д. Чампи. — М.: Изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2007. — 298 с.
13. Бабкин, А.В. Анализ применения методологических подходов к управлению экономическими системами [Текст] / А.В. Бабкин, Л.К. Ша-мина // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». — 2008. — № 1 (53). — С. 18—22.
14. Бабкин, А.В. Анализ методов и моделей оценки инновационного потенциала промышленного кластера [Текст] / А.В. Бабкин, А.А. Мош-ков, А.О. Новиков // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». — 2012. — № 4 (151). — С. 84—90.