КАКУШКИНА И.С.
УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПРИОРИТЕТАМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Комплексный анализ факторов, особенностей и проблемных характеристик социально-экономической системы Республики Калмыкия, динамика характеризующих ее показателей, по которым за последние годы наблюдается снижение удельного веса региона по отношению к среднероссийскому уровню, а также среднему по Южному федеральному округу, свидетельствуют о том, что кризис в ее экономике не преодолен, вследствие чего, республика не играет существенной роли в формировании экономического потенциала Южного федерального округа и России в целом, что предопределяет необходимость выработки комплекса мер по выводу её экономики из депрессивного состояния и формирования организацонно-экономического механизма повышения конкурентоспособности региона (рис. 1).
ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
СИЛЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Рис. 1. Элементы организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности региона1
Для достижения указанной цели посредством реализации предложенного организационно-экономического механизма за вектор региональной политики может быть выбрано направление, предусматривающее поиск точек экономического роста, интеграцию республики в экономику Юга страны и России в целом, базирующееся на реализации потенциально значимых конкурентных преимуществ, обусловленных ее природно-сырьевыми, климатическими, географическими, ресурсными и этнокультурными особенностями, нейтрализации выявленных отрицательных факторов и характеристик региона (Табл. 1) и, как следствие, таких потенциальных угроз развития, ограничивающих экономический и, следовательно, социальный рост, как:
Составлено автором.
П
Л
ь о (О X
си
а
г
ш
^
о ь
00 □
□
ш
о
о
I— ф
I— ^
о а ф
I
>
0
1 I
ф
со I—
О
а о
о
0
1_
0
1_
о о
со О
I—
О
о о.
о ф
о ф
т
0
1
о о
п
л ь о ш х
- в ближайшей перспективе: резкий рост энерготарифов, а также тарифов на транспортные услуги, в результате чего могут существенно пострадать социальная сфера и жилищно-коммунальное хозяйство, промышленность, агропромышленный комплекс, т.е. энергозависимые отрасли экономики;
- в среднесрочной перспективе: высокие темпы роста физического износа основного оборудования, увеличение технологического отставания, дефицит квалифицированных кадров в результате массового миграционного оттока населения, недостаточный уровень инвестиций в создание новых рабочих мест, что может привести к спаду производства в реальном секторе экономики с последующей ликвидацией большей части предприятий;
- в долгосрочном периоде: массовое выбытие из строя систем жизнеобеспечения (тепло-, энерго-, водопроводных сетей) и резкое ухудшение состояния жилого фонда, что обусловлено следующими факторами: намерением федеральных властей прекратить все виды субсидирования жилищно-коммунального хозяйства, повышением тарифов на услуги и продукцию энергетических и инфраструктурных монополий; низким уровнем доходов населения, дефицитом инвестиционных ресурсов, слабостью банковской системы Республики Калмыкия, практически не развитым фондовым рынком.
Ш
а
г
ш
^
о ь
00 □
□
ш
о
о
I— ф
о а ф
I
>
0
1 I
ф
со I—
О
а о
о о
о
со О
I—
О О о.
Таблица 1
Анализ сильных и слабых сторон Республики Калмыкия2
Слабые стороны
Сильные стороны
- неустойчивая динамика доходов и как следствие, высокая дотационность бюджета;
- низкая инвестиционная привлекательность;
- устойчивый миграционный отток квалифицированных кадров, значительно перекрывающий естественный прирост населения;
- неконкурентоспособность продукции ряда исторически сложившихся в республике традиционных отраслей экономики;
- сильнейший спад в промышленности, усугубляющийся изношенностью и недостаточным обновлением основных фондов, низкой инновационной восприимчивостью предприятий продуцирует выпуск продукции, жизненный цикл которой близок к завершению, т.е. производства изначально работают в условиях снижающегося спроса;
- низкий уровень капиталовооруженности труда обусловливает сравнительно низкую производительность труда и рентабельность отраслевого производства;
- отсутствие развитой финансовой, слаборазвитая производственная и транспортная инфраструктуры,
- высокая теневая составляющая роста производства в агросекторе (в частных хозяйствах);
- сочетание низкого уровня развития и низких темпов роста экономики с растущим притоком на рынок труда молодого трудоспособного населения создает сильный дисбаланс спроса и предложения, растет неэффективная бюджетная занятость, не сокращается уровень безработицы;
- низкие и стагнирующие доходы населения при очень высоком и растущем уровне бедности, как следствие, чрезвычайно высокая доля населения, нуждающегося в пособиях и социальной защите;
- столица Республики город Элиста не является конкурентоспособным в качестве логистического терминала финансовых и торговых потоков, а также как центра рекреации и досуга, недостаточное качество городской среды не соответствует современным условиям, снижает инвестиционную привлекательность Республики Калмыкия и конкурентоспособность на рынке капитала;
- сложные природно-климатические условия хозяйствования и расселения, пониженная степень устойчивости экосистемы республики.
- выгодное транспортно-географическое положение, наличие на территории республики выгодно расположенных автодорог федерального значения; выход к Каспийскому морю;
- разнообразную минерально-сырьевую базу, основу которой составляют месторождения нефти, природного газа, полезных ископаемых, составляющих сырье для промышленности строительных материалов;
- сохранение естественного прироста населения, более высокая продолжительность жизни и более низкий уровень младенческой смертности по сравнению со среднероссийскими значениями;
- возрастной и образовательный трудовой потенциал Калмыкии;
- АПК республики, располагает значительной ресурсной базой товарной продукции превосходящей потребности внутреннего рынка, имеет потенциальные ценовые и иные конкурентные преимущества на внутреннем и внешнем рынке по таким товарам как мясо, шерсть, кожа;
- уникальная экосистема и культурно-историческое наследие региона.
О 2 Составлено автором на основе [5].
ш
В это связи, прежде всего, необходимо найти собственные ниши, которые позволят республике начать производство продукции и услуг, не имеющих сильных конкурентов на внутреннем и внешнем рынке (производство экологически чистой продукции животноводства: мраморной говядины, шерсти тонкорунных и каракульских пород овец, продукции мясного и молочного коневодства, развитие этно-экологического туризма, проведение на территории Калмыкии экологических конференций и форумов и т.п.). Поиск этих ниш невозможен без развития отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность республики и ее привлекательность для потенциальных инвесторов, реализующих инфраструктурные задачи (энергетика, транспорт, связь, строительный комплекс). Кроме того, необходимо формирование благоприятной рыночной инфраструктуры, условий для инвестиционной деятельности, достижение новых стандартов качества жизни населения.
С учетом вышеизложенных обстоятельств на основе оценки всех видов ресурсов в качестве наиболее приоритетных направлений развития, способствующих повышению финансовой обеспеченности региона и росту доходообразующих факторов в бюджетной системе Республики Калмыкия, целесообразно определить: агропромышленный комплекс, ^ топливно-энергетический комплекс, туризм и рекреацию. ^
В рамках настоящего исследования мы выделяем пять вариантов возможного развития ш Республики Калмыкия. Их основное отличие состоит в определении отрасли, являющейся ведущей, выступающей в качестве точки экономического роста. Ш
Первый вариант сценария - инерционный. Он предполагает сохранение современных ¡7 тенденций развития отраслей экономики и социальной сферы. Развитие региона опирается на действующие внешнего организационно-экономического механизма, происходит адаптация к изменяющимся условиям, деятельность нацелена на выживание, ориентацию на о стихийно складывающиеся закономерности в экономической жизни.
Второй вариант сценария - стабилизационный. При данном сценарии развития ве- 00 дущей отраслью реального сектора экономики Республики Калмыкия является сельское д хозяйство. Данный вариант предполагает сохранение сложившейся структуры эконо- Ш мики, эволюционное развитие всех сфер хозяйственного комплекса. По этому сцена- «л, рию положительные сдвиги в социально-экономическом развитии могут быть получены, главным образом, за счет действия внутреннего организационно-экономического ^ механизма. Сценарий базируется на предположении востребованности местной сель- ё хозпродукции за пределами региона, поскольку сельское хозяйство (приоритетным на- а правлением которого является мясное скотоводство) - традиционная отрасль экономики республики.
Третий вариант сценария - природохозяйственный прагматичный. Данный сценарий о предусматривает приоритетное развитие рекреационно-туристских услуг на основе раз- ° вития рыночной инфраструктуры сферы обслуживания. Предусматривается преимущест- ф венное развитие туристической отрасли как отрасли специализации в межрегиональном ¡3 разделении труда. Выбор определяется наличием необходимого для развития туризма природно-климатического и этнокультурного потенциала. ^ Четвертый сценарий развития - топливно-энергетический. Предполагает, что респуб- о лика, с учетом имеющихся объективных ограничений социально-экономического потенци- о ала, характера динамики внешних условий, в максимальной степени использует: 9
- кластер нефтегазовой промышленности; т
- электроэнергетику; £
- минирально-сырьевой потенциал для развития экономики и социальной сферы. о Данный сценарий предусматривает приоритетное развитие нефтегазовой промыш- ^
ленности, включая добычу, транспортировку сырья и его переработку, а также энергетики £ на собственной топливо-ресурсной (газ) основе, что может обеспечить синергетический ф эффект, выражающийся в увеличении производства сопутствующих отраслей, повышении конкурентоспособности товаров и услуг, экономии бюджетных затрат. ^
Наиболее же целесообразным представляется пятый сценарий, представляющий собой ® синтез второго, третьего и четвертого, реализация которого должна позволить ускорить | темпы экономического и социального развития республики, повысить ее конкурентоспо- £ собность(табл. 2). °
ф
I
>
Таблица 2
Прогнозные значения ряда показателей развития приоритетных отраслей Республики Калмыкия в 2012 году в случае реализации синтезированного сценария развития3
Показатель Единица измерения Значение показателя в 2012
Общее поголовье скота во всех категориях хозяйств тыс. голов 368,5
в том числе коров тыс. голов 182,0
Поголовье племенного скота тыс.голов 55,5
в том числе коров тыс. голов 34,4
Производство говядины в сельхозпредприятиях тыс. тонн 110,5
Реализации племенного молодняка КРС голов 8000
Общее поголовье овец во всех категориях хозяйств тыс. голов 2500,0
Производство шерсти во всех категориях хозяйств - всего тонн 8700
Производство баранины во всех категориях хозяйств тыс. тонн 32,5
Реализация поголовья овец на племя тыс. голов 40
Общая площадь пастбищ и сенокосных угодий тыс. га 4886,1
Добыча нефти тыс. тонн 390
Добыча газа природного млн куб. м 96
Количество туристов тыс. человек 36
в т.ч. на внутреннем рынке тыс. человек 30
на внешнем рынке тыс. человек 6
СП
л ь о (О X
си
а
г
ш
^
о ь
00 □
□
ш
о
о
I— ф
1— ^
о а ф
0
1 I
ф
со 1— О
а о
о
0
1_
0
1_
о о
со О 1— О
о о.
0
1
о 0)
Роль и место Республики Калмыкия в России и Южном федеральном округе в долгосрочной перспективе будут определяться ее миссией.
Миссия Республики Калмыкия - уникальная, многопрофильная рекреационная система, центр культурно-исторического наследия, крупный центр мясного животноводства - поставщик экологически чистой продукции и современный транспортный узел Юга России.
Достижение одной из стратегических целей республики - продуктивное и устойчивое развития агропромышленного комплекса возможно путем повышения эффективности использования природно-ресурсной базы сельскохозяйственного производства, внедрения современных принципов управления АПК, улучшения социального положения жителей села, что предполагает выполнение двух взаимосвязанных задач, решаемых в том числе в рамках участия республики в реализации Приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», а также разработке и реализации собственного республиканского проекта по развитию животноводства:
- возрождение специализированных производств сельскохозяйственной продукции во всех районах республики с учетом их экономико-географических, климатических особенностей, в зависимости от которых определяется приоритет сельскохозяйственного развития, виды и объемы государственной финансовой поддержки;
- развитие направлений сельскохозяйственного производства, обусловленных конкурентными преимуществами региона, завоевание новых и упрочнение позиций на уже освоенных сегментах межрегиональных и зарубежных рынков посредством создания
Составлено автором на основе Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год, параметры прогноза на период до 2010 года и предельные уровни цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий. Минэкономразвития России, март 2007 и Итогов социально-экономического развития республики Калмыкия за 2006 год и основных параметров прогноза на 2008 год на период до 2010. Элиста: Министерство экономики Республики Калмыкия, 2007.
3
условий для улучшения конкурентоспособности производимой продукции, внедрение современных методов агромаркетинга и агроменеджмента. Ключевыми в аграрной сфере по уровню занятости населения, перспективам российской и международной специализации Республики Калмыкия следует признать сферы пастбищного животноводства, овцеводства и табунного коневодства, а так переработки и полного использования их продуктов. Калмыкия способна сконцентрировать уникальный исторический опыт развития мясного скотоводства, овцеводства и коневодства, превратить его в конкурентное преимущество мирового уровня. Острая проблема импорта мяса в России (доля импортного мяса на российском рынке составила в 2006 году 31%, доля импортной говядины - 26% [10]), выгодное географическое положение, включая близость к основным странам-потребителям баранины, мусульманским государствам Средней Азии, Турции, Ближнего Востока, а также выполнение посредническо-организа-торской функции продвижения новых мировых технологий выращивания овец и мясного скота, переработки мяса и шерсти могут стать ключивыми элементами миссии республики. Собственный опыт в первичной переработке продукции животноводства, необходи- ^ мость расширения степени и глубины, повышения качества используемого оборудования ^ являются важнейшими побудительными мотивами для развития данного направления ш международного сотрудничества.
По нашему мнению, важнейшим направлением стратегии постиндустриального разви- Ш тия Республики Калмыкия является формирование на ее территории современных класте- ¡7 ров.
В рамках предлагаемого республиканского проекта по развитию животноводства пред лагается формирование 3-х кластеров в отраслях животноводства для производства уни- о кальных видов продукции: кластер мясного скотоводства; кластер овцеводства; кластер коневодства. 00
Животноводческие кластеры Республики Калмыкия могут представлять собой добро- д вольные отраслевые территориальные объединения предпринимательских структур, науч- Ш ных, общественных организаций, органов региональной и местных властей с целью по- «л, вышения конкурентоспособности собственной продукции, работ или услуг и содействия экономическому развитию региона. ^
Кластеры мясного скотоводства и овцеводства предполагают объединение предприятий ё данных отраслей, специализирующихся на селекционно-племенной работе - племенные а
Ш
заводы и племрепродукторы (всего по республике на 01.01.2007 г. имеется девятнадцать племенных заводов, пятьдесят три репродуктора и 2 лаборатории), продукция которых -ценный племенной молодняк будет реализоваться как в животноводческие фермы и хозяйства республики - участники кластера, так и в другие регионы и страны, на убое, охлажде-
ф
I
>
0
1
нии, хранении, реализации и переработке мяса - выпуске высококачественной продукции. си
о
Кроме того, в овцеводческий кластер должны войти современные (высокотехнологичные) предприятия первичной обработки шерсти (мытье и прессование шерсти, переработка отходов) и шкур, а также легкой промышленности, ориентированной переработку и полное ^ использование местного сырья. о Для продвижения и реализации продукции различных стадий производства, начи- о ная от племенного молодняка, охлажденного мяса, шерсти, шкур и заканчивая готовы- 9 ми изделиями на российских и зарубежных рынках целесообразно создание единого т логистическо- маркетингового центра, созданного, например, на базе республиканского £ потребительского снабженческо-сбытового кооператива, а также сети торговых домов. о В кластеры войдут также предприятия и учреждения инфраструктуры, которые предо- ^ ставляют банковские, страховые, юридические, аудиторские, маркетинговые, информа- £ ционные, образовательные и научно-исследовательские и другие консалтинговые услуги ф (рис. 2). | Как уже было определено выше, ряд республиканских проектов должно быть напрямую ^ ориентировано на развитие приоритетного для Калмыкии туристско-рекреационного ком- ® плекса, что предопределяется привлекательностью территории республики для туристов | с точки зрения географического расположения, экологической обстановки и культурно- £
исторического наследия. °
0)
п
л ь 0 (О X
си
а
г ш
о I-
00 □
□
ш
о
о
I— ф
1— ^
о а ф
о
со О
I—
О О о.
0
1
о
00 Г
Рис. 2. Схема кластера мясного скотоводства Республики Калмыкия4
Наиболее значимый объект на землях особо охраняемых территорий республики -биосферный заповедник «Черные земли», расположенный на территории Черноземель-ского и Яшкульского районов. Кроме заповедника, на территории Калмыкии действуют 14 заказников. Наиболее крупные заказники федерального значения - Сарпинский, Харбинский и Меклетинский главным образом сориентированы на охрану сайгаков. На базе охотничьих промысловых участков организованы три зоологических заказника: «Южный», «Зунда», в Ики-Бурульском районе и Манычский в Приютненском районе. В Целинном районе республики располагается национальный природный парк «Бамб-Цецг», имеется 22 памятника природы и культуры, в т.ч., в г. Элиста, Городовиковском, Ики-Бурульском и других районах. В совокупности указанные территории занимают более 20% площади республики. Ситуация в сфере туризма Республики Калмыкия благоприятна для создания Национального туристического комплекса, соответствующего международным требованиям по уровню его инфраструктуры, сервисному обслуживанию и организациям индустрии туризма, обеспечивающего, с одной стороны, потребности туристов, с другой - высокий уровень налоговых поступлений для осуществления воспроизводственных процессов данного ресурса. Наиболее перспективными видами туризма представляются экскурсионный, деловой, обучающий, лечебно-профилактический (народная медицина), экологический, молодежный, культурно-познавательный, а также охота и рыбалка.
Эффективность комплекса будет складываться из следующих его функций:
1) источник поступлений и средств для решения внутренних социальных проблем региона;
2) классический пример кластерообразующей отрасли, т.е. развивает отрасли, обслуживающие сферу туризма: строительство, торговлю, производство товаров народного потребления, транспорт, связь;
3) места трудоустройства незанятого населения республики, как в самой отрасли, так и в сопряженных с туризмом отраслях.
Составлено автором.
Еще один приоритет развития Республики Калмыкия - активное вовлечение в хозяйственный оборот природного потенциала потребует рационального использования минерально-сырьевой базы. Темпы ее освоения не отвечают потенциальным возможностям республики, так как не используются в должной мере. Однако степень ее изученности позволяет сделать вывод о возможности более широкого использования природных ресурсов в хозяйстве республики и страны.
Основными условиями, призванными увеличить добычи нефти и газа являются:
- привлечение инвестиций в нефте- и газодобывающий комплекс республики;
- реализация налоговых новаций;
- расширение эксплуатационного и поисково-разведочного бурения;
- освоение новых перспективных месторождений;
- внедрение более прогрессивных способов эксплуатации скважин, обновление технологического оборудования;
- увеличение внутреннего потребления газа. СП
Таким образом, установка формирования конкурентоспособной региональной эконо- Л)
мики должна реализовываться, прежде всего, в области структурной политики, где необхо- о дим акцент на сочетание развития традиционных для республики отраслей и производств х
с последовательным увеличением в экономике доли предприятий с высокой добавленной стоимостью, а также сферы услуг.
Ш
а
т.
ЛИТЕРАТУРА Ш
1. Итоги социально-экономического развития республики Калмыкия за 2006 год и основ- | ные параметры прогноза на 2008 год на период до 2010. Элиста: Министерство эконо- I-мики Республики Калмыкия, 2007. щ
2. Калмыкия в цифрах, 2006: статистический ежегодник. - Элиста: Территориальный ор- О ган Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия, 2006. су
3. Промышленность Республики Калмыкия 2000-2005: статистический сборник. - Элиста: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия, 2007.
4. Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год,
и^: http://www.svobodanews.ru/Article/2007/05/18/20070518152515190.html
О о
I—
ф
ф
параметры прогноза на период до 2010 года и предельные уровни цен (тарифов) на д продукцию (услуги) естественных монополий. - М.: Минэкономразвития России, март 2007.
5. Программа социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2005-2012 годы / Разработчики: Северо-Кавказский научно-исследовательский институт эконо-
0
1
мических и социальных проблем Ростовского госуниверситета (СКНИИ Э и СП РГУ), ф
Органы исполнительной власти Республики Калмыкия. Элиста, 2005. о
6. Регионы России 2005: социально-экономические показатели. Статистический сбор- о ник. - М.: Статистика России, 2006. >
7. Россия в цифрах 2005: краткий статистический сборник. - М.: Статистика России, о 2005. °
8. Реализация сельскохозяйственной продукции хозяйства всех категорий за 2005 год ^ (выходные таблицы). - Элиста: Территориальный орган Федеральной службы государс- § твенной статистики по Республике Калмыкия, 2006. о
9. Сведения о состоянии животноводства за 2005 год (выходные таблицы). - Элиста: Тер- ^ риториальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике | Калмыкия, 2006. о
10. Синевский С. Треть всего мяса в России «не дает здоровья гражданам». &
о ф
т
0
1 О
о