© 2003 г. А.В. Белоусов
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Послереформенное восстановление и развитие социальной инфраструктуры сельских территорий сегодня требует значительных вложений. В условиях централизованной экономики роль инвестора выполнял федеральный центр. Отличие и новизна современного подхода, думаем, в том, что решение этой задачи сегодня возможно через:
- развитие деловой активности гралсшн и предприятий, предпринимательство;
- осуществление интеграционных процессов в агропромышленном комплексе;
- решение кадровой проблемы, включая подготовку и повышение квалификации специалистов;
- управление территориями на основе динамики показателей качества жизни;
- проектирование и реализацию планов социально-экономического развитии сельских муниципальных образований (МО).
В литературе стратегический план социально-экономического развития МО нередко рассматривается как краткий документ презентационного характера, содержащий систему мер и проектов, направленных на создание условий для реализации приоритетных функций объекта планирования. Эго так, но главная его роль - организующая. Во-первых, представляя некую комплексную систему, план заставляет специалистов и руководителей МО ежедневно думать и вносить соответствующие коррективы в цели и задачи, выявлять слабые и сильные стороны, имеющиеся угрозы и благоприятные возможности, выдвигать и формировать новые проекты и программы развития территории. Во-вторых, он позволяет обеспечить более эффективное руководство МО, в силу закрепления за соответствующими руководителями конкретных стратегических направлений и мероприятий.
В настоящее время в Воронежской области накапливается опыт научного обеспечения стратегического планирования социально-экономического развития сельских территорий [1]. Технологическая последовательность проведения про-гнозно-аналитических и проектных работ по формированию плана социально-экономического развития сельского МО включает:
- анализ (диагностика состояния сельского МО, изучение внешних и внутренних факторов, определяющих его развитие, 8\ЮТ-анализ);
- целеполагание (определение и утверждение главной цели, основных стратегических направлений, целей и задач развития);
- планирование (формирование частных стратегий, т.е. проектов и программ, достижения целей по каждому направлению и распределение ответственности за реализацию плана);
- оценка (экспертиза выдвинутых проектов и программ на соответствие поставленным целям;
- корректировка (доведение частных проектов и программ по количеству и качеству до состояния соответствия целям и задачам, контрольным цифрам стратегического планирования);
- общественная апробация и принятие (обсуждение общественностью МО и принятие муниципальным советом в качестве нормативного документа);
- реализация (изменение структуры управления МО в соответствии с направлениями стратегического развития и закрепление направлений стратегического плана за ответственными руководителями района).
Обозначенная технологическая схема была использована при разработке концепции стратегического плана социально-экономического развития сельского МО «Рамонский район Воронежской области» [1,2].
Далее ограничимся опытом разработки первых двух разделов упомянутой выше концепции. В аналитическом разделе содержится общая информация о сельском МО «Рамонский район Воронежской области» с данными о географическом положении, истории, природных ресурсах, численности и национальном составе населения, сельских администраций; повышение уровня жилшцно-бытового обеспечения граждан, их социального обеспечения, охраны здоровья, образования, профессиональной компетенции, культурного развития, экологической безопасности, обеспечение высокого уровня личной безопасности и правовой защищенности.
Анализ предложений руководителей и жителей данного МО помог выработать следующие пять стратегических направлений его развития:
Первое - определение приоритетных товаров, обеспечивающих наибольшее потенциальное конкурентное преимущество на рынках и приток финансовых ресурсов в район, а также обеспечение устойчивого развития базовых отраслей экономики, нацеленных на производство этих товаров (промышленных и сельскохозяйственных предприятий, переработки сельхозсырья и торговли).
Цели:
- использование конкурентных преимуществ МО в деле развития действующих и создания новых производств продуктов импортозамешения;
- развитие производства и инфраструктуры продвижения продуктов профилактического оздоровительного и детского питания;
- подготовка и переподготовка профессиональных кадров, работающих в базовых отраслях экономики, используя возможности бизнес-центра, общественных организаций, российских и международных проектов по поддержке предпринимательства.
Задачи:
- изучить российский и зарубежный опыт деятельности администраций МО по развитию региональной экономики;
- ввести аукционную продажу сельхохырья до начала весенне-полевых работ с целью организации заказа на производство сельхозпродукции;
- установить приоритеты в продуктово-маркетинговой стратегии по критерию стабильности доходов в зависимости от их торгового потенциала (возможности сбыта) МО в основных отраслях экономики, главных транспортных магистралях.
Анализ социально-экономического положения района за предшествующий трехлетний период по следующим направлениям:
- качество жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум и потребительская корзина, жилищно-бытовое и социальное обеспечение, уровни образования и охраны здоровья, личной и экологической безопасности);
- демографическая ситуация (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья населения, миграционное движение);
- состояние рынка, торговли;
- финансы (бюджет и налоги, внебюджетные фонды, межбюджетные отношения, финансовое положение предприятий);
- отраслевая структура экономики (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, сфера услуг, связь и информатизация и т.д.);
- развитие предпринимательства;
- внешнеэкономическая деятельность;
- инвестиции (факт, тенденции);
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- социальная сфера (образование, здравоохранение, наука, культура и т.д., занятость, уровень преступности);
- состояние окружающей среды.
В разделе целеполагания на основе проведенного опроса населения и руководителей 17 сельских администраций выявлены сильные и слабые стороны территории, оценены имеющиеся возможности и угрозы, что позволило сделать прогноз целей, задач и содержания концепции программы социально-экономического развития Рамонского района.
Главная цель экономического и социального развития МО состоит в устойчивом улучшении качества жизни всех категорий граждан, проживающих в районе, для этого необходимо:
- повысить их материальное обеспечение путем использования в производстве местного сырья, заняв население в качестве квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, учитывать колебания цен в зависимости от урожайности или стихийных бедствий, а также от внешней политической, торговой или иной конъюнктуры;
- оценить жизнеспособность предприятий района, качество менеджмента и при наличии показаний осуществить в соответствии с законом о несостоятельности и банкротстве реструктуризацию первых с целью вывода их из кризиса;
- разработать программы использования минеральных, водных, лесных и других ресурсов Рамонского района;
- возродить народные промыслы, характерные для данной местности и товарные приусадебные, фермерские хозяйства, обеспечивающие увеличение бюджета населения;
- пересмотреть программы производства традиционных товаров для поставки за пределы района (в область и т.д.), например, на базе более глубокого переработки сельхозсырья, современной упаковки и расфасовки;
- исключить продажу сельхозсырья, преимущественно осуществляя его переработку на собственных производственных мощностях;
- способствовать созданию производства нетрадиционных товаров (бальзамов, лекарственных чаев, напитков и т.д.) по оригинальным рецептам, используя местное сырье, производство которого можно организовать на сельхозпредприятиях района;
- использовать промышленный потенциал воронежских предприятий для модернизации производственной базы сельхозпредприятий, а также производства сельхозмашин и запасных частей, на основе системы взаиморасчетов;
- проводить реструктуризацию предприятий;
- разработать программы развития птицеводства, животноводства, производства и реализации экологически безопасного продовольствия;
- разрабатывать и участвовать в программах по продвижению товаров и лоббированию интересов базовых предприятий на уровне области и Российской Федерации;
- изучать потребности базовых предприятий, связанных с необходимостью обучения и консультаций по различным вопросам экономической деятельности данных производств;
- изыскивать возможности за счет средств различных организаций и проектов, в том числе международных, обучения и консультирования в Рамонском районе ведущих российских и зарубежных специалистов.
Второе - создание условий для улучшения инвестиционного климата в МО «Рамонский район Воронежской области». Поддержка малого и среднего бизнеса.
Цели:
- разработка действенных механизмов по привлечению инвестиций в экономику МО;
- развитие малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании;
- оптимизация деятельности муниципальных предприятий.
Задачи:
- создание в Рамонском районе инновационной инфраструктуры, способствующей привлечению инвестиций;
- разработать в каждом МО района стратегию развития и отвечающую ей деловую программу привлечения финансовых ресурсов путем отбора и развития производства товаров с меньшей конкурентной уязвимостью и большей инвестиционной привлекательностью, побуждающей инвесторов и предпринимателей рассмотреть возможности капитальных вложений в известные или новые отрасли местной экономики;
- разработать стратегические бизнес-карты, позволяющие открыть районы для инвесторов, создав в местном законодательстве для них благоприятный режим;
- проанализировать причины неиспользования или неудовлетворительного использования имеющихся районе производственных мощностей и деловой инфраструктуры и принять законные меры вплоть до пересмотра итогов приватизации, смены неэффективных собственников или управленческих команд;
- изучить опыт привлечения инвестиций в МО, разработав соответствующие программы, а также создать на сайте Рамонского района страничку инвестора;
- пересмотреть существующие и разработать новые нормативные акты эффективного применения местных ресурсов, внешних и внутренних инвестиций;
- выполнять муниципальную программу поддержки предпринимательства 2003 - 2005 гг., принять участие в разработке на 2006 - 2012 гг.
- разработать макет предпринимательских дел и довести его до сведения граждан в каждом МО Рамонского района.
Треть г-развитие рынков отдыха, оздоровления и туризма.
Цели:
- активизация и расширение рынков отдыха, оздоровления и туризма в Рамонском районе;
- формирование там же курортных зон;
- создание на основе курортного бизнеса базового направления развития экономического потенциала района;
- создание в районе туристического центра с системой туристических маршрутов и фестивалей народного творчества.
Задачи:
- изучить проблемы предприятий курортного, туристического бизнеса района, освоив опыт развития курортного и туристического бизнеса в России и за рубежом;
- сформировать программу «Отдых, оздоровление, туризм», привлечь внутренние (МО) и внешние (РФ) инвестиции для ее реализации; изучить и решить вопрос об организации и регистрации курортной зоны в МО «Рамонский район»;
- решить вопрос о строительстве и ремонте дорог, объединяющих курортные зоны Рамонского района Воронежской области вдоль берегов рек Дон, Воронеж, Ушанка;
- произвести оценку земельных и других ресурсов МО в курортных зонах для введения достойной платы за аренду, и решить вопрос о курортных сборах;
- создать имидж-программу «Рамонский район. Жемчужина Воронежской области»;
- разработать программу культурного и экономического освоения мест отдыха, стоянок на транспортных артериях на территории Рамонского района.
Четвертое - создание благоприятной среды жизнедеятельности населения на основе повышения качества жизни.
Цели:
- реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения;
- улучшение качества дорожной сети и работы транспорта;
- развитие современной системы связи и телекоммуникаций;
- обеспечение качественной системы социальной защиты населения;
- развитие системы доступного и эффективного здравоохранения;
- развитие системы доступного и качественного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- создание эффективной системы обеспечения личной безопасности населения и качества работы правоохранительных органов;
- обеспечение экологической безопасности населения и улучшение экологического состояния окружающей среды;
- повышение качества спортивно-оздоровительной работы.
Задачи:
- разработать программы реформирования ЖКХ и бытового обслуживания населения;
- оказывать адресную помощь населению в деле оплаты услуг ЖКХ;
- разработать и реализовать программу «Дороги Рамонского района», а также внедрить новые транспортные маршруты, связанные с зонами отдыха, туризма, паломничества;
- изучить потребности населения в услугах здравоохранения и разработать адекватную программу повышения в районе его качества, а также внедрить новые методы обеспечения охраны здоровья (программа «Домашний доктор»), и разработать и реализовать программу «Здравницы Рамонского района - жителям МО»;
- привлечь средства российских и зарубежных организаций и фондов для финансирования муниципальных программ здравоохранения;
- разработать и реализовать программу «Связь и телекоммуникации Рамонского района»;
- установить по каждому МО и хозяйству потребность в кадрах руководителей, специалистов, рабочих различных профессий;
- разработать программу мероприятий, стимулирующую закрепление на территории необходимых кадров (оплата труда, жилье, культурно-бытовые услуги и т.д.);
- установить возможности действующих в области образовательных учреждений в подготовке и переподготовке кадров. Привести структуру первых в соответствии с имеющимися потребностями в подготовке и переподготовке кадров;
- провести по каждому МО добровольную сертификацию управленческих кадров для агропромышленного комплекса (действующих, а также лиц, претендующих на занятие управленческих должностей) и сформировать базы данных резерва руководителей, обеспечивающей подбор, целенаправленное обучение, конкурсное замещение или выдвижение на управленческие должности, либо для формирования управленческих команд;
- сделать анализ материальной, методической и кадровой обеспеченности учебных центров для переподготовки кадров в консультационном режиме, подключиться к региональному агротехнопарку Воронежского госагроуниверситета;
- разработать программы повышения качества работы правоохранительной системы Рамонского района, совершенствования спортивно-оздоровительной работы, а также экологической безопасности.
Пятое - развитие местного сообщества на основе становления гражданского самосознания и принципов построения гражданского общества.
Цели:
- расширение участия граждан в решении вопросов, связанных с местным самоуправлением;
- формирование в общественном сознании жителей Рамонского района принципов толерантности, патриотизма, нетерпимости к национализму и экстремизму.
Задачи:
- пропаганда положительного опыта и расширение деятельности комитетов территориального общественного самоуправления;
- развитие системы информирования граждан о состоянии дел в Рамонском районе и получение обратной связи;
- продолжение работы группы стратегического планирования экономического и социального развития Рамонского района, ее расширение за счет новых членов и организаций;
- помощь в создании и работе новых общественных организаций, партий, движений;
- пропаганда через средства массовой информации, учебные программы образовательных учреждений принципов патриотизма, толерантности, нетерпимости к национализму и экстремизму.
Типовой макет концепции стратегического плана социально-экономического развития Рамонского района Воронежской области содержит более 200 страниц текста.
Следующим этапом стратегического планирования социально-экономического развития сельского МО является разработка концепции стратегического развития района, конкретных программ и проектов обеспечивающих привлечение средств для реализации социальных проектов. Для оценки степени необходимых преобразований используются прогнозы бюджета района и инвестиций, которые сравниваются с данными опроса населения руководителей сельских администраций, их предложениями и оценками необходимых ресурсов на их реализацию. Внесение предложений населения района в план стратегического социально-экономического развития означает, что образующийся дефицит районного бюджета на осуществление проектов социального развитие должен быть покрыт за счет реализации экономических программ и проектов, обеспечивающих приток в район необходимых финансовых и других материальных ресурсов.
Так, в ходе определения администрацией Рамонского района необходимого финансирования с 2002 по 2004 гг. и на период до 2006 г. - инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составляют 674 млн 165 тыс. р. Они предназначены, прежде всего, для развития государственных и муниципальных предприятий, обеспечения ЖКХ, социальной сферы района, развития транспортных услуг и строительства дорог. Кроме того, на реализацию социальных проектов в 16 сельских муниципальных формированиях района требуется еще 207,813 млн р.
Социальные проекты содержатся в 184 анкетах, включающих 3808 предложений и пожеланий населения. Для реализации конкурентных преимуществ, отработки стратегических направлений и достижения целей развития МО «Рамон-ский район Воронежской области» сформированы блоки программ, которые должны пройти экспертизу на предмет достижения запланированных параметров влияния на вклад в повышение качества жизни граждан МО. На сегодня выдвинуто и рассматривается более 150 проектов и программ, список которых постоянно пополняется. Каждое стратегическое направление и блок программ закрепляется для систематического управления реализацией за соответствующим заместителем главы администрации МО.
Литература
1. Белоусов А.В. Инновационное обеспечение социального и кадрового развития на селе: теория и практика. Воронеж, 2003.
2. Муниципальное управление и поддержка предпринимательства / Под ред. В.П. Белинского, В.Г. Пономаренко и др. М., 2001.
Воронежский государственный аграрный университет 28 октября 2003 г.