Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВООРУЖЕНИЯ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВООРУЖЕНИЕ / ВОЕННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА / ТОВАРЫ ДВОЙНОГО И ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ельцин Андрей Анатольевич

Целью исследования является необходимость развития финансово-экономических связей государственных заказчиков и кооперации исполнителей при выполнении заданий государственного оборонного заказа. Достижение поставленной цели осуществляется автором путем проведения исследования механизмов развития и государственного стимулирования промышленности в сфере ОПК. Существенное внимание уделяется проблемам выполнения государственного оборонного заказа, а также организации и проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при создании вооружения, военной и специальной техники. В статье определены основные направления развития государственного контроля, как элемента механизма управления государственными финансами. Предложены меры, направленные на повышение эффективности использования бюджетных средств при выполнении государственного оборонного заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ельцин Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR IMPROVING THE FINANCIAL AND ECONOMIC MECHANISMS FOR FULFILLING THE STATE DEFENSE ORDER IN THE RUSSIAN FEDERATION

The purpose of the study is to develop financial and economic relations of state customers and cooperation of performers when performing tasks of the state defense order. The author achieves this goal by conducting research on the mechanisms of development and state incentives for industry in the defense industry. Considerable attention is paid to the problems of fulfilling the state defense order, as well as organizing and conducting research and development work in the creation of weapons, military and special equipment. The article defines the main directions of development of state control as an element of the public Finance management mechanism. Measures aimed at improving the efficiency of the use of budget funds aimed at fulfilling the state defense order are proposed

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

2.2. Направления совершенствования финансово-экономических механизмов выполнения государственного оборонного заказа в Российской Федерации

©Ельцин А. А.

Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

e-mail: [email protected]

Аннотация. Целью исследования является необходимость развития финансово-экономических связей государственных заказчиков и кооперации исполнителей при выполнении заданий государственного оборонного заказа. Достижение поставленной цели осуществляется автором путем проведения исследования механизмов развития и государственного стимулирования промышленности в сфере ОПК. Существенное внимание уделяется проблемам выполнения государственного оборонного заказа, а также организации и проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при создании вооружения, военной и специальной техники. В статье определены основные направления развития государственного контроля, как элемента механизма управления государственными финансами. Предложены меры, направленные на повышение эффективности использования бюджетных средств при выполнении государственного оборонного заказа.

Ключевые слова: государственный оборонный заказ, государственная программа вооружения, оборонно-промышленный комплекс, научно-технический потенциал, вооружение, военная и специальная техника, товары двойного и гражданского назначения.

Для цитирования: Ельцин А. А. Направления совершенствования финансово-экономических механизмов выполнения государственного оборонного заказа в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 6. С. 81-85.

Directions for improving the financial and economic mechanisms for fulfilling the state defense order in the Russian Federation

©A. A. Eltsin

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

e-mail: [email protected]

Abstract. The purpose of the study is to develop financial and economic relations of state customers and cooperation of performers when performing tasks of the state defense order. The author achieves this goal by conducting research on the mechanisms of development and state incentives for industry in the defense industry. Considerable attention is paid to the problems of fulfilling the state defense order, as well as organizing and conducting research and development work in the creation of weapons, military and special equipment. The article defines the main directions of development of state control as an element of the public Finance management mechanism. Measures aimed at improving the efficiency of the use of budget funds aimed at fulfilling the state defense order are proposed. Keywords: state defense order, state armament program, military-industrial complex, scientific and technical potential, armament, military and special equipment, dual-use and civil goods.

For citation: Eltsin A. A. Directions for improving the financial and economic mechanisms for fulfilling the state defense order in the Russian Federation // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. № 6. P. 81-85.

ВВЕДЕНИЕ

События последних лет, кардинально влияющие на изменение геополитической, экономической, технологической, социальной, а также военно-стратегической обстановки, заставляют нас все чаще задумываться о необходимости постоянного повышения уровня обороны страны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

Однако создание современных систем обороны и безопасности, отвечающих на внешнюю и внутреннюю угрозы существования государства и жизни его граждан, невозможно без необходимого и достаточного финансового обеспечения со стороны государства.

Объем доходов федерального бюджета ограничен, следовательно, и размер финансирования расходов, в том числе на оборону и безопасность, должен соответствовать принципам

ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №6,2020 Проблемы экономики и юридической практики 81

ISSN 2712-7605 (online)

эффективности и результативности, указанным в статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации1.

При составлении и исполнении бюджетов, участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Сегодня мы можем наблюдать неоднородное состояние уровня оснащённости вооруженных сил военно-техническими средствами в различных родах войск, а также неравномерное обеспечение ведомств, отвечающих за национальную безопасность и правоохранительную деятельность, продукцией военного, специального и двойного назначения.

Следовательно, в условиях ограниченности финансовых ресурсов государство должно не только выделять приоритетные направления развития систем государственной обороны и безопасности, но и в полной мере обеспечивать создание научно-технического задела промышленности.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА В РФ

По данным открытых источников можно сделать вывод, что в период с 2007 года расходы на реализацию государственного оборонного заказа (далее -ГОЗ, гособоронзаказ) существенно выросли (19 трлн рублей до 2020 года), для оснащения к концу 2018 года армии и силовых ведомств современным оружием и техникой до 60% (по состоянию на 2007 год данный показатель не превышал с 16%). Вместе с тем по данным интернет-издания «THE BELL», с 2014 года расходы на гособоронзаказ резко снизились, что, по их мнению, стало причиной снижения производственных показателей оборонной промышленности. На период с 2019 года по 2021 год финансовое обеспечение гособоронзаказа запланировано на уровне 2018 года, что составляет порядка 1,5 трлн рублей в год, при этом в последующие годы планируется постепенное снижение уровня финансирования2.

Достижение требуемого показателя эффективности и результативности использования средств федерального бюджета, направленных на исполнение государственного оборонного заказа, может производится в том числе усилением контрольной функции финансов3, а также путем выстраивания регламентированного нормативными правовыми актами порядка определения цен на продукцию военного и гражданского назначения, системы государственного регулирования цен на продукцию военного, специального и двойного назначения.

Учитывая, что ГОЗ формируется во исполнение стратегических целей страны по обороне и безопасности, а также отдель-

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / Электронная база нормативных документов «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: www.consultant.ru. (дата обращения: 18.09.2020)

2 Русскоязычное интернет-издание и информационный бюллетень «THE BELL» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://thebell.io/parad-voennyh-ambitsij-doezzhaet-li-novaya-tehnika-s-krasnoj-ploshhadi-do-armii?utm_source=telegram.me&utm_medium=social&utm_campaign=parad-pobedy-s-kazhdym-godom-vse-bolshe-s. (дата обращения: 18.09.2020)

3 Ельцин, А. А. Анализ теоретических основ государственного финансового контроля в Российской Федерации и методов его совершенствования / Ельцин А. А. // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2016. -№ 2. - С.71-77.

ных стратегических и национальных целей развития России4, его реализация является одним из приоритетных задач для его участников.

Участниками ГОЗ являются:5

- государственный заказчик - профильные органы системы исполнительной государственной власти, обеспечивающие поставки продукции военного и специального назначения;

- головной исполнитель - организация, заключившая государственный контракт по ГОЗ;

- исполнитель - организация, заключившая договор с головным исполнителем на частичное выполнение обязательств по государственному контракту по ГОЗ.

Согласно законодательству, расходы государства на реализацию ГОЗ осуществляются по следующим видам:6

- закупка вооружения, военной и специальной техники (далее -ВВСТ) и военно-технического имущества (далее - ВТИ), иных товаров, работ и услуг в рамках ГОЗ в целях обеспечения государственной программы вооружения (далее - ГПВ) (ВР 211);

- закупка ВВСТ, ВТИ и иных товаров, работ и услуг в рамках ГОЗ вне ГВП (ВР 212);

- закупка товаров, работ и услуг в области геодезии и картографии во исполнение ГОЗ (ВР 213);

- проведение ремонта ВВСТ и ВТИ в рамках ГОЗ для выполнения ГВП (ВР 214) и вне рамок ГВП (ВР 215);

- фундаментальные исследования в сфере обороны и безопасности страны для исполнения ГОЗ в рамках ГПВ (ВР 216);

- проведение научных изысканий в области разработки ВВСТ и ВТИ для исполнения ГОЗ в рамках ГПВ (ВР 217) и вне ГВП (ВР 218);

- поставка иной продукции для выполнения ГОЗ.

Анализ представленной выше информации свидетельствует о наличии широкой номенклатуры товаров, работ и услуг, закупаемых государственными заказчиками по ГОЗ, что, безусловно, расширяет круг поставщиков и исполнителей гособо-ронзаказа.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОЗ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

По данным Единой информационной системы в сфере закупок7, головными исполнителями и соисполнителями, входящими в кооперацию при выполнении ГОЗ, являются не только производители, но и в большинстве случаев посредники между потребителем и реальным сектором экономики.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов, предусмотренных федеральным бюджетом, совершенно логичной выглядит необходимость создания схемы поставок товаров, работ и услуг по ГОЗ, с минимальным участием посреднических организаций.

4 Указ Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 г. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации от 4 января 2016 г. № 1 (часть II) ст. 212

5 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» [Электронный ресурс] / Электронная база нормативных документов «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: www.consultant.ru. (дата обращения: 16.10.2020).

6 Приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» [Электронный ресурс] / Электронная база нормативных документов «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: www.consultant.ru. (дата обращения: 13.10.2020)

7 [Электронный ресурс] / сайт Единой информационной системы в сфере закупок. - Режим доступа: www.zakupki.gov.ru. (дата обращения: 14.10.2020).

82 Economic problems and legal practice

Vol. 16, №6,2020

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

Следует констатировать, что предложенная схема взаимодействия при выполнении ГОЗ «заказчик-производитель» требует высокого уровня развития национальной экономики и промышленности, создания замкнутого цикла производства изделий военного, специального и двойного назначения, а также реализации программы импортозамещения. На сегодняшний день данный подход нереализуем.

В целях стимулирования развития промышленности в сфере ОПК утверждена и функционирует с 2016 года государственная программа РФ «Развитие оборонно-промышленного комплекса» (далее - ГП-44)8, согласно которой предусмотрено ежегодное финансирование расходов на ее реализацию из федерального бюджета в размере порядка 7 млрд. рублей (открытая часть бюджета РФ).

Кроме указанной выше ГП-44 в РФ действуют и иные государственные программы, косвенно влияющие на развитие ОКП в стране:

- «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»;

- «Развитие авиационной промышленности»;

- «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014-2020 годы»;

- «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности на период до 2020 года»;

- иные государственные и федеральные целевые программы, влияющие на развитие промышленности.

Анализ информации, поступающей из профильных министерств, ведомств и комиссий, отвечающих за реализацию ГОЗ и ГПВ, свидетельствуют о недостаточности применяемых на сегодняшний день мер по развитию промышленности в сфере ОПК.

Так, 8 июля 2020 года вице-премьер Юрий Борисов назвал отечественный оборонно-промышленный комплекс серьезно закредитованным и предложил списать порядка 600-700 млрд рублей его долгов перед банками. Общая же задолженность предприятий ОПК, по его мнению, превышает 2 трлн рублей9.

Одной из причин образования столь существенной задолженности предприятий ОПК перед российскими кредитными организациями является несовременность управленческого подхода предприятиями. Отсутствуют решения, позволяющие не только производить рентабельную продукцию оборонного заказа, но и конкурировать на рынке товаров гражданского и двойного назначения.

Являясь стратегически важными для государства предприятиями, ряд производителей-разработчиков ВВСТ, надеясь на государственные заказы и государственную поддержку в виде субсидий, не слишком мотивированы к развитию предприятия для получения дополнительной прибыли. В этом случае финансовое состояние таких компаний ухудшается, а их работа полностью зависит от заказов государства.

Разумеется, только отдельные российские организации ведут описанную выше иждивенческую финансовую политику, в то время как другие предприятия ОПК показывают высокую рентабельность, позволяющую своевременно мо-

8 Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 425-8 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» [Электронный ресурс] / Электронная база нормативных документов «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: www.consultant.ru. (дата обращения: 13.10.2020).

9 [Электронный ресурс] / сайт Информационного агентства «РБК». - Режим доступа https://www.rbc.ru/economics/08/07/2019/5d2320289a 7947771c7d26ea. (дата обращения: 14.10.2020).

ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №6, 2020 Проб

ISSN 2712-7605 (online)

дернизировать производство и обновлять основные производственные фонды.

В этом случае задача государства состоит в выявлении описанных выше зависимых от государства предприятий и принятии мер для внедрения в их работу системы высоко эффективного менеджмента, в том числе путем диверсификации выпускаемой продукции.

Помимо анализа традиционных экономических факторов, требуемых для производства, в том числе ВВСТ (факторы производства), предлагается, для выявления зависимых от государства предприятий, использовать также следующие экономические, финансовые и управленческие индикаторы:

- финансовый результат, полученный от деятельности предприятия за отчетный период;

- объем выручки от реализации производимой продукции двойного и гражданского назначения;

- объем выручки, полученной от реализации товаров, произведенных по государственным контрактам и договорам, заключенным по результатам проведения конкурентных способов определения исполнителей (поставщиков);

- эффективность управления имуществом предприятия;

- эффективность организации и проведения внутреннего контроля и аудита на предприятии.

Перечень указанных индикаторов работы предприятий не является исчерпывающим, однако даже их мониторинг и контроль должен позволить государству получать оперативные сигналы о нарастании финансовых рисков в работе предприятий ОПК и применять превентивные меры по поддержанию экономической стабильности их работы. Данные индикаторы требуют создания шкалы их значимости, с указанием количественных показателей.

Указанные выше меры будет справедливым отнести к государственным контрольным функциям, при этом система контроля будет выступать элементом механизма управления государственными финансами.

При этом, учитывая, что основным владельцем (бенефициаром) в структуре собственников предприятий ОПК является Российская Федерация, государство вправе осуществлять контроль их экономической и производственной деятельности.

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ УЧАСТНИКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОЗ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НИОКТР

На сегодняшний день одними из основных проблем выполнения стратегических целей по обеспечению обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, а также развитию промышленных предприятий в сфере ОПК являются: потеря научно-технологической базы ОПК и несовершенство системы принятия решений о направлениях финансирования государственными заказчиками НИОКТР10.

Важность и значимость проведения НИОКТР в сфере обороны и безопасности государства переоценить крайне сложно, так как именно создание научно-технического задела определяет перспективный облик национальных вооруженных сил.

По данным средств массовой информации в последнее время мы можем наблюдать передовые достижения военно-промышленного комплекса в создании военной авиации,

10 Рахманов, А.А. Проблема коренной реструктуризации ОПК в последнее десятилетие остро встала перед Россией / Рахманов А.А. // 8 проблем российского оборонно-промышленного комплекса и пути их решения. - статья журнала ВКС, №2 (87) октябрь 2016. - С.107-111.

мы экономики и юридической практики 83

средств противоракетной обороны, создании вооружения на новых физических принципах. Вместе с тем нам сообщается, что новейшие достижения реализованы на разработках времен существования СССР, а, следовательно, возникает вопрос о необходимости актуализации работ по созданию научно-технического задела для производства перспективных образцов вооружения и специальной техники.

Кроме того, при недостаточности долгосрочного видения по развитию военных и гражданских технологий, отсутствует четкий и прозрачный механизм распределения финансовых ресурсов на различные направления создания, развития и модернизации ВВСТ.

Зачастую профильные государственные заказчики самостоятельно выбирают вектор развития облика видов и родов войск, а также перспективного облика системы национальной безопасности.

Согласно действующему законодательству, существенный объем закупок, производимых по ГОЗ, осуществляется у единственных поставщиков. Их список утверждается правительством по предложению государственных заказчиков.

Следовательно, учитывая узкую военную направленность научно-производственных предприятий, их развитие и финансовая устойчивость существенно зависит от объема государственных заказов.

Сложившейся порядок проведения НИОКТР существенно ограничивает конкуренцию в сегменте разработки и производства ВВСТ и негативно сказывается на их ценообразовании, а также экономии средств федерального бюджета.

Одним из решений существующих проблем может стать проведение научно-производственными предприятиями инициативных НИОКТР, результаты которых, при их получении, передаются государственным заказчикам.

На сегодняшний день нормативными правовыми документами РФ не предусмотрено проведение научно-производственными предприятиями инициативных НИОКТР для дальнейшей продажи государственным заказчиком результатов.

Отсутствует порядок проведения, финансирования и осуществления приемки продукции результатов инициативных НИОКТР. Федеральным бюджетом средства на оплату инициативных работ на разработку и модернизацию ВВСТ не предусматриваются.

Предлагается создать и законодательно утвердить механизм, позволяющий сформировать конкурентную среду на рынке разработки ВВСТ, путем установления Порядка взаимоотношений государства, в лице государственного заказчика, с научно-производственными предприятиями при проведении НИОКТР по инициативе и за счет исполнителя (далее - Порядок).

Однако, предприятию, выполняющему инициативную НИ-ОКТР, законодательно должно быть гарантировано возмещение расходов и получение установленной нормы прибыли (с учетом риска недостижения поставленных результатов), в случае принятия положительного решения государственного заказчика о принятии результатов разработки.

Разумеется, предложенный Порядок должен учитывать стратегические цели национальной обороны и безопасности, а, следовательно, технические задания на разработку перспективных ВВСТ должны исходить исключительно от государственных заказчиков.

ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложенные в статье меры по повышению эффективности использования государственных экономических ресурсов направлены, в первую очередь, на создание финансовых инструментов развития научно-производственной и технологической базы, для выполнения государственных функций в области обеспечения национальной обороны и безопасности.

Предложено усилить функцию государственного контроля за деятельностью предприятий ОПК, что должно положительно сказаться на эффективности всего механизма управления государственными финансами.

Исследованием также доказана необходимость и возможность создания конкурентной среды при проведении научно-производственными предприятиями НИОКТР, что позволит снизить расходы федерального бюджета на проведение научных изысканий в области разработки ВВСТ и ВТИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Соблюдение национальных интересов в области обеспечения безопасности его граждан - первостепенная задача государства, достижение которой невозможно без построения эффективной системы управления государственными финансами и создания научно-производственной базы в сфере ОПК.

Необходимо постоянно проводить исследования финансовых схем взаимодействия участников реализации ГОЗ для выявления направлений их совершенствования.

Актуальность исследования подтверждается также необходимостью поиска новых механизмов решения проблем развития научно-производственных предприятий в сфере ОПК.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87,02%.

Рецензент: кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения ФГКОУ ВО «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ю.С. Костыря

Список литературы:

1. Е.Ю. Гончарук, Е.В. Давыдова, Е.А. Растрыгина, Т.В. Гончаренко, О.В. Ищенко, Д.В. Манаков. Практическое пособие: «Рекомендации по организации и ведению раздельного учета затрат при выполнении государственного оборонного заказа»: учебное пособие/ Экспертно-аналитический центр ценообразования в оборонной промышленности «Эксперт 275», Москва, 2017.

Reference list:

1. E.Yu. Goncharuk, E.V. Davydova, E.A. Rastrygina, T.V. Goncharenko, O.V. Ishchenko, D.V. Manakov. Practical guide: «Recommendations for the organization and maintenance of separate cost accounting in the implementation of the state defense order»: textbook/ Expert and analytical center for pricing in the defense industry «Expert 275», Moscow, 2017.

84

Economic problems and legal practice

Vol. 16, №6,2020

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

2. Ельцин А.А. Анализ теоретических основ государственного финансового контроля в Российской Федерации и методов его совершенствования / Ельцин А. А. // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2016. - № 2. - С.71-77.

3. Ельцин А.А. Совершенствование механизма управления финансами Фонда социального страхования Российской Федерации путем создания и внедрения компонентной системы оценки внутреннего контроля / Ельцин А. А. // Экономическая система современного общества: экономика и управление. - 2017. - С.122-127.

4. Лысенко И.В., Сторонин В.В., Абрамов А.М. Анализ мер государственной поддержки предприятий ОПК и их влияние на экономический потенциал государства и его национальную безопасность / Лысенко И.В., Сторонин В.В., Абрамов А.М. // Государственный аудит. Право. Экономика. 2013. № 1. С. 53-67.

5. Сторонин В.В. Разработка научно-методических основ оценки формирования и функционирования контрактной системы в Российской Федерации / Сторонин В.В. // Государственный аудит. Право. Экономика. 2011. № 2. С. 39-53.

6. Кохно П.А. Эффективный менеджмент производства вооружения // Военная мысль. - 2015. - № 1. - С. 70-78.

7. Рахманов А.А. Проблема коренной реструктуризации ОПК в последнее десятилетие остро встала перед Россией / Рахманов А.А. // 8 проблем российского оборонно-промышленного комплекса и пути их решения. - статья журнала ВКС, №2 (87) октябрь 2016. - С.107-111.

8. Бюджетный кодекс РФ: [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Режим доступа: http: www.consultant.ru.

9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (с посл. изм. и доп.) // Рос. газ. 31 декабря 2012.

10. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп. от 05 апреля 2016) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. № 14 ст. 1652.

11. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

12. Указ Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 г. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации от 4 января 2016 г. № 1 (часть II) ст. 212.

13. Указ Президента РФ от 8 сентября 2014 г. № 613 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств» // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

14. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. № 1489 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы по оборонному заказу» // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

2. Eltsin A.A. analysis of the theoretical foundations of state financial control in the Russian Federation and methods of its improvement / Yeltsin A. A. // Business in law. Economic-legal journal. - 2016. - No. 2. - S. 71-77.

3. Eltsin A.A. improving the mechanism of financial management of social insurance Fund of the Russian Federation through the creation and implementation component of the evaluation system of internal control / Yeltsin A. A. // Economic system of modern society: Economics and management. - 2017. - S. 122127.

4. Lysenko I.V., Storonin V.V., Abramov a.m. analysis of state support measures for defense industry enterprises and their impact on the economic potential of the state and its national security / Lysenko I.V., Storonin V.V., Abramov a.m. // State audit. Right. Economy. 2013. no. 1. Pp. 53-67.

5. Storonin V.V. development of scientific and methodological bases for evaluating the formation and functioning of the contract system in the Russian Federation / Storonin V. V. // State audit. Right. Economy. 2011. No. 2. S. 39 to 53.

6. Kohno P. A. Effective management of the production of weapons // Military thought. - 2015. - No. 1. - Pp. 70-78.

7. Rakhmanov A.A. the problem of radical restructuring of the defense industry in the last decade has sharply faced Russia / Rakhmanov A.A. // 8 problems of the Russian military-industrial complex and ways to solve them. - article of the VKS magazine, No. 2 (87) October 2016. - Pp. 107-111.

8. Budget code of the Russian Federation: [Electronic resource] // ConsultantPlus: reference and legal system. - Access mode: http: www.consultant.ru.

9. Federal law No. 275-FZ of December 29, 2012 «On the state defense order» (with post - ed. and additional) // ROS. GAZ. December 31, 2012.

10. Federal law No. 44-FZ of April 5, 2013 «On the contract system for the procurement of goods, works, and services for state and municipal needs» (as amended). and add. from April 05, 2016) // Collection of legislation of the Russian Federation from April 8, 2013 No. 14 article 1652.

11. Law of the Russian Federation from 21.07.1993 No. 5485-1 (ed. from 08.03.2015) «On state secrets» / / access from the Internet.-the Garant legal system.

12. Decree of the President of the Russian Federation No. 683 of December 31, 2015 «On the national security strategy of the Russian Federation» // SOBR. Zakonodatelstva ROS. 212.13.

13. Decree of the President of the Russian Federation of September 8, 2014 No. 613 «On certain issues of state management and control in the sphere of state defense order of weapons, military, special equipment and material resources» / / Access from the Internet.-the Garant legal system.

14. Decree of the government of the Russian Federation of December 25, 2014 No. 1489 «On changing and invalidating certain acts of the government of the Russian Federation in connection with the abolition of the Federal service for defense orders» // access from the Internet.-the Garant legal system.

Статья поступила в редакцию 25.11.2020, принята к публикации 20.12.2020 The article was received on 25.11.2020, accepted for publication 20.12.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ельцин Андрей Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Andrey A. Eltsin, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department of organization of financial, economic, material, technical and medical support of the Federal State Educational Institution of Higher Education «Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation», Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]

ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №6,2020 Проблемы экономики и юридической практики 85

ISSN 2712-7605 (online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.