местного самоуправления. Формирование и использование расходной части бюджета является острой проблемой для любого муниципального образования, так как при распределении бюджетных средств происходит процесс перетягивания каната на финансирование различных отраслей. [7]
В таблице 6 представлена структура расходов бюджета городского округа Красноярск.
Вывод по таблице 6: в первую очередь необходимо отметить, что бюджеты являются дефицитными. В 2015 году дефицит составил 4,5% от суммы доходов, в 2016 году - 5,6%. Основной источник покрытия дефицита бюджета Красноярска - кредиты, получаемые от кредитных организаций.
Подведем итог в виде краткого перечисления полученных в ходе анализа достоинств и недостатков.
Вывод по статье
Исходя из изложенного, приходим к выводу, что создание КА экономически обосновано, т.к. даёт возможность поднять и улучшить эффективность деятельности муниципальных образований, входящих в агломерацию и, что самое главное, способствует поднятию жизненного уровня населения этих образований. [6]
Предложенные автором меры по структурированию системы управления КА, разработка новых принципов и методов управления агломерацией и стратегического планирования как единым субъектом в целях повышения уровня жизни населения, промышленного потенциала, позволяет заключить о правильности выбранной методики формирования Красноярской агломерации.
Литература:
1. Отчет о научно-исследовательской работе. Градостроительное обоснование совместной подготовки документа территориального планирования территориальной зоны агломерационного ареала и определение приоритетных направлений планировочного развития многофункциональных связей центров Самарско-Тольяттинской агломерации. Том 3. Градостроительная концепция. Москва, 2011.
2. Отчет о научно-исследовательской работе. Градостроительное обоснование совместной подготовки документа территориального планирования территориальной зоны агломерационного ареала и определение приоритетных направлений планировочного развития многофункциональных связей центров Самарско-Тольяттинской агломерации. Том 5. Аналитический доклад. Москва, 2011.
3. Пояснительная записка к концепции развития Красноярской агломерации до 2020 г.
4. Программа социально-экономического развития города Красноярска на период до 2020 года
5. Кузнецова А.И. Актуальные проблемы управления городом на современном этапе // Транспортное дело России. 2015. № 2., с. 37-39
6. Современные вопросы и перспективы развития городского хозяйства: монография / под общ. ред. д.э.н., проф. А. И. Кузнецовой. Московский университет им. С. Ю. Витте. - М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С. Ю. Витте», 2014. - С. 174
7. Кузнецова А.И., Кузнецова Э.Г. Административное регулирование развития инновационной инфраструктуры в городах России. Транспортное дело России. 2014. № 5. С. 207-210.
УДК 338
КЛИЕНТОРИЕНТИРОВАННОСТЬ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ КАК ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ
Межох З.П., д.э.н., профессор, заместитель директора Института экономики и финансов, директор программ МВА Высшей транспортной бизнес-школы ФГБОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II»
(МГУПС (МИИТ), e-mail: [email protected] Долгачева И.Н., доцент кафедры «Финансы и кредит», ФГБОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ), e-mail: [email protected] Таянова С.С., ассистент кафедры «Международный финансовый и управленческий учет», ФГБОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ), e-mail: [email protected]
Статья рассматривает управление рисками транспортных предприятий и ключевые факторы, влияющие на экономическую безопасность транспортных компаний.
CUSTOMER FOCUS AND QUALITY OF SERVICES AS FACTORS OF ECONOMIC
SAFETY OF TRANSPORT COMPANIES
Mezhokh Z., Doctor of Economics, Deputy Head of Economics and Finance institute, Head of MBA at Higher Transport Business School, FSEIHE
«Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT), e-mail: [email protected] Dolgacheva I., Ph.D., associate professor of the Finance and Credit chair, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the
name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT) Tayanova S., assistant of the International financial and management accounting chair, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT), e-mail: [email protected]
The article is about risk management of transport companies and key factors which influence the economic safety of transport companies.
Keywords: economic safety, economic security, risk management, classification of risks of transport companies.
Обеспечение экономической безопасности транспортных компаний требует не только формирования основных стратегических показателей контроля безопасности бизнеса, построения схем обнаружения ликвидации возможных опасностей и угроз, уменьшения последствий хозяйственного риска, но и выявления всех факторов, влияющих на уровень экономической безопасности предприятия [2].
Обращение к историческим аспектам развития понятий «безопасность» и «риск» позволяет установить коренные связи с другими понятиями, а также историческую роль и механизм развития взаимосвязи этих определений.
Безопасность отдельного человека и общества в целом укрепляется с решением уровня защищенности различных аспектов жизни общества: экономического, оборонного, трудового, правового, образовательного, экологического и т.д.
В определении «безопасность общества» можно выделить 3 главных аспекта:
• Безопасность как согласованность объективных законов функционирования общества;
• Безопасность как сбалансированность системы общественных отношений;
• Безопасность как устойчивость связей различных социальных сообществ в данной системе.
В определении защищенности, т.е. безопасности общества содержится противоречие, которое характеризуется двумя важнейшими сторонами - жизнеобеспеченностью как эволюционной стороной и жизнедеятельностью как революционной. Обе стороны находятся в диалектической взаимосвязи и взаимодействии [6].
Жизнеобеспеченность является эволюционной или консерва-
тивной стороной и означает накапливание ресурсов и мер защищенности от традиционных угроз.
Жизнедеятельность рассматривается как революционная или динамичная сторона и является системой мер, своевременно и адекватно отвечающих на риски и угрозы.
Эти противоположные стороны единства постоянно взаимодействуют между собой и находятся в динамическом равновесии. Возможность их взаимоотношения определяется единой природой, а необходимость - различием между ними. В результате при выполнении двух условий - единства интересов и правильного управления им формируется определенный потенциал безопасности. Эти условия -солидарность общества и эффективное государственной управление вместе с потенциалом безопасности общества создает определенный уровень национальной безопасности. Затем появляются противоречия и угрозы нового уровня, вызывающие необходимость перехода к следующему этапу усиления безопасности общества [2].
Особенности реализации системы безопасности также постоянно подвергаются существенным структурным изменениям с развитием рыночных отношений: возникновение негосударственных хозяйствующих субъектов, конкуренция между ними объективно выделяют из системы безопасность предпринимательской или коммерческой деятельности, при этом уровень «рыночности» любой хозяйствующей структуры требует должного уровня развития механизма безопасности, т.е. современное предприятие должно иметь адекватную защиту на всех уровнях хозяйствования.
Теория и практика обеспечения безопасности и управления рисками взаимно дополняют друг друга.
Аспект обеспечения безопасности структур любого вида деятельности, в т.ч. экономического, имеет две содержательные стороны. Экстенсивная сторона характеризует жизнеобеспечен-ность субъекта рыночных отношений, воспроизводит факторы, условия, т.е. экономическими методами борется с традиционными угрозами. Интенсивная характеризует дееспособность и связана с расходом ресурсов на поиск методов защиты и прироста потенциала безопасности, то есть обеспечивает отношения в зоне экономического риска.
Для хозяйствующих субъектов приоритетная сторона безопасности - жизнедеятельность, то есть активация резервов для рискованных операций с надеждой на получение в будущем дополнительного эффекта. Ограничением здесь выступает жизнеобеспеченность, то есть невозможность выделения ресурсов в ущерб общей экономической безопасности [1].
Таким образом, жизнеобеспеченность является проектным аспектом безопасности, связанным с полнотой и реальностью выявленных угроз, а жизнедеятельность - вероятностным аспектом, усиливающим или ослабляющим безопасность хозяйствующей структуры. Следовательно, риск характеризуется диалектикой безопасности, а теория хозяйственного риска - это часть теории безопасности хозяйственной деятельности.
Управление рисками представляет собой непрерывный процесс выявления, отслеживания, оценки рисков на всех уровнях управления. Только такой подход может гарантировать достижение операционных и стратегических целей компании [3, 5].
Основной проблемой российских компаний является отсутствие системного подхода к организации и процессам выявления рисков и их управления, по различным причинам осуществляются действия, связанные лишь с выявлением и управлением отдельных рисков, часто после свершившихся событий в результате реализации риска, что не всегда соответствует требуемым результатам [3].
В связи с этими обстоятельствами, практических рекомендаций и научно обоснованных методов управления рисками явно недостаточно, поэтому исследования экономической природы рисков, классификации факторов, влияющих на уровень рисков, оценка экономических последствий их возникновения, выработка эффективных методов управления рисками, являются наиболее актуальными в современной экономической среде и необходимы для стабильного существования и развития бизнеса.
Риски выступают как в качестве деструктивных, так и конструктивных факторов в системе управления. Влияние рисков может вынудить субъект управления принять излишне осторожную стратегию управления и уклонения от рисков, сдерживающую развитие объекта управления. Вместе с тем, неопределенность окружающей и внутренней среды и признание риска следует понимать и рассматривать как дополнительный резерв развития, который стимулирует к принятию решений, ориентированных на высокий,
но оправданный риск.
Систематизация процесса обновления существующих систем как в управлении рисками, так и всего процесса управления бизнесом позволит адекватно реагировать на все возможные изменения рыночной среды и гарантировать эффективное управление бизнесом.
Холдинг «РЖД» является одним из крупнейших субъектов отечесвенного и мирового транспортных рынков. Это объединение юридических лиц, которое состоит из основного общества ОАО «РЖД» и контролируемых им через участие в уставном капитале дочерних обществ, доля в капитале которых превышает 25% и некоммерческих организаций под учредительством ОАО «РЖД».
В рамках программы структурной реформы на железнодорожном транспорте и стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации разработана стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года. Одной из важнейших стратегических задач холдинга «РЖД» является построение эффективной и современной системы управления рисками, ее описание и периодическая актуализация.
Достижение поставленных целей невозможно при отсутствии эффективных инструментов управления. В холдинге «РЖД» на основе оценки механизмов действия рисков разработана общая концепция формирования системы управления рисками, конечной целью которой является обеспечение устойчивого функционирования транспортного предприятия.
Основной риск холдинга «РЖД» - это объективная и субъективная невозможность, неспособность и/или неумение менеджментом и работниками холдинга избежать либо минимизировать угрозы бизнесу, уменьшив неопределенность как во внешней, так и внутренней среде.
Технология управления рисками должна включать в себя:
• Определение уровня риск-аппетита в соответствии со стратегией развития. Руководство оценивает риск-аппетит (риск, на который готова идти организация) на этапе выбора из стратегических альтернатив при постановке целей, отвечающих выбранной стратегии, а также при разработке механизмов управления рисками.
• Совершенствование процесса принятия решений по реагированию на возникающие риски. Процесс управления рисками определяет, какой способ реагирования на риск в организации предпочтителен - уклонение, сокращение, перераспределение риска или его принятие.
• Сокращение числа непредвиденных событий и убытков в хозяйственной деятельности. Организации расширяют возможности по выявлению потенциальных событий и установлению соответствующих мер, сокращая число таких событий и связанных с ними затрат и убытков.
• Определение и управление всей совокупностью рисков в хозяйственной деятельности. Каждая организация сталкивается с большим количеством рисков, влияющих на различные составляющие организации. Процесс управления рисками способствует более эффективному реагированию на различные воздействия и интегрированному подходу в отношении множественных рисков.
• Использование благоприятных возможностей. Принимая во внимание все возможные события, а не только вероятные риски, руководство способно выявлять те события, которые представляют собой по сути потенциальные возможности и активно их использовать.
Ключевыми рисками реализации стратегии холдинга «РЖД» являются внутренние ограничения и риски госрегулирования. А именно, нехватка экономических ресурсов для развития новых направлений, сложность перепозиционирования холдинга как эффективного поставщика логистических услуг вместо имиджа монопольного негибкого перевозчика, отсутствие госрешений в области нормативного и тарифного регулирования, сохранение инфраструктурных ограничений для роста объемов и качества перевозок. Среди рыночных рисков можно выделить неблагоприятную макроэкономическую ситуацию, экономическую стагнацию в ближайшие года, падение сырьевых цен, опережающее развитие автодорожной и трубопроводной инфраструктуры, агрессивную политику глобальных и локальных конкурентов [4].
Тенденция социально-экономического развития России и железнодорожного транспорта страны предопределяют глобальные вызовы, с которыми уже в ближайшей перспективе столкнется холдинг «РЖД», а также риски дальнейшего эффективного развития. Текущая и прогнозная экономическая ситуация в стране, характеризующая замедлением темпов роста промышленного производства, несет
риски уменьшения объемов работы для холдинга.
Среди рисков следует отметить недостаток инвестиций, возможное создание локальных перевозчиков и расширение парка частных локомотивов, грозящее сокращением доходов и прибыли холдинга от грузоперевозок, продажа акций стратегически-значимых компаний, что приведет к снижению доходов и росту дефицита средств на реализацию инфраструктурных проектов. Возможно снижение конкурентоспособности железной дороги по сравнению с другими видами транспорта и дальнейшего ухода высокодоходных грузов, сокращения перевозок в дальнем следовании при снижении госсубсидий, отсутствия роста скорости дальних перевозок из-за инфраструктурных ограничений, не достижения соответствующих спросу темпов развития пригородных перевозок без создания устойчивой модели функционирования и финансирования. При сохранении существующих трендов развития холдинга «РЖД» разрыв между потребностями заказчиков и возможностями холдинга по их обеспечению уже в ближайшее время может привести к тому, что экономика столкнется с серьезными инфраструктурными ограничениями роста [4].
В этих условиях стратегия холдинга «РЖД» включает цели, задачи, мероприятия, направленные на минимизацию указанных рисков и преодоление имеющихся ограничений для дальнейшего развития.
Одной из важнейших стратегических задач холдинга «РЖД» является построение эффективной и своевременной системы управления рисками, ее описание и периодическая актуализация.
В холдинге «РЖД» существует проблема единообразного понимания риск-менеджмента, системы управления рисками как таковой, при этом отдельные элементы управления применяются, но не рассматриваются как составляющие одной системы управления рисками.
Выявление и управление рисками не проводится в комплексе мероприятий управлениями рисками, отсутствует взаимосвязь с управленческими решениями и планом стратегического развития холдинга «РЖД» на долгосрочный период.
Предупреждение рисков характеризуется недостаточной ско-ординированностью и обособленностью отдельных видов рисков в различных структурных подразделениях.
Имеются\я значительные недостатки, связанные с отсутствием в едином документе качественно структурированного и детального описания системы управления рисками, не систематизацией нормативной документации по управлению различными рисками и недостаточностью соответствующей кадровой компетенции.
Выявление и управление рисками проводится лишь отдельными подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД» и дочерних и зависимых обществ, что вызывает ограниченность возможности управления рисками.
Воздействие на риски в холдинге «РЖД» осуществляется время от времени, без четко установленного регламента и часто по результатам реализованных рисков и мероприятий по их ликвидации, что вызывает эпизодичность принятия решений по управлению рисками.
Управление рисками распространяется на отдельные их виды, отсутствует система долгосрочного прогнозирования возможных рисков - фрагментарность при принятии решений по управлению рисками и не умение их предвидеть.
Можно отметить недостаточность мер по извлечению внутренних резервов и потенциала структурных подразделений, направленных на минимизацию затрат и повышению доходности, отсутствие анализа и понимания структурной системы доходов и расходов.
Система управления рисками холдинга «РЖД» должна быть стандартизированной и соответствовать следующим основным требованиям:
• Наличие соответствующей многоуровневой иерархической структуры управления рисками, обеспечивающей адекватное распределение полномочий и ответственности;
• Единство терминологии, используемой в рамках корпоративной системы управления рисками, наличие единого информационного пространства и обеспечение взаимосвязи информации на всех уровнях управления холдинга «РЖД» (по вертикали и по горизонтали функционального управления);
• Унификация подходов к процедурам обработки и анализа информации и возможность использования различных сочетаний процедур управления рисками, позволяющих учитывать специфику конкретной ситуации;
• Наличие механизмов обратной связи и возможности гибкого и оперативного реагирования на появление новых рисков;
• Обеспечение согласованности и регламентированности процедур по оценке и управлению рисками;
• Интеграция риск-менеджмента и информационной системы управления и наличие системы информационной поддержки процесса управления рисками.
Основной целью системы управления рисками холдинга «РЖД» должно являться достижение целевых ориентиров, предусмотренных стратегией развития холдинга «РЖД» и обеспечение системного подхода при принятии долгосрочных стратегических решений в условиях действия внешних и внутренних рисков.
Эффективная система управления рисками холдинга «РЖД» должна решать следующие задачи:
• Базироваться на выявлении потенциальных областей риска и оценки возможности предотвращения и/или минимизации рисков;
• Предупреждать возникновение рисков на основе их систематического прогнозирования и оценки;
• Создать управленческие инструменты и механизмы, обеспечивающее эффективное управление рисками;
• Разработать оценку комплекса мероприятий по предотвращению рисковых ситуаций;
• Определить ресурсы, необходимые для проведения работы по устранению или минимизации рисков, и их оптимальное распределение в соответствии с установленными регламентами;
• Максимизировать дополнительную прибыль, получаемую в результате управления рисками, на основе рационального использования рисковых ситуаций.
Совокупность методов формирования стратегических направлений риск-менеджмента, системы утверждающего управления и комплекса тактических приемов минимизации рисков составляет суть системы методологии управления рисками холдинга «РЖД».
Реализация системного подхода в управлении рисками холдинга «РЖД» должна осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
• Комплексность (системный подход) при осуществлении процедур управления рисками на основе учета системной взаимосвязи рисков, характера их взаимного влияния и возможных последствий их совокупного проявления;
• Стратегическая направленность деятельности по управлению рисками на основе непосредственной взаимосвязи со стратегическими целями и направлениями развития холдинга «РЖД», предусмотренными стратегией развития холдинга «РЖД», и интеграции процессов контроля над рисками с системой стратегического планирования;
• Непрерывность процесса управления рисками на основе мониторинга и регулярного обновления информации, используемой в системе корпоративного риск-менеджмента;
• Единство управления рисками на основе выработки согласованных и взаимоувязанных подходов к принятию управленческих решений по предотвращению или минимизации рисков на всех уровнях управления холдингом «РЖД»;
• Внедрение процедур управления рисками во все функциональные области деятельности холдинга «РЖД»;
• Обеспечение соответствующего распределения полномочий и ответственности при принятии управленческих решений с выделением в системе управления холдинга «РЖД» управляющего органа, осуществляющего регулярный контроль за соответствием процедур управления рисками утвержденными методиками и регламентам и отвечающего за эффективность системы риск-менеджмента.
При этом целевое состояние системы управления рисками холдинга «РЖД» должно соответствовать следующим характеристикам:
• Система управления рисками ориентирована на достижение холдингом «РЖД» целей, определенных стратегией развития холдинга «РЖД»;
• Система управления рисками интегрирована в систему управления холдингом «РЖД» и является одним из инструментов, обеспечивающих поддержку процесса принятия управленческих решений на всех уровнях управления;
• Процесс управления рисками в холдинге «РЖД» осуществляется непрерывно в соответствии с утвержденными методиками и регламентом;
• Реализуемые процедуры выявления, анализа и управления рисками косят системный характер и осуществляются комплексно
и взаимосвязано по всем видам деятельности холдинга «РЖД»;
• Принятие управленческих решений в системе риск-менеджмента основано на технологии ситуационного управления с использованием информационно-аналитических автоматизированных систем и регулярно обновляемого информационного хранилища по рискам;
• Результаты, формируемые в системе управления рисками холдинга «РЖД», обязательны для учета в процессе стратегического планирования и принятия долгосрочных управленческих решений.
Системный подход к риск-менеджменту должен охватывать все структурные элементы холдинга ОАО «РЖД», позволять найти подходы к выявлению основных отраслевых рисков компании.
Одним из основных отраслевых рисков для ОАО «РЖД» как на внутреннем, так и на внешнем рынках является прекращение роста или снижение объемов перевозок грузов, которое может привести к снижению операционной прибыли и сокращению источников, необходимых для обновления основных фондов и эффективного развития производственной базы Компании. Основными причинами снижения объемов перевозок ОАО «РЖД» является нестабильная макроэкономическая ситуация в России и падение спроса на товары российского экспорта, поскольку исторически объем перевозок грузов на железнодорожном транспорте коррелирует с валовым внутренним продуктом, а также обострение конкуренции в отдельных сегментах рынка перевозок между различными видами транспорта.
ОАО «РЖД» является собственником инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, по которой за 2015 год было осуществлено свыше 45% грузооборота транспортной системы России, включая трубопроводный транспорт, и почти 87% грузооборота без учета трубопроводного транспорта, а также существенный объем транзита грузов. Таким образом, глобальное снижение конкурентоспособности ОАО «РЖД» на транспортном рынке может произойти по причине строительства новых объектов транспортной инфраструктуры, имеющих лучшие технико-экономические характеристики. Однако, данный риск может быть существенен только для ограниченного числа грузов, таких как нефть или нефтепродукты, для транспортировки которых используется трубопровод.
Конкурентами на внутреннем рынке грузоперевозок являются трубопроводный и, автомобильный транспорт, а также воздушный транспорт на рынке пассажирских перевозок. Активизация дорожного строительства в России может привести к повышению конкурентоспособности автомобильного транспорта при перевозках грузов. Но по мере повышения экологических сборов и платежей за пользование автомобильными дорогами, конкурентоспособность и эффективность железнодорожного транспорта в перспективе будет восстанавливаться. Наиболее сильным конкурентом для долгосрочной пассажирских железнодорожных перевозок в России, как и во всем мире, являются авиационные пассажирские перевозки на расстояние более 1000 км. Основными конкурентными преимуществами авиакомпаний являются скорость и, как следствие, время доставки пассажиров; отсутствие ценового регулирования со стороны государства и более высокая ценовая, коммерческая и маркетинговая гибкость авиакомпаний.
На внешнем рынке организация новых железнодорожных транзитных коридоров «между Европой и Азией усиливает конкурентное давление на транзитные перевозки по инфраструктуре ОАО «РЖД». Вместе с тем, в конкурентной борьбе с альтернативными маршрутами Компания имеет ряд преимуществ: наличие мощной транзитной инфраструктуры, отсутствие потребностей в значительных инвестициях для увеличения транзита, конкурентоспособное время доставки грузов, значительная протяженность перевозки по территории России без прохождения дополнительных таможенных процедур.
Результатом обострения конкуренции между различными видами транспорта как на внутреннем, так и на внешнем рынках может стать перераспределение между ними объемов перевозок высокодоходных грузов, что повлечет снижение рентабельности основной деятельности ОАО «РЖД». В целях недопущения снижения конкурентоспособности грузовых и пассажирских перевозок в среднесрочной и долгосрочной перспективе ОАО «РЖД» реализует стратегию, направленную, в том числе, на обеспечение соответствия качества услуг грузовых и пассажирских перевозок международным стандартам, развитие логистических технологий, внедрение новых видов услуг, гибкое ценообразование.
Объем и структура пассажирских перевозок напрямую зависят
от роста реальных доходов населения и конкурентной позиции ОАО «РЖД» на рынке перевозок. Одним из рисков является падение объемов пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном сообщении, которое может привести к сокращению источников обновления основных фондов и снижения эффективности деятельности дочерних обществ ОАО «РЖД», осуществляющих пассажирские перевозки. В целях недопущения снижения конкурентоспособности пассажирских перевозок в среднесрочной и долгосрочной перспективе ОАО «РЖД» следует реализовать стратегии, направленные на повышение качества услуг пассажирам с доведением их уровня до мировых стандартов, вывод на рынок новых продуктовых предложений, гибкое ценообразование, оптимизацию маршрутной сети, развитие мультимодальных и скоростных перевозок.
Пригородными пассажирскими компаниями совместно с субъектами Российской Федерации реализуется механизм формирования социального заказа, в соответствии с которым перевозчик обязуется перед соответствующим субъектом Российской Федерации выполнить заказанный объем транспортной работы, а субъект Российской Федерации, в свою очередь, возместить перевозчику потери, связанные с установлением 'тарифа ниже экономически обоснованного уровня, в пределах заказанного объема работы.
Таким образом, управление рисками, проводимое в масштабах всего холдинга «РЖД» во всех направлениях его деятельности и охватывающее все категории корпоративных рисков, направления бизнеса холдинга «РЖД», подразделений аппарата управления, структурных подразделений, филиалов, дочерних и зависимых обществ, обеспечивающее клиенториентированность и высокое качество услуг служит залогом обеспечения должного уровня экономической безопасности холдинга.
Литература:
1. Экономическая безопасность транспортных компаний и комплексов: монография / Под ред. д.э.н., проф. Р. А. Кожевникова. - М: ВИНИТИ РАН, 2015. - 248 с.
2. Межох З.П. Проблемы управления экономической безопасностью железнодорожного транспорта (теория, методология, пути решения). Дисс... доктора эконом. наук / М.: МИИТ, 2007. - 286 с.
3. Межох З.П. Процессный подход к построению системы управления рисками транспортных компаний// Транспортное дело России. 2014. №4. С. 177-180.
4. Межох З.П., Долгачева И.Н. Влияние факторов бизнес-окружения на результаты деятельности транспортных компаний / З.П. Межох, И.Н. Долгачева // Транспортное дело России. 2014. №5. С. 104-107.
5. Межох З.П., Долгачева И.Н. Комплексный риск-менеджмент как один из аспектов обеспечения безопасности транспортной железнодорожной компании / З.П. Межох, И.Н. Долгачева // ЭТАП: Экономическая теория, анализ, практика. 2011. № 2. С.46-53.
6. Терёшина Н.П. Экономические аспекты управления безопасностью перевозок пассажиров и грузов / Н.П. Терёшина, Ю.И. Соколов, О.А. Аверьянова // Экономика железных дорог. 2012. № 8. С. 102 - 112.