Научная статья на тему 'Стратегии взаимодействия китайского лобби с Конгрессом сша (на примере активности Посольства КНР в сша)'

Стратегии взаимодействия китайского лобби с Конгрессом сша (на примере активности Посольства КНР в сша) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
369
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКОЕ ЛОББИ / ПОСОЛЬСТВО КНР В США / КОНГРЕСС США / ЗАТРАТЫ НА ЛОББИЗМ / ИНТЕРЕСЫ КНР / THE CHINA LOBBY / THE PRC EMBASSY IN THE USA / THE US CONGRESS / LOBBYING SPENDING / THE PRC INTERESTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Уксусова А. С.

В настоящей статье предпринимается попытка выявить и охарактеризовать стратегии активности китайского лобби в Конгрессе США, который, являясь одним из наиболее влиятельных органов государственной власти США, имеет непосредственное отношение к принятию законодательных решений, напрямую затрагивающих интересы КНР. Анализируя активность наиболее влиятельного актора китайского лобби на Капитолии Посольства КНР в США, автор делает вывод о характере взаимодействия китайского лобби с главным законодательным органом США в контексте защиты и продвижения китайских интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The China lobby interaction strategies with the U.S. Congress - evidence from the PRC Embassy in the USA

Within research the author has taken the attempt to determine and characterize the action strategy of the China lobby in the US Congress as it is the most influential governmental entity within the US political system that directly involved in the legislative decision making concerning the PRC interests. Analyzing the activity of the PRC Embassy in USA as the most powerful China lobby actor, the author has drawn the conclusion about the activity specificity of the PRC lobby with the US main executive body in the context of the China’s interests protection and promotion.

Текст научной работы на тему «Стратегии взаимодействия китайского лобби с Конгрессом сша (на примере активности Посольства КНР в сша)»

Стратегии взаимодействия китайского лобби с Конгрессом США (на примере активности

Посольства КНР в США)

The China lobby interaction strategies with the U.S. Congress - evidence from the PRC Embassy

in the USA

Уксусова А.С.

Студент 4 курса

Институт истории, международных отношений и социальных технологий

Волгоградский государственный университет

РФ, г. Волгоград e-mail: ariadna. uksusova@mail. ru

Uksusova A.S.

Student 4 term

Institute of History, International Relations and Social Technologies

Volgograd State University Russia, Volgograd e-mail:ariadna. [email protected]

Аннотация.

В настоящей статье предпринимается попытка выявить и охарактеризовать стратегии активности китайского лобби в Конгрессе США, который, являясь одним из наиболее влиятельных органов государственной власти США, имеет непосредственное отношение к принятию законодательных решений, напрямую затрагивающих интересы КНР. Анализируя активность наиболее влиятельного актора китайского лобби на Капитолии - Посольства КНР в США, автор делает вывод о характере взаимодействия китайского лобби с главным законодательным органом США в контексте защиты и продвижения китайских интересов.

Annotation.

Within research the author has taken the attempt to determine and characterize the action strategy of the China lobby in the US Congress as it is the most influential governmental entity within the US political system that directly involved in the legislative decision making concerning the PRC interests. Analyzing the activity of the PRC Embassy in USA as the most powerful China lobby actor, the author has drawn the conclusion about the activity specificity of the PRC lobby with the US main executive body in the context of the China's interests protection and promotion.

Ключевые слова: китайское лобби, Посольство КНР в США, Конгресс США, затраты на лоббизм, интересы

КНР

Key words: the China lobby, the PRC Embassy in the USA, the US Congress, lobbying spending, the PRC interests

На сегодняшний день США являются для КНР главным экономическим и политическим партнером на мировой арене. При этом в контексте современного развития американо-китайских отношений Пекин нацелен на поиск несиловых, политических механизмов и методов продвижения и защиты своих интересов в США - таким каналом влияния выступает лоббизм. На современном этапе главной, наиболее актуальной целью китайского лобби является выстраивание определённой структуры взаимодействия с Конгрессом США, поскольку законодательная деятельность именно этого органа напрямую затрагивает интересы КНР в экономической и политической сферах.

Понятийный аппарат исследования строится на определённых терминологических категориях, среди которых необходимо отметить:

• лоббизм - институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения»;

• лобби (как субъект воздействия) - это «многообразие сформировавшихся негосударственных акторов (лоббистов) целенаправленно оказывающих давление на орган государственной власти с целью добиться принятия выгодного для себя политического решения»;

• актор лоббизма - негосударственный или государственный (прогосударственный) субъект

лоббистского процесса, целенаправленно оказывающий давление на органы государственной власти, отдельных представителей государственной и политической сферы, с целью добиться принятия выгодного для себя и своих интересов лоббистского решения.

Значительный вклад в исследование проблемы активности китайского лобби в США внесли труды отечественных и зарубежных исследователей.

Актуальная для исследования данного вопроса информация представлена в ряде трудов российских политологов и международников, которые непосредственно занимались изучением такого явления как китайское лобби в США. Такие исследователи как Я.В. Лексютина, А.О. Точёная, Д.Б. Графов рассматривали различные аспекты деятельности китайского лобби, оценивали эффективность, механизмы и качество лоббирования интересов КНР китайским лобби в сравнении с другими этническими лобби в США.

Анализу данной проблемы посвящены работы зарубежных авторов, в частности американских исследователей. Нельзя не отметить работы Р. Хребенара и К. Томаса, которые рассматривали исторические предпосылки образования китайского лобби в США, сферы лоббистской деятельности в интересах КНР, а также оценивали степень влияния китайского лобби на принятие тех или иных решений, затрагивающих интересы КНР; кроме того, данные исследователи анализировали деятельность китайского лобби в сравнении с другими этническими лобби в США азиатского происхождения, в частности индийским, японским и корейским лобби. При этом остаётся актуальным вопрос о сущности стратегий активности китайского лобби, часть из которых была выработана в рамках лоббистской активности Посольства КНР в США, с Конгрессом США, сенаторами и конгрессменами.

На современном этапе стратегически важным для китайского лобби в США остаётся взаимодействие с Конгрессом США как одним из самых влиятельных законодательных органов США, «играющим важнейшую роль в реализации курса американской внешней и внутренней политики».

В течение последнего десятилетия, к руководству КНР пришло осознание значимости более устойчивых связей с Конгрессом США, что могло бы способствовать не только успешному лоббированию китайских интересов, но и позволить китайским властям через прокитайских агентов влияния и лоббирования, ориентироваться в коридорах власти американского правительства.

Китайское лобби, отстаивающее интересы КНР в США, переосмыслило свою лоббистскую тактику в отношении законодателей США и начало расширять своё присутствие на Капитолии вследствие усиления влияния Конгресса на формирование политического курса в отношении Китая, что выражается во всё большей зависимости китайских интересов от позиции американских конгрессменов по определённым, наиболее актуальным для КНР политическим и экономическим вопросам.

Согласно исследованию доцента факультета международных отношений Южно-Калифорнийского университета Эрин Баггот (Erin Baggot), на протяжении последних нескольких десятилетий (начиная с момента признания коммунистического Китая американским истеблишментом в 1979 г.) Конгресс США бал настроен крайне враждебно по отношению КНР, что отражено в значительной части одобренного и принятого американскими конгрессменами противоречащего китайским интересам законодательства, которое имело чисто провокационный характер (например, H.R. 157 - законопроект, представленный на рассмотрение Палаты Представителей США в 2005 г., предусматривал ответные действия в случае неудачных переговоров с правительством КНР по проблеме заниженного курса юаня; S.Res. 451[17] - резолюция, внесённая на рассмотрение Сенатом США в 2014 г., осуждала насилие со стороны китайского руководства по отношению к участникам протеста на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. и поднимала вопрос о правах человека в КНР; H.Res.1077 - резолюция, внесённая на рассмотрение в палату Представителей США в 2008 г., осуждала политику КНР по отношению к свободам и правам населения Тибета).

Непосредственным толчком к качественным изменениям в схеме взаимодействия китайского лобби с Конгрессом США послужила одна из крупнейших в истории китайского лоббизма кампаний: в 2005 г., крупнейшая национальная нефтяная компания КНР - Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация (China National Offshore Oil Corporation Ltd.) наняла Akin Gump Strauss Hauer & Feld, одну из лучших американских лоббистских фирм, для лоббистской деятельности, нацеленной на успешное поглощение CNOOC американской нефтяной компании Unocal. Сделка обошлась китайской госкомпании в $2,250 000, однако оказалась неудачной: подавляющее большинство в Конгрессе США проголосовало против слияния китайской и американской энергетических компаний, поскольку возможность поглощения компании стратегически важного энергетической отрасли была расценена как «угроза национальной безопасности США».

Провал такой крупной лоббистской кампании позволил влиятельному игроку китайского лобби на Капитолии - Посольству Китайской Народной Республики в США, сделать определённые выводы и приступить к изменению стратегии взаимодействия с Конгрессом США.

Согласно отчётам FARA, начиная с 2006 г. Посольство КНР в США помимо «традиционного» лоббирования ключевых для интересов Китая вопросов (получение информации, касающейся взглядов Правительства США на появление потенциально возможного законодательства в отношении таких важных для КНР вопросов как вопросы тарифы и торговля, права интеллектуальной собственности, курс национальной валюты КНР: см. Таблица 1) также оплачивало и деятельность лоббистов в сфере PR (public relations), под которой подразумевалось налаживание прямых контактов с членами и сотрудниками аппарата Конгресса США по вопросам повестки дня американо -китайских отношений, улучшение образа КНР в рядах американских конгрессменов и сенаторов, а также предотвращение инициирования и принятия антикитайского законодательства, затрагивающего интересы КНР. Кроме того, лоббисты также должны были консультировать служащих Посольства КНР в США по всем вопросам, связанным с деятельностью Конгресса США, и готовить почву для встреч американских конгрессменов с китайскими делегациями и отдельными представителями Правительства КНР, посещающими США с официальными визитами.

Таблица 1.

Контент - анализ отчётов FARA: определение аспектов лоббистской активности Посольства КНР в США

Годы Иностранные Нанятые Сферы Лоббируемые вопросы в Затраты на

заказчики лоббистские лоббистской интересах КНР лоббизм

лоббистских организации деятельности, китайских

услуг (фирмы) заявленная в интересов

отчётах FARA

2001 Посольство Jones лоббирование и • законодательство $6 055 000

- КНР в США Day,Reavis юридические США;

2015 (Embassy of &Pogue услуги; • связи с

the People's законодательной и

Republic of Patton связи с исполнительной

China) Boggs, общественностью; ветвями власти

L.L.P. США;

• проблемы

MSLGROUP двусторонних

Americas, отношений США и

Inc. КНР;

• права человека в КНР

• торговля и тарифы

• проблема юаня

• проблема Тайваня

• распространение вооружений

• проблема Тибета

• проблема уйгурских меньшинств

• проблема Гонконга

• положение религиозных меньшинств в КНР

• проблема интеллектуальной собственности в КНР

Также, Посольство КНР в США за период с 2005 по 2015 гг. нанимало самые влиятельные американские лоббистские фирмы, которые имеют огромный опыт взаимодействия с американскими конгрессменами: так, Посольство пользовалось услугами Patton Boggs и Jones Day, Reavis &Pogue, а также MSLGROUP Americas, Inc. Продвижение китайских интересов такими гигантами с внушительной лоббистской практикой потребовало значительных денежных затрат: Посольство КНР в США, действуя непосредственно «по заказу» китайских властей в период после 2005 г. в разы увеличило затраты на лоббистские услуги. Обращаясь к Графику 1, составленному на основе статистических данных из отчетов FARA, можно отметить, что, если в течение 2000 - 2004 гг. затраты на услуги лоббистов в среднем обходились Посольству КНР в США в $72 000 в год, то в период с 2005 по 2015 гг. Посольство тратило на лоббизм ключевых для КНР вопросов в Конгрессе США в среднем $500 000 в год[7].

График1. Динамика роста затрат Посольства КНР в США на лоббирование китайских политических

интересов в США (2001 - 2015 гг.)

На сегодняшний день, Посольство КНР в США не просто успешно использует финансовый механизм влияния на процесс продвижения и лоббирования китайских интересов: финансовые затраты на услуги ведущих американских лоббистов, действующих в интересах КНР, имеют долгосрочный, стратегический характер, и успешное применение стратегии увеличения затрат на лоббизм китайских интересов успешное непосредственно влияет на качество взаимодействия Посольства КНР в США с Конгрессом США.

Для доказательства сформулированного тезиса, в контексте данного исследования был проведен анализ затрат Посольства КНР в США на лоббирование китайских политических интересов в США с 2001 по 2015 гг. на основе метода наименьших квадратов (МНК) - одного из основных методов математической статистики. Для реализации анализа был использован программный пакет Microsoft Office MS Excel.

В рамках данного исследования, и, в частности, в контексте анализа динамики затрат на лоббизм, метод наименьших квадратов позволяет выявить тенденцию или тренд в динамике финансовых затрат на лоббирование каким-либо актором лоббистского процесса - в данном конкретном случае - Посольством КНР в США, а также сделать прогноз относительно того, каким будет объем финансовых вливаний в ближайшей перспективе.

Составив таблицу переменных значений (см. Таблица 2, Таблица 3) и построив график гиперболической функции, которая наиболее адекватна исследуемому множеству, выраженному в ежегодных суммах затрат на лоббизм в интересах Пекина в 2001 - 2010 гг. (см. График 2), автор делает вывод о том, что финансовые затраты Посольства КНР в США с 2001 по 2016 г. имели положительную тенденцию в развитии, в соответствии с гиперболической зависимостью, что свидетельствует о постепенном, долгосрочном росте затрачиваемых средств на лоббирование.

Таблица 2.

Таблица переменных и коэффициентов для построения аппроксимирующего графика функции затрат Посольства

КНР в США на лоббизм китайских интересов за 2001-2016 гг.

X Y X*Y ХЛ2 X/Y 1/Хл2 1/X Y гиперболический d (отклонение) dA2 (квадрат отклонения)

1 448000 448000 1 2,23E-06 1 1 -931213,6979 1379213,698 1379213,698

2 240000 480000 4 8,33E-06 0,25 0,5 -54957,88429 294957,8843 294957,8843

3 144000 432000 9 2,08E-05 0,111111 0,333333 237127,3869 -93127,38691 -93127,38691

4 144000 576000 16 2,78E-05 0,0625 0,25 383170,0225 -239170,0225 -239170,0225

5 296000 1480000 25 1,69E-05 0,04 0,2 470795,6039 -174795,6039 -174795,6039

6 432000 2592000 36 1,39E-05 0,027778 0,166667 529212,6581 -97212,65812 -97212,65812

7 587000 4109000 49 1,19E-05 0,020408 0,142857 570939,1254 16060,87457 16060,87457

8 567000 4536000 64 1,41E-05 0,015625 0,125 602233,9759 -35233,97592 -35233,97592

9 638000 5742000 81 1,41E-05 0,012346 0,111111 626574,4152 11425,58482 11425,58482

10 300000 3000000 100 3,33E-05 0,01 0,1 646046,7666 -346046,7666 -346046,7666

11 516000 5676000 121 2,13E-05 0,008264 0,090909 661978,6905 -145978,6905 -145978,6905

12 407000 4884000 144 2,95E-05 0,006944 0,083333 675255,2937 -268255,2937 -268255,2937

13 321000 4173000 169 4,05E-05 0,005917 0,076923 686489,3426 -365489,3426 -365489,3426

14 698000 9772000 196 2,01E-05 0,005102 0,071429 696118,5274 1881,472624 1881,472624

15 608000 9120000 225 2,47E-05 0,004444 0,066667 704463,8208 -96463,82084 -96463,82084

16 870000 13920000 256 1,84E-05 0,003906 0,0625 711765,9526 158234,0474 158234,0474

136 7216000 70940000 1496 ¡0,000318 1,584347 3,380729 -1,86265E-09

ПРОГНОЗ ЗАТРАТ

S040SS,2353

a -1752511,6

b 821297,929

ты на лоббизм (Y

долл. США

График 2. Аппроксимирующий график функции затрат Посольства КНР в США на лоббизм китайских

политических интересов за 2001-2016 гг.

Посредством функции «ТЕНДЕНЦИЯ», которая рассчитывает значения по методу наименьших квадратов, возвращая ожидаемое значение зависимых переменных (количество затрат), можно предвосхитить объем финансовых затрат Посольства КНР в США на лоббирования китайских интересов в ближайшие 5 лет. Так, в 2018 г. затраты будут приблизительно равняться 719 347 долл. США, а в 2021 г.- 804 088 долл. США (см.Таблица 2.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Качественные изменения в деятельности китайского лобби по взаимодействию с Конгрессом США с целью повлиять на принятие тех или иных законодательных инициатив, напрямую затрагивающих китайские политические и экономические интересы, также были отмечены и самими американскими законодателями и политиками. Так, член «Государственной комиссии по мониторингу экономических вопросов и вопросов безопасности в отношениях между США и КНР» (U.S. - China Economic and Security Review Commission) М. Вессел (Michael R. Wessel) сказал: «Китай расширяет своё влияние системно, изо дня в день. Их попытки влиять на Конгресс многосторонние: прямые, косвенные и скрытые». Конгрессмен - республиканец Р. Форбс (Randy Forbes), который являлся главным

193

противником сделки по поглощению CNOOC Unocal, отметил: «Тот факт, что они (представители китайского лобби, прим.) придали своим лоббистским усилиям определённую официальную форму, означает, что они становятся всё более смелыми в своих действиях, и я считаю, что это должно обеспокоить граждан США».

Таким образом, на современном этапе китайское лобби, находится в процессе выработки стратегий взаимодействия с Конгрессом США. Ярким свидетельством тому является лоббистская активность Посольства КНР в США - мощного канала представительства китайских интересов в рамках китайского лоббизма,- включающая в себя обращение к услугам лучших лоббистских компаний в США, выстраивания личных, тесных контактов с конгрессменами и сенаторами американского законодательного органа, внедрение в прокитайский лоббистский процесс механизмов PR и юридического консалтинга, наращивание финансовых вливаний в лоббистские кампании в интересах КНР. Такой многовекторный подход со стороны китайского лобби свидетельствует о том, что на современном этапе Китай уделяет особое внимание проблеме выстраивания выгодного для своих интересов сотрудничества с Конгрессом США, артикуляции и внедрения нацеленных на результат стратегий активности на Капитолии и непосредственно с американскими законодателями, так как на сегодняшний день влияние Конгресса США на выстраивание американской политики в отношении КНР не только возрастает, но и напрямую затрагивает основные политические и экономические интересы Китая.

Список используемой литературы:

1. Графов, Д.Б. Анализ и сравнение эффективности лоббирования в США израильских и китайских групп интересов./Д.Б. Графов//Вестник МГИМО Университета. - 2015. - № 5(44). - С.84 - 98.

2. Лексютина, Я.В. Деятельность тайваньского и китайского лобби в США/ Я.В. Лексютина // Вестник Санкт -Петербургского Университета.-2009.-Сер.6.-Вып. 1.-С. 109-120.

3. Толстых, П.А. Профессиональный словарь лоббистской деятельности // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009-2011.[Электронный ресурс].URL: http://www.lobbying.ru/dictionary word.php?id=52 (дата обращения:)

4. Точёная, А.О. Американо-китайские отношения как фактор безопасности в евразийском регионе. Влияние прокитайского лобби в США.С Научные труды СЗИУ РАНХиГС. - 2013. - Том 4. - Выпуск 1 (8). - C. 252-260.

5. Baggot E. The Influence of Congress upon America's China Policy. September 8, 2016.: [Электронный ресурс]. URL: http://www.erinbcarter.org/documents/Congress.pdf (дата обращения)

6. Ecket P., Ljinggren D., Youglai R. Insight: China ups lobbying game, but faces key tests in U.S., Canada. Reuters, August 22,2012.:[Электронный ресурс]. URL: http://www.reuters.com/article/us-china-northamerica-lobbying-idUSBRE87L 15N20120822 (дата обращения )

7. Foreign Agents Registration Act Reports to the U.S. Congress. 2005-2015 // The U.S. Department of Justice.: [Электронный ресурс]. URL: https://www.fara.gov/annualrpts.html (дата обращения:)

8. Gill B., Murphy M. Meeting the challenges and opportunities of China's rise. Expanding and improving between the American and Chinese Policy Communities:[Электронный ресурс^/CSIS Report. October, 2016. URL: https://csis-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/legacy files/files/media/csis/pubs/0610 challengeschinarise.pdf (дата обращения)

9. Guevera, M.W. China steps up its lobbying game. The Center for Public Integrity, September 13, 2005.:[Электронный ресурс]. URL: https://www.publicintegrity.org/2005/09/13/6554/china-steps-its-lobbying-game (дата обращения )

10. Hrebenar R.J., Thomas C.S. The Rise and fall and rise of the China Lobby in the United States/ R.J. Hrebenar, C.S. Thomas//Interest Group Politics. Washington DC: CQ Press, 2011. - pp. 297 - 316.

11. Hrebenar R.J., Thomas C.S. The Rise of the New Asian Lobbies in Washington, D.C: China, India and South Korea. APSA 2011 Annual Meeting Paper. August 1, 2011. pp. 30.

12. Hutzler, K. Does America Need a Stronger China Lobby?:[Электронный ресурсу/China Hands Magazine, March 2013.URL: https://chinahandsmagazine.org/2013/07/02/does-america-need-a-stronger-china-lobby/ (дата обращения)

13. H.R. 1575. Congress.Gov. Library of U.S. Congress.: [Электронный ресурс]. URL: https://www.congress.gov/109/bills/hr1575/BILLS-109hr1575ih.pdf (дата обращения: )

14. H.Res.1077. Congress.Gov. Library of U.S. Congress.: [Электронный ресурс].URL:https://www.congress.gov/110/bills/hres1077/BILLS-110hres1077eh.pdf (дата обращения: )

15. H.Res.344.Congress.Gov.Library of U.S. Congress.:[Электронный ресурс]. URL: https://www.congress.gov/109/bills/hres344/BILLS-109hres344eh.pdf (дата обращения)

16. S.1412, H.Res.344. Congress.Gov. Library of U.S. Congress.: [Электронный ресурс]. URL: https://www.congress.gov/109/bills/s1412/BILLS-109s1412is.pdf (дата обращения)

17. S.Res. 451. Congress.Gov. Library of U.S. Congress.: [Электронный ресурс]. URL: https://www.congress.gov/113/bills/sres451/BILLS-113sres451ats.pdf (дата обращения:)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.