УДК 332.05(470.12) © Л.Г. Иогман
Стратегия диверсификации экономики региона
В статье обосновывается необходимость структурной модернизации экономики Вологодской области. Раскрываются приоритеты промышленной политики, на основе которых возможно более полное использование конкурентных преимуществ региона. Представляется содержание программы формирования на территории области новых производственных кластеров, обеспечивающих активное продвижение к инновационному развитию региональной экономической системы.
Промышленная политика, диверсификация экономики, производственные кластеры, инновационное развитие.
Леонид Генрихович ИОГМАН
кандидат экономических наук, начальник департамента экономики, первый заместитель губернатора Вологодской области
1. Вызовы настоящего в стратегии будущего
Большинство проблем экономики с явным преобладанием в ее структуре доли сырьевых отраслей можно расценивать как наследие России от советского периода. По мере формирования в стране рыночных отношений на первый план выходит задача обеспечения устойчивого экономического развития. Концентрация финансовых ресурсов в сырьевых секторах экономики, недостаток инвестирования перерабатывающих секторов, низкое качество предлагаемых механизмов повышения конкурентоспособности продукции большинства отраслей несырьевой направленности являются факторами, сдерживающими возможный устойчивый экономический рост.
Однако, несмотря на наличие действующих структурных диспропорций в экономике, в стране отмечается определенная макроэкономическая стабильность, положительные тенденции в развитии промыш-
ленного, научного и трудового потенциалов, хотя нельзя не отметить проблему нехватки квалифицированных рабочих и работников некоторых специальностей.
При этом вызывает тревогу низкий уровень конкурентоспособности России в мировом масштабе. И тем более когда ее рейтинг по индексу конкурентоспособности в последние годы снижается (табл. 1).
Таблица 1.Рейтинг ряда стран по индексу конкурентоспособности
Страна 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 200Б г.
Финляндия 1 2 1 1 1
США 2 1 2 2 2
Швеция 9 Б 3 3 3
Дания 14 10 4 Б 4
Россия 63 ee 70 70 75
* Источники: Дорогов В.А. Анализ возможностей использования рейтингов конкурентоспособности WEFи IMD для выра -боткирекомендаций в сфере экономической политики [Эл. ресурс]. - Режим доступа: http://www.hse.ru/temp/2006/files/ 20060404-06/20060405_mironov.doc; Данные WorldEconomic Forum [Эл. ресурс]. - Режим доступа: http://www.kazpravda.kz/_ pdf/may06/120506tabl.pdf; Международное инвестирование [Эл. ресурс]. - Режим доступа: http://www.usfa.org. ua/2004/ mninv.h tml#first
В этой связи налаживание процессов ускоренной диверсификации экономики выступает одной из приоритетных задач на современном этапе развития и требует оперативности в принятии адекватных решений. Вместе с тем важно понимать, что резко изменить структуру экономики за короткое время невозможно. Слишком велика доля металлургии, лесного комплекса в совокупном объеме экспорта, размер которой составляет около 50%. Соответственно зависимость развития страны от внешнеэкономической деятельности будет оставаться достаточно высокой в ближайшее время. Кроме того, существует определенная опасность сохранения монополизации экономики. Однако процесс диверсификации неизбежен при формировании новых подходов к управлению экономическим развитием.
Усиление процессов диверсификации и создание многоотраслевых холдингов и финансово-промышленных групп, развитие корпоративного сектора экономики в стране свидетельствуют о следовании основным тенденциям, характеризующим глобальное экономическое пространство. В России формирование корпоративного сектора происходит на базе «традиционных» компаний, которые отличаются высокой капиталоемкостью активов (имеющих преимущественно материальный характер), а также высокой степенью вертикальной интеграции и установлением прямого контроля над поставщиками и потребителями по цепочкам добавленной стоимости. Для современной отечественной промышленной политики характерно отсутствие жестких отраслевых приоритетов, прежде всего, вследствие высокодиверсифицированной структуры бизнеса. Следовательно, и государственные инициативы относительно индустриального сектора экономики носят межотраслевой характер и направлены на решение общих для компаний разных групп отраслей проблем в свете повышения их конкурентоспособности [2].
С учетом существующих в экономике России тенденций наиболее приемлемыми представляются два основных подхода к совершенствованию структуры экономики посредством внедрения процессов ее диверсификации.
Первый (горизонтальные меры) предусматривает создание устойчивых институтов для функционирования всех субъектов экономической деятельности, формирование благоприятного инвестиционного климата, сокращение вмешательства государства в экономику, поддержание конкуренции на рынках. Эти меры направлены на улучшение положения всех субъектов экономической деятельности. Прямое вмешательство государства допускается только для поддержания и стимулирования конкуренции.
Второй подход (вертикальные меры) предполагает проведение активной государственной политики по изменению структуры экономики и ее совершенствованию на основе стимулирования, в том числе финансового, отдельных отраслей и предприятий. Указанные меры ставят одни субъекты экономической деятельности в более благоприятные условия по сравнению с другими. Кроме того, механизмы активного государственного вмешательства приводят к целому ряду негативных воздействий на экономику, последствия которых в дальнейшем трудно минимизировать.
Во-первых, перед государством встает задача правильного выбора приоритетных отраслей. Риск неверного ее решения достаточно высок. Во-вторых, для активного использования государственного вмешательства требуются финансовые ресурсы, которые, как правило, консолидируются в бюджете за счет увеличения нагрузки (в том числе и налоговой) на другие секторы [1].
В чистом виде ни один из указанных подходов не решает задачу диверсификации структуры экономики. Диверсификация важна не сама по себе, а как условие создания
более конкурентоспособной экономики, в полной мере реагирующей на рыночные сигналы, устойчиво развивающейся без дальнейшего прямого участия государства.
Моноструктурность экономики — этот изъян типичен для многих субъектов Федерации, но в особенности для северных
Моноструктурность — очень серьезный вызов. Социально-экономическое положение в регионе, его население не должно зависеть от ситуации на каком-то одном или нескольких мировых товарных рынках (металлов, минеральных удобрений, лесной продукции). Структура экономики должна меняться. А для ускорения диверсификации мы обязаны повысить конкурентоспособность всех основных секторов экономики.
Не стоит забывать, что ОАО «Северсталь», как и другие российские сталепроизводители, в последние годы диверсифицирует поставки в сторону увеличения доли российского рынка, сокращая долю экспорта в структуре сбыта. (Справочно: доля экспорта проката «Северстали» в 2005году
регионов, изначально развивавшихся как некие сырьевые придатки Центральной России. В Вологодской области, например, более 60% в объеме ее производства приходится на долю ОАО «Северсталь». Гигант черной металлургии также обеспечивает региону около 80% объема прибыли (рис. 1).
составляла 43%, 2006 году —29%, 2007году по оценке — 23%.)
О необходимости диверсификации экономики свидетельствует структура балансовой прибыли организаций области (табл. 2).
Как видно из данных таблицы 2, удельный вес металлургии в общем объеме балансовой прибыли предприятий промышленности колеблется на уровне 90%, что свидетельствует о серьезной зависимости процесса наполняемости областного бюджета от эффективности функционирования металлургического комплекса региона.
Кроме того, если общая рентабельность производства по региону в отдельные годы варьируется в пределах 21—32%, то рентабельность без учета металлургии исчисляется 8,5—10,2% (табл. 3).
Рисунок 1. Доля металлургического производства в экономике Вологодской области и России
в 2006 г., %
В налоговых поступлениях во все уровни бюджетов
В численности работающих В объеме прибыли В стоимости основных фондов В объеме инвестиций В экспорте В объеме производства
1,66
36
6,8
10
2,6
16
4,2 *
20,6 *
7,7
79
□ Россия
□ Вологодская область
67,5
14 *
61
* В добывающих, обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды.
Таблица 2. Балансовая прибыль организаций Вологодской области, млн. руб.
Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Всего по экономике 28 087,4 11 771,8 12 875,6 35 175,8 61 092,9 53 921,8 56 197,0
Промышленность 26 861,0 10 395,0 11 917,9 27 847,9 55 895,7 51 040,8 53 388,0
В том числе: Металлургия 24 634,0 8 548,4 10 261,5 25 042,4 53 863,6 46 039,3 48 833,2
Промышленность без металлургии 2 227,0 1 846,6 1 656,4 2 805,5 2 032,1 5 001,5 4 554,8
Удельный вес металлургии в общем объеме балансовой прибыли, % 87,0 72,8 79,7 71,2 88,2 85,4 86,9
Удельный вес металлургии в объеме балансовой прибыли промышленности, % 91,7 82,2 86,1 89,9 96,4 90,2 91,5
Таблица 3. Рентабельность производства Вологодской области по валовой прибыли, %
Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Всего по экономике 21,1 32,4 23,9
В том числе: Промышленность 28,1 45,9 30,9
Металлургия 42,2 71,8 45,5
Общая рентабельность без металлургии 8,5 10,2 9,5
На самом деле абсолютным приоритетом для региона по-прежнему является необходимость высоких темпов роста экономики, основывающихся на диверсификации, ускоренном развитии перерабатывающих отраслей, малого и среднего бизнеса, повышении инновационной активности.
В результате возникает более частный вопрос: что может представлять собой модель осуществления самого процесса диверсификации? Возможно, это будет ориентация на развитие промышленных производств, сферы услуг, работающей для удовлетворения потребностей конечных потребителей. Так называемые активы индустриальной экономики.
В то же время, когда в условиях мировой конкуренции важнейшими составляющими успеха компании становятся знания, инновации и технологии менеджмента, ориентация только на развитие промышленных производств за счет прямых средств поддержки не может обеспечить конкурентоспособность экономики в долгосрочной перспективе. А это значит, что другая модель диверсификации должна быть направлена на обеспечение конкурентоспособности
с учетом предпосылок перехода к постиндустриальной экономике, в которой высокий уровень добавленной стоимости достигается за счет повышения качества человеческих ресурсов, использования интеллектуального потенциала. При этом стоит отметить, что именно «интеллектуальные» сектора создают условия для повышения эффективности традиционных производств.
В этой связи возникает вопрос: если процессы диверсификации и эффективности производства настолько близки между собой, в чем же заключается суть этой взаимосвязи?
2. Диверсификация и современные задачи
В исследованиях, посвященных данной проблеме, можно выделить два крупных направления. Сторонники одного считают диверсификацию «свершившимся фактом» и рассматривают главным образом факторы, определяющие эффективность работы диверсифицированных компаний. Сторонники другого направления полагают, что сама диверсификация является мощным средством повышения эффективности и основное внимание уделяют изучению условий, при которых диверсификация ведет к ощутимому улучшению показателей деятельности предприятий.
Согласно первому мнению, анализ многочисленных исследований позволяет выделить следующие факторы, которые наиболее часто приводятся среди основных, определяющих эффективность диверсифицированных компаний: способность
добиваться реального синергетического эффекта в различных видах деятельности, тщательная подготовка диверсификации со стратегической финансовой оценкой альтернатив.
Что касается влияния самой диверсификации на эффективность, то исследователи сосредоточили усилия преимущественно на проверке двух гипотез:
1. Диверсификация оказывает положительное воздействие на экономическое и финансовое положение предприятий.
2. Эффект диверсификации в значительной степени зависит от выбора направления (вертикальная интеграция, диверсификация на базе существующих видов деятельности, образование конгломератов)[3].
Само понятие диверсификации в экономике регионов приобретает все большую актуальность и трансформируется в качественно новую, более совершенную категорию, представленную комплексом многофункциональных механизмов, обеспечивающих реальный мультипликативный эффект от их реализации. Данные механизмы ориентированы на более полное использование экономических резервов и организационных ресурсов территорий, местных конкурентных преимуществ, обеспечение стабильного улучшения уровня жизни населения в реальности и на перспективу. В научном же мире понятие диверсификации трактуется как «расширение активности крупных фирм, предприятий и целых отраслей за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами выпускаемой про-дукции»[4]. Именно диверсификация экономической деятельности стимулирует стремление предприятий в условиях конкуренции упрочить свое положение на рынке, своевременно отреагировать на изменение экономической конъюнктуры, обеспечить эффективность своей деятельности.
Придание подобной значимости процессам диверсификации носит неслучайный характер. Наличие таких территориальных проблем на региональном уровне, как усилившаяся дифференциация уровней социально-экономического развития регионов, доминирование отраслевого подхода в управлении, требует безотлагательного принятия решений посредством преодоления моноструктурности большинства региональных экономик.
Как следствие, стратегия диверсификации экономики региона должна предусматривать выбор наиболее оптимальных путей максимально возможного повышения его конкурентоспособности с перспективой создания технологически усовершенствованного и социально-ориентированного индустриального комплекса. В этих условиях основным инструментом проведения целенаправленной политики внедрения процессов диверсификации в экономику региона становятся качественно новые управленческие механизмы, адаптированные к реальным условиям с масштабными перспективами в развитии. При этом целевая направленность функционирования подобных механизмов должна заключаться в создании условий для непрерывного роста валового регионального продукта и повышения уровня благосостояния населения, что достигается путем эффективного использования ресурсного потенциала территории.
На сегодняшний день Вологодская область, так же как и большинство других регионов, оказалась в орбите тех проблем, решение которых требует диверсифицированного подхода. Основная цель — это преодоление сырьевой направленности региона путем «запуска» новых механизмов развития экономики территории, ориентированных на использование инновационных технологий в базовых перерабатывающих отраслях с получением продукции высокого передела.
Еще в 1998 г. правительство области сформулировало интегрированный пакет видения будущего, включавший миссию, доктрину и Протоконцепцию, которая трансформировалась в Концепцию развития Вологодской области (рис. 2). Реализуя Концепцию, в качестве приоритетных задач правительство области определило создание благоприятных условий для развития экономики, с тем чтобы на основе
В марте 2006 г. Концепция Стратегии была одобрена на совещании межведомственной рабочей группы в Министерстве регионального развития России, на котором было отмечено ее высокое качество.
Говоря о перспективах развития региона, стоит отметить главную особенность его экономики, которая заключается в том, что производственная составляющая носит моноструктурный характер, о чем свидетельствует высокая доля металлургического производства — более 61% объемов отгруженной продукции (работ, услуг) промышленности. Поэтому одно из важнейших направлений экономической политики правительства области — это
устойчивого роста объемов производства Вологодская область вышла на уровень 1991 г. и стала регионом-донором.
В 2004 году была разработана и утверждена постановлением Правительства Вологодской области (от 16.04.2004 г. №380) Концепция Стратегии социально-экономического развития области, являющаяся логическим продолжением Концепции, действовавшей до 2003 г.
ускоренная диверсификация структуры экономики и увеличение производства продукции с высокой добавленной стоимостью в наиболее перспективных отраслях.
Разрабатывая стратегию диверсификации экономики, руководство области выдвинуло цель снижения роли черной металлургии и ликвидации зависимости экономики и бюджета региона от ситуации на мировом рынке черных металлов. Решено, что диверсификация структуры экономики будет достигнута за счет развития несырьевых секторов, включая перерабатывающие отрасли промышленности, агропромышленный комплекс, строительство, транспорт, а также за счет развития предпринимательской деятельности (табл. 4).
Рисунок 2. Процесс создания Концепции Стратегии развития области-2003
▲
Время
Изменились Страна
Ситуация
администрации области
Индикативное планирование достижения среднесрочных целей
I
Концепция
Протоконцепция
у
уШР Доктрина Ф' Идентификация проблем
►
2001
2002
Таблица 4. Структура промышленности Вологодской области, %
Отрасль 2005 г. 2006 г. 10 мес. 2007 г.
Электроэнергия, газ и вода 7,5 7,9 9
Металлургия 62,5 62 61,7
Химическая 8,6 8,6 8,8
Лесопромышленный комплекс 3,7 3,1 3,1
Металлические изделия 4,1 3,8 3,2
Машиностроение 4,0 3,5 3,3
Стекольная 0,8 1,1 1,3
Легкая 0,3 0,3 0,2
Пищевая 5,9 5,9 5,4
Прочие 2,6 3,8 4
Анализ существующей экономической ситуации и тенденций ее развития в области показывает, что, несмотря на развитие процесса диверсификации экономики, до 2010 года черная металлургия сохранит свою доминирующую роль в экономике и в значительной степени будет определять показатели экономического развития. Вследствие этого, для преодоления данных негативных факторов необходимо обеспечить максимально эффективное использование имеющегося производственного и сырьевого потенциала. Но достижение задуманной цели возможно лишь при решении в приоритетных отраслях экономики и в социальной сфере ряда проблем. А именно:
■=> значительная доля сырьевых производств;
■=> высокая себестоимость продукции вследствие высокого удельного веса в ее структуре энергетических и транспортных затрат;
■=> несоответствие технико-технологического уровня производства современным требованиям;
■=> высокая степень физического и морального износа основных фондов;
■=> низкий уровень использования производственных мощностей;
■=> низкая конкурентоспособность продукции;
■=> недостаточный уровень развития внутри- и межотраслевой кооперации предприятий на территории области;
■=> нехватка квалифицированных кадров. Следовательно, эффект от реализации стратегии диверсификации экономики Вологодской области заключается в максимально выгодном использовании местных конкурентных преимуществ территории с ориентиром на преумножение внутреннего потенциала региона и укрепление его позиций на межрегиональном и международном рынке.
Суть стратегии диверсификации экономики Вологодской области представлена эффективными управленческими механизмами, направленными на изменение структуры экономики в сторону ее полиструктурности посредством увеличения производства продукции с высокой добавленной стоимостью в наиболее перспективных отраслях. Сам факт наличия высокой доли металлургического производства в структуре экономики всей области повышает степень оперативности принимаемых в этом направлении решений.
Механизм реализации стратегии диверсификации экономики области (Концепция Стратегии) предполагает проектный принцип управления экономикой через структурирование и развитие «кластеров», «межгородских агломераций», «коридоров развития» и реализацию «мегапроектов» (рис. 3).
3. «Коридоры развития» как инструмент диверсификации
В Концепции Стратегии выделяются три «коридора развития» (западный, северный, восточный), предполагающие различную специфику направлений развития. Это углубленная переработка древесины, развитие рекреационного бизнеса и различных видов туризма. При выявлении основных «коридоров развития» базовым критерием развития территорий выступили показатели уровня обеспеченности транспортной
инфраструктурой, а также достаточно высокая плотность населения и значительный уровень сосредоточенности бизнеса. В целях повышения привлекательности подобных «коридоров развития» предполагается создание соответствующих инфраструктур, в том числе социальных, административных, информационных, транспортных. Благоприятное развитие таких «коридоров» обеспечит возможность роста потенциала соседних территорий.
Развитие агломерации «Вологда — Череповец» и создание предпосылок для выравнивания условий ведения бизнеса в этих близких территориально, но значительно отличающихся по другим параметрам городах предполагает, что, обеспечивая условия для создания новой экономической базы, государство предоставляет пространство, оснащенное инфраструктурой. Строятся новые автодороги, обходы и мостовые переходы. Ведутся работы по реконструкции и прокладыванию линий связи, внедряются новые информационные и энергетические системы, создается административная инфраструктура. Строятся и реконструируются объекты здравоохранения, образования, культуры, спортивные комплексы. В 2006 году общий объем инвестиций в агломерацию «Вологда — Череповец» составил 23 млрд. рублей.
В целях создания потенциала для будущего развития региона на территории агломерации «Вологда — Череповец» осуществляется совершенствование инфраструктуры для реализации проектов формирования интегрированного лесоперерабатывающего комплекса и индустриального парка «Шексна». Реализация данных проектов предполагает привлечение инвестиций на основе использования механизмов государственно-частного партнерства.
Структурирование и развитие лесного кластера на базе интегрированного лесоперерабатывающего комплекса решает актуальную на сегодняшний день задачу увеличения темпов роста производства в сфере глубокой переработки древесины, о чем свидетельствует положительная динамика объемов производства в целом по лесному комплексу (рис. 4).
В рамках интегрированного лесоперерабатывающего комплекса планируется организация производства мелованной бумаги и бумажно-картонной продукции с использованием современных технологий.
Проектные мощности интегрированного лесоперерабатывающего комплекса образуют:
> выпуск бумажно-картонной продукции — 1000 — 1100 тыс. т в год;
> выпуск мелованной бумаги — 400 тыс. т в год.
Рисунок 4. Динамика объемов производства в лесном кластере, %
Структура экспорта лесопродукции, %
— 00 ?
14
65
□ Прочие
□ Пиломатериалы
□ Фанера
□ Кру глые лесоматериалы
За последние 5 лет в области увеличилось производство:
• Пиломатериалов - в 1,4 раза ДСП - в 1,6 раза Фанеры - в 1,6 раза
2001 г.
2006 г.
По предварительной оценке, инвестиции в проект составят более 53 млрд. рублей, объем продаж — 27 млрд. рублей в год.
Реализация рассматриваемого проекта приобретает особую актуальность в рамках выполнения поручений Президента РФ В.В. Путина, данных в Сыктывкаре (06.04.2006 г.), по развитию лесопромыш-
ленного комплекса России. Функционирование интегрированного лесоперерабатывающего комплекса обеспечит национальную потребность в мелованной бумаге и картоне на ближайшее десятилетие и будет способствовать замещению экспорта необработанной древесины продукцией глубокой переработки (рис. 5).
Рисунок 5. Интегрированный лесоперерабатывающий комплекс «Суда»
Мощность, тыс. тонн в год
Бумажно-картонная продукция
Беленая сульфатная целлюлоза
Термомеханическая масса
Беленая химико-термомеханическая масса
Пеллетное производство
260
150
26
1100
700
Сухие пиломатериалы - 248 тыс. м3 в год
• Сырье - 5 млн. м3 в год
• Объем продаж - 27 млрд. руб в год Сроки реализации проекта - 2008 - 2012 г.
Процесс структурирования и активизации лесного кластера, направленный на рациональное использование главного природного ресурса области, способного стать не менее доходным национальным продуктом, чем нефть, свидетельствует не о простом вливании государственных
средств, что абсолютно неэффективно, а об изменении подходов к управлению лесным комплексом.
Для обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью в 2000 — 2006 г. в области введены новые мощности по переработке древесины:
ф современные линии по производству ламинированной древесностружечной плиты на Череповецком ФМК, Шекснинском КДП, Монзенском ДОКе;
ф мощности по производству пиломатериалов — более чем на 500 тыс. м3;
ф фанерные производства в Кадуе и Соколе;
ф мощности по производству клееного бруса на Вологодском заводе клееных деревянных конструкций и Монзенском ДОКе;
ф заводы по производству топливных древесных гранул в Череповце, Вологде, Великом Устюге, Соколе;
ф 10-я бумагоделательная машина на Сокольском ЦБК;
ф введены также современные лесопильные производства — в Белозерском районе, Великом Устюге, Верховажье, на Череповецком ФМК, Великоустюгском фанерном комбинате «Новатор», в ЗАО «Белый Ручей», ООО «Харовсклеспром».
Как следствие, за 2000 — 2006 гг. объем инвестиций в лесопромышленный комплекс региона увеличился более чем в 10 раз. Объем производства пиломатериалов в 2006 году составил свыше 1 млн. м3, экспорт — более 534 тыс. м3 (89,3 млн. долл.), 90% производимых пиломатериалов отвечает экспортным стандартам.
4. Кластеризация как важнейшая составляющая
Важнейшим направлением диверсификации промышленной области, как уже отмечалось, является создание индустриального парка «Шексна». Основными предпосылками к реализации данного проекта послужили все те же проблемы российского масштаба, и прежде всего — связанные с обеспечением снижения экспортно-сырьевой ориентации экономики и с реализацией приоритетных национальных задач.
В рамках проекта планируется развитие высокоточной металлопереработки, производства автомобильных компонентов,
а также продукции стройиндустрии. Уникальность территориального расположения индустриального парка, близость промышленной площадки к одному из самых передовых предприятий — Череповецкому металлургическому комбинату ОАО «Северсталь» — позволяет использовать уже имеющиеся у акционерного общества новейшие технологии и в строительной индустрии, тем самым создавая предпосылки для развития строительного кластера не только в масштабах региона, но и всей страны.
На сегодняшний день ЧМК ОАО «Северсталь» является крупнейшей транснациональной корпорацией, о чем свидетельствует высокий уровень глобализации компании. Следуя стратегии отраслевой консолидации в рамках мирового масштаба, руководство ЧМК ОАО «Северсталь» максимально эффективно реализует механизм трансграничной интеграции активов. Как следствие, производственные мощности этой корпорации составляют 19 млн. т стали в год, включая 3 млн. тонн завода Severstal North America (продукция — высококачественный плоский прокат из углеродистой стали) и 4 млн. т Lucchini Group (Италия, Франция, Польша, Великобритания и Швеция; полный цикл сортового проката из специальных сталей).
Для региона участие в проекте индустриального парка такого лидера мировой черной металлургии, как ЧМК ОАО «Северсталь», позволит обеспечить стратегический расчет и экономическую ценность проекта.
В качестве приоритетного направления индустриального парка предполагается применение нового подхода в строительстве, заключающегося в проектировании строительства энергоэффективных домов из экологически чистых материалов. И в первую очередь, это использование «технологии легких стальных тонкостенных конструкций», внедрение которой позволит ежегодно вводить в эксплуатацию от 180 тысяч
до полумиллиона квадратных метров быст-ровозводимого доступного жилья. Размещение на территории индустриального парка «Шексна» предприятий по высокоточной доработке металла позволит увеличить добавленную стоимость продукта металлургии, повысить его качество и конкурентоспособность, сформирует положительную тенденцию к развитию перерабатывающих отраслей промышленности региона. Кроме того, освоение данного проекта также ориентировано и на рост конкурентоспособности формируемого автомобильного кластера Санкт-Петербурга и Ленинградской области за счет переноса из-за рубежа ряда производств на территорию парка.
В качестве основных параметров проекта индустриального парка «Шексна» рассматриваются:
> объем частных инвестиций — более 37 млрд. рублей;
> стоимость инфраструктур проекта —
2,7 млрд. рублей;
> период внедрения проекта составит около 7 — 10 лет (при софинансировании из федерального бюджета — около 5 лет).
С выходом предприятий-участников индустриального парка «Шексна» на проектную мощность к 2010 — 2011 гг. ожидается:
• прирост промышленного производства области — 43 млрд. рублей;
• дополнительное увеличение ВРП — более чем на 11,7 млрд. рублей;
• налоговые поступления в бюджеты всех уровней — около 4 млрд. рублей.
В рамках стратегии диверсификации экономики региона не менее перспективными представляются также конкурентоспособные экономические кластеры «Лен» и «Молоко», имеющие собственную и достаточно развитую сырьевую базу и возможности производства высококачественного и конкурентоспособного конечного продукта.
Вологодская область — регион традиционного льноводства, по производству льняных тканей занимающий 5 место в России.
Ведущим видом деятельности текстильного и швейного производства является льнотекстильное производство, доля которого в объеме продукции этого вида деятельности составляет 60%. Поэтому развитие на качественно новой основе льняного кластера, связывающего в единую цепочку весь процесс от выращивания и переработки льна до производства тканей, представляется достаточно перспективным.
За 2000 — 2006 гг. объем инвестиций в текстильном и швейном производстве увеличился почти в 8 раз.
Реализация мер по развитию в области кластера «Молоко» предусматривается в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и ОЦП «Развитие молочного животноводства Вологодской области на 2006 — 2008 годы». Предпосылки для развития данного кластера — это увеличение производства и переработки ценных видов продовольствия, имеющих собственную сырьевую базу.
В составе интеграционных объединений насчитывается уже более 20 сельхозпредприятий в десяти районах области. За 2000 — 2006 гг. объем инвестиций в производство пищевых продуктов увеличился более чем в 4 раза.
Для обеспечения выпуска высококачественной конкурентоспособной продукции предприятиями переработки в 2000 — 2006 гг. введены новые мощности по производству:
^ цельномолочной продукции — на 130 т в смену;
^ сухого обезжиренного молока — на 4,8 т в смену.
По производству сельхозпредприятиями молока в расчете на 1 жителя с 2003 года область занимает первое место в Российской Федерации.
Представленные мегапроекты агломерации «Вологда — Череповец» и кластеризации призваны обеспечить мультипликативный эффект от комплексного взаимодействия смежных отраслей, бизнесов, территорий, что позволит увеличить ВРП области к 2012 г. (к уровню 2002 г., в сопоставимых
ценах) в 1,9 раза, что практически решит поставленную Президентом России задачу по удвоению ВРП.
Кроме того, посредством реализации стратегии диверсификации экономики региона осуществляется развитие иных
Вологодская область входит в «инвестиционное ядро» страны — в число регионов с наибольшими возможностями для вложения средств. С 1998 года в области наблюдается практически ежегодный рост инвестиций в основной капитал.
Основными видами направления инвестиций являются обрабатывающие производства, транспорт и связь, сельское и лесное хозяйство, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды. В результате приоритетного привлечения инвестиций в основной капитал на реконструкцию и модернизацию производства в их структуре треть составляют инвестиции на приобретение машин и оборудования.
Как следствие, за 2000 — 2006 гг. темпы роста инвестиций в Вологодской области выросли в 4,3 раза (в целом же по России — в 2,1 раза).
Рост объема капитальных вложений позволил изменить ситуацию с обновлением основных фондов — хотя, конечно, недостаточно. Коэффициент обновления основных фондов в промышленном производстве в 2006 году превысил уровень 2000 года в 4,9 раза и составил свыше 30%,
перспективных отраслей. Об этом свидетельствует устойчивая динамика инвестиционной деятельности региона (рис. 6).
Судя по данным рисунка 6, доля инвестиций в основной капитал в ВРП увеличилась с 13,1% в 1999 году до 31,1% в 2005 г.
в том числе в химическом производстве — 9,7%, производстве пищевых продуктов — 12,7%, металлургии — 40,2%, обработке древесины — 18,5%, производстве изделий из стекла — 36,4%.
Высокими темпами, благодаря активной модернизации производства при протекционистской политике правительства области, развиваются стекольные предприятия, инвестиционные проекты которых включены в областную инвестиционную программу с предоставлением господдержки в виде налоговых льгот. За 2000 — 2006 гг. объем инвестиций в производстве стекла и изделий из стекла увеличился более чем в 7 раз. Ввод мощностей по производству стекло-бутылки составил почти 1,4 млрд. штук.
Основное направление бюджетных инвестиционных вложений — инвестиции в повышение качества и уровня жизни населения.
За последние семь лет введены в эксплуатацию 13 школ на 3 125 ученических мест, 4 дошкольных учреждения на 508 мест, 20 учреждений здравоохранения, построены 8 учреждений клубного типа, появились новые спортивные сооружения.
Рисунок 6. Динамика доли инвестиций в основной капитал в ВРП Вологодской области, %
Значительный рост инвестиций за последние годы обеспечил выход экономики Вологодчины из состояния, когда ввод основных фондов только компенсировал их выбытие. В 2004 — 2006 годах поступление основных фондов превышает их выбытие.
Ускоренное развитие перспективных видов экономической деятельности позволило области достичь уровня производства 1991 года.
Вместе с тем стоит заметить, что масштабные результаты развития производства были непосредственно связаны с ростом инновационной активности в регионе, внедрением новых высокоэффективных технологий и оборудования. Что примечательно, объем инновационной продукции на душу населения в области в 2005 г. превысил уровень 1999 года в 2,5 раза и составил 8,1 тыс. руб. (Россия — 3,81 тыс. руб.), а по прогнозам на 2008 г. он увеличится до 9,5 тыс. руб.
5. Диверсификация и эффективность
В процессе диверсификации меняется структура доходов бюджета: развитие неметаллургических секторов экономики привело, соответственно, к росту их доли в доходной части областного бюджета с 25% в 2000 г. до 58% в 2006 г. Причем это не металлурги остановили свое развитие и снижают свои платежи. Нет, наоборот, они их увеличивают и продолжают вводить новые производства и новые продукты. Просто другие отрасли развиваются более динамично.
В результате развития неметаллургических секторов экономики удельный вес металлургии в общем объеме производства снизился с 66% в 2000 году до 60% в 2006 году.
Решение проблемы моноструктурности экономики на основе диверсификации, в первую очередь, должно сопровождаться
логично выстроенной транспортной инфраструктурой, целенаправленный характер формирования которой обеспечит максимально быстрый и значительный эффект — как экономический, так и социальный. Как следствие, главным приоритетом в области транспорта становится создание условий и развитие мощностей для совершенствования перевозок сырья к местам переработки, транспортировки экспортных грузов, а также улучшение доступа к сельским центрам и поселкам.
Практически каждый год последнего десятилетия ознаменован вводом в эксплуатацию очередного крупного объекта дорожного хозяйства. За этот период в Вологодской области построено около 800 километров автодорог и 75 новых мостов.
Успешность выполнения данной политики в области достигается благодаря консенсусу между всеми заинтересованными сторонами по основным направлениям региональной транспортной политики, суть которой отражают следующие программные документы:
> Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России» (2002 — 2010 гг.), подпрограмма «Автомобильные дороги»;
> Областная программа «Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения Вологодской области на период 2006 - 2010 гг.»;
> Областная программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2007 -2012 гг.».
С учетом перспективного характера и стратегической важности механизма территориального планирования региона особую ценность для области приобретает процесс развития сети дорог, а также переходов различного назначения, поскольку эта
инфраструктура становится определяющей в развитии экономики области, площадь территории которой составляет
145,7 тыс. км2 при значительном количестве рек. Важнейшей составляющей региональной экономической политики является формирование интегрированной транспортной инфраструктуры.
Сегодня Вологодская область - устойчиво развивающийся субъект Российской Федерации. Результаты диверсификации достаточно внушительны (период 1999 — 2006 гг.):
1. Рост более высокими темпами выпуска продукции в перспективных отраслях экономики по сравнению с металлургией в 1,3 раза:
^ производство изделий из стекла — в 8,2 раза;
^ машин и оборудования — в 2,2 раза;
^ обработка древесины и производство изделий из дерева — в 1,6 раза;
^ пищевых продуктов — в 1,4 раза;
^ химической продукции — в 1,3 раза.
2. Рост доли перспективных отраслей экономики в сумме налога на прибыль в бюджете области с 28 до 32% (на 4%) и, соответственно, снижение доли металлургии с 72 до 68% (2006 г. по сравнению с 2005 г.).
3. Рост собственных доходов бюджета области в 2006 г. в сравнении с 1996 г. — в 12,5 раза.
4. Объем инвестиций в экономику области за период 2000 — 2006 гг. составил около 216 млрд. рублей, в том числе в 2006 г. — почти 61 млрд. рублей.
5. Превышение показателя инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя в сравнении со среднероссийским уровнем — в 1,5 раза (Вологодская область занимает по этому показателю 9 место среди российских регионов).
Итоговый показатель, как нельзя более масштабно отражающий результаты диверсификации экономики региона, — валовой региональный продукт, который характеризует уровень экономического развития и результаты хозяйственной деятельности всех хозяйствующих субъектов, вырос за период с 1999 по 2005 год в сопоставимых ценах на 34,5% и увеличится (по оценке) за 2006 — 2009 гг. еще почти на 20%.
Таким образом, глобальность результатов и дальнейших перспектив развития Вологодской области в рамках выработанной стратегии диверсификации позволяет говорить об эффективности качественных преобразований, происходящих в экономике региона, что заставляет следовать уже выбранным приоритетам и планировать разработку новых, более совершенных механизмов их реализации.
Опыт Вологодской области свидетельствует: моноструктурную экономику, сохранившуюся в большинстве российских регионов, можно диверсифицировать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Диверсификация российской экономики: современные проблемы и задачи // Вопросы экономики. — 2003. — №12. — С. 4-22.
2. Кондратьев В. Государство и корпорации в стратегии глобальной конкурентоспособности // Стратегия и конкурентоспособность. — 2007. — №2 (14). — С. 48-54.
3. Паскье М. Диверсификация и эффективность // Проблемы теории и практики управления. — 1994. — №3. — С. 79-82.
4. Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва «Экономика»; Институт экон. РАН; Глав. ред. Л.И. Абалкин. — М.: Экономика, 1999. — 1055 с.