УДК 332.145:339.545:339.562(470.56)
Ушакова О.А.
Оренбургский государственный университет Е-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИМПОРТОЗАМЕщЕНИЯ В РЕГИОНЕ
Введение санкций в отношении России и обострение международной экономической и политической обстановки, обострило необходимость активизации процессов импортозамещения, в том числе на уровне государственной и региональной политики.
Под импортозамещением понимается такой тип экономической стратегии государства и регионов, который, в первую очередь, ориентируется на защиту отечественных производителей путем замещения импортных товаров товарами национального производства.
Результатом реализации стратегии импортозамещения является повышение конкурентоспособности производимой продукции за счет технологической модернизации производств и увеличения их эффективности, освоения принципиально новых видов продукции с высокой долей добавленной стоимости.
Стратегия замещения импортных товаров отечественными аналогами в регионе должна осуществляться постепенно от стимулирования производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции посредством развития производства, технологий и повышения квалификационного уровня персонала.
Реализации региональной стратегии импортозамещения повлечет за собой следующие изменения: развитие и внедрение последних достижений научно-технического прогресса, повышение уровня и качества образования; рост занятости населения, снижение безработицы и повышение уровня жизни; укрепление экономической и продовольственной безопасности регионов и страны в целом; увеличение спроса на товары отечественного производства и расширение производственных мощностей; сохранение валютной выручки внутри и улучшение торгового баланса страны и регионов.
Анализ структуры импорта Оренбургской области позволяет определить наиболее критичные товарные группы для региона, что должно быть положено в основу выбора приоритетных направлений концепции стратегии импортозамещения.
Цели региональной стратегии импортозамещения: достижение технологической независимости в критических областях; формирование потенциала для освоения глобальных рынков; обеспечение положительного сальдо регионального торгового баланса; обеспечение экономической и продовольственной безопасности региона и страны в целом.
Таким образом, модернизация и трансформация экономики регионов России на основе стратегии импортозамещения должны обеспечить максимальную самодостаточность и антикризисную устойчивость российской модели инновационного экономического роста.
Ключевые слова: регион, стратегическое планирование, импортозамещение, инновации, технологии, региональная стратегия импортозамещения, механизм импортозамещения.
Основными задачами, поставленными президентом Российской Федерации перед регионами в 2014 году, явились вопросы разработки и реализации эффективной программы импортозамещения, а также направления обеспечения продовольственной безопасности регионов и России в целом.
Учитывая стратегическое значение Оренбургской области по ряду отраслей промышленности, стратегия импортозамещения важна не только в региональном экономическом и технологическом плане, но и в разрезе обеспечения национальной безопасности и решения социальных проблем.
В настоящей ситуации деятельность руководства региона должна быть направлена на выбор ключевых ниш, перспективных для развития импортозамещающих производств. Причем такая деятельность должна выражаться, в первую очередь, не в оперативном замещении
импортных товаров, ушедших с рынка, либо сокративших объемы предложения, а в обеспечении освоения новейших технологий и процессов, модернизации существующих производств, создании принципиально новой продукции глубокой переработки. Таким образом, стратегия импортозамещения должна быть подкреплена, главным образом, инновационным развитием региона.
Импортозамещение - явление не новое для России и целого ряда зарубежных стран. Стратегия импортозамещения, как правило, реализуется для снижения зависимости экономики от импорта, а также в целях обеспечения условий развития в стране высокотехнологичных и конкурентоспособных производств.
В последние годы, в связи с обострением международной обстановки и введением санкций в отношении Российской Федерации, процесс импортозамещения значительно активизи-
ровался, в том числе на уровне государственной и региональной политики.
Следует заметить, что в прошлом Россия достаточно часто сталкивалась с проблемой необходимости осуществления импортозамещения. Так, наиболее активно данный процесс развивался в 1998 году после значительной девальвации рубля, в результате которого наблюдалось почти двадцатипроцентное сокращение объемов импорта в страну. Резкое падение импорта спровоцировало рост спроса на отечественную продукцию, который был достаточно быстро удовлетворен за счет имеющихся незагруженных производственных мощностей. По мнению ряда российских экономистов, рост ВВП и промышленного производства России в 1999 году в значительной степени был обусловлен процессу импортозамещения.
В 2000-х годах процесс импортозамещения продолжился менее интенсивными темпами, причем только в тех отраслях, где российские предприятия имели очевидные конкурентные преимущества. За последние годы довольно много сделано для развития и поддержки российских производств: реформирована законодательная база, разработаны механизмы частно-государственного партнерства, финансируются перспективные НИОКР, субсидируются процентные ставки по заемным средствам, существуют налоговые стимулы для новых производств и т. д. Но на практике существующих мер оказывается недостаточно. Сформировавшаяся на протяжении последних десятилетий проблема технологического отставания свидетельствует о крайней зависимости производств от импорта из стран дальнего зарубежья. Так в товарной структуре на долю машин и оборудования приходится свыше 50%. По результатам анализа, проведенного Минпромторгом, доля импорта в станкостроении, по разным оценкам, превышает 90%, в тяжелом машиностроении -60-80%, в легкой промышленности - 70-90%, в электронной промышленности - 80-90%, в фармацевтической, медицинской промышленности - 70-80%, в машиностроении для пищевой промышленности - 60-80%.
Расширение санкций и ограничение доступа России к мировым рынкам, технологиям, финансовым ресурсам могут привести к тому, что технологическое отставание России от за-
падных стран будет нарастать. Для преодоления этих тенденций предстоит создать новые механизмы наращивания инвестиций, модернизации технологий, повышения уровня человеческого капитала и качества институтов.
Проблема реализуемости и целесообразности замещения импортной продукции отечественными товарами достаточна сложна и носит многоаспектный характер, включающий вопросы обеспечения надлежащего уровня качества товаров, освоения рынков сбыта, разработки механизмов защиты от конкуренции и т. д.
Понятие «импортозамещение» в экономических исследованиях представлено как модель интеграции государства в систему международных хозяйственных связей, ориентированная на экономический рост. Х. Ченери, М. Бруно, А. Страуг, Н. Картер, представители неокейнси-анской школы, рассматривали импортозамеще-ние промышленных товаров как одну из ключевых целей экономического развития страны.
Вопросам теории и методологии замещения импортных товаров отечественными аналогами посвящены работы многих зарубежных и отечественных экономистов. Исследования П. Линдерта были связаны с оценкой влияния импортозамещения на условия международной торговли. Российские ученые внесли значительный вклад в разработку основ развития эффективного импортозамещения: обоснование преимуществ и механизмов роста им-портозамещения (А. Киреев), анализ влияния макроэкономических процессов на развитие импортозамещения (П. Кадочников), разработка направлениий и механизмов регионального развития импортозамещающих производств (Л. Исмагилова), организация производства импортозамещающей продукции как ключевое направление регионального развития (Д. Зайцев), анализ проблем конкурентоспособности импортозамещающей продукции промышленных предприятий (А. Терехов) и другие.
Импортозамещение - это тип экономической стратегии государства и регионов, ориентированный на защиту отечественных производителей путем замещения импортных товаров товарами национального производства. Итогами эффективной реализации такой стратегии является значительное повышение конкурентоспособности производимой продукции за счет
технологической модернизации производств и увеличение их эффективности, освоения принципиально новых видов продукции с высокой долей добавленной стоимости.
Реализация стратегии импортзамещения должна осуществляться постепенно от стимулирования производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции посредством развития производства, технологий и повышения квалификационного уровня персонала. В основу данной стратегии должно быть положено повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций.
Поэтапный процесс реализации стратегии импортозамещения в регионе повлечет за собой следующие изменения:
- развитие и внедрение последних достижений научно-технического прогресса, повышение уровня и качества образования;
- рост занятости населения, снижение безработицы и повышение уровня жизни;
- укрепление экономической и продовольственной безопасности регионов и страны в целом;
- увеличение спроса на товары отечественного производства и расширение производственных мощностей;
- сохранение валютной выручки внутри и улучшение торгового баланса страны и регионов.
Выработка стратегии на региональном уровне включает в себя следующие этапы:
- анализ и оценка тенденций рынка;
- оценка положения региона на различных рынках;
- анализ сильных и слабых сторон региона, внутренних возможностей и угроз;
- формулирование ключевых целей регионального импортозамещения;
- детальная подготовка тактических и оперативных планов, программ и бюджетов;
- оценка реализации планов на основании определенных критериев, показателей и индикаторов.
Применительно к российским регионам можно выделить три основные типа стратегии импортозамещения:
1) стратегия внутриориентированного им-портозамещения - освоение и увеличение доли
присутствия региональных предприятий на внутренних рынках;
2) стратегия внешнеориентированного им-портозамещения - курс продвижения региональной продукции на мировой рынок;
3) стратегия смешанного импортозамеще-ния - это стратегия присутствия региональной продукции на внутреннем и внешнем рынках в различных пропорциональных соотношениях.
Спецификой реализации на практике стратегии внутриориентированного импорто-замещения является развитие региональных производств, ориентированных на импортоза-мещение, только с целью покрытия потребностей внутреннего рынка.
Особенности данной стратегии:
- отсутствие необходимости учета тенденций зарубежных рынков по качеству продукции может привести к падению доли инновационной деятельности и НИОКР;
- такой тип стратегии может привести к консервации отставания в сфере технологического и научно-технического сотрудничества;
- большие потери экономики за счет структурной распыленности и диверсификации.
Внешнеориентированная стратегия им-портозамещения предусматривает замещение импортных комплектующих и деталей в экспортных изделиях.
Ее специфика заключается в следующем:
- высокая степень вовлеченности деятельности в международный хозяйственный оборот;
- необходимость учета прогрессивных общемировых тенденций, реализации НИОКР и инноваций в соответствии с требованиями зарубежных рынков с целью поддержания конкурентных преимуществ;
- необходимость постоянного роста конкурентоспособности национальных отраслей на внутреннем рынке с постепенным продвижением отечественных товаров на международный рынок.
Особенности развития отраслевых рынков и региональных производств свидетельствуют целесообразности реализации смешанной стратегии импортозамещения. В данном случае регион самостоятельно определяет ключевые направления развития импортозамещения с целью последующего освоения международного рынка, исходя из
объема имеющихся ресурсов, с одновременным развитием менее затратного импортозамещения, ориентированного на внутренний рынок.
Характерными чертами смешанного типа стратегии являются наличие возможности рационального распределения объемов ресурсов, необходимых для реализации импортозамеще-ния по внутреннему и внешнему направлениям, и возможность снижения себестоимости как экспортируемых изделий, так и изделий, ориентированных на реализацию на внутреннем рынке.
Определение ключевого направления им-портозамещения и определение перечня действий, необходимых для реализации поставленных целей, сводятся к выявлению ряда ключевых параметров: количества и качества импортозамещающей продукции и целевых рынков, на которые будет направлена импортозамещающая продукция.
Анализ внешнетогового оборота Оренбургской области и структуры импорта за 2014 г. и 6 месяцев 2015 года позволяет определить наиболее критичные зоны импортозависимости региона, как по отдельным отраслям, так и по отдельным видам продукции.
Объем импорта Оренбургской области в январе - июне 2015 года составил 249,2 млн. долларов США или 96,2% к уровню соответствующего периода 2014 года. В том числе из стран СНГ импортировано товаров на сумму 22,9 млн. долларов США (снижение на 5,8%), из стран дальнего зарубежья - на 226,3 млн. долларов США (снижение - на 5,6%).
Основу регионального импорта составляют закупки продукции машиностроения - 206,5 млн. долларов США или 82,9% регионального импорта (в 1 полугодии 2014 года - 80,3%).
Второе место в товарной структуре импорта области занимает продукция химического комплекса - 14,8 млн. долларов США или 5,9% импорта области (в январе - июне 2014 года -также 5,9%).
Объем импорта металлургии в первом полугодии 2015 года составил 13,3 млн. долларов США или 5,3% регионального импорта (в 2014 году -6,8%), в том числе: черной металлургии - 7,0 млн. долларов США (2,8%), цветной - 6,3 млн. долларов США (2,5%).
Продовольственных товаров закуплено на 4,4 млн. долларов США (1,8% импорта в Орен-
бургскую область), одежды и обуви - на 3,0 млн. долларов США (1,2%), продукции ТЭК - на 323,5 тыс. долларов США (0,12%), древесины и изделий из нее - на 291,5 тыс. долларов США (0,12%), минеральных продуктов - на 290,5 тыс. долларов США (0,12%).
В 1 полугодии 2015 года наблюдалась разнонаправленная динамика объемов импортируемой продукции в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
Существенно возрос физический объем импорта огнеупорных керамических изделий (в 16,0 раз), огнеупорных цементов (в 2,0 раза), пряжи хлопчатобумажной (в 1,8 раза).
Также увеличился объем импорта в натуральном выражении угля каменного (на 37,5%), продуктов неорганической химии (на 29,9%), фитингов медных (на 20,0%), деталей обуви (на 18,0%), плавикового шпата остался (на 14,3%) и срезанных цветов (на 1,1%).
Значительно снизились физические объемы импорта химических нитей (в 2,9 раза), цинка (в 2,8 раза), плодоовощной продукции (фруктов -в 2,7 раза, овощей - на 9,5%), нефтепродуктов (в 2,2 раза), кормов для животных (в 1,8 раза), семян подсолнечника (в 1,5 раза).
Объем импорта изделий из алюминия в натуральном выражении уменьшился на 22,9%, пластмасс и изделий из них - на 6,8%, изделий из черных металлов - на 2,0%.
Оценка сложившейся структуры импорта в Оренбургскую область позволяет определить наиболее критичные товарные группы для региона, что должно быть положено в основу выбора приоритетных направлений концепции стратегии импортозамещения.
Стратегия импортозамещения в регионе должна включать комплекс приоритетных направлений деятельности:
1) внедрение на региональных предприятиях современных инструментов управления для создания высококонкурентной и инновационной продукции, а именно: системы современного управления компанией и непрерывного повышения квалификации и развития руководителей организаций и власти. Что позволит приобрести необходимые знания и опыт современного неадминистративного управления, необходимые для создания инновационной экономики региона. Эти результаты будут необходимыми ин-
струментами и для реализации национальной технологической инициативы;
2) постоянное увеличение и развитие внутреннего рынка, его самодостаточности, переход от финансирования развития региональной экономики за счёт внешних источников к финансированию за счёт внутренних источников;
3) вовлечение в проекты по импортозаме-щению продукции другие государства, делая упор на странах Евразийского экономического союза, СНГ и БРИКС, что будет способствовать развитию и укреплению позиций России, как одного из лидеров глобального рынка.
Цели региональной стратегии импортоза-мещения:
- достижение технологической независимости в критических областях:
- формирование потенциала для освоения глобальных рынков;
- обеспечение положительного сальдо регионального торгового баланса;
- обеспечение экономической и продовольственной безопасности регионов и страны в целом.
Основные механизмы реализации стратегии:
1) правовое обеспечение (необходимый комплекс законодательных и нормативно-правовых документов);
2) организационно-кадровое обеспечение (организация профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров);
3) инфраструктурное обеспечение (разработка и реализация инфраструктурных проектов);
4) финансовое обеспечение (разработка и реализация приоритетных инвестиционных проектов на основе моделей частно-государственного партнерства;
5) информационное обеспечение (разработка и организация информационной поддержки реализации целей стратегии).
Переход к поэтапному решению задач стратегии наиболее оптимален при использовании смешанной (адаптационной) модели импорто-замещения.
Наиболее эффективно региональная стратегия импортозамещения может быть реализо-
вана лишь при условии выработки единых подходов в решении ее концептуальных проблем и при широкой поддержке федерального Центра и территориальных органов власти.
Накопленный за последние годы технологический, инновационный и инвестиционный экономический потенциал, особенно в критически зависимых от импорта отраслях, сможет позволить Оренбургской области решить задачи реализации стратегии импортозамещения не только в регионе, но и в России в целом.
В тоже время особенности региональной модели развития Оренбургской области, специфика ее трансформационных, структурных и отраслевых проблем, а также особое территориальное положение области, как важного приграничного региона России, должны найти свое отражение при разработке и обосновании региональной стратегии импортозамещения.
Работа в этом направлении должна проходить в два основных этапа:
1) проведение исследований по оценке реальных масштабов потенциальных зон риска в рамках проекта импортозамещения Оренбургской области. Установление перечня наиболее критических для воронежского рынка импортных товаров, услуг, технологий и оборудования в разрезе отдельных отраслей и сегментов региональной экономики;
2) разработка комплексной программы им-портозамещения, обеспечивающей приоритеты межотраслевых и кооперационных связей как внутри Оренбургской области, так и за ее пределами.
Глубокая модернизация и трансформация экономики регионов России на основе стратегии импортозамещения должны обеспечить максимальную самодостаточность и антикризисную устойчивость российской модели инновационного экономического роста.
Наиболее эффективно данная стратегия может быть реализована на основе долгосрочной государственной протекционистской политики по поддержке региональных товаропроизводителей, обеспечивающих приоритетное импортозамещение по наиболее критическим для российского рынка импортным товарам, услугам и технологиям.
10.07.2015
Работа выполнена при финансовой поддержке Правительства Оренбургской области,
областной грант №26
Список литературы:
1 Трофимов Г. Механизмы импортозамещения на уровне отраслей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifs.ru/
2 Бурко Р. А. Роль импортозамещения в экономике России / Р. А. Бурко // Молодой ученый, 2013 . - №11. - с. 301-303.
3 Буреш О.В. Регион как основное звено формирования инновационной экономики /О.В. Буреш, с.П. Лапаев; Мин. обр. и науки
Рос. Федерации, Оренбургский гос. ун-т. - Москва: Экономика, 2012. - 237.
4 Татаркин А. Инструменты импортозамещения: перспективы российских регионов / А. Татаркин, Е. Андреева, А. Ратнер // Проблемы теории и практики управления, 2015. - №6. - с. 45-53.
5 Лапаев С.П. Методологические основы инновационного развития региона: монография / с.П. Лапаев. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. - 272 с.
6 Лапаев С.П. Управление формированием региональной инновационной системы: монография / с.П. Лапаев; М-во образования
и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Оренбург. гос. ун-т». - Оренбург: Университет, 2014. - 474 с.
7 Научно-инновационный потенциал Оренбургской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://orbinvest.ru/ innovations/index.php
8 Щанкин с.А. Основные приоритеты промышленной политики / с. Щанкин // Региональная экономика: теория и практика, 2015. - №13. - с. 47-59.
9 Мельникова Л. Долгосрочные стратегии регионального развития: перспективы роста и ограничения / Л. Мельникова // Проблемы теории и практики управления, 2013. - №1. - с. 79-88.
10 Сергушко с. В. Модернизация институциональной системы государственного управления инновационным развитием региона / с.В. Сергушко, А.С. Славянов // Региональная экономика: теория и практика, 2014. - №30 (357). - с. 10-17.
11 Итоги внешнеэкономической деятельности Оренбургской области за I полугодие 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mininform.orb.ru/ves/2015_1.pdf
12 Итоги внешнеэкономической деятельности Оренбургской области за 2014 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.mininform.orb.ru/ves/2014_1.pdf
13 Товарная структура импорта Оренбургской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mininform.orb.ru/ ves/2015.pdf
14 Перегородиева Л. Н. Перспективы реализации стратегии импортозамещения в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://protestirui.ru/pravo/49
15 Карасев А.Б. Программа разработки региональной стратегии импортозамещения «От импортозамещающей продукции реального сектора, конкурентоспособной на глобальном рынке, - к инновационной экономике регионов и страны» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oletter.org/letter/14403
16 Павлов К. Импортозамещающая модель модернизации российской экономики / К. Павлов // Проблемы теории и практики управления, 2015. - №1. - с. 88-97.
17 Волкодавова Е.В. Реализация стратегии импортозамещения продукции на российских промышленных предприятиях / Е.В. Волкодавова // Экономические науки, 2009. - 12 (61). - с. 281 - 286.
Сведения об авторе:
Ушакова Ольга Александровна, доцент кафедры региональной экономики Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент
460018, г. Оренбург, пр-т Побуды, д. 13, ауд. 6404