К 90-ЛЕТИЮ ФИНАКАДЕМИИ
СТРАТЕГИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ФИНАКАДЕМИИ
М.А. ЭСКИНДАРОВ
ректор Финакадемии
За 90 лет Финансовая академия достигла впечатляющих результатов, подготовив десятки тысяч квалифицированных специалистов, многие из которых добились признания не только в нашей стране, но и в мире.
Выпускники академии успешно трудились и трудятся во многих странах и на разных континентах.
На всех этапах развития, жизнь Академии отличалась многогранностью и насыщенностью. Она включала широкий спектр учебной, научной, общественной, международной и других направлений деятельности.
Финакадемия имеет прочные традиции подготовки кадров высшей квалификации по наиболее востребованным в рыночной экономике специальностям, выступает одним из признанных центров переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов по финансово-банковскому и управленческому профилям. По заданиям федеральных органов законодательной и исполнительной власти выполняет экспертно-аналитическую работу.
Сегодня академия, продолжая сформировавшиеся за предшествующие десятилетия лучшие традиции и используя накопленный потенциал, реализует стратегию перестройки образовательного процесса на инновационных началах, основная цель которых заключается в подготовке выпускников, способных умело управлять финансово-экономическими процессами в сложных современных условиях, формировать объёмный взгляд на объекты и явления.
Однако новые условия экономической и общественной жизни, формируемые «экономикой знаний», требуют более глубокого осмысления проис-
ходящих изменений, пересмотра ряда устоявшихся взглядов и разработки долговременных представлений о направлениях и формах развития Финакаде-мии на период, по крайней мере, до 2020 г.
Объективной основой наших рассуждений о месте и роли Финакадемии в российском финансово-экономическом образовании и в российском социально-экономическом поле является осознание острой потребности экономики России в высококвалифицированных кадрах экономистов, способных адекватно оценивать императивы глобализирующейся экономики и принимать решения, которые позволят существенно укрепить положение и авторитет России в мировом хозяйстве и значительно повысить уровень жизни россиян.
В настоящее время мы предпринимаем активные усилия по выработке долговременного плана развития Финакадемии как крупнейшего учебного и научного комплекса университетского типа, в котором реализуются программы довузовской, вузовской и послевузовской подготовки на базе Московского центра академии и 11 колледжей, расположенных в большинстве регионов России.
В данной статье остановлюсь лишь на некоторых первоочередных задачах, стоящих перед коллективом Финакадемии, имея в виду, что формирование перспективной программы развития потребует более длительного срока.
Ближайшей задачей Финакадемии является практический переход к уровневой системе образования. В составе группы ведущих экономических вузов России нами проделана большая работа по подготовке проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессио-
нального обучения по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», программ дисциплин, по внедрению новых методов оценки деятельности преподавателей и студентов. Академия готова к переходу на уровневую систему образования, к реализации стандартов нового поколения, начиная уже с 2009/2010 учебного года.
Особое внимание в ближайшей и среднесрочной перспективе будет уделяться развитию магистратуры, внедрению новых магистерских программ, в том числе междисциплинарных и межкафедральных. Ряд магистерских программ будет реализовываться совместно с российскими и зарубежными вузами. В перспективе мы должны поставить задачу резко увеличить приём в магистратуру, сделать его сопоставимым по приёму в бакалавриат. Для этой цели нам необходимо уделить повышенное внимание подготовке преподавательских кадров, способных вести занятия в магистратуре на должном уровне.
Немаловажной задачей остаётся подготовка комплекса учебников и учебных пособий как для бакалавриата, так и для магистратуры. И важно, чтобы к преподаванию привлекались молодые, знающие отлично не только теорию, но и хорошо разбирающиеся в практических вопросах люди. Мы должны создавать для них соответствующие условия, в т.ч. материальные, смелее выдвигать их на заведование кафедрами, руководство факультетами.
За последние три года более 40 молодых преподавателей Финакадемии успешно завершили обучение на курсах английского языка. У них появился реальный шанс знакомиться не только с российской учебной и научной литературой, но и в перспективе пройти стажировку в ведущих зарубежных учебнонаучных центрах, вести занятия на английском языке на международном финансовом и экономическом факультетах.
Важнейшей проблемой остаётся связь с практикой. В последнее время подписано большое количество соглашений с крупнейшими финансово-банковскими структурами, и нам следует более эффективно использовать этот ресурс для организации стажировок преподавателей, повышения их квалификации.
Серьёзной задачей является реальная компьютеризация и информатизация учебного процесса и научных исследований. Многое сделано, но предстоит ещё больше.
Сегодня невозможно представить учебный процесс, организованный по принципу лекция - семинар. Отдавая должное традиционным формам, необходимо активнее внедрять новые, где основная роль будет отводиться самостоятельной работе студентов - под контролем и без контроля преподавателей. Учитывая, что в течение 10 лет после окончания вуза
выпускник вуза меняет сферу деятельности несколько раз, умение самостоятельно осваивать новые знания должно быть привито со студенческой скамьи.
В последние годы заметно оживился интерес к программам послевузовского и дополнительного профессионального обучения. С образованием в структуре Финакадемии Высшей школы государственного управления, достигнут новый качественный уровень в подготовке управленческих кадров для органов государственной власти, государственных корпораций и других предприятий, организаций, фондов. Только в 2007 и 2008 гг. в Финакадемии прошли переподготовку и повысили квалификацию свыше 54 тысяч специалистов среднего и высшего управленческого звена. Необходимо ускорить разработку конкретного плана реализации Концепции дополнительного образования, принятой Учёным советом Финакадемии 21 января текущего года.
Вузовский уровень и тем более дополнительное профессиональное образование требуют усиления сотрудничества с бизнес-структурами и органами государственной власти. Необходимо развивать институт делового администрирования и бизнеса Финакадемии, созданный в 2002 г. В декабре 2006 г. в Финакадемии создана Международная школа бизнеса, в которой слушателям уже предлагаются программы, отвечающие международным требованиям, в том числе совместная российско-немецкая программа «Банковский менеджмент» (с Франкфуртской школой финансов и менеджмента).
Необходимо в более широких масштабах привлекать к преподаванию в Финакадемии представителей бизнеса, работников профильных организаций, предприятий и учреждений, на что прямо ориентируют новые федеральные государственные образовательные стандарты.
Предстоит более глубоко осмыслить категорию «непрерывное образование» с тем, чтобы выработать адекватные решения, позволяющие молодому человеку восходить по ступеням образования, - от начального профессионального, до бакалавра и магистра, а также продолжить образование на послевузовском уровне.
Переход на уровневую систему, означающий новую концептуальную парадигму подготовки национальных кадров, предполагает пересмотр методики преподавания в широком и узком смысле. Решительное изменение в формах организации учебного процесса, предусматривающее возрастание роли студента, требует реальных сдвигов в подготовке соответствующих заданий для студентов, осуществлении и контроле над самостоятельной работой студентов, как под руководством преподавателя, так и в группах и в индивидуальном порядке. Учебный
б
процесс должен всё более основываться на применении новейших информационных технологий. Всё это делает актуальной задачу повышения методического мастерства преподавателей.
Учитывая важность достижения нового качества методического обеспечения учебного процесса, по-видимому, целесообразно разработать и внедрить систему поощрения наиболее передовых разработок в учебно-методической сфере.
Финакадемия является центром методического взаимодействия по ряду финансово-банковских специальностей. Необходимо совершенствовать содержание и формы работы в учебно-методическом объединении Финакадемии, продолжать и совершенствовать действенную помощь другим вузам России в переподготовке преподавательского состава, в частности в институте повышения квалификации преподавателей.
Содержательное изменение образовательного процесса и осуществление актуальных программ научных исследований делают необходимым продолжение процесса реорганизации кафедр. На кафедрах, как вновь создаваемых, так и уже действующих, требуется разработка перспективных и текущих планов развития с учётом принятой общеакадемической стратегии и определения роли, которую та или иная кафедра призвана сыграть в реализации миссии Финакадемии. Именно под таким углом зрения следует анализировать и давать оценку деятельности кафедр по итогам учебного и календарного года.
Усложнение материальных условий образовательной деятельности требует повышения степени участия кафедр в формировании бюджета Финакадемии.
Стратегическим направлением развития Финака-демии является достижение статуса университета. С этой целью необходимо осуществить соответствующую подготовку и реализацию образовательных программ по новым направлениям, в частности социологии, политологии, бизнес-информатике и др.
Целесообразно также провести реорганизацию деятельности советов различных уровней: ныне действующих советов по специальности, совета магистратуры, методического совета, совета по гуманитарному образованию, нацеливая их на решение новых, качественно более сложных и масштабных задач.
В научной сфере Финакадемия достигла определённых успехов. Значительно возросло количество публикаций, в том числе в зарубежных изданиях. Подготовлены десятки монографий, учебников и учебных пособий. Расширилась тематика исследований. Появились новые направления исследований, в том числе с российскими и зарубежными
партнёрами. Достигнуты определённые положительные сдвиги в развитии прямых связей с российскими предприятиями. Научные исследования стали одним из источников пополнения бюджета. За два последних года их вклад составил около 300 млн руб.
Тем не менее, имеется ряд нерешённых проблем. В частности, не реализована задача повышения интенсивности и эффективности научных исследований, не появились новые научные школы, на передовых рубежах исследований остаются только опытные исследователи старшего поколения. Создание Научного фонда не принесло ожидавшихся результатов. Не получила должного развития система внутренних конкурсов на проведение исследований по наиболее актуальным и конкурентоспособным научным направлениям и проектам. Несмотря на острую необходимость обеспечения российского высшего экономического образования высококвалифицированными кадрами и некоторого увеличения численности аспирантов и докторантов, в докторантуру Финакадемии зачислено только пять преподавателей Финакадемии.
Серьёзных изменений требуют формы научноисследовательской работы студентов, которая должна охватывать основную массу студентов, осуществляться на регулярной основе и не сводиться, как это нередко ещё имеет место, к такой важной и в целом оправдавшей себя форме, как «Неделя науки». Научная работа студентов будет рассматриваться как один из важнейших показателей эффективности работы кафедр.
Не менее серьёзных сдвигов предстоит добиться в деле вовлечения преподавателей Финакадемии в научно-исследовательскую работу. Необходимо преодолеть сложившееся представление о том, что научной работой могут, а следовательно, и должны заниматься лишь отдельные преподаватели.
Перед коллективом Финакадемии встаёт важнейшая задача - определить перспективные фундаментальные и прикладные научные направления, которые обеспечат прорывные результаты в поиске путей решения сложных народнохозяйственных финансово-экономических проблем.
Предметом особой заботы в предстоящий период должны стать усилия по широкому и последовательному внедрению результатов научных исследований, ведущихся в Финакадемии, в учебный процесс.
Гармоничное развитие многоуровневого академического комплекса университетского типа предполагает активизацию усилий для упрочения внутренних связей между Московским центром Финакадемии и 11 колледжами. Необходимо принять деятельное участие в разработке стандартов
технического бакалавриата, а в отдельных случаях, по мере создания соответствующих условий, способствовать повышению статуса этих колледжей.
Одним из важнейших направлений в деятельности Финакадемии является международное сотрудничество, значение которого будет возрастать. Необходимо активизировать усилия в поиске и реализации совместных образовательных и научных проектов и программ с ведущими зарубежными вузами. За последние годы несколько сотен студентов выезжали на «включённое обучение» в зарубежные вузы и на языковые стажировки. С рядом известных высших учебных заведений Великобритании, Германии, США, Франции разработаны и осуществляются программы «двойного диплома» для бакалавров и магистров. В Финакадемии введена практика приглашения для чтения лекций видных зарубежных учёных и предпринимателей. Эти направления следует развивать и расширять. В среднесрочной и долгосрочной перспективе предстоит развивать программы «двойного диплома», увеличить число иностранных студентов, аспирантов и докторантов, придать устойчивый характер многосторонним связям с университетами и ведущими международными компаниями и бизнес-ассоциациями. Как положительный пример можно рассматривать успешно развивающееся сотрудничество Финакадемии с испанским банком «Сантандер». На базе Международного финансового факультета предстоит развивать образовательные программы бакалаврского и магистерского уровней на английским языке.
Большое внимание в Финакадемии уделяется воспитательной работе со студентами. Создана сис-
тема вовлечения студенческой молодежи в общественную жизнь и в художественное творчество. Студенческий совет стал действенным инструментом взаимодействия администрации и студенческих коллективов. Необходимо активизировать воспитательную работу, рассматривая её как неотъемлемую часть образовательного процесса. Предстоит повысить роль студенческих организаций в жизни коллектива Финакадемии.
Учебный процесс, научные исследования, воспитательная работа опираются на созданную в Фи-накадемии материально-техническую. базу. Однако необходимо ускорить реализацию принятого в апреле 2008 г. «Плана информатизации учебного процесса и НИР», завершить переход к электронному документообороту, электронной карте студента, внедрить информационные технологии в процессы планирования, реализации и оценки итогов образовательного процесса.
В ближайшей перспективе, несмотря на сложное экономическое положение, предстоит завершить ремонт в общежитии и второй этап ремонтных работ на спорткомплексе, начать строительство пристройки к общежитию.
Разработка коллективом Финакадемии стратегии развития до 2020 г. ставит своей целью наметить основные вехи нашего движения вперед, определить задачи и очерёдность их выполнения, выявить возможности и резервы, новые проблемы и пути их решения. Можно выразить уверенность в том, что это станет мощным стимулом и фактором упрочения авторитета Финакадемии в российском образовательном пространстве.