Научная статья на тему 'Уровневый подход к стратегическим приоритетам повышения конкурентоспособности республики Калмыкия'

Уровневый подход к стратегическим приоритетам повышения конкурентоспособности республики Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Какушкина И. С.

Комплексный анализ факторов, особенностей и проблемных характеристик социально-экономической системы Республики Калмыкия, динамика характеризующих ее показателей, по которым за последние годы наблюдается снижение удельного веса региона по отношению к среднероссийскому уровню, а также среднему по Южному федеральному округу, свидетельствуют о том, что кризис в ее экономике не преодолен, вследствие чего, республика не играет существенной роли в формировании экономического потенциала Южного федерального округа и России в целом, что предопределяет необходимость выработки комплекса мер по выводу её экономики из депрессивного состояния и формирования организацонно-экономического механизма повышения конкурентоспособности региона (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровневый подход к стратегическим приоритетам повышения конкурентоспособности республики Калмыкия»

КАКУШКИНА И.С.

УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПРИОРИТЕТАМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Комплексный анализ факторов, особенностей и проблемных характеристик социально-экономической системы Республики Калмыкия, динамика характеризующих ее показателей, по которым за последние годы наблюдается снижение удельного веса региона по отношению к среднероссийскому уровню, а также среднему по Южному федеральному округу, свидетельствуют о том, что кризис в ее экономике не преодолен, вследствие чего, республика не играет существенной роли в формировании экономического потенциала Южного федерального округа и России в целом, что предопределяет необходимость выработки комплекса мер по выводу её экономики из депрессивного состояния и формирования организацонно-экономического механизма повышения конкурентоспособности региона (рис. 1).

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

СИЛЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Рис. 1. Элементы организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности региона1

Для достижения указанной цели посредством реализации предложенного организационно-экономического механизма за вектор региональной политики может быть выбрано направление, предусматривающее поиск точек экономического роста, интеграцию республики в экономику Юга страны и России в целом, базирующееся на реализации потенциально значимых конкурентных преимуществ, обусловленных ее природно-сырьевыми, климатическими, географическими, ресурсными и этнокультурными особенностями, нейтрализации выявленных отрицательных факторов и характеристик региона (Табл. 1) и, как следствие, таких потенциальных угроз развития, ограничивающих экономический и, следовательно, социальный рост, как:

Составлено автором.

П

Л

ь о (О X

си

а

г

ш

^

о ь

00 □

ш

о

о

I— ф

I— ^

о а ф

I

>

0

1 I

ф

со I—

О

а о

о

0

1_

0

1_

о о

со О

I—

О

о о.

о ф

о ф

т

0

1

о о

п

л ь о ш х

- в ближайшей перспективе: резкий рост энерготарифов, а также тарифов на транспортные услуги, в результате чего могут существенно пострадать социальная сфера и жилищно-коммунальное хозяйство, промышленность, агропромышленный комплекс, т.е. энергозависимые отрасли экономики;

- в среднесрочной перспективе: высокие темпы роста физического износа основного оборудования, увеличение технологического отставания, дефицит квалифицированных кадров в результате массового миграционного оттока населения, недостаточный уровень инвестиций в создание новых рабочих мест, что может привести к спаду производства в реальном секторе экономики с последующей ликвидацией большей части предприятий;

- в долгосрочном периоде: массовое выбытие из строя систем жизнеобеспечения (тепло-, энерго-, водопроводных сетей) и резкое ухудшение состояния жилого фонда, что обусловлено следующими факторами: намерением федеральных властей прекратить все виды субсидирования жилищно-коммунального хозяйства, повышением тарифов на услуги и продукцию энергетических и инфраструктурных монополий; низким уровнем доходов населения, дефицитом инвестиционных ресурсов, слабостью банковской системы Республики Калмыкия, практически не развитым фондовым рынком.

Ш

а

г

ш

^

о ь

00 □

ш

о

о

I— ф

о а ф

I

>

0

1 I

ф

со I—

О

а о

о о

о

со О

I—

О О о.

Таблица 1

Анализ сильных и слабых сторон Республики Калмыкия2

Слабые стороны

Сильные стороны

- неустойчивая динамика доходов и как следствие, высокая дотационность бюджета;

- низкая инвестиционная привлекательность;

- устойчивый миграционный отток квалифицированных кадров, значительно перекрывающий естественный прирост населения;

- неконкурентоспособность продукции ряда исторически сложившихся в республике традиционных отраслей экономики;

- сильнейший спад в промышленности, усугубляющийся изношенностью и недостаточным обновлением основных фондов, низкой инновационной восприимчивостью предприятий продуцирует выпуск продукции, жизненный цикл которой близок к завершению, т.е. производства изначально работают в условиях снижающегося спроса;

- низкий уровень капиталовооруженности труда обусловливает сравнительно низкую производительность труда и рентабельность отраслевого производства;

- отсутствие развитой финансовой, слаборазвитая производственная и транспортная инфраструктуры,

- высокая теневая составляющая роста производства в агросекторе (в частных хозяйствах);

- сочетание низкого уровня развития и низких темпов роста экономики с растущим притоком на рынок труда молодого трудоспособного населения создает сильный дисбаланс спроса и предложения, растет неэффективная бюджетная занятость, не сокращается уровень безработицы;

- низкие и стагнирующие доходы населения при очень высоком и растущем уровне бедности, как следствие, чрезвычайно высокая доля населения, нуждающегося в пособиях и социальной защите;

- столица Республики город Элиста не является конкурентоспособным в качестве логистического терминала финансовых и торговых потоков, а также как центра рекреации и досуга, недостаточное качество городской среды не соответствует современным условиям, снижает инвестиционную привлекательность Республики Калмыкия и конкурентоспособность на рынке капитала;

- сложные природно-климатические условия хозяйствования и расселения, пониженная степень устойчивости экосистемы республики.

- выгодное транспортно-географическое положение, наличие на территории республики выгодно расположенных автодорог федерального значения; выход к Каспийскому морю;

- разнообразную минерально-сырьевую базу, основу которой составляют месторождения нефти, природного газа, полезных ископаемых, составляющих сырье для промышленности строительных материалов;

- сохранение естественного прироста населения, более высокая продолжительность жизни и более низкий уровень младенческой смертности по сравнению со среднероссийскими значениями;

- возрастной и образовательный трудовой потенциал Калмыкии;

- АПК республики, располагает значительной ресурсной базой товарной продукции превосходящей потребности внутреннего рынка, имеет потенциальные ценовые и иные конкурентные преимущества на внутреннем и внешнем рынке по таким товарам как мясо, шерсть, кожа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уникальная экосистема и культурно-историческое наследие региона.

О 2 Составлено автором на основе [5].

ш

В это связи, прежде всего, необходимо найти собственные ниши, которые позволят республике начать производство продукции и услуг, не имеющих сильных конкурентов на внутреннем и внешнем рынке (производство экологически чистой продукции животноводства: мраморной говядины, шерсти тонкорунных и каракульских пород овец, продукции мясного и молочного коневодства, развитие этно-экологического туризма, проведение на территории Калмыкии экологических конференций и форумов и т.п.). Поиск этих ниш невозможен без развития отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность республики и ее привлекательность для потенциальных инвесторов, реализующих инфраструктурные задачи (энергетика, транспорт, связь, строительный комплекс). Кроме того, необходимо формирование благоприятной рыночной инфраструктуры, условий для инвестиционной деятельности, достижение новых стандартов качества жизни населения.

С учетом вышеизложенных обстоятельств на основе оценки всех видов ресурсов в качестве наиболее приоритетных направлений развития, способствующих повышению финансовой обеспеченности региона и росту доходообразующих факторов в бюджетной системе Республики Калмыкия, целесообразно определить: агропромышленный комплекс, ^ топливно-энергетический комплекс, туризм и рекреацию. ^

В рамках настоящего исследования мы выделяем пять вариантов возможного развития ш Республики Калмыкия. Их основное отличие состоит в определении отрасли, являющейся ведущей, выступающей в качестве точки экономического роста. Ш

Первый вариант сценария - инерционный. Он предполагает сохранение современных ¡7 тенденций развития отраслей экономики и социальной сферы. Развитие региона опирается на действующие внешнего организационно-экономического механизма, происходит адаптация к изменяющимся условиям, деятельность нацелена на выживание, ориентацию на о стихийно складывающиеся закономерности в экономической жизни.

Второй вариант сценария - стабилизационный. При данном сценарии развития ве- 00 дущей отраслью реального сектора экономики Республики Калмыкия является сельское д хозяйство. Данный вариант предполагает сохранение сложившейся структуры эконо- Ш мики, эволюционное развитие всех сфер хозяйственного комплекса. По этому сцена- «л, рию положительные сдвиги в социально-экономическом развитии могут быть получены, главным образом, за счет действия внутреннего организационно-экономического ^ механизма. Сценарий базируется на предположении востребованности местной сель- ё хозпродукции за пределами региона, поскольку сельское хозяйство (приоритетным на- а правлением которого является мясное скотоводство) - традиционная отрасль экономики республики.

Третий вариант сценария - природохозяйственный прагматичный. Данный сценарий о предусматривает приоритетное развитие рекреационно-туристских услуг на основе раз- ° вития рыночной инфраструктуры сферы обслуживания. Предусматривается преимущест- ф венное развитие туристической отрасли как отрасли специализации в межрегиональном ¡3 разделении труда. Выбор определяется наличием необходимого для развития туризма природно-климатического и этнокультурного потенциала. ^ Четвертый сценарий развития - топливно-энергетический. Предполагает, что респуб- о лика, с учетом имеющихся объективных ограничений социально-экономического потенци- о ала, характера динамики внешних условий, в максимальной степени использует: 9

- кластер нефтегазовой промышленности; т

- электроэнергетику; £

- минирально-сырьевой потенциал для развития экономики и социальной сферы. о Данный сценарий предусматривает приоритетное развитие нефтегазовой промыш- ^

ленности, включая добычу, транспортировку сырья и его переработку, а также энергетики £ на собственной топливо-ресурсной (газ) основе, что может обеспечить синергетический ф эффект, выражающийся в увеличении производства сопутствующих отраслей, повышении конкурентоспособности товаров и услуг, экономии бюджетных затрат. ^

Наиболее же целесообразным представляется пятый сценарий, представляющий собой ® синтез второго, третьего и четвертого, реализация которого должна позволить ускорить | темпы экономического и социального развития республики, повысить ее конкурентоспо- £ собность(табл. 2). °

ф

I

>

Таблица 2

Прогнозные значения ряда показателей развития приоритетных отраслей Республики Калмыкия в 2012 году в случае реализации синтезированного сценария развития3

Показатель Единица измерения Значение показателя в 2012

Общее поголовье скота во всех категориях хозяйств тыс. голов 368,5

в том числе коров тыс. голов 182,0

Поголовье племенного скота тыс.голов 55,5

в том числе коров тыс. голов 34,4

Производство говядины в сельхозпредприятиях тыс. тонн 110,5

Реализации племенного молодняка КРС голов 8000

Общее поголовье овец во всех категориях хозяйств тыс. голов 2500,0

Производство шерсти во всех категориях хозяйств - всего тонн 8700

Производство баранины во всех категориях хозяйств тыс. тонн 32,5

Реализация поголовья овец на племя тыс. голов 40

Общая площадь пастбищ и сенокосных угодий тыс. га 4886,1

Добыча нефти тыс. тонн 390

Добыча газа природного млн куб. м 96

Количество туристов тыс. человек 36

в т.ч. на внутреннем рынке тыс. человек 30

на внешнем рынке тыс. человек 6

СП

л ь о (О X

си

а

г

ш

^

о ь

00 □

ш

о

о

I— ф

1— ^

о а ф

0

1 I

ф

со 1— О

а о

о

0

1_

0

1_

о о

со О 1— О

о о.

0

1

о 0)

Роль и место Республики Калмыкия в России и Южном федеральном округе в долгосрочной перспективе будут определяться ее миссией.

Миссия Республики Калмыкия - уникальная, многопрофильная рекреационная система, центр культурно-исторического наследия, крупный центр мясного животноводства - поставщик экологически чистой продукции и современный транспортный узел Юга России.

Достижение одной из стратегических целей республики - продуктивное и устойчивое развития агропромышленного комплекса возможно путем повышения эффективности использования природно-ресурсной базы сельскохозяйственного производства, внедрения современных принципов управления АПК, улучшения социального положения жителей села, что предполагает выполнение двух взаимосвязанных задач, решаемых в том числе в рамках участия республики в реализации Приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», а также разработке и реализации собственного республиканского проекта по развитию животноводства:

- возрождение специализированных производств сельскохозяйственной продукции во всех районах республики с учетом их экономико-географических, климатических особенностей, в зависимости от которых определяется приоритет сельскохозяйственного развития, виды и объемы государственной финансовой поддержки;

- развитие направлений сельскохозяйственного производства, обусловленных конкурентными преимуществами региона, завоевание новых и упрочнение позиций на уже освоенных сегментах межрегиональных и зарубежных рынков посредством создания

Составлено автором на основе Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год, параметры прогноза на период до 2010 года и предельные уровни цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий. Минэкономразвития России, март 2007 и Итогов социально-экономического развития республики Калмыкия за 2006 год и основных параметров прогноза на 2008 год на период до 2010. Элиста: Министерство экономики Республики Калмыкия, 2007.

3

условий для улучшения конкурентоспособности производимой продукции, внедрение современных методов агромаркетинга и агроменеджмента. Ключевыми в аграрной сфере по уровню занятости населения, перспективам российской и международной специализации Республики Калмыкия следует признать сферы пастбищного животноводства, овцеводства и табунного коневодства, а так переработки и полного использования их продуктов. Калмыкия способна сконцентрировать уникальный исторический опыт развития мясного скотоводства, овцеводства и коневодства, превратить его в конкурентное преимущество мирового уровня. Острая проблема импорта мяса в России (доля импортного мяса на российском рынке составила в 2006 году 31%, доля импортной говядины - 26% [10]), выгодное географическое положение, включая близость к основным странам-потребителям баранины, мусульманским государствам Средней Азии, Турции, Ближнего Востока, а также выполнение посредническо-организа-торской функции продвижения новых мировых технологий выращивания овец и мясного скота, переработки мяса и шерсти могут стать ключивыми элементами миссии республики. Собственный опыт в первичной переработке продукции животноводства, необходи- ^ мость расширения степени и глубины, повышения качества используемого оборудования ^ являются важнейшими побудительными мотивами для развития данного направления ш международного сотрудничества.

По нашему мнению, важнейшим направлением стратегии постиндустриального разви- Ш тия Республики Калмыкия является формирование на ее территории современных класте- ¡7 ров.

В рамках предлагаемого республиканского проекта по развитию животноводства пред лагается формирование 3-х кластеров в отраслях животноводства для производства уни- о кальных видов продукции: кластер мясного скотоводства; кластер овцеводства; кластер коневодства. 00

Животноводческие кластеры Республики Калмыкия могут представлять собой добро- д вольные отраслевые территориальные объединения предпринимательских структур, науч- Ш ных, общественных организаций, органов региональной и местных властей с целью по- «л, вышения конкурентоспособности собственной продукции, работ или услуг и содействия экономическому развитию региона. ^

Кластеры мясного скотоводства и овцеводства предполагают объединение предприятий ё данных отраслей, специализирующихся на селекционно-племенной работе - племенные а

Ш

заводы и племрепродукторы (всего по республике на 01.01.2007 г. имеется девятнадцать племенных заводов, пятьдесят три репродуктора и 2 лаборатории), продукция которых -ценный племенной молодняк будет реализоваться как в животноводческие фермы и хозяйства республики - участники кластера, так и в другие регионы и страны, на убое, охлажде-

ф

I

>

0

1

нии, хранении, реализации и переработке мяса - выпуске высококачественной продукции. си

о

Кроме того, в овцеводческий кластер должны войти современные (высокотехнологичные) предприятия первичной обработки шерсти (мытье и прессование шерсти, переработка отходов) и шкур, а также легкой промышленности, ориентированной переработку и полное ^ использование местного сырья. о Для продвижения и реализации продукции различных стадий производства, начи- о ная от племенного молодняка, охлажденного мяса, шерсти, шкур и заканчивая готовы- 9 ми изделиями на российских и зарубежных рынках целесообразно создание единого т логистическо- маркетингового центра, созданного, например, на базе республиканского £ потребительского снабженческо-сбытового кооператива, а также сети торговых домов. о В кластеры войдут также предприятия и учреждения инфраструктуры, которые предо- ^ ставляют банковские, страховые, юридические, аудиторские, маркетинговые, информа- £ ционные, образовательные и научно-исследовательские и другие консалтинговые услуги ф (рис. 2). | Как уже было определено выше, ряд республиканских проектов должно быть напрямую ^ ориентировано на развитие приоритетного для Калмыкии туристско-рекреационного ком- ® плекса, что предопределяется привлекательностью территории республики для туристов | с точки зрения географического расположения, экологической обстановки и культурно- £

исторического наследия. °

0)

п

л ь 0 (О X

си

а

г ш

о I-

00 □

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

о

о

I— ф

1— ^

о а ф

о

со О

I—

О О о.

0

1

о

00 Г

Рис. 2. Схема кластера мясного скотоводства Республики Калмыкия4

Наиболее значимый объект на землях особо охраняемых территорий республики -биосферный заповедник «Черные земли», расположенный на территории Черноземель-ского и Яшкульского районов. Кроме заповедника, на территории Калмыкии действуют 14 заказников. Наиболее крупные заказники федерального значения - Сарпинский, Харбинский и Меклетинский главным образом сориентированы на охрану сайгаков. На базе охотничьих промысловых участков организованы три зоологических заказника: «Южный», «Зунда», в Ики-Бурульском районе и Манычский в Приютненском районе. В Целинном районе республики располагается национальный природный парк «Бамб-Цецг», имеется 22 памятника природы и культуры, в т.ч., в г. Элиста, Городовиковском, Ики-Бурульском и других районах. В совокупности указанные территории занимают более 20% площади республики. Ситуация в сфере туризма Республики Калмыкия благоприятна для создания Национального туристического комплекса, соответствующего международным требованиям по уровню его инфраструктуры, сервисному обслуживанию и организациям индустрии туризма, обеспечивающего, с одной стороны, потребности туристов, с другой - высокий уровень налоговых поступлений для осуществления воспроизводственных процессов данного ресурса. Наиболее перспективными видами туризма представляются экскурсионный, деловой, обучающий, лечебно-профилактический (народная медицина), экологический, молодежный, культурно-познавательный, а также охота и рыбалка.

Эффективность комплекса будет складываться из следующих его функций:

1) источник поступлений и средств для решения внутренних социальных проблем региона;

2) классический пример кластерообразующей отрасли, т.е. развивает отрасли, обслуживающие сферу туризма: строительство, торговлю, производство товаров народного потребления, транспорт, связь;

3) места трудоустройства незанятого населения республики, как в самой отрасли, так и в сопряженных с туризмом отраслях.

Составлено автором.

Еще один приоритет развития Республики Калмыкия - активное вовлечение в хозяйственный оборот природного потенциала потребует рационального использования минерально-сырьевой базы. Темпы ее освоения не отвечают потенциальным возможностям республики, так как не используются в должной мере. Однако степень ее изученности позволяет сделать вывод о возможности более широкого использования природных ресурсов в хозяйстве республики и страны.

Основными условиями, призванными увеличить добычи нефти и газа являются:

- привлечение инвестиций в нефте- и газодобывающий комплекс республики;

- реализация налоговых новаций;

- расширение эксплуатационного и поисково-разведочного бурения;

- освоение новых перспективных месторождений;

- внедрение более прогрессивных способов эксплуатации скважин, обновление технологического оборудования;

- увеличение внутреннего потребления газа. СП

Таким образом, установка формирования конкурентоспособной региональной эконо- Л)

мики должна реализовываться, прежде всего, в области структурной политики, где необхо- о дим акцент на сочетание развития традиционных для республики отраслей и производств х

с последовательным увеличением в экономике доли предприятий с высокой добавленной стоимостью, а также сферы услуг.

Ш

а

т.

ЛИТЕРАТУРА Ш

1. Итоги социально-экономического развития республики Калмыкия за 2006 год и основ- | ные параметры прогноза на 2008 год на период до 2010. Элиста: Министерство эконо- I-мики Республики Калмыкия, 2007. щ

2. Калмыкия в цифрах, 2006: статистический ежегодник. - Элиста: Территориальный ор- О ган Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия, 2006. су

3. Промышленность Республики Калмыкия 2000-2005: статистический сборник. - Элиста: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия, 2007.

4. Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год,

и^: http://www.svobodanews.ru/Article/2007/05/18/20070518152515190.html

О о

I—

ф

ф

параметры прогноза на период до 2010 года и предельные уровни цен (тарифов) на д продукцию (услуги) естественных монополий. - М.: Минэкономразвития России, март 2007.

5. Программа социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2005-2012 годы / Разработчики: Северо-Кавказский научно-исследовательский институт эконо-

0

1

мических и социальных проблем Ростовского госуниверситета (СКНИИ Э и СП РГУ), ф

Органы исполнительной власти Республики Калмыкия. Элиста, 2005. о

6. Регионы России 2005: социально-экономические показатели. Статистический сбор- о ник. - М.: Статистика России, 2006. >

7. Россия в цифрах 2005: краткий статистический сборник. - М.: Статистика России, о 2005. °

8. Реализация сельскохозяйственной продукции хозяйства всех категорий за 2005 год ^ (выходные таблицы). - Элиста: Территориальный орган Федеральной службы государс- § твенной статистики по Республике Калмыкия, 2006. о

9. Сведения о состоянии животноводства за 2005 год (выходные таблицы). - Элиста: Тер- ^ риториальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике | Калмыкия, 2006. о

10. Синевский С. Треть всего мяса в России «не дает здоровья гражданам». &

о ф

т

0

1 О

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.