УДК 316
ТОЧЁНАЯ Алёна Олеговна Санкт-Петербургский государственный университет
г. Санкт-Петербург, Россия [email protected]
ПРОКИТАЙСКОЕ ЛОББИ В США КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КИТАЙСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Использование лоббизма как одного из важнейших каналов воздействия на процесс принятия решений органами государственной власти США в классической форме - это «оказание давления частных и общественных организаций на конгресс, Белый дом, министерства и ведомства с целью добиться одобрения или отклонения тех или иных законодательных или административных актов». Проблематика деятельности именно китайского лобби в США особенно актуальна, учитывая все возрастающую роль Китая и американо-китайских отношений в мировой политике. Возрастание ее связано с тем, что США и КНР, несомненно, являются глобальными лидерами XXI века. А Китай, бесспорно, утвердился в качестве такового. Обсуждение «китайского фактора» и проблема «мирного врастания» КНР в современный мировой порядок как игрока глобального масштаба - важнейшие части современной дискуссии о лидерстве. На современном этапе речь идет о переходе Китая от статуса относительно замкнутой континентальной державы к статусу одной из крупнейших экономик мира, стремящейся обезопасить свои морские коммуникации. Несмотря на то, что КНР пока не обладает большими военными возможностями, военный потенциал Китая растет, а его экономические возможности и интересы в будущем могут быть все более значительными. Некоторые аналитики даже замечают, что характер «экономических преобразований в Китае и целенаправленная внешнеполитическая стратегия корректировки правил мировой системы и формирование огромной зоны тесного взаимодействия КНР с множеством других акторов может существенно изменить систему международных региональных и глобальных отношений».
Ключевые слова: американо-китайские отношения, экономическое лоббирование, «мягкая сила», имидж государства, Китай, внешняя политика КНР
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-148-154
Alena O. TOCHENAYA St. Petersburg State University St. Petersburg, Russia [email protected]
CHINA LOBBY IN THE USA AS A MECHANISM OF REALIZATION OF THE CHINESE NATIONAL
INTERESTS
The use of lobbying as one of the most important channels of influence on the decision-making process by the US government authorities in its classical form is "pressure of private and public organizations to Congress, the White House, ministries and departments to obtain approval or rejection of certain legislative or administrative acts". The problem of the activity of the Chinese lobby in the United States is especially relevant, given the growing role of China and USChina relations in world politics. The role of US-China relations is constantly growing. This is explained by the fact that the USA and China are undoubtedly the global leaders of the 21st century. China undoubtedly is becoming the new global leader in the 21st century. Discussion of the "China phenomenon" and of peaceful integration of the PRC to the current world order is one of the most important parts of the contemporary discussions on leadership. Nowadays we see the transition of China from the status of a relatively closed continental country to the status of one of the most powerful economies in the world that is trying to secure its marine communications. Though the PRC still does not have enough military capabilities, its military potential is growing and its interests in the future can be more and more significant. Some analysts even indicate that the character of the economic developments in China and the foreign policy strategy aimed to correct the rules of the world system and to form a huge zone of close cooperation of the PRC with a number of other actors can really change the whole system of regional and global relations.
Keywords: U.S.-China relations, commercial lobbying, "soft power", image of state, China, Chinese foreign policy
Благодарность: Д-ру ист. наук, проф. Ширяеву Борису Анатольевичу, научному руководителю; канд. техн. наук Точеному Олегу Викторовичу, канд. пед. наук Костюкову Сергею Егоровичу; Серебрякову Николаю Николаевичу.
Acknowledgement: Dr. Prof. Boris A. Shiriaev, supervisor; Dr. Oleg V. Tocheniy, father; Dr. Sergey E. Kostyukov; Nikolay N. Serebryakov.
Целью исследования является выявление роли и значения прокитайского лобби в американо-китайских отношениях.
Методологическая основа исследования представляет собой совокупность методов, приемов и научных подходов, предлагаемых современными гуманитарными науками и использованных с позиций принципов историзма и системности. Проблематика исследования носит междисциплинарный характер и находится на стыке истории, политологии, культурологии, экономической науки, поэтому методологические его основы также не могут быть ограничены рамками одной дисциплины.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют научные разработки отечественных и зарубежных ученых, посвященные теории международных отношений в условиях глобализации, формирования многополярного мирового порядка и развитию отношений между Китаем и Соединенными Штатами Америки. Применен комплексный подход и аналитический метод, включающие учет множества концептуальных обобщений и полемизирующих между собой теоретических школ.
При анализе развития отношений использовались общенаучные методы, такие как системный, аналитический, проблемный и логический подходы, абстрагирование и обобщение, проблемно-хронологическое изложение материала, последовательное раскрытие развития отношений между Китаем и США в процессе их исторической эволюции; изучение документов, анализ статистики, а также сравнение позиции сторон, их действий.
C началом преобразований в КНР начался и ее выход на мировую экономическую арену. Это объясняет тот факт, что, несмотря на то, что импульсом к сближению между США и КНР изначально стали военно-политические причины, торгово-экономические отношения быстро стали если не доминантой, то важным элементом двусторонних китайско-американских отношений. Доказательством тому служит, в частности, товарооборот между странами, который уже на начальном этапе отношений возрос с 4 млрд долларов США в 1983 г. до 13,5 млрд в 1988 г. Торговля между США и Китаем, некогда незначительная как в относительном, так и абсолютном выражении, стремительно возрастала из года в год, даже несмотря на угрозы санкций после событий на площади Тяньаньмэнь. В 2011 г. показатель товарооборота составил 503 млрд долларов США. При этом положительное сальдо торгового баланса двух стран было и остается у КНР, увеличившись с 6 млн долл. в 1985 г. [1, с. 1536] до примерно 295 млрд долл. в 2011 г. [2]. Этот факт объясняют как раз сильным влиянием китайского лобби, которое оказывает столь успешное давление в связи с тем, что с самого начала особую заинтересованность в китайском рынке проявляли крупные транснациональные корпорации. Стратегия Вашингтона в отношении Пекина уже на начальных этапах развития отношений зависела от интересов крупного американского бизнеса.
Прежде чем рассматривать непосредственно китайское лобби, необходимо определить место, которое оказывает иностранный лоббизм в политической системе США.
Иностранный лоббизм - явление достаточно традиционное. Стремление сформировать за рубежом центры недипломатического влияния существует на протяжении всей истории международных отношений. Сегодня под лоббизмом, по определению, например, Большого юридического словаря, понимается «регулируемое законодательством давление на парламент путем личного или письменного обращения либо другим способом (организация массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого - добиться принятия или отклонения законопроекта». Здесь необходимо понимать, что это давление оказывается выгодным обеим сторонам: поскольку финансовая или иная поддержка объективно востребована во властных структурах, например в ходе выборов.
Не вдаваясь в детали истории лоббизма в США [3], интересно заметить, что первым законом в этой сфере стал закон «О регистрации иностранных агентов» 1938 г. (Foreign Agents Registration Act, или FARA (ФАРА) [4], который касался непосредственно иностранных лоббистов и устанавливал требование их обязательной регистрации в государственном департаменте США (на самом деле данная мера была направлена на прекращение
нацистской и фашисткой пропаганды в стране). Изначально под иностранным лоббизмом в США понималось лоббирование прежде всего определенных внешнеполитических интересов. Этот смысл и был вложен в закон 1938 г. Однако начиная с 1990-х годов иностранный внешнеполитический лоббизм, как и политический лоббизм в принципе, все в большей степени подразумевает экономический лоббизм и включает в себя все больше частных, а не государственных акторов. Именно поэтому в новый закон 1995 г. о раскрытии (открытости) лоббистской деятельности (Lobbying Disclosure Act) было внесено положение о том, что все иностранные лоббисты, представляющие коммерческие интересы, регистрируются наравне с их американскими коллегами. Иностранными агентами, подпадающими под действие ФАРА, считаются теперь только агенты влияния иностранного государства в целом (работники посольств, межгосударственных организаций и т.д.) [5].
Интересно, что проникновение иностранного лобби в американскую экономику связано с «усилением в ней групп давления, представляющих азиатский капитал» и даже вызвано ими [6, с. 26]. В рамках этого проявляют себя и китайские группы давления. Причем имеется в виду прокитайское лобби, которое реализовывается при участии и/или поддержке компартии Китайской Народной Республики. Речь идет о «новом китайском лобби» в противовес традиционно другому - тайваньскому лобби (или, как их иногда называют, «красная» и «голубая» команда) [7].
Современно китайское лобби начало формироваться после установления (в 1979 г.), а в последующем и нормализации отношений между США и КНР. Китайское лобби наращивало свое влияние и уже к концу 80-х годов открыто признавало, что имеет в конгрессе «прокитайских» сенаторов и членов палаты представителей. Серьезное лоббирование интересов КНР в США относят к 1989 г. Тогда благодаря усилиям лоббистов была нейтрализована серьезная антикитайская компания после жестокого подавления студенческих демонстраций на площади Тяньаньмэнь в том же году.
Самым ярким примером критики в отношении США можно назвать высказывание в то время кандидата в президенты Билла Клинтона, который в ходе своей кампании в 1992 г. обвинял президента Джорджа Буша старшего в том, что он «нянчится с пекинскими мясниками» [8]. Однако, вступив в должность, Б. Клинтон был не против развития торговли с Китаем и отказывался связывать экономику с проблемой прав человека, которая так волновала американскую общественность.
Аналогичным образом ведут себя американские конгрессмены, которые зачастую закрывают глаза на критику Китая в угоду конструктивных вопросов. Так, республиканка Нэнси Пелоси в 1991 г. в ходе своего визита в Китай разместила на площади Тяньаньмэнь продемократический транспарант, гласящий: «Тем, кто погиб за демократию в Китае», однако во время аналогичного визита в 2009 г. она, по ее же словам, «сфокусировалась на изменениях климата» [9].
Конечно, довольно сложно доказать прямую причастность лоббистов к поведению политических деятелей США. Однако то, что китайское лобби напрямую и косвенно влияет на процесс принятия решений, остается фактом, равно как и причастность к этому лобби крупных американских корпораций [10]. Среди факторов, к которым может взывать Китай, помимо огромного товарооборота, можно выделить следующие: государственный долг США (Китай, которому по состоянию на август 2012 г. принадлежит 1,15 трлн долларов американского долга, остается крупнейшим кредитором Соединенных Штатов) [11]; большое влияние китайской диаспоры (в США проживает 3,8 млн человек китайского происхождения) [12]; американские партии, в особенности Демократическая, часто получают дотации от компаний, напрямую или косвенно связанных с Китаем [13]. В последней, например, прямо сейчас обвиняют Барака Обаму в ходе его нынешней предвыборной кампании. Указывают на то, что веб-сайт Obama.com, на котором можно внести свой вклад в кампанию Б. Обамы, принадлежит некоему Роберту Роче, одному из основателей и главе совета директоров крупной медийной компании Acorn International Inc., базирующейся в Шанхае. Сайт Роче, связанный с Barackobama.com - официальным сайтом кампании, насчитывает до 2 тыс. посещений в день, две трети из которых иностранцы. В
свое время аналогичным образом с китайскими деньгами связывали предвыборную кампанию Била Клинтона [13].
Как отмечается, структурно китайское лобби имеет классическую схему организации «посольство - торговый совет и общественные организации - лоббистские фирмы» [6, с. 24].
Благодаря открытости политической системы США в том, что касается лоббизма, речь идет о вышеупомянутом законе «О регистрации иностранных агентов» FARA и законе о раскрытии лоббистской деятельности (Lobbying Disclosure Act), вся деятельность по найму лоббистских компаний и иная лоббистская деятельность придается огласке. Так, можно проследить, какие подарки получили официальные лица США от представителей КНР [14], какие представители конгресса побывали с визитами в Китае, сколько это стоило [15] и ряд других сведений, в особенности о том, что непосредственно касается найма конкретных лоббистских компаний, включая размер оплаты их деятельности (к этому прибегают в основном крупные корпорации или торговые организации, однако они зачастую связаны с правительством КНР; кроме того, проправительственные структуры, в том числе посольство, также прибегают к услугам лоббистов) [16]. Не вдаваясь в детали, отметим: во многих отчетах о лоббистской деятельности указывается, что нанятые агенты занимались продвижением «правительственных вопросов», «международных отношений» «сближением позиций США и КНР», «стратегическим консультированием и руководством в том, что касается американо-китайских деловых отношений» и т.д. Под лоббистскую деятельность подпадают целый ряд официальных учреждений Соединенных Штатов: Палата представителей, Сенат, Управление торгового представителя, ряд департаментов (Государственный департамент, департаменты финансов, энергетики, сельского хозяйства, коммерции и т.д.), Исполнительный офис Президента.
Важным игроком в деле прокитайского лобби в США является также Американо-китайский торговый совет (United States - China Business Council, или USCBC), членами которого в настоящее время являются 220 крупных корпораций [17]. Именно Совету отводят ключевую роль в сохранении за Китаем режима наибольшего благоприятствования в торговле с США, в том числе Совет активно выступает против применения поправки Джексона-Вэника к торговле с Китаем (внесена в закон о торговле 1974 г., запрещает предоставление статуса наибольшего экономического благоприятствования странам, нарушающим права человека). Совет занимается сбором информации о фирмах, работающих с Китаем, устраивает встречи представителей бизнеса с конгрессменами. Причем если изначально Совет продвигал экономические вопросы, то начиная с 1999 г. начал активную деятельность в поддержку Китая и по политическим проблемам [18].
К числу прокитайских лоббистов относят также так называемых «друзей Китая», к которым относят даже таких американских политиков, как Г. Киссинджер [19]. Это и не удивительно, учитывая ту роль, которую оказал Киссинджер еще в момент становления современных американо-китайских отношений в 1970-е годы.
Существуют и другие акторы, деятельность которых причисляют к лоббизму, - в первую очередь это научно-исследовательские институты и фонды, работающие как в КНР, так и в США: Американо-Китайский институт, Центр стратегических и международных исследований, Фонд китайской политики США, Аспенский институт и др. [20]. Многие из этих организаций, в частности, финансировали визиты конгрессменов в Китай. Помимо этого, все они предлагают стипендии и иные денежные вознаграждения, нацеленные на развитие американо-китайского культурного, научного и образовательного обмена, что косвенно можно рассматривать как одно из проявлений лоббирования интересов.
Наконец, следует отметить, что в Конгрессе США существует отдельная фракция, посвященная Китаю - Congressional China Caucus, которая с апреля 2011 г. запустила собственный интернет-сайт для членов конгресса, экспертов по Китаю и других желающих вступить в диалог и обмениваться информацией о растущей военной, экономической и региональной силе Китая [21].
Характерно, что большинство американцев в первую очередь в связи с авторитарностью режима и сохранением проблем в сфере прав человека продолжают относиться к Китаю с подозрительностью, если не с негативом. При этом члены Конгресса начинают понимать, что «китайцы не коммунисты, а китайцы» [7].
Примечательно также, что если к событиям на площади Тяньаньмэнь звучали призывы относиться положительно и даже с оправданием действий правительства КНР, то в схожих ситуациях в истории СССР и современной России США традиционно занимают очень сдержанную и даже негативную позицию и, что самое главное, продолжают сохранять действие поправки Джексона-Вэника, что предельно ограничивает товарообмен с Россией, как со страной, «нарушающей права человека». Такого рода различия во внешнеполитической стратегии США заставляют задаваться вопросом об их причинах. Тем не менее в заключение стоит отметить, что деятельность прокитайски настроенных лоббистов, какой бы активной она не была, не привела бы ни к каким результатом, если бы за ними не стояла абсолютно реальная сила - экономически и политически влиятельная КНР.
Можно сделать вывод о том, что лобби является методом достижения национальных интересов КНР, который оказывается влиятельным в основном благодаря сильным экономическим позициям Китая. Новое китайское лобби уже достаточно оформилось институционально и, несмотря на свою ярко выраженную экономическую направленность, все активнее начинает работать с политическими решениями в США. В этой связи новое китайское лобби, которое зачастую остается за пределами исследовательских интересов, требует детального внимания и изучения, поскольку является хоть и кулуарным, но вполне реальным рычагом давления на развитие американо-китайских отношений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Harding H. A Fragile Relationship: The United States and China since 1972. Wash., 1992 // Congressional Quarterly Weekly Report. 28.VI.1997.
2. Trade in Goods with China / [Электронный ресурс] - http://www.census.gov/foreign-trade/balance/c5700.html#2011 (дата обращения: 11.06.2016).
3. The People's Lobby: Organizational Innovation and the Rise of Interest Group Politics in the United States, 1890-1925. Ed. by Clemens St.E. Chicago: The University of Chicago Press, 1997.
4. Foreign Agents Registration Act / [Электронный ресурс] - http://www.fara.gov/ (дата обращения: 03.10.2016).
5. Lobbying Disclosure Act. Public Law 104-65-DEC. 19,1995 109 STAT. 691 / [Электронный ресурс] - http://lobbyingdisclosure.house.gov/lda.html (дата обращения: 01.06.2017).
6. Иванов Н. Организация наиболее влиятельных иностранных лобби в США / / Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - № 3. - С. 24.
7. Pomfret J. China's lobbying efforts yield new influence, openness on Capitol Hill / / Washington Post. January 9, 2010 / [Электронный ресурс] - http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2010/01/08/AR2010010803710_pf.html (дата обращения: 16.04.2013).
8. Jannuzzi F. Whatever Happened to Chinese Human Rights? // Foreign Politicy. NOVEMBER 1, 2012 / [Электронный ресурс] -
http: //www.foreignpolicy.com/articles/2 012/11/01/whatever_happened_tD_chinese_human_rights (дата обращения: 03.10.2016).
9. Eunjung Cha A., Kessler G. Pelosi, Like Clinton, Plays Down Human Rights Before China Trip / / Washington Post Foreign Service. May 24, 2009 / [Электронный ресурс] -
http:/ / www.washingtonpost.com/ wp-
dyn/content/article/2009/05/23/AR2009052301876.html (дата обращения: 29.03.2015).
10. US China Business Council (UCBC) / [Электронный ресурс] - https://www.uschina.org/ (дата обращения: 29.03.2015).
11. Major Foreign Holders of Treasury Securities / [Электронный ресурс] -http://www.treasury.gov/resource-center/data-chart-center/tic/Documents/mfh.txt (дата обращения: 20.08.2017).
12. Asian/Pacific American Heritage Month: May 2011 // CB11-FF.06 April 29, 2011 / [Электронный ресурс] -
http://www.census.gov/ newsroom/ releases / archives / facts_for_features_special_editions/cb11-ff06.html (дата обращения: 20.01.2017).
13. Morris D. Obama's foreign donors (2012) / [Электронный ресурс] -http://thehill.com/opinion/columnists/dick-morris/261109-obamas-foreign-donors (дата обращения: 17.06.2016).
14. Foreign Gifts from China / [Электронный ресурс] -
http://www.legistorm.com/ foreign_gifts/country/58/China.html
15. Disclosure. Trips / [Электронный ресурс] -http://www.legistorm.com/trip/list.html?by=search&id=x&traveler=&start_date=01%2F01%2F 2000&end_date=11%2F05%2F2012&approver=&approver_state=&approver_party=&sponsor=& destination=&destination_state=&destination_country=58&purpose=&commit=Search (дата обращения: 20.01.2017).
16. Query the Lobbying Disclosure Act Database / [Электронный ресурс] -http://soprweb.senate.gov/index.cfm?event=choosefields (дата обращения: 05.05.2016).
17. US - China trade policy: Issues and Solutions / / USCBC. February 9, 2011 / [Электронный ресурс] - https://www.uschina.org/public/documents/2011/02/china_trade_policy.pdf
18. Лексютина Я.В. Деятельность тайваньского и китайского лобби в США / / Вестник СПбГУ. Сер. 6. - 2009. - Вып.1. - С. 116-117.
19. Bernstein R., Munro R.H. The Coming Conflict with China. - N.Y., 1997. - P. 124.
20. Лексютина Я.В. Указ. соч. - С. 116.
21. Congressional China Caucus / [Электронный ресурс] - http://forbes.house.gov/chinacaucus/ (дата обращения: 20.012017).
REFERENCES
1. Harding H. A Fragile Relationship: The United States and China since 1972. Wash., 1992. Congressional Quarterly Weekly Report. 28.VI.1997. (in China)
2. Trade in Goods with China. Available at: http://www.census.gov/foreign-trade/balance/c5700.html#2011 (accessed 11 June 2016) (in China)
3. The People's Lobby: Organizational Innovation and the Rise of Interest Group Politics in the United States, 1890-1925. Ed. By Clemens St.E. Chicago: The University of Chicago Press, 1997. (in English)
4. Foreign Agents Registration Act. Available at: http://www.fara.gov/ (accessed 3 October, 2016) (in English)
5. Lobbying Disclosure Act. Public Law 104-65-DEC. 19,1995 109 STAT. 691, Available at: http://lobbyingdisclosure.house.gov/lda.html (accessed at 1 July, 2017) (in English)
6. Ivanov N. Organizacija naibolee vlijatel'nyh inostrannyh lobbi v SShA. [The organization of the most influential foreign lobby in the United States]. Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija = World economy and international relations. 1999. No. 3. P. 24. (In Russ)
7. Pomfret J. China's lobbying efforts yield new influence, openness on Capitol Hill / / Washington Post. January 9, 2010. Available at: http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2010/01/08/AR2010010803710_pf.html (accessed 16 April, 2013) (in China)
8. Jannuzzi F. Whatever Happened to Chinese Human Rights? Foreign Politicy. NOVEMBER 1, 2012. Available at:
http://www.foreignpolicy.com/articles/2012/11/01/whatever_happened_to_chinese_human_rig hts (accessed at: 3 October, 2016). (in China)
9. Eunjung Cha A., Kessler G. Pelosi, Like Clinton, Plays Down Human Rights Before China Trip. Washington Post Foreign Service. May 24, 2009. Available at: http://www.washingtonpost.com/wp-
dyn/content/article/2009/05/23/AR2009052301876.html (accessed at: 29 March, 2015). (in China)
10. US China Business Council (UCBC) https://www.uschina.org / (accessed at: 29 March, 2015). (in China)
11. Major Foreign Holders of Treasury Securities. Available at: http://www.treasury.gov/resource-center/data-chart-center/tic/Documents/mfh.txt (accessed at 20 August, 2017) (in English)
12. Asian/Pacific American Heritage Month: May 2011 // CB11-FF.06 April 29, 2011. Available at: http://www.census.gov/ newsroom/ releases / archives / facts_for_features_special_editions/cb11-ff06.html (accessed at 20 January, 2017). (in China)
13. Morris D. Obama's foreign donors (2012). Aailable at:
http:/ / thehill.com/opinion/columnists / dick-morris/261109-obamas-foreign-donors (accessed 17 June, 2016). (in English)
14. Foreign Gifts from China http://www.legistorm.com/foreign_gifts/country/58/China.html (in China)
15. Disclosure. Trips. Available at: http://www.legistorm.com/trip/list.html?by=search&id=x&traveler=&start_date=01%2F01%2F 2000&end_date=11%2F05%2F2012&approver=&approver_state=&approver_party=&sponsor=& destination=&destination_state=&destination_country=58&purpose=&commit=Search (accessed at 20 January, 2017). (in China)
16. Query the Lobbying Disclosure Act Database. Available at: http://soprweb.senate.gov/index.cfm?event=choosefields (accessed 5 May, 2016). (in English)
17. US - China trade policy: Issues and Solutions. USCBC. February 9, 2011
https: / / www.uschina.org/ public/ documents/2011/02/china_trade_policy.pdf (in China)
18. Leksjutina Ja.V. Dejatel'nost' tajvan'skogo i kitajskogo lobbi v SShA. [Activities of Chinese and Taiwanese lobby in the United States]. Vestnik SpbGU. Ser.6. 2009. Vyp.1. Pp. 116-117. (In Russ)
19. Bernstein R., Munro R.H. The Coming Conflict with China. N.Y., 1997. P. 124. (in China)
20. Leksjutina Ja.V. Ukaz.Soch. [Decree.Op.]. P.116. (In Russ)
21. Congressional China Caucus. Availabe at: http://forbes.house.gov/chinacaucus/ (accessed at 20 January, 2017). (in China)
Информация об авторе:
Точёная Алёна Олеговна, аспирант, кафедра американских исследований, факультет международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия [email protected]
Получена: 02.102017
Для цитирования: Точёная А.О. Прокитайское лобби в США как механизм реализации китайских национальных интересов. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 5. Часть 2. с.148-154. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-148-154
Information about the author:
Alena O. Tochenaya, Postgraduate Student, Department of American Studies, Faculty of International Relations, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia [email protected]
Received: 02.102017
For citation: Tochenaya A.O. China lobby in the USA as a mechanism of realization of the chinese national interests. Historical and Social-Educational Idea. 2017. Vol . 9. no. 5 Part. 2. Pp. 148-154.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-148-154. (in Russian)