СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. В статье рассматривается стратегический анализ внутренних факторов предприятий грузового автомобилестроения и его значение в условиях продолжающейся цифровизации экономики. Внутренняя среда предприятия представляется в виде его потенциала, показывается значение потенциала предприятий для формирования, удержания и приращения стабильного конкурентного преимущества согласно ресурсно-ориентированному подходу. Также показывается состав потенциала предприятий и представлена роль составляющих статического и динамического потенциалов.
Ключевые слова. Стратегический анализ, ресурсно-ориентированный подход, цифровая экономика, стабильное конкурентное преимущество, большие данные, статический потенциал, динамический потенциал.
Lyaschuk A.V., Tikhonova M.V.
STRATEGIC ANALYSIS OF INTERNAL FACTORS IN THE TRUCK INDUSTRY ENTERPRISE IN DIGITAL TRANSFORMATION OF THE ECONOMY
Abstract. The article considers the strategic analysis of internal factors of truck industry enterprises in the conditions of ongoing digitalization of the economy. The internal environment of the enterprise is represented as its potential, the value of the potential of enterprises for the formation, retention and increment of a stable competitive advantage according to the resource-oriented approach is shown. It also shows the composition of the potential of enterprises and the role of the components of static and dynamic potentials.
Keywords. Strategic analysis, resource-oriented approach, digital economy, stable competitive advantage, big data, static potential, dynamic potential.
Введение
Формирование нового технологического уклада, которое происходит в настоящее время, во многом основывается на цифровых технологиях, развитие которых привело к значительным качественным изменениям во многих отраслях и секторах экономики. За последнее десятилетие развитие технологий сделало значительный шаг вперед в области хранения, передачи, и обработки огромных объемов информации, что позволяет интегрировать в единую систему все многообразие внутренних и внешних источников информации, места ее хранения, а также всех заинтересованных получателей информа-
ГРНТИ 06.81.12
© Лящук А.В., Тихонова М.В., 2020
Александр Вячеславович Лящук - аспирант кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Майя Владимировна Тихонова - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета
Контактные данные для связи с авторами (Тихонова М.В.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 812 310-40-83. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 25.02.2020.
ции, обмен данными между которыми происходит постоянно и режиме реального времени. При этом значительно растет объем накапливаемой информации, которая формирует такой новый экономический ресурс, как большие данные (от англ. big data). Стоит отметить, что термин «большие данные» это не просто большой объем информации, а большой объем разнообразной информации, которая позволяет получать количественные и качественные данные о любой интересующей системе, состоящей из большого количества различных материальных и нематериальных факторов [14].
Цифровая трансформация позволяет говорить, что текущее состояние развития экономики принимает новую форму - цифровую экономику, которая представляет собой парадигму ускорения экономического развития с помощью цифровых технологий [18]. В условиях цифровой трансформации экономики предприятиям грузового автомобилестроения предоставляются широкие возможности по внедрению различных программных платформ, позволяющих эффективно осуществлять различные организационно-управленческие преобразования, контролировать и реализовывать текущие бизнес-процессы. Одним из процессов, который реализовываются на предприятиях с помощью данных программных платформ, является процесс стратегического планирования. Основной задачей стратегического планирования на предприятиях грузового автомобилестроения является получение стабильного конкурентного преимущества. Стабильное конкурентное преимущество каждого конкретного предприятия в значительной степени зависит от его внутренней среды, которая в свою очередь определяется некоторой совокупностью факторов, представляющих собой значительный массив разнообразных данных.
Ресурсно-ориентированный подход как основа стратегического анализа внутренних факторов Одной из наиболее известных методологических концепций, предполагающих рассмотрение внутрифирменных факторов в качестве определяющих при формировании стабильного конкурентного преимущества, является ресурсно-ориентированный подход [11]. Ресурсно-ориентированный подход предполагает, что формирование, удержание и приращение стабильного конкурентного преимущества предприятия зависит от его внутреннего потенциала, который представляет собой сумму статического и динамического потенциалов предприятия, состоящих из определенного набора составляющих (см. рис.).
СКП —Ж—
Потенциал предприятия
Статический потенциал Динамическ ий потенциал Абсорбирующий потенциал
Ресурсы Организационные способности Ресурсы Динамические способности
Технологии Компетенции Технологии Компетенции
Рис. Структура внутреннего потенциала предприятий грузового автомобилестроения согласно ресурсно-ориентированному подходу
Таким образом, стратегический анализ внутренних факторов предприятий грузового автомобилестроения будет заключаться в анализе составляющих статического и динамического потенциалов конкретного предприятия. Статический потенциал предприятия грузового автомобилестроения опре-
деляет текущее состояние предприятия, его хозяйственную деятельность в краткосрочном и среднесрочном периоде. В свою очередь динамический потенциал определяет будущее состояние предприятия и, на основе статического потенциала, позволяет формировать, удерживать и наращивать стабильное конкурентное преимущество. Стратегический анализ составляющих внутреннего потенциала предприятий грузового автомобилестроения осуществляется с использованием метода экспертных оценок, который является одним из наиболее распространенных способов получения и анализа качественной информации, особенно в ситуациях, когда имеется недостаток количественных данных [5]. Исходя из совокупности составляющих внутреннего потенциала предприятия (см. рис.), можно сделать вывод, что на основе имеющихся у предприятия объективных количественных данных можно оценить только ресурсную составляющую, для остальных составляющих таких данных не существует. Это и делает метод экспертных оценок ключевым при стратегическом анализе. Согласованность оценок экспертов оценивается с помощью коэффициента конкордации. Для стратегического анализа согласованность экспертов должна быть высокой, т.е. коэффициент конкордации должен находиться в диапазоне от 0,7 до 1.Эксперты могут давать свои оценки удаленно, основываясь на массиве данных об изменениях и текущем состоянии всех составляющих внутреннего потенциала предприятия, который накапливается в системе управления предприятием. Анализ статического потенциала
Статический потенциал предприятий грузового автомобилестроения формируют следующие составляющие (см. рис.): ресурсы хозяйственной деятельности (материальные и нематериальные); технологии (управленческие, производственные); компетенции (управленческие, технические); организационные способности.
Для осуществления своей хозяйственной деятельности предприятиям необходимы некоторые ресурсы, а также различные технологии и соответствующие компетенции. В общей совокупности ресурсов статического потенциала материальные ресурсы преобладают над нематериальными. Технологии статического потенциала характеризуют способность предприятий осуществлять определенные виды деятельности, т.е. определяют их социально-физическую структуру. В то время как компетенции представляют собой совокупность навыков сотрудников предприятий, позволяющую осуществлять конкретные виды деятельности с определенным уровнем эффективности и результативности [11]. Кроме того, существенную роль для статического потенциала предприятий играют организационные способности, которые через различные процедуры определяют возможности предприятий к эффективному использованию ресурсов, имеющихся технологий и компетенций. Организационные способности имеют ключевое значение для статического потенциала предприятий, как основы получения ими стабильного конкурентного преимущества, и представляют собой неявное знание, органично вписанное во внутреннюю систему каждого конкретного предприятия и являющееся его неотъемлемой частью. По этой причине организационные способности очень трудно изменять и практически невозможно скопировать.
Анализ статического потенциала предприятий грузового автомобилестроения начинается с анализа его ресурсной составляющей. Информационной основой для этого служат основные формы бухгалтерской отчетности, такие как бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств. С использованием этих документов необходимо оценить и дать соответствующую экспертную оценку ресурсной составляющей по следующим направлениям: имущественное положение предприятия; финансовое положение предприятия; ликвидность предприятия; рентабельность предприятия; оборачиваемость ресурсов и источников ресурсов предприятия.
Каждое направление оценки состоит из ряда показателей, для расчета которых используются методики бухгалтерского анализа. Например, для оценки рентабельности предприятия грузового автомобилестроения используются такие показатели, как рентабельность продукции, рентабельность совокупного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность основных средств и т.д. [2]. После оценки всех показателей, на основе общепринятых нормативных значений, а также на основе сравнения полученных значений со значениями прошлых периодов, экспертами дается общая оценка ресурсной составляющей статического потенциала, которая представляет собой рейтинговую оценку по пятибалльной шкале, чем она выше, тем качественнее у предприятия ресурсная основа его статического потенциала.
Анализ технологической составляющей статического потенциала предприятий грузового автомобилестроения начинается с определения перечня используемых каждым конкретным предприятием технологий. Для предприятий грузового автомобилестроения всю совокупность используемых на них технологий можно условно разделить на производственные и непроизводственные технологии. Как производственная, так и непроизводственная части технологической составляющей статического потенциала предприятия будут иметь свое высокое значение для успешного осуществления им хозяйственной деятельности в краткосрочном и среднесрочном периоде, и характеризоваться определенным набором ключевых технологий. После определения двух наборов ключевых технологий, с использованием экспертного метода, оценивается степень соответствия каждой технологии целям предприятия, после чего, по пятибалльной шкале, дается общая рейтинговая оценка соответствия технологической составляющей среднесрочным целям предприятия. Чем выше рейтинговая оценка технологической составляющей, тем больше это соответствие и наоборот.
Кроме обладания определенными технологиями, предприятиям важно еще и эффективно их использовать. Для эффективного использования той или иной технологии требуются определенные компетенции, которые будут составлять компетентностную составляющую статического потенциала предприятий грузового автомобилестроения. Анализ данной составляющей осуществляется в три основных этапа. На первом этапе определяются требуемые предприятию компетенции, на основе перечня ключевых технологий технологической составляющей. На втором этапе дается экспертная оценка соответствия имеющихся компетенций требуемым, для реализации ключевых технологий, компетенциям. Третий этап заключается в общей рейтинговой оценке компетентностной составляющей, которая дается экспертами по пятибалльной шкале, где высший балл означает полное соответствие имеющихся компетенций ключевым технологиям предприятия.
Наиболее сложной для анализа составляющей статического потенциала предприятий грузового автомобилестроения, в силу своего неявного характера, являются организационные способности. Организационные способности характеризуют способность предприятия интегрировать и применять имеющиеся компетенции и технологии, использовать и комбинировать их с ресурсами предприятия с получением определенного результата, выраженного в качественном и количественном приращении ресурсов [11]. Таким образом, оценивать организационные способности возможно только косвенным путем, а именно на основе совокупности ключевых технологий определить совокупность результатов, получаемых от реализации каждой технологии. Каждый результат имеет ряд определяющих его характеристик, имеющих соответствующее количественное выражение. Сравнивая количественные значения характеристик полученных результатов со значениями прошлых периодов, эксперты определяют степень их соответствия среднесрочным целям предприятия, после чего они дают общую рейтинговую оценку организационных способностей предприятия. Общая рейтинговая оценка также ставится по пятибалльной шкале, где высший балл означает максимальное соответствие результатов реализации ключевых технологий предприятия его целям.
Таким образом, после того, как получены экспертные рейтинговые оценки всех четырех составляющих, можно дать общую оценку статического потенциала предприятия грузового автомобилестроения. Итоговая рейтинговая оценка статического потенциала предприятия представляет собой сумму рейтинговых оценок его составляющих. Чем выше полученная оценка, тем сильнее статический потенциал предприятия, и тем более эффективна его хозяйственная деятельность и выше вероятность достижения предприятием среднесрочных целей.
Стратегический анализ статического потенциала позволяет сделать выводы о краткосрочной и среднесрочной устойчивости предприятий грузового автомобилестроения, но для понимания долгосрочных перспектив необходимо проанализировать еще и динамический потенциал, который определяет формирование, удержание и приращение стабильного конкурентного преимущества.
Анализ динамического потенциала
Анализ динамического потенциала предприятия заключается в оценке и анализе всех его составляющих (см. рис.). Динамический потенциал предприятий грузового автомобилестроения определяется следующими составляющими: ресурсы инновационной и инвестиционной деятельности; технологии, направленные на обучение, НИОКР и т.п.; компетенции, характеризующие эффективность обучения, НИОКР и т.п.; динамические способности; абсорбирующий потенциал.
Стратегический анализ динамического потенциала предприятия начинается с анализа его ресурсной составляющей, которая представляет собой совокупность ресурсов инновационной и инвестиционной деятельности предприятия. По своей структуре ресурсы динамического потенциала значительно отличаются от структуры ресурсов статического потенциала. Ресурсы динамического потенциала имеют долгосрочную ориентацию, в то время как ресурсы статического потенциала, в основном, обеспечивают текущую хозяйственную деятельность. Вместе они формируют единую ресурсную базу предприятия грузового автомобилестроения, и в этом качестве учитываются в его бухгалтерской отчетности. Ресурсы динамического потенциала всегда отражаются в первом разделе бухгалтерского баланса «внеоборотные активы», что отражает их долгосрочную направленность. Инновационную и инвестиционную деятельность предприятий грузового автомобилестроения, для которой и необходимы ресурсы динамического потенциала, характеризуют следующие статьи бухгалтерского баланса: нематериальные активы, результаты исследований и разработок, финансовые вложения и инвестиции. Стратегический анализ ресурсной составляющей динамического потенциала предприятия осуществляется в три этапа. На первом этапе осуществляется определение всего перечня ресурсов инновационной и инвестиционной деятельности предприятия, которые отражаются в указанных выше статьях бухгалтерского баланса. На втором этапе происходит сравнение количественных изменений каждого ресурса по сравнению с их значениями в прошлых периодах. На третьем этапе осуществляется экспертная оценка ресурсной составляющей динамического потенциала, исходя из динамики изменений всех ресурсов. Общая рейтинговая оценка ресурсной составляющей осуществляется по пятибалльной шкале, где минимальное значение отражает полное отсутствие ресурсов динамического потенциала, а максимальное значение соответствует положительному приросту этих ресурсов по всему имеющемуся перечню.
Для получения стабильного конкурентного преимущества предприятиям грузового автомобилестроения необходимо иметь определенный набор технологий, обладание которыми позволяет осваивать выпуск новой продукции, осуществлять различные организационные и управленческие преобразования, модернизировать имеющиеся производственные процессы, осваивать новые и т.д. Это будет возможно только при условии, что предприятие будет иметь технологии, обеспечивающие обучение сотрудников, осуществление научно-исследовательских разработок, конструирование и производство опытных образцов и проч. Именно такие технологии и формируют технологическую составляющую динамического потенциала предприятий грузового автомобилестроения. Стратегический анализ технологической составляющей заключается в определении и составлении перечня всех имеющихся у конкретного предприятия технологий, направленных на обучение и НИОКР, а также экспертной оценке степени соответствия каждой технологии долгосрочным целям предприятия. На основе выводов о соответствии имеющихся технологий долгосрочным целям предприятия, экспертами принимается решение об итоговой рейтинговой оценке технологической составляющей динамического потенциала предприятия, которая выставляется по пятибалльной шкале, где минимальное значение означает полное несоответствие имеющегося набора технологий долгосрочным целям предприятия, а максимальное значение говорит о его полном соответствии.
Кроме обладания технологиями, направленными на обучение, НИОКР и проч., необходимо еще и эффективное их использование. Компетенции динамического потенциала предприятия, формирующие его компетентностную составляющую, в значительной мере и будут определять эффективность использования технологий динамического потенциала. Стратегический анализ компетентностной составляющей начинается с аудита имеющихся у сотрудников предприятия компетенций в области обучения, разработки, конструирования и т.д. Экспертами определяется перечень требуемых компетенций для эффективной реализации имеющихся у предприятия технологий динамического потенциала, и сравнивается с перечнем имеющихся компетенций. В зависимости от степени соответствия требуемого набора компетенций и имеющегося, экспертами принимается решение об итоговой рейтинговой оценке компетентностной составляющей динамического потенциала предприятия грузового автомобилестроения. Общая рейтинговая оценка выставляется экспертами по пятибалльной шкале, где максимальная оценка означает полное соответствие имеющегося набора компетенций и требуемого набора для эффективной реализации технологий динамического потенциала, а минимальная оценка означает их полное несоответствие.
Еще одной составляющей динамического потенциала предприятий грузового автомобилестроения являются динамические способности. Динамические способности - это способности, которые позволяют предприятиям реагировать на изменения хозяйственной среды, посредством создания, интеграции и реконфигурации внутренних и внешних компетенций [6]. Динамические способности являются ключевой составляющей динамического потенциала предприятий, позволяющего предприятиям наращивать стабильное конкурентное преимущество, посредством конфигурирования и использования имеющихся у предприятий ресурсов, технологий и компетенций. Концепция динамических способностей по своей сути очень близка к концепции нового комбинирования ресурсов, что говорит о том, что динамические способности являются источником возникновения шумпетери-анской ренты [6]. Таким образом, конечной целью обладания динамическими способностями можно считать создание и внедрение инноваций, благодаря которым предприятия способны получать эту дополнительную ренту.
Исходя из выше сказанного, стратегический анализ динамических способностей будет проводиться косвенным путем, а именно посредством анализа вновь внедренных инноваций и улучшений на предприятиях и результатов этого внедрения. В таком случае стратегический анализ динамических способностей будет состоять из следующих этапов: определения перечня инноваций во всех сферах деятельности предприятия; определение результатов от внедрения данных инноваций, их характеристик и количественных значений; оценка степени соответствия полученных результатов долгосрочным целям предприятия; общая рейтинговая оценка динамических способностей предприятия. Анализ динамических способностей будет тесно связан с инновациями предприятий и результатами реализации этих инноваций. На основании степени соответствия результата от каждой инновации целям предприятия экспертами выставляется итоговая рейтинговая оценка соответствия динамических способностей предприятия стратегическим целям предприятия. Данная оценка устанавливается по пятибалльной шкале, где максимальный балл соответствует полному соответствию, а минимальная оценка говорит об абсолютном несоответствии динамических способностей стратегический целям предприятия.
Взаимосвязь динамического потенциала предприятий грузового автомобилестроения с внешней средой обеспечивается за счет такой составляющей динамического потенциала, как абсорбирующий потенциал. Абсорбирующий потенциал позволяет распознавать ценность новой информации, ассимилировать ее и коммерциализировать [11, с. 59]. Т.е., абсорбирующий потенциал представляет собой способность предприятий обнаруживать новое и полезное во внешней среде, внедрять это в свою хозяйственную деятельность и получать от этого определенный результат.
Стратегический анализ абсорбирующего потенциала предприятий грузового автомобилестроения основывается на косвенной оценке нематериальных активов предприятия, приобретенных во внешней среде с последующим выставлением общей рейтинговой оценки абсорбирующего потенциала, как составляющей динамического потенциала, на основе соответствия стратегическим целям конкретного предприятия. На первом этапе стратегического анализа абсорбирующего потенциала предприятия осуществляется формирование перечня нематериальных активов и инвестиций предприятия за последние пять лет, а также указывается их стоимость. На втором этапе описываются полезные результаты от каждого приобретенного нематериального актива и от каждой инвестиции по соответствующим статьям бухгалтерского баланса. Некоторые, из имеющихся активов и инвестиций могут не иметь результата в отчетном периоде, что не отменяет получение такого результата в будущем. Сумма стоимостей таких активов и инвестиций будет представлять собой значение потенциального абсорбирующего потенциала предприятия. В то же время, сумма стоимостей нематериальных активов и инвестиций, которые показали результаты в отчетном периоде, представляет собой значение реализованного абсорбирующего потенциала. Вместе сумма потенциального и реализованного абсорбирующих потенциалов составляют совокупный абсорбирующий потенциал предприятия грузового автомобилестроения, однако, при оценке абсорбирующего потенциала, в качестве составляющей динамического потенциала, будет использоваться только реализованный в отчетном периоде абсорбирующий потенциал. Третий этап подразумевает проведение экспертной оценки соответствия результатов нематериальных активов и инвестиций стратегическим целям конкретного предприятия, на основании которой дается общая рейтинговая оценка абсорбирующего потенциала предприятия. Общая рейтинговая оценка ставится по пятибалльной шкале, где минимальное значение говорит о полном несоот-
ветствии абсорбирующего потенциала стратегическим целям предприятия грузового автомобилестроения, а максимальное значение означает стопроцентное соответствие.
Исходя из полученных рейтинговых оценок всех пяти составляющих динамического потенциала, делаются выводы об общем состоянии динамического потенциала конкретного предприятия грузового автомобилестроения. Сумма оценок всех пяти составляющих будет представлять собой общую итоговую оценку динамического потенциала предприятия, на основе которой можно сделать выводы о его долгосрочных перспективах. Чем ближе полученная оценка к максимально возможному значению, тем сильнее динамический потенциал у предприятия, что будет являться серьезной предпосылкой для достижения им его стратегических целей в будущем. Соответственно, чем ближе полученная оценка к минимально возможному значению, тем слабее динамический потенциал предприятия и тем ниже шансы на достижение его стратегических целей. Заключение
Стратегический анализ внутренних факторов предприятий грузового автомобилестроения заключается в оценке и последующем анализе составляющих их внутреннего потенциала, что позволяет делать выводы об их перспективах в долгосрочном периоде и о возможностях получения стабильного конкурентного преимущества. В свою очередь, внутренний потенциал предприятий состоит из статического и динамического потенциалов. Для получения стабильного конкурентного преимущества предприятию необходимо обладать хорошо развитым статическим потенциалом, как крепкой основы для осуществления текущей хозяйственной деятельности. На этой основе будет строиться формирование долгосрочного конкурентного преимущества предприятия для чего ему необходимо иметь развитый динамический потенциал, который позволяет успешно модернизировать и осваивать новые виды продукции, внедрять новые технологии, формировать компетентные команды сотрудников и искать источники дальнейшего развития во внешней и внутренней среде.
Таким образом, стратегический анализ внутренних факторов предприятия грузового автомобилестроения на основе ресурсно-ориентированного подхода позволяет собрать большое количество разнообразной информации о состоянии предприятия. В условиях современного развития цифровых технологий это позволит сформировать значительный внутренний массив данных, которые описывают прошлые и текущие состояния различных элементов системы, которую представляет собой предприятие, что делает возможным прогнозировать изменения отдельных составляющих, а также, в режиме реального времени, контролировать отклонения от намеченных целей при реализации текущих задач. Более того, важной предпосылкой для развития аналитики больших данных для стратегического анализа в отрасли является усиливающаяся цифровизация производимой продукции, с перспективой ее полной электронной автономности в ближайшем будущем. В этом случае появляется возможность формировать массивы данных по всей цепочке создания ценности: от производства до использования грузового автомобильного транспорта в рамках жизненного цикла продукции, где перспективным источником информации являются данные, собираемые в ходе удаленной диагностики автомобилей.
Однако, в рамках цифровой экономики, предприятия грузового автомобилестроения должны рассматриваться в качестве составной части единой цифровой экосистемы, сочетающей в себе всю совокупность отраслей и секторов экономики [24]. Постоянное использование, сформированного всеми экономическими субъектами, единого массива больших данных позволяет говорить о том, что добавленная ценность, ранее практически полностью формировавшаяся в границах конкретного предприятия или отрасли, теперь в значительной степени формируется вовне. Это отчетливо заметно на уровне нематериальных ресурсов предприятий, и в этом смысле, в условиях продолжающейся цифровой трансформации экономики, существенно возрастает значение динамического составляющей внутреннего потенциала предприятий, а также абсорбирующего потенциала, как одной из ключевых составляющих динамического потенциала предприятия. Все это говорит о том, что использование ресурсно-ориентированного подхода при стратегическом анализе внутренних факторов предприятий грузового автомобилестроения полностью оправдано, и актуальность данного будет только возрастать по мере дальнейшего усиления цифровизации экономических процессов.
Благодарности
Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 19-010-00257 «Методология анализа промышленных предприятий и отраслей нематериального производства в условиях информационного общества и цифровизации».
ЛИТЕРАТУРА
1. Баженов О.В. Бизнес-привлекательность предприятия как объект стратегического планирования и анализа // Экономика и предпринимательство. 2013. № 6. С. 475-477.
2. Баженов О.В. Теоретико-методологические аспекты стратегического анализа и прогнозирования деятельности предприятий медной промышленности: монография. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 334 с.
3. Ветрова Е.Н. Анализ направлений развития стратегического потенциала промышленного предприятия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2011. № 1. С. 92-98.
4. Воловиков Б.П. Стратегическое бизнес-планирование на промышленном предприятии с применением динамических моделей и сценарного анализа: монография. М.: ИНФРА-М, 2015. 222 с.
5. Гуцыкова С.В. Метод экспертных оценок: теория и практика: монография. М.: Институт психологии РАН, 2011. 144 с.
6. Елисеева И.И., Платонов В.В. Динамический потенциал - недостающее звено в исследовании инновационной деятельности // Финансы и бизнес. 2014. № 4. С. 102-110
7. Елисеева И.И., Платонов В.В. Концептуальный подход к ресурсно-ориентированному исследованию науки и научных организаций // Финансы и бизнес. 2013. № 4. С. 13-22.
8. Зубарев А.Е. Цифровая экономика как форма проявления закономерностей развития новой экономики // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2017. № 4 (47). С. 177-184.
9. Иванова Ю.Н. Методология стратегического планирования российских трансрегиональных корпораций: монография. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 228 с.
10. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 512 с.
11. Карлик А.Е., Платонов В.В. Современные направления исследования экономики предприятия и управления инновациями. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. 101 с.
12. Карлик А.Е., Платонов В.В. Аналитическая структура ресурсно-ориентированного подхода // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 6. С. 26-37.
13. Карлик А.Е., Платонов В.В. Ресурсно-ориентированный подход в междисциплинарной перспективе // Финансы и бизнес. 2013. № 4. С. 4-12.
14. Карлик А.Е., Платонов В.В., Тихонова М.В., Яковлева Е.А. Факторы успеха в использовании больших данных как нового экономического ресурса // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2019. Т. 10. № 3. С. 380-394.
15. Катькало В.С. Методологические особенности и приоритеты развития ресурсной концепции стратегического управления // Экономическая наука современной России. 2003. № 2. С. 61-70.
16. Катькало В.С. Ресурсная концепция стратегического управления: генезис основных идей и понятий // Вестник СПбГУ. Сер. Менеджмент. 2002. Вып.4. С. 20-43.
17. Катькало В.С. Теория стратегического управления: этапы развития и основные парадигмы // Вестник СПбГУ. Менеджмент. 2002. Вып. 2. С. 3-21.
18. Матвеева В.М. Цифровая экономика: тренды и перспективы // Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности: сб. тр. науч.-практич. конф. Орехово-Зуево: ГГТУ, 2017. С. 98-104.
19. Паньшин Б.Н. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и жизнь. 2016. Т. 3. № 157. С. 17-20.
20. Платонов В.В. Стратегия ресурсного обеспечения инновационной деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
21. Тис Д.Дж. Выявление динамических способностей: природа и микрооснования (устойчивых) результатов компании // Российский журнал менеджмента. 2009. № 4. С. 59-108.
22. Тис Д.Дж., Пизано Г., Шуен Э. Динамические способности фирмы и стратегическое управление // Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент. 2003. Вып. 4. С. 133-185.
23. ТрачукА.В. Концепция динамических способностей: в поиске микрооснований // Экономическая политика и хозяйственная практика. 2014. № 4 (67). С. 39-48.
24. Koch T., Windsperger J. Seeing through the network: Compétitive advantage in the digital economy // Journal of Organization Design. 2017.
25. Platonov V., Bergman J-P. Cooperative networks in perspective of cross-border innovation dynamics // International Journal of Knowledge-Based Organizations. 2011. Vol. 1. № 1.
26. Priem R.L., Butler J.E. Is the resource-based «view» a useful perspective for strategic management research? // Academy of management review. 2001. Vol. 26. № 1. P. 22-40.