Научная статья на тему 'Правовая информатика в системе юридического образования'

Правовая информатика в системе юридического образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2261
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / СИСТЕМНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕТОД / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INFORMATION SOCIETY / LEGAL INFORMATICS / INFORMATION / INFORMATION PROCESSES / INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATION SYSTEMS / SYSTEMIC INFORMATION METHOD / LEGAL EDUCATION / COMPETENCE / INFORMATION CULTURE / INFORMATION TECHNOLOGY LAW COMPETENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чубукова Светлана Георгиевна

Цель работы: совершенствование преподавания учебной дисциплины «правовая информатика» в вузе. Метод: системно-информационный анализ взаимосвязи предметной области правовой информатики и информационно-правовой компетентности обучаемых. Результаты: обоснованы требования к специалисту в области правового регулирования информационных отношений, в частности: необходимо не только знание права, но и понимание тех объективных закономерностей, которые определяют быстрое изменение данных отношений в условиях наступающего информационного общества, социальные процессы в котором определяются стремительным ростом современной информационной техники и развитием информационных технологий. Способность специалиста в конкретной ситуации, связанной с информационно-правовыми вопросами, качественно и продуктивно решать возникающие проблемы определяется наличием у него информационно-правовой компетентности. Определено содержание правовой информатики как научной и учебной дисциплины. На основе анализа базовых учебных пособий и научных монографий выявлены основные направления развития правовой информатики как науки, включая исследования информационной природы правовой системы общества, анализ правовых особенностей изучаемых информационных объектов, явлений и процессов; анализ современных профессиональных информационных систем и технологий, применяемых в юридической деятельности. Сделаны выводы о том, что в информационной сфере эффективная деятельность профессионалов-юристов возможна только при формировании у студентов в процессе образования информационно-правовых компетенций; целью изучения правовой информатики является овладение будущим юристом системно-информационным методом исследования правовых явлений и процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL INFORMATICS IN THE LEGAL EDUCATION SYSTEM

Purpose of the paper: improving of teaching the academic discipline of legal informatics in higher education institutions. Method used: system and information analysis of the interrelation between the subject area of legal informatics and information technology law competence of students. Results obtained: requirements for specialists in the field of legal regulation of information relationships are justified, in particular, not only a knowledge of law is needed but also an understanding of the objective rules governing fast changes of these relationships under the conditions of the coming information society where social processes are determined by a rapid development of modern information processing equipment and information technologies. The ability of the specialist to produce efficient and high quality solutions to problems arising in a particular situation related to information technology law issues is determined by his information technology law competence. The content of legal informatics as an academic discipline is determined. Based on the analysis of basic textbooks and scholarly monographs the main directions for the development of legal informatics as an academic area are identified, including the examination of the information nature of society’s legal system, an analysis of legal features of information objects, phenomena and processes under examination, an analysis of modern professional information systems and technologies used in legal work. Conclusions are made that efficient practical work of professional lawyers in the information sphere is only possible when in the course of legal education, information technology law competence of law students is formed. The purpose of studying legal informatics is mastering the system and information method of examination of legal phenomena and processes by the future lawyer.

Текст научной работы на тему «Правовая информатика в системе юридического образования»

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИКА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чубукова С.Г. *

Аннотация.

Цель работы: совершенствование преподавания учебной дисциплины «правовая информатика» в

Метод: системно-информационный анализ взаимосвязи предметной области правовой информатики и информационно-правовой компетентности обучаемых.

Результаты: обоснованы требования к специалисту в области правового регулирования информационных отношений, в частности: необходимо не только знание права, но и понимание тех объективных закономерностей, которые определяют быстрое изменение данных отношений в условиях наступающего информационного общества, социальные процессы в котором определяются стремительным ростом современной информационной техники и развитием информационных технологий. Способность специалиста в конкретной ситуации, связанной с информационно-правовыми вопросами, качественно и продуктивно решать возникающие проблемы определяется наличием у него информационно-правовой компетентности.

Определено содержание правовой информатики как научной и учебной дисциплины. На основе анализа базовых учебных пособий и научных монографий выявлены основные направления развития правовой информатики как науки, включая исследования информационной природы правовой системы общества, анализ правовых особенностей изучаемых информационных объектов, явлений и процессов; анализ современных профессиональных информационных систем и технологий, применяемых в юридической деятельности.

Сделаны выводы о том, что в информационной сфере эффективная деятельность профессионалов-юристов возможна только при формировании у студентов в процессе образования информационно-правовых компетенций; целью изучения правовой информатики является овладение будущим юристом системно-информационным методом исследования правовых явлений и процессов.

Ключевые слова: информационное общество, правовая информатика, информация, информационные процессы, информационные технологии, информационные системы, системно-информационный метод, юридическое образование, компетенция, информационная культура, информационно-правовая компетенция.

Р01: 10.21681/1994-1404-2017-1-50-54

В последние десятилетия произошли принципиально важные позитивные изменения практически во всех сферах жизни и деятельности человека, определяемые бурным ростом информационных ресурсов и применением информационных технологий. Прогресс компьютерных информационных технологий, информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, электронных СМИ и других современных средств реализации информационных процессов затрагивает уже сегодня жизненные интересы

каждого человека. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 01 декабря 2016 № 6421 определяет приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации в ближайшие 10-15 лет направления, которые обеспечивают переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям,

1 Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Страте-

гии научно-технологического развития Российской Федера-

ции» // Собрание законодательства Российской Федерации.

2016. № 49. Ст. 6887.

* Чубукова Светлана Георгиевна, кандидат юридических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, заместитель заведующего кафедрой правовой информатики Московского государственного юридического университeта имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Российская Федерация, г. Москва. E-mail: [email protected]

роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, созданию систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.

Бурное развитие информационных технологий стимулировало развитие общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества. Проектом Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, размещенном на официальном сайте Совета Безопасности РФ2, поставлены задачи формирования информационного пространства с учётом индивидуальных и общественных потребностей в качественных и достоверных знаниях и эффективного использования современных информационных платформ для распространения разнообразной качественной (достоверной, релевантной, легитимной и др.) информации.

Принятая 5 декабря 2016 года Указом Президента РФ № 646 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации3 констатирует, что состояние информационной безопасности в области науки, технологий и образования характеризуется низкой осведомленностью граждан в вопросах обеспечения личной безопасности. Одним из основных направлений обеспечения информационной безопасности в области науки, технологий и образования является обеспечение защищенности граждан от информационных угроз, в том числе за счет формирования культуры личной информационной безопасности.

Решение указанных проблем невозможно без выстраивания системного образования в сфере использования информационных ресурсов и технологий. «Стратегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, возможности которых соответствовали бы требованиям информационного общества»4. В прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации, предусмотрена необходимость формирования гибкой и диверсифицированной системы профессионального образо-

2 URL: http://www.scrf.gov.ru/

3 Указ Президента РФ от 05 декабря 2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 50. Ст. 7074.

4 Хартия Глобального информационного общества // Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 51-56.

вания, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики5.

Очевидно, что указанные тенденции должны найти свое отражение в подходах к совершенствованию современного юридического образования. Сегодня особую важность приобретают знание закономерностей информационных процессов и методики их эффективной организации на базе использования современных информационных технологий и информационных систем с целью рациональной организации юридической деятельности. Лавинные потоки социально-правовой информации настоятельно требуют от юриста овладения современными информационными технологиями: справочными правовыми системами, юридическими экспертными системами, современными программными и техническими средствами защиты информации, электронной подписи; информационными технологиями, лежащими в основе функционирования современных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет и др.

Но информационные технологии - это не только инструмент в практической деятельности юриста. В активно формирующемся информационном законодательстве юристам необходимо провести правовое регулирование новых общественных отношений, складывающихся по поводу таких объектов как «информационные ресурсы», «информационные системы», «информационные технологии», «информационно-телекоммуникационные сети», «роботизированные системы» и др. Для этого необходимо четкое понимание существа данных информационных объектов, их особенностей и принципов функционирования.

Эти вопросы находят отражение в содержании такой научной и учебной дисциплины как правовая информатика.

Правовая информатика как научное направление и учебная дисциплина начала формироваться с начала 90-х годов прошлого столетия. В работах М. М. Рассолова6 [8, 10], Б. В. Андреева7 [1],

5 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития РФ) // URL: http://www.economy. gov.ru (дата обращения 30.04.2013).

6 Правовая информатика: Учеб. пособие / Под ред. М. М. Рассолова. М: «Манускрипт», 1992; Рассолов М. М., Элькин В. Д., Рассолов И. М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М: «Юристъ», 1996.

7 Андреев Б. В. Правовая информатика: Учеб. пособие. М: ИМП, 1998.

О. А Гаврилова8 [3], Д. А. Ловцова9 [4, 5], Г. Л. Акопова10 [2], А. В. Морозова11 [6], учебниках авторских коллективов ведущих юридических вузов, таких как МГУ12 [9], МГЮА13 [11], ВГУЮ14 (РПА)15 [7], нашли отражение подходы к определению предмета и методов правовой информатики, различные классификации правовой информации, задачи и направления информатизации правовой сферы, теоретические вопросы правовой информатизации, проблемы обеспечения информационной безопасности.

Анализируя указанные работы, можно констатировать, что развитие правовой информатики как науки идет сегодня по следующим взаимосвязанным и взаимодополняющим направлениям.

Первое направление связано с исследованием правовой системы общества, ее подсистем, социально-правовой информации и др. как специфических информационных правовых образований. Любые правовые системы - система правовых норм, система юридических органов, правовые механизмы и др. - с точки зрения протекающих в них процессов, поиска, сбора, передачи, систематизации, восприятия и логической обработки информации являются информационными системами. И, следовательно, законы функционирования этих систем и протекающие в них информационные процессы подчиняются законам информатики и могут быть исследованы с помощью методов, разработанных данной наукой. Целью данных исследований является совершенствование всей правовой системы на основе создания эффективной системы информационного обеспечения юридической деятельности.

8 Гаврилов О. А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000.

9 Ловцов Д.А. Информационная теория эргасистем: Тезаурус. М.: Наука, 2005; Правовая информатика: Учеб. пособие. М.: Росс. акад. правосудия, 2007. 65 с.

10 Акопов Г. Л. Правовая информатика: современность и перспективы: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

11 Морозов А.В. Концепция правовой информатизации: Учеб. пособие. М.: ВГУЮ (РПА Минюста России), 2015. 76 с.

12 Правовая информатика и кибернетика: Учебник. М.: МГУ, 1997.

13 Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учеб. пособие / Под ред. М. М. Рассолова. М.: «Контракт», 2004.

14 Морозов А. В., Филатова Л. В. Правовые вопросы доступа к информации: Учеб. пособие. М.: ВГУЮ (РПА Минюста России), 2015. 82 с.

15 Морозов А. В., Филатова Л. В. Правовые вопросы доступа к информации: Учеб. пособие. М.: ВГУЮ (РПА Минюста России), 2015. 82 с.

Второе направление связано с учетом правовых особенностей изучаемых объектов, явлений и процессов. С одной стороны, это определяется тем, что право и правовая система играют важную роль в формировании и развитии единого информационного пространства государства и выступают в качестве необходимых компонентов информационных технологий и обеспечения информационных систем. С другой стороны, особенности социально-правовой информации (в первую очередь нормативной), особенности протекания многих информационных процессов в юридических образованиях, связанные с регулятивной функцией права, особенности функционирования правовых информационных систем должны непременно учитываться при конструировании методов исследования правовой информатики. Таким образом, исследования в правовой информатике должны учитывать, как информационные, так и правовые стороны изучаемых объектов, явлений и процессов.

Третье направление связано с овладением студентами современными профессиональными информационным технологиям, применяемых в юридической деятельности (информационно-справочными правовыми системами, правовыми ресурсами сети Интернет, современными системами электронного документооборота, технологиями защиты и кодирования информации и др.), а в рамках выбранной специализации - с изучением существующих информационных системам и технологий в конкретной области юридической деятельности: в судах, нотариате, органах внутренних дел и др.

Таким образом, целью изучения правовой информатики является овладение будущим юристом системно-информационным методом исследования правовых явлений и процессов.

Большинство правовых явлений, по сути, являются информационными системами, т.е. системами, основанными на процессах создания, хранения распространения и обработки информации. Механизмы правотворчества, правового регулирования, обеспечения правопорядка, формирования правовой культуры, правового воспитания и др. являются «информационными образованиями». Всестороннее изучение таких явлений и процессов невозможно без выявления и учета соответствующих информационных закономерностей.

Системно-информационный анализ правовых явлений - предметно-ориентированный вид системного анализа, заключающийся в выявлении закономерностей информационного обме-

на между основными структурными элементами правовых систем, основных факторов, влияющих на информационные процессы, полноту и достоверность информации в структурных элементах правовой системы. В рамках данного метода выявляются все основные информационные связи между компонентами правовой системы, исследуются закономерности информационного обмена. При этом основными вопросами изучения информационных процессов в правовой системе - процессов сбора, производства, распространения, преобразования, поиска, получения, передачи и потребления информации как объекта правовой информатики является определение и гармоничное сочетание общих свойств социальной информации и специфических свойств правовой информации (особенно нормативной правовой информации); классификация социальной информации, циркулирующей в правовой системе; исследование проблем оценки количества и качества правовой информации и др.

Целью изучения естественно-научной сущности и закономерностей информационных процессов с учетом юридически значимых свойств информации является, с одной стороны, обеспечение их эффективной организации во всех видах юридической деятельности, а с другой стороны, использование их особенностей для грамотного правового регулирования тех общественных отношений, к возникновению которых приводит реализация рассматриваемых информационных процессов.

Информационные технологии, как совокупность средств и методов осуществления информационных процессов, и информационные системы, создаваемые на базе использования современных информационных технологий, долгое время рассматривались правовой информатикой только с точки зрения эффективной организации юридической деятельности. Однако в последнее время необходимость правового регулирования общественных отношение в информационной сфере, стоящая перед отраслевыми юридическими науками (в особенности перед информационным правом), требует от юриста знания и учета всех технических и информационных особенностей рассматриваемых объектов. В этом смысле правовая информатика является источником знаний, которые необходимы юристу в его профессиональной деятельности.

Таким образом, системно-информационный метод, который относится к общенаучным методам, сегодня активно используется в юридических

научных исследованиях, а правовая информатика призвана раскрыть содержание данного метода и вооружить им будущих юристов.

Основными целями правовой информатики как учебной дисциплины в условиях построения информационного общества являются:

подготовка студентов к деятельности в информационном обществе, овладение теоретическими знаниями в области эффективной организации информационных процессов и практическими навыками использования современных информационных технологий и систем, предоставляющих возможность полной реализации экономических, социальных и культурных преимуществ информационного общества;

обеспечение высокого качества образования на основе достижения его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства в информационной сфере.

Учебная дисциплина правовая информатика должна сформировать у будущих юристов общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, необходимые и достаточные для использования современных информационных технологий при осуществлении нормот-ворческой, правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать основные закономерности информационных процессов в правовой сфере, основы государственной политики в информационной сфере, методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой, в том числе нормативной, информации;

уметь применять современные информационные технологии для поиска, систематизации и обработки правовой информации и оформления юридических документов;

владеть навыками сбора, систематизации и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности.

В действующих Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) по таким юридическим направлениям подготовки как «Юриспруденция», «Судебная экспертиза», «Правовое обеспечение национальной безопасности» информационные компетенции входили в группу общекультурных компетенций. Однако в новом ФГОС ВО поколения «3++» по направлению подготовки 40.03.01 - «Юриспруденция», утвержденном

1 декабря 2016 г. Минобрнауки РФ, информационные компетенции не нашли отражения. В связи с этим будущие юристы не получат необходимых знаний в области эффективной организации информационных процессов в правовой сфере, а в некоторых случаях у них возникнет неправильное представление о роли информационных технологий и систем в практической деятельности юриста.

С учетом реализации перечисленных действующих ФГОС ВО представляется целесообразным включить в проект ФГОС ВО поколения «4» по направлению подготовки 40.03.01 - «Юриспруденция», в частности, следующую актуальную информационную компетенцию: способность целенаправленно и эффективно получать юридически

значимую информацию из различных источников, включая правовые базы данных, решать задачи профессиональной деятельности с применением информационных технологий и с учетом требований информационной безопасности.

Закрепление и своевременное обновление обоснованных информационных компетенций в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по юридическим специальностям и направлениям подготовки позволит реализовать принцип системности образования будущих юристов и будет способствовать приведению их профессионального уровня в соответствие с требованиями жизни в наступающем информационном обществе.

Рецензент: Ростова Ольга Сергеевна, кандидат юридических наук, г.Москва, Россия. E-mail: [email protected]

Литература

1. Андреев Б.В. Правовая информатика: учеб. пособие. М.: ИМП, 1998.

2. Акопов Г.Л. Правовая информатика: современность и перспективы: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

3. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000.

4. Ловцов Д.А. Информационная теория эргасистем: тезаурус. М.: Наука, 2005.

5. Ловцов Д.А. Правовая информатика: учеб. пособие. М.: Росс. акад. правосудия, 2007.

6. Морозов А.В. Концепция правовой информатизации: учеб. пособие. М.: ВГУЮ (РПА Минюста России), 2015.

7. Морозов А.В., Филатова Л.В. Правовые вопросы доступа к информации: учеб. пособие. М.: ВГУЮ (РПА Минюста России), 2015.

8. Правовая информатика: учеб. пособие, под ред. М.М. Рассолова. М.: «Манускрипт», 1992.

9. Правовая информатика и кибернетика: учебник. М.: МГУ, 1997.

10.Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.: «Юристъ», 1996.

11.Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): учеб. пособие, под ред. М.М. Рассо-лова. М.: «Контракт», 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.