МЕТОДОЛОГИЯ
в
□в ваа ваг □г
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА
Стратегическое планирование в СМК и реинжиниринг
Реинжиниринг и стратегическое планирование в СМК занимают важное место в системе управления компании. В статье при рассмотрении понятий «реинжиниринг» и «стратегическое планирование в СМК» раскрывается их взаимосвязь, а точнее, взаимозависимость этих понятий.
Е.Ф. САВЕЛОВА,
аспирант кафедры «Управление качеством» Мордовского государственного университета
им. Н.П. Огарева, г. Саранск
грессивные условия рыночной экономики с острой конкуренцией и смена стремительного роста российского рынка в течение последнего десятилетия не менее стремительным его спадом вследствие кризиса последних лет предопределили возрастающую роль и значение стратегического планирования в практике хозяйствования российских организаций как одного из инструментов поддержания стабильного положения компании в таких непростых условиях. Организации вынуждены совершенствовать методы борьбы за потребителя, стремясь максимально полно удовлетворить его потребности и заинтересовать своей продукцией или услугами на как можно более долгосрочную перспективу.
Уникальным по своей эффективности и свойствам в конкурентной борьбе за потребителя на практике стал такой инструмент, как система менеджмента качества (СМК). Преимущества СМК, реально, а не формально созданной, уже успели оценить большинство российских компаний и все западные компании. Причем работающая СМК позволяет «вылечить» многие «болезни» компании, поскольку оптимизирует и ее управленческий цикл, и всю деятельность в целом.
На основе все возрастающей роли СМК, с одной стороны, и значимости управленческого процесса стратегического планирования - с другой, в отдельное направление менеджмента выделилось стратегическое планирование в СМК.
Стратегическое планирование в СМК -управленческий процесс определения миссии и целей организационного развития компании, направленного на создание органической структуры, способной автономно и адекватно реагировать на изменения требований разви-
тия бизнеса в рамках управления качеством.
Этапы стратегического планирования в СМК:
3 общекорпоративное планирование; 3 анализ среды;
3 формирование стратегических ориентиров в СМК; 3 работа с персоналом; 3 реализация и контроль выполнения
планов.
Именно внутреннее содержание и наполнение каждого из вышеперечисленных этапов и привносит те черты, которые отличают стратегическое планирование в конкретной компании от стандартного процесса планирования.
Реинжиниринг бизнес-процессов есть «прорывная» перестройка основ внутрифирменной организационной архитектуры и управления, а не бюрократическая замена одной формы на другую. То есть коренная перестройка внутри организации составляет суть реинжиниринга. Исходя из теории и практики менеджмента, реинжиниринг можно определить и как метод прорыва, и как способ управления качеством, и как часть стратегического планирования в СМК.
На основе выделенных этапов стратегического планирования в СМК целесообразно перейти к определению места реинжиниринга в данном процессе. Первоисточниками для реинжиниринга являются такие этапы стратегического планирования, как определение стратегических ориентиров для компании в целом и в рамках СМК в частности, анализ внешней и внутренней среды. Таким образом, именно утверждение или пересмотр стратегических целей и ориентиров с учетом состояния СМК и компании есть начало, «вход» для процесса реинжиниринга.
Непосредственно процесс реинжиниринга укрупненно состоит из следующих этапов работ:
3
3
3 определение целей реинжиниринга; 3 описание бизнес-архитектуры процессов компании;
последующий анализ процессов с выявлением «слабых» мест; перепроектирование, то есть собственно реинжиниринг.
Реинжиниринг является залогом успешного стратегического планирования в СМК, поскольку:
- реинжиниринг направлен на повышение качества продукта или услуги, тем самым на удовлетворение потребителя, и как следствие - на повышение конкурентоспособности компании в целом;
- реинжиниринг ориентирован на оптимизацию и перепроектирование внутренней среды с целью снижения издержек, удержания или завоевания стабильного положения на рынке и пр.;
- в основе реинжиниринга лежит детальный анализ факторов внешней и внутренней среды компании с учетом стратегических ориентиров в СМК;
- цель реинжиниринга - улучшение бизнес-архитектуры на основе стратегических направлений планирования в СМК;
- залогом успешного проведения реинжиниринга является заинтересованность высшего руководства и вовлечение компетентных сотрудников компании.
Таким образом, реинжиниринг способствует достижению высокого уровня адаптивности компании к изменениям во внешней и внутренней среде. И использование реинжиниринга в процессе стратегического планирования в СМК значительно увеличивает вероятность результативного выполнения планов, потому что последний процесс направлен на оптимизацию бизнес-архитектуры компании с учетом факторов внешней и внутренней среды и ориентацией на потребителя и при условии привлечения лучших сотрудников и лидирующей роли высшего руководства. ■
ВеККАЧЕСТВА № 3 • 2010
36