Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СВО НА УКРАИНЕ НА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ТУРЦИЕЙ В 2022 Г'

ВЛИЯНИЕ СВО НА УКРАИНЕ НА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ТУРЦИЕЙ В 2022 Г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
477
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ТУРЦИЯ / ЭНЕРГЕТИКА / НЕФТЬ / ГАЗ / ГЕОЭКОНОМИКА / ПЛАТЁЖНАЯ СИСТЕМА «МИР» / «ЮЖНЫЙ ПОТОК» / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Веденеев И. Н.

Статья посвящена рассмотрению изменений, произошедших в отношениях между Россией и Турцией в 2022 г. в связи с проведением специальной военной операции на Украине. Делается вывод о том, что отношения не приняли негативного характера, напротив, у России и Турции появились новые направления для сотрудничества. Тем не менее, конфликт интересов сохраняется почти по всем направлениям отношений между странами. Далеко не все направления сотрудничества удаётся развивать в полном объёме (в первую очередь из-за угрозы введения санкций против турецких физических лиц и компаний, взаимодействующих с Россией). В настоящее время Россия удваивает свой торговый оборот с Турцией, реализует строительство АЭС «Аккую», а также проектирует создание «международного газового хаба» на территории Турции. С нашей точки зрения основная угроза российским интересам исходит из слишком тесной кооперации с Турцией в экономике. Реализация проекта «газового хаба» сможет отчасти компенсировать потерю «Северного потока» и «Северного потока-2», однако чревата попаданием в зависимость от политики Турции по другим вопросам, в частности, на Ближнем Востоке и Южном Кавказе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE SPECIAL MILITARY OPERATION IN UKRAINE ON RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND TURKEY IN 2022

The article is devoted to the consideration of the changes that have taken place in relations between Russia and Turkey in 2022 in connection with the conduct of a special military operation in Ukraine. It is concluded that the relationship did not take on a negative character, on the contrary, Russia and Turkey have new areas for cooperation. However, the conflict of interest persists in almost all areas of relations between countries. At the same time, not all areas of cooperation can be developed in full (primarily because of the threat of sanctions against Turkish individuals and companies interacting with Russia). Currently, Russia is doubling its trade turnover with Turkey, is implementing the construction of the Akkuyu nuclear power plant and is also planning the creation of an «international gas hub» in Turkey. From our point of view, the main threat to Russian interests comes from too close cooperation with Turkey in the economy. The implementation of the gas hub project will be able to partially compensate for the loss of Nord Stream and Nord Stream 2, but it is fraught with becoming dependent on Turkish policy on other issues, in particular, in the Middle East and the South Caucasus.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СВО НА УКРАИНЕ НА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ТУРЦИЕЙ В 2022 Г»

Научная статья. Политические науки УДК 327

https://doi.org/10.31696/2227-5568-2023-02-040-053

ВЛИЯНИЕ СВО НА УКРАИНЕ НА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ТУРЦИЕЙ В 2022 Г.

Илья Николаевич Веденеев

Институт востоковедения РАН, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/00 00-0002-8808-9745

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению изменений, произошедших в отношениях между Россией и Турцией в 2022 г. в связи с проведением специальной военной операции на Украине. Делается вывод о том, что отношения не приняли негативного характера, напротив, у России и Турции появились новые направления для сотрудничества. Тем не менее, конфликт интересов сохраняется почти по всем направлениям отношений между странами. Далеко не все направления сотрудничества удаётся развивать в полном объёме (в первую очередь из-за угрозы введения санкций против турецких физических лиц и компаний, взаимодействующих с Россией). В настоящее время Россия удваивает свой торговый оборот с Турцией, реализует строительство АЭС «Аккую», а также проектирует создание «международного газового хаба» на территории Турции. С нашей точки зрения основная угроза российским интересам исходит из слишком тесной кооперации с Турцией в экономике. Реализация проекта «газового хаба» сможет отчасти компенсировать потерю «Северного потока» и «Северного потока-2», однако чревата попаданием в зависимость от политики Турции по другим вопросам, в частности, на Ближнем Востоке и Южном Кавказе.

Ключевые слова: Россия, Турция, энергетика, нефть, газ, геоэкономика, платёжная система «Мир», «Южный поток», санкции

Для цитирования: Веденеев И. Н. Влияние СВО на Украине на отношения между Россией и Турцией в 2022 г. Восточная аналитика. 2023;14(2):40-53. https://doi.org/10.31696/2227-

5568-2023-02-040-053

Original article. Politics studies

IMPACT OF THE SPECIAL MILITARY OPERATION IN UKRAINE ON RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND TURKEY IN 2022

Ilia Vedeneev

Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/00 00-0002-8808-9745

Abstract. The article is devoted to the consideration of the changes that have taken place in relations between Russia and Turkey in 2022 in connection with the conduct of a special

military operation in Ukraine. It is concluded that the relationship did not take on a negative character, on the contrary, Russia and Turkey have new areas for cooperation. However, the conflict of interest persists in almost all areas of relations between countries. At the same time, not all areas of cooperation can be developed in full (primarily because of

licc) (D © l"^'5 wor'<'s licensed under a Creative Commons

Attribution-ShareAlike 4.0 International (CC BY-SA4.0).

©Vedeneevl. N.,2023 ©EasternAnalytics,2023

the threat of sanctions against Turkish individuals and companies interacting with Russia). Currently, Russia is doubling its trade turnover with Turkey, is implementing the construction of the Akkuyu nuclear power plant and is also planning the creation of an «international gas hub» in Turkey.

From our point of view, the main threat to Russian interests comes from too close cooperation with Turkey in the economy. The implementation of the gas hub project will be able to partially compensate for the loss of Nord Stream and Nord Stream 2, but it is fraught with becoming dependent on Turkish policy on other issues, in particular, in the Middle East and the South Caucasus.

Keywords: Russia, Turkey, energy, oil, gas, geoeconomics, Mir payment system, South Stream, sanctions

For citation: Vedeneev I.N. Impact of the Special Military Operation in Ukraine on Relations between Russia and Turkey in 2022. Eastern Analytics. 2023;14(2):40-53. (In Russ.) https://doi. org/10.31696/2227-5568-2023-02-040-053.

Прошёл год с момента начала специальной военной операции ВС России на территории Украины. Несмотря на то, что нельзя сказать, что это событие полностью поменяло международные отношения, оно в очень большой степени оказало влияние на процессы, происходящие в мировой политике, в особенности в Европе и сопредельных странах. Более того, можно утверждать, что события на Украине также оказали воздействие - хотя и непрямое, опосредованное - на отношения между США и Китаем. При том, что вектор этих отношений не поменялся кардинально - будучи производным от их собственной, имплицитной логики развития, - они оказались до определённой степени «искажены» событиями СВО.

В ещё большей степени это можно утверждать применительно к отношениям Россия-Турция. Очевидно, что сотрудничество между нашими странами имело место и прежде. Более того, оно активно развивалось одновременно по нескольким «трекам»: с одной стороны, политического взаимодействия (мирный, переговорный процесс в Сирии; ситуация на Южном Кавказе после Второй Карабахской войны 2020 г.). С другой стороны, экономическое (энергетическое) сотрудничество также переживало подъём: строительство газопроводов «Голубой поток» (2003 г.) и «Турецкий поток» (2020 г.), начало строительства первого энергоблока АЭС «Аккую» (2018 г.)1. Вместе с тем события на Украине наложили свой отпечаток на наши отношения: можно сказать, придали им новое направление, импульс.

1 «Турецкого потока» - вместо нереализованного проекта «Южного потока», который предполагал экспорт российского газа напрямую в Европу (через Болгарию). В настоящее время Турция осуществляет реэкспорт газа в Европу в объёме 14 млрд куб. м.

Ifcc) ® © I Контент доступен подлицензией Creative Commons «Attribution-I^^MiSeLeShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.

©ВеденеевИ. Н., 2023 © Восточная аналитика, 2023

Теперь, после того как мы зафиксировали тренды, которые имели место до начала СВО, необходимо обратить внимание на то: а) какое развитие они приняли теперь; б) какие новые направления сотрудничества открылись в новом году.

Заслугой наших отношений на начальном этапе СВО (весна-лето 2022 г.) стало то, что Турция не скатилась к конфронтации с Россией по ситуации на Украине. Можно сказать, что турецкое руководство продемонстрировало солидарность с арабским миром, что особенно ценно, т. к. Турция является страной-членом НАТО - военного блока, все остальные члены которого оказывали деятельную поддержку ВСУ с самого начала СВО и продолжают поддерживать вплоть до настоящего времени. Точнее было бы сказать, что Турция демонстрировала поддержку Украине на начальном этапе (предоставление разведывательных беспи-лотников Bayraktar, в августе - бронеавтомобилей Kipri)2. Однако впоследствии турецкое руководство отказалось от сколь-нибудь значительной поддержки ВСУ.

В том, что касается позиции и роли Турции в событиях СВО на начальном этапе, следует отметить, что руководством страны - в лице президента Реджепа Т. Эрдогана - был принят курс, который можно охарактеризовать как своего рода «равноудалённость». С одной стороны, было заявлено, что у Турции есть «очень продвинутые» (gok ileri) отношения с Украиной. Но, с другой стороны, отношения с Россией также были охарактеризованы как «действительно продвинутые» (gerqekten ileri). Как следствие этого, заключил президент, для Турции неприемлемо отказаться «ни от той, ни от другой» стороны3.

Необходимо отметить, что на самом раннем этапе - до конца марта -Турция прилагала все усилия к тому, чтобы выступить в роли посредника (с аналогичными инициативами также выступил Израиль и арабские страны). Имели место встречи российских и украинских делегаций в Анталье и Стамбуле, в т. ч. на уровне министров иностранных дел. Эрдоган был готов лично выступить в роли посредника между президентами России и Украины. Все эти инициативы получили название «Стамбульского процесса» (по аналогии, видимо, с «Астанинским форматом» - применительно к урегулированию в Сирии). Однако, вопреки всем усилиям, мирного урегулирования достичь не удалось.

2 Erdogan Gets no Meeting with Biden at NATO Ukraine Summit // Al-Monitor. 24.03.2022. URL: https://www. al-monitor.com/originals/2022/03/erdogan-gets-no-meeting-biden-nato-ukraine-summit (accessed: 25.04.2023).

3 Türkiye Rusya'ya yaptirim uygulayacak mi? Erdogan herkesin merak ettigi soruyu yanitladi // Son Dakika. 23.02.2022. URL: https://www.sondakika.com/ekonomi/haber-turkiye-rusya-ya-yaptirim-uygulayacak-mi- erdogan-14753080/ (accessed: 25.04.2023). Ha Typ. A3.

Сейчас ретроспективно представляется, что, безотносительно изначальной цели переговоров (очевидного стремления избежать кровопролития), они привели лишь к перегруппировке ВСУ. Можно сказать, что время, которое было отведено переговорам, было использовано Украиной для организации сопротивления.

В свою очередь, Эрдоган продолжил претендовать на роль «миротворца» и позднее. Возможно, выдвигая свою инициативу, Эрдоган ставил целью не только предъявить благоприятную медийную картинку для своих избирателей, но также оказать воздействие на сам ход (если не сказать, исход) переговоров. В свою очередь, что касается медийных «бонусов», предположительно полученных Эрдоганом вследствие активного участия Турции в посредничестве, - об этом мы уже очень скоро сможем узнать: по результатам выборов 14 мая. Весьма вероятно, что инфляция, сохраняющаяся на уровне 50%4, окажется более веским аргументом для обывателей, чем напористая внешняя политика, которую Партия справедливости и развития продолжает предпринимать по всем азимутам.

В свою очередь, позиция и роль Турции на начальном этапе СВО (которые также могут быть охарактеризованы как «благожелательный нейтралитет») вполне устроили нашу сторону. В связи с этим можно привести слова министра иностранных дел России Сергея Лаврова, согласно оценке которого: «ключевая тема для нас сегодня - ситуация на Украине и необходимость её скорейшего урегулирования. Не секрет, что наши позиции не совпадают по этому вопросу, но мы очень ценим и относимся с большим уважением к позиции, которую Турция занимает, стараясь объективно подходить к задачам, вытекающим из текущего кризиса»5.

Более того, как показали дальнейшие события, можно сказать, что руководство Турции не только не склонилось за год СВО в сторону большей поддержки Украины, но, напротив, приложило усилия к тому, чтобы расширить сотрудничество с Россией, настолько (и по тем направлениям), насколько это вообще оказалось возможно.

В том, что касается «ответственного подхода» Турции к отношениям с Россией, следует отметить тот факт, что с самого начала СВО проливы Босфор и Дарданеллы не были закрыты для прохода российских судов. Данный запрос, согласно министру иностранных дел Мевлюту Чаву-

4 Consumer Prices // TQrkiye Cumhuriyet Merkez Bankasi. 01.04.2023. URL: https://www.tcmb. gov.tr/wps/ wcm/connect/EN/TCMB+EN/Main+Menu/Statistics/Inflation+Data/Consumer+Prices (accessed: 25.04.2023).

5 Лавров заявил, что Россия ценит подход Турции по Украине // ТАСС. 16.03.2022. URL: https:// tass.ru/ politika/14088549 (дата обращения: 25.04.2023).

шоглу, поступил от руководства Украины официально6. Данный сценарий вполне мог быть реализован, однако и в этом случае - в соответствии с Конвенцией Монтрё от 1936 г. - у кораблей Черноморского флота была бы возможность вернуться на свои базы (ст. 19). Во всяком случае руководство, находящееся у власти в Турции в настоящее время, не рассматривает СВО как угрозу собственной безопасности (в то время как такая ситуация тоже включена в Конвенцию, ст. 21)7.

В числе менее важных аспектов отношений Россия-Турция можно упомянуть дискуссию о предоставлении российского комплекса ПВО С-400, поставленного до этого Турции, Украине. Несмотря на то, что в обмен на это Турции сулили снятие санкций, наложенных на турецкий ВПК, Эрдоган дал понять, что этот вопрос для Турции закрыт8. Впрочем, вариант иного развития событий изначально представлялся маловероятным, т. к. нанёс бы большой ущерб не только двусторонним отношениям, но и репутации, имиджу Турции как надёжного партнёра и контрагента на международном уровне в целом.

Однако не обошлось и без «капли дёгтя». 23 апреля 2022 г. министром иностранных дел Турции М. Чавушоглу было заявлено, что страна закрывает своё воздушное пространство для российских самолётов, направляющихся в Сирию. Технически это выглядело как окончание деятельности предыдущего разрешения (выданного на три месяца) без, соответственно, продления, предоставления нового9. Несмотря на то, что у нашей стороны есть все основания рассматривать этот шаг как недружественный, нельзя сказать, что данное действие стало для нас критическим, хотя оно, безусловно, усложнило логистику для подразделений ВС РФ, находящихся в Сирии по приглашению президента Башара аль-Асада.

Также следует отметить участие и посреднические усилия Турции по обмену Константина Ярошенко на Тревора Рида, который состоялся 27 апреля в Анкаре10. Впоследствии, в сентябре, при посредничестве Тур-

6 Di§i§leri Bakani £avu§oglu, yaptirimlarin TQrkiye'ye etkisini degerlendirdi... Bogazlar ¡gin kritik karar // HQrriyet 25.02.2022. URL: https://www.hurriyet.com.tr/yazarlar/fatih-cekirge/disisleri-bakani-cavusoglu- yaptirimlarin-turkiyeye-etkisini-degerlendirdi-bogazlar-icin-kritik-karar-42010885 (accessed: 23.04.2023). На тур. яз.

7 Конвенция о режиме проливов // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. uRL: https://docs.cntd.ru/document/901884247 (дата обращения: 25.04.2023).

8 Эрдоган после встречи с Байденом заявил, что позиция Турции по С-400 не изменилась // ТАСС. 14.06.2021. uRL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11647233 (дата обращения: 25.04.2023).

9 Turkey Closes Airspace to Russian Jets Flying to Syria's War // Bloomberg. 23.04.2022. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-04-23/turkey-closes-its-airspace-to-russian-jets-flying-to-syria-s-war?leadSource=uverify%20wall (accessed: 25.04.2023).

10 ABD ile Rusya arasindaki tutuklu takasi TQrkiye'de yapildi // Anadolu. 27.04.2022. URL: https:// www.aa.com.tr/tr/dunya/abd-ile-rusya-arasindaki-tutuklu-takasi-turkiye-de-yapildi/2574673 (accessed: 25.04.2023). На тур. яз.

ции и Саудовской Аравии также произошёл обмен большого числа пленных между Россией и Украиной. По итогу в Россию, в частности, вернулся крупный украинский олигарх В. В. Медведчук, тесно связанный с Кремлём, в то время как некоторым командирам ВСУ было предоставлено убежище на территории Турции до окончания СВО «под личные гарантии турецкого президента»11. Данный жест, с нашей точки зрения, призван продемонстрировать, что Турция действительно является независимым арбитром, способным учитывать интересы обеих сторон.

Другим значимым направлением двустороннего сотрудничества стала т. н. «Зерновая сделка», целью которой было предоставить украинскому зерну доступ на мировой рынок, ввиду того, что многие страны Европы, Африки и Ближнего Востока находятся в зависимости от поставок этого, в известной степени, стратегического ресурса. Именно вопрос о поставках зерна - иными словами, обеспечения продовольственной безопасности - был одним из ключевых в ходе переговоров представителей МИД России и дипломатических ведомств стран Ближнего Востока. Следует отметить, что завоз зерна в порт Бердянска (Запорожская область) начался уже в конце июня, однако сама сделка была заключена месяц спустя, 22 июля, в Стамбуле. Как уже было указано, покупку зерна осуществляют многие страны мира и, что немаловажно, североамериканские трейдеры.

Следует отметить, что российское руководство высказывало недовольство сделкой, в том числе на высшем уровне. Так, президент России Владимир Путин заявил 7 сентября 2022 г. в ходе Восточного экономического форума, что основной объём продовольствия, вывозимого с Украины, направляется не в развивающиеся и беднейшие страны, а в ЕС, в то время как «Мы обещали сделать всё, чтобы обеспечить интересы развивающихся стран с точки зрения поставок на их рынок»12. Следует отметить, что одним из условий сделки было обеспечение экспорта в т. ч. российского зерна: как следствие этого продление «украинской» части договорённости представляется зависящим от реализации «российской». Изначально предполагалось, что эта инициатива рассчитана на 120 дней с возможностью дальнейшего продления при согласии сторон. Сделка действует и в настоящее время, будучи продлённой с 19 марта 2023 г. минимум на 60 дней, несмотря на то, что, как было заявлено пресс-секретарём президента России Дмитрием Песковым, «обстоятельства складываются не в пользу сделки», поскольку условия, касавшиеся экспорта

11 Эрдоган рассказал об отправке Медведчука в Россию // РБК. 23.09.2022. URL: https://www. rbc.ru/ politics/23/09/2022/632d9db49a794779b364cb8a (дата обращения: 23.04.2023).

12 Ответы на вывозы современности // Коммерсантъ. 08.09.2023. URL: https://www. kommersant.ru/doc/5549486 (дата обращения: 23.04.2023).

российского зерна, до сих пор не выполнены13. Весьма вероятно, что продолжение сделки будет зависеть от того, какое правительство придёт к власти в Турции по итогам выборов и будет ли оно при проведении собственных интересов стремиться к достижению компромисса с Россией.

Другим актуальным направлением двустороннего сотрудничества во второй половине 2022 г. стала подготовка к предполагаемой встрече между руководителями Турции и Сирии на высшем уровне. Следует отметить, что это цель, которую российская дипломатия преследует достаточно долгое время. Точнее, встреча Р. Эрдогана и Б. аль-Асада стала бы своего рода апофеозом усилий России по восстановлению отношений между двумя странами (без чего, в свою очередь, не представляется возможным окончательное урегулирование, завершение войны в Сирии). Несмотря на то, что российской стороне удалось добиться значительного прогресса в данном направлении (в частности, встреч руководителей спецслужб), речи о встрече двух руководителей стран пока не шло. Теперь ясно, что эта встреча уже не сможет произойти до выборов в Турции, хотя предполагалось, что она могла бы добавить Эрдогану «очков» в предвыборной гонке (коль скоро внутри Турции сирийский кейс подаётся, прежде всего, в контексте сирийских беженцев, их переселения из Турции обратно в Сирию).

В том, что касается экономического сотрудничества между нашими странами, можно отметить следующие моменты. В настоящее время целью двусторонних отношений было объявлено достижение «планки» торгового оборота в 100 млрд долл. Согласно данным за прошлый год, объём двусторонней торговли вырос в два раза и составляет 47 млрд долл., увеличившись за первые 9 месяцев 2021 г. в два раза. Таким образом, можно зафиксировать, что, рост двусторонней торговли переживает взрыв, однако это по-прежнему достаточно далеко от «целевых» показателей.

Также по данным за этот год можно утверждать, что с начала 2023 г. Россия стала лидером по объёмам экспорта в Турцию (обогнав Китай и Швейцарию)14. По данным Фонда исследования экономической политики Турции (TEPAV) число фирм с российским участием возросло за прошедший год в 7,7 раз по сравнению с 2021 г. (с 177 до 1363 фирм)15.

13 Песков: обстоятельства складываются не в пользу продления зерновой сделки // Коммерсантъ. 25.04.2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5953332 (дата обращения: 23.04.2023).

14 Foreign Trade Statistics, February 2023 // TQrkiye istatistik Kurumu (TUiK). 01.02.2023. URL: https://data. tuik.gov.tr/Bulten/Index?p=Foreign-Trade-Statistics-February-2023-49622&dil=2 (accessed: 23.04.2023).

15 2022 yilinda TQrkiye'de kurulan Rus ortakli §irketlerin sayisi 177'den 1363'e yQkseldi // TQrkiye Ekonomi Politikalari Ara§tirma Vakfi (TEPAV). 19.03.2023. URL: https://www.tepav.org.tr/tr/ haberler/s/10551 (accessed: 23.04.2023). На тур. яз.

Однако в плоскости экономического сотрудничества есть свои проблемы. Во-первых, согласно сообщению Bloomberg от 27 сентября 2022 г., государственные банки Турции Halk bank, Ziraat Bank и Vakif Bank приняли решение об отказе от обслуживания платёжной системы «Мир»16. i§ bank и Deniz bank также прекратили обслуживание карт «Мир». Несмотря на то, что в СМИ фигурировали сообщения о том, что президент Турции якобы поручил разработать «альтернативы платёжной системы «Мир», по состоянию на весну 2023 г. мы не можем подтвердить какой-либо практический, «зримый» прогресс в этом отношении.

Связаны эти решения были, в первую очередь, с решением Министерства финансов США о допущении введения санкций за поддержку российской платёжной системы «Мир» где-либо за пределами России17. В итоге к решению об отказе от использования «Мира» присоединился ряд банков не только Турции, но также Армении, Казахстана, Вьетнама и Узбекистана. Предлогом к введению санкций неизменно выступает угроза обхода тех санкций, что были введены против России сразу и вскоре после начала СВО. По состоянию на 15 сентября карты «Мир» принимали в 11 странах (в Турции, Вьетнаме и на постсоветском пространстве). Возможности использования системы «Мир» также рассматривались Ираном, Кубой, Египтом и Венесуэлой.

Это, конечно, намного облегчило бы санкции, введённые против нас. Но не получилось, и трудно поверить, что США не воспользовались бы рычагами давления на такие страны, как Турция. Как следствие этого, все финансовые потоки в мировой системе остаются относительно прозрачными для американских институтов, осуществляющих регулирование в этой сфере.

Другим направлением экономического сотрудничества стало строительство четырёхреакторной АЭС «Аккую». Здесь предметом конфликта интересов стал вопрос о том, какая фирма должна стать генеральным подрядчиком. Став «камнем преткновения», этот вопрос решался на высшем уровне, в ходе встречи президентов в Сочи. С чем было связано недовольство российской стороны, не уточняется. Но, по всей видимости, Эрдогану удалось найти какие-то аргументы в пользу IC Ictas Insaat Sanayi ve Ticaret A. S. Именно эта фирма теперь вернется к строительству трёх из четырёх реакторов АЭС (первый будет достроен фирмой TSM Enerji).

16 Turkish State Banks Set to Exit Russia's Mir on US Warning // Bloomberg. 27.09.2022. URL: https://www. bloomberg.com/news/articles/2022-09-27/turkish-state-banks-set-to-exit-russia-s-mir-after-us-warning?leadSource=uverify%20wall (accessed: 25.04.2023).

17 Russian Harmful Foreign Activities Sanctions (1084) // U. S. Department of the Treasury. URL: https://ofac. treasury.gov/faqs/topic/6626 (accessed: 25.04.2023).

В том, что касается TSM Enerji, перехватившей инициативу у своего конкурента, то она была охарактеризована лидером турецкой оппозиции Кемалем Кылычдароглу как «консорциум трёх российских компаний». По его мнению, это является красноречивым свидетельством в пользу того, в какой зависимости находится его страна от России в энергетической сфере. Впрочем, в этом отношении основной кандидат от оппозиции на предстоящих выборах может быть не далёк от истины. В любом случае, вопрос о главном подрядчике строительства АЭС, призванной удовлетворять до 10% текущего энергопотребления Турции18, стал предметом националистической истерии, в которой также приняла участие «Хорошая партия» Турции (iyi Parti) во главе с её председателем Мераль Акшенер.

Проект АЭС «Аккую» реализуется «Росатомом» по модели BOO (build-own-operate - «строй-владей-эксплуатируй»). Проект включает в себя четыре энергоблока с российскими реакторами c повышенной безопасностью (что немаловажно для сейсмоопасного региона). Мощность каждого энергоблока АЭС составляет 1,2 ГВт19. Заливка бетона под первый энергоблок была осуществлена в 2018 г., второй - в 2020 г., третий -в марте 2021 г., четвёртый - в июле 2022 г.

Другим аспектом экономического взаимодействия между нашими странами стало то, что, как было заявлено вице-премьером России А. В. Новаком, в ходе переговоров между президентами России и Турции 7 октября в Сочи была достигнута договорённость о том, что с этого момента Турция начинает частично оплачивать российский газ в рублях. Технические моменты - каким образом будет проходить процедура оплаты (как это было в случае с «недружественными странами» из ЕС) - уточнено не было20.

Наряду с этим неизвестно, просит ли Турция скидку на газ у России. Позднее, в декабре поступила информация от агентства Bloomberg, согласно источникам которого турецкая сторона рассчитывает на скидку на газ «более чем в 25%» (причём распространяться она должна не только на закупки 2023 г., но и на некоторые выплаты прошлого года)21.

18 Встреча с Президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом // Президент России. 13.10.2022. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/69590 (дата обращения: 23.04.2023).

19 «Росатом» сменил генподрядчика АЭС «Аккую» в Турции, возможен арбитраж в Лондоне // Переток.ру. 02.08.2022. URL: https://peretok.ru/news/engineering/25247/ (дата обращения: 25.04.2023).

20 Турция согласилась перейти на частичную оплату российского газа в рублях // Коммерсантъ. 05.08.2022. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5501375 (дата обращения: 23.04.2023).

21 Turkey Plans Talks With Russia to Seek Discount on Gas Imports // Bloomberg. 08.12.2022. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-12-08/turkey-plans-talks-with-russia-to-seek-discount-on-gas-imports-lberqt7r?leadSource=uverify%20wall (accessed: 23.04.2023).

Несмотря на то, что последующих подтверждений этого «вброса» не было, с нашей точки зрения подобный сценарий развития событий представляется вполне вероятным: ввиду того, что, сближаясь с Турцией, что отвечает нашим интересам в целом, мы вступаем в большую зависимость от неё (прежде всего по вопросу об экспорте углеводородов). С нашей точки зрения турецкая сторона обязательно будет пользоваться сложившейся ситуацией с вытеснением России с энергетического рынка ЕС. Притом, что нашей дипломатии удаётся купировать негативные последствия неблагоприятной конъюнктуры, с точки зрения долгосрочной перспективы ситуация представляется не столь радужной.

Также известно, что с 1 декабря 2022 г. ужесточены требования к танкерам для прохождения через Босфор. Результатом этого стало то, что в проливах образовалась очередь из 29 танкеров22. И хотя ясно, что любые задержки в мировых поставках спровоцируют рост цен на энергоносители, для России это проблема прежде всего политическая: в том смысле, что, контролируя проливы, Турция - так же, как это всегда было в нашей истории - может оказывать давление на Россию по другим вопросам. Они могут касаться в равной степени как дискуссии о цене на газ, так и, скажем, сирийского урегулирования (как об этом уже было сказано: когда Турция отказалась предоставлять своё воздушное пространство для российских самолётов, летящих в Сирию. Проливы представляют собой, с нашей точки зрения, аналогичный фактор).

В завершение разбора темы экономического сотрудничества отметим заявление президента Турции, сделанное по итогам встречи с президентом России, о проработке проекта создания нового международного газового хаба в Республике, целью которого, в частности, стал бы перенос транзита газа с взорванных ниток «Северного потока» на южное направление, черноморский регион (притом, что, как заявил Путин, попытка диверсии была предпринята также на «Южном потоке»)23. «Вместе с господином Путиным мы поручили нашему министерству энергетики и природных ресурсов и соответствующему ведомству с российской стороны провести совместную работу. <...> У нас есть национальный распределительный центр, но, конечно, теперь это будет международный [выделено нами - И.В.] распределительный центр», - заявил Эрдоган, тем самым напрямую связывая амбиции турецкого руководства, претендую-

22 Почему Турция просит «Газпром» об очень серьёзном одолжении // Эксперт. 09.12.2022. URL: https://expert.ru/2022/12/9/turtsiya-zaprosit-25-skidku-na-rossiyskiy-gaz/ (дата обращения: 23.04.2023).

23 Встреча с Президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом // Президент России. 13.10.2022. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/69590 (дата обращения: 23.04.2023).

щего на выход на международный уровень с точки зрения энергетики, «энергетического экспорта», с сотрудничеством с Россией24.

Таким образом, можно утверждать, что при проведении своей политики в отношении России в контексте СВО Турция наталкивалась на протяжении всего времени проведения операции на давление стран Запада (прежде всего, США), целью которых было склонить страну к разрыву отношений с Россией. Однако правительство, представленное Партией справедливости и развития и Р. Т. Эрдоганом, не поддавалось этому воздействию. Тем не менее, в некоторых аспектах сотрудничество между нашими сторонами оказалось меньшим, чем могло бы быть (прежде всего, по использованию альтернативной платёжной системы «Мир») Главный вопрос теперь - кто победит на выборах, исход которых остаётся в высокой степени непредсказуемым.

Тема отношений между нашими сторонами даже за один прошедший год представляется необъятной. Очень много событий произошло, встречи между руководителями наших стран носили частый, едва ли не регулярный характер. У нас много направлений взаимодействия, много «точек соприкосновения», но также большие противоречия. Турция представляет собой амбициозного игрока, претендующего на полностью самостоятельную позицию, стремящегося по всем направлениям политики «продавливать» собственное видение. С одной стороны, это производит впечатление агрессивности, с другой стороны, вызывает сомнения в том, способна ли Турция - по совокупности своих потенциалов, ресурсов - вынести ту роль, что сама на себя возложила (которая была возложена на неё руководством в лице Партии справедливости и развития). Текущие кризисные явления в турецкой экономике могут свидетельствовать в пользу того, что Турция может не справиться с этой задачей.

Таким образом, можно сделать вывод, что, во-первых, отношения между Россией и Турцией носят многогранный характер. Во-вторых, в 2022 г. они испытали на себе - будучи неотъемлемым элементом мировой политики и значимым направлением внешней политики России - сильнейшее воздействие событий на Украине. Можно сказать, что СВО стала фактором, который привёл к тому, что некоторые направления российско-турецкого сотрудничества, имевшие место до 24 февраля 2022 г., перешли в новое «русло»: обрели новый импульс, динамику. В то же время возникли новые формы сотрудничества.

24 Turkiye will be a natural gas hub: President // Anadolu Ajansi. 19.10.2022. URL: https:// www.aa.com.tr/ en/politics/turkiye-will-be-a-natural-gas-hub-president/2715311# (accessed: 23.04.2023).

В связи с многоаспектным характером отношений Россия-Турция представляется необходимым условно разделить направления взаимодействия на «политические» и «экономические». Применительно к «политическим» речь идёт о:

1) сирийском урегулировании;

2) ситуации на Южном Кавказе по итогам поражения Армении во Второй Карабахской войне 2020 г.25

В свою очередь, в том, что касается «экономических» вопросов, нужно выделить следующие аспекты:

1) двусторонняя торговля;

2) строительство АЭС «Аккую»;

3) создание международного «энергетического хаба»;

4) зерновая сделка.

Безотносительно успехов российских дипломатов в их переговорах с турецкими коллегами по «сирийскому треку» (послевоенному урегулированию), в том, что касается экономических отношений между нашими странами, всё представляется хоть и достаточно позитивным, но далеко не однозначным. С одной стороны, объём двусторонней торговли вырос за прошлый год в два раза. Это очень хороший результат, тем более что рост демонстрирует в т. ч. несырьевой экспорт. Однако, с другой стороны, расширение сотрудничества - и, в первую очередь, именно в сырьевой сфере (перспектив создания «газового хаба») - несёт в себе риски попадания в зависимость.

Связано это со следующими обстоятельствами. Следует отметить, что отношения между Россией и Турцией в целом носят ярко выраженный «комплексный» характер. Это означает, что все аспекты двустороннего сотрудничества находятся в неразрывной связи друг с другом. Наличие тесных связей в торговле будет способствовать преодолению политических разногласий в Сирии. С другой стороны, конфликт интересов по Южному Кавказу или на Украине может привести к сокращению сотрудничества.

В ситуации текущей мировой конъюнктуры (конфронтации с Западом вследствие СВО, в то время как Турция - член НАТО; неопределённости исхода предстоящих выборов в Турции) появление «чёрных лебедей» представляется даже более вероятным. Если смотреть на отношения целостно, необходимо зафиксировать следующее. В том случае, если проект международного «газового хаба» будет реализовываться, он может

25 В настоящей работе текущая ситуация в Карабахе не рассматривается, однако наличие этого фактора также представляется необходимым зафиксировать, коль скоро речь идёт о том, чтобы представить картину российско-турецких отношений в полном объёме.

сделать Россию зависимой от Турции как основной страны-транзитёра газа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что Турция активно привлекает других экспортёров газа: Иран, Азербайджан (Трансанатолийский газопровод, TANAP с 2018 г.), Туркмению и Казахстан (Транскаспийский газопровод, в проекте), Ирак (в проекте)26.

Даже в том случае, если России придётся конкурировать только с азербайджанским газом, это всё равно сможет подорвать нашу «сделочную позицию»: не факт, что российское предложение неизменно будет оказываться самым выгодным, равно как и то, что нам всегда будет удаваться гармонизировать наши интересы с Азербайджаном. Не говоря уже о том, что торговля через посредника по определению менее выгодна, нежели напрямую.

Единственным оправданием того, что на такой вариант сотрудничества приходится соглашаться, является то обстоятельство, что Турция остаётся де-факто единственной страной, посредством которой экспорт российского газа на рынок ЕС - хотя бы в теории - остаётся возможен. С этой точки зрения логика аналогична той, что была выдвинута западными контрагентами касательно «потолка цен» на российскую нефть: с одной стороны, ограничение на цену не столь велико, чтобы добыча стала совсем нерентабельна (а, стало быть, зависимость России сохранилась), с другой стороны, прибыль, извлекаемая российскими энергетическими компаниями, должна стать теперь как можно меньшей.

Таким образом, можно сказать, что Турция, пользуясь во многом безвыходным положением России в сложившейся геоэкономической конъюнктуре, сможет расширить свой инструментарий давления на нашу страну.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве наилучшей аналогии уже отмеченной нами «комплексности» отношений Россия-Турция является то, что, во-первых, Турция уже обладает действенным инструментом оказания давления на Россию, а именно контролем над проливами Босфор и Дарданеллы. Более того - в контексте текущей ситуации - уже имел место прецедент, когда российские суда (нефтеналивные танкеры) - под тем или иным предлогом задерживали в Проливах. Несмотря на то, что в прошлый раз вопрос был решён достаточно быстро, во-первых, нельзя исключать повторения подобных инцидентов в будущем (особенно в случае прихода к власти оппозиции). Во-вторых, для нас представляется затруднительным однозначно утверждать, знаком несогласия с чем в наших

26 В том, что касается Ирака: Веденеев И. Н. Курдистан - 2022: перекрёсток противоречий // Российский совет по международным делам (РСМД). 02.12.2022. URL: https://russiancouncil. ru/analytics-and-comments /analytics/kurdistan-2022-perekryestok-protivorechiy/ (дата обращения: 23.04.2023).

отношениях подобный жест может являться: связан ли он с несогласием с какими-то нашими шагами в отношении Сирии или по какому-то другому направлению двустороннего взаимодействия. Фактически проливы могут использоваться как инструмент давления на нас по любому вопросу (особенно теперь, когда экспорт нефти осуществляется преимущественно танкерами). Также необходимо иметь в виду сугубо экономическое соображение - стремление увеличить доход от сбора в ситуации экономического кризиса в стране. Однако едва ли можно утверждать, что этот фактор является основным (не говоря уже о том, что подобные инциденты всегда происходят в определённый момент).

Иными словами, в том, что касается перспектив экономического сотрудничества, вывода энергетического взаимодействия на новый уровень, мы утверждаем, что «газовый хаб» может быть использован турецкой стороной аналогично проливам - т. е. в качестве инструмента давления на Россию. Мало того, что собственно экономическая «сделочная позиция» России будет подорвана (что отчасти уже произошло из-за того, что у нас больше нет возможности поставлять газ в Европу напрямую). Реализация проекта «газового хаба» вполне может сказаться на ухудшении нашей «переговорной позиции» уже по другим вопросам двустороннего (и не только двустороннего) сотрудничества в будущем.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Веденеев Илья Николаевич -

канд. ист. наук, научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока, Институт востоковедения Российской Академии наук, Москва, Россия

Vedeneev Ilia N. - PhD (History), scientific researcher, Center for Middle East Studies, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Science, Moscow, Russian Federaton

Раскрытие информации о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье

Поступила в редакцию: 04.05.2023.

Одобрена после рецензирования и принята к публикации: 15.05.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest. Article info

Submitted: 04.05.2023.

Approved after peer reviewing and accepted for publication: 15.05.2023. The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.