Научная статья на тему 'Стратегический мониторинг некоммерческими организациями в информационной среде «Инталев-Навигатор»'

Стратегический мониторинг некоммерческими организациями в информационной среде «Инталев-Навигатор» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ / МОНИТОРИНГ ОРГАНИЗАЦИЙ / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / STRATEGY CONTROL / CONTROL OF NONPROFIT ORGANIZATION / ORGANIZATION MONITORING / BALANCED SCORE CARD METHODOLOGY / DECISION MAKING PROCEDURE / DECISION SUPPORT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корохова Е. В., Граецкая О. В., Пономарева Н. С.

Рассмотрен метод стратегического управления некоммерческими организациями на основе системы сбалансированных показателей, учитывающей неколичественные, категориальные и др. показатели деятельности. Построена стратегическая карта организации, подразделения и описана процедура оперативного мониторинга и принятия решений в среде Инталев. Навигатор на примере администрации муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy monitoring of nonprofit organization in decision support system Intalev:navigator

The method of nonprofit organization strategy control is described. The method is based on Balanced Score Card methodology. Non-quantitative, categorial no-financial and oth. indices are considered. Strategy maps of an organization and its units are designed. Given examples of decision making procedure and monitoring process of education authority in Decision Support System "Intalev:navigator".

Текст научной работы на тему «Стратегический мониторинг некоммерческими организациями в информационной среде «Инталев-Навигатор»»

1. Дзагоева М.Р. Налоговая политика под углом зрения новой институциональной теории // Вестник Ставропольского государственного университета. -2004. - № 36. - С. 20.

УДК 621.31

Е.В. Корохова, О.В. Граецкая, Н.С. Пономарева

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ «ИНТАЛЕВ-НАВИГАТОР»

В настоящее время система сбалансированных показателей (ССП), как способ перехода от стратегии к оперативной деятельности, применяется как в коммерческих, так и в некоммерческих и государственных структурах. Она позволяет использовать для принятия решений как традиционные финансовые показатели, такие как окупаемость вложений и период окупаемости, так и другие данные, отражающие удовлетворенность клиентов, внутренние бизнес-процессы и способность компании развиваться и расти. При этом все показатели могут иметь как числовое, так и нечисловое выражение, что особенно важно при оценке качества деятельности таких некоммерческих организаций как учебные заведения, органы муниципального самоуправления и др.

Разработка ССП предполагает проведение следующих этапов: анализ среды (проводится известным методом SWOT), разработка стратегической карты организации, разработка стратегических карт подразделений и личных карт сотрудников. Система сбалансированных показателей переводит миссию и общую стратегию организации в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих степень достижения данных установок, сгруппированных в четыре основные проекции: «Финансы», «Клиенты», «Внутренние процессы» и «Инфраструктура/сотрудники», которые располагаются в определенном иерархическом порядке.

Использование «классического» подхода к построению ССП для некоммерческих организаций не позволяет адекватно описать внутренние процессы и внешние связи организаций, главной целью функционирования которых не является получение прибыли. Поэтому актуальной является задача адаптации ССП для решения задачи стратегического управления и оперативного мониторинга некоммерческих организаций.

1. Управление вузом.

Применение ССП для мониторинга и управления вузом позволяет одновременно:

- связать стратегические цели с оперативными действиями, позволяющими реализовать намеченную стратегию;

- учесть не только финансовые, но и нефинансовые показатели, что позволяет отслеживать, контролировать, оценивать и управлять основной деятельностью университетов - обучением;

- мониторинг, охватывающий все процессы позволяет своевременно реагировать на соответствующие изменения посредством различия показателей, которые измеряют достигнутые результаты, и показателей, которые отображают процессы по достижению этих результатов.

Для управления такой некоммерческой организацией как ВУЗ, необходимо проанализировать предлагаемые в классическом методе перспективы, с целью обоснования необходимости каждой из предлагаемых перспектив, а также расши-

рения дополнительными (неклассическими) перспективами в связи со спецификой определенных бизнес-процессов и деятельности организации в целом. Определенные руководством ВУЗа цели и приоритетные направления развития необходимо соотнести с выбранными перспективами.

Следующий этап формирования ССП управления вузом - определение ключевых показателей деятельности для всех уровней иерархии структуры организации. Для единиц организационной структуры, различающихся особенностями функционирования необходимо адаптировать показатели деятельности. Конечный результат - создания карт показателей деятельности, которые заполняют все сотрудники вуза. Для каждого показателя определяется целевое значение, соответствующее стратегическим планам организации, а также периодичность заполнения (обновления). Каждый сотрудник должен знать целевые значения собственных показателей, а также их место в агрегирующей структуре. Это также является одним из преимуществ ССП.

Необходима разработка мероприятий, способствующих достижению целевых значений. На этапе внедрение ССП в оперативную деятельность происходит:

- разработка и реализация плана мероприятий по внедрению ССП;

- обучение принципам работы с ССП;

- регламентация контроля за реализацией мероприятий;

- мониторинг показателей;

- стыковка ССП с существующими системами учета и управления организацией.

2. Управление органом муниципального самоуправления.

Разработка стратегии администрации города Н проводилась с использованием программной среды «Инталев-навигатор», поддерживающей все этапы построения ССП.

На первом этапе разработаны модели процессов и проведен анализ деятельности администрации города Н, который выявил следующие недостатки:

- выполнение почти всех функций по связям с общественностью осуществляется сотрудниками одного отдела - информационно-аналитического;

- разнородные функции зачастую выполняются одним и тем же сотрудником или одной и той же группой сотрудников, что приводит к дублированию обязанностей, снижает и эффективность их работы;

- не всегда согласованы действия отдельных сотрудников по выполнению совместной задачи;

- личное участие начальника подразделения во всех процессах (низкий уровень делегирования полномочий во всей администрации), что не только «отвлекает» руководителя от выполнения непосредственных обязанностей, но и снижает уровень мотивации в коллективе;

- рядовые сотрудники в недостаточной степени осведомлены о стратегических целях администрации и перспективных планах развития города и региона и своей роли в реализации этих планов, что снижает возможность эффективной реализации стратегии;

- отсутствуют процессы, направленные на постоянное улучшение деятельности муниципалитета, что противоречит требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2000 «Система менеджмента качества. Требования»;

- требования идентификации и прослеживаемости выполняются неполностью, а именно в существующей системе документооборота сложно отслеживать перемещения и версионность документации.

Для разработки стратегической карты администрации г. Н (рис. 1) был определен список перспектив (точек зрений), по которым были сгруппированы стратегические цели (рис. 2). Использованы четыре перспективы: клиенты (вышестоящие органы и жители), внутренние процессы деятельности администрации, сотрудники, инфраструктура и бюджет. На стратегическую карту наносятся все перспективы, а затем цели и показатели с указанием связей между ними. Ключевые цели на карте представлены в форме окружностей: большие окружности - ключевые цели (основные), а малые окружности - цели декомпозиции (вспомогательные); показатели изображены в виде прямоугольников. Цели на карту наносятся в зависимости от принадлежности к той или иной перспективе. Стрелками показаны способы реализации цели. Так, например, для достижения цели «Улучшение экологической обстановки» используются вспомогательные цели: проведение мероприятий по охране окружающей среды, озеленение территории города, мониторинг промышленных выбросов. Достижение целей измеряется следующими показателями: состояние окружающей среды, благоустройство города, оценка деятельности администрации, отношение жителей к изменениям. По аналогии в стратегическую карту наносятся и все остальные цели и показатели, представленные на рис. 1.

Рис. 1. Стратегическая карта администрации г. Н

Так как стратегическая карта администрации содержит в себе все элементы, относящиеся к реализации стратегии, несложно произвести ее декомпозицию и получить стратегическую карту информационно-аналитического отдела, представленную на рис. 2.

Рис. 2. Стратегическая карта информационно-аналитического отдела

Далее для каждого показателя (числового или нечислового) настраиваются границы допустимых значений (нижняя критическая, нижняя некритическая, верхняя некритическая, верхняя критическая) для каждого периода измерения в соответствии со стратегическим планом достижения целевых значений показателей. Кроме того, для каждого показателя в каждый период определяется его «идеальное» значение - значение успеха. Затем, внося каждый отчетный период фактически достигнутые значения показателей, можно оценить достижимость стратегической цели по отдельному показателю в конкретный период. Так, внося данные о разработке СМК администрации г. Н, а именно «Руководства по качеству» (значения измеряются в процентах выполненной работы), один раз в месяц за период с апреля по июнь построен график, показывающий реальное положение дел (рис. 3).

Рис. 3. Оперативный мониторинг показателей

В апреле показатель находится в красной зоне графика - это зона критического уровня значения, то есть была разработана меньшая, чем было запланирова-

но, часть этого документа. Следовательно, в этот период по указанному показателю было существенное отставание от плана, и руководством приняты меры по активизации работ в направлении разработки данного документа. В мае показатель достиг «желтой полосы», что означает некритичное отклонение значения, а в июне

- «зеленой полосы» на графике - некритичное повышение, поскольку разработка находится на стадии завершения и только лишь на этой стадии процесс разработки достиг идеального положения.

Подобным образом проводится мониторинг достижения стратегических целей для остальных показателей в отдельности и всей стратегии в целом. Это позволяет вовремя вырабатывать управляющие воздействия и обеспечить достижение стратегических целей в срок с наименьшими затратами.

Таким образом, адаптация «классической» схемы разработки ССП для некоммерческих организаций состоит в выборе перспектив, отражающих направленность деятельности конкретной организации, а также показателей, наиболее полно характеризующих результаты ее функционирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мальцева Г.И., Луговой Р.А., Солдатова Ю.А. Применение системы сбалансированных показателей в процессе стратегического планирования вуза (на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) Университетское управление. 2004. -№ 5 - 6(33). -С. 96 - 103.

2. Князев Е.А. Об университетах и их стратегиях. Стратегическое управление университетом. 2005. -С. 9-17.

3. Оливье Н.Г., Жан Р., Ветер М. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 304 с.

УДК 65.012.2

О.В. Граецкая, Т. А. Островская, Т.И. Рыжай

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОНЫХ МОДЕЛЕЙ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА

В последнее время актуальность оценки бизнеса постоянно возрастает. Оценка бизнеса необходима не только для проведения сделок купли-продажи или расчета его залоговой стоимости, но и для определения эффективности принятия управленческих решений, основным критерием выбора которых является увеличение стоимости компании.

Стоимость бизнеса - это объективный показатель результатов его функционирования, а оценка стоимости бизнеса - это, по сути, финансовый, организационный и технологический анализ текущей деятельности и перспектив оцениваемого предприятия [1, 2].

Определение рыночной стоимости предприятия способствует его подготовке к борьбе за выживание на конкурентном рынке, дает реалистичное представление о потенциальных возможностях предприятия. Процесс оценки бизнеса предприятий служит основанием для выработки ее стратегии. Он выявляет альтернативные подходы и определяет, какой из них обеспечит компании максимальную эффективность, а следовательно, и более высокую рыночную цену.

Процесс оценки бизнеса представлен на рис. 1 и состоит из следующих этапов: формулирование задания на оценку, сбор и анализ информации, применение подходов и методов оценки для анализируемого объекта, согласование результа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.