Стратегии коммерциализации интеллектуальных ресурсов
Наиболее эффективного использования результатов научно-технической деятельности научных организаций Беларуси можно достичь, создавая и вводя в экономический оборот объекты интеллектуальной собственности (ОИС). В настоящей статье на примере Научно-исследовательского института физико-химических проблем БГУ (НИИ ФХП) рассмотрены практические аспекты того, как в научной организации реализуются различные стратегии коммерциализации интеллектуальных ресурсов.
Управление ими на корпоративном уровне следует рассматривать в контексте стратегического и инновационного менеджмента. Это означает, что разработка и эффективное использование ОИС должны лечь в основу экономической стратегии субъекта хозяйствования. Таким образом можно создать конкурентные преимущества в продвижении наукоемких высокотехнологичных товаров и услуг конкретной научной организации на рынке.
Успешная реализация политики научного учреждения в сфере ИС возможна только при хорошо отлаженном организационном и нормативно-правовом сопровождении основных четырех составляющих работы с ОИС: их создание, правовая охрана, введение в гражданский оборот и защита. Как показывает практика, необходимо прежде всего сформировать соответствующую
организационную структуру и разработать локальную нормативно-правовую базу. Роль оргструктуры в НИИ ФХП выполняет научно-инновационный отдел, руководит которым заместитель директора института. Помимо проведения маркетинговых исследований в отделе осуществляются все патентно-лицензионные и оценочные работы в части ОИС, а также ведутся прикладные исследования, направленные на обеспечение деятельности Министерства образования в сфере управления интеллектуальной собственностью.
Локальные нормативные правовые акты включают Положение о научно-инновационном отделе, Положение о порядке и условиях стимулирования создания и использования объектов права промышленной собственности и Положение о коммерческой тайне. Кроме этого, приказом директора в институте создана комиссия по
Юрий
Нечепуренко,
заместитель директора по научной работе Научно-
исследовательского института
физико-химических проблем БГУ, кандидат химических наук
инвентаризации, постановке на бухгалтерский учет и оценке стоимости нематериальных активов.
В мировой практике существует около десятка базовых бизнес-стратегий, позволяющих организации успешно использовать ее интеллектуальные ресурсы. Среди них наиболее широкое распространение получили следующие семь.
Стратегия защиты от конкурентов (оборонительная стратегия) реализуется с помощью формирования портфеля патентов (создание так называемой «патентной сети») в целях правовой охраны на рынке выпускаемых товаров и услуг.
Стратегия нападения (наступательная стратегия) базируется на основе получения монопольных прав в виде большого количества охранных документов (патентов и свидетельств) в целях вытеснения конкурентов и захвата большей доли рыночного сектора.
Патентно-лицензионная стратегия направлена на получение организацией-правообладателем дополнительного финансового дохода от лицензионных сделок.
Стратегия формирования уставного капитала предприятия позволяет вносить исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие юридиче-
ским или физическим лицам, в уставный фонд предприятия в качестве неденежного вклада, который в соответствии с законодательством Республики Беларусь может составлять до 50%.
Стратегия создания имиджа организации (репутационная стратегия) направлена на поддержание в глазах общественности позитивного образа компании как технологически сильного предприятия. Результатом реализации данной стратегии для белорусских субъектов хозяйствования является повышение инвестиционной привлекательности организации, дополнительная возможность привлечения кредитных средств, а также известных зарубежных предприятий как партнеров.
Мотивационная стратегия предполагает использование патентов в управлении человеческими ресурсами в качестве средства поощрения творческой деятельности работников. Следуя ей, можно значительно повысить уровень доходов сотрудников университетов и научных организаций за счет выплаты вознаграждений за создание и коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности.
Стратегия оптимизации финансово-хозяйственной деятельности позволяет снижать величину налогооблагаемой базы путем осуществления операций с нематериальными активами.
В НИИ ФХП в настоящее время реализованы пять из названных стратегий. В рамках следования оборонительной стратегии на территории Республики Беларусь и за рубежом по состоянию на 31 декабря 2012 г. институт получил 184 охранных документа на объекты промышленной собственности (ОПС): 162 патента на изобретения, 7 на полезную модель, 15 свидетельств о регистрации товарных знаков. В силе поддерживается 129 патентов и свидетельств в Беларуси и за рубежом (табл.).
Основное внимание уделяется патентованию изобретений, которые определяют технологиче-
Вид объекта промышленной собственности Количество полученных охранных документов Количество действующих охранных документов
Изобретения в дальнем зарубежье 3 3
Изобретения в странах СНГ 19 3
Изобретения в Республике Беларусь 140 104
Полезные модели в Республике Беларусь 7 4
Товарные знаки в странах СНГ 3 3
Товарные знаки в Республике Беларусь 12 12
Всего: 184 129
ский уровень национальной экономики. По данным статистической отчетности 1-опс, в прошлом году в собственном производстве НИИ ФХП и по лицензионным договорам использовались 37 объектов промышленной собственности: 24 изобретения, 6 товарных знаков и 7 секретов производства (ноу-хау).
Продукция института занимает около 30% белорусского рынка в сегменте средств медицинского назначения для хранения, очистки и дезинфекции мягких
Рис. 1. Средства для очистки, дезинфекции и хранения мягких контактных линз, выпускаемые под товарной маркой «Мультирол»
контактных линз. НИИ ФХП БГУ выпускает пять видов продукции под товарной маркой «Мультирол» (рис. 1), которой произведено и реализовано в 2011-2012 гг. на сумму около 4 млрд руб. Для защиты своей продукции на территории Республики Беларусь институт получил три патента на изобретения и свидетельство о регистрации товарного знака «МУЛЬТИРОЛ» в 5-м классе МКТУ, для выхода на рынки России и Украины зарегистрирован товарный знак «МУЛЬТИРОЛ» и в этих странах.
НИИ ФХП - единственный производитель в нашей стране средств для проведения дактилоскопической экспертизы, которые используются в экспертно-крими-налистических подразделениях МВД Республики Беларусь. Для выявления отпечатков пальцев на различных поверхностях на производственной базе институ-
Рис. 2. Порошки и проявители для дактилоскопической экспертизы
Таблица. Правовая охрана объектов промышленной собственности в НИИ ФХП БГУ
о
X X
5
X
о
X X
5
X
та разработаны и выпускаются 14 видов порошков и два вида проявителей (рис. 2). Все их модификации защищены 14 патентами Республики Беларусь на изобретения и товарным знаком «ДАКТИ» (1-й класс МКТУ). В настоящее время институт удовлетворяет потребности внутреннего рынка в данных средствах в полном объеме (в 2011-2012 гг. изготовлено продукции на 284 млн руб.), а также осуществляет экспорт в Литву и другие страны.
Большое количество объектов промышленной собственности, разработанных в НИИ ФХП в рамках государственных программ различных уровней, прямых договоров с предпринимательским сектором и в инициативном порядке, введено в гражданский оборот на предприятиях страны. Например, в ОАО «Гродно Азот» результатами выполнения инновационного проекта по созданию производства дизельного биотоплива (рис. 3) совместно с фирмой Ш1ЕВЕМАШ-Р0Ь8КА (Варшава) стали три изобретения, на которые получены патенты Республики Польша. В 2008-2012 гг. по технологиям, разработанным в институте и внедренным в ОАО «Гродно Азот» и ОАО «Моги-левхимволокно», произведено
Рис. 3. Установка для производства метиловых эфиров жирных кислот в ОАО «Гродно Азот»
и реализовано потребителям смесевого дизельного биотоплива, соответствующего требованиям СТБ 1657-2006, на сумму более 1,5 млрд долл. (рис. 4).
В лабораториях НИИ ФХП было разработано около 20 видов лекарственных средств, которые защищены тремя десятками патентов на изобретения и 10 товарными знаками (рис. 5) и уже освоены на предприятиях фармацевтической промышленности. Так, в ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» запущена установка для синтеза окисленной целлюлозы, с использованием которой налажен выпуск серии лекарственных препаратов по технологиям института (рис. 6), а также окисленного крахмала (рис. 7).
Стратегия защиты является одной из базовых для отечественных производителей, включая вузы и научные организации. Она должна быть реализована в полной мере внутри страны, а также при выводе высокотехнологичной наукоемкой продукции на внешние рынки. В последнем случае возможно совместное патентование с зарубежными партнерами.
В рамках реализации патентно-лицензионной стратегии институт заключил и зареги-
стрировал в патентном ведомстве 21 лицензионный договор на право использования трех видов объектов промышленной собственности, что заняло без учета лицензий на использование товарных знаков около 2% рынка лицензионной торговли ОПС на территории Республики Беларусь. На долю патентных лицензий приходится 43% договоров, а объем поступлений платежей по ним в 2012 г. составил 262,7 млн руб.
НИИ ФХП совместно с Республиканским научно-практическим центром онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова разработал эффективное противоопухолевое лекарственное средство «Цисплацел», предназначенное для локальной химиотерапии злокачественных опухолей головного мозга, а также опухолей в области головы и шеи, и получил патент Республики Беларусь на изобретение «Полимер-лекарственная форма цис-диамминдихлор-платины (II), обладающая противоопухолевым действием» (рис. 8). Для организации производства данного лекарственного препарата с РУП «Унитехпром БГУ» был заключен лицензионный договор на право использования патента.
Рис. 4. Транспортировка метиловых эфиров жирных кислот, произведенных в ОАО «Гродно Азот»
Рис. 5. Лекарственные средства, выпускаемые по технологиям института на предприятиях Беларуси
В Беларуси, Армении и Украине зарегистрирован товарный знак с одноименным названием.
В институте создано изобретение «Раствор для химического осаждения сплава никель-бор на диэлектрик», на основе которого разработан комплект растворов для аэрозольно-струйной металлизации диэлектриков, применяемых для получения голографических знаков (рис. 9). В 2011 г. НИИ ФХП БГУ предоставил предприятию ЗАО «Гологра-фическая индустрия» исключительную лицензию на право использования патента на данное изобретение.
Реализация мотивационной стратегии позволила на регулярной основе выплачивать вознаграждения авторам за создание и использование ОПС, а также лицам, содействующим их разработке и коммерциализации. Следует отметить, что в последние годы значительно возросла доля вознаграждений за внедрение ОПС в собственном производстве и по лицензионным договорам. Так, например, в 2012 г. в НИИ ФХП за создание ОПС авторам выплачен 21 млн руб., в то время как за использование - 146,6 млн руб.
Осуществление стратегии создания имиджа организации
Рис. 6. Установка для синтеза окисленной целлюлозы в ОАО «Борисовский завод медпрепаратов»
позволило занять более активную позицию на рынке научно-технических услуг, увеличить количество договоров и объемы поступления внебюджетных средств. Благодаря реализации этой стратегии в 2011-2012 гг. институт заключил более 20 договоров на выполнение НИОКР с предприятиями Беларуси и 11 контрактов с зарубежными фирмами. В результате привлечено около 4 млрд руб. и 760 тыс. долл.
Стратегия оптимизации финансово-хозяйственной деятельности, предполагающая оптимизацию налогооблагаемой базы за счет осуществления операций с нематериальными активами, позволила получить льготы по уплате налога на добавленную стоимость и на прибыль при поступлении лицензионных платежей. С 1 января 2012 г. суммы, поступающие лицензиарам за использование объектов промышленной собственности, за исключением средств индивидуализации, освобождены от всех видов налогов при условии наличия обособленного учета ОПС. В прошлом году первоначальная стоимость поставленных в учет нематериальных активов составила 539,1 млн руб., а льготы по уплате налога на
Рис. 7. Установка для получения лекарственного средства «Нитрамил» в ОАО «Борисовский завод медпрепаратов»
ииспЛАи^
добавленную стоимость и налога на прибыль при налогообложении лицензионных платежей -91 млн руб.
Таким образом, грамотная экономическая политика научной организации в сфере управления интеллектуальной собственностью позволяет получить конкурентные преимущества при выпуске и реализации высокотехнологичной наукоемкой продукции, дополнительный доход и стимулировать персонал к творческой деятельности.
Работа института в этом направлении получила высокую оценку - НИИ ФХП признан победителем конкурса 2012 г. «На лучшую организацию изобретательской деятельности и управление интеллектуальной собственностью» и награжден дипломом Национального центра интеллектуальной собственности.
Рис. 8.
Лекарственный препарат «Цисплацел», выпускаемый по лицензии в РУП «Унитехпром БГУ»
Рис. 9.
Голографические
знаки,
получаемые
с использованием
растворов
для аэрозольно-
струйной
металлизации
диэлектриков
о х
X
5
X