Баева Е.А.
канд. экон. наук, доцент кафедры «экономика» Тамбовского филиала РАНХ и ГС
Рязанова Е.Л.
бухгалтер ООО «Консалтинг» г. Тамбов, Россия
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АУДИТ В ГОССЕКТОРЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация: В статье рассматриваются сущность и предпосылки становления института аудита государственного сектора, акцент сделан на новом типе государственного аудита - стратегическом аудите. Приводятся специфические задачи и методологические основы стратегического аудита в госсекторе.
Ключевые слова: стратегия, аудит, стратегический аудит,
модернизация сектора государственного управления, государственный контроль, контрольные процедуры, стратегическое прогнозирование, эффективность и результативность государственных расходов.
Bayeva E.A.
candidate of economic Sciences, Tambov branch of the Russian Academy of national economy and public administration when the President of the Russian Federation
Ryazanova E.L. accountant of JSC Consulting Tambov, Russia
STRATEGIC AUDIT IN THE PUBLIC SECTOR: STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
Abstract: The article examines the nature and background of its development and public sector auditing, the emphasis is on the new type of state audit - a strategic audit. Specific tasks and methodological bases of strategic audit are given in a public sector.
Keywords: strategy, audit, strategic audit, the modernization of the public administration sector, state control, control procedures, strategic forecasting, efficiency and effectiveness of public spending.
Модернизация сектора государственного управления вызвала необходимость трансформации системы государственного финансового контроля, смещения акцентов с традиционных проверок правильности, адресности, целесообразности и законности распределения государственных финансовых ресурсов в сторону эффективного, результативного и экономичного их использования.
Г осударственный контроль, как основной способ проявления властных полномочий государства, должен меняться вместе с принципами государственного управления, способствовать успешному и планомерному переходу к программному бюджету, достижению стратегических ориентиров социально- экономической политики страны, позволять правительству оперативно и адекватно отслеживать ситуацию в процессе реализации программных мероприятий, вносить грамотные корректировки,
анализировать итоги реализации программ для последующего
стратегического прогнозирования и планирования.
Сегодня государственный контроль должен стать инструментом, который уже на стадии прогнозирования и планирования корректирует сами целевые индикаторы и оценивает достоверность и правильность их расчетов. Данные процедуры необходимы, так как на этих этапах параметры планирования являются основанием формирования бюджетных потребностей и бюджетного финансирования будущих программ развития. Неверно рассчитанные показатели могут стать непоправимой ошибкой и катастрофой для населения страны.
Современная концепция государственного аудита в РФ направлена на приведение национальной системы финансового контроля в соответствие с требованиями бюджетной политики, эффективного управления
государственными финансами и международных стандартов финансового контроля в общественном секторе. Одним из направлений ее реализации в текущей перспективе является внедрение стратегического аудита.
В экономическом словаре мы можем найти следующее определение: экономическая стратегии - форма долгосрочного управления социальноэкономическими процессами на разных уровнях экономической системы. Экономическая стратегия вырабатывается государством, определяются долгосрочные цели развития в разрезе всей национальной экономики, ее сфер и секторов, отдельных отраслей и регионов; отбираются наиболее эффективные пути, средства и методы их достижения [7].
Намечаемые ориентиры характеризуются взаимоувязанной системой основных макроэкономических показателей: темпами роста валового
внутреннего продукта (ВВП), промышленного и сельскохозяйственного производства, уровнем благосостояния населения и его доходов, темпами инфляции и др. На современной постиндустриальной стадии развития экономическая стратегия государства реализуется через пакеты стратегических долгосрочных программ: социальных, экономических,
научно-технических, экологических, инновационных и др. Главным направлением государственного стратегического управления становится усиление социальной направленности развития экономики.
Алексеева И.В. выделяет два похода к пониманию термина «стратегия»: «стратегия - это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии - это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана» [3, с.116]. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению. В связи с этим под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций в окружающей среде.
При таком понимании стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование в рамках которого должно привести к достижению целей. Другими словами, стратегия представляет собой - долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты.
По нашему мнению, вышеизложенные трактовки стратегии раскрывают сущность понятия и описывают стратегию как экономическую дефиницию. Следовательно, стратегический аудит — это независимая оценка перспектив развития, осуществляемая на основе прогнозной информации для выражения мнения о реалистичности достижения поставленных целей.
Существует множество взглядов на трактовку термина «стратегический аудит». По мнению Емельяновой И.Н.: «стратегический аудит является сопутствующей аудиту услугой и проводится для того, чтобы установить надежность, реалистичность и возможность использования прогнозной информации, а также правильность ее подготовки на основе принятых допущений и адекватность ее представления». Томпсон А.А. и Стрикленд А.Дж. трактуют стратегический аудит, как «степень согласованности политики со стратегическими ресурсами, стратегическим и внешним климатом и позициями». Котлер Ф. определяет стратегический аудит как «один из основных инструментов для сбора важной (с точки зрения достижения успеха, лидерства) информации, включающей сведения, используемые при разработке конкретных целей и стратегии бизнеса» [5, с.192].
Часто в экономической литературе стратегическим аудитом называют систематическую оценку текущего состояния стратегической ситуации экономики государства или фирмы. Он представляет собой анализ прошлых, текущих и будущих аспектов деятельности государства, региона или организации.
Учитывая все вышеизложенное, считаем, что стратегический аудит надо понимать, как аудит на соответствие ресурсных показателей возможностям достижения перспективных целей и ожидаемым результатам. Стратегическим аудитом называют систематическую оценку текущего состояния стратегической ситуации экономики государства или фирмы. Он представляет собой анализ прошлых, текущих и будущих аспектов деятельности государства, региона или организации.
Стратегический аудит в госсекторе является новым типом контроля, с помощью которого можно получить объективную оценку располагаемых материальных, финансовых, интеллектуальных и иных ресурсов, необходимую для принятия оптимальных решений по их использованию, атакжеопределитьэффективностьуправленияобщественнымиресурсамивинте ресахреализациистратегиисоциально-экономическогоразвитиястраны. К его важнейшим функциям относятся: превентивная (упреждающая),
аксиологическая (оценочная), прогностическая, телеологическая, регулятивная.
Целью проведения стратегического аудита является определение основных тенденций, событий, которые могут повлиять на объект аудита. Он также предоставляет возможность обсуждения приоритетных вопросов и обеспечить начало созидательного процесса. Стратегический аудит собирает базовую информацию для подготовки стратегического плана и включает оценку ожиданий заинтересованных лиц. В результате различают три основных направления стратегического аудита: конкурентоспособность предприятий; конкурентоспособность человека; конкурентоспособность страны.
В государственном секторе можно выделить следующие специфические задачи стратегического аудита:
• оценка экономического потенциала, национальных активов с точки зрения способности приносить доходы на длительном отрезке времени;
• формирование новой системы индикаторов развития и источников экономического роста;
• обеспечение контроля за экономической обоснованностью, правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных потоков (эффективность расходования бюджетных средств);
• проведение анализа взаимной увязки систем стратегического и территориального планирования;
• оценка динамики и уровня достижения ключевых показателей, целевых индикаторов стратегических программ.
Стратегический аудит в системе управления экономикой страны призван реализовывать задачи проверки достоверности и правильности планируемых показателей и разработки соответствующих рекомендаций по их корректировке. Результатом работы внешних аудиторов выступает итоговый отчет о достоверности, достижимости планов, возможных корректировках будущих мероприятий.
Содержание стратегического аудита обусловливает особенности его проведения, в числе используемых методических приемов помимо традиционных контрольных процедур широко применяются стандартные маркетинговые технологии:
- SWOТ-анализ сильных и слабых сторон реализуемых стратегий, возможностей и угроз внешней среды;
- TOWS-анализ негативных факторов и возможность их трансформации в позитивные факторы в процессе реализации выбранной стратегии;
- PEST-анализ макроэкономических параметров внешней социальноэкономической среды;
- GAP-анализ сравнения существующей социально- экономической системы с той системой, которая наилучшим образом позволит реализовать имеющиеся конкурентные преимущества, а также оценка ожидаемых результатов;
- матрица Boston Consulting Group (BCG) позволяет систематизировать и оптимально отбирать стратегии, а также приоритетные программы и проекты.
В процессе стратегического прогнозирования в первую очередь необходимо провести анализ глобальных тенденций перспективного социально-экономического развития национальной экономики. Здесь помогут технологии PEST-анализа, оценивающие политические, социокультурные, экономические, технологические факторы.
По результатам анализа PEST-факторов дается прогноз развития внешней среды; оценка конкурентных преимуществ, по сравнению с другими странами, в привлечении инвестиций извне; ранжируются внешние факторы, влияющие на стратегию развития государства и регионов.
Последующие действия - анализ внутренних факторов, что дает комплексное представление о ситуации в стране, регионах. Формируется матрица анализа PEST-факторов внутренней среды: политических,
социокультурных, экономических, технологических. Итоги анализа внешней и внутренней среды, дополнительно собранная информация из различных источников обобщается посредством инструментов SWOT-, TOWS-анализа, для формирования списков основных преимуществ, возможностей, недостатков.
Методы GAP-анализа позволяют отобрать наиболее реалистичные сценарии развития, сформировать на их основе набор планов развития, определить вероятные стратегии развития страны, регионов. Посредством матрицы BCG осуществляется выбор экономически эффективных программ и проектов, которые затем оцениваются с позиций общественной и политической значимости.
Таким образом, стратегический аудит фактически оценивает реалистичность и достижимость запланированных мероприятий, контролирует их реализацию, а при обнаружении отклонения от планов подготавливает набор корректирующих мероприятий.
На заключительном этапе задача стратегического аудита заключается в сопоставлении полученных итогов реализации программных мероприятий и запланированных целевых индикаторов. По итогам формируется аудиторский отчет о достижении плановых индикаторов результативности и эффективности.
Список литературы
1. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями и дополнениями от 28.12.2010г., 21.11.2011г., 23.07.2013г.). Электронный ресурс. URL: http://base.garant.ru.
2. Федеральный закон от 05 апреля 2013г. №41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Электронный ресурс. URL: http://base.garant.ru.
3. Алексеева, И.В. Стратегический аудит как перспективное направления направление развитие аудита [Текст] / И.В. Алексеева // Учет и статистика. - 2008. - № 2 (12). с. 115-121 (116)
4. Беспалов М.В. Системы контроллинга в органах федерального казначейства: понятия, виды контроля, механизм проведения контрольных мероприятий / М.В. Беспалов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 20. С. 23-32
5. Емельянова, И.Н. Место стратегического аудита в системе стратегического планирования / И.Н. Емельянова // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа, аудита, налогообложения и статистики. Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: РИНХ, 2009. с. 191194.
6. Позднякова, С.В. Интеграционные связи субъектов предпринимательства на мезоуровне / С.В. Позднякова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2011. №11(103). с.43-48.
7. Экономический словарь Электронный ресурс.
URL: abc. informbureau.com/html/yeiiiiexaneass_nodaoaaess.html.