Но действительно ли могут быть примирены эти две альтернативные тенденции: прогресс экономической и финансовой глобализации, с одной стороны, и укрепление регионального сотрудничества, с другой?
Один из возможных вариантов компромиссного сценария этого сложного процесса заключается, как показано в работе, в превращении в основную форму процесса глобализации именно противостоящее ей региональное взаимодействие экономической и финансовой деятельности, то есть глобализация интеграции тех регионов, которые имеют много общего в своей экономической организации.
Отсюда оправданно сделать вывод о том, что глобализация и регионализация могут происходить одновременно и даже совпадать по форме и содержанию на отдельных стадиях. Это означает, что разграничение и противопоставление тенденций к глобализации и регионализации тем менее правомерно, чем шире региональное сотрудничество содействует глобализации.
П
л ь о
_ (О
X
ПАВЛОВА Н.Ц.
ч
стратегическое развитие нефтегазовой отрасли, £ локализованной в социально-экономическом ш
пространстве региона ;>
о
-ь
Стратегия регионального развития - уникальная позиция перспективного изменения д своего положения, обеспечивающая достижение стратегической цели при максимальном □ консенсусе интересов субъектов-участников и генерировании процессов эволюционного ^ обновления в обществе и экономике территориально-локализованного пространства. О
Нефтегазовая отрасль как часть топливно-энергетического комплекса России является 0 важнейшим звеном национальной экономики. Условия ее функционирования своеобразны <й и конкретны, что обусловливает необходимость исследования в комплексе однородных или § взаимосвязанных отраслей с учетом пространственно-временного, исторического, социоло- ф гического и других аспектов. И
Существующие устойчивые тенденции роста требуют разработки комплексной эффек- > тивной стратегии дальнейшего развития отрасли как основы привлечения современного ин- ^ новационного научного знания и предполагают: институциональную трансформацию; дости- ^ жение максимального консенсуса интересов государства, субъектов предпринимательства и т населения; определение стратегического вектора развития во взаимосвязи и взаимообусловленности факторов, целей и задач в рамочных условиях государственной политики социаль- ^ но-экономического развития, выработки механизма достижения избранной стратегии при ^ осуществлении основных функций стратегического управления контроля на четырех уров- £5 нях власти: федеральном, межрегиональном, муниципальном и демостерриториальном. 2 Идентификация существующей стратегии нефтегазовой отрасли затруднена ввиду мно- ^ жественности и разнородности мнений по классификации и сущностной характеристике § того или иного типа стратегии, разнородности понятийного аппарата, а так же ввиду отсутс- о твия единой научно-обоснованной стратегии (реализуются только локальные программы и ^ пилотные проекты). |
На наш взгляд, целью изучения экономики нефтегазовой отрасли является повышение о эффективности функционирования отрасли на основе вскрытия резервов и факторов ресурс- & ного и организационного характера, разработки мер и путей их реализации на субфедеральном уровне и на этой основе достижение стабильной конкурентоспособности региона. о Дебаты относительно возможности и целесообразности проведения единой политики ^ регионального развития в России продолжаются на протяжении ряда лет и не приводят ни к § каким определенным результатам, за исключением перераспределительных мер в финансо- о во-бюджетной сфере [2, с. 5-6]. Й
Более того, в ходе обсуждений периодически возникают неоднозначные суждения о необходимости закрепления населения на определенных малонаселенных территориях, о создании единой «генеральной схемы» развития, управляемой из федерального центра, о необходимости протекционистской внешнеэкономической политики, которая позволила бы нарастить в регионах темпы производства импортозамещающей продукции. Исследованиями и опытом других стран доказано, что политика регионального развития может быть эффективной, только если она носит не директивный, а стимулирующий характер. Акцент должен быть на развитие институциональной среды, повышение качества государственного и общественного управления; во внимание должен принимается и распространяться опыт успешных инноваций, зарекомендовавших себя на почве собственной страны.
Начавшийся экономический рост неизбежно повлечет за собой рост спроса на энергоресурсы на внутреннем рынке, что требует решения унаследованных и накопившихся в постперестроечном периоде социально-экономических проблем в условиях глобализации и ужесто-^ чения конкуренции, борьбы за энергоресурсы, рынки и т.д. Для долгосрочного стабильного ь обеспечения всеми видами энергии отечественных потребителей: предпринимательского, (□ государственного, общественного секторов и населения, - необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергети-^ ческая политика, цель которой максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и ^ повышения качества жизни населения страны. Эта цель и отражена в «Энергетической стра-]> тегии России не период до 2020 г.» [1].
В основе разработанной Минпромэнерго стратегии развития нефтегазового комплекса России учтены основные положения энергетической стратегии России, но этот документ характеризуется отсутствием согласованной позиции у различных корпоративных объедине-□ ний, субъектов малого предпринимательства, органов государственной власти и региональ-^ ного сообщества на демостерриториальном уровне, при этом многие субъекты - участники О занимают противоположные позиции по ряду положений. Согласованных региональных 0 стратегий развития нефтегазового комплекса как таковых нет.
ш Стратегическими целями развития регионального нефтегазового комплекса, на наш
0 взгляд, можно считать следующие: а ф
§ ных позиций на четырех уровнях управления: государственном (федеральном), межре-
> гиональном, субфедеральном и демостерриториальном посредством конструктивного
5 диалога между властью, бизнесом и обществом, развития нефтегазовой общественной
1 дипломатии;
т - соблюдение объективных экономических законов рыночного хозяйствования в усло-
££ виях дальнейшей социализации экономики на локальном региональном пространстве в
^ рамках общей концепции стратегического социально-экономического развития страны;
о - обеспечение устойчивого развития отрасли в регионе на основе инноваций, привлече-
2 ния инвестиций, развития интеграционных процессов в нефтегазовом комплексе и его 2 эффективного взаимодействия с субъектами - участниками социально-экономического ^ процесса на федеральном и межрегиональном уровнях с целью формирования активен ного взаимодействия региональных рынков и превращения последних в глобальный о рынок. В качестве инструмента может выступать независимый нефтегазовый альянс ^ Межрегионального союза стратегического развития территорий;
| - обеспечение потребностей региона доступными и эффективными топливно-энерге-
о тическими ресурсами в полной мере с целью прогрессивного развития региональной
6 экономики, стимулирования рационального использования нефтегазового сырья и раз-5 вития сберегающих технологий; достижение бездефицитности регионального топливо но-энергетического баланса за счет собственного производственного потенциала;
- разумная и адекватная региональная ценовая политика не допускающая перекладыва-
о ния проблем потерь при магистральной и распределительной транспортировке нефте-
о газовых ресурсов на потребителей;
00 - эксплуатация нефтегазовых ресурсов при приоритете экологической составляющей,
а - комплексное развитие регионального нефтегазового комплекса на основе согласован-
повышение уровня безопасности жизнедеятельности, снижение уровня общеэкономических и специфических рисков природопользования. Принципы проведения долгосрочной региональной политики в отношении нефтегазовой отрасли должны включать:
- последовательность и целенаправленность действий;
- заинтересованность, сбалансированность и устойчивость перспектив развития;
- обоснованность и предсказуемость решений;
- непротиворечивость и гибкость экономического регулирования;
- взаимосвязь и взаимообусловленность векторов реализации стратегии отраслевого и регионального развития;
- комплексный подход к решению проблем на основе консенсуса интересов;
- достижение интегрированного синергетического эффекта;
- повышение управляемости процессом стратегического развития. Трансформация отраслевого и регионального развития в настоящее время носит интеграционный характер, усилия концентрируются как по горизонтальным, так и по вертикальным
П
Ш
связям во взаимосвязи и взаимообусловленности, векторы направленности усилий совпада- ь ют, но развитие экспортной составляющей доминирует при ранжировании интересов отрас- щ ли и сдерживает региональное развитие, фактор повышения энергоэффективности потребления ставится при этом во главу угла, причем снова делаются попытки переложить бремя непроизводительных потерь (в частности по транспортным магистралям и несовершенному И учету) на конечного потребителя - население и предпринимательский сектор.
Попытки удержать высокие темпы экономического роста «с гирей высокой энергоемкос ти» чреваты активизацией тормозящей роли ТЭК за счет отвлечения огромных капитальных о вложений от развития других секторов экономики. По оценкам, до 2020 г. только в развитие газовой промышленности должно инвестироваться 60-80% выручки от экспорта газа.
Существует мнение, что за счет активной политики повышения эффективности исполь- □ зования энергии энергоемкость ВВП может снизиться почти в два раза (на 4,3% в год). В ^ структуре потребления природный газ по-прежнему сохранит доминирующие позиции, но О его доля снизится до 50%, а потребление - на 6 млрд. куб. м, в том числе в электроэнергети- 0 ке - на 21 млрд. куб. м. Ей
Таким образом, интеграционные процессы все больше охватывают нефтегазовые комп- § лексы РФ и регионов, базируются на основных положениях национальной и региональной ^ энергетических стратегий и учитывают основные факторы развития территорий, их не- § фтегазовых комплексов в сочетании с интересами государства и отдельных нефтегазовых > компаний, однако, этот процесс во многом еще несовершенен и требует своего развития. Не 2 следует забывать о том, что в России промышленное производство и рост ВВП (а во многих ^ регионах ВРП) лишь незначительно, обусловлены прогрессом нефте- и газодобычи, а основ- $ ная ориентация отрасли при этом направлена на экспортные потребности. о
Условия, закономерности формирования, функционирования и развития нефтегазовой о отрасли (как и любой другой) в локальном пространстве региона в рамках любого временного горизонта невозможно адекватно оценить и тем более прогнозировать без учета достиг- £5 нутого уровня социально-экономического развития территории. Не является исключением и £5 нефтегазовый комплекс Республики Калмыкия. ^
В настоящее время на территории Республики Калмыкия открыты 38 месторождений § нефти и газа, в том числе 17 нефтяных, 10 газовых, 6 нефтегазовых и 5 нефтегазоконден- о сатных. Добыча нефти производится из 23 месторождений, газа из 11 месторождений. Республика не имеет электрических генерирующих мощностей. С учётом роста потребления электроэнергии за счет ввода в эксплуатацию порта Лагань, участка экспортного нефтепровода Тенгиз-Астрахань-Новороссийск, стекольного завода, спиртзавода в г. Элиста и других производственных объектов годовое потребление электроэнергии ближайшие
о.
годы превысит 1300 млн. КВт/ч. Поэтому, с целью удовлетворения потребностей респуб- о лики в электрической и тепловой энергии ведется строительство Калмыцкой ветроэлект-
ростанции (КВЭС) мощностью 22 МВт. и Элистинской парогазовой электростанции (ЭПГЭС) ^ мощностью 320 МВт. Годовой отпуск электроэнергии составит 1374 млн. КВт.час, тепловой §
энергии - 480 тыс. ГКал. (Т)
Особого внимания заслуживает проблема территориальной организации социально-экономической системы Республики Калмыкия. Территориальная организация социально-экономической системы Калмыкии в высокой степени зависит от сложившейся природно-ландшаф-тной зональности (с выраженным общим убыванием градиента заселенности и хозяйственной освоенности территории с запада на восток) и является моноцентрической, характеризуемой доминантой в экономике и расселении столицы Республики Калмыкия - г. Элисты.
Стратегическим приоритетом территориальной организации социально-экономической системы Калмыкии целесообразно, в этой связи, признать:
- стимулирование развития «полюсов» и «осей» социально-экономического роста за счёт реконструкции основных транзитных магистралей, нового дорожного строительства, а также реструктуризации действующих и локализации новых предприятий и производств в г. Элиста, райцентрах республики, создание новых промышленных (п. Улан-Холл) и рекреационных зон (п. Цаган-Аман, окрестности оз. Маныч-Гудило и др.);
- господдержка реального сектора экономики субрегиональной специализации, особен-^ но с выраженной инновационной составляющей для конкретной территории (по от-ь раслям и подотраслям нефте- и газодобыча, нефтепереработка, рекреационный туризм, (□ переработка сельскохозяйственного сырья, торговля, придорожный сервис) и т.п.;
- обеспечение экономической и транспортно-коммуникационной целостности терри-^ тории республики, формирование единого экономического пространства в новых границах, обеспечение равного доступа товаров и услуг всех субрегионов Калмыкии на
^ региональный и межрегиональный рынки;
;> - системная поддержка модернизации экономики и повышение социально-экономического развития республики. Нами проанализированы отдельные, на наш взгляд, наиболее значимые дезагрегированные показатели социально-экономического развития Республики Калмыкия в динамике за □ ряд лет с целью оценки уровня развития региона к началу 2007 года, оценки состояния не-^ фтегазового комплекса и роли отрасли в воспроизводственной системе региона. О Основными тенденциями в исследуемом периоде явились следующие: 0 1. Имеют место устойчивые тенденции снижения объемов промышленного производства ш и роста производства сельскохозяйственной продукции при росте инвестиций в основ-
0 ной капитал, что свидетельствует о разнонаправленных векторах развития экономики ф региона и существующей проблеме эффективности использования инвестиций в рес-§ публике.
> 2. Темпы роста инфляции (по всем группам цен) опережают темпы роста производства
5 продукции и темпы роста реальных денежных доходов, что негативно.
1 3. Темпы роста доходов бюджета превышают в 2006 г. темпы роста расходов, но тенден-т ция неустойчивая, при этом влияние ценового фактора на формирование результатов ^ крайне высоко, что также настораживает.
^ В сопоставимых ценах к предыдущему году валовой региональный продуктов 2005-2006 о годах по оценке Министерства экономики Республики Калмыкия составит 74,8% и 95,0% со-
2 ответственно, что не достигает уровня 2004 года (104,3%).
2 Отрицательными факторами, тормозящими развитие нефтедобывающего комплекса рес-^ публики, являются:
о - естественное «старение» и ухудшение технического состояния скважин; о - высокий износ технологического оборудования;
^ - выработанность разрабатываемых месторождений, которая составляет 80-90%; | - прекращение фонтанирования и перевод скважин на механизированую добычу; о - снижение эффективности добычи нефти за счет ухудшения качества сырьевой базы
6 отрасли и сложность освоения новых месторождений;
- невысокая активность нефтедобывающих предприятий в использовании ими финансо-о вых ресурсов в существующих условиях;
- недостаточный уровень инвестиции нефтяных компании в разведку и разработку но-о вых месторождений;
о - увеличение, транспортных тарифов и снижение, привлекательности экспорта нефти 00 железнодорожным транспортом.
Вследствие низкого прироста разведанных запасов нефти сохраняется неблагоприятная ситуация с развитием сырьевой базы нефтегазового комплекса. Большинство предприятий не инвестируют финансовые средства в развитие производства, геологоразведочные работы. Продолжает ухудшаться качественная структура запасов углеводородного сырья. Многие из месторождений находятся в разработке более 30 лет.
Нефтегазовый комплекс республики в значительной степени определяет состояние и тенденции развития социально-экономических процессов в регионе. В настоящее время при существующем дисбалансе интересов субъектов экономической деятельности на федеральном, территориальном и корпоративном уровнях при активной реализации интервенцио-налистской политики центра прогноз выхода из состояния стагнации во всех отношениях пессимистичен и требует адекватной и немедленной интеграции усилий органов власти всех уровней и ветвей, поскольку дальнейшее усугубление существующего социально-экономического положения в регионе может привести к росту социальной напряженности, исчерпыванию потенциала доверия и критически негативным проявлениям во всех сферах жизни регионального сообщества.
ЛИТЕРАТУРА
Ноябрь - декабрь.
П
Совершенствование отраслевого управления нефтегазовым комплексом в рамках лока- ь лизованного социально-экономического пространства территории может стать тем необхо- щ димым и адекватным ситуации импульса развития, который генерирует мультиплицирующий эффект им обеспечит позитивные перспективы стратегических трансформаций социально- ^ экономического регионального развития. И
Ш
1. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. // Официальный сайт Центра обще- о ственных связей Министерства промышленности и энергетики РФ (http://www.mte.gov. ги) N
2. Язев В. Энергетический диалог - главная тема уходящего года // Газовый бизнес. 2006. □
Ш
О о
I—
ф
о а
ПОЛЕВОДА С.В. ®
) эколого-
экономичЕскои безопасности региона
программно-целевой подход к обеспечению эколого- £
о
I
- I
ф
со I—
Огромное число экологических проблем, значительные масштабы их проявления, сложность решения этих проблем, обусловленная природным своеобразием региона и коренными ^ социально-экономическими преобразованиями, происходящими в последние годы, требуют скоординированных действий, направленных на стабилизацию и улучшение экологической обстановки. Решению этой задачи во многом может способствовать создание единой Концепции эколого-безопасного развития региона. 0 Программа безопасного устойчивого развития региона предполагает совместное, реше- о ние сложного взаимосвязанного комплекса экологических, социальных, экономических про- о блем. Решение данных проблем должно носить комплексный характер и основываться на ^ использовании программно-целевого подхода. | Разработка концепции эколого-экономической безопасности региона предполагает сов- о местное решение сложного взаимосвязанного комплекса экологических, социальных, эко- т номических проблем, решение которых носит ярко выраженный комплексный характер и § должно основываться на использовании программно-целевого подхода. Анализ научных ^ публикаций многих авторов в области управления региональным развитием [1] показывает, 1 что региональное целевое программирование является важным рычагом государственного о регулирования экономики, позволяя сконцентрировать усилия для комплексного и системно- о го решения проблем экономической, экологической и социальной безопасности региона [6]. О)