Основные направления политики формирования инвестиционностроительного кластера в Республике Татарстан Main trends in policy when forming an investment-building cluster in the
Republic of Tatarstan.
Федоренко Ольга Семеновна, к.э.н., старший преподаватель кафедры экономической теории Казанский государственный архитектурно-строительный университет,
ol gafed80 @mail. ru Olga Fedorenko, PhD in Economics, the senior teacher of theoretical economics Kazan State University of Architecture
and Building Constructions.
Аннотация: В условиях глобализации кластерный подход является наиболее эффективной формой достижения и сохранения высокой
конкурентоспособности страны, региона, предприятия. В статье
рассматриваются основные направления кластерной политики, проводимой региональными органами власти при формировании инвестиционностроительного кластера в Республике Татарстан.
Summary: In times of globalization cluster approach is the most efficient way of forming and preserving high level of competitiveness of the company, region, country. Article describes main trends of cluster policy used by regional state departments while developing an investment-building cluster in the Republic of Tatarstan.
Ключевые слова: кластеризация, инвестиционно-строительный кластер, инвестиционная инфраструктура.
Key words: clusterization, investment-building cluster, investment
infrastructure.
Приоритетным направлением политики модернизации экономики становится реализация кластерного подхода в регионах Российской Федерации. Устранение препятствий для роста и совершенствования существующих и возникающих кластеров способствует активизации инвестиционной
деятельности в регионе, а часть появившихся инвестиций направляться в кластеры. Участники кластеров направляют инвестиции в специализированные, но сходные технологии, в инфраструктуру, информацию, человеческие ресурсы, что в конечном итоге приводит к возникновению новых фирм, росту эффективности предпринимательской деятельности и конкурентоспособности региона и страны в целом.
Деятельность по реализации кластерного подхода называется кластеризацией и представляет собой комплекс организационно-экономических мероприятий, проводимых федеральными и региональными органами власти, а также общественными институтами с целью объединения организаций в кластеры и установления внутренних связей между участниками кластера.
Политика правительства, направленная на поддержку кластеризации, существенно отличается от политики, нацеленной на поддержку отдельных предприятий, и называется кластерной политикой.
Анализируя мировой кластерный опыт, нами сделан вывод о том, что именно те страны и регионы, которые реализуют кластерные стратегии, эффективнее развиваются, что в свою очередь обеспечивает конкурентоспособность экономических систем и привлекает в кластеры дополнительные инвестиции.
Процессы глобализации затрудняют принятие решений государством, заставляют проявлять конкурентную борьбу не только в мирохозяйственных отношениях, но и в дипломатических. В таких условиях главная задача государства - это способность обеспечивать свои национальные интересы.[1] Поэтому практически во всех рассмотренных странах, использующих кластерный подход, инициаторами кластерного развития являются государственные органы власти. Однако в некоторых странах, например, Великобритании, финансирование создания кластеров производилось в основном со стороны бизнеса, тем не менее, органы власти создавали необходимые условия для развития кластеров. Однако неоспорим тот факт, что практически все они функционируют и приносят большие прибыли не только
участникам кластера, но и странам, в которых находятся. Именно в кластерах этих стран создается наиболее конкурентоспособная продукция в мире и сосредоточена существенная доля трудовых ресурсов.
В настоящий момент власти некоторых российских регионов, перенимая опыт зарубежных стран и используя наработки российских ученых, пробуют внедрять кластерную политику в регионы для повышения эффективности местных производителей и роста конкурентоспособности регионов.
В связи с этим кластеры являются причиной пристального внимания органов власти и крупных капиталовложений. В итоге кластер становится большим, чем просто сумма отдельных организаций. В результате работы кластера экономические ресурсы начинают также притекать к нему из изолированных отраслей, функционирующих отдельно от кластера, которые сами по себе не могут работать и использовать ресурсы столь же эффективно.
Требует уточнения тот факт, что органы власти играют высокую роль только на первых этапах создания кластеров. Эта роль заключается в оценке внешнеэкономического потенциала региона, в выборе наиболее перспективных кластеров и помощи в их формировании и обусловлена учетом интересов регионального развития. На раннем этапе, считает М.Портер, главная задача правительства - это улучшение инфраструктуры и устранение неблагоприятных условий, затем его роль должна концентрироваться на устранении ограничений к развитию инноваций. [3] Постепенно роль региональных властей снижается, и главную роль начинают играть законы рыночной экономики, стимулирующие развитие наиболее выгодных производств, а роль региональных органов власти сводится к поддержке важнейших кластеров.
Реализация кластерного подхода в Республике Татарстан поможет более быстрому развитию кластерообразующих организаций и создаст условия для крупных капиталовложений. Поток целенаправленных инвестиций приведет к возникновению новых компаний, увеличению объемов производства, росту конкуренции, повышению качества продукции, снижению цен, увеличению
платежеспособного спроса населения - и к новому витку инвестиций, что в свою очередь укрепит позиции Республики Татарстан на национальном и мировом рынках.
Профильную структуру региона формируют его базовые отрасли и предприятия, продукция которых продается как внутри региона, так и экспортируется за его пределы, и обеспечивают поступление в регион первичного дохода. Поэтому региональные власти в наибольшей мере заинтересованы в повышении конкурентоспособности и ускоренном развитии базовых отраслей. Местные отрасли обслуживают преимущественно потребности локального местного рынка, они реализуют функции перераспределения и умножения первичного дохода. Следовательно, они также влияют на социальные показатели региона и должны быть в сфере интересов региональных властей.
В Республике Татарстан в соответствии с концепцией развития [2] предполагается стратегическое развитие региона при помощи кластерного подхода. Согласно этой концепции хорошие предпосылки для формирования кластеров в Республике Татарстан существуют в базовых и ключевых видах деятельности - на предприятиях химической и нефтехимической промышленности и автомобилестроения, которые в наибольшей степени ориентированы на конкурентные рынки. Практически все они имеют значительные объемы экспорта своей продукции за рубеж, располагают большим числом самостоятельных крупных, средних и малых предприятий, взаимосвязанных кооперационными связями в процессе производства профильной продукции.
На основе проведенного нами исследования [6] предпосылки формирования кластеров в вышеперечисленных отраслях подтвердились, но вместе с этим выявились предпосылки формирования кластера в инвестиционно-строительной деятельности. Причем формирование такого кластера напрямую зависит от создания и развития других рассмотренных промышленных кластеров Республики Татарстан. Поэтому по нашему мнению,
стратегия развития регионального инвестиционно-строительного кластера должна быть включена в общую стратегию развития региона на основе кластерного подхода.
Эффективность проведения кластерной политики зависит от степени вовлеченности в процессы кластеризации как можно более полного числа участников кластера и помощи правительства в создание недостающих звеньев полноценного кластера и в содействии формировании благоприятной среды.
Одним из возможных направлений помощи выступает использование методов экономического стимулирования (за счет средств республиканского бюджета) кластерных фирм, направленных на поддержку расширения производства конкурентоспособной продукции. В данном случае может быть использован разнообразный набор стимулирующих механизмов, определяемых спецификой текущего социально-экономического положения республики, в т.ч. общим уровнем ее бюджетной обеспеченности. [2]
Меры поддержки кластерных инициатив со стороны республиканского правительства могут включать в себя:
- инициирование и поддержку процесса кластеризации;
- разработку программ развития на основе кластерного подхода;
- разработку и повышение эффективности целевых программ направленных на образование, НИОКР, инфраструктуру и т.д., необходимых для кластера;
- помощь кластеру в диалоге с другими уровнями власти;
- помощь кластеру в международном сотрудничестве;
- постоянный диалог с участниками кластера.
Рассмотрев основные методы государственной помощи кластерам, по нашему мнению необходимо различать меры поддержки кластеров региональными властями в зависимости от стадий развития кластера, которые были рассмотрены нами в предыдущих исследованиях [7]. Региональным властям следует знать, какие кластеры существуют в регионе, какие только
зарождаются, а какие необходимо инициировать, для того чтобы они смогли зародиться (табл. 1).
Таблица 1
Меры региональной поддержки кластера в зависимости от стадии его
развития
Стадия жизненного цикла кластера Экономические меры, предпринимаемые региональными властями
1. Агломерация В регионе необходим стратегический поиск идей по дальнейшему развитию. Для этого на стадии агломерации нужно постараться выявить те виды деятельности, в которые можно вкладывать инвестиции, развивать инфраструктуру, ресурсную базу, инициировать научные исследования и разработки.
2. Прообраз кластера На этой стадии региональными властями проводится инициирование создания будущего кластера, поэтому требуется сильная поддержка со стороны правительства предприятий, которые могут составить основу будущего кластера. Выявляются основные участники будущего кластера и основные меры их поддержки со стороны региональных властей, которые будут доступны только для участников кластера. Необходимо также создание регионального имиджа для привлечения инвестиций в кластер.
3. Возникающий кластер На этой стадии необходимо установить прочные связи между участниками кластера и региональным правительством, определить основные принципы функционирования кластера и роли региональных властей в нем, оказать помощь в создании и определении основных задач управляющей организации кластера, оказать помощь в выявлении и развитии недостающих частей полноценного кластера. Дальнейшая пропаганда регионального имиджа и привлечение инвестиций, а также поддержка научных исследований и разработок, в целях повышения конкурентоспособности будущего кластера.
4. Развивающийся кластер На этой стадии требуется содействие в привлечении в кластер новых участников, для чего необходима поддержка предпринимательства, развития готовой продукции и цепочек поставок материалов и изделий. Инновационная и инвестиционная инфраструктура на этом этапе хорошо развита, но требует внимания властей, т.к. могут появиться новые возможности для инвестирования.
5. Зрелый кластер. На этой стадии со стороны регионального правительства требуется помощь в модернизации производственных процессов, проведении маркетинговых исследований, разработке новых технологий.
6. Трансформация На этой стадии со стороны регионального правительства требуется предоставление новых возможностей для инвестирования в зависимости от того, в какую сторону произойдет трансформация.
Проведенные исследования показали, что формирование модели инвестиционно-строительного кластера в Республике Татарстан находится на стадии возникновения. Следовательно, поддержка региональных органов власти будет заключаться в установлении прочных связей между участниками кластера и органами власти, определении основных принципов
функционирования кластера и роли региональных властей в нем, содействии при создании и определении основных задач управляющей организации, помощи в выявлении и развитии недостающих частей полноценного кластера. Получается, что роль инициатора создания регионального инвестиционностроительного кластера в Республики Татарстан и выполнение исследований по написанию стратегии формирования и развития этого кластера ложится на региональные власти. Для этого есть достаточно весомые причины:
1. Органы региональной власти имеют полномочия и возможности для согласования действий с федеральным правительством;
2. Инвестиционно-строительная деятельность обслуживает все сектора экономики региона и поэтому играет важную роль в повышении эффективности отраслей республики и региона в целом;
3. Уровень социально-экономического благополучия населения республики во многом зависит от обеспеченности хорошим жильем, что в свою очередь напрямую взаимосвязано с состоянием инвестиционно-строительной сферы.
Таким образом, региональные власти, являющиеся инициатором формирования инвестиционно-строительного кластера, могут предпринимать меры, направленные не только на развитие кластера, но и на развитие региона в целом. Прежде всего, необходимо улучшение законодательной базы, заключающееся в лоббировании региональными властями создания нормативных актов на федеральном уровне, которые бы регулировали порядок создания, функционирования и финансирования кластеров.
Важным в развитии кластеров является стимулирование инвестиционной деятельности в регионе. Основной целью региональной инвестиционной политики является создание условий для привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание собственного инвестиционного потенциала региона и содействовать адаптации других отраслей и производств к рыночным условиям. Местное инвестиционное законодательство должно содержать целый
набор преференций для потенциальных инвесторов, которые могли бы позволить их реализовать на практике.
Одной из форм государственной поддержки инвесторов в РФ является частичное возмещение инвестиций с помощью инвестиционного налогового кредита. В НК РФ установлено, что инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. [5]
Инвестиционный налоговый кредит является разновидностью отсроченных налоговых платежей и представляет собой самый близкий к гражданско-правовому регулированию институт налогового законодательства.
Важным аспектом эффективной деятельности кластерных структур является развитие инвестиционной инфраструктуры, основные направления которой включают:
- использование лизинговых схем в инвестиционном процессе;
- стимулирование развития инфраструктуры аудиторских,
консалтинговых, страховых и оценочных услуг, предоставляемых инвесторам в соответствии с инвестиционным законодательством;
- создание организационной, финансовой и информационной базы и механизмов, обеспечивающих практическую реализацию всего цикла привлечения, защиты и финансового сопровождения инвестиций в кластер;
- привлечение страховых, пенсионных, паевых фондов к участию в финансировании инвестиционной деятельности в кластере;
- формирование единой общедоступной базы объектов незавершенного
строительства и неиспользуемых производственных мощностей
государственных унитарных предприятий.
Повышение инвестиционной активности в инвестиционно-строительном кластере может происходить за счет восстановления собственных источников,
вовлечения в инвестиционно-строительный процесс внебюджетных средств. Необходимо формировать систему предоставления населению долгосрочных займов на жилищное строительство, на покупку жилья в рассрочку, использовать систему страхования займов и жилья. Использовать налоговые льготы для тех, кто инвестирует в строительство жилья.
Следует отметить, что региональным властям необходимо предпринимать меры по направлению части потоков инвестиций на НИОКР, для этого необходимо:
- совершенствование механизмов поощрения (льготирования) предприятий, ведущих модернизацию и обновление, включающих налоговые льготы, стимулирующие капитализацию прибыли и реинвестирование доходов, привлечение инвестиционных кредитов, развитие компенсационных соглашений и т.п.;
- разработка и реализация научно-технической программы технического перевооружения ПСМ.
Особенно важно для развития инвестиционных процессов в регионе совершенствование науки и образования. В настоящее время в Республике Татарстан ведутся разработки положений Образовательного кластера для отрасли «Строительство, архитектура и ЖКХ». [4] Целью такого кластера является координация усилий государственных структур, муниципальных учреждений, предприятий и организаций строительства и ЖКХ, учреждений профессионального образования по успешному выполнению программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса РТ и устойчивого развития строительного комплекса РТ. Предлагается создание системы многоуровневой подготовки, обеспечивающей разработку и внедрение новых опережающих образовательных программ, востребованных рынком труда.
По результатам нашего исследования такой образовательный кластер должен являться участником регионального инвестиционно-строительного кластера Республики Татарстан, что копирует широко распространенную за
рубежом модель кластера, где образовательные и научные учреждения являются поставщиками кадров и научных открытий и разработок для кластера.
Еще одним важным направлением участия органов власти Республики Татарстан в формировании и развитии регионального инвестиционностроительного кластера, а также поддержки в нем и в регионе инвестиционной деятельности является создание имиджа, региона.
Создание привлекательного имиджа Республики Татарстан и зоны локализации кластера необходимо для привлечения в регион стратегических внешних инвесторов, включая крупные российские и иностранные компании. Данное направление работы предполагает разработку и реализацию комплекса мер по информационному обеспечению процессов формирования кластеров (презентации, реклама, Интернета и т.д.) в рамках осуществления в республике кластерных инициатив.
Сильный имидж территории и его кластеров является подтверждением того, что регион обладает уникальными деловыми способностями (специальными навыками, умениями), позволяющими повышать предлагаемую потребителям воспринимаемую ими ценность товаров и услуг. Создание имиджа региона может дать определенный экономический эффект, который заключается в:
- расширении доли рынка;
- снижении рисков для инвесторов;
- обеспечении более высокой нормы возврата инвестиций, что так же принципиально важно для инвесторов;
- обеспечении защитных барьеров от конкурентов и возможностей
дальнейшего развития;
- привлечении всех заинтересованных лиц (работников, инвесторов,
поставщиков и т.д.).
Поэтому становится очевидным, что создание имиджа региона на основе кластерного подхода является важнейшим стратегическим преимуществом региональной экономики.
Для инвестиционно-строительного кластера немаловажным является улучшение условий землепользования, включающее совершенствование земельного законодательства в целях обеспечения участников кластера нормальными условиями землепользования. Это подразумевает предоставление государством возможностей для участников кластера приобретения земельных участков в собственность. Такие действия необходимы, поскольку появляется больше возможностей для привлечения инвестиций и предоставления кредитов под залог земельного участка и недвижимости, которая находится на земельном участке.
Таким образом, необходимо помощь региональных органов власти, которые бы взяли на себя роль инициатора формирования отраслевого кластера. Только в этом случае в Республике Татарстан возможно создание инвестиционно-строительного кластера, служащего основой повышения инвестиционной активности региона в целом.
Библиографический список
1. Калугина Н.Н. Место ТНК в системе мирового хозяйства и необходимость государственного регулирования их деятельности / Н.Н.Калугина, А.Б.Михайлов, Е.В.Ильина // Российское предпринимательство.
— 2010 № 3 Вып. 1 (154).— с. 17-23.
2. Концепция программы «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2015 года и на период до 2030 года / (http://mert.tatar.ru).
3. Портер, М. Конкуренция / М.Портер //: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. - С. 608.
4. Файзуллин, И.Э. Перспективы развития инвестиционно-строительного комплекса Республики Татарстан / И.Э.Файзуллин: Монография. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - С. 376.
5. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир.1992-2015 / Р.А.Фатхутдинов - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. - С. 606.
6. Федоренко О.С. Потенциал кластеризации экономики Татарстана / О.С. Федоренко // Экономический вестник Республики Татарстан. Казань: Татарстанстат, 2009.- №1. С.50-55.
7. Федоренко О.С. Активизация инвестиционной деятельности на основе
кластерного подхода / О.С. Федоренко // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 4 (24). -
http://uecs.mcnip.ru.