Лю Сюй
Аспирант. ФГАОУВО Сибирский федеральный университет.
Стратегии и перспективы развития китайской традиционной культуры в рамках инициативы «Пояс и Путь»*
Аннотация. После XVIII Всекитайского съезда КПК, на котором было объявлено о начале развития социализма с китайской спецификой, началась новая эра подъема Китайской Неродной Республики. В новых сложившихся условиях председатель КНР Си Цзиньпин объявил о начале нового проекта, краткое название которого - «Пояс и Путь». Эта инициатива является важным событием для Китая, поскольку, с одной столоны, продвигает региональную экономическую интеграцию и международные торгово-экономические обмены, а с другой, способствует распространению традиционной китайской культуры. Цель данной статьи - определить роль традиционной китайской культуры в концепции китайской инициативы «Пояс и путь», проанализировав общность взглядов мудрости прошлого и стратегических решений настоящего. Методы, используемые в данной работе: описательный метод, исторический метод, метод сравнительного анализа. Результаты исследования показали, что традиционная китайская культура является посредником в сотрудничестве между государствами, ибо в ее основе лежат гармония, справедливость и мудрость. Автор статьи делает вывод, что время не властно разрушить традиционную китайскую культуру, которая постоянно живет в мыслях, чувствах, делах китайского народа и будет ставить на пусть истинный не только будущие поколения китайцев, но и представителей других народов.
Ключевые слова: культура, традиционная китайская культура, Китайская Народная Республика, «Пояс и Путь», си Цзиньпин.
Liu Xu
Graduate student. Siberian Federal University.
Strategies and perspectives of Chinese traditional culture development within the framework of the Belt and Road Initiative
Abstract. After the 18th All-China Congress of the CPC, which announced the beginning of the development of socialism with Chinese characteristics, a new era of the rise of the Chinese Non-native Republic began. Under the new prevailing conditions, Chinese President Xi Jinping announced the launch of a new project, the short name of which is "Belt and Road". This initiative is an important event for China because, on the one hand, it promotes regional economic integration and international trade and economic exchanges, and on the other hand, it promotes the spread of traditional Chinese culture. The purpose of this paper is to identify the role of traditional Chinese culture in the concept of China's Belt and Road Initiative by analyzing the commonalities between the wisdom views of the past and the strategic decisions of the present. The methods used in this paper are descriptive method, historical method, and comparative analysis method. The
* © Лю Сюй, 2024.
Стратегии и перспективы развития китайской традиционной культуры в рамках инициативы «Пояс и Путь»
results of the study showed that traditional Chinese culture is a mediator of cooperation between states, for it is based on harmony, justice and wisdom. The author of the article concludes that time has no power to destroy the traditional Chinese culture, which constantly lives in the thoughts, feelings and deeds of the Chinese people and will put not only future generations of Chinese, but also representatives of other nations on the true way.
Key words: culture, traditional Chinese culture, People's Republic of China, "Belt and Road", Xi Jinping.
Введение. На XIX съезде Коммунистической партии Китая, состоявшемся с 18 по 24 октября 2017 года, председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что начался новый исторический этап в развитии Китая, который китайский лидер обозначил как «социализм с китайской спецификой». В своем докладе Си Цзиньпин отметил, что в рамках политического курса выдвинутой КНР инициативы «Пояс и путь» достигнуты значительные результаты не только в сфере международного и регионального экономического развития, но и в области укрепления всестороннего сотрудничества между Китаем и другими странами мира. Неотъемлемой частью этого сотрудничества является распространение традиционной китайской культуры, представление о которой необходимо для глубокого понимания китайской цивилизации и национального стратегического курса Китая.
Результаты. Понятие культуры широко и многогранно. Культура, если ее рассматривать с позиций антропологии, представляет собой материализацию творческого потенциала человека. Если анализировать культуру в контексте социального развития, то данный феномен соотносится с определенной исторической эпохой и уровнем цивилизации. Но, прежде всего, культура ассоциируется с духовной жизнью человека, являясь ресурсом, накапливаемым нацией или народностью на всем протяжении своего не только многове-
кового, но и зачастую многотысячелетнего существования [2].
Культура - это важная сила для выживания и развития нации. В связи с этим любое продвижение нации, ее статус на международной арене зависит от культурного контекста страны. Поскольку Китай сегодня занимает лидирующие позиции во многих сферах жизнедеятельности, то его неповторимая и многогранная культура, родившаяся на стыке конфуцианства, буддизма и даосизма, является своего рода «мостиком» к душе китайского народа, понять которую возможно только через китайские народные традиции, китайскую мифологию, китайскую литературу. Именно поэтому, несмотря на то, что проект «Пояс и путь», объявленный осенью 2013 года председателем КНР Си Цзиньпином, сосредоточен на строительстве инфраструктуры и экономическом развитии, китайская традиционная культура была признана ценностью, играющей позитивную роль во взаимоотношениях КНР с остальным миром.
Обсуждение. Теперь рассмотрим, как традиционная китайская культура, в которой нашла своего отражение вся мудрость китайской нации, соотносится с идеями, лежащими в основе инициативы «Пояс и путь»
В ходе длительного процесса естественного экономического развития в древнем Китае сформировалась следующая культурная мысль, основанная на
конфуцианской этике: «Смотри на прибыль, но думай о справедлпивости
Концепция справедливого (в другом переводе - «праведного»), пути всегда была «стержнем» китайской культурной мысли и рассматривалась как один из важных постулатов китайских этических отношений. Чжу Си, китайский философ времен династии Мин, считал, что вышеприведенная формула о праведности и выгоде - это первая «заповедь» конфуцианства. И эта мудрость, заложенная в традиционной китайской культуре, может найти свое отражение в сегодняшнем экономическом сотрудничестве, где во главу угла должны быть поставлены качества, составляющие основу «праведности»: благожелательность, честность, искренность, доверие, справедливость [4].
Инициатива «Пояс и путь» не только опирается на концепцию «шелковых» экономических и культурных обменов, которая постепенно формировалась в эпоху династий Хань и Тан, но и отражает заботу Китая о непосредственных интересах других стран и регионов в процессе их развития. Одним словом, Китай поместил экономическую идеологию национального развития в более широкий контекст [4].
Высшей ценностью традиционной китайской культуры является стремление к социальной гармонии, что соответствует идее коллективизма, лежащей в основе «социализма с китайской спецификой».
Коллективизм не только фокусируется на экономическом развитии отдельного человека или региона, но может рассматриваться и в контексте экономического развития общества, страны, мира. Инициатива «Пояс и путь» пронизана ценностью коллективизма и направлена на повышение общего благосостояния различных ре-
гионов мира и их граждан. Придерживаться принципов взаимной выгоды и совместного выигрыша - одна из целей, поставленных в процессе разработки концепции инициативы «Пояс и путь».
Инициатива «Пояс и путь» также воплощает концепцию мира и сотрудничества, заложенную в традиционной китайской культуре
После XVIII Всекитайского съезда КПК председатель Си Цзиньпин выдвинул новый курс на неуклонное мирное развитие и беспроигрышное сотрудничество с учетом традиционной китайской культуры и новой международной политической и экономической ситуации. си Цзиньпин, в частности, подчеркнул, что миролюбие лежит в основе традиционной китайской культуры и что китайский народ, по сути, является миролюбивым народом [4].
Прежнее мышление уже не может отвечать современным потребностям развития общества. Чтобы достичь процветания, всем странам необходимо придерживаться принципов консолидации, совместного развития и взаимовыгодного сотрудничества. Китай придерживается принципов дружбы, искренности, взаимной выгоды и ин-клюзивности и выступает за то, чтобы дипломатическая деятельность Китая с соседними странами следовала принципам добрососедства, безопасности и процветания, а также полностью уважала суверенитет соседних стран. Традиционная китайская культура со времен древнего шелкового пути всегда была наполнена «духом мира».
итак, вышеизложенные идеи, лежащие в основе традиционной китайской культуры, органично вошли в концепцию инициативы «Пояс и путь». Можно сказать, что этот проект воплощает в себе дух традиционной китайской культуры, которая подчеркивает уста-
новление гармоничных, основанных на сотрудничестве и мире отношений между странами и народами.
Частью традиционной китайской культуры являются национальные праздники. Народные праздники уходят корнями в глубокое прошлое китайской цивилизации несут в себе информацию об истории страны, о национальном характере китайского народа и о культурном коде нации [3, с. 61].
Одним из таких праздников является Китайский Новый год, или Праздник Весны. В Китае Праздник Весны, который приходится на начало лунного года, отмечается с большим размахом. И в последние годы атмосферой этого праздника китайцы стали делиться с жителями других регионов мира. Так, в рамках проекта «Пояс и путь» во время праздника Весны 2018 года десять художественных коллективов из китайской провинции Хэнань посетили с гастролями 13 стран мира. По случаю Нового года по лунному календарю китайские артисты давали праздничные концерты в России, Италии, Люксембурге, Португалии, США, Ирландии, Габоне, Австралии, Новой Зеландии, Польше, других странах. В новогоднюю программу входили танцы, цирковые номера, игра на китайских музыкальных инструментах, шоу мастеров «ушу». Помимо этого, жители России, США, Сенегала и Габона имели возможность познакомиться с оперой «Юйцзюй» (хэнаньская опера) и «Цюйцзюй» (вид музыкальной драмы провинции Хэнань) [1].
В рамках инициативы «Пояс и путь» часто проходят различные мероприятия (выставки, фестивали, концерты и т.п.), помогающие странам-партнерам Китая познакомиться с национальной китайской культурой.
Так, 21 февраля 2024 года в Москве состоялось открытие праздничной про-
граммы «Необычайный вкус Ляонина», которая представляет собой презентацию-дегустацию блюд китайской кухни. Заместитель заведующего Отделом пропаганды Комитета КПК провинции Ляонин (Северо-Восточный Китай) Лю Чжунхэ сказал: «Мы надеемся использовать традиционные блюда провинции как средство для углубления взаимопонимания между нашими странами. Мы готовы работать вместе со всеми слоями общества в России, чтобы еще больше углубить обмены и сотрудничество в таких областях, как экономика, торговля, туризм и культурные обмены». Данное мероприятие дало россиянам возможность попробовать блюда китайской кухни и лучше понять китайскую культуру, чтобы содействовать расширению обменов между народами России и Китая в будущем [1].
27 февраля 2024 года 33 журналиста из 25 зарубежных СМИ посетили выставку Китайского археологического музея, посвященную китайской цивилизации. Музей, созданный Китайским институтом истории и имеющий в своей коллекции более шести тысяч экспонатов, посетили журналисты из таких стран, как США, Великобритания, Япония, Бразилия и Индия. Журналисты также были приглашены на организованную Пресс-канцелярией Госсовета КнР лекцию о китайской цивилизации и археологических находках. Ее прочитал китайский археолог, глава исторического отделения Академии общественных наук Китая Ван Вэй [1].
16 марта 2024 года в Нью-Йорке открылась передвижная выставка фарфоровых изделий под названием «Китайский белый Дэхуаский фарфор» открылась в четверг в Нью-Йорке. На ней представлено 105 шедевров фарфорового искусства из рук мастеров китайского уезда Дэхуа провинции фуцзянь [1].
В одном из своих выступлений председатель КНР Си Цзиньпин поведал о необходимости «творческой трансформации» и «инновационного развития» традиционной китайской культуры. В первом случае речь идет о трансформации и развитии самой китайской культуры. Смысл второго предложения заключается в том, что мы должны смотреть в будущее и расширять значение этого феномена. Китайская нация является частью мирового сообщества. Значит, развитие китайской культуры нельзя отделить от развития мировой цивилизации. Точно так же, как развитие мировой цивилизации не может быть отделено от развития китайской национальной культуры. Поэтому традиционная китайская культура должна не только уверенно двигаться в будущее, но и смотреть в лицо всему миру [4, с. 89].
Заключение. Традиционная китайская культура обширна, глубока и имеет долгую историю. За тысячи лет накопления знаний она постепенно сформировала культурный генетический код китайской нации, который выгравирован на личности китайского народа. Традиционная культура формировала, взращивала и питала образ мышления, ценностные ориентации, культурные привычки и поведение китайской нации. В современную эпоху, под влиянием западной культуры, традиционные формы китайской культуры прошли через множество препятствий. Но, несмотря на вызовы современного мира, китайская традиционная культура не потеряла своей идентичности. Поэтому в процессе экономических, торговых и культурных обменов Китая с другими государствами китайская традиционная культура может стать посредником, ибо в ее основе лежат гармония, справедливость и мудрость. Эти же понятия
являются ключевыми и в концепции китайской инициативы «Пояс и путь». воплощая ценности традиционной китайской культуры, данный проект не только способствует экономическому развитию мировой цивилизации, но и демонстрирует образ Китая и уникальный образец духа китайского народа в новую эпоху.
References
[1] One Belt, One Road. Portal // URL: https://rus.yidaiyilu.
gov.cn/humanity/taste/47236.htm.
[2] Yang Chunhong, Zhang Tenan. Experience of compara-
tive analysis of traditional culture and innovations of China and Russia // Historical and cultural heritage of Russia and China: issues of study, preservation and development: collection of materials from the International Scientific and Practical Conference. - Krasnodar: Krasnodar State Institute of Culture, 2021. P. 205-209.
[3] Elshennawi M.V. The Communication Strategy of
Chinese Traditional Culture in TASS.RU under Xi's New Policy // Humanitarian vector. 2018. Vol. 13. № 2. P. 60-66.
[4] Wei Zheng, Qing-Xiang Feng. The Belt and Road Policy
and Traditional Chinese Culture // Asian Culture and History. 2019. Vol. 11. № 2. R. 87-90.
[5] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. "The subject field of pub-
lic administration in the system of political sciences" // Ethnosocium and interethnic culture. 2023. № 10 (184). P. 57-61.
[6] Ryabova E.L. On the issue of the unity of education and
upbringing: institutional discourse // Cossacks. 2023. № 66 (1). P. 11-18.
[7] Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time
factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.
[8] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopsychology and geopoli-
tics of colored lines // Cossacks. 2022. № 59 (2). P. 9-18.
[9] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Chumaks and Cossacks:
experience of comparative research // Cossacks. 2022. № 62 (5). P. 42-50.
[10] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.
[11] Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 11-19.
[12] Kantaeva O.V., Ryabova E.L. Regional aspects of the implementation of state initiatives to stimulate active longevity and physical activity of older citizens // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 42-51.
[13] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and hidden meanings of strikes // Power of history and history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 30-42.
[14] Biryukov S.V., Ryabova E.L. The phenomenon of leadership in the context of modern crises and challenges // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 1 (151). P. 9-19.
[15] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The evolution of a diplomatic gift as an indicator of changes in international relations // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 6 (156). P. 45-54.
[16] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. 80 years of the parade on Red Square: historical, cultural and geopolitical meanings of the parades // Cossacks. 2021. № 57 (7). P. 9-18.
[17] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). P. 10-20.
[18] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). P. 515-524.
[19] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of images of everyday history (using the example of the image of a gate) // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 7 (33). P. 782-791.
[20] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of closed borders: reflections in connection with quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. P. 11-22.
[21] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Ecological meanings of international cooperation: everything secret becomes clear // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 1 (19). P. 10-19.
[22] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a mask // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 4 (22). P. 500-511.
[23] Rybakov S.V., Ryabova E.L. Question about the innovative component of youth policy in the Russian Federation // Ethnosocium and interethnic culture. 2019. № 11 (137). P. 44.
[24] Ryabova E.L. International round table on the topic "Russian Foreign Policy in the Conditions of Aggravation of the International Situation" // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 5 (167). P. 52-55.
[25] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Orthodox foundations of self-identification of the Russian Cossacks: history and modernity // Cossacks. 2019. № 38 (2). P. 35-44.
Список литературы
[1] Один пояс, один путь. Портал // URL: https://rus.
yidaiyilu.gov.cn/humanity/taste/47236.htm.
[2] Ян Чуньхун, Чжан Тенань. Опыт сравнительного
анализа традиционной культуры и инноваций Китая и России // Историко-культурное наследие России и Китая: вопросы изучения, сохранения и развития: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2021. С. 205-209.
[3] Elshennawi M.V. The Communication Strategy of Chinese Traditional Culture in TASS.RU under Xi's New Policy // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13. № 2. С. 60-66.
[4] Wei Zheng, Qing-Xiang Feng. The Belt and Road Policy
and Traditional Chinese Culture // Asian Culture and History. 2019. Vol. 11. № 2. Р. 87-90.
[5] Рябова Е.Л., Терновая Л.О.«Предметное поле госу-
дарственного управления в системе политических наук» // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 57-61.
[6] Рябова Е.Л. К вопросу о единстве образования и вос-
питания: институциональный дискурс // Казачество. 2023. № 66 (1). С. 11-18.
[7] Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени
в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.
[8] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геопсихология и геополити-
ка цветных линий // Казачество. 2022. № 59 (2). С. 9-18.
[9] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Чумаки и казаки: опыт
сравнительного исследования // Казачество. 2022. № 62 (5). С. 42-50.
[10] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.
[11] Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.
[12] Кантаева О.В., Рябова Е.Л. Региональные аспекты реализации государственных инициатив по стимулированию активного долголетия и физической активности пожилых граждан // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 42-51.
[13] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.
[14] Бирюков С.В., Рябова Е.Л. Феномен лидерства в контексте современных кризисов и вызовов // Этносо-циум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 9-19.
[15] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Эволюция дипломатического подарка как индикатор изменений в международных отношениях // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 6 (156). С. 45-54.
[16] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. 80-лет парада на красной площади: историко-культурный и геополитический смыслы парадов // Казачество. 2021. № 57 (7). С. 9-18.
[17] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.
[18] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.
[19] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 7 (33). С. 782-791.
[20] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: размышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.
[21] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экологические смыслы международного сотрудничества: все тайное становится явным // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 1 (19). С. 10-19.
[22] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.
[23] Рыбаков С.В., Рябова Е.Л. Квопросу об инновационном компоненте молодежной политике в Российской Федерации // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 11 (137). С. 44.
[24] Рябова Е.Л. Международный круглый стол на тему «Внешняя политика России в условиях обострения международной обстановки» // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 5 (167). С. 52-55.
[25] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Православные основы самоидентификации российского казачества: история и современность // Казачество. 2019. № 38 (2). С. 35-44.