Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
агропромышленный комплекс / стратегическое планирование / целеполагание / стратегия / прогнозирование / планирование и программирование / государственная программа / подпрограмма / agro-industrial complex / strategic planning / goal-setting / strategy / forecasting / planning and programming / state program / sub-program

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е В. Плотникова, Г Ю. Баласанян, А А. Ашикарьян

Обоснованы роль и значение развития АПК в экономике Краснодарского края. Проведен анализ документов стратегического планирования развития АПК. Рассмотрены стратегические цели, приоритетные задачи и целевые показатели развития АПК региона. Отражены приоритеты и показатели развития сельского хозяйства в соответствии с региональным долгосрочным прогнозом. Осуществлен анализ структуры и содержания краевой программы развития сельского хозяйства. Сделан вывод о преемственности и целостности системы стратегического планирования в аграрной сфере Краснодарского края. В целом разработка, утверждение, реализация и регулярная корректирования документов стратегического планирования развития АПК обеспечивают определение оптимальной траектории перехода от его текущего состояния к желаемому, взаимосвязь долго- и среднесрочных приоритетов аграрной политики, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов для достижения запланированных целей, а также увеличение прозрачности и эффективности деятельности органов власти, в том числе с помощью механизма мониторинга и контроля за выполнением целевых индикаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING FOR THE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE KRASNODAR TERRITORY

The role and importance of the development of the agro-industrial complex in the economy of the Krasnodar Territory have been substantiated. The documents of strategic planning for the development of the agro-industrial complex have been analysed. Strategic goals, priorities and targets for the development of the agro-industrial complex of the region were considered. The priorities and indicators of agricultural development are reflected in accordance with the regional long-term forecast. The structure and content of the regional agricultural development program was analysed. The conclusion is made about the continuity and integrity of the strategic planning system in the agricultural sphere of the Krasnodar Territory. In general, the development, approval, implementation and regular adjustment of strategic planning documents for the development of the agroindustrial complex ensure the definition of the optimal trajectory of transition from its current state to the desired one, the relationship between longand medium-term priorities of agricultural policy, increase the efficiency of the use of available resources to achieve the planned goals, as well as increase the transparency and efficiency of the activities of the authorities, including through the mechanism of monitoring and control over the implementation of target indicators.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

EDN: ZPCKPM

Е.В. Плотникова - к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления факультета управления, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

E. V. Plotnikova - candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management of the Faculty of Management, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

Г.Ю. Баласанян - обучающийся 1-го курса магистратуры факультета управления, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

G. Yu. Balasanyan - 1st year master's student of the Faculty of Management, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

A.A. Ашикарьян - обучающаяся 4-го курса факультета управления, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

A.A. Ashikaryan - 4rd year student of the Faculty of Management of the Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ STRATEGIC PLANNING FOR THE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE KRASNODAR TERRITORY

Аннотация. Обоснованы роль и значение развития АПК в экономике Краснодарского края. Проведен анализ документов стратегического планирования развития АПК. Рассмотрены стратегические цели, приоритетные задачи и целевые показатели развития АПК региона. Отражены приоритеты и показатели развития сельского хозяйства в соответствии с региональным долгосрочным прогнозом. Осуществлен анализ структуры и содержания краевой программы развития сельского хозяйства. Сделан вывод о преемственности и целостности системы стратегического планирования в аграрной сфере Краснодарского края. В целом разработка, утверждение, реализация и регулярная корректирования документов стратегического планирования развития АПК обеспечивают определение оптимальной траектории перехода от его текущего состояния к желаемому, взаимосвязь долго- и среднесрочных приоритетов аграрной политики, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов для достижения запланированных целей, а также увеличение прозрачности и эффективности деятельности органов власти, в том числе с помощью механизма мониторинга и контроля за выполнением целевых индикаторов.

Ab stract. The role and importance of the development of the agro-industrial complex in the economy of the Krasnodar Territory have been substantiated. The documents of strategic planning for the development of the agro-industrial complex have been analysed. Strategic goals, priorities and targets for the development of the agro-industrial complex of the region were considered. The priorities and indicators of agricultural development are reflected in accordance with the regional long-term forecast. The structure and content of the regional agricultural development program was analysed. The conclusion is made about the continuity and integrity of the strategic planning system in the agricultural sphere of the Krasnodar Territory. In general, the development, approval, implementation and regular adjustment of strategic planning documents for the development of the agro-industrial complex ensure the definition of the optimal trajectory of transition from its current state to the desired one, the relationship between long-and medium-term priorities of agricultural policy, increase the efficiency of the use of available resources to achieve the planned goals, as well as increase the transparency and efficiency of the activities of the authorities, including through the mechanism of monitoring and control over the implementation of target indicators.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, стратегическое планирование, целеполагание, стратегия, прогнозирование, планирование и программирование, государственная программа, подпрограмма.

Keywords: agro-industrial complex, strategic planning, goal-setting, strategy, forecasting, planning and programming, state program, sub-program.

Краснодарский край является одним из ведущих регионов России по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и поставкам продовольствия в промышленные центры страны. Кубань производит около 10 % валовой сельскохозяйственной продукции РФ. АПК является основой региональной экономики и обеспечивает продовольственную безопасность России. Лидерство края в российском аграрном производстве обеспечивают благоприятные природные условия и развитая материально-техническая база. Благодаря наличию сырьевой базы в крае развито промышленное производство мясомолочной продукции, сахара, вин, растительного масла, плодоовощных и мясных консервов, и др. [5].

Показатели динамики и структуры стоимости региональной продукции сельского хозяйства представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика и структура стоимости аграрной продукции в Краснодарском крае [9]

Показатель Годы 2022 г. к 2018 г., %

2018 2019 2020 2021 2022

Аграрная продукция в хозяйствах всех категорий, млн руб 382468 417201 432963 556249 602923 157,6

в том числе продукция:

- растениеводства 275207 301780 312359 420261 456966 166,0

- животноводства 107261 115421 120603 135988 145957 136,1

Отраслевая структура аграрной продукции, %:

- продукция растениеводства 72,0 72,3 72,1 75,6 75,8 -

- продукция животноводства 28,0 27,7 27,9 24,4 24,2 -

Как видно из таблицы 1, за анализируемый период производство аграрной продукции в хозяйствах всех категорий региона увеличилось в 1,6 раза. При этом рост обусловлен как увеличением продукции растениеводства в 1,7 раза, так и животноводства в 1,4 раза. Анализ отраслевой структуры показал, что доминирует производство растениеводческой продукции. Так, в 2022 г. ее доля составила 75,8 %, увеличившись к уровню 2018 г. на 3,8 п.п.

По объему валовой продукции растениеводства регион занимает 1-е место в России. Естественные природные условия предоставляют возможность для выращивания на территории региона всего спектра культур умеренного пояса и отдельных культур субтропического пояса. Так, на Кубани возделывается более 100 различных сельскохозяйственных культур. Край является крупнейшим производителем зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, на его территории сосредоточены российские объемы производства винограда, чая, цитрусовых культур.

Краснодарский край является крупнейшим производителем животноводческой продукции. По итогам 2022 г. регион по производству скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий занял 4-е место среди субъ-

ектов РФ и 1-е место среди субъектов Южного федерального округа, по производству молока - соответственно 3-е и 1-е места, по производству яиц - 5-е и 2-е места. Удельный вес краевого производства яиц и мяса от общего производства в России составил по 4 %, молока - 5 %. Удельный вес в Южном федеральном округе составил соответственно 33 %, 38 % и 40 %.

Однако, следует отметить, что в краевой аграрной экономике существуют острые проблемы, связанные с высоким уровнем износа основных фондов и дефицитом квалифицированных кадров, конкуренцией со стороны других регионов и стран, которые предлагают более низкую стоимость продукции, недостатком инвестиций в развитие инфраструктуры, модернизацию оборудования и внедрение новых технологий, а также с неравномерным распределением доходов между различными отраслями АПК [6].

В настоящее время решение проблем и эффективное, устойчивое развитие отраслей призвана обеспечивать система стратегического планирования, правовые аспекты которой отражены в Федеральном законе от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ». В соответствии с законом разработка документов стратегического планирования осуществляется на всех уровнях управления - федеральном, региональном, муниципальном, - в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования. Система этих документов выступает в современных условиях как совокупность методов и инструментов государственного и муниципального регулирования социально-экономического развития РФ, регионов и муниципалитетов, а также отдельных отраслей и сфер деятельности. Так, для управления развитием той или иной отрасли на региональном уровне используются такие документы стратегического планирования как: в рамках целеполагания - стратегия социально-экономического развития субъекта РФ, в рамках прогнозирования - прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу, в рамках планирования и программирования - региональная программа развития отрасли [1, 7].

Под целеполаганием понимается деятельность, направленная на определение и обоснование целей, задач, приоритетов и направлений развития. В рамках целеполагания в Краснодарском крае разработана и реализуется Стратегия социально-экономического развития региона до 2030 года, в которой установлены приоритеты развития всех отраслей краевой экономики и социальной сферы, в том числе АПК. Согласно Стратегии, стратегическая цель в рамках развития АПК сформулирована следующим образом: «Один из мировых регионов-лидеров развития умного и экологизированного АПК, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, трансформирующегося от сырьевого производства к производству и выводу на российский и глобальные рынки уникальной, безопасной кубанской продукции». Эта цель в свою очередь включает три цели 2-го уровня, в рамках которых установлены приоритетные задачи [2] (таблица 2).

Таблица 2 - Стратегические цели и приоритетные задачи развития АПК Краснодарского края _на долгосрочную перспективу_

Цель Перспективные направления

Регион эффективного, рационального и диверсифицированного сельскохозяйственного производства, основанного на принципах устойчивого развития и использования инновационных технологий, обеспечивающего потребности населения и гостей Краснодарского края, предприятий перерабатывающей промышленности в основных видах сельскохозяйственной продукции Производство экологически чистой продукции животноводства, основанного на использовании безотходных и ресурсосберегающих технологий

Внедрение интенсивных технологий, базирующихся на применении современных и высокотехнологичных основных фондов (сельскохозяйственных машин, технологического оборудования) и модернизации машинно-тракторного парка организаций АПК

Создание высокотехнологичной инженерной, дорожной инфраструктуры, непосредственно обслуживающей сельскохозяйственное производство

Обеспечение эффективного землепользования и повышение естественного уровня плодородия почв и содержания гумуса в землях сельскохозяйственного назначения

Увеличение площадей под интенсивным садоводством и овощеводством закрытого и открытого грунта, площадей мелиорируемых земель под прочими сельскохозяйственными культурами

Крупнейший производитель и экспортер конкурентоспособных, брендированных, экологически чистых, высококачественных продуктов питания и продуктов переработки сельскохозяйственной продукции, полностью покрывающий потребности населения и гостей региона в качественных продуктах питания и выступающий основой обеспечения продовольственной безопасности страны Внедрение научных исследований и наукоемких технологий с целью инновационного развития пищевой промышленности и использования конкурентных преимуществ краевых производителей

Обеспечение потребностей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в квалифицированном персонале, в том числе в области применения инновационных технологий и технологий глубокой переработки продукции

Минимизация экологического ущерба, наносимого предприятиями пищевой промышленности, полное использование отходов, образованных при переработке сельхозпродукции

Модернизация существующих производств и создание новых мощностей для полного обеспечения потребностей населения и гостей Краснодарского края на продукты питания

Конкурентоспособный центр развития товарного рыбоводства и рыболовства, обеспеченный современной судовой техникой и мощностями по приему и первичной обработке водных биологических ресурсов, способный производить качественный, высокопродуктивный продукт Создание условий для увеличения выпуска и обеспеченности региона собственной рыбной продукцией

Обеспечение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса за счет его обновления и технического перевооружения

Обеспечение потребностей в квалифицированном персонале в сфере производства качественного рыбопо-садочного материала

Развитие инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса, в том числе в области приема и первичной переработки рыбной продукции

Указанные в таблице 2 цели описывают развитие краевого АПК в разрезе 3 -х сфер: сельское хозяйство (в том числе растениеводство и животноводство); перерабатывающая и пищевая промышленность; рыбоводство и рыболовство. Анализ составленной таблицы показывает, что в разрезе всех 3 -х целей и соответственно сфер АПК можно выделить следующие общие тенденции развития:

- внедрение и освоение современных интенсивных, наукоемких, безотходных и ресурсосберегающих технологий производства продукции АПК, техническое перевооружение, реконструкция и модернизация предприятий АПК;

- создание высокотехнологичной инфраструктуры, непосредственно обслуживающей производство про-

дукции АПК, в том числе развитие и внедрение современных технологий в процессы ее хранения, сбыта, транспортировки;

- обеспечение потребностей предприятий АПК в квалифицированном персонале, развитие систем обучения специалистов в области АПК, повышение уровня привлекательности специальностей АПК;

- повышение уровня экологизации производства продукции АПК, в том числе освоение перспективных технологий земледелия, методов защиты растений, противоэпизоотических мероприятий, глубокой переработки сельскохозяйственного сырья и биотехнологий, повышение доступности новых технологий для малых форм хозяйствования в АПК.

Развитие АПК Краснодарского края в соответствии с указанной системой целей, задач и перспективных направлений обеспечит достижение установленных значений целевых индикаторов в долгосрочной перспективе (таблица 3).

Таблица 3 - Целевые индикаторы развития АПК Краснодарского края

Индикатор 2024 г. 2027 г. 2030 г.

Темп роста валовой продукции АПК, %

- инерционный сценарий 101,7 101,0 101,0

- базовый сценарий 103,7 102,5 102,2

- оптимистический сценарий 105,2 103,4 102,8

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс чел

- инерционный сценарий 363,5 367,2 377,4

- базовый сценарий 366,0 370,8 381,4

- оптимистический сценарий 349,7 347,0 350,6

Доля сельхозугодий, соответствующих стандарту экологизированного АПК, %

- инерционный сценарий - - -

- базовый сценарий 15 35 60

- оптимистический сценарий 25 50 80

Как видно из таблицы 3, значения целевых показателей установлены для 3-х сценариев, разработка которых обусловлена неопределенностью внешней среды, - инерционный, базовый и оптимистический, которые также называются сценариями жестких, умеренных и мягких ресурсных ограничений соответственно. Так, инерционный пессимистический сценарий не предполагает значительного ускорения темпов экономического роста, возможно временное ухудшение положения в зависимости от влияния внешних факторов, развитие будет происходить по стандартным инерционным трендам. Базовый сценарий предусматривает, что будут реализованы проекты с низким риском реализации в прогнозируемые сроки и ряд ключевых крупных проектов, сопряженных с повышенными рисками. Оптимистический сценарий предполагает полное раскрытие потенциала развития, достижение глобальной конкурентоспособности, в том числе реализацию большинства намеченных проектов в плановые сроки.

В целом привлечение инвестиций в приоритетные перспективные направления в результате обеспечит инновационное развитие и повышение конкурентоспособности, а также расширение экспорта продукции АПК. При этом увеличение объемов экспортируемой продукции произойдет за счет изменения качественной структуры экспорта в сторону вывоза готовой продукции, а не сельскохозяйственного сырья.

В рамках прогнозирования осуществляется разработка научно обоснованных представлений о рисках, направлениях, показателях и результатах развития. Так, в Краснодарском крае разработан прогноз социально-экономического развития региона на долгосрочный период до 2030 года, утвержденный Распоряжением губернатора от 20 августа 2018 г. №220-р. Прогноз отражает следующие приоритетные направления развития АПК:

- в отрасли животноводства - наращивание поголовья крупного рогатого скота мясного и молочного направлений; широкое внедрение прогрессивных отечественных и мировых технологий промышленного производства свиней мясных пород, которое приведет к увеличению поголовья животных; рост объемов производства в мясном и яичном птицеводстве;

- в отрасли растениеводства - развитие овощеводства и плодоводства с целью импортозамещения и максимального обеспечения населения отечественной продукцией.

При этом особое внимание планируется уделять поддержке и регулированию развития малых форм хозяйствования в АПК - крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения. В качестве основных инструментов реализации указанных приоритетов отмечаются реализация краевой программы развития сельского хозяйства и инвестиционных проектов. Прогнозируется, что реализация приоритетных инвестиционных проектов обеспечит поступательное развитие аграрного сектора с доведением объемов валовой продукции в 2030 году до 720 млрд рублей [4]. Количественные прогнозные показатели приведены в таблице 4.

Таблица 4 - Прогноз объема продукции сельского хозяйства Краснодарского края

Прогнозный показатель 2022 г. 2030 г. (прогноз)

прогноз факт

Объем продукции сельского хозяйства, млн руб 532955,6 602923,0 719606,2

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах 101,0 108,4 101,9

Как видно из таблицы 4, в 2022 году фактическая стоимость произведенной сельскохозяйственной продукции превысила прогнозное значение на 13 %, что обусловлено увеличением урожайности сельскохозяйственных культур, поголовья и продуктивности сельскохозяйственных животных. В 2030 году прогнозируется производство агропродукции в объеме 719,6 млрд рублей, что выше фактического уровня 2022 года на 19,4 %.

В рамках планирования и программирования осуществляется разработка документов стратегического планирования, обеспечивающих непосредственное достижение целевых приоритетов, намеченных в документах целеполагания. В качестве основных задач этой деятельности следует отметить выбор наиболее эффективных путей и способов достижения установленных целей и решения задач отраслевого развития, разработку и реализацию необходимых мероприятий, определение необходимых ресурсов, координацию действий исполнителей и мероприятий по срокам их реализации, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения, а также организацию мониторинга и контроля реализации установленных целей и задач [7].

В Краснодарском крае разработана и реализуется региональная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», рассчитанная на период 20162025 годы. Цель программы - устойчивое развитие краевой аграрной экономики, повышение конкурентоспособности агропродукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства [3]. Для ее достижения предусмотрено 16 задач, которые одновременно являются целями входящих в состав программы подпрограмм. Так, в настоящее время в рамках реализации госпрограммы реализуется 7 подпрограмм (таблица 5).

Таблица 5 - Структура государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского

хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и _продовольствия», 2023 г._

Подпрограмма Цель Задачи

Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель в Краснодарском крае Повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения, увеличение объема производства основных видов продукции растениеводства за счет гарантированного обеспечения урожайности сельскохозяйственных культур вне зависимости от природных условий, предотвращение процессов подтопления, затопления и опустынивания территорий для гарантированного обеспечения продуктивности земель сельскохозяйственного назначения

Развитие рыбохозяйствен-ного комплекса Краснодарского края Создание условий для устойчивого функционирования и развития рыбохозяйственного комплекса 1 Удовлетворение растущего спроса населения на рыбную продукцию 2 Развитие производства рыбы

Обеспечение эпизоотического, ветеринарно-санитарного благополучия в Краснодарском крае Обеспечение эпизоотического, ветеринарно-санитарного благополучия в Краснодарском крае 1 Выполнение противоэпизоотических мероприятий, в том числе диагностических и лабораторных исследований 2 Развитие материально-технической базы государственной ветеринарной службы Краснодарского края

Развитие отраслей АПК Увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, а также продуктов ее переработки 1 Увеличение объемов производства и переработки продукции растениеводства и животноводства, развитие сельского туризма, малых форм хозяйствования и кооперации на селе, пищевой промышленности 2 Повышение уровня финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей 3 Развитие малого предпринимательства в малых сельских населенных пунктах 4 Увеличение объемов производства винодельческой продукции, оказание содействия организациям в проведении технической и технологической модернизации

Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК Увеличение объема кредитных ресурсов, привлекаемых в АПК на цели модернизации и развития производства, стимулирование ввода новых производственных мощностей в АПК 1 Улучшение условий доступа к кредитным ресурсам 2 Повышение инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов АПК

Комплексное развитие сельских территорий Создание комфортных условий жизнедеятельности на сельских территориях 1 Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения 2 Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях

Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в АПК, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов Совершенствование механизмов поддержки фермеров и развитие сельской кооперации

Таким образом, программа имеет комплексный характер, так как она охватывает все направления развития АПК. Реализация этого документа стратегического планирования непосредственно обеспечивает комплексное развитие отраслей и подотраслей АПК, а также развитие таких сфер как страхование, органическое сельское хозяйство, эпизоотическое благополучие, почвенное плодородие, инвестиционная деятельность, комплексное развитие сельских территорий, фермерские сектор и развитие сельской кооперации. Программа направлена на повышение продуктивности и устойчивости аграрного производства, увеличение объемов производства и переработки аграрной продукции.

Координатором программы является министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности региона. На реализацию мероприятий программы запланирован объем финансового обеспечения в размере 106,2 млрд рублей. Источниками финансирования являются средства федерального бюджета - 56,3 млрд руб или 53 % от общего объема финансирования, средства краевого бюджета - 42,6 млрд руб (40,2 %), средства местных бюджетов - 440,4 млн руб (0,4 %), внебюджетные источники - 6,8 млрд руб (6,4 %). Таким образом, основная доля средств на реализацию программы направляется из федерального и краевого бюджетов. В разрезе структурных элементов программы наибольший объем средств направляется на реализацию подпрограммы «Развитие отраслей АПК», которая направлена на развитие различных подотраслей животноводства и растениеводства и предусматривает поддержку малых форм хозяйствования в АПК. Так, в 2022 г. на ее реализацию было направлено 7,8 млрд рублей, что составило 64,7 % от общего объема финансирования программы.

Критерием выполнения программы является достижение установленных значений целевых индикаторов (таблица 6).

Таблица 6 - Анализ достижения основных целевых показателей краевой программы развития _сельского хозяйства, 2022 г. [8]_

Целевой показатель План Факт

Индекс производства аграрной продукции в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, % 100,8 109,9

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал аграрного сектора к предыдущему году, % 100,2 124,1

Рентабельность аграрных организаций (с учетом субсидий), % 19,4 35,5

Среднемесячная заработная плата работников аграрной сферы (без малых форм хозяйствования), руб 40503 49712

Индекс производительности труда к предыдущему году, % 107,0 116,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество высокопроизводительных рабочих мест, тыс ед 41,04 49,4

Производительность труда в аграрном секторе на 1 чел в год, тыс руб 4840 10966

Энергообеспеченность аграрных организаций на 100 га посевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин), лошадиных сил 198,7 199,0

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств (в среднем на 1 члена домашнего хозяйства в месяц) в сельской местности, руб 20723,0 33970,6

Индекс производства аграрной продукции к предыдущему году, % 102,0 109,7

Как показывает анализ данных таблицы 6, в 2022 году плановые значения основных целевых показателей программы перевыполнены, что позволяет сделать вывод о ее эффективной реализации.

В целом разработка, утверждение, реализация и регулярная корректирования документов стратегического планирования развития АПК обеспечивают определение оптимальной траектории перехода от его текущего состояния к желаемому, взаимосвязь долго- и среднесрочных приоритетов аграрной политики, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов для достижения запланированных целей, а также увеличение прозрачности и эффективности деятельности органов власти, в том числе с помощью механизма мониторинга и контроля за выполнением целевых индикаторов.

Источники:

1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ (ред. от 17.02.2023). О стратегическом планировании в Российской Федерации.

2. Закон Краснодарского края от 21 декабря 2018 г. №3930-0. О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года.

3. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05 октября 2015 г. №944 (в ред. от 06.06.2023). Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

4. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 августа 2018 г. №220-р. Об утверждении прогноза социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2030 года.

5. Артемова Е.И. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности России и ее регионов / Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова, М.Н. Оболенская // Вестник Академии знаний. - 2020. - №38(3). - С. 44-49.

6. Артемова Е.И. Развитие сельскохозяйственной кооперации в Краснодарском крае / Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова // Вестник Академии знаний. -2018. - №27(4). - С. 41-47.

7. Плотникова Е.В. Методы прогнозирования и планирования социально-экономического развития территории: учебник. - Краснодар: КубГАУ, 2022. - 130 с.

8. Портал государственных программ Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://monitoring.krasnodar.ru/.

9. Сельское хозяйство Краснодарского края, 2022. Книга 1. Состояние аграрного сектора Краснодарского края: стат. сб. - Краснодар: Краснодарстат, 2023. - 98 с.

EDN: VSVVJP

Ф.Я. Полонкоева - к.э.н., доцент кафедры цифровой и отраслевой экономики, Ингушский государственный университет, Магас, Россия, [email protected],

F.Ya. Polonkoeva - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Digital and Industrial Economics, Ingush State University, Magas, Russia;

Х.М. Мусаева - ассистент кафедры экономики и экономической безопасности отраслей и предприятий, Чеченский государственный университет им. А.А.Кадырова, Грозный, Россия, [email protected],

Kh.M. Musayeva - Assistant of the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia.

РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ THE ROLE OF DIGITALIZATION IN MODERN AGRICULTURE: CHALLENGES AND PROSPECTS

Аннотация. В современном сельском хозяйстве цифровизация играет все более важную роль, предлагая новые возможности для увеличения производительности, оптимизации ресурсов и улучшения управления. Сегодня отрасль сельского хозяйства показывает уверенный рост внутреннего производства. Но дальнейшему повышению производительности на аграрных предприятиях препятствует все еще низкий уровень автоматизации и применения цифровых решений. Планы Минсельхоза России амбициозны: к 2026 году рынок цифровых технологий для сельского хозяйства в России должен вырасти как минимум в пять раз по сравнению с 2020 годом. Однако, внедрение цифровых технологий сталкивается с рядом вызовов, включая доступность инфраструктуры, обучение персонала и кибербезопасность. В данной статье рассматриваются перспективы цифровизации сельского хозяйства, а также вызовы, которые необходимо преодолеть для успешной реализации этого процесса.

Abstract. In modern agriculture, digitalization is playing an increasingly important role, offering new opportunities to increase productivity, optimize resources and improve management. Today, the agricultural sector shows steady growth in domestic production. But the further increase in productivity at agricultural enterprises is still hindered by the low level of automation and the use of digital solutions. The plans of the Ministry of Agriculture of Russia are ambitious: by 2026, the market of digital technologies for agriculture in Russia should grow at least five times compared to 2020. However, the introduction of digital technologies faces a number of challenges, including infrastructure accessibility, staff training and cyber-security. This article examines the prospects for digitalization of agriculture, as well as the challenges that must be overcome for the successful implementation of this process.

Ключевые слова: цифровизация, сельское хозяйство, производительность, качество продукции, эффективность управления.

Keywords: digitalization, agriculture, productivity, product quality, management efficiency.

Роль цифровизации в современном сельском хозяйстве связана с оценкой влияния цифровых технологий на сельское хозяйство, выявлением преимуществ и недостатков цифровизации, а также определением путей оптимизации использования цифровых инноваций в аграрной сфере. Результаты исследования помогут выявить конкретные области сельского хозяйства, где цифровизация приводит к повышению производительности, снижению затрат или улучшению качества продукции. Выявить возможности влияния цифровых технологий на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.