Серия 5. Социально-экономические науки.
- х годов выпуск тракторов в СССР превысил полумиллионный рубеж.
После 1975 года динамические характеристики автостроительной отрасли стали затухать. Эта отрасль вышла практически на максимальный уровень производства своей продукции и продержалась на этом уровне до конца 80 - х годов.
Таким образом, в качестве основных показателей состояния объекта управления - автомобилестроительной отрасли можно использовать нулевую, первую и вторую производные выпуска легковых и грузовых автомобилей. Спад этих показателей к 1980 году сигнализировал наступление латентного периода кризиса. Именно с этого момента необходимо было вводить антикризисные мероприятия на макроэкономическом уровне, поскольку симптомы наступления кризиса проявлялись практически во всем реальном секторе экономики. Однако в 1991-1992 годах вместо антикризисных мер были реализованы мероприятия, как раз способствующие развитию кризиса, что нанесло непоправимый урон отечественной экономике.
Литература
1. Катанаев Н.Т. Российская автомобильная промышленность в различных фазах промышленного цикла. Редакция «Машиностроение», ж. «Автомобильная промышленность» № 7, 2012, с. 5-7.
2. Боронников Д. А., Яковенко Г.В., Яковенко А.Г. Анализ опыта реализаций идей устойчивого развития экономик в целях определения концепции развития промышленных кластеров. Известия МГТУ «МАМИ». Научный рецензируемый журнал. - М., МГТУ «МАМИ», № 2 (14), т. 3, 2012. с. 241-248.
Стратегическое планирование деятельности промышленных предприятий
Окунева A.B. Университет машиностроения 8(495)223-05-23 доб. 1501, [email protected]
Аннотация. В работе определены особенности функционирования промышленных предприятий, даны основные характеристики стратегического планирования, выделены основные требования к стратегическому планированию в организации.
Ключевые слова: стратегическое планирование, промышленные предприятия, энергетическое машиностроение.
В условиях вступления России в ВТО условия конкуренции для отечественных промышленных предприятий еще более возрастают. Этот неизбежный стресс для предприятий большинства стран вступающих в ВТО уже многие годы сопровождающий процессы глобализации мировой экономики. Указанные обстоятельства требуют качественного совершенствования инструментов стратегического планирования промышленных предприятий.
Кроме того, нестабильность экономической конъюнктуры в условиях неизменного ускорения научно-технического прогресса, повышения требований потребителей к производимым продуктам в значительной степени усложняют процесс определения стратегических перспектив развития промышленных предприятий.
Это обусловлено следующими особенностями функционирования промышленных предприятий [1]:
• относительной длительностью процесса промышленного производства и следующего за ним сбытового цикла;
• длительным периодом планируемого использования основных производственных фондов;
• значительными затратами на поставку материальных и энергетических ресурсов;
• длительным периодом планируемого использования логистических сетей; 310 Известия МГТУ «МАМИ» № 1(15), 2013, т. 5
Серия 5. Социально-экономические науки. • долгосрочным планированием процессов обучения и подготовки производственного персонала и др.
При этом следует признать, что многочисленные попытки прямого переноса на отечественные промышленные предприятия инструментария стратегического планирования, наработанного зарубежными теоретиками и практиками, не дали желаемого эффекта. Во много это обусловлено недостаточным учетом особенностей отечественной экономики, выражающихся в изначально более низком уровне промышленного производства, в сложной структуре взаимоотношений хозяйствующих субъектов, системы социально-экономических отношений внутри предприятий, особенностей прямого и косвенного государственного регулирования экономики, территориальными масштабами, значительной пространственной неравномерностью и другими факторами промышленного производства.
Эффективная адаптация отечественных промышленных предприятий к современным условиям, характеризующимся высокой степенью вариативности состояния производственно-хозяйственных отношений, динамика которых проявляется в конъюнктурных изменениях спроса и цен на товарную продукцию, как на внешнем, так и внутреннем рынках, требует кардинального совершенствования инструментов реализации всех функций в цепи управленческих процессов. В этой цепи в составе функций «маркетинг - планирование - организация - контроль - корректировка», где одно из центральных мест занимает задача совершенствования инструментов стратегического планирования деятельности промышленных предприятий.
Инструменты стратегического планирования как инструменты формирования алгоритма действий, связанных в пространстве и во времени, нацеленных на выполнение стратегических задач промышленного предприятия, традиционно направлены на системное согласование балансов доходов и расходов предприятия-производителя, удовлетворяющего конечных потребителей.
В условиях достаточно быстрых изменений предпочтений конечных потребителей, а также других объективных изменений во внешней среде, процесс стратегического планирования как набор функций рациональной адаптации к внешней среде должен адекватно совершенствоваться в части планирования организационных стратегий, внутренней координации, распределения ресурсов и других составляющих, требует формирования системы, обеспечивающей долгосрочную адаптацию производства промышленных предприятий к рыночным реалиям.
Конкуренция на рынке энергетики, сопряженная с исчерпанием естественных углеводородных источников, приводит к необходимости постоянного поиска новых источников энергии и технологий производства продукции энергетического машиностроения. При этом, учитывая большие сроки окупаемости продукции энергетического машиностроения возникает необходимость стратегического планирования производства.
При исследовании теоретико-методологических основ стратегического планирования деятельности предприятий на первом этапе было изучено содержание функции стратегического планирования в системе управления деятельности организации и ее основополагающие принципы.
В общем случае под стратегическим планированием будем понимать алгоритм реализации взаимосвязанных в многомерном ресурсном пространстве (включая ресурс времени) перспективных мероприятий, направленных на достижение совокупности приоритетных целей развития экономической системы.
Результаты позиционирования стратегических планов относительно других видов планов по совокупности основных признаков приведены в таблице 1.
Основные характеристики стратегического планирования, выделенные на основе положений Указа Президента РФ «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации» [2], приведены в таблице 2.
Таблица 1
Позиционирование стратегических планов относительно других видов планов по _ совокупности основных признаков_
Признаки Вид плана
Оперативные Тактические Стратегические Перспективны
Период реализации Текущий Краткосрочный Среднесрочный Долгосрочный
Точность проработки деталей реализации Максимальная Высокая Средняя Низкая
Объемы привлекаемых ресурсов Минимальные Низкие Средние Высокие
Таблица 2
Основные характеристики стратегического планирования_
№ Характеристика стратегического планирования Описание характеристики
1 Содержательная основа Определение основных направлений, методов и средств достижения стратегических целей устойчивого, безопасного развития экономической системы
2 Методы достижения стратегических целей Реализация стратегических приоритетов производственно-хозяйственной деятельности и социально-экономического развития организации
3 Технологии стратегического планирования Разработка концепции, политики, стратегии, программ, проектов и тактических планов устойчивого развития экономической системы
Политика и экономика
Органы сертификации
Поставщики
Посредники в
снабжении
Соииальная и культурная среда
£
Местные
органы
Инвесторы
Фискальные
Система качества
Инновации
Финансы
*
Кадры
Производство
Инфраструктура
Блок
> Снабжение управления < Сбыт
Кадровые агентства
Рынок (конкуренты)
Пр омышл енн ая и транспортная инфраструктура
Законодательство и право
Потребительские союзы
Потребители
Сбытовые посредники
Г еографические. климатические и экологические условия
Рисунок 1. Типовая схема предприятия во взаимодействии с внешней средой
С точки зрения управления экономическими системами (менеджмента) стратегическое планирование представляет собой базовую составляющую одной из функций управления -планирования. Эта базовая составляющая функции планирования направлена на реализацию процесса выбора приоритетных целей развития экономической системы на среднесрочную перспективу и рациональных подходов по их достижению. Опираясь на аналитические результаты реализации функции маркетинга функция стратегического планирования призвана обеспечить эффективную реализацию всех последующих функций управления: организации,
реализации, контроля, мотивации. Таким образом, стратегическое планирование выступает в качестве направляющей и координирующей силы функций управления экономической системы. Наличие эффективных инструментов стратегического планирования призвано обеспечить рациональные линии поведения экономических систем в условиях жесткой конкуренции по всем основным направлениям деятельности во взаимосвязи с внешней средой (рисунок 1 [3]), что особенно важно в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Типовые области стратегического планирования, стереотипный набор ожидаемых результатов, универсальный набор используемых технологий и цепочка этапов стратегического планирования приведены на рисунке 2.
Области стратегического планирования
Исследов ания и разработк и Организа ционная структура Произвол ственные мощности Капиталь ные вложения Привлече ние инвестиц ий Доля рынка
Рисунок 2. Типовые области стратегического планирования, стереотипный набор ожидаемых результатов, универсальный набор используемых технологий и цепочка
этапов стратегического планирования
Основные виды управленческой деятельности при осуществлении стратегического планирования организации приведены в таблице 3.
Таблица 3
Основные виды управленческой деятельности при осуществлении стратегического
№ Вид управленческой деятельности Содержание управленческой деятельности
1 Определение возможных направлений стратегического развития Осуществление мониторинга объективных процессов рыночного развития и моделирование стратегических путей развития организации с учетом ее текущего состояния и динамики прошлых стратегических решений. Учет накопленного опыта при реализации стратегического управления обеспечивает возможность корректировки направлений стратегического развития и повышения эффективности стратегического управления. Таким образом, объединяются процессы инициирования стратегического планирования, реализации и оценки этого процесса
2 Организация стратегического управления Определение стратегических целей, задач по их достижению, технологий эффективного решения поставленных задач, рациональное распределение управленческих кадров (с учетом их знаний, опыта и способностей), формирование организационных структур стратегического управления
3 Адаптация к внешней среде Деятельность охватывает весь комплекс долгосрочных взаимоотношений организации с окружающей средой, и направлена на максимальное использование предоставляемых благоприятных возможностей и одновременную минимизацию возможных внешних угроз. Фактически речь идет о реализации рационального варианта эффективное приспособление стратегии организации к окружающим рыночным условиям
4 Реализация внутренних процессов стратегического управления Регулирование и координация стратегической деятельности организации с учетом ее сильных и слабых сторон организации с целью достижения эффективной специализации и интеграции внутренних процессов стратегического управления
В работе выделены основные требования к стратегическому планированию в организации и показано, что они заключаются в следующем.
Во-первых, стратегический план должен быть не только понятен, но и принят высшим руководством.
Во-вторых, стратегический план должен основываться на материалах обширных исследований с использованием большого количества фактических данных внутреннего и внешнего характера.
В-третьих, стратегический план призван придать организации известную индивидуальность, позволяющую на рассматриваемом временном интервале использовать ее сильные стороны и локализовать слабые.
В-четвертых, стратегические планы должны обеспечивать целостность организации, с одной стороны, при одновременном ее развитии с точки зрения создаваемых продуктов, технологий и наращивания человеческого капитала.
В-пятых, поскольку точно спрогнозировать будущие события практически невозможно, стратегический план должен обеспечивать возможность гибкой его корректировки как для несущественных модификаций, так и для более значительных изменений.
В-шестых, стратегический план должен учитывать, что любые предполагаемые изменения сопряжены с возникновением конфликта интересов, и предусматривать пути их преодоления.
В-седьмых, стратегический план должен обеспечивать соблюдение баланса между приобретением ресурсов, научно-техническим потенциалом, производственными мощностями и
сбытовыми возможностями.
В-восьмых, стратегический план сам по себе не гарантирует успеха организации, поскольку не способен исключить реализационных проблем, в то же время отсутствие стратегического плана практически гарантирует неудачи в деятельности организации на рынке. То есть стратегический план является необходимым, но недостаточным условием эффективного развития организации.
В-девятых, формальное планирование обеспечивает учет и (или) формирование комплекса существенных благоприятных факторов для деятельности организации. Фактически речь идет о том, что принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство организации локализует риски совершения неверных шагов развития, обусловленные использованием неточной и недостоверной информации, как об окружающих условиях, так и о возможностях организации [4].
В целом определение функций стратегического планирования в системе управления деятельностью организации и основополагающих принципов стратегического планирования позволяет перейти к исследованию тенденций развития инструментов стратегического планирования деятельности промышленных предприятий в постиндустриальной экономике.
Выводы
Таким образом, в результате проведенных исследований:
1) определены особенности функционирования промышленных предприятий;
2) даны основные характеристики стратегического планирования;
3) выделены основные требования к стратегическому планированию в организации.
Литература
1. Глущенко ИИ Формирование инновационной политики и стратегии предприятия: монография / Москва: АПК и ППРО. 2009. - 128 с.
2. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации».
3. Тебекин A.B. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2013.
4. Шкардун В. Д. Маркетинговые основы стратегического планирования. 3-е издание - М.: Дело, 2008, - 375 с.
Классификация программ и проектов развития отрасли машиностроения и
металлообработки
Яковенко А.Г. Университет машиностроения 8(495)223-05-23 доб. 1504, [email protected]
Аннотация. В статье проведен анализ современной классификации программ развития промышленности, дан перечень программ, реализуемых в СевероКавказском Федеральном округе, предложена классификация по основным признакам программ и проектов ускоренного развития машиностроения и металлообработки на основе кластерной организации.
Ключевые слова: отрасль машиностроения и металлообработки, программы развития, Северо-Кавказский Федеральный округ.
Программно-целевое управление и планирование получило широкое развитие в нашей стране с начала XX века. Несмотря на то, что эффективность его применения была ослаблена чрезмерным числом недостаточно увязанных между собой программ и неудовлетворительной обеспеченностью их ресурсами, на сегодняшний день не выработано более эффективной формы концентрации ресурсов и усилий на решении ключевых задач стратегического прорыва в каком-либо узком секторе. В нашей стране в настоящее время программирование, как