Научная статья на тему 'Атомная энергетическая рента как стратегический источник инвестирования зеленого развития экономики Бурятии'

Атомная энергетическая рента как стратегический источник инвестирования зеленого развития экономики Бурятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНАЯ РЕНТА / СТРУКТУРА ЦЕНЫ АТОМНОГО КИЛОВАТТ-ЧАСА / АТОМНАЯ РЕНТА / УРАНОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ РЕНТА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА / НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ АТОМНОЙ РЕНТОЙ / БАЙКАЛЬСКАЯ ПРИРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / NATURAL RESOURCE ROYALTY / THE PATTERN OF PRICES FOR NUCLEAR ELECTRICITY / NUCLEAR RENT / URANIUM ENERGY RENT / STRATEGIC PLANNING / GREEN ECONOMY / NORMATIVE PER CAPITA FINANCING OF NUCLEAR RENT / BAIKAL NATURAL TERRITORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потапов Леонид Васильевич, Жигмытов Баяр Тумурович

В статье рассматривается экономическая ситуация в добыче, производстве и потреблении урана с территории Республики Бурятия. Анализируются структура атомной ренты России, структура цены киловатта атомной электроэнергии, проблемы стратегического планирования зеленой экономики Российской Федерации и Республики Бурятия c учетом атомной ренты. Республика Бурятия субъект Российской Федерации, в котором проживает около миллиона бурят, русских, эвенков и др. Бурятский народ, более двух тысячелетий проживающий на своей родовой территории, включающей озеро Байкал и более тысячи рек, на земле вокруг озера Байкал в радиусе свыше 500 километров (российская Байкальская природная территория Иркутская область, Забайкальский край, Республика Бурятия), добровольно присоединился к Российскому государству более трехсот лет тому назад вместе со своей землей и недрами (золото, уголь, редкие металлы, вольфрам, уран, нефрит). Дальнейшее развитие и укрепление целостной политической системы Российской Федерации требует гармоничного и ускоренного оптимального саморазвития, управляемого зеленого экономического роста ее крупных территорий субъектов России, постоянного увеличения взаимозависимых человеческого, природного, материального и финансового сводных капиталов, функционирующих на территории каждого субъекта России. С целью укрепления российского государства необходим более полный анализ технетики ресурсов и технологических возможностей территорий России. Весомой частью природного капитала Российской Федерации, Республики Бурятия являются месторождения урана природного сырья с промышленной переработкой у места добычи исходного материала для производства атомной электроэнергии на атомных энергетических установках и атомных электростанциях в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Потапов Леонид Васильевич, Жигмытов Баяр Тумурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NUCLEAR RENT AS A STRATEGIC SOURCE OF INVESTMENT FOR DEVELOPING GREEN ECONOMY IN BURYATIA

The article considers the economic situation of uranium mining, production and consumption in the Republic of Buryatia. We have analyzed the structure of Russia's nuclear rent, the pattern of prices for nuclear electricity, and the problems of strategic planning for the green economy based on nuclear rent in the Russian Federation and the Republic of Buryatia. The Republic of Buryatia is a constituent entity of the Russian Federation, home to about a million of Buryats, Russians, Evenks, etc. The Buryat people, who had lived for more than two millennia in their ancestral territory, including Lake Baikal and more than a thousand of rivers, rich in mineral resources (gold, coal, rare metals, tungsten, uranium, nephrite) voluntarily joined the Russian state more than three hundred years ago. Further development and strengthening of the integral policy of the Russian Federation requires a harmonious and accelerated development, ensuring green economic growth of its entities, constant increase of consolidated human, natural, material and financial capital. In order to consolidate the Russian state, a more complete analysis of technologies and resources is necessary. The heavy part of natural capital of the Russian Federation and the Republic of Buryatia is uranium deposits. Uranium is a source of nuclear energy for nuclear power plants of Russia.

Текст научной работы на тему «Атомная энергетическая рента как стратегический источник инвестирования зеленого развития экономики Бурятии»

УДК 620.9(571.54)

doi: 10.18101/2304-4446-2017-3-101-110

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ РЕНТА КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ИНВЕСТИРОВАНИЯ ЗЕЛЕНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ БУРЯТИИ

© Потапов Леонид Васильевич

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Бурятский научный центр Сибирского отделения РАН Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8 E-mail: [email protected]

© Жигмытов Баяр Тумурович

кандидат политических наук, инженер-теплоэнергетик, генеральный директор, Научно-просветительский центр им. Д. Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Шумяцкого, 14 E-mail: [email protected]

В статье рассматривается экономическая ситуация в добыче, производстве и потреблении урана с территории Республики Бурятия. Анализируются структура атомной ренты России, структура цены киловатта атомной электроэнергии, проблемы стратегического планирования зеленой экономики Российской Федерации и Республики Бурятия c учетом атомной ренты. Республика Бурятия — субъект Российской Федерации, в котором проживает около миллиона бурят, русских, эвенков и др. Бурятский народ, более двух тысячелетий проживающий на своей родовой территории, включающей озеро Байкал и более тысячи рек, на земле вокруг озера Байкал в радиусе свыше 500 километров (российская Байкальская природная территория — Иркутская область, Забайкальский край, Республика Бурятия), добровольно присоединился к Российскому государству более трехсот лет тому назад вместе со своей землей и недрами (золото, уголь, редкие металлы, вольфрам, уран, нефрит). Дальнейшее развитие и укрепление целостной политической системы Российской Федерации требует гармоничного и ускоренного оптимального саморазвития, управляемого зеленого экономического роста ее крупных территорий — субъектов России, постоянного увеличения взаимозависимых человеческого, природного, материального и финансового сводных капиталов, функционирующих на территории каждого субъекта России. С целью укрепления российского государства необходим более полный анализ техне-тики ресурсов и технологических возможностей территорий России. Весомой частью природного капитала Российской Федерации, Республики Бурятия являются месторождения урана — природного сырья с промышленной переработкой у места добычи — исходного материала для производства атомной электроэнергии на атомных энергетических установках и атомных электростанциях в России.

Ключевые слова: природная рента; структура цены атомного киловатт-часа; атомная рента; урановая энергетическая рента; стратегическое планирование; зеленая экономика; нормативно-подушевое финансирование атомной рентой; Байкальская природная территория.

В Российской Федерации, в частности в Республике Бурятия, активно развивается единая отрасль атомной промышленности и энергетики — государственная корпорация Росатом и ее структурные холдинговые организации — ОАО «Атомэнергопром», «Атомстройэкспорт», «Атомэнергопроект», топливная кампания «ТВЭЛ», «АРМЗ», кампания «Хиагда», многие другие научно-производственные подразделения сферы мирного атома по всей технологической системе эксплуатации энергетических свойств природного урана [6].

На основе промышленной разработки группы урановых месторождений в Хиагде на территории Республики Бурятия построены и эффективно работают, расширяются добывающее и обогатительное производства атомной энергетики — урана как высокоэффективного топлива для наземных атомных электрических станций и энергетических установок морского базирования и транспорта [14].

В 2016 г. в Республике Бурятия добыто 540 тонн урана, план на 2017 г. — 693 т [6], объемы добычи по планам Росатома с каждым годом будут увеличиваться. Запасы урана в Республике Бурятия с нарастающими темпами добычи прогнозируются для эксплуатации месторождений Хиагды более чем на пятьдесят лет [14].

Тепловая энергетическая эффективность килограмма урана из месторождения Хиагды для генерации электроэнергии в современных атомных энергоблоках в двадцать тысяч раз больше тепловой эффективности килограмма высококачественного каменного угля из крупного Тугнуйского месторождения Бурятии [14]. И это при современном уровне технологий сжигания угля в российских котлах и парогенераторах, при текущем функционировании новейших действующих атомных реакторов, атомных парогенераторов российских электростанций типа ВВЭР-1000 мощностью в 1000 мегаватт. Те же 540 тонн промышленного урана из Бурятии, извлеченные из недр Хиагды только в 2016 г. в системе корпорации Росатом, по энергоэффективности соответствуют 10 миллионам 800 тысячам тонн каменного угля, что в ценовом эквиваленте на мировом оптовом рынке равно 865 миллионам 333 тысячам долларов США, или 51 миллиарду 920 миллионам рублей (по курсу 60 р./долл. США).

Из этой суммы доходов от реализации и по внутренним расчетам в атомной энергетике Российской Федерации в сводный, консолидированный бюджет Республики Бурятия необходимо перечислять по договору в новой редакции между Российской Федерацией и Республикой Бурятией 90 процентов (согласно исторически сложившемуся принципу перечисления десятины, десятой части доходов сибирской провинции в казну России при формировании и укреплении Российской империи в границах успешно развивавшейся экономики страны Х1Х-ХХ вв. вплоть до 1914 г., или можно перечислять значительно меньшую сумму — по принципу «золотого сечения» — треть доходов, или около 20 миллиардов рублей от стоимости сырья атомной энергетики ежегодно от урановых природных ресурсов с территории Республики Бурятия должна оставаться в виде трансфертов из федерального бюджета в субъекте Российской Федерации, две трети стоимости

будут учитываться и оставаться в распоряжении правительства Российской Федерации [1-5].

Запасы урана на территории Бурятии с современными темпами российского промышленного производства для атомной энергетики в основном спрогнозированы, разведаны и рассчитываются на более чем полвека, с учетом развития полной технологической цепи диоксид урана — топливные таблетки — циркониевые трубки — ТВЭЛы — тепловыделяющие сборочные конструкции в атомном реакторе — парогенератор — генератор электроэнергии — линии электропередач — конечные потребители электроэнергии в системе развития современного пятого и шестого технологических укладов [6]. За этот период стратегического планирования экономики Республики Бурятия и Российской Федерации с 2020 по 2070 г. — более пятидесяти лет полного сжигания топлива из урановых и угольных месторождений в Бурятии — должны появиться новые высокотехнологичные, наукоёмкие, энергоэффективные промышленные производства ветровых генераторов электроэнергии, лопастных систем, солнечных панелей возобновляемой ветровой и солнечной энергетики, аккумуляторов электроэнергии в крупных объемах от мегаватта до гигаватта электроэнергии как результаты исполнения государственных заказов научным коллективам энергетиков, физиков, химиков, геологов и биологов Бурятского научного центра СО РАН, других научных подразделений России [8]. В ближайшие годы должны быть построены Мокская ГЭС и другие гидроэлектростанции Сибири с электрическими сетями до конечных потребителей электроэнергии в Бурятии, Забайкальском крае и в соседней Монголии, на малолюдном севере Республики Бурятия, для устойчивого электроснабжения БАМ-2 и новых промышленных предприятий на бурятском участке Байкало-Амурской магистрали, для промышленного освоения арктических территорий, экспорта гидроэлектроэнергии в Монголию, Китай и другие зарубежные страны Юго-Восточной Азии [8].

В соответствии с тенденциями и закономерностями пятого технологического уклада, отмеченными в Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина в 2016 г. [5], доля атомной энергетики в генерации электроэнергии в России растет от 16 процентов всего энергобаланса Российской Федерации 2017 г. (по данным Минэнерго РФ) до 30 процентов вместе с плановым ростом мощностей постоянно повышающих свою энергоэффективность тепловых электростанций, гидроэлектростанций, ветровых и солнечных источников электроэнергии, с новыми эффективными материалами и конструкциями линий электропередач по всей территории страны. Все существующие виды генерации электроэнергии в России на региональном и федеральном уровнях не должны конкурировать друг с другом, а наоборот, обязаны сосуществовать в одной стандартизированной по качеству передачи электроэнергии федеральной энергосистеме, взаимно дополнять, создавать мощный конструктивный синергетический эффект в едином, синхронизированном государственно-общественными органами управления, эффективно управляемом техноценозе [8], автоматизированном комплексе научно-технологического развития Российской Федерации как базы постоянного

экономического роста в XXI в. в обстановке возрастающего уровня экономической и технологической конкуренции государств и стратегии Российской Федерации по развитию и укреплению взаимовыгодных политических, экономических, научно-образовательных и технологических отношений между всеми странами и народами [9].

Для совершенствования стратегического управления экономическим ростом, качественного, обоснованного и системного анализа структуры цен на электроэнергию для потребителей в каждом субъекте и отраслях экономики Российской Федерации необходимо классифицировать объёмы поставляемой потребителям электроэнергии по видам их генерации — угольный, газовый, водный, солнечный, ветровой, атомный киловатт-час [9, 11-12]. Учитывая особенности и вид генерации по происхождению первичного источника электроэнергии, можно более точно и эффективно планировать стратегию социально-экономического развития субъекта России, региональной отрасли и предприятий всех профилей и видов собственности и уровней управления Российской Федерации: атомный, угольный, газовый, мусорно-топливный, водный, ветровой, солнечный киловатт-час в сводном балансе субъекта России, в Сибирском федеральном округе и в Российской Федерации.

Дальнейший масштабный рост производства атомной электроэнергии в мире тесно связан с особенностями использования атомной энергии в период технологического развития пятого и шестого укладов цивилизации, с географическим расположением стран мира, с геополитическими условиями существования независимых государств, с экономической конкуренцией крупных транснациональных корпораций и государств [13]. Уже многократно реализовался научный прогноз академика Владимира Ивановича Вернадского, который еще в начале ХХ в. писал руководителю СССР Иосифу Виссарионовичу Сталину: «В уране скрыта мощная энергия...» [14]. Современными исследованиями доказано, что в килограмме урана в 20 тысяч раз больше тепловой энергии, чем в килограмме угля [14].

С ХХ в. атомная наука и промышленность России занимают передовые позиции в мировой экономике вместе с ежегодно нарастающими объемами экспорта из Российской Федерации промежуточных этапов технологий энергоаудита, консультирования, проектирования, строительства, эксплуатации и обучения местного персонала атомных электростанций (АЭС) и атомных энергоустановок по контрактам корпорации Росатом, по максимально полной системе экспорта российской промышленной продукции средств производства атомной электроэнергии и услуг, с полным циклом производства, обучения и постоянного повышения квалификации персонала АЭС.

Растет уровень безопасности и надежности работы российских АЭС, всех деталей машин и установок атомных электрических станций с заранее заданными свойствами — от прочности и надежности эксплуатации труб и соединений парогенераторов до надежности и безотказности работы автоматического управления энергетических систем с ретроспективным анали-

зом и учетом аварий, отказов и поломок в ходе эксплуатации АЭС с 50-х гг. ХХ в.

Снижается себестоимость производства атомного киловатта — до 5,52 рубля за киловатт-час в 2017 г. за счет новых эффективных решений по капитальным затратам на строительство и эксплуатацию АЭС. Расходы на строительство и эксплуатацию АЭС будут снижаться за счет компьютеризации и автоматизации строительства и эксплуатации станций и линий электропередач до конечного потребителя электроэнергии, массового применения 3D-технологий печати деталей и устройств.

Атомные технологии России с применением урана из Бурятии, других субъектов России сегодня успешно работают на взаимовыгодной основе за рубежом. Например, в Индии эффективно развивается российско-индийский проект строительства АЭС «Куданкулам». Уже снабжают электроэнергией индийских потребителей два российских блока водо-водяных энергетических реакторов мощностью по 1000 мегаватт каждый — ВВЭР-1000. Планируемая мощность строящейся АЭС «Куданкулам» — 6 гигаватт. Атомная станция на урановом топливе из Бурятии может служить образцом для новых индийских АЭС. Всего планируется построить в Индии 25 аналогичных станций по долгосрочным планам и контрактам экономического и научно-технического сотрудничества между правительствами и структурами атомной промышленности и энергетики Индии и России [6, прим. 2, 3].

Мощность российских АЭС на первый квартал 2017 г. составляет 11,82% от суммарной электрогенерации в Российской Федерации, или 27 929,4 мегаватт [6]. Доля сравнительно недорогого по способу добычи и обогащения на месте переработки высококачественного урана из Бурятии в производстве атомной электроэнергии составляет примерно 20%, или 5,6 гигаватт электроэнергии (без учета экспортных поставок), и будет только увеличиваться с ростом объема добычи производства промышленного урана в Хиагде.

В доходной части сводных ежеквартальных балансов бюджета Республики Бурятия на 2019-2020 гг., с учетом автоматизированной методики составления и расчета балансов территорий нобелевского лауреата по экономике В. В. Леонтьева [9], должны учитываться стоимость урана, добытого и переработанного в Хиагде, на территории Республики Бурятия, в недрах Российской Федерации. В этих же сводных балансах должны учитываться конституционные права жителей Бурятии [1; 2] на достойную жизнь за счет эксплуатации природных ресурсов территории республики, как это уже осуществляют в США для жителей штата Аляска, в Норвегии и в Финляндии, в странах Ближнего Востока, выплачивая населению безусловный (основной) базовый доход, пенсии и пособия, осуществляя систему бесплатного для жителей медицинского обслуживания и образования за счет доходов от природных ресурсов, контролируемых государствами, а также не взимая с жителей штата Аляски (США) подоходный налог, покрывая выпадающие доходы бюджета штата за счет доходов от добычи и переработки нефтяных месторождений [10].

С учетом зарубежного опыта эффективной работы с природным капиталом США, Норвегии, Финляндии, Исландии и других государств с высоким уровнем жизни большинства населения и с передовой производительностью труда, стабильным экономическим ростом, можно скорректировать Стратегию социально-экономического развития Республики Бурятия до 2030 г. и на последующие периоды, редактировать Стратегию социально-экономического развития Сибирского и Дальневосточного федеральных округов и в целом Стратегию развития Российской Федерации [3; 4; 5].

Для социально-экономического и научно-технологического развития Республики Бурятия с опережающим российский уровень экономическим ростом необходимо принятие новых политических и экономических решений на уровне Республики Бурятия, Сибирского федерального округа и Российской Федерации [11; 12].

Эти политические решения в виде поправок к законодательству Российской Федерации должны содержать научно обоснованные преференции и научно-технические задания на проектирование и строительство, модернизацию новых промышленных предприятий, совершенствование инфраструктуры для развития территории и общества Республики Бурятия, государственные заказы и гранты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы БНЦ СО РАН и вузов Республики Бурятия, других российских научных подразделений.

Например, для исполнения этих решений в консолидированный бюджет Республики Бурятия необходимо перечислять 50-30% добавленной стоимости изделий — ТВЭЛов для тепловыделяющих сборок, энергетических установок атомных электростанций, атомных двигателей российских кораблей, или 50 процентов (как минимум рубль из конечной потребительской цены атомного киловатта). Эти средства должны перечисляться из сводного бюджета Российской Федерации, из раздела доходов атомной промышленности и энергетики Российской Федерации на территорию Республики Бурятия, в сводный (консолидированный) республиканский бюджет на зеленое социально-экономическое развитие республики с опережающим российский уровень подушевым доходом населения по новому, заново отредактированному договору между правительством Российской Федерации, корпорацией Росатом и правительством Республики Бурятия, между Республикой Бурятия и Российской Федерацией.

Атомная урановая рента Бурятии — доходы от добычи, промышленного производства урана и поставки урановой электроэнергии конечному потребителю — должна явиться источником финансирования развития среднего специального и среднего, высшего образования, строительства новых детских дошкольных учреждений. Доходы от атомной энергии должны использоваться для создания новых бюджетных мест в сфере высшего и среднего профессионального образования с переходом на полное бюджетное среднее и высшее профессиональное образование по аналогии и с учетом опыта в образовательной политике многих зарубежных государств с высокой производительностью труда, компенсировать долги выпускников вузов России за платное обучение прошедших лет, расходоваться на закреп-

ление местных кадров с высшим образованием на территории Бурятии, в сельских и городских поселениях в виде безусловного базового (основного) дохода каждого жителя субъекта России со стажем постоянного проживания более полугода (182 дней) в размере 5 МРОТ. Для сравнения: с 1982 г. каждый житель штата Аляска (США), проживающий в штате более 182 дней, получает из государственного «Постоянного фонда Аляски» от 300 до 2000 долларов в год за счет комиссионных с доходов местных нефтяных кампаний, и со всех трудящихся штата Аляска подоходный налог, компенсируемый в бюджете штата за счет нефтяной ренты, не взимается [10]. И в Республике Бурятия с 2019 г. подоходный налог с населения в результате правительственных и законодательных решений можно не взимать, заменив его дополнительными трансфертами из федерального бюджета за счет атомной ренты, источником которой является уран из Хиагды.

В Российской Федерации, в Республике Бурятия принцип функционирования природной ренты для общества и государства работает в виде платы за пользование недрами, налога на добычу полезных ископаемых, экспортных пошлин на вывозимое сырье и полуфабрикаты — доходов в федеральный и региональные, местные бюджеты и последующих статей на социальные расходы, науку, культуру, образование. Но в целом, по сравнению с такими субъектами России, как города Москва, Санкт-Петербург, республики Татарстан, Чечня, Дагестан, Иркутская область, Республика Бурятия и ее общество требуют большего внимания со стороны федеральной власти, процедур обязательного социально-экономического выравнивания подушевых доходов, финансового равноправия бюджетов субъектов Российской Федерации при тщательном мониторинге показателей качества государственного и муниципального управления [4], более внимательного и научно обоснованного подхода к подушевому финансированию доходов населения Республики Бурятия с учетом географических и геополитических особенностей субъекта России по сравнению с другими регионами страны и мира.

Необходим комплексный научный подход к распределению природных богатств и добавленной стоимости изделий и услуг для конечного потребителя в соответствии с Конституциями Республики Бурятия и Российской Федерации [1; 2]. Требуется законодательное введение принципа подушевой природной ренты (подушевой природный доход) населения России, алгоритма выплаты подушевой урановой ренты для жителей Республики Бурятия по аналогии с действующими нефтяными доходами жителей США штата Аляска и других государств, где доходы от природных ресурсов являются прозрачными для общества через публичные отчеты добывающих и перерабатывающих промышленных кампаний, используются для управления экономическим ростом с конечной целью повышения уровня и качества жизни большинства жителей страны с высокой производительностью труда всех слоев общества [10].

Часть атомной ренты на базе урановых месторождений в Бурятии должна пойти на развитие зеленой экономики в Республике Бурятия, на обеспечение опережающего российский уровень экономического роста в субъекте Российской Федерации [11; 12].

В результате плановой выработки разведанных урановых месторождений в Республике Бурятия объем природной урановой ренты может уменьшиться к 2035-2080 гг., поэтому текущие доходы от использования урана группы месторождений Хиагды — атомная урановая рента — уже в ближайшие годы должны быть направлены на научно-техническую организацию массового перехода в республике к экологически чистой солнечной и ветровой энергетике с конечной стоимостью киловатта электроэнергии в 30 копеек за киловатт-час для населения, транспорта и предприятий, на производство и установку солнечных и ветровых малых (от десяти солнечно-ветровых киловатт) и средних (от одного солнечно-ветрового мегаватта) электростанций для жилья, сельских поселений, фермерских хозяйств, агро-холдингов, промышленных предприятий, учреждений и организаций, территорий опережающего развития и территорий общественного самоуправления в Республике Бурятия [12].

В результате сравнительно низкой стоимости генерации и потребления электроэнергии продукция и услуги населению Бурятии станут более конкурентоспособными по сравнению с аналогичными позициями Иркутской области, других субъектов Российской Федерации.

Ценология производства и технетика, эксплуатации атомной электроэнергии России с учетом стоимости регионального уранового компонента может явиться основанием для более продуманного социально-экономического развития Российской Федерации с равноправным подушевым финансированием социальных расходов, расходов на науку, технику и культуру, физкультуру и спорт.

Субъекты Российской Федерации в ближайшие годы не смогут оставаться дешевыми сырьевыми придатками центра в действующих пропорциях распределения доходов от переработки сырья (подушевые затраты на одного учащегося в городах Москва, Санкт-Петербург, Чечни необоснованно выше подушевых затрат на ученика в Республике Бурятия, Забайкальском крае, Амурской области — на 10 и более процентов), в противном случае социально-экономическое отставание провинций России может стать причиной глубокого этнополитического кризиса и распада российского государства на глубоко бедные и очень богатые регионы с трудовой миграцией населения в более комфортные для работы и проживания регионы, несмотря на такие меры, как проекты бесплатного для граждан Российской Федерации дальневосточного гектара [13].

Для противодействия этим негативным процессам этнополитического развития Российской Федерации необходимо принятие ряда поправок в законодательную систему Российской Федерации и Республики Бурятия на основе научных и опытно-конструкторских работ в сфере ценологии энергетики по актуальным темам от разработки месторождений топлива до конечного потребителя электроэнергии, тепла и воды.

Примечания

1. Себестоимость производства атомного киловатт-часа на 2017 г. в России — 9,2 цента, при курсе 60 р./долл. = 5 рублей 52 копеек, ценология себестоимости требует более тщательных математических расчетов.

2. Оптовая текущая цена атомного кВт-ч в Польше — 18 р. (средняя по Евросоюзу).

3. Затраты станции на атомное топливо сегодня незначительны по сравнению с общей схемой генерации (капитальные затраты, амортизация, модернизация, обслуживание, сети) — в них не хватает затрат на зеленую экономику. В итоге мощность АЭС России — 27 929,4 мегаватт в 2017 г. (www.minenergo.gov.ru).

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. М.: Экономика, 2001. 64 с.

2. Конституция Республики Бурятия. Улан-Удэ: Респ. тип., 2004. 84 с.

3. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации № 172-ФЗ от 24 июня 2014 г.; Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федер. закон № 212-ФЗ от 21 июля 2014 г.

4. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: указ Президента РФ В. В. Путина от 21.08.2012 г. № 1199. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 10.08.17).

5. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 10.08.17).

6. Годовой отчет АО «АТОМРЕДМЕТЗОЛОТО» [Электронный ресурс]. URL: http://www.Fs.moex.com (дата обращения: 10.08.17).

7. Кондратьев Н. Д. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993. 543 с.

8. Кудрин Б. И. Ценология. Технетика. Техническая экология [Электронный ресурс]. URL: http://www.kudrin.ru (дата обращения: 10.08.17).

9. Леонтьев В. В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М.: Полит. литература, 1990. 326 с.

10. Материалы департамента труда штата Аляска, США [Электронный ресурс]. URL: http://www.labor.state.ak.us (дата обращения: 10.08.17).

11. Потапов Л. В. Саморазвитие регионов на примере Республики Бурятия: дис... д-ра экон. наук. М., 2000. 486 с.

12. Потапов Л. В., Жигмытов Б. Т. Гидроэнергетическая рента Байкальской природной территории: история, стратегическое планирование и общественное согласие // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2017. № 1. С. 116-121.

13. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции / пер. с англ. Г. Г. Пи-рогова. М.: Национальный общественно-научный фонд, 2003. 438 с.

14. Ядерное электричество.doc: материалы федерального национального исследовательского университета МИФИ. URL: http: //www.studfiles.net (дата обращения: 10.08.17).

NUCLEAR RENT AS A STRATEGIC SOURCE OF INVESTMENT FOR DEVELOPING GREEN ECONOMY IN BURYATIA

Leonid V. Potapov

Dr. Sci. (Econ.), Prof., Leading Researcher,

Buryat Scientific Center SB RAS, 8 Sakhyanovoy St., Ulan-Ude 670047, Russia E-mail: [email protected].

Bayar T. Zhigmytov

Cand. Sci. (Polit.), Heat and Power Engineer, General Director, Dorzhi Banzarov Scientific and Education Center E-mail: [email protected]

The article considers the economic situation of uranium mining, production and consumption in the Republic of Buryatia. We have analyzed the structure of Russia's nuclear rent, the pattern of prices for nuclear electricity, and the problems of strategic planning for the green economy based on nuclear rent in the Russian Federation and the Republic of Buryatia. The Republic of Buryatia is a constituent entity of the Russian Federation, home to about a million of Buryats, Russians, Ev-enks, etc. The Buryat people, who had lived for more than two millennia in their ancestral territory, including Lake Baikal and more than a thousand of rivers, rich in mineral resources (gold, coal, rare metals, tungsten, uranium, nephrite) voluntarily joined the Russian state more than three hundred years ago. Further development and strengthening of the integral policy of the Russian Federation requires a harmonious and accelerated development, ensuring green economic growth of its entities, constant increase of consolidated human, natural, material and financial capital. In order to consolidate the Russian state, a more complete analysis of technologies and resources is necessary. The heavy part of natural capital of the Russian Federation and the Republic of Buryatia is uranium deposits. Uranium is a source of nuclear energy for nuclear power plants of Russia. Keywords: natural resource royalty; the pattern of prices for nuclear electricity; nuclear rent; uranium energy rent; strategic planning; green economy; normative per capita financing of nuclear rent; Baikal natural territory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.