СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Чубукова С.Г. *
Аннотация.
Цель: определение основных направлений развития законодательства в современном информационном обществе.
Метод: системный анализ стратегии развития информационного общества в России и информационного законодательства.
Результаты: показано, что в современном обществе информационные технологии активно влияют на состояние политической, экономической, военной и других сфер общественной жизни. Стратегической задачей России становится полномасштабное вхождение в глобальное информационное общество в качестве его полноправного участника при сохранении политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций. Решение этой задачи требует разработки продуманной, целенаправленной государственной политики в области развития информационного общества.
Обоснованы необходимость принятия федерального закона о цифровой экономике и законодательства, обеспечивающего развитие информационного пространства знаний и независимого функционирования российского сегмента сети Интернет.
Ключевые слова: информационное общество, информационные технологии, информационные системы, государственная политика, информационная безопасность, стратегия развития информационного общества, информационно-телекоммуникационные сети, цифровая экономика, информационное законодательство, общество знаний, информационная инфраструктура.
Р01: 10.21681/1994-1404-2017-2-67-72
Современное общество характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, которая выступает системообразующим фактором, активно влияющим на состояние политической, экономической, военной и других сфер общественной жизни. Информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на развитие всех отраслей экономики, сферы государственного управления, обороны страны, безопасности государства, обеспечения правопорядка и становятся частью их управленческих систем [3, 7].
Стратегической задачей России на данном этапе становится полномасштабное вхождение в глобальное информационное общество в качестве его полноправного участника при сохранении политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций. Решение этой задачи требует разработки продуманной, целена-
правленной государственной политики в области развития информационного общества.
Существенным этапом на пути развития информационного общества в Российской Федерации стало принятие таких значимых документов как Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года1, Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года2, Стратегия развития информационного общества (2008 г.)3, Стратегия на-
1 Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 216.
2 Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р «О Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года» // СЗ РФ. 2013. № 46. Ст. 5954.
3 Стратегия развития информационного общества в Рос-
сийской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г.
№ Пр-212) // Российская газета. 2008. 16 февр. (утратил силу)
* Чубукова Светлана Георгиевна, кандидат юридических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, заместитель заведующего кафедрой правовой информатики Московского государственного юридического университeта имени О. Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: [email protected]
учно-технологического развития Российской Федерации4, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года5, Дорожная карта «Развитие отрасли информационных технологий»6. С целью создания целостной и эффективной системы обеспечения информационного общества Правительством РФ принята Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)»7.
Указанные стратегические документы определили направления развития информационного общества в России, положили начало интенсивному использованию органами государственной власти Российской Федерации, бизнесом и гражданами информационных и коммуникационных технологий.
С момента их принятия достигнуты значительные результаты. Так, электронные средства массовой информации, информационные системы, социальные сети, доступ к которым осуществляется с использованием сети Интернет, стали частью повседневной жизни россиян.
В последние годы Россия достигла существенного прогресса и в реализации действующей концепции электронного правительства, предусматривающей реализацию функций государственных и муниципальных органов и предоставление услуг гражданам и хозяйствующим субъектам в электронной форме. К достижениям можно отнести подключение более 34 млн граждан России к созданной системе предоставления услуг в электронной форме; формирование системы межведомственного электронного взаимодействия; развитие базовых государственных информационных ресурсов (национальных баз данных); предоставление общих сервисов, например, идентификации и аутентификации, и сведений из платежных систем и др.8
4 Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6887.
5 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Правительством РФ 14 мая 2015 г.) // ий1: http://government.ru/media/ files/QTqv2SI5qYEuu2zOHkOAwguydbKD9Ckf.pdf
6 Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 2602-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие отрасли информационных технологий» // СЗ РФ. 2014. № 2 (часть II). Ст. 227.
7 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» // СЗ РФ. 2014. № 18 (часть II). Ст. 2159.
8 Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
Информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на развитие традиционных отраслей экономики. Объем экономики российского сегмента информационно-телекоммуникационной сети Интернет по итогам 2016 г. превысил 1,5 трлн руб. (3% ВВП), доля интернет-зависимых секторов экономики превысила 19%9.
На 2016 г. в Рейтинге развития электронного правительства ООН (E-government Development Rank) Россия занимает 35 место10, в Индексе развития информационно-телекоммуникационных технологий (ICT Development Index - IDI) - 45 ме-сто11, в Индексе готовности к сетевому обществу (Networked Readiness Index - NRI) - 41 место12.
Тем не менее, еще целый ряд проблем требует своего решения. Так, в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. указаны основные сдерживающие факторы распространения использования информационных технологий в социально-экономической сфере, государственном управлении и бизнесе: дефицит кадров, недостаточный уровень подготовки специалистов, недостаточное количество исследований мирового уровня13.
Уровень использования многих электронных государственных и муниципальных услуг остается достаточно низким. Технологические достижения не всегда подкреплены изменениями в административных регламентах или нормативной правовой базе, необходимыми для того, чтобы их потенциал был реализован в полной мере. Решения по обеспечению интероперабельности повысили качество межведомственного взаимодействия, но не сделали электронные услуги существенно более удобными для пользователей, внутренние административные процессы остаются, по-прежнему, недостаточно цифровыми14.
9 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/05/ programmaCE.pdf
10 URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/ egovkb/Documents/un/2016-Survey/Annexes.pdf
11 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki / Индекс развития_ИКТ.
12 URL: http://reports.weforum.org/global-information-technology-report-2016/networked-readiness-index/
13 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов // URL: http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ ByID/ n6E4CC4CF25C632074325805A0064C0D7 /SFile/про-гноз2017-2019.pdf?OpenElement
14 Цифровое правительство 2020. Перспективы для России // URL: http://pubdocs.worldbank.org/en/473131460040867925/ Digital-Government-Russia-2020-RUS.pdf
Специалисты отмечают смещение акцентов в восприятии окружающего мира с научного, образовательного и культурного на развлекательно-справочный, что сформировало новую модель восприятия - так называемое «клиповое» мышление, характерной особенностью которого является массовое поверхностное восприятие информации [1, 8].
Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 утверждена новая Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы15 (далее - Стратегия), которая определила цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.
Далее хотелось бы остановиться на анализе, объявленных в Стратегии, стратегических национальных приоритетов, с точки зрения направлений развития законодательства.
Развитие «общества знаний». Новая стратегия развития информационного общества принята в целях обеспечения условий для формирования в Российской Федерации общества знаний.
Общество знаний, согласно Стратегии - это общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
В Стратегии подчеркивается, что российское общество заинтересовано в получении информации, соответствующей высокому интеллектуальному и культурному уровню развития граждан России. А в числе основных целей долгосрочной программы названы развитие человеческого потенциала, обеспечение безопасности граждан и государства; повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве.
В перечне основных принципов Стратегии определен приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения
15 Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // СЗ. 2017. № 20. Ст. 2901. - URL: http://www.kremlin.ru
при использовании информационных и коммуникационных технологий. Как отмечается, в 2016 г. пользователями российского сегмента сети Интернет стали более 80 млн человек. При этом сложилась опасная тенденция формирования «клипового» мышления, которое способствует возрастанию возможности влияния на взгляды и предпочтения людей, формированию навязанных моделей поведения. Это дает преимущество в достижении экономических и политических целей тем государствам и организациям, которым принадлежат технологии распространения информации.
Для формирования информационного пространства знания Стратегия предусматривает целый ряд мер, в том числе: мероприятия в области духовно-нравственного воспитания граждан; просветительские проекты; популяризацию информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей; создание условия для научно-технического творчества; развитие различных образовательных технологий, дистанционного, электронного обучения. Это, в свою очередь, требует совершенствовать механизмы законодательного регулирования:
- в области ограничения доступа к информации, распространение которой в РФ запрещено федеральным законом;
- в области средств массовой информации, а также средств обеспечения доступа к информации, которые по многим признакам могут быть отнесены к СМИ, но, с точки зрения законодательства, не являются таковыми (интернет-телевидение, новостные агрегаторы, социальные сети, сайты в сети Интернет, мес-сенджеры);
- по эффективному использованию современных информационных платформ для распространения достоверной и качественной информации российского производства.
«Цифровая экономика». Информационное общество - это, прежде всего, экономика, основанная на знаниях. Вместе с тем развитие технологий сбора и анализа данных, обмена ими, управления производственными процессами осуществляется на основе внедрения нано- и биотехнологий, технологий искусственного интеллекта, робототехники. Повсеместное применение таких технологий способствует развитию нового этапа экономики - «цифровой экономики».
В Стратегии впервые дано определение понятия цифровой экономики как хозяйственной деятельности, в которой ключевым фактором про-
изводства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [5].
На законодательном уровне необходимо определить правовой статус субъектов и правовой режим объектов отношений, складывающихся в рамках цифровой экономики. Это требует внесение изменения в нормативные правовые акты в целях:
- формирования базовых понятий и институтов цифровой экономики, таких как, например, «большие данные» (Big Data), электронный архив, единая цифровая среда доверия;
- установления особенностей оформления трудовых отношений в цифровой экономике, в том числе в части перехода на безбумажное взаимодействие работников и работодателей;
- закрепления особенностей регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности в цифровой среде, в том числе в части их защиты, а также дополнительных механизмов капитализации указанных результатов;
- использования «интернета вещей» - концепции вычислительной сети, соединяющей вещи (физические предметы), оснащенные встроенными информационными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой без участия человека;
- обеспечения сбора, передачи, хранения, обработки и доступа к данным, создаваемым в связи с использованием информационных технологий физическими и юридическими лицами; определение условий по обработке и коммерческому использованию таких данных, механизмов сбора и использования массивов больших данных.
Наконец, возникает необходимость принятия федерального закона, определяющего основные понятия и принципы правового регулирования цифровой экономики, особенности осуществления основных видов деятельности в цифровой экономике, права и обязанности ее участников, виды и объекты правоотношений, виды ответственности субъектов правоотношений в цифровой экономике и механизмы ее реализации, вопросы юридической значимости цифровых данных и другие.
Обеспечение информационной безопасности. Наряду с несомненными преимуществами информационного общества особого внимания заслуживают угрозы, которые оно несет [10]. Вопросы отстаивания национальных интересов, обеспечения национальной безопасности, а также тесно связанные с ними вопросы международного сотрудничества постоянно остаются в центре внимания государства. В 2016 г. указом Президента утверждена новая Доктрина информационной безопасности Российской Федерации16, закрепившая систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.
Согласуясь с положениями Доктрины информационной безопасности, в Стратегии большое внимание уделено вопросам безопасности, включая и безопасность критической информационной инфраструктуры. Взят курс на преимущественное использование российских криптоалгоритмов и средств шифрования при взаимодействии госорганов между собой и с гражданами и организациями [2]. Поставлены задачи: заменить импортное оборудование, программное обеспечение и электронную компонентную базу российскими аналогами; обеспечить обработку данных на российских серверах, а также передачу данных на территории РФ с использованием сетей связи российских операторов; обеспечить комплексную защиту информационной инфраструктуры РФ от хакерских атак, в том числе с использованием государственной системы обнаружения.
При этом в области электронной торговли для иностранных участников должен быть установлен ряд требований:
- зарубежные поставщики товаров, программного обеспечения и услуг должны выполнять требования российского законодательства, в противном случае доступ к ним будет заблокирован;
- при взаимодействии российских организаций с иностранными в сфере цифровой экономики все данные должны храниться и обрабатываться исключительно на российских серверах, а платежи осуществляться через российские платежные системы. Не допускается оказание иностранцами финансовых услуг российским гражданам.
16 Указ Президента РФ от 05 декабря 2016 № 646 «Об ут-
верждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 50. Ст. 7074.
Следует заметить, что, с системной точки зрения, в раскрытии вопросов информационной безопасности в Стратегии есть некоторые недостатки. Так вводятся такие новые понятия как «безопасные программное обеспечение и сервис» и «технологически независимые программное обеспечение и сервис». Однако потом указанные понятия в Стратегии не встречаются.
Правовое регулирование интернет-отношений. Вопросы правового регулирования интернет-отношений [4, 6, 12] давно находятся в зоне пристального внимания российского законодателя.
В Стратегии поставлена задача создания системы, обеспечивающей возможность устойчивого, безопасного и независимого функционирования российского сегмента сети Интернет, для решения которой предлагается:
- принять меры по обеспечению устойчивого функционирования российского сегмента сети Интернет;
- реализовывать государственную политику в части, касающейся государственного управления инфраструктурой российского сегмента сети Интернет;
- выработать технические и законодательные меры по предотвращению нарушений работы сети Интернет и отдельных ее ресурсов на территории Российской Федерации в результате целенаправленных действий.
Разработка и принятие Стратегии развития информационного общества дало толчок законопроектной деятельности в области безопасного и независимого функционирования российского сегмента сети Интернет.
В ноябре 2016 г. Минкомсвязи РФ представило проект закона, предполагающего внесение изменений в Федеральный закон «О связи», в котором предложило в качестве дополнительной цели закона обеспечение целостности, непрерывности, стабильности, устойчивости и защищенности функционирования российского национального сегмента Интернета17.
Законопроектом предлагается создание федеральной государственной информационной системы обеспечения целостности, безопасности и устойчивости функционирования русской части Интернета, которая будет хранить информацию об автономных системах, 1Р-адресах и точ-
17 иН1: http://www.tadviser.ru/images/b/b0/3аконопроект_ росс_Интернет_вер_14.рё(
ках обмена трафиком российского сегмента сети Интернет.
В документе предлагает наделить Правительство РФ полномочиями по определению порядка управления и функционирования отдельными элементами критической информационной инфраструктуры, к которой относится национальная доменная зона и инфраструктура по ее обслуживанию.
В мае 2017 г. депутаты от «Единой России», КПРФ и «Справедливой России» внесли на рассмотрение Государственной думы РФ законопроект о регулировании мессенджеров в России18, который был принят в первом чтении. Документ обязывает организаторов обмена сообщениями идентифицировать пользователей по номеру и отказывать в предоставлении услуг при несоблюдении этого правила. Также мессенджеры должны будут ввести отказ получать сообщения от других пользователей, обеспечить возможность рассылки и передачи сообщений по инициативе органов государственной власти и ограничить передачу сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства РФ. В случае неисполнения требования о запрете передачи сообщений с информацией, нарушающей законодательство РФ, законопроект предусматривает возможность ограничения оператором связи доступа к мессенджеру на основании решения уполномоченного органа власти и решения суда.
В июне 2017 г. парламентарии внесли на рассмотрение законопроект о запрете обхода блокировок сайтов с помощью VPN-сервисов и анони-майзеров19. Авторы также предлагают заставить поисковые системы убрать из выдачи сайты, находящиеся в списке запрещенных Роскомнадзором. За неисполнение требований закона в течение 30 дней предлагается ограничить доступ к ресурсам.
Очевидно, что принятие Стратегии и её продуктивное развитие с учетом обоснованных предложений [9] позволит ускорить процессы законодательного регулирования в целях наиболее эффективного развития информационного общества, создания цифровой экономики, безопасного и независимого функционирования российского сегмента сети Интернет.
18 и№: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?Open Agent&RN=184222-7
19 ий1: http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ Ю/ ГО71СЕ249СС1ВЮ814325813900 378252/$fi/e/195446-7_ 08062017_195446-7.pdf?OpenE/ement
Рецензент: Терентьева Людмила Вячеславовна, кандидат юридических наук, доцент, г. Москва, Россия
E-mail: [email protected]
Литература
1. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Тр. Всеросс. юбил. науч. конф. «Психология человека в современном мире», посвящ. 120-летию со дня рожд. С. Л. Рубинштейна. Т. 3. Личность и группа в условиях социальных изменений / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: «Институт психологии РАН», 2009. С. 110-112.
2. Ловцов Д. А. Обеспечение информационной безопасности в российских телематических сетях // Информационное право. 2012. № 4. С. 3-7.
3. Ловцов Д. А. Системология правового регулирования информационных отношений в инфосфере: Монография. М.: РГУП, 2016.
4. Ловцов Д. А. Защита информации в глобальной сети Интернет // Информатика и образование. 1998. № 5. С. 101-108.
5. Ловцов Д. А., Богданова М. В. Экономико-правовое регулирование оборота результатов интеллектуальной деятельности предприятий промышленности России // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013. № 1. С. 53-56.
6. Ловцов Д. А., Галахова А. Е. Защита интеллектуальной собственности в сети Интернет // Информационное право. 2011. № 4. С. 13-20.
7. Полякова Т. А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: Автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2008.
8. Пудалов А. Д. Клиповое мышление-современный подход к познанию // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2011. Т.1. № 1. С. 36-40 .
9. Стратегия национального развития и задачи юридической науки: Монография / Под общ. ред. Ю. Л. Ва-сильченко, И. М. Рассолова, С. Г. Чубуковой. М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2016.
10. Федичев А. В., Танимов О. В. К вопросу об информационной безопасности современного государства // Правовая информатика. 2016. № 2. С. 4-11.
12. Чубукова С. Г. Информационный посредник как субъект информационных отношений в сети Интернет // Труды IX Междунар. науч.-практ. конф. «Стратегия национального развития и задачи юридической науки» (24 ноября - 3 декабря 2015 г.) / МГЮУ. М.: МГЮУ, 2016. С. 64-70.