А Г. Иогман
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «ШЕКСНА» -СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ГОРИЗОНТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
О модели регионального пространственного планирования
Относительно недавнее понятие «пространственное развитие» оказалось сразу же прочно привязано к содержанию стратегического планирования. Практически повсеместно в мире было осознано, что всякое стратегическое планирование, да и стратегическое мышление в целом, невозможно вне пространственных координат действия.
В постсоветской управленческой действительности преобладал метод нормативно-численного представления о реальности. Не подвергая сомнению необходимость цифровой аналитики, вместе с тем важно понять, что обеспечить развитие, а не простое воспроизводство возможно только в том случае, если нормативно-численное представление будет дополнено пространственно-увя занным. Поэтому сегодня цели регионального развития могут быть достигнуты только в масштабах пространственного управления.
В таком подходе есть и еще одно принципиальное положение. Дело в том, что если 10 лет назад региональное развитие можно было толковать как отраслевую динамику, то сегодня
ИОГМАН Леонид Генрихович — К.Э.Н., начальник департамента экономики Правительства Вологодской области, заместитель губернатора области.
произошел скоростной поворот к необходимости обеспечения на террито-рии высокоорганизованной среды. Сегодня не фонды, а кадры, торговля и качество инфраструктуры определяют конкурентоспособность страны и ее территорий. Эти ключевые ресурсы собираются не в рамках отдельных компаний, не в рамках отдельных отраслей, а только в высокоорганизованной среде. Традиционная промышленная логика меняется или, по крайней мере, корректируется на территориальную или пространственную. Идеология подхода заключается в том, что все необходимые для развития и качественного скачка инфраструктуры либо собираются в пакет, либо не собираются. Либо бизнес оседает, либо остаются только «трубы», а центры принятия решений переносятся в другое место, потому как капитализация компаний становится напрямую связана с местоположением и ареалом функционирования. Чем сложнее и динамичнее оказывается рынок, тем большую значимость приобретает местоположение, особые характеристики территории.
Еще одна проблема, требующая решения, - это повышение конкурентоспособности экономики региона. Причем, если снова пытаться тут идти «отраслевой логикой», значит, рано или поздно придется столкнуться с проблемами, которые диктует жизнь: в условиях рыночной экономики управлять отраслями частной промышленности невозможно. Следовательно, ключевой мэйнстрим повышения конкурентоспособности региона заключается в переориентации на новые спо-
собы оценки и управления территорией, от которых будут зависеть мотивы и успешность настройки всех видов региональной деятельности. Фактически речь идет о переходе к новым формам сбора или организации территорий, взаимодействии и согласовании интересов государства и бизнеса (инвестора). Эти интересы не противоположны (как представляется многим) даже в краткосрочном аспекте. В долгосрочном же они близки и потому согласуемы. Территория, на которой оперирует бизнес, представляется как экономическая система, способная повысить совокупную стоимость всех собираемых на ней активов. Современный крупный бизнес систематически занимается стратегическим планированием. Куда вкладывать деньги - бизнес решает сам. Основные требования бизнеса, которые он предъявляет к территории, как правило, включают:
о устойчивое, поступательное Я транспарентное развитие инфраструктур;
о спокойствие и предсказуемость проводимой властями политики;
э наличие стабильной социально-экономической ситуации;
э прозрачность и понятность взаимоотношений «бизнес - власть - общество».
Участие государства заключается в формировании ориентационного поля (инфраструктура, квалифицированная рабочая сила, научные разработки) и принятии грамотных решений в отношении рынков факторов (налоговая и денежная политика, ре-1улирование рынка энергоносителей, тарифы и т.п.).
Ключевая проблема Вологодчины Вологодская область получила в наследство моноструктурность экономики, выражающуюся в высокой доле черной металлургии в формировании основных параметров региональной экономики (рис. 1).
Один большой «железный» комбинат в лице крупнейшей компании «Северсталь» обеспечивает в основном наполняемость регионального бюджета. С одной стороны, это удача. Но, с другой стороны, по причине экспор-тоориентированности отрасли от колебаний цен на мировых рынках зависят социальные гарантии и перспективы тысяч людей. И это серьезная угроза. Что делать тем, чьи доходы не
Рис. 1. Доля черной металлургии в основных параметрах экономики Вологодской области (2004 г.), в %
опосредованы ценами на металл? А как быть в случае кризиса на металлургическом рынке?
Таким образом, главный вызов региональной системы Вологодчины -необходимость диверсификации промышленности.
Заметим также, что для повышения конкурентного преимущества России всемирно известный ученый-экономист М. Портер предложил ряд рекомендаций, в том числе разработку новой стратегии конкурентоспособности каждого региона. В целом система детерминант конкурентного преимущества стран и регионов по Портеру включает:
о факторные условия: людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе факторы качества жизни;
о условия внутреннего спроса: качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса;
о смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей): сферы поступления сырья и полуфабрикатов, эборудования, информационные, эанковские, страховые услуги;
о стратегию и структуру фирм, внутриотраслевую конкуренцию: их цели, стратегии, способы организации, менеджмент.
В целях ответа на новые вызовы, соответствия новым тенденциям и решения накопившихся старых проблем Правительством Вологодской области в 2004 году была разработана и утверждена «Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на 2004 - 2010 годы». Ее основная цель - обеспечение стабильного улучшения уровня жизни населения
ного развития экономики области. Для достижения поставленной цели в документе предусмотрено решение следующих задач:
> создание комфортных зон для развития бизнеса;
> активизация среднего класса;
> развитие сектора малого и среднего бизнеса;
> стимулирование внутреннего спроса и привлечение в экономику незадействованных финансовых ресурсов населения;
> диверсификация экономики, привлечение инвестиционных ресурсов и активизация инновационного сектора;
> формирование благоприятного социального климата, проведение предсказуемой, стабильной социально-экономической политики.
Инструментально «Стратегия со-циал ьно-экономического развития Вологодской области на 2004 - 2010 годы» рождалась через пространственное планирование, в координатах «кластерного подхода», «мегапроектов» и развития «агломерации». При этом имелось в виду, что новое качество инновационного процесса проявляется в отказе: первое - от отраслевого подхода и второе - от однородности социально-экономического пейзажа.
К инновационным мегапроектам в «Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на 2004 - 2010 годы» отнесена реализация проекта «Структурирование и развитие устойчивой агломерации «Вологда - Череповец». Суть этого мегапроекта -- создание предпосылок для выравнивания условий внедрения бизнеса в этих близких территориально, но значительно отличающихся по другим параметрам городов. А идея интеграции потенциалов администра-
тивной Вологды и промышленного Череповца базировалась на уникальных свойствах транспортного коридора Вологда - Шексна - Череповец. В нем: стыкуются транспортные коммуникации с международными транспортными коридорами; формируется около 90% всей прибыли, 80% налогов, 50% инвестиционных поступлений; сконцентрировано около 90% объемов промышленного производства области; проживает более половины населения региона; в коридоре сосредоточены все крупные банки и страховые компании.
К сожалению, сформировавшийся на момент утверждения «Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на 2004 - 2010 годы» потенциал не позволял ускорить трансформацию и интеграцию городских бизнес-сообществ. Важными шагами на пути преодоления проблем агломерационного соединения городов, механизмом усиления их взаимодействия стала реализация ряда проектов последних лет. Только за три года в пределах агломерации «Вологда - Череповец» реализовано 14 инвестиционных проектов. Общий объем капитальных вложений по ним составил 25 млрд. руб. Таким образом, уже сделано немало для обеспечения «сшивки» элементов агломерации, и прежде всего -для свободной миграции трудовых ресурсов и реальной синергии бизнесов двух городов.
В целях развития агломерации в настоящее время осуществляются крупные сборочные инфраструктурные проекты. К ним, в частности, относятся:
=> формирование скоростной комфортабельной трассы на автомобильной дороге участка «Вологда - Череповец»;
=> строительство третьего пускового комплекса обхода г. Вологды;
=> обеспечение развития в области высокоскоростной связи с использованием оптического волокна;
=> реконструкция опорно-транспортной телефонной станции г. Череповца;
=> реконструкция сети связи в п. Шексна и Шекснинском районе;
=> ввод в Череповце в эксплуатацию нового аэровокзального комплекса (пропускная способность - 120 пассажиров в час) и придание ему статуса международного в 2006 году;
=> строительство участка Северо-Европейского газопровода;
=> реконструкция шлюзовых систем Волго-Балтийского пути.
Особая экономическая зона «Шексна» - авангард формирования агломерации
В авангарде дальнейшего развития интеграционных процессов в агломерации «Вологда - Череповец», как показал анализ, должно быть создание особой экономической зона «Шексна».
Каковы реальные предпосылки для формирования этой зоны?
Во-первых, это факторы перспективного общероссийского развития. В настоящее время в России активно продвигается автомобилестроение. Производство легковых автомобилей в стране по прогнозу Министерства экономического развития и торговли увеличится в 2008 г. до 1млн. 330 тыс. -1млн. 550 тыс. Спрос будет удовлетворяться не менее чем на 75% за счет производства на территории России. Предполагаемая емкость рынка автомобилестроения компаний «Рено», «Тойота» и «Форд» на территории РФ оценивается в 150 тыс. автомобилей в год. Все это говорит о востребованности автоком-
понентов на основе современных материалов. Поэтому создание производства автокомпонентов в радиусе доступности потенциально возможных потребителей - объективная потребность. Подъем переживает также отечественная стройиндустрия.
Во-вторых, Вологодская область расположена на пересечении основных транспортных магистралей: железной и автомобильной дорог, Волго-Балтий-ского пути, воздушного коридора Европа - Азия. Все эти транспортные коммуникации обеспечивают поставку товаров и услуг и сбыт готовой продукции в радиусе доступности предприятий автопрома, функционирую-
щих и строящихся в России, и стройиндустрии Северо-Западного, Центрального и Приволжского федеральных округов.
Поэтому создание ОЭЗ - это не искусственное встраивание отдельного элемента в социально-экономическую мозаику региона, а расширение его стратегических горизонтов, в том числе и национальных, как минимум на 20 - 25 лет.
А теперь более подробно о сути проекта создания на территории области особой экономической зоны.
Выбранная в коридоре агломерации «Вологда - Череповец» площадка ОЭЗ «Шексна» представлена на рисунке 2.
Рис. 2. План площадки ОЭЗ «Шексна»
В Л 11
Азропор
Т>‘ і'-
ШКМК'Т
■Л 500 кв; • ••''••V
• -' '
...Шекснинское'.* . »-водохранилище - 3 кг 4
ВодозЗШр- •. ■:
Коридор
■азопросодси
высокого
давления
< сг
Л'. '
'Ж--'
і'.Ссиорная железная дорог; |\«Вологда ■- С-Петербург» -/ 1.5 км
./Г1
^ :-ю N
■
Т;. -
\'4 .1,- „*&г±
р. Шексна -2 км
/ Ъ$и
'-V і ,Сіі^їСі:іЦ4
/д.. /. п*ря*гс^»/Остр<уг і \
Размер площадки - 2 тыс. гектаров. щейся инфраструктуры и минимиза-
Как показывает рисунок, она являет- ции затрат, связанных с ее созданием,
ся идеальной с точки зрения имею- Выгодное расположение площадки
позволяет обеспечить новые предприятия всеми инженерными коммуникациями, электроэнергией, газом и водой. Есть возможность и в очень сжатые сроки обеспечить недостающую инфраструктуру. На площадке уже ведутся землеустроительные, геологические и геодезические работы. Общие затраты на создание инфраструк-
туры зоны за счет бюджетных вложений и бюджетных источников оцениваются в 3,2 млрд. руб. (91 млрд. евро). Инвестиционные проекты, в которых будут реализованы вложения резидентов, составят порядка 15,2 млрд. руб. Этапы инвестирования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Затраты на создание ОЭЗ «Шексна», млн. руб.
Источник инвестиций Этапы инвестирования Итого
1 (0,5 года) II (1,5 года) Ш (2 года) IV (неогран.)
Инфраструктура
Бюджет 121 751 716 1588
Внебюджетные источники 6 - 340 1 270 1616
Итого 127 751 1056 1270 3 204
Инвестиционные проекты
Резиденты 12 000 12000
Всего 127 751 1056 13 270 15 204
В ОЭЗ «Шексна» планируется организовать:
• производство автокомпонентов;
• металлообработку;
• производство продукции стройиндустрии;
• производство бытовой техники;
• производство электротехнической продукции.
Численность персонала в этих производствах составит примерно 10 тыс. человек.
Ожидаемый (годовой) экономический эффект от создания особой экономической зоны оценивается в 145 млн. евро.
Для резидентов ОЭЗ будет создан особый режим деятельности, заключающийся в законодательном обеспечении комфортного административного режима, предоставлении готовой ин-фрастуктуры, применении льготных налоговых и таможенных режимов.
Особый административный режим - это:
• реализация принципа «одного окна» при регистрации;
• защита от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах;
• предоставление права выкупа земельных участков, расположенных под объектами недвижимости;
• разрешение споров, связанных с созданием или прекращением существования ОЭЗ, нарушением резидентами условий соглашения о ведении деятельности на территории ОЭЗ, в судебном порядке.
Федеральным законодательством для особых экономических зон предусмотрены таможенные льготы в части ввоза и вывоза товаров, налоговые льготы на пять лет в части налога на землю и налога на имущество. А также: применение ускоренной амортизации с коэффициентом не более 2, возможность снятия 30% ограничения по переносу убытков на последующие налоговые периоды (табл. 2).
Таможенное законодательство
Ввоз.на территорию ОЭЗ: - иностранных товаров - российских товаров Без уплаты таможенных пошлин и НДС (18%) Без уплаты таможенных пошлин Без уплаты НДС (18%), с уплатой акцизов
Нывоз: - товаров на территорию РФ - товаров за пределы таможенной территории РФ Взимаются таможенные пошлины, НДС (18%) и акцизы Взимаются вывозные пошлины
Налоговое законодательство
Земельный налог 1.5% от кадастровой стоимости Освобождение от уплаты (на 5 лет)
Налог на имущество организаций 2.2% от стоимости имущества Освобождение от уплаты (на 5 лет)
Коэффициент ускорен^ амортизации (не более 2)
Снятие 30% ограничения на перенос Убытков на последующие налоговые периоды
Кроме того, бизнес, формирующий-, ся в ОЭЗ, будет пользоваться льготами по областному инвестиционному закоч нодательству, действующему с 1997 г.
Как видно из данных таблицы 3. инвестиционное законодательство Воч логодской области предусматривав!
применение пятилетнего льготного налогового режима в части налогов, зачисляемых в областной бюджет, а также в части снижения ставки по налогу на прибыль организации и освобождения от уплаты налога на имущество и транспортного налога.
Таблица 3. Льготы для ОЭЗ по област^ОМу инвестиционному законодательству
Областное налогово-инвйптиционнов законодательство
Виды налогов Уровни Основной режим Льготный режим
Налог на прибыль организаций Федеральный 6,5% . 6,5%
Областной 17,5% Снижение ставки на 4% (на 5 пет) 13,5%
Налог на имущество организаций Областной 2,2% Освобождение от уплаты (на 5 лет) 0%
Транспортный налог Областной По установленным Ставкам Освобождение от уплаты (на 5 лет) 0%
Таким образом, истинный смысд формирования ОЭЗ заключается ^ том, что государство предлагает инвеч стору во владение площадку, оснащенч ную инфраструктурно, происходив софинансирование проекта со стороч ны власти.
Приход инвестора на потенциалы ное пространство зависит как от налич чия внутриплощадной инфрастуктуч ры, так и от степени выгоды - связанч ности этой внутриплощадной инфрач стуктуры с внешними сторонами. Этс^ проблемы «цивилизации качеству
призван решить институт ОЭЗ. Сра-.
батывает совокупная цена профессионального решения, которая определяется наличием инфраструктуры, квалифицированных рабочих, стабильностью местной власти, законодательством.
Особые экономические зоны - это идеальное состояние, к которому надо стремиться. Если не будет стремления, то не будет никогда и достижения. ОЭЗ - это новация. Это новая модель пространственного планирования. Это не отдельный очаг экономических процессов, а важный элемент интеграции в стратегию развитая Вологодчины. Это будет большой шаг вперед.