Юрий Нечепуренко
заместитель директора по научно-инновационной работе Научно-исследовательского института физико-химических проблем БГУ, кандидат химических наук
Отечественный рынок объектов права промышленной собственности
Важнейший показатель инновационной активности страны — состояние рынка объектов права промышленной собственности (ОПС) и практика передачи (уступки) прав на них. Известно, что такая передача может осуществляться с помощью четырех основных видов договоров: лицензионных, франчайзинговых, уступки или залога прав на ОПС. Статья посвящена изучению ситуации по их распределению в Республике Беларусь в 1993— 2009 гг. в зависимости от вида договора и вида ОПС. В основу исследования легли данные официальных бюллетеней патентного ведомства (табл. 1).
Следует отметить, что за время существования национальной патентной системы наблюдается увеличение числа договоров о передаче прав на ОПС (к примеру, только за прошлый год на 54,8%), из них лицензионные составили 47,6%, договоры об уступке прав на ОПС — 50,8%, договоры комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) — 1,5% и договоры залога — 0,05%. Но в течение последних 10 лет ситуация несколько изменилась—доля лицензионных значительно превысила число договоров об уступке прав на ОПС.
В структуре первых превалируют договоры о передаче права на использование товарных знаков — 52,2%, за десятилетие их количество увеличилось в 10 раз. Значительно активизировалась лицензионная торговля полезными моделями (5,1%) и сортами растений (3,4%), в то время как число ежегодно регистрируемых договоров о передаче прав на использование изоб-
ретений (13,2%), промышленных образцов (0,8%) и секретов производства (25,5%) существенно не изменилось.
Государственный сектор без учета предприятий коммунальной формы собственности в исследуемый период занимал около 42% рынка лицензионной торговли ОПС на территории республики. В табл. 2 приведены общее количество и структура заключенных лицензионных договоров. Доля организаций Министерства промышленности и государственного военно-промышленного комитета составила 13,4%, НАН Беларуси—9,3%, Министерства сельского хозяйства и продовольствия (Минсельхозпрода) — 5,8%, концерна «Белгоспищепром» — 2,6%, концерна «Белнефтехим» — 2%, Министерства образования (Минобразования) — 1,7%, концерна «Белбиофарм» — 1,4%, Министерства транспорта и коммуникаций (Минтранс) — 1,2%, Министерства здравоохранения (Минздрав) — 1%, остальных — менее 1%.
Лицензиарами чаще всего были Минпром и Госвоенпром (204 договора), НАН Беларуси (176), Минобразования (31), концерн «Белгоспищепром» (28), Минздрав (21) и Минтранс (20), а лицензиатами первых два ведомства — 195 договоров, далее следовали Минсельхозпрод — 114, НАН Беларуси —43, концерны «Белгоспищепром»—41, «Белнефтехим» — 31, «Белбиофарм» — 26, Минтранс — 16, Министерство энергетики — 14 и Министерство строительства и архитектуры — 13. Причем организации Минздрава, Минжилкоммунхоза и МВД
Таблица 1. Регистрация договоров о передаче прав на объекты промышленной собственности в 1993—2009 гг.
Виды договоров Всего % от общего количества договоров % от количества договоров данного вида
Лицензионные договоры о передаче права на использование ОПС, в том числе: 2023 47,6 100
изобретений 26612 6,3 13,2
полезных моделей 104 2,4 5,1
промышленных образцов 172 0,4 0,8
товарных знаков 10551 24,8 52,2
сортов растений 68 1,6 3,4
секретов производства (ноу-хау) Договоры об уступке прав на ОПС, всего в том числе: 516 12,2 25,5
2159 50,8 100
на изобретения 216 5,1 10,0
на полезные модели 37 0,9 1,7
на промышленные образцы 14 0,3 0,7
на товарные знаки 1892 44,6 87,6
Договоры залога 2 0,05 -
Договоры комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) 63 1,5 -
Всего: 4247 100 -
1 2 договора на два вида ОПС: И+ТЗ
2 1 договор на два вида ОПС: И+ПО
выступали только как лицензиары, а концерна «Беллесбум-пром», Министерство спорта и туризма, Министерство торговли и Госстандарт — только как лицензиаты.
Минпром и Госвоенпром заключили между собой 130 договоров на использование объектов права промышленной собственности, НАН Беларуси — 31, «Белгоспищепром» — 15, Минтранс — 12, Минэнергетики — 5, МЧС — 4, Минстройархитектуры — 3, Минобразования, «Беллегпром», Минсельхозпрод и Минфин — по 2, «Белбиофарм», Минсельхозпрод и «Белнефте-хим» — по одному.
Активная лицензионная торговля правами на использования изобретений на счету Минпрома и Госвоенпрома — 49 (в качестве лицензиара — 24, лицензиата — 46), НАН Беларуси — 43 (39 и 7), Минтранса — 16 (12 и 12), Минобразования — 11 (10 и 1), концерна «Белнефтехим» — 11 (6 и 6), Минсельхозпрода — 10 (0 и 10), концерна «Белбиофарм» — 10 (2 и 9). Максимальное количество договоров на использование полезных моделей осуществлялась учреждениями НАН Беларуси — 16 договоров (как лицензиар — 16, лицензиат — 3), а также Минпрома и Госвоенпрома — 15 (7 и 14). Последние заключили 6 договоров на право использования промышленных образцов (6 и 5). Лицензионные договоры на право использования сортов растений заключали только организации НАН Беларусь — 66 (61 и 15), а вот Минсельхозпрод во всех 53 договорах выступал в качестве лицензиата.
Что же касается товарных знаков, то наиболее широко оперировали ими предприятия Минпрома и Госвоенпрома, а также концерны «Белгоспищепром», «Беллегпром» и «Белнефтехим», которые выступали как лицензиарами, так и лицензиатами, в то время как предприятия Минсельхозпрода преимущественно приобретали права на использование товарных знаков.
В означенный период распространение получила лицензионная торговля секретами производства (ноу-хау), которые в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь отнесены к ОПС. В отличие от зарубежного опыта, согласно действующему законодательству, данный вид договоров подлежит обязательной регистрации в патентном ведомстве. Всего в 1993—2009 гг. их было зарегистрировано 516, что составляет 12,2% от всех договоров о передаче прав на ОПС и 25,5% от общего количества лицензионных. Наиболее высокую активность проявили организации Минпрома и Госвоенпрома — 166 договоров (139 лицензиары и 108—лицензиаты, причем передача прав осуществлялась как резидентам (62,6%), так и нерезидентам (37,4%) республики. Передавали права на использование секретов производства (ноу-хау) НАН Беларуси — 56, Минсельхозпрод — 32, Минобразования — 19, концерн «Белнефтехим» — 19, Минздрав — 18, приобретали — концерны «Белбиофарм» — 14, «Белгоспищепром» — 10, «Беллесбумпром» — 6.
Следует отметить, что доля организаций научно-образовательной сферы в общем объеме лицензионной торговли ОПС на территории Беларуси в 1993—2009 гг. составила 17,5%, в том числе по изобретениям — 38%, полезным моделям — 36,5%, промышленным образцам — 23,5%, сортам растений — 98,5%, секретам производства (ноу-хау) — 23,8%. Из 354 заключенных договоров преобладают договоры на передачу права на использование секретов производства (ноу-хау) — 123 (34,8%), изобретений — 101 (28,5%) и сортов растений — 67 (18,9%), полезных моделей — 38 (10,7%), товарных знаков — 21 (5,9%), промышленных образцов — 4 (1,1%).
Наибольшая инициативность по передаче прав на использование изобретений наблюдалась в НаН Беларуси — 16,2% от общего количества договоров в республике и 42,6% от их числа в научно-образовательной сфере, Министерства промышленности и Государственного военно-промышленного комитета (7,9 и 20,8%), Министерства транспорта и коммуникаций (4,5 и 11,9%), а также Министерства образования (4,1 и 10,9%). Пик активности приходился на 1995—1996 гг. и 2003—2006 гг.
Лицензионная торговля полезными моделями началась только с 2005 г. Академические организации заключили 16 таких договоров, что составило 15,4% от общего их числа и 42,1% от количества договоров в этой сфере, Минпрома и Госвоенпрома — 5 (4,8 и 13,2%), Минобразования — 4 (3,9 и 10,5%) Минтранса и МЧС — по 3 (2,9 и 7,9%). А вот подобные операции с промышленными образцами и товарными знаками пока
Таблица 2. Распределение заключенных лицензионных договоров на право использования объектов промышленной собственности, зарегистрированных в патентном ведомстве в 1993—2009 гг.
Передача прав на использование ОПС резиденту нерезиденту
Приобретение прав на использование ОПС у резидента у нерезидента Всего
27 87 2
1
1 52 46 14 5
21 105
1
-
16
■■■■
1 - -
61
19
47
17
18
2 I 1
шшшшшшш
10
12
1
1
10
52
■■■■
1 - -
18
23
17
32
14
1
■■■■■ шшшш
1......
15
27012 18812
11712 5313
401'2,3 3412
2912 2412
212 1512
131 1312
Ведомственная подчиненность
Минпром,Госвоенпром НАН Беларуси Минсельхозпрод Белгоспищепром Белнефтехим Минобразования Белбиофарм Минтранс Минздрав Минэнергетики Минстройархитектуры МЧС
Беллесбумпром Беллегпром Минспорта Минжилкомхоз Минфин Минторг МВД
Госстандарт
И — изобретение, ПМ — полезная модель, ПО — промышленный образец, СР — сорт растения, ТЗ — товарный знак, НХ — секреты производства (ноу-хау)
1 имеются лицензионные договоры между организациями одного республиканского органа государственного управления
2 имеются лицензионные договоры между организациями различных республиканских органов государственного управления
3 имеется один лицензионный договор на предоставление права использования двух видов объектов права промышленной собственности
Таблица 3. Перечень предприятий и научных организаций государственного сектора, заключивших наибольшее количество лицензионных договоров в качестве лицензиаров в 1993—2009 гг.
112 91
52 22
212
1
Название организации
Ведомственная подчиненность
Вид ОПС
И ПМ ПО СР ТЗ НХ
1 ОАО «Амкодор» Минпром - - 1 - 6 85 92
2 РУП «Минский тракторный завод» Минпром 2 5 44 51
3 РУП «НПЦ НАН Беларуси по земледелию» НАН Беларуси - - - 42 - - 42
4 ГНУ «Институт природопользования НАН Беларуси» НАН Беларуси 16 - - - 6 22
5 РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства» НАН Беларуси 6 14 1 - - - 21
6 ГНУ «Институт биоорганической химии НАН Беларуси» НАН Беларуси - - - - 20 20
7 ОАО «Пеленг» Госвоенпром 9 4 1 - - - 14
8-12 РКУП «ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике» Минпром 8 - 2 1 - - 1 1 11
8-12 Учреждение БГУ «НИИ физико-химических проблем» Минобразования Белгоспищепром НАН Беларуси Минпром НАН Беларуси Минтранс МЧС Минтранс НАН Беларуси 4 - - - - 7 11
8-12 РУП «Минск Кристалл» 1 - - - 8 2 11
8-12 РУП «НПЦ НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству» - - - 11 - - 11
8-12 ОАО «Горизонт» 11 11
13-15 ГНУ «Институт механики металлополимерных систем им. В.А. Белого НАН Беларуси» 5 - - - - 5 10
13-15 РУП «БелдорНИИ» 5 1 - - - 4 10
13-15 НИИ пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС РБ - 3 - - - 7 10
16-18 РУП «Белгипродор» 7 2 9
16-18 РНДУП «Институт льна» - - - 8 - 1 9
16-18 ГНУ «Институт физико-органической химии НАН Беларуси» НАН Беларуси - - - 6 3 9
19 ГНУ «Институт физики им. Б.И. Степанова НАН Беларуси» НАН Беларуси Минздрав 3 1 - - - 3 7
20 ГУО «БелМАПО» - 1 - - - 5 6
не получили в научно-образовательной сфере широкого распространения.
Академия наук занимает доминирующее положение в республике на рынке лицензионной торговли правами на использование сортов растений — 97,1%, в том числе в научно-образовательной сфере — 98,5%, а также секретов производства (ноу-хау). Их использование осуществляется организациями НАН Беларуси, Министерства образования и Министерства здравоохранения на долю которых приходится 18% всех зарегистрированных договоров данного вида в стране, в том числе 75,6% — в научно-образовательной сфере. Из них академические организации заключили 56 (45,5%), Министерство образования — 19 (15,5%) и Министерство здравоохранения — 18 (14,6%), при этом в 9 договорах лицензиарами выступали совместно научные организации НАН Беларуси и Министерства здравоохранения.
Среди 20 лицензиаров, заключивших наибольшее количество лицензионных договоров в 1993—2009 гг. (табл. 3), НАН Беларуси — 9, далее следуют Минпром — 4, Минтранс — 2 и по однму—Госвоенпром, Минобразования, МЧС, Минздрав и концерн «Белгоспищепром».
Как было отмечено, передать права на ОПС можно и с помощью договоров об уступке прав на ОПС. Подавляющее их количество (87,6%) приходится на товарные знаки и знаки обслуживания. В исследуемый период организации Минпрома и Госвоенпрома заключили 27 таких договоров на 36 объектов права промышленной собственности, НАН Беларуси — 22, Минобразования и Минсельхозпрода — по 8, концерна «Бел-госпищепром» — 6 (16), Минтранса — 4, концернов «Белне-фтехим», «Белбиофарм» и Минстройархитектуры — по 3. Доля организаций научно-образовательной сферы в общем количестве договоров об уступке прав на ОПС составила 1,8%, из них по изобретениям — 9,3%, полезным моделям — 40,5%, промышленным образцам — 14,3%, товарным знакам — 0,1%.
Таким образом, в научно-техническом и научно-образовательных секторах страны создается большое количество охраноспособных результатов — изобретений, полезных моделей, сортов растений и секретов производства (ноу-хау). И важно эффективно их ввести в гражданский оборот. Необходимыми условиями осуществления передачи результатов НТД являются:
• наличие у организации прав на результаты научно-технической деятельности, в том числе содержащие объекты интеллектуальной собственности;
• отсутствие ограничений в республике на их передачу;
• обеспечение соблюдения прав третьих лиц на использование предшествующей интеллектуальной собственности.
Права на результаты научно-технической деятельности, в том числе содержащие объекты интеллектуальной собственности, должны иметь документальное подтверждение в виде:
• охранного документа (патент, свидетельство) на ОПС;
• договора на создание научно-технической продукции;
• договора с государственным заказчиком или иным распорядителем бюджетных средств на распоряжение результатами НТД, созданными за счет республиканского или местных бюджетов, либо на право передачи этих результатов для использования третьими лицами;
• лицензионного договора, если право на введение ОИС в гражданский оборот приобретено у третьих лиц;
• договора об уступке прав на объекты интеллектуальной собственности;
• научно-технической и бухгалтерской документации организации, подтверждающей создание научно-технической продукции за счет собственных средств;
• иного договора (соглашения), свидетельствующего о праве организации на ОПС.
Как показывает практика, большинство объектов права промышленной собственности разрабатывается в рамках договоров на выполнение НИОКР. Общие подходы к распределению прав на них устанавливает ст. 726 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Права на результаты, созданные с привлечением бюджетных средств, дополнительно регулировались постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 28.05.2003 г. №700 «О правах на результаты научной, научно-технической и инновационной деятельности» от 31.08.2006 г. №1103 «Об использовании результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.052003 г. №700». В прошлом году вступил в силу Указ Президента от 31.08.2009 г. №432 «О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими правами». Он призван решить одну из важнейших проблем, сдерживающих развитие рынка лицензионной торговли ОПС в научно-образовательной сфере, — урегулирование прав на результаты НТД, созданные с привлечением средств республиканского и местных бюджетов.
Ограничивает трансфер технологий и неразвитая инновационная инфраструктура в части коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, и недостаточное количество специалистов высокой квалификации в сфере менеджмента интеллектуальной собственности, а также высокий уровень налогообложения лицензионных платежей, который с учетом подоходного и социального отчислений из вознаграждения авторов за использование ОПС составляет около 40% от суммы лицензионных платежей. Положительным моментом является освобождение с начала 2010 г. от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации на территории Республики Беларусь имущественных прав на ОПС. Необходима дальнейшая либерализация законодательства в этой области.