_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
кандидату, и какие материальные и нематериальные выгоды от работы он рассчитывает получать. Нужно стараться брать на работу людей, которым искренне нравится большая часть того, что они могут делать, например, повару - готовить, администратору - общаться, угождать. Давать сотрудникам делать то, что им нравится - это отличная мотивация. Когда человеку нравится его занятие, он креативен, он лучше трудится, он самореализуется.
Материальная (зарплата, бонусы) и нематериальная (престиж, статус, признание, отношения в коллективе) мотивации кандидата должны соответствовать возможностям предприятия. Если для человека главный мотив - высокая зарплата, то это будет хороший работник для предприятия, которое платит больше других, где есть возможность влиять на зарплату с помощью своих результатов, но это будет плохой работник, который быстро уйдет, если предприятие платит зарплату ниже среднерыночной. Если зарплаты на предприятии невысокие, но хороший коллектив, то лучше брать на работу того кандидата, для которого важны взаимоотношения в коллективе. Список использованной литературы
1. Агамирова Е.В. Некоторые подходы к оптимизации процессов управления персоналом в современном ресторанном бизнесе // Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. №3. С. 31-36.
2. Вострецова М.В. Роль профессиональных стандартов в системе подготовки кадров для индустрии питания. Система сертификации квалифицированных кадров для индустрии гостеприимства // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2016. №1. Том 5. С. 44-48.
3. Должностная инструкция администратора (метрдотеля) ресторана. Мир ресторатора [сайт]. URL: http://mir-restoratora.ru/?p=239.html (дата обращения: 03.06.2017).
4. Жербанова К.В. Управление персоналом на предприятии общественного питания // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/55305 (дата обращения: 01.06.2017).
5. Мармазова М.Д., Арлашкина О.В. Оценка клиентоориентированности персонала в сфере продаж и сервиса // Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования: сборник статей VII Международной научно-практической конференции (Абакан, 17-18 ноября 2016 г.) / отв. ред. Н.Ф. Кузнецова. - Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2016. - С. 39-41.
6. Обзор-зарплат: Шеф-повар. Архив rb.ru. Rusbase [сайт]. URL: http://rb.ru/article/obzor-zarplat-shef-povar/6347567.html (дата обращения: 02.06.2017).
© Коков Е.П., Сердюк А.С., Рехлова А.С., 2017
УДК 378.14
Н. В. Коновалова
к. психологических наук, доцент кафедры управления г. Таганрог, РФ [email protected]
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация
Представлены результаты эмпирического исследования внешней среды частного образовательного учреждения на основе pest- анализа. Рассмотрены конкурентные преимущества частного образовательного учреждения в регионе на основе экспертной оценки работников образовательного учреждения и его конкурентов. Рекомендации по развитию образовательных учреждений на основе исследования.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
стратегический анализ, образовательное учреждение, внешняя среда образовательного учреждения, PEST-
анализ, экспертная оценка, конкуренты.
Abstract
The results of empirical research of the environment of the private educational institution based on the analysis of harmful organisms. We consider the competitive advantages of private educational institutions in the region on the basis of expert employees of educational institutions and its competitors. Recommendations for the development of educational institutions on the basis of research.
Keywords
strategic analysis of the educational institution, the external environment of educational institution, education, educational services, rest-analysis, expert evaluation, questionnaires, competitors, competitive advantage.
Стратегический анализ среды помогает определить потенциал, на который может опираться вуз в реализации стратегии образовательного учреждения.
Целью стратегического анализа внешней среды является:
1. обнаружение признаков возможных изменений, способных оказать воздействие на жизнедеятельность высшего учебного заведения;
2. отслеживание специфических тенденций и структур макроокружения;
3. прогнозирование направленности будущих изменений макросреды;
4. оценка существующих и будущих тенденций с точки зрения их вероятных воздействий на деятельность высшего учебного заведения [9].
Внешний контекст вуза включает культурную, социальную, политическую, правовую, регулятивную, финансовую, технологическую, экономическую, природную и конкурентную среду, а также международную, национальную, региональную или локальную обстановку, ключевые движущие силы и тренды, влияющие на цели вуза, отношения с внешними заинтересованными сторонами, учредителем, предприятиями-партнерами и работодателями, их восприятие и удовлетворенность [6,8].
Выбор и разработка стратегии высшего учебного заведения начинается с анализа внешней среды. Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного ее контроля и могут оказать влияние на ее стратегию [3].
Формирование стратегии и конкретизация государственной политики в области образования применительно к деятельности вуза в современных условиях приводит к включению в стратегию вуза и формулированию задач с целью реализации таких направлений деятельности, как:
- формирование в вузе системы непрерывного образования ... на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности;
- обеспечение инновационного характера базового образования на основе... взаимосвязи академических знаний и практических умений;
- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров [5].
Размер и темпы роста рынка образовательных услуг и исследований, масштабы конкуренции, количество вузов, их относительные размеры, условия входа в отрасль и выхода из нее, темпы технологических изменений в обучении и исследованиях, степень стандартизации или индивидуализации и обучающих программ вузов-конкурентов и др. Потребители образовательных исследовательских услуг вуза. Анализируется их географическое положение, демографические характеристики, социально-психологические характеристики, отношение к вузу и др. Оценивается информированность, платежеспособный спрос, степень лояльности к вузу и др.
Конкуренты - организации, с которыми вуз конкурирует в образовательном пространстве региона. При анализе конкуренции в отрасли необходимо оценить каждый фактор, влияющий на конкуренцию, определить уровень конкурентного давления и выработать стратегию конкуренции.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
Ключевые факторы успеха вуза - конкурентные возможности, результаты деятельности, определяющие успех вуза. Ключевые факторы успеха имеют большое значение для формирования стратегии вуза. Четкое представление о факторах, играющих решающую роль в достижении долгосрочного конкурентного преимущества, способствует разработке успешной стратегии.
Традиционными методами стратегического анализа внешней среды выступают PEST-анализ и SWOT-анализ. О.В. Сагинова представила метод построения стратегической карты для вуза, необходимо учитывать специфику работы образовательных учреждений. Автор отмечает, что финансовые показатели, которые всегда являются основными для коммерческих организаций, вузами игнорируются. Она считает необходимым разрабатывать стратегические финансовые цели вуза и включать их в стратегическую карту также в качестве верхнего уровня. В целом стратегическая карта, по мнению О.В. Сагиновой, должна сохранить в своей структуре традиционные четыре раздела: «финансовый, потребительский, раздел внутренних бизнес процессов и раздел обучения и роста» [7]. Таким образом, уровень «клиенты и внешнее окружение» она заменяет на «потребительский раздел». Мы считаем такой подход не совсем корректным, так как стратегические цели вуза во внешней среде не всегда связаны только с потребителями его услуг. Они могут касаться построения выгодных взаимоотношений с поставщиками, занятия более выгодного положения среди конкурентов и т.д. [10]
Цель исследования состоит в том, чтобы разработать направления совершенствование деятельности образовательного учреждения.
Задачи исследования:
1. Определить особенности деятельности организации на рынке образовательных услуг;
2. Провести стратегический анализ деятельности образовательного учреждения на примере ЧОУ ВО «ТИУиЭ».
Предметом исследования является стратегический потенциал ЧОУ ВО «ТИУиЭ», а объектом -деятельность образовательного учреждения ЧОУ ВО «ТИУиЭ».
Методами исследования являются рest-анализ, анкетирование и экспертные оценки. Результаты анкетирования представлены в частотно-процентном анализе факторов проявления по вероятности и значимости.
Выборка исследования составила 14 экспертов, из них 7 экспертов из ТИУиЭ и 6 представители «Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)»». В качестве экспертов выступили руководители ТИУиЭ, а ТГПИ имени А.П. Чехова представители иностранного факультета. Результаты эмпирического исследования представлены в таблицах и интерпретации данных.
Представим результаты pest-анализа. Данные представлены в Таблице 1.
Таблица1.
Общая таблица рest - анализа
Политические 1. Изменения законодательства РФ в образовательной сфере 2. Расширение выбора направлений и специальностей определяемые Министерство образования Экономические 1. Уровень конкурентной борьбы 2. Рост спроса на оказываемые услуги 3. Расширение научно-консалтинговой деятельности в регионе и за его пределами 4. Оптимизация соотношения цены и качества за обучение 5. Рост дохода населения 6. Удовлетворенность потребителей качеством оказываемых услуг
Социальные 1. Репутация ТИУиЭ 2. Известность ТИУиЭ 3. Престижность высшего учебного заведения (отношение к вузу) 4. Отношение родителей и абитуриентов к частным учебным заведениям 5. Отзывы учителей школ о работе вуза Технологические 1. Развитие новых технологий, обеспечивающий образовательный процесс 2. Технологическая грамотность потребителей 3. Требование к уровню образования и к компьютерной грамотности ППС
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
К политическим аспектам относят изменения законодательства РФ в образовательной сфере и расширение выбора направлений и специальностей определяемые Министерство образования. К изменениям законодательства относят в образовательной сфере:
- гарантирование права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными или профессиональными потребностями;
- равенство и конкуренция субъектов, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе образовательных организаций различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей, что имеет под собой явный принцип гражданского права;
- открытость системы образования внешним запросам, т. е. в системе образования впредь будет развиваться механизм общественного участия в управлении и общественно-профессиональной аккредитации, участие в сетевых формах ведения образовательной деятельности;
- информационная открытость деятельности образовательной организации для потребителя услуг, обязательное ведение интернет-сайта, с установленным перечнем информации, обязательной для размещения и опубликования, в т. ч. опубликование отчета о самообследовании образовательной организации [3].
Расширение выбора направлений и специальностей определяемые Министерство образования относятся нормативные документы предусмотренные Министерством образования (Приказ Минобрнауки России от 9 февраля 2016 г. № 86 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636»29 апреля 2016; Разъяснение Минобрнауки России по вопросу о приеме документов от лиц, поступающих на обучение (в соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. № 1147), в том числе об особенностях приема документов от лиц, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя»18 апреля 2016; Приказ Минобрнауки России от 18 марта 2016 г. № 241 «О внесении изменения в состав конкурсной комиссии по проведению открытого публичного конкурса по распределению контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017/18 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. № 88»28 марта 2016; Приказ Минобрнауки России от 18 марта 2016 г. № 244 «О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования» 28 марта 2016) [2].
Основными направлениями развития профессионального образования в России являются следующие:
- обновление структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ;
- интеграция начального и среднего профессионального образования в рамках развития региональных социально-экономических систем;
- внедрение системы сертификации профессиональных квалификаций;
- реструктуризация сети вузов, в том числе в рамках развития региональных социально-экономических систем;
- улучшение кадрового состава образовательных организаций и его продуктивности;
- формирование сети ведущих вузов, в том числе университетов - международных лидеров;
- формирование современной системы непрерывного образования, включая дополнительное профессиональное и открытое образования;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
- внедрение нормативного подушевого финансирования, использование потенциала негосударственных организаций для выполнения государственного задания;
- совершенствование моделей управления организациями профессионального образования, формирование резерва управленческих кадров и реализация программ развития участников резерва [2].
Экономические аспекты pest-анализа представлены:
- уровнем конкурентной борьбы;
- ростом спроса на оказываемые услуги;
- расширением научно-консалтинговой деятельности в регионе и за его пределами;
- оптимизацией соотношения цены и качества за обучение;
- ростом дохода населения;
- удовлетворенностью потребителей качеством оказываемых услуг.
Уровень конкурентной борьбы представлен как сетевыми вузами, негосударственным и государственными вузами, а также филиалами. Расширением научно-консалтинговой деятельности в регионе и за его пределами показано распространением научной деятельности как на конференциях разного уровня, подачей заявок на гранты (гранты Президента РФ для поддержки научных исследований молодых российских учёных - кандидатов наук; РГНФ; РФФИ) так и участием в различных фондах поддерживающие образовательную деятельность (Конкурс грантов на научные стажировки для молодых учёных фонда им. К.И. Замараева; Международная программа стипендий Фонда Форда; Программа грантов Бельгийского национального фонда содействия научным исследованиям и губернаторские премии и стипендии в сфере образования). К финансовым аспектам деятельности вуза относят не только чистая прибыль от предоставления образовательных услуг, но возможности создание комфортных условий для оплаты образования (предоставление системы скидов, учет правовых механизмов регулирование оплаты за обучение и т.д.). Также на развитие и совершенствование деятельности образовательного учреждения влияют рост дохода населения и спрос на оказываемые услуги.
Социальные аспекты включают такие показатели, как репутация ТИУиЭ; известность ТИУиЭ; престижность высшего учебного заведения (отношение к вузу); отношение родителей и абитуриентов к частным учебным заведениям и отзывы учителей школ о работе вуза. Данные аспекты отражают представление о вузе и его положение в регионе.
Технологические аспекты отражают развитие новых технологий, обеспечивающих образовательный процесс; технологическая грамотность потребителей и требование к уровню образования и к компьютерной грамотности III 1С . Представленные аспекты отражают развитие персонала.
Таким образом, pest-анализ показал, что анализ внешней среды образовательного учреждения на развитие и становление вуза влияют не только экономическое состояние населения и региона в целом, но и постоянные изменения в законодательстве. На удовлетворенность оказываемыми услугами образовательного учреждения влияет вспомогательный персонал, так и преподавательско-профессорский состав.
Оценка факторов по Pest-анализу представлена в Таблице 2.
Таблица 2
Оценка проявления факторов
Параметр PEST- Фактор PEST-анализа Вероятность Значимость
анализа балл ранг балл ранг
Технологические Требование к уровню образования и к компьютерной грамотности ППС 3,5 5 4,1 6
Экономические Удовлетворенность потребителей качеством оказываемых услуг 4 2 4,5 3
Экономические Оптимизация соотношения цены и качества за обучение 3,5 5 4,6 2
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 2410-700Х
Продолжение таблицы 2
Технологические Развитие новых технологий, обеспечивающий образовательный процесс 3,3 6 4,1 6
Социальные Репутация ТИУиЭ 4,3 1 4,3 4
Социальные Известность ТИУиЭ 3,8 3 4,8 1
Доминирующими факторами Pest-анализа по оценке вероятности проявления являются «Репутация ТИУиЭ» (4,3); «Удовлетворенность потребителей качеством оказываемых услуг» (4) и «Известность ТИУиЭ» (3,8). Выделенные факторы в основном относят к параметру социальные такие как «Известность ТИУиЭ» и «Репутация ТИУиЭ». К наименее значимым факторам относят «Требование к уровню образования и к компьютерной грамотности III 1С » (3,5); «Оптимизация соотношения цены и качества за обучение» (3,5) и «Развитие новых технологий, обеспечивающий образовательный процесс» (3,3). Факторы по оценки вероятности относят к техническому параметру.
По оценки значимости проявления фактора на первых трех местах расположились «Известность ТИУиЭ» (4,8); «Оптимизация соотношения цены и качества за обучение» (4,6) и «Удовлетворенность потребителей качеством оказываемых услуг» (4,5). Выделенные факторы в основном относят к параметру экономические. На последних местах расположились факторы «Требование к уровню образования и к компьютерной грамотности III 1С » (6) и «Развитие новых технологий, обеспечивающий образовательный процесс» (6). Выделенные факторы в основном относят к параметру технологические.
Таким образом, результаты эмпирического исследования представлены в рекомендациях по развитию образовательного частного учреждения.
Рекомендации по развитию образовательного учреждения ЧОУ ВО «ТИУиЭ»:
1. Привлечение абитуриентов: расширение географии, повышение качественного состава и использование современных инструментов привлечения.
2. Развитие кадрового потенциала (привлечение, развитие, удержание персонала).
3. Эффективный маркетинг рынка и территорий, активное позиционирование и продвижение образовательное учреждение.
4. Построить результативную систему продвижения и маркетинга ЧОУ ВО «ТИУиЭ для расширения рынка и территории влияния, выхода на международную арену, привлечения дополнительных средств на развитие института.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.)
2. Государственная программа российской федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы от 25 сентября 2013
3. Иванов П. В., Турянская Н.И. Модели стратегического анализа и управления деятельностью вузов / П. В.Иванов., Н.И. Турянская [Тескт] http://uecs.ru/uecs-74-742015/item/3385-2015-02-28-09-31-16
4. Сидорин А.В., Сидорин В.В. Разработка стратегии вуза на основе pest-анализа / А.В. Сидорин, В.В.Сидорин [Текст] Современные наукоемкие технологии №11, 2014 С. 31-37
5. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы /Под науч. ред. Н.Л. Титовой [Текст] - М.: МАКС Пресс, 2008.
6. Разработка стратегии образовательного учреждения: Методические рекомендации / О. Б. Веретенникова, Н. В. Дрантусова, А. К. Клюев, Е. А. Князев, С. В. Кортов, В. И. Майданик, Л. А. Малышева, Л. Н. Попова [Текст] Под ред. Е.А. Князева, А. К. Клюева. - Екатеринбург, 2007.
7. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: РЕ8Т-анализ/ Д.В. Арутюнова [Текст] Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х
8. Сидорин А.В. Адаптивная стратегия организации // Интернет-журнал «Науковедение». 2013 - №2 (15) [Электронный ресурс]. - М., 2013 - Ид. номер ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0421100136008.
9. Макеева Е.И., Довлатян Г.П., Романенко Г.Н. Разработка методики к оценке внутренней среды промышленного предприятия как инструмент повышения конкурентоспособности // Интернет-журнал «Инжереный вестник Дона»№ 4(2014) [Электронный ресурс] ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2014/2604
10.Шилов А. В., Манжилевская С.Е., Чубарова К. В. Организационный инжиниринг// Интернет-журнал «Инжереный вестник Дона»№ 4(2014) [Электронный ресурс] ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3155
© Коновалова Н.В., 2017