Научная статья на тему 'Стратегическое управление развитием инвестиционно-строительного комплекса региона'

Стратегическое управление развитием инвестиционно-строительного комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин А. В.

В статье с позиций стратегического управления и кластерного подхода рассматривается развитие регионального инвестиционно-строительного комплекса. Дано авторское толкование понятия «региональный строительный кластер». Предложен концептуальный подход и представлена институциональная пирамида функционирования жилищного сектора, которые являются базой для согласования множества целей и действий субъектов инвестиционно-строительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление развитием инвестиционно-строительного комплекса региона»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

РЕГИонА

А. в. вОрОНИН, кандидат экономических наук, доцент тюменский государственный архитектурно-строительный университет

Инвестиционно-строительная деятельность представляет собой масштабное и быстро растущее производство, имеющее выраженную региональную специфику в силу сохраняющейся значительной автономизации хозяйственных и социальных комплексов территорий. Потребность в строительной продукции и услугах испытывают как отдельные элементы народнохозяйственного комплекса, так и общество в целом. Производственные мощности отраслей имеют высокий процент износа, существует дефицит строительной продукции практически в любом сегменте экономики. Так, в жилищном строительстве существует проблема аварийного и ветхого жилищного фонда, которая пересекается с проблемой доступности и комфортности жилья, предполагающей новое инфраструктурное строительство.

Одна из основных стратегических проблем развития регионального инвестиционно-строительного комплекса (ИСК) — несоответствие его принципам функционирования конкурентной среды. Устоявшимися факторами такой динамики являются низкая эффективность взаимодействия предприятий внутри технологических цепей, высокий процент износа активной части основных фондов, неритмичность производства и его низкая гибкость в отношении удовлетворения спроса на строительную продукцию. В этих условиях главной задачей будет нахождение наиболее предпочтительного сочетания правовых, экономических, экологических, социальных и технических сторон функционирования и развития участников регионального ИСК на основе концептуального решения. Несмотря на значительное число публикаций и исследований развития строительного комплекса, многие теоретические, методологические и методические аспекты формирования системы

стратегического управления ИСК региона требуют дальнейшего изучения.

Одним из эффективных способов решения задач стратегического регионального развития является кластерный подход. Традиционно в качестве выгодных государству позиций кластеров выделяют то, что они [6]:

1) порождают инновации;

2) способствуют повышению продуктивности производства;

3) увеличивают возможность занятости населения в регионе;

4) стимулируют региональное предпринимательство;

5) поддерживают диверсификацию и стабильность региональной экономики;

6) в целом содействуют ускорению экономического роста региона, в котором базируются.

Кластерное образование следует рассматривать с системных позиций. Системообразующим элементом выступает инвестиционный проект производства строительной продукции, определяющий видовые признаки системы с учетом специфики строительной продукции как объекта взаимоотношений экономических субъектов в процессе ее производства, распределения, обмена и потребления. Декомпозиция инвестиционного проекта может быть произведена по признаку продукции, получаемой в результате его реализации (рис. 1).

Первый уровень структуризации предполагает деление продукции на жилое и нежилое назначение. Первичным элементом жилищного фонда является жилая ячейка (квартира, индивидуальный дом), представляющая пространство, в котором осуществляется жизнедеятельность человека. В свою очередь, совокупность жилых ячеек совместно с инженерными, техническими, архитектур-

ными и строительными элементами составляют жилое здание, которое выступает элементом жилищного фонда. Под жилищным фондом понимают совокупность всех жилых зданий и помещений на определенной территории. Инвестиционные проекты производства строительной продукции нежилого назначения представляют собой подсистемы проектов по строительству, реконструкции, расширению, техническому перевооружению, капитальному ремонту зданий (социально-культурного и производственного назначения) и сооружений. Первичным элементом строительной продукции нежилого назначения являются производственные мощности и объекты производства строительства (электростанции турбинные, линии электропередачи, мощности по добыче угля и другие, а также общеобразовательные, дошкольные, больничные учреждения и т. д.).

Вокруг инвестиционного проекта производства строительной продукции формируются внутрисистемные связи субъектов ИСК региона. Кластерная политика основывается на стимулировании укрепления взаимосвязей участников кластера, развитии отношений крупного, среднего и малого бизнеса, что особо актуально для ИСК, поскольку малые предприятия, в том числе микропредприятия, составляют значительную его часть. Сотрудничество субъектов кластера, как правило, направлено на использование общих систем снабжения, подготовки специалистов, проведения научных исследований, информационной поддержки и тому подобного для усиления своей конкурентоспособности на более крупном рынке (мезо-, макро-, мега), сохранить или укрепить свои позиции на традиционном, обеспечить себе устойчивое преимущество по сравнению с другими кластерами и/или внеклас-терными образованиями.

Строительный кластер является реализацией стратегического управления ИСК, поскольку формирование такой формы интеграции предполагает:

• переход на новый уровень отношений между партнерами и конкурентами, реализацию принципа саморазвития в ответ на непрерывное изменение экзогенных параметров деятельности;

Рис. 1. Структуризация инвестиционного проекта производства строительной продукции

преодоление пассивности предпринимателей и значительного их недоверия друг к другу, повышение мотивированности в определении системы взаимодействий, в том числе с конкурентами, усиливающей их индивидуальные и совокупные конкурентные преимущества по сравнению со схемой множества промежуточных звеньев для увеличения собственного дохода;

широкое участие в инвестиционно-строительной деятельности не только предприятий, принадлежащих строительной технологической цепи от поставщиков до потребителей, но и специализированных образовательных, научно-исследовательских учреждений, консалтинговых служб, органов территориального управления и т. д.;

согласование интересов субъектов инвестиционно-строительной деятельности и задач социально-экономического развития региона, направленных на повышение качества жизни его населения, посредством активной позиции в сотрудничестве предпринимателей и структур власти;

развитие национальной инновационной системы, что должно быть задачей органов государственного управления, стимулирование снижения инерционности строительства в освоении инноваций с учетом растущего спроса на строительную продукцию (услуги); разработку долгосрочных планов сотрудничества между участниками кластера, имеющих для них необратимые (как положительного, так и отрицательного характера от сближения структур) последствия в системе принятия инвестиционных решений; формирование информационной среды, эффективной для взаимодействия многочисленных участников (институтов и отраслей), в том

числе между строительными организациями и банками, что позволит снизить финансовые риски и, как следствие, стоимость инвестиционных ресурсов;

• поддержание малого и среднего бизнеса, их эффективное взаимодействие с крупным предпринимательством, ориентация на выравнивание технического уровня участников кластера.

На основании изложенного можно определить региональный строительный кластер как региональную систему, составляющими которой выступают участники инвестиционных проектов производства строительной продукции, взаимозависимые в удовлетворении индивидуальных интересов, а также поддерживающие институты, ассоциации и организации, позволяющие создать для них суммарный синергетический эффект, содействующий повышению качества жизни населения и, в целом, росту конкурентоспособности региона.

Наш подход к определению категории «кластер» основан:

• на свойстве территориальности как исторически сложившейся особой организации компонентов окружающей среды;

• возможности формирования кластера на основе интеграции предприятий, организаций и/или отраслей, сотрудничающих в выпуске продукции единой природы и относительной однородности образованной системы;

• гибком сочетании свойств целостности и обособленности такой системы, позволяющем значительный маневр для стратегий участников кластера в усилении своей индивидуальной конкурентоспособности;

• понимании кластера как самостоятельного элемента регионального социально-экономического комплекса и объекта регулирования;

• на выделении целевой направленности, возможности объединения субъектов кластера в рамках целевых программ и государственных (местных) стратегий социально-экономического развития.

Роль государства (региона) в инициализации формирования кластера реализуется посредством [6]:

• совместной деятельности в данном направлении представителей предпринимательства и руководителей регионов;

• организации процесса обсуждения возникающих проблем и убеждения бизнес-сообщества;

• оказания помощи государством;

• использования налоговой политики;

• организации и помощи в обучении работников предприятий, поощрения инвестиций в исследования;

• направляющего регулирования, в том числе, выявления возникающих производств, государственного и муниципального заказа местных товаров и услуг, определения приоритетных проектов для экономики региона, заказа и стимулирования научных исследований в этих сферах;

• содействия созданию специализированных финансовых фондов и упрощения доступа к капиталу.

Кластеризация является своего рода управленческим подходом диверсификации и развития экономик регионов. Потенциальный строительный кластер не имеет идеальной структуры и направлен на удовлетворение преимущественно внутреннего спроса на строительную продукцию и услуги. Он включает в себя все фазы общественного воспроизводства, а состав его участников не является постоянным. Эффективно сочетая микроэкономический аспект воспроизводства основных фондов отдельного пользователя строительной продукции с макроэкономическим аспектом стимулирования улучшения среды обитания людей, строительный кластер содействует качественному росту экономики государства.

Рассмотрим реализацию кластерного подхода в аспекте повышения инвестиционной активности субъектов предпринимательской деятельности в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Связь между жилищным строительством и выполнением жилищем своей базовой функции «места жизнедеятельности» человека (семьи) раскрывается только с учетом государственных и личных приоритетов, уровня благосостояния и бюджетных ограничений, динамики изменения предпочтений и стереотипов поведения, региональных диспропорций и динамики таких макропроцессов, как демографическая революция и т. п.

Представленные замечания определяют необходимость рассмотрения «жилищного вопроса» в единстве трех структур, образующих жилищный сектор: жилищного рынка, государственной и муниципальной жилищной политики и действий семей, направленных на сохранение и преумножение жилищного имущества сменяющими друг друга поколениями [4]. В работе Т. Ю. Воротниковой подробно рассмотрено множество взаимосвязей жилищного рынка региона с другими региональны-

ми рынками, такими как: инвестиционный рынок, рынок капитала (ссудного капитала, ценных бумаг, страховых услуг), рынок недвижимости (земля и нежилая недвижимость), строительный рынок (подряд и строительные ресурсы), рынок труда, рынок энергетических ресурсов, рынок потребительских товаров, рынок коммунальных услуг и т. д. [3]. Учет этих взаимосвязей определяет комплексный результат усилий решения жилищной проблемы. К сожалению, в нашей стране в этом вопросе существует значительный дисбаланс. В качестве примеров можно отметить: несовпадение территориального распространения нового строительства с географией наличия ветхого и аварийного жилого фонда; дефицит квалифицированных трудовых ресурсов, определяющий снижение качества строительных работ; правовые проблемы, создающие неэффективные барьеры для получения разрешений на строительство и т. д. [1].

В качестве основных жилищных концепций выделяют либеральную и социальную. Первая основана на принципе удовлетворения потребности в жилище как соотношения платежеспособного спроса и предложения товара на рынке. В свою очередь, социальная жилищная концепция определяет ответственность государства за результативность этого процесса в соответствии с потребностями и условиями социального равенства. При этом четкой границы в жилищной политике современных государств в реализации указанных концепций не существует. Можно лишь говорить о доминировании того или иного института. В нашей стране выбор сделан в пользу рыночного подхода.

Государственная и муниципальная

Рис. 2. Институциональная пирамида функционирования жилищного сектора

Реальные действия семей, как выразителей спроса на жилье (на условиях права собственности и/или найма), предпринимаются при осознании ими жилищной проблемы как безотлагательной и злободневной (таких семей 15 % против 60 % семей, не удовлетворенных своим жильем). При этом решающую роль в оценке жилищных условий имеют, прежде всего, качественные параметры жилья, а не число квадратных метров, приходящееся на одного члена семьи, что часто является официальным критерием остроты жилищной обеспеченности. Желание иметь новое жилье не означает, что домохозяйства готовы идти на реальные действия, в том числе на получение и последующее погашение ипотечных кредитов [5].

Таким образом, в нашей стране наблюдается несогласованность и односторонность управленческих подходов в рамках жилищного сектора, что не позволяет комплексно рассматривать и подготавливать варианты реализации целей национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Соединение различных плоскостей рассмотрения составляющих жилищного сектора с региональной социально-экономической системой позволит уточнить видение «жилищного вопроса» на территории. Элементом его решения (т. е. направленного действия, но не постановки задачи) является региональный строительный кластер, включающий все фазы общественного воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление жилья. На рис. 2 представлена институциональная пирамида, отражающая взаимодействие (согласование) состояний жилищного сектора и регионального строительного кластера.

Нижняя плоскость пирамиды формирует жилищный сектор как постановку цели и задач, желаемых (ожидаемых) результатов с учетом политики государства, местных органов власти и управления, домохо-зяйств и условий жилищного рынка. Под жилищным рынком, согласно [3], будем понимать механизм реализации экономических отношений, возникающих между продавцами и покупателями в процессе совершения операций купли—продажи жилья или

жилищных услуг: Учитывая значительное разнообразие отношений, связанных с категорией «жилище», жилищный сектор не может быть ограничен только рамками экономических отношений. Ориентирами жилищной политики являются:

• обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан;

• создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования строительства и реконструкции жилищного фонда;

• развитие частной собственности и обеспечение прав собственников в жилищной сфере;

• развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда.

Эти компоненты образуют со строительным кластером еще три взаимосвязанные между собой институциональные плоскости:

• согласование действий и интересов домохозяйств и профессиональных участников рынка;

• согласование структуры спроса и предложения на рынке жилья;

• согласование интересов государства и профессиональных участников рынка.

В рассматриваемых плоскостях реализуются экономические, политические и другие институты как совокупность формальных и неформальных норм, формирующих пределы изменения параметров, регулируемых аспектов взаимодействий субъектов среды [2].

Строительный кластер является частью социально-экономической системы региона. Сохраняя многоотраслевое содержание, он отражает специфические особенности территориального развития. Мы понимаем кластер как самостоятельный объект регулирования, наличие возможности объединения субъектов кластера в рамках целевых программ и государственных (местных) стратегий социально-экономического развития. Кластерный подход предоставляет возможность реализовать механизм взаимодействия организаций и органов власти, основанный на этархическом принципе управления. Как следствие, одним из основных в функционировании и развитии кластера является принцип согласованности стратегии развития строительного кластера со стратегией социально-экономического развития региона. При этом региональная стратегия не может противоречить ориентирам федерального уровня. Этот принцип

предполагает невозможность несвязанного развития одного объекта регулирования без другого.

Учитывая, что участниками ИСК является большое разнообразие организаций по формам собственности, масштабу деятельности, уровню специализации и кооперирования, преследующих собственные различные интересы и цели, отражающие отраслевые и территориальные приоритеты, частные устремления их собственников, они (участники ИСК) имеют независимое понимание видения и стратегии своей деятельности. Представленный концептуальный подход стратегического управления развитием ИСК региона является базой для согласования множества целей и действий субъектов. Развитие строительного кластера, в том числе его инициализация, позволяет государству создавать такие условия, которые бы стимулировали многих участников к развитию эффективных форм предпринимательства с позиций решения социально-экономических задач государства и удовлетворения потребностей общества. Совершенствование кластерной концепции — всегда незавершенный процесс, в стратегическом управлении он является основой согласования (компенсации) внешнего разнообразия внутренним, существования в устойчивом неравновесном состоянии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзинова И. М«Жилищный вопрос» в трех измерениях / И. М. Айзинова // Проблемы прогнозирования, 2007, № 2. С. 90—115.

2. Зверев В. С. Институциональная среда экономики /В. С. Зверев. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. 244 с.

3. Овсянникова Т. Ю. Инвестиции в жилище / Т. Ю. Овсянникова. — Томск: изд-во Томск. гос. архит. -строит. ун-та, 2005. — 379 с.

4. Пчелинцев О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития / О. С. Пчелинцев; Ин-т народнохозяйственного прогнозирования РАН. — М.: Наука, 2004. — 258 с.

5. Тихонова Н. Е. Жилищная обеспеченность и жилищная политика в современной России / Н. Е. Тихонова, А. М. Акатнова, Н. Н. Седова // Социологические исследования, 2007. № 1. С. 71—81.

6. Cluster-Based Strategies for Growing State Economies / www. nga. org/Files/pdf/ 0702INN0VATI0NCLUSTERS. PDF.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.