УДК 620.9 (571.54)
DOI: 10.18101/2304-4446-2018-1-95-104 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ПЯТОГО И ШЕСТОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ
© Потапов Леонид Васильевич
доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Бурятский научный центр Сибирского отделения РАН Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8 Е-mail: [email protected]
© Жигмытов Баяр Тумурович
кандидат политических наук,
генеральный директор, Научно-просветительский центр им. Д. Банзарова, Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Шумяцкого, 14 Е-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического и научно-технологического прогресса Республики Бурятия в горизонте 2100-х гг., научно обосновано формирование особого Байкальского статуса территории опережающего развития субъекта Российской Федерации на востоке страны для стабильного, бесконфликтного повышения качества и уровня жизни большинства активного населения. Автором предложены меры институционной поддержки стратегического развития республики с опорой на внутренний накопленный потенциал.
Ключевые слова: Байкальская природная территория; ценология; технетика; зеленая экономика; экономический рост; природная рента.
Сегодня Российская Федерация занимает крупнейшую геостратегическую территорию планеты, является важнейшим из геоэкономических и геополитических полюсов-центров земной цивилизации. Убедительное тому доказательство — военная и научно-техническая победа СССР, РСФСР во Второй мировой войне, успешное развитие Российской Федерации с 2000 г., военная победа России над крупными бандформированиями с потоками нелегальной торговли нефтью в Сирии.
В двадцать первом веке Россия стабильно и постоянно играет ведущую, особо значимую роль в современной геополитике и геоэкономике в СНГ, БРИКС, ШОС, ООН, в других договорных и консультативных союзах со всеми легитимными государствами планеты, что можно наблюдать на ежегодном Петербургском международном экономическом форуме, Восточном экономическом форуме во Владивостоке и в других научно-практических мероприятиях для продвижения геополитических целей России и гармонизации экономики планеты.
Республика Бурятия с момента ее создания 30 мая 1923 г. в статусе государственного образования — Бурят-Монгольской Автономной Советской
Социалистической Республики в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (ныне Российской Федерации) — играет ключевую роль в геоэкономике России как ресурсно-природный потенциал (занимает 2 процента, или 351,3 тысячи км2 территории России), является промышленным и гуманитарным донором СССР и Российской Федерации в XX и XXI вв. [1; 2; 3; 4].
Десятилетиями в Российской Федерации фактически сбывается известный научный прогноз великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова: «Могущество Российское будет прирастать Сибирью и Северным Океаном». Вклад природных ресурсов из Бурятии является весомым и будет далее развиваться, но должен максимально справедливо и точно учитываться в политике трансфертов и в инвестировании проектов в Республике Бурятия
[14].
К сожалению, такого уровня научного прогноза не хватило российским ученым и политикам, чтобы в XX в. на десятилетия вперед рассчитать, распознать предпосылки и признаки распада СССР — крупнейшую геополитическую катастрофу планеты. Между тем эту огромную по масштабам земного человечества трагедию, геополитический конфликт, как известно из многочисленных документов и воспоминаний акторов международной политики и геоэкономики, тщательно планировали на Западе, что явственно проявилось еще в известной Фултонской речи Уинстона Черчилля в 1945 г., в истории «холодной войны» против СССР и России [7; 16; 17].
США и НАТО в 1970-х гг. объявили Советский Союз, его основу «империей зла». Этот нейролингвистический и этнополитический конфликт, генерируемый десятилетиями против Российской Федерации, системно продолжается и сегодня, он по сути является главным инструментом политики и стратегии США и его союзников в экономической, политической и военной конкурентной борьбе против России [7; 10; 18].
Предположим вариант следующего негативного этнополитического сценария: в итоге реализации планов США и НАТО [7] в XXI в. территория Республики Бурятия будет оккупирована Соединенными Штатами или иным государством НАТО, либо некой транснациональной корпорацией, военными, мигрантами (через заселение байкальской природной территории миллионами граждан из стран Юго-Восточной Азии) и закабалена заграничным торговым демпингом.
Республиканский торговый и потребительский балансы местного и зарубежного продовольствия, бытовой техники, товаров повседневного спроса в республике давно вызывают вопросы к ценологии и технетике: почему, к примеру, китайский картофель в магазинах Бурятии намного дешевле местного, пригородного? Почему конструктивно простые в изготовлении мусорные баки из дешевого материала в городе Улан-Удэ приобретаются в Италии по тройным ценам? Отчего расходы на строительство километра асфальтобетонной дороги в Бурятии намного выше, чем в соседней Иркутской области? [12].
При продолжении этого негативного сценария уже в XXI в. Россия может потерять не только озеро Байкал, но и все ресурсы Байкальской природной
территории, стоимость которых сопоставима со стоимостью Уральской или Дальневосточной территорий страны [7].
При стратегическом планировании развития Республики Бурятия как полноправного экономического субъекта Российской Федерации возникает вопрос: какова сегодня совокупная стоимость природных ресурсов, инфраструктуры Республики Бурятия вместе с ее человеческим капиталом и как они учитываются ежеквартально и ежегодно в системе Росстата? [13].
Пусть территория Республики Бурятия занимает всего два процента площади Российской Федерации, но она равна примерно половине территории современной Германии (или Франции, Японии) и является основной водосборной территорией озера Байкал (оно содержит 20 процентов стратегических запасов пресной воды планеты) и объективно несет функцию золотого звена российской экономики, то есть без научно контролируемой и профессионально управляемой работы территории Республики Бурятия сегодня невозможно представить нормальную работу механизма всей экономики Российской Федерации [15; 16].
Исторически сложившееся уникальное геополитическое и природное экономическое положение Республики Бурятия требует ускоренного развития зеленой экономики в субъекте России с высокой производительностью труда, полной трудовой занятостью населения в республике на базе стартовых, постоянно модернизируемых по требованиям времени научно-технологических инициатив и производств пятого, шестого и седьмого технологических укладов [9; 11].
Республика Бурятия в ближайшие три года должна обрести статус территории опережающего развития России с ежегодным управляемым экономическим ростом и ростом производительности труда на 5-8% в аграрном и промышленном отраслях независимо от форм собственности [9]. Все городские, районные и сельские муниципальные образования республики должны получить статус территорий опережающего развития после разработок и утверждений проектов развитий ТОР жителями с соответствующими преференциями на основе традиционных национальных демократических преобразований в Бурятии XX в. [5; 6; 8].
Отдельная господдержка должна быть предусмотрена для ТОР — территорий опережающего развития, в том числе для приграничных казачьих территорий общественного самоуправления. Эта стратегическая функция Республики Бурятия в единой геополитической системе Российской Федерации должна быть оформлена в республиканском и федеральном законодательствах в 2018-2019-х гг. [4; 6].
В 2018-2030-х, 2030-2050-х гг., с необходимыми поправками до 2100 г. для эффективного функционирования территории опережающего зеленого развития в Республике Бурятия должны решаться следующие основные проектные задачи социально-экономического и научно-технологического развития [4]:
Внедрение открытого для общества подробного цифрового электронного ежеквартального баланса производства, движения и потребления товаров и услуг по методике лауреата Нобелевской премии по экономике В. В. Леонть-
ева (на основе будущего закона Республики Бурятия и новых поправок в федеральном законодательстве, обновленных задач и услуг Росстата по федеральной, региональной, муниципальной и общественной статистике) и по действующей методике бухгалтерских балансов и отчетов промышленных и общественных предприятий для подготовки и реализации эффективных политических и экономических решений в государственном и муниципальном, общественном управлении экономическим ростом и производительностью труда в республике [13].
В сфере промышленности, транспорта и дорожного хозяйства необходимы глубокая модернизация и реновация производства, плановое повышение квалификации всех сотрудников на договорной трехсторонней основе правительства Республики Бурятия с высшими учебными заведениями России, руководством и профсоюзами трудовых коллективов.
К примеру, в Бурятии, на территории урановых месторождений Хиагды, по долгосрочному соглашению между группой предприятий «Росатом» и правительством Республики Бурятия следует предусмотреть расширение производства готовых к блочному монтажу и эксплуатации изделий для атомных электростанций и морских энергоустановок, станций опреснения морской воды наряду с интенсивным развитием инфраструктуры Баунтов-ского и соседних северных районов Бурятии (современные аэропорты, автодороги, речные причалы, кабельные линии оптоволоконной сети Интернет, учреждения социальной сферы).
В Улан-Удэнском приборостроительном объединении по соглашению между ГК «Ростехнологии» и правительством Республики Бурятия должны развиваться микроэлектронная промышленность из местного сырья, производство элементов и изделий цифровой экономики и информатики, авионики на основе внедрения патентов на изобретения российских ученых, инженеров.
Улан-Удэнский авиазавод будет и далее загружен оборонными и гражданскими заказами на летательные аппараты (вертолеты, самолеты, беспилотни-ки, экранопланы, элементы многоразовых космических аппаратов и спутников) для освоения Сибири, Севера и Арктики, космоса, эксклюзивно применяя новые изобретения и рацпредложения своих инженеров, ученых Бурятского научного центра СО РАН и ВСГУТУ, сибирских и российских коллег на договорной основе с активным участием правительства Республики Бурятия и России по особому плану ГК «Ростехнологии» с Республикой Бурятия, постоянно повышая при этом производительность труда и качество изделий. Доходы от развития авиапромышленности Бурятии позволят субсидировать ныне дорогостоящие авиаперевозки пассажиров и грузов из и по Бурятии по соглашению между Правительством Российской Федерации и Республики Бурятия (авиабилет Улан-Удэ — Москва — Улан-Удэ может стоить до 500 р. для жителя Бурятии, с багажом до 25 кг).
Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод должен пройти глубокую модернизацию и реновацию производства для изготовления высокоскоростной (до 1000 километров в час) железнодорожной техники и оборудования с применением цифровых 3Д, 4Д (ремонт и модернизация деталей машин
в процессе эксплуатации), 5Д (диагностика и управление надежностью деталей машин) технологий для ускоренного развития железнодорожного транспорта в Сибири и на Дальнем Востоке в рамках современных и обновляющихся стратегий России, строительства новых электрифицированных высокоскоростных железнодорожных веток и линий вместе с трассой БАМ-2. Проезд на железнодорожном транспорте из Улан-Удэ по России должен субсидироваться из федерального бюджета из расчета 300 рублей на рейс Улан-Удэ — Москва.
При этом без постоянных государственных, общественных и частных заказов нельзя оставлять завод «Стальмост», другие промышленные предприятия в Бурятии для ускоренного развития БАМ, БАМ-2 и других стратегических путей и сообщений в Сибири и на Дальнем Востоке с активным участием в международных транспортных проектах «Шелковый путь», «Чайный путь» для повышения добавленной стоимости участия в этих проектах до 90%.
Соответствующие времени и социальным ожиданиям внимание и государственную поддержку должны постоянно получать малые инновационные предприятия при Бурятском научном центре СО РАН, вузах Бурятии, занятые в сфере биотехнологий, генной инженерии, энергетики, геологии, радиофизики, изготовлении новых материалов для космических и северных летательных аппаратов, проектировании и создании биокомпьютеров, систем биомедицины, приборостроении и роботостроении с искусственным интеллектом.
При БНЦ СО РАН, вузах республики необходимо организовать Бурятский филиал Роспатента с участием республиканского правительства для активного содействия реализации Стратегий социально-экономического и научно-технологического развития Бурятии для ускоренной регистрации и внедрения в промышленное производство патентов на изобретения авторов-инженеров и ученых Восточной Сибири и Бурятии.
Именно с Республики Бурятия наряду с Новосибирской, Иркутской областями и другими сибирскими субъектами России должен более активно продолжиться массовый процесс развития шестого технологического уклада, а именно: конструирование и производство элементов робототехники, промышленная молекулярная биология, генная инженерия, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта (высокоскоростной интернет как база тех-нетики по всей территории Бурятии уже активно развивается по Концепции государственной информационной политики Республики Бурятия и федеральным программам), высокоскоростные интегрированные транспортные системы (логистика грузопассажирских наземных, водных и воздушных перевозок), производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами в малых инновационных предприятиях при научных подразделениях БНЦ СО РАН и вузах Бурятии.
Необходимо подробное научно-техническое планирование улучшения системы авиаперевозок по всей территории Бурятии. Республика Бурятия в силу своего геополитического и экономического положения должна стать одним из российских центров логистики Юго-Восточной Азии в системе ШОС, БРИКС, ЕАЭС с введением в строй новых взлетно-посадочных полос для
крупных, средних и малых самолетов и вертолетов, аэромобилей. Требуется ускорить проектирование и строительство, начало эксплуатации высокоскоростной железнодорожной магистрали БАМ-2 и ее ветки к существующей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, к Транссибирской магистрали, которые должны пройти глубокую модернизацию и реновацию.
Наряду с глубокой модернизацией и реновацией систем жилищно-коммунального хозяйства городов и поселений Бурятии, существующих Улан-Удэнских ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, Гусиноозерской ГРЭС, многих котельных, линий электропередач в Бурятии должны резко снизиться тарифы на потребление тепловой и электрической энергии за счет снижения доли прибыли частных акционеров, увеличиться потребление дешевого транзитного (в Монголию, Китай, Индию) газа из соседних регионов России через магистральные трубопроводы.
Большой социально-экономический и технологический эффект для Бурятии и Сибири, России может дать развитие экологически чистой водородной энергетики, транспорта и промышленности (в Бурятии разведано крупное месторождение водорода в Тункинском районе — прогнозные запасы оцениваются в 200 миллионов тонн) по совместному проекту правительства Республики Бурятия и ГК «Ростехнологии».
Производство и использование окупаемых в течение 3-5 лет массовых устройств солнечной, водной и ветровой малой и средней энергетики для удаленных поселений, солнечных автомобилей (первые российские одноместные авто уже изготовлены и испытываются молодыми учеными) могут серьезно улучшить экологическую ситуацию в России, повысить ценологиче-скую и функциональную конкурентоспособность товаров и услуг в Бурятии в пользу местных товаропроизводителей, чьи изделия и услуги сегодня намного дороже, чем у иркутских, красноярских, кемеровских соседей, где стоимость киловатта электроэнергии и килокалории тепла значительно ниже, чем в Бурятии при производстве местных товаров и услуг.
В сельском хозяйстве республики необходимо скорейшее внедрение подробной электронной интерактивной картографии и статистики хозяйств всех видов собственности для научного анализа и выработки государственных решений по развитию и поддержке агропромышленного сектора республики в общей системе анализа затрат и выпуска каждого вида изделий и вида услуг по технологии В. В. Леонтьева [13]. Необходимо планировать бюджетное стимулирование роста производительности труда в агропромышленном производстве, должно быть принято государственное решение на уровне Правительства Республики Бурятия и Народного Хурала РБ по принципу ежемесячного перечисления научно обоснованных субсидий фермеру, индивидуальному предпринимателю либо хозяйству для ухода за КРС, овцами, птицей (поголовно), за литр получаемого и продаваемого молока, а также на корма, удобрения, зооветеринарное обслуживание, аренду передовой техники и технологий, ипотечное долгосрочное (более пяти лет) кредитование на приобретение новейшей техники и технологий, семян и эффективных пород КРС, научно-технические консультации, обмен опытом по повышению производительности труда на каждом рабочем месте в республике. Аналогичная схема
адресной государственной поддержки должна быть разработана для полеводов, овощеводов (с субсидируемой системой защищенных грунтов и теплиц по гектару на человека), заготовителей дикоросов.
Наука и образование должны стать главной производительной силой, постоянной стратегической базой роста производительности труда в Бурятии, чтобы на основе ускоренного процесса государственной научно обоснованной поддержки опытных испытаний и внедрения в производство патентов на изобретения стабильно и планово росла производительность труда, с премиями более 10 МРОТ ежемесячно и пожизненно всем работникам, причастным к данной инновации, к проекту за счет доходов от инноваций.
С целью реализации «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [4] для развития человеческого капитала в Бурятии должны быть учреждены ежемесячные республиканские пожизненные премии авторам патентов на изобретения, кандидатам наук, доцентам, докторам наук и профессорам, живущим и работающим в Бурятии, Сибири, России на основе федерального и республиканского законодательства в размере 10 МРОТ из доходов от природных ресурсов, добываемых с территории Республики Бурятия (вода для четырех ГЭС на Ангаре, уголь, золото, нефрит, уран).
В государственных вузах Бурятии по договорам с Министерством обороны России должны быть созданы военные кафедры для обязательной военной подготовки студентов с получением всех современных военно-учетных специальностей (оператор беспилотников, оператор РЛС, танковые и наземные артиллерийские реактивные комплексы, десантники, снайперы, саперы, специалисты по чрезвычайным ситуациям для МЧС РФ) с глубоким знанием английского, китайского и других языков, истории забайкальского казачества, с военно-научными ротами и взводами в воинских и правоохранительных подразделениях, дислоцирующихся на территории республики.
Бурятский научный центр СО РАН, научные лаборатории, научные сотрудники в республике независимо от форм собственности научных учреждений должны получать прямые инвестиции из республиканского бюджета через обновленное министерство науки, промышленности, строительства, энергетики и транспорта на новое оборудование, технику и технологии, полевые экспедиции, командировочные расходы для участия в российских и международных научных конференциях и выставках своих работ на основе обновленного федерального законодательства.
Работники сферы культуры и туризма в Республике Бурятия создают и постоянно поддерживают позитивный образ Бурятии в России, России в мире, повышают привлекательность долгосрочных инвестиций в Бурятию — в будущий уникальный международный логистический, транспортный центр, байкальский пограничный субъект Российской Федерации. Работники федеральных, республиканских, муниципальных и общественных организаций сферы культуры и туризма в Бурятии с 2019 г. должны получать ежемесячные премии в размере 8 МРОТ (байкальская экологическая надбавка к заработной плате за счет природной ренты — трансфертов из федерального бюджета в ходе реализации стратегии зеленой экономики Бурятии и России).
Республика Бурятия должна стать культурным центром Востока России, наряду с производством авиационной и железнодорожной техники.
Государственная поддержка общественных инициатив ТОСов (территориальных общественных самоуправлений) в Бурятии сегодня является одной из эффективных в России и в дальнейшем должна развиваться более быстрыми темпами и в более широких, научно обоснованных объемах субсидий, чем в среднем по России.
С целью искоренения всех видов и категорий преступности на территории республики необходима специальная интегрированная долгосрочная программа по развитию гражданского общества в сфере образования, экономики и культуры, государственная поддержка традиционных религиозных обществ и организаций Бурятии для воспитания традиционных норм нравственности, обстановки нетерпимости и неотвратимости наказания за планируемые и совершенные преступления, особенно за создание, организацию несовершеннолетних групп преступников и ведение сообществ уличной и организованной преступности, терроризма, казнокрадства, взяточничества, наркомании, проституции и поборов среди детей, молодежи и взрослого населения.
Для исполнения этих задач участковые полицейские, все работники правоохранительных органов, члены комиссий по делам несовершеннолетних, действующие на территории Республики Бурятия, Сибири и России, должны получать дополнительное ежемесячное денежное довольствие — премию в размере 10 МРОТ из республиканского бюджета за счет доходов от природных ресурсов Бурятии (около 500 млн ежегодно по этой статье расходов).
Крупные доходы республике и обществу с улучшением имиджа и привлекательности инвестиций в Бурятии приносит и далее может принести индустрия туризма, такие как оздоровительный, обучающий, охота в Бурятии и рыбалка на Байкале, спортивный, религиозный (староверы, буддисты), географический, научно-технический (окружные, российские и международные симпозиумы и конгрессы на Байкале), сувенирно-промышленный, развлекательный, музыкальный, театральный, танцевальный и другие.
Расходы для решения и реализации предлагаемых стратегических задач социально-экономического и научно-технологического развития на федеральном, республиканском, муниципальном уровне, в сфере частного и общественного предпринимательства должны покрываться за счет республиканских и федеральных доходов от природных ресурсов, добываемых и обрабатываемых до конечной потребительской цены, тщательно учитываемых Росстатом на территории Республики Бурятия [14], — водных ресурсов, угля, урана, золота, нефрита, кварца, бериллия, водорода, леса и других, включая добавленную стоимость изделий из природных ресурсов Бурятии в размере 50% их конечной потребительской цены.
В перспективе мы полагаем, что в Республике Бурятия, в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах в частности и в Российской Федерации в целом на законодательной основе должно создаваться единое информационное социально-научное общество с приоритетами постоянного стимулирования повышения производительности труда каждого гражданина России в условиях зеленой цифровой экономики и прямо связанными с эффек-
тивностью труда интегрированными доходами населения всех социальных групп и научно прогнозируемого стабильного экономического роста в России выше общепланетарного уровня [15; 17; 18].
Имеются все условия и предпосылки для реализации главной стратегической, геоэкономической цели Республики Бурятия и Российской Федерации — стабильного, бесконфликтного повышения качества и уровня жизни всех жителей страны до уровня социальных стандартов государств-лидеров планеты. Природный, материальный и человеческий капиталы в Российской Федерации, в том числе в Республике Бурятия, сегодня должны использоваться для успешного вхождения в пятый и шестой технологический уклады цивилизации зеленой экономики.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. Москва : Экономика, 2016. 64 с.
2. Конституция Республики Бурятия. Улан-Удэ : Республиканская типография, 2004. 84 с.
3. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон Российской Федерации № 172-ФЗ от 24 июня 2014 г.; Об основах общественного контроля в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон Российской Федерации № 212-ФЗ от 21 июля 2014 г. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации В. В. Путина № 642 от 1 декабря 2016 г. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Авербух В. М. Шестой технологический уклад и перспективы России (краткий обзор) / В. М. Авербух // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. С. 71.
6. Базаров Б. В. Бурятские национальные демократы и общественно-политическая жизнь монгольских народов в первой трети ХХ века / Б. В. Базаров, Л. Б. Жабаева. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2008. 376 с.
7. Бжезинский З. Великая шахматная доска / З. Бжезинский. Москва : Международные отношения, 1999. 256 с.
8. Бъюкенен Д. Конституция общественного согласия / Д. Бъюкенен. Москва : Наука, 2001. 312 с.
9. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса / С. Ю. Глазьев. Москва : Экономика, 2010. 254 с.
10. Жигмытов Б. Т. Коммуникативный ресурс подготовки политических решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат политических наук / Б. Т. Жигмы-тов. Москва, 2006. 32 с.
11. Кондратьев Н. Д. Избранные сочинения / Н. Д. Кондратьев. Москва : Экономика, 1993. 543 с.
12. Кудрин Б. И. Ценология. Технетика. Техническая экология [Электронный ресурс] / Б. И. Кудрин. URL: http://www.kudrin.ru (дата обращения: 12.12.2017).
13. Леонтьев В. В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика / В. В. Леонтьев. Москва : Изд-во полит. лит-ры, 1990. 415 с.
14. Потапов Л. В. Гидроэнергетическая рента Байкальской природной территории: история, стратегическое планирование и общественное согласие / Л. В. Потапов, Б. Т. Жигмытов // Вестник БНЦ СО РАН. 2017. № 1(25). С. 116-121.
15. Потапов Л. В. Саморазвитие регионов на примере Республики Бурятия : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Л. В. Потапов. Москва, 2000. 486 с.
16. Тимофеева Л. Н. К вопросу о сущности феномена контрэлиты: историческое и современное измерение / Л. Н. Тимофеева // Элиты и общество в современном измерении: сборник статей / под ред. О. В. Гаман-Голутвиной. Москва : РОССПЭН, 2011. 435 с.
17. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: пер. с англ. / Э. Тоффлер. Москва : АСТ, 2003. 669 с.
18. Циолковский К. Э. Собрание сочинений / К. Э. Циолковский. Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1964. Т. 4. 512 с.
STRATEGIC PLANNING OF SOCIO-ECONOMIC
AND SCIENTIFIC-AND-TECHNOLOGICAL ADVANCE OF THE REPUBLIC OF BURYATIA IN THE CONDITIONS OF THE 5th AND 6th TECHNOLOGICAL MODES
Leonid V. Potapov
Dr. Sci. (Econ.), Prof., Leading Researcher,
Buryat Scientific Center, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences 8, Sakhyanovoy St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: [email protected]
Bayar T. Zhigmytov Cand. Sci. (Polit.), General Director, Banzarov Scientific and Educational Center, 14 Shumyatskogo St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: [email protected]
The article deals with the problems of strategic planning and forecasting socioeconomic and scientific-and-technological advance of the Republic of Buryatia in the long run for the 2100s. We scientifically substantiates the establishment of a special Baikal status for the territory of advanced development of the federal subject of Russia in the east of the country for a stable and non-confrontational improvement of the quality and standard of living of the majority of active population in line with the standards of leading countries of the world. We propose the measures of institutional support for the country's strategic development based on internal accumulated potential.
Keywords: Baikal natural territory; cenology; technetics; green economy; economic growth; natural rent.