СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И ТУРЦИИ В РАМКАХ СТРОИТЕЛЬСТВА «ТУРЕЦКОГО ПОТОКА» Виноградова К.А.
5.5.4 Международные отношения,
глобальные и региональные исследования
(политические науки)
International Relations, Global and Régional Studies
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-2-83-89 УДК: 327 ГРНТИ: 11.25.91 EDN: GXCKKS
Стратегическое взаимодействие России и Турции в рамках строительства «Турецкого потока»
К.А. Виноградова ©
Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Аннотация. «Турецкий поток» представляет из себя труднореализуемый и крупномасштабный инженерный проект в газопро-водостроении, который находится на глубине более 2000 метров в Черном море. Создание проекта было обусловлено возможностями проложения новых маршрутов для экспорта газа, усилением международных отношений между Россией и Турцией, энергетической безопасностью Турции и стран Европы, а также закреплением за Россией статуса энергетического лидера. В статье рассмотрены особенности международных отношений между Россией и Турцией, дана характеристика проекта «Турецкий поток», выявлены экономические выгоды стран от строительства черноморского газопровода, определена роль «Турецкого потока» в укреплении политического сотрудничества, проанализированы риски, связанные со строительством российско-турецкого газопровода, разработана концепция международного стратегического взаимодействия в рамках «Турецкого потока» в современных условиях.
Ключевые слова: международные отношения России и Турции, «Турецкий поток», стратегическое взаимодействие, турецкий хаб, политическое лидерство, экономическая устойчивость
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Виноградова К.А. Стратегическое взаимодействие России и Турции в рамках строительства «Турецкого потока» // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 2. С. 83-89. DOI: 10.33693/2223-0092-2024-142-83-89. EDN: GXCKKS
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-2-83-89
Strategic Interaction Between Russia and Turkey Within the Framework of the Turkish Stream Construction Project
K^. Vinogradova ©
Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Abstract. Turkish Stream is a difficult-to-implement and large-scale engineering project in gas pipeline construction, which is located at a depth of more than 2,000 meters in the Black Sea. The creation of the project was conditioned by the possibilities of establishing new routes for gas export, strengthening of international relations between Russia and Turkey, energy security of Turkey and European countries, as well as consolidation of Russia's status of energy leader. The article considers the peculiarities of international relations between Russia and Turkey, characterizes the Turkish Stream project, identifies the economic benefits of the countries from the construction of the Black Sea gas pipeline, defines the role of Turkish Stream in strengthening political cooperation, analyzes the risks associated with the construction of the Russian-Turkish gas pipeline, and develops the concept of international strategic interaction within the framework of Turkish Stream in modern conditions.
Key words: international relations between Russia and Turkey, Turkish Stream, strategic interaction, Turkish hub, political leadership, economic sustainability
ВВЕДЕНИЕ
По данным на 2023 г. появилась информация о сокращении поставок российского газа в страны Европы; в 2021 г. экспорт трубопроводного газа составил 141 млрд м3 в 2022 г. - 59 млрд м3, в 2023-2024 гг. по оценкам экспертов объем экспортируемого газа составит 21-22 млрд м3, при этом половина поставок трубопроводного газа 50,3% осуществляется через «Турецкий поток». Турция стала главной страной-покупателем российского газа в 2022 г. с объемом закупки 21,6 млрд м3, вместе с тем уже в 2023 г. объем приобретенного газа Турцией сократился на 24,2%, а общий объем проданного газа на 13,1%, что наводит на размышление о неопределенности по отношению к Турции как партнеру по газовому бизнесу в долгосрочном плане. С теоретической точки зрения Турция может отказаться от закупки российского газа в ближайшем будущем, поскольку уже сейчас в масштабах страны налажены поставки энергоносителей из других стран, разработаны собственные месторождения газа, появились системы подземного хранения газа. Главную роль в таком случае будет играть стоимость, предложенная за российский газ, таким образом Турция сохранит импорт газа из России для внутреннего потребления, но всецело полагаться на такой исход событий не приходится. В текущих условиях сохраняется надежда на формирование газового хаба в Турции, в рамках которого страна сможет заку-
пать российский газ с целью его последующего перераспределения и перепродажи в другие страны [1: 44, 46, 47]. Поэтому на передний план выступает актуальность сохранения энергетической значимости «Турецкого потока» с российской стороны, для Турции и стран Европы, также содействие в установлении турецкого хаба, который будет содействовать продаже российского газа и получению экономической выгоды для России.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И ТУРЦИИ
Политическое превосходство, демонстрируемое странами Запада в новейшее время, начинает ослабевать, уступая свои позиции странам Востока. В существующей системе координат Россия и Турция находятся в центре политических событий, испытывая на себе глобальное влияние, они также заинтересованы занять лидирующие позиции на международной арене. Основными средствами России в укреплении лидерства являются политический вес, владение наукоемкими технологии, в том числе в области ядерной физики, принадлежность к международным авторитетным организациям, оборонная способность, ресурсы, дающие возможности для экономического и научного развития. Методы достижения лидерства Турцией заключаются в использовании геостратегического положения, в применении «мягкой силы» за счет продвижения
Виноградова К.А.
Россия и Турция имеют продолжительную историю межгосударственного взаимодействия, на современном этапе можно дать следующую характеристику политического сотрудничества между этими странами (табл. 1) [3:230;4:155,156]1.
Таблица 1
Особенности международных отношений России и Турции [Features of International Relations of Russia and Turkey]
своих историко-культурных ценностей в рамках концепции «тюркский мир», в результате чего образовалась «Организация тюркских государств», в состав которой вошли такие станы как Турция, Казахстан, Венгрия, Узбекистан, Северный Кипр и др. [2: 71,74,75].
Характеристика [Characteristics] Особенности [Features]
Гражданские конфликты в Сирии [Civil conflicts in Syria] Россия и Турция заинтересованы в поддержании единства Сирии [Russia and Turkey have an interest in maintaining the unity of Syria]
Черноморский регион [Black Sea region] Государства заинтересованы в поддержании безопасности и неприкосновенности Черноморского региона и сохранении Конвенции Монтрё [The states are interested in maintaining the security and integrity of the Black Sea region and preserving the Montreux Convention]
Совместные проекты в энергетическом секторе [Joint projects in the energy sector] Проект по строительству атомной электростанции «Аккую», проект «Турецкий поток», позволяющий реэкспортировать российский газ через территорию Турции [Akkuyu nuclear power plant construction project, Turkish Stream project, which allows re-exporting Russian gas through Turkey]
Экономическое взаимодействие [Economic cooperation] Россия активно участвуют в инвестировании в туристическую сферу Турции. Турция поддерживает осуществление торговой деятельности, в том числе содействует параллельному импорту и обходу санкций Россией [Russia is actively involved in investing in the tourism sector in Turkey. Turkey supports trade activities, includingfacilitating parallel imports and Russia's circumvention of sanctions]
Частичное военно-техническое содействие [Partial military-technical assistance] Россия предоставляет Турции комплексы противовоздушной обороны, в то время как Турция не поставляет России свои беспилотные летательные аппараты [Russia provides Turkey with air defense systems, while Turkey does not supply its unmanned aerial vehicles to Russia]
Многополярный мир [Multipolar world] Россия и Турция являются сторонниками концепции многополярного мира, под которой понимается одновременное существование нескольких центров политической силыв мире [Russia and Turkey are supporters of the concept of a multipolar world, which means the simultaneous existence of several centers of political power in the world]
Экспорт нефти [Oil exports] Россия является основным поставщиком нефти для Турции [Russia is Turkey's main oil supplier]
Землетрясения в Турции [Earthquakes in Turkey] Во время землетрясений в Турции в 2023 г. российские спасатели и военные оказали помощь при ликвидации последствий [Duringthe earthquakes in Turkey in 2023, Russian rescuers and military personnel assisted in dealing with the aftermath]
В целом взаимоотношения Турции и России можно назвать в большей степени партнерскими, чем дружественными, поскольку Турция стремится к укреплению власти в мировой политике и видит Россию в качестве инструмента для достижения собственных целей. В то время как Россия, находящаяся под действиями санкций, также нуждается в сотрудничестве с Турцией из-за ее выгодного геополитического расположения, которое позволяет России реализовать планы по распространению энергоносителей в Европе [4:155,156].
«Турецкий поток» - это газопровод, позволяющий осуществлять транспортировку природного газа из РФ в Турцию, в Южную и Юго-Восточную Европу. Газопровод берет свое начало на территории России в газораспределительной станции «Русская» вблизи города Анапы, проходит через Черное море и доходит до побережья Турции, на рис. 1 приводится географическое изображение «Турецкого потока». Первый шаг на пути к реализации проекта был сделан в конце 2014 г., когда российская компания «Газпром» и турецкая государст-
венная компания BOTAÇ Petroleum Pipeline Corporation подписали меморандум в отношении строительства газопровода. В мае 2017 г. стартовали строительные работы в Черном море, в ноябре 2018 г. трубопроводные работы были завершены; общая длина газопровода 1100 км, глубина 2000 м, мощность - 31,5 млрд м3.2 8 января 2020 г. прошло официальное открытие «Турецкого потока» при участии президента России В.В. Путина, президента Турции Р.Т. Эрдогана, президента Сербии А. Вучича и др., что стало датой начала функционирования газопровода3.
1 Российские военные и МЧС помогают Турции и Сирии после
землетрясения // РИА Новости. 2023. URL: https://clck.ru/39EFzg (дата обращения: 06.03.2024).
2 Газопровод «Турецкий поток». Экспорт газа в Турцию, Южную и Юго-Восточную Европу // Газпром. 2024. URL: https://clck. ru/39EH4e (дата обращения: 06.03.2024).
3 Состоялась торжественная церемония открытия газопровода «Турецкий поток» // Газпром. 2020. URL: https://clck.ru/39EHEx (дата обращения: 06.03.2024).
о Краснодар «Русская»
¿A*
Л
Рис. 1. Карта расположения «Турецкого потока» Fig. 1. Location map of Turkish Stream
Строительство «Турецкого потока» должно принести ряд экономических выгод России и Турции. Выгоды
для России:
• прямая транспортировка газа из России в Турцию, без привлечения третьих стран;
• Турция обладает хорошими отношениями с Европейскими странами, что снижает геополитические риски и способствует совершению сделки по доставке и продаже газа в стратегически важные страны Европы [5: 96];
• формирование энергетической зависимости Европы от Российских энергоносителей, укрепление международных отношений со странами Европы [6: 757];
• организация нового альтернативного маршрута для транспортировки газа;
• развитие внешнеполитических связей с Турцией и стабилизация экономического сотрудничества.
Выгоды для Турции:
• становление Турции как центрального государства по распределение мировых ресурсов без обладания природными запасами;
• развитие репутации Турции в международном аспекте;
• получение финансовой прибыли за счет транзитных доходов;
• влияние на развитие энергетического сектора [7];
• получение газа по более низкой цене [8: 25];
• закрытие постоянно растущего спроса на энергоносители [9: 94];
• в отличие от других стран, с которыми могла бы заключить сотрудничество Турция по транспортировке газа, Россия является наиболее надежным партнером с точки зрения политики и технологий [10: 253];
• возможность для Турции объединения разных поставщиков газа на одной площадке [11: 151];
• приобретение стабильного источника энергии, который обеспечивает энергетическую безопасность страны;
• увеличение вариативности источников и поставщиков энергии;
• создание рабочих мест и приобретение экономической устойчивости.
«Турецкий поток» играет центральную роль международных отношениях России и Турции, особенно касательно энергетического сектора. Вследствие этого Россия и Турция находятся во взаимозависимых отношениях, в контексте которых Россия выступает постоянным поставщиком Турции в то время, как Турция становится для России главным покупателем [12: 82]. Россия и Турция имеют общие устремления, которые касаются сохранения единства и неприкосновенности Черноморского региона, при этом ни Россия, ни Турция не заинтересованы в развитии конфронтации, что является факторам, помогающим сплочению этих стран [10: 253]. Россия и Турция готовы идти на компромиссы и взаимные уступки, исходя из обстоятельств и возможностей каждой из стран, что свидетельствует о наличии дипломатического диалога [11: 152].
Виноградова К.А.
Помимо благоприятных аспектов, связанных с вводов в эксплуатацию «Турецкого потока», существуют риски, связанные с его использованием.
1. Россия находится в зависимом положении от Турции, поскольку Турция выступает ключевым игроков относительно сообщения России со странами Юго-Восточной Европы. У Турции появляется рычаг давления на Россию, что позволяет ей диктовать свои условия; в случае, когда речь заходит о транспортировке газа в другие страны, через ее государственные территории, России придется идти на уступки со своей стороны, чтобы сохранить партнерские отношения в долгосрочной перспективе [13: 81].
2. В Турции на сегодняшний день, как и в других странах активно развиваются альтернативные источники энергии, поэтому существует риск, связанный с невостребованностью газа в обозримом будущем [14:31,32].
3. Ограничения поставок газа в страны Европейского Союза по причине введения санкций против России, и, как следствие, ухудшение экономического имиджа РФ.
4. Экономический кризис в Турции в настоящее время, который может стать преградой в реализации стратегии страны занять ключевое место в энергетическом экспорте [15:49, 50, 53].
5. Возможны попытки недружественных стран навредить функционированию «Турецкого потока» средствами физического разрушения. В случае нанесения вреда «Турецкому потоку» Россия перестанет быть ведущим поставщиком газа в Европе [16:50].
6. В энергетическом секторе в Европе у России есть такие конкуренты как США, Нидерланды, Норвегия, которые могут предоставить свой газ европейцам взамен российского [17: 30, 31].
7. Развитие «Турецкого потока» может быть связано с геополитическими рисками; в качестве примера можно привести такие страны как Греция и Кипр, с которыми напряженные отношения у Турции [18:76].
8. «Турецкий поток» может испытывать на себе различные технические проблемы, связанные с техническими сбоями при эксплуатации; технология строительства газопровода является новой, поэтому в случае технических неполадок, потребуются значительные инженерные усилия. Также аварии на газопроводе могут привести к экологическим катастрофам, что требует выполнения постоянного мониторинга за объектом.
Опираясь на вышеизложенную информацию, предлагается концепция международного стратегического взаимодействия России и Турции в рамках проекта «Турецкий поток» на рис. 2.
Россия и Турция представляют из себя две развивающиеся страны, претендующие на роль мирового лидера, одна из которых обладает значительным объемом природных ресурсов, другая - наличием выгодного геополитического положения. Для своевременного и полноценного развития для каждой из стран необходимо наличие экономического роста, в то время, как и Россия и Турция находятся в состоянии экономического спада. При этом строительство новых веток «Ту-
рецкого потока», инфраструктуры и создание турецкого хаба способствует укреплению международных отношений между Россией и Турцией и способствует экономической стабильности этих стран.
Основное препятствие России на пути торговли газом являются санкции со стороны стран Запада, по причине которых в России были значительно сокращены объемы экспорта природного газа, в том числе через «Турецкий поток» в Турцию и страны Европы. Поэтому одним из выходов для России является экспорт природного газа Турции с целью дальнейшей перепродажи газа Турцией заинтересованным странам. Формирование хаба позволит Турции продавать российский газ в нейтральном статусе, благодаря смешению энергоносителей всех поставщиков в едином месте, исходя из этого могут быть достигнуты экономические и политические цели каждой из стран4.
Рассмотрение международных отношений России и Турции показало, что у стран существует много общих политических интересов в частности заинтересованность в сохранении суверенитета Черного моря, одинаковые политические взгляды по Сирийскому конфликту, присутствуют общие экономические интересы в области торговли и туризма, единое мнение по поводу многополярности мира, кроме газовых проектов у Турции и России реализуются проекты в области поставок нефти, атомной энергетике. Каждая из стран стремиться к достижению политического лидерства, но разными методами: Россия использует в первую очередь использует свои ресурсы, наукоемкие технологии и оборонную мощь, в то время как Турция использует свои историко-культурные особенности.
«Турецкий поток» - это совместный проект по строительству газопровода в Черном море, строительство которого было завершено в 2020 г., газопровод является технически сложным сооружением, поскольку его трубы проложены на глубине 2000 м, что обеспечивает безопасную передачу газа на расстояние более 1100 километров.
В исследовании были выявлены следующие экономические выгоды для России от строительства «Турецкого потока»: транспортировка газа без посредников по новому маршруту, экспорт газа в Турцию и страны Европы и укрепление международных отношений. Экономические выгоды для Турции состоят в возможности формирования турецкого хаба, повышение политической репутации, развитие стабильной энергетики Турции, создание рабочих мест.
Ключевая роль «Турецкого потока» состоит в укреплении международных отношений России и Турции, а также в содействии их экономическому росту и политической значимости.
Настоящее исследование позволила выделить следующие риски, сопряженные с «Турецким потоком»: зависимость России от Турции, санкционное давление со стороны стран Запада, экономический кризис в России и Турции, разрушение газопровода недружественными странами, конкуренция со стороны других стран, использование альтернативных источников энергии, технические проблемы.
4 «Турецкий поток» даст четыре ветки // Независимая газета. 2022. URL: https://clck.ru/39FBpt (дата обращения: 06.03.2024).
Рис. 2. Концепция стратегического взаимодействия в рамках строительства «Турецкого потока» Fig. 2. Concept of strategic cooperation within the framework of the construction of the Turkish Stream
Разработанная концепция стратегического взаимодействия по «Турецкому потоку» предлагает следующие основные решения:
• строительство новых веток - для расширения зоны действия «Турецкого потока» и увеличения экспорта природного газа;
• создания турецкого хаба - для получения нейтрального статуса российского газа и возможности его перепродажи Турцией вне действия политических санкций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белогорьев А. Перспективы экспорта российского газа // Энергетическая политика. 2023. №11(190). С. 42-55.
2. Майорова М.А. Дихотомия регионального и глобального лидерства в современных международных отношениях на примере России и Турции // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2022. Т. 15. № 3. С. 69-83.
3. Ирхин A.A., Москаленко O.A., Кабанова Н.Е., Демешко Н.Э. Имперское возрождение: соперничество и сотрудничество России и Турции в Черноморском регионе (политико-исторический анализ) // Регионология. 2023. Т. 31. №2(123). С. 214-237.
REFERENCES
1. Belogoriev A. Prospects of Russian gas export. Energy Policy. 2023. No. 11 (190). Pp. 42-55. (In Rus.)
2. Mayorova M.A. Dichotomy of regional and global leadership in modern international relations on the example of Russia and Turkey. Contours of Global Transformations: Politics, Economics, Law. 2022. Vol. 15. No. 3. Pp.69-83. (InRus.)
3. Irkhin A.A., Moskalenko O.A., Kabanova N.E., Demeshko N.E. Imperial revival: Rivalry and cooperation between Russia and Turkey in the Black Sea region (political and historical analysis). Regionology. 2023. Vol. 31. No. 2 (123). Pp. 214-237. (In Rus.)
Виноградова К.А.
4. Баранов И.Н. Роль России в современной внешнеполитической стратегии // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2023. №7(83). С. 150-157.
5. Борисова O.A., Реимбаев И.И., Холов С.Х. Потенциал и риски сопряжения интересов стран евразийского пространства с турецкими энергетическими проектами // Геоэкономика энергетики. 2023. Т. 21. № 1. С. 93-107.
6. Челикпала М., Татлыоглу Э. Черноморская политика Турции в области энергетической безопасности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023. Т. 23. № 4. С. 748-761.
7. Аватков В.А., СбитневаА.И. Коридоры турецкого влияния: евроазиатский путь Анкары // Геоэкономика энергетики.
2022. Т. 19. №3. С. 6-20.
8. Притчин С.А. Место Центральной Азии и Каспийского региона в энергетической и транспортной стратегии Турции // Геоэкономика энергетики. 2022. Т. 19. № 3. С. 21-36.
9. Поляков Д.И. Черноморские газовые месторождения Турции в системе энергоотношений с Российской Федерацией Ц Казачество. 2022. № 61 (4). С. 92-96.
10. Хлопов O.A. Россия в энергетической политике Турции // Власть. 2023. Т. 31. № 3. С. 251-260.
11. Шлыков П.В. Турецкий кульбит// Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. №3 (121). С. 142-159.
12. Смирнова Д.И. Сотрудничество России и Турции в сфере энергетики на современном этапе // Казанский вестник молодыхученых. 2022. Т. 6. № 2. С. 82-83.
13. Бурганова И.Н. Политические и экономические риски энергетической безопасности в глобальном мире (на примере России) Ц Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23. № 1.С. 79-83.
14. Коновалова А.Ю. Энергетическая стратегия Турции // Вест-никуниверситета. 2023. № 5. С. 27-36.
15. Веденеев И.Н. Влияние СВО на Украине на отношения между Россией и Турцией в 2022 г. // Восточная аналитика.
2023. Т. 14. №2. С. 40-53.
16. Козьменко С.Ю., Козьменко A.C. Экономическая конъюнктура арктического природного газа в новых геополити-ческихусловиях//Арктика и Север. 2023. № 52. С. 44-61.
17. Баранов И.Н. Влияние России на энергетическую безопасность Европы Ц Скиф. Вопросы студенческой науки. 2023. № 8 (72). С. 27-33.
18. Лукинова Е.А. Взаимоотношения Греции и Турции на рубеже XX и XXI веков в современной отечественной историографии//Вестник МГПУ. Серия: Исторические науки. 2020. № 3 (39). С. 76-84.
4. Baranov I.N. The role of Russia in the modern foreign policy strategy of Turkey. Skif. Questions of Student Science. 2023. No. 7 (83). Pp. 150-157. (In Rus.)
5. Borisova O.A., Reimbayev I.I., Kholov S.H. Potential and risks of pairing the interests of Eurasian countries with Turkish energy projects. Geoeconomics of Energy. 2023. Vol. 21. No. 1. Pp. 93-107. (In Rus.)
6. Celikpala M, Tatlioglu E. Black Sea policy of Turkey in the field of energy security. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: International Relations. 2023. Vol. 23. No. 4. Pp. 748-761. (InRus.)
7. Avatkov V.A., Sbitneva A.I. Corridors of Turkish influence: Ankara's Euro-Asian path. Geo-Economics of Energy. 2022. Vol. 19. No. 3. Pp. 6-20. (In Rus.)
8. Pritchin S.A. Place of Central Asia and the Caspian region in the energy and transportation strategy of Turkey. Geo-Economics of Energy. 2022. Vol. 19. No. 3. Pp. 21-36. (In Rus.)
9. Polyakov D.I. Black Sea gas fields of Turkey in the system of energy relations with the Russian Federation. Cossacks.
2022. No. 61 (4). Pp. 92-96. (In Rus.)
10. Khlopov O.A. Russia in the energy policy of Turkey. Vlast. 2023. Vol. 31. No. 3. Pp. 251-260. (In Rus.)
11. Shlykov P.V. Turkish kulbit. Russia in Global Politics. 2023. Vol. 21. No. 3 (121). Pp. 142-159. (In Rus.)
12. Smirnova D.I. Cooperation between Russia and Turkey in the field of energy at the present stage. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2022. Vol. 6. No. 2. Pp. 82-83. (InRus.)
13. Burganova I.N. Political and economic risks of energy security in the global world (by the example ofRussia). Izvestia Saratov University. New Series. Series: Sociology. Political Science. 2023. Vol. 23. No. 1. Pp. 79-83. (In Rus.)
14. KonovalovaA.Yu. EnergystrategyofTurkey. UniversityBulletin.
2023. No. 5. Pp. 27-36. (In Rus.)
15. Vedeneev IN. Impact of the conflict in Ukraine on the relations between Russia and Turkey in 2022. Oriental Analytics. 2023. Vol. 14. No. 2. Pp. 40-53. (In Rus.)
16. Kozmenko S.Yu.,Kozmenko A.S. Economic conjuncture of Arctic natural gas in new geopolitical conditions. Arctic and North. 2023. No. 52. Pp. 44-61. (In Rus.)
17. Baranov I.N. Influence of Russia on the energy security of Europe. Skif. Questions of Student Science. 2023. No. 8 (72). Pp. 27-33. (In Rus.)
18. Lukinova E.A. Relations between Greece and Turkey at the turn of XX and XXI centuries in modern Russian historiography. Vestnik MGPU. Series: Historical Sciences. 2020. No. 3 (39). Pp. 76-84. (In Rus.)
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 80,56%
Рецензент: Шангараев Р.Н., доктор политических наук, доцент; доцент, кафедра стратегических коммуникаций и государственного управления; Дипломатическая академия Министерства иностранных дел России
Статья поступила в редакцию 02.04.2024, принята к публикации 23.04.2024 The article was received on 02.04.2024, accepted for publication 23.04.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Виноградова Камилла Алексеевна, аспирант, кафедра политологии; Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация. ORCID: 0009-0003-56148215; E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Kamilla A. Vinogradova, graduate student, Department of Politology; Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation. ORCID: 0009-0003-5614-8215; E-mail: [email protected]