Научная статья на тему 'Стратегический анализ внешней и внутренней сред субъектов хозяйствования'

Стратегический анализ внешней и внутренней сред субъектов хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1073
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / НЕГАТИВНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / EXTERNAL / INTERNAL ENVIRONMENT / THE STRATEGIC ANALYSIS / NEGATIVE INFLUENCES / COUNTERACTION STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Ирина Вячеславовна, Кроливецкий Эдуард Николаевич

Исследуется состояние внешней и внутренней сред, их факторы влияния на процесс достижения планируемых экономических результатов хозяйствующим субъектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Ирина Вячеславовна, Кроливецкий Эдуард Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGIC ANALYSIS OF EXTERNAL AND INTERNAL CIRCLES OF SUBJECTS OF MANAGING

The condition of external and internal environments, their factors of influence on process of achievement of planned economic results by the managing subject is investigated.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ внешней и внутренней сред субъектов хозяйствования»

2. ЗубА.Т. Стратегический менеджмент. М.: Проспект, 2008.

3. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2008.

ИВАНОВА ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА - кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).

IVANOVA IRINA VYACHESLAVOVNA - candidate of economics sciences, associate professor, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Russia, St. Petersburg.

УДК 338:005.21

И.В. ИВАНОВА, Э.Н. КРОЛИВЕЦКИЙ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕД СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Ключевые слова: внешняя, внутренняя среда, стратегический анализ, негативные воздействия, стратегия противодействия.

Исследуется состояние внешней и внутренней сред, их факторы влияния на процесс достижения планируемых экономических результатов хозяйствующим субъектом.

I.V. IVANOVA, E.N. KROLIVETSKY THE STRATEGIC ANALYSIS OF EXTERNAL AND INTERNAL CIRCLES OF SUBJECTS OF MANAGING

Key words: external, internal environment, the strategic analysis, negative influences, counteraction strategy.

The condition of external and internal environments, their factors of influence on process of achievement of planned economic results by the managing subject is investigated.

Выделяя основные группы внешних факторов, которые должны быть подвергнуты анализу их влияния на социально-экономическое развитие объектов стратегического планирования, некоторые авторы в исследованиях по технологии стратегического менеджмента [1] акцентируют внимание на необходимости включения в процесс стратегического анализа исследования неопределенности изменений состояния макросреды и на основе результатов установления наиболее вероятных изменений предлагают менеджменту использовать такие обобщающие стратегии по снижению неопределенности влияния негативных факторов макросреды, как изменение внутренних параметров количественного и качественного характера в производственно-хозяйственной деятельности, в использовании ресурсного, организационного и конкурентного потенциалов с целью адаптации принятия организационно-экономических, инновационных, финансовых мер по смягчению, нивелированию негативных влияний макросреды.

В качестве основных мер для адаптации с внешними воздействиями авторы предлагают: изменение видов деятельности; создание материальнотехнических запасов на случай негативных воздействий макросреды в неопределенном времени; пересмотр сложившихся норм и нормативов потребления материально-технических, трудовых ресурсов; повышение уровня интенсификации производства; приведение в состояние равновесности спроса на продукцию субъекта хозяйствования и ее предложения на рынке.

Принятие в процессе анализа состояния внешней среды управленческих решений о комплексных мерах в ожидании значительных изменений макросреды в неопределенном времени, на наш взгляд, возможно в составе таких частных стратегий, как: оперативное реагирование на наступившие или ожидаемые инновационные, финансовые, экономические изменения состояния внешней среды; инновационные изменения, в соответствии с которыми субъекты хозяйствования, отраслевые составляющие промышленного комплекса стремятся получать

существенные объемы прибыли за счет создания и внедрения технологических, информационных, организационных и маркетинговых новшеств.

Кроме того, приведение нормирования потребляемых ресурсов в соответствие с инновационными изменениями в процессе производства должно осуществляться на постоянной основе и выступать организационно-экономической мерой эффективности функционирования локальных и экономических видов деятельности промышленного комплекса в соответствии с целевой ориентацией на достижение максимально возможных экономических, финансовых и иных результатов в долгосрочном периоде.

Целенаправленное желание менеджмента считать данную меру как стратегию противодействия внешним негативным влияниям, по нашему мнению, малоосновательно, так как стратегический анализ внешней среды должен быть ориентирован на установление наиболее вероятных влияний экономических, инновационных, финансовых, социокультурных и политических факторов в конкретные периоды или в неопределенном времени.

В соответствии с нашими представлениями, на основании стратегического анализа внешней среды, предоставляющего своими результатами определить возможность расширения контингента покупателей продукции, услуг экономических видов деятельности промышленного комплекса, установить финансовое, экономическое и инновационное состояние макросреды, расширяющее или снижающее организационные и экономические устремления объектов стратегического планирования к достижению в перспективном периоде планируемых результатов экономического, финансового, социального характера, субъектом социально-экономического развития предприятия, отраслевой составляющей промышленного комплекса необходимо принять такую обобщающую стратегию, которая позволила бы достичь планируемых экономических результатов, эффективности производства на основе сбалансированности с располагаемым ресурсным потенциалом как при наличии экстраполяционных тенденций, так и в условиях существенных изменений экономического, финансового, инновационного изменения внешней среды.

Такими обобщающими стратегиями, принимаемыми на основе результата анализа внешней среды, могут быть стратегии экономического роста за счет использования организационных, ресурсных и инновационных внутренних потенциалов, интеграционных процессов с теми субъектами хозяйствования, которые в своей целевой ориентации нуждаются в соединении всех видов ресурсов с заинтересованным в интеграции субъектом хозяйствования. При этом стратегия целевой ориентации на достижение максимально возможных экономических, финансовых результатов, эффективности производства может быть реализована за счет соединения своих ресурсных возможностей и конкурентных преимуществ с внешними ресурсами.

Следует отметить, что принятие обобщающей стратегии долгосрочного развития за счет собственных или соединенных (интегрированных) с внешними ресурсов выступает фактором для предприятия, отраслевой составляющей сферы услуг, который положительно противодействует как внешнему, так и внутреннему воздействию на изменение экономических, финансовых результатов промышленного производства.

В экономической литературе существуют методические подходы к определению роли стратегического анализа в исследовании общей экономической, конкурентной ситуации в отраслевой составляющей промышленного производства (анализ внешней среды) и внутренней ситуации субъекта хозяйствования [3]. При этом авторы общеотраслевую ситуацию предлагают анализировать на основе: изменения ее экономических показателей (экономический анализ); установления факторов отраслевого влияния на текущую деятельность и средне-,

долгосрочное развитие предприятия; определения причин, вызывающих изменение конкурентного потенциала отраслевой составляющей; исследования уровня экономической, инвестиционной привлекательности отрасли и влияния данного уровня на развитие субъектов хозяйствования - объектов стратегического планирования; выявления основных факторов, трансформируемых в ключевые факторы успеха социально-экономического развития.

В данном случае стратегический анализ внешней среды включает лишь исследование влияния состояния отраслевой составляющей на текущее функционирование и перспективное развитие предприятия [3]. Отсутствие широкого круга факторов влияния макросреды на экономические, финансовые результаты, эффективность производства, на наш взгляд, снижает уровень точности и значимости воздействия негативных факторов внешней среды. Кроме того, методические подходы к осуществлению стратегического анализа внешней среды ограничены исследованием использования ресурсного потенциала отрасли и установления влияния сложившегося конкурентного потенциала отрасли на экономические результаты отраслевых субъектов хозяйствования.

Исследование внутренней среды в рамках стратегического анализа предлагается посредством установления внутренних ресурсных возможностей субъекта хозяйствования, экономического вида деятельности создания материальнотехнических ценностей, оказываемых услуг на каждом из основных этапов разработки, производства, маркетинга и сбыта [2].

Конкретизацией выдвигаемых концептуальных положений у авторов выступают предложения по качественной и количественной оценке материальнотехнических, трудовых, финансовых и организационных (нематериальных активов) ресурсов; определению финансовых возможностей объекта стратегического планирования по обновлению и модернизации основного капитала, повышению квалификации и профессионального мастерства работников, участию на рынке ценных бумаг; осуществлению сравнительного анализа количественных и качественных параметров ресурсного потенциала и отраслевых нормативов его потребления, а также требований к рационализации его параметров.

Данный методический подход к стратегическому анализу внутренней среды объекта стратегического планирования через исследование сложившегося состояния с ресурсным потенциалом, на наш взгляд, нуждается в дополнении его использования с такими потенциалами, как конкурентный и организационный.

Расширение методического подхода к стратегическому анализу внутренней среды, выражаемое в установлении сложившихся и достигаемых в перспективном периоде времени количественных и качественных параметров используемого ресурсного потенциала совместно с конкурентным и организационным потенциалами, по нашему мнению, более точно отражает направленность стратегического анализа на объективизацию изменений экономических, финансовых показателей в текущем и перспективном периодах.

Стратегический анализ текущего функционирования и перспективного развития предприятия, отраслевой составляющей промышленного комплекса должен включать в себя анализ обобщающих и частных показателей экономических и финансовых результатов, эффективности потребляемых и используемых ресурсов ретроспективной деятельности, а также динамику перенесенных на средне-, долгосрочный периоды экономических и финансовых показателей результативности и эффективности производства.

Корректировка показателей экономического и финансового развития объекта стратегического планирования, установленных на основе экстраполяционных изменений, придание им статуса планово-расчетных, по нашему мнению, возможны не только от приведения планируемых экономических и финансовых результатов в сбалансированное соответствие с ресурсным потенциалом, но и от

введения коэффициента экспертной оценки конкурентного и организационного потенциалов, корректирующего планируемые результаты, затраты на потребляемые и используемые ресурсы, эффективность производства.

Роль стратегического анализа внутренней среды предприятия, экономического вида деятельности в достижении планируемых ориентиров экономических, финансовых результатов, эффективности производства некоторые ученые-экономисты видят в оценке эффективности текущей обобщающей стратегии субъекта хозяйствования, ее конкурентоспособности и конкурентного потенциала, в установлении сильных и слабых сторон деятельности, в использовании потенциальных возможностей выгодных организационных, экономических и финансовых ситуаций для повышения экономических, финансовых и социальных результатов текущего функционирования и перспективного развития, в нейтрализации угроз для экономического роста, соблюдения динамики эффективности производства [4].

Выявление позитивных факторов влияния на экономический рост, поддержание его на максимально возможном уровне на соответствующих периодах стратегического планирования, анализ изменения в средне-, долгосрочном периодах времени структурной доли продукции, услуг на занимаемом сегменте рынка, динамики стоимостного объема производства, величины прибыли, затрат на потребляемые ресурсы также входит в предлагаемый методический подход к стратегическому анализу внутренней среды субъекта хозяйствования, экономического вида деятельности [4].

Данный методический подход к проведению стратегического анализа состояния внутренней среды объекта стратегического планирования, как нам представляется, имеет недостаток, состоящий в том, что получаемые в процессе анализа количественные и качественные изменения экономических и финансовых результатов, эффективности деятельности характеризуют лишь результаты и эффективность осуществляемой стратегии, но не субъекта хозяйствования, отраслевой составляющей производственной или социальной сферы во всем его многообразии направлений и видов производственнохозяйственной деятельности и лишь отдельные элементы ССВУ-анализа (сила, слабость, возможности и угрозы) дают право на утверждение, что в некоторой степени затронута проблема оценки не функционирования обобщающей стратегии, а в целом сложившихся и возможных изменений внутренней среды субъекта хозяйствования в перспективном периоде.

Литература

1. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. М.: Проспект, 2008.

2. Кондратьева А.В. Концепция стратегии развития промышленного производства. СПб.: Издательский дом «Герда», 2009.

3. Томпсон А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: учеб. пособие. М.: Вильямс, 2005.

4. Шлёнскова Е.С. Стратегическое управление социально-экономическим развитием сферы услуг: теоретические и концептуальные положения. СПб.: Диалог, 2010.

ИВАНОВА ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА. См. с. 415.

КРОЛИВЕЦКИЙ ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).

KROLIVETSKY EDWARD NIKOLAEVICH - doctor of economics sciences, professor of Management Economic and Social Process Chair, St. Petersburg State University of Cinema and Television, Russia, St. Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.