УДК 338.26 : 69.003
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕВЫХ ПОДСИСТЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА)
Т.Ю. Овсянникова
Томский государственный архитектурно-строительный университет, г. Томск E-mail: [email protected]
Рассматриваются вопросы методологии стратегического планирования как основы стратегического управления развитием региональных и отраслевых экономических систем. Раскрываются принципы стратегического планирования, роль отраслевого стратегического планирования в регионе, нормативно-правовая база планирования. На примере строительного комплекса как подсистемы региональной экономики показываются методологические особенности разработки Стратегии развития, раскрываются основные ее положения и ожидаемые результаты.
Ключевые слова:
Стратегическое управление социально-экономическим развитием, стратегическое планирование, строительный комплекс, градостроительный кластер, прогнозирование.
На современном этапе развития российской экономики на смену либеральной идеологии государственного невмешательства в экономику 1990-х гг. пришла политика стратегического управления социально-экономическим развитием. Стратегическое управление является важнейшим фактором модернизации российской экономики и обеспечения ее конкурентоспособности на мировых рынках.
Стратегическое планирование является элементом системы государственного стратегического управления развитием региональных и отраслевых экономических систем. Оно позволяет повысить устойчивость национальной и региональных экономик в условиях циклического развития глобальной экономической системы. Неизбежность глобальных кризисов и усиление взаимовлияния мировых экономик повышают роль стратегического планирования как механизма демпфирования глобальных экономических колебаний: «Прогноз кризиса сродни прогнозированию землетрясений, предугадать трудно, но чем выше "сейсмоустойчивость экономики", чем более развита ее диверсифицированность и выше надежность финансовой системы, тем ниже потери от кризисов» [1. С. 61].
Значимость стратегического планирования как основы принятия долгосрочных социально-экономических решений на макро- и мезоуровнях обусловила подготовку Министерством экономического развития РФ проекта федерального закона «О государственном стратегическом планировании», основной идеей которого является «создание правовой основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, позволяющей решать задачи повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны» [2. С. 1]. Основными целями создания такой системы являются:
• определение оптимальной траектории социально-экономического развития;
• концентрация финансовых, организационных, информационных, кадровых ресурсов для достижения запланированных целей;
Овсянникова Татьяна Юрьевна, д-р экон. наук, зав. кафедрой «Экспертиза и управление недвижимостью» Строительного факультета Томского государственного архитектурно -строительного университета, г. Томск.
E-mail: [email protected] Область научных интересов: региональная экономика, жилищная экономика, недвижимость, инвестиции и финансы.
• консолидация усилий всех субъектов экономики для достижения целей социальноэкономического развития.
В законопроекте определяются основные функции системы государственного стратегического планирования:
• определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития, выявление возможностей и ограничений;
• определение целей и приоритетов социально-экономического развития;
• выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;
• формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение целей;
• определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социальноэкономического развития;
• координация действий между федеральным и региональным уровнями государственной власти, бизнесом и обществом;
• осуществление стратегического контроля;
• научно-техническое, информационное и кадровое обеспечение государственного стратегического планирования социально-экономического развития.
Предлагаемый законопроектом подход к формированию системы государственного стратегического планирования базируется на опыте и достижениях отечественной и мировой практики, включает в себя инструменты государственного стратегического планирования, применяемые в настоящее время в Российской Федерации и за рубежом.
Пространственная масштабность России, значительная дифференциация в уровне развития и отраслевой структуре региональных экономик, вероятностный характер экономических процессов обуславливают методологические особенности стратегического планирования развития макро- и мезоэкономических систем, основными из которых являются:
• сочетание территориального и отраслевого подходов планирования;
• совмещение нескольких уровней планирования (национального, макрорегионального, регионального, местного, корпоративного);
• совмещение нескольких горизонтов планирования (долгосрочного, среднесрочного, текущего);
• применение сценарного подхода;
• применение индикативного метода.
В настоящее время система стратегического планирования в Российской Федерации представляет собой совокупность концепций (Концепция национальной безопасности РФ, Концепция национальной космической политики РФ, Концепция демографической политики РФ, Концепция совершенствования региональной политики в РФ), доктрин (Военная доктрина РФ, Морская доктрина РФ, Экологическая доктрина РФ), стратегий развития макрорегионов (Стратегии федеральных округов), отраслевых стратегий (Транспортная стратегия РФ, Стратегия развития информационного общества в РФ, Энергетическая стратегия РФ и др.), стратегий развития регионов (Стратегии субъектов федерации), схем территориального планирования регионов и муниципальных образований, целевых программ развития отдельных отраслей экономики и территорий.
Важная роль в этой системе отводится отраслевым стратегиям. Стратегическое планирование развития отраслей осуществляется как на макроэкономическом, так и на мезоэкономи-ческом уровнях.
Томская область является одним первых регионов, начавших формирование региональной системы стратегического планирования. Стратегия развития региона была разработана в 2006 г. и в настоящее время актуализируется. В Томской области создана нормативно-правовая база стратегического планирования - порядок разработки, рассмотрения и утверждения документов стратегического и программно-целевого планирования регламентируется законом Томской области № 177-ОЗ от 14.09.2009 [3].
Однако разработка отраслевых стратегий в Томской области осуществляется не достаточно активно. В настоящее время лишь несколько отраслей имеют утвержденную стратегию развития: энергетика, транспорт, сфера туризма и спорта.
В 2008 г. в Томской области под руководством автора была начата разработка Стратегии развития строительного комплекса Томской области. Эта работа была продолжена в 20112012 гг., и в настоящее время подготовлен и прошел все необходимые согласования и общественные обсуждения проект Стратегии развития строительного комплекса Томской области на период 2012-2022 гг. (далее - Стратегия). Сроки реализации Стратегии (2012-2022 гг.) установлены в связи с требованиями областного законодательства относительно горизонта планирования - для документов стратегического развития он должен быть не менее 10 лет [3].
Значимость Стратегии для развития строительной отрасли заключается в том, что она:
• является основой позиционирования строительного комплекса в экономике региона;
• определяет стратегические цели и приоритеты развития отрасли, формирует вектор развития на перспективу;
• связывает задачи развития строительного комплекса со стратегическими направлениями развития региона и других отраслей региональной экономики;
• формирует основу для разработки областных и ведомственных целевых программ, адресных инвестиционных программ в разрезе отраслей и муниципальных образований и конкретных инвестиционных проектов.
Стратегическое планирование включает четыре основных блока: аналитику, целепола-гание, оценку потребностей в ресурсах, прогнозирование. Это определило построение Стратегии, которая состоит из следующих ключевых разделов:
1. Анализ состояния и проблем развития строительного комплекса в Томской области.
2. Постановка стратегической цели и целевых приоритетов развития на долгосрочный период.
3. Механизм реализации Стратегии и потребность в финансовых ресурсах.
4. Прогноз условий развития и целевых индикаторов развития строительного комплекса на период до 2022 г.
Основой разработки Стратегии развития строительного комплекса стала оценка роли строительства в экономике региона, которая определяется его миссией как градоформирующей отрасли. В значительной степени материальные факторы, определяющие качество городской среды как среды жизнедеятельности человека и формирующие основу развития любого бизнеса на определенной территории, создаются организациями строительного комплекса. В условиях глобализации экономики регионы вступили в активную конкурентную борьбу на мировых рынках капитала и труда за главные ресурсы экономического развития: инвестиции и высококвалифицированные кадры. Поэтому имидж территории как места, комфортного для жизни и привлекательного для развития бизнеса, становится решающим фактором конкурентоспособности региона в межрегиональной и межстрановой конкурентной борьбе.
Определение миссии строительного комплекса как градоформирующей отрасли и его позиционирование в экономике региона определяют стратегическую цель развития, которая заключается в преобразовании строительного комплекса Томской области в межотраслевой градостроительный кластер, объединяющий на новой технологической платформе строительные, проектно-изыскательские организации, предприятия промышленности строительных материалов, специализированные финансовые институты, научно-образовательные организации и обеспечивающий формирование качественной градостроительной среды и условия ускоренного роста экономики региона.
Стратегическая цель отражает главный результат деятельности строительного комплекса - формирование благоприятной для жизни и деятельности населения среды, и условие достижения этого результата - качественное изменение самого строительного комплекса путем его преобразования в мощный межотраслевой кластер.
Кластерный подход в настоящее время становится доминирующим в стратегическом планировании развития территорий. Это обусловлено усилением межрегиональной и межстрановой конкуренции, что вынудило крупных производителей искать новые формы производственных взаимодействий, прежде всего на региональном уровне. По мнению основоположника теории конкуренции и кластерного подхода М. Портера, кластеры, как сконцентрированные на определенной территории группы взаимосвязанных компаний и организаций, конкурирующих, но вме-
сте с тем, ведущих совместную работу, являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ [4].
Стратегией развития Томской области до 2020 г. предусмотрено формирование на территории области межотраслевых кластеров в приоритетных секторах экономики: в сфере информационных технологий, биотехнологий, электротехники, газонефтехимии, лесной промышленности. Можно говорить о том, что в настоящее время практически сформировался томский инновационный кластер. В последние годы активно ведется работа по формированию в области ядерного кластера. Получила признание на федеральном уровне концепция инновационного территориального кластера «Фармацевтика и медицинская техника Томской области». В рамках соглашения, подписанного в мае 2012 г. между Томской областью и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», предусматривается дальнейшее развитие кластерного подхода и формирование регионального инновационного промышленно-образовательного кластера.
Министерством экономического развития РФ в начале 2012 г. начата работа по «определению субъектов Российской Федерации для создания в Сибирском, Дальневосточном и СевероКавказском федеральных округах инновационных кластеров, объединяющих предприятия, исследовательские лаборатории и испытательные базы строительных материалов, изделий, конструкций для работы над совместными проектами инновационного характера в области промышленности строительных материалов и строительной отрасли» [5]. Формирование межотраслевых кластеров основано на развитии горизонтальной интеграции крупных вертикально интегрированных бизнес-структур. Именно такими интегрированными бизнес-структурами являются лидеры строительной отрасли в регионе, которые и должны стать ядром градостроительного кластера.
Применение кластерного подхода является основой создания организационноэкономического механизма эффективного управления строительным комплексом, учитывающего интересы всех участников градостроительной деятельности: бизнеса, государства и территориального сообщества.
Очевидно, что формирование регионального градостроительного кластера должно осуществляться на новой технологической базе, обеспечивающей технологическую модернизацию производства. Несмотря на то, что научные разработки в сфере проектирования и строительства не вошли в перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и в перечень федеральных технологических платформ, они чрезвычайно важны, так как не только непосредственно влияют на качество жизни населения, но и являются фактором модернизации предприятий всех отраслей и инновационного развития экономики региона в целом. Качественное изменение строительного комплекса и повышение его роли в региональной экономике невозможны без технологического прорыва, перехода на новый технологический уровень, применения современных эффективных технологий и материалов. Именно поэтому в градостроительном кластере важнейшее место должны занять организации научнообразовательной сферы, обеспечивающие инновационное развитие отрасли и подготовку высокопрофессиональных кадров.
Для оценки степени достижения стратегической цели и приоритетов развития строительного комплекса в Стратегии предложена система интегральных и частных индикаторов. Формирование строительного комплекса как межотраслевого кластера и повышение его роли в экономике региона характеризуются индикаторами «Доля строительного комплекса в ВРП» и «Доля строительного комплекса в общей численности занятых в экономике». Достижение стратегической цели предполагает значительное увеличение роли строительного комплекса в региональной экономике - совокупный вклад производств, составляющих межотраслевой градостроительный кластер, в ВРП должен возрасти с 7,3 % в 2011 г. до 10,7 % в 2022 г., а доля в численности занятых должна соответственно увеличиться с 5,9 до 13,2 %.
Результатом деятельности градостроительного кластера должна стать новая среда жизнедеятельности человека, комфортность которой определяется, прежде всего, тем, в какой степени он обеспечен жильем, коммунальными услугами, услугами объектов транспортной инфраструктуры и социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования). Именно эти условия являются факторами притяжения населения на ту или иную территорию.
В связи с этим формирование качественной градостроительной среды как результат деятельности строительного комплекса предложено оценивать показателем «Индекс качества градо-
строительной среды». Это интегральный индекс, который определяется по формуле многомерной средней по совокупности показателей обеспеченности населения жильем, объектами коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры. Степень благоприятности территории для развития бизнеса можно оценить по уровню инвестиционной активности, поэтому в интегральный показатель качества градостроительной среды дополнительно включен показатель «Инвестиции в основной капитал на душу населения» как индикатор инвестиционной активности в регионе.
В соответствии со стратегической целью были сформулированы восемь стратегических приоритетов развития строительного комплекса Томской области:
1. Обеспечение доступности и комфортности жилища, формирование качественной жилой среды.
2. Обеспечение населения объектами социально-культурного назначения.
3. Развитие транспортной инфраструктуры региона.
4. Развитие коммунальной инфраструктуры региона.
5. Инновационное развитие и модернизация строительного комплекса, обеспечение энергоэффективности строительной продукции.
6. Развитие производственно-технического потенциала экономики региона как основы ее модернизации и повышения конкурентоспособности.
7. Сохранение историко-архитектурной самобытности г. Томска в современном градостроительном пространстве.
8. Градостроительное формирование среды инновационного города как основа реализации концепции «Томск - центр образования, исследований и разработок».
Исходя из принципа сценарного подхода, в Стратегии были разработаны три сценарных условия развития строительного комплекса: приоритетный, инерционный и пессимистический.
Приоритетный сценарий исходит из оптимистичных прогнозов экономического развития региона, сохранения высоких темпов развития строительного комплекса, сложившихся за период 2000-2007 гг., возможности преодоления отставания темпов роста доходов населения от темпов роста цен в жилищном строительстве, реализации приоритетных инвестиционных проектов области, осуществления проектов комплексной жилой застройки. Приоритетный сценарий предусматривает реализацию различных механизмов государственного стимулирования экономической активности и создание новых институтов развития, способствующих достижению приоритетов социально-экономического развития.
Инерционный сценарий основан на поддержании существующих тенденций социальноэкономического развития региона и строительного комплекса, на сохранении имеющихся механизмов государственного стимулирования экономики и степени участия государства в инвестиционном процессе. Инерционный сценарий предполагает замедленную реакцию социальноэкономической системы на воздействие программных государственных мер и на создание новых институтов экономического взаимодействия, не предусматривает существенного роста инвестиционной и инновационной активности и значительных сдвигов в сложившейся системе производства.
Пессимистический сценарий основан на использовании пессимистических прогнозов развития Томской области, допускает возможность ухудшения социально-экономической ситуации, снижение темпов экономического роста, падение инвестиционной и инновационной активности, рост социальной напряженности и формирование неблагоприятных демографических трендов. Пессимистический сценарий предполагает неэффективность механизмов государственного регулирования и поддержки развития социально-экономических процессов, снижение роли государства в инвестиционном процессе.
В качестве стратегических были выбраны приоритетный и инерционный сценарии развития строительного комплекса. Пессимистический сценарий не был принят в качестве стратегического, поскольку не позволяет обеспечить достижение стратегической цели и реализацию стратегических приоритетов развития строительного комплекса. На основании сценарных условий приоритетного и инерционного сценариев был выполнен расчет прогнозных значений 64 целевых индикаторов.
По данным Департамента развития регионов и муниципальных образований Министерства регионального развития РФ степень влияния региональных властей на инвестиционный климат на территории весьма незначительна - только 11 % региональных полномочий непосредственно влияют на привлечение частных инвестиций, еще 19 % оказывают незначительное влия-
ние, 70 % - не оказывают никакого влияния [6]. Принятие Стратегии развития регионального строительного комплекса в Томской области позволит усилить возможности органов государственного управления влиять на инвестиционный климат и обеспечивать конкурентоспособность региона на межрегиональном и мировом рынке инвестиций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития российской федерации до 2030 года / Минэкономразвития РФ. 2010. URL: http://www.economy.gov.m/mmec/actmty+/sectюns/macro/prognoz/mdexprognoz/ (дата обращения: 01.10.2012).
2. Проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании». Пояснительная записка / Минэкономразвития РФ. 2010. URL:
http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depStrategy/doc20111121_005. (дата обращения: 01.10.2012).
3. О системе документов стратегического и программно-целевого планирования Томской области: Закон Томской области от 14.09.2009 № 177-ОЗ. URL:
http://tomsk.gov.ru/ru/regionalnoe-razvitie/regionalnoe-strategicheskoe-planirovanie (дата обращения: 01.10.2012).
4. Портер М. Э. Конкуренция / Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 608 с.
5. Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 7.02.2012 № 2335 - ИП/08.
6. Отчет о результатах деятельности Департамента развития регионов и муниципальных образований за 2011 год. URL:
http://www.minregion.ru/upload/documents/2012/03/020312/020312_otchet_1.pdf (дата обращения: 01.10.2012).
Поступила 28.10.2012 г.