Научная статья на тему 'Стратегические задачи государственного управления в сфере градостроительной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры'

Стратегические задачи государственного управления в сфере градостроительной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
282
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ЦЕНТР ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНСТИТУТЫ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / МИССИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СЦЕНАРИЙ / ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ / ПРОГРАММА / PUBLIC MANAGEMENT / SUBJECT OF THE FEDERATION / SPACE PLANNING POLITICS / TERRITORIAL DEVELOPMENTS / STRATEGIC PLANNING / EXTERNAL ENVIRONMENT / RESPONSIBILITY ACCOUNTING / LAWS / INSTITUTION / ADMINISTRATIVE BARRIERS TO ENTRY / MISSION / QUALITY OF LIFE / MISSION SCENARIO / OBJECTIVE POINT AND GOALS / PROGRAM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пензина Марина Владимировна

Рассмотрена система управления в сфере территориального развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры с точки зрения современных универсальных принципов и подходов в сфере государственного управления Российской Федерации и Региона. Обоснованы предложения по направлениям оптимизации градорегулирования. Обозначен ряд первоочередных программ, которые позволят перейти к внедрению и реализации системы целеполагания, эффективного управления по результатам в сфере градостроительной политики автономного округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Пензина Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic objectives of government in urban policy of the Khanty-Mansi Autonomous District - Ugra

It considered management system of Khanty-Mansi Autonomous Okrug's territorial development in terms of modern universal principles and approaches in sphere of government regulation of Russian Federation and Region. It substantiate the proposals, aimed at optimization of urban regulation. It marks series of primary programs, that will allow them to move to the introduction and implemantation of the system of goal-setting, effective management by results in sphere of autonomous district's urban development politics.

Текст научной работы на тему «Стратегические задачи государственного управления в сфере градостроительной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010 г. Выпуск 1 (16). С. 14-21

УДК 711(571.122);

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

М. В. Пензина

В основе регулирования градостроительной деятельности, деятельности по развитию территории и территориальному планированию в Российской Федерации лежит принцип правовых методов, открытых всем участникам этой деятельности. Значительно обновлённые с 2004 года нормативные правовые акты, в первую очередь Градостроительный кодекс Российской Федерации и развивающие его подзаконные акты, до настоящего времени продолжают совершенствоваться и дополняться. Современное градостроительное законодательство определило центры и уровни ответственности в сфере управления градостроительной деятельностью как на уровне Субъектов Федерации, так и на уровне муниципальных образований и предоставило новые возможности для законотворчества, законодательной инициативы и для дальнейшей её оптимизации на уровне Субъектов Федерации.

Один из основоположников теории управления, организации и современного менеджмента социолог Ф. Селзник дал наиболее краткое и ёмкое определение политики как «институционального воплощения цели»[1: 115], это определение справедливо и для градостроительной политики. Таким образом, исследование «Стратегические задачи государственного управления в сфере градостроительной политики Ханты-Мансийского автономного округа -Югры» непосредственно связано с исследованием вопросов и определением задач обеспечения институционального комплекса, адекватного стратегической цели.

Государственное управление в сфере градостроительной политики характеризуется следующими положениями [2: 64]:

• Политика регионального развития Российской Федерации формирует систему государственного градорегулирования и его структурных составляющих.

• Градостроительная политика субъекта Российской Федерации действует и развивается как структурная составляющая государственного градорегулирования.

• Градостроительная политика субъекта Российской Федерации, как официально объявленный комплекс общих систематизирующих и ориентирующих принципов, предопределяет принятие решений, выбор способов достижения поставленных градостроительной стратегией целей и задач.

Для определения состояния институционального комплекса в сфере градостроительства необходимо выполнить стратегический анализ среды управления, на основе которого возможна выработка стратегий, уточнение этапов стратегического планирования с последующими проектными разработками.

Анализ внешней и внутренней среды управления в сфере градостроительства выявил особенности, имеющие стратегическое значение:

1. Внешняя среда стремительно изменяется и преобразуется, предоставляя новые возможности. Наряду с возможностями и преимуществами внешняя среда сохраняет ряд атавистических угроз и приобретает новые угрозы, значительно более опасные, имеющие тенденцию к стремительному развитию. Требуется не только выявление таких рисков, но выявление их на стадии возникновения и тенденций к возрастанию, с дальнейшей концентрацией внимания и усилий на их нейтрализации (иначе риски значительно возрастают, становятся системными, что приводит к непредсказуемым, как правило, необратимым и негативным последствиям по принципу «домино»).

2. Традиционно вырабатываемые и внедряемые управленческие решения: которые опираются на ряд доказанных преимуществ, позволяют сохранять равновесие в условиях отсутствия изменений или незначительных изменений внешней среды. Такие решения в полной

Стратегические задачи государственного управления в сфере градостроительной политики... мере не используют возможности внешней среды; находятся в зависимости от угроз внешней среды. В современных условиях стремительных изменений внешней среды с неисследованными угрозами, имеющими тенденцию к нарастанию, традиционный подход в дальнейшем может вызвать значительные затруднения, создать непредсказуемые ситуации, нестабильность и стагнацию внутренней среды управления. Следует отметить, что недостатки внутренней среды имеют общий характер, о чём говорят актуальные публикации. В частности, о среде управления на муниципальном уровне: «Наибольшая опасность заключена в профессиональном самомнении всех участников процесса. Преодолеть это препятствие можно лишь путем отстраивания многоступенчатого диалога всех экспертных позиций. «Профессиональный кретинизм» в равной степени отличает архитектора-градостроителя, специалиста по транспорту, инвестора, городского чиновника и т. д. При неограниченном его господстве жестокие ошибки неизбежны в любой социально-экономической ситуации. [...]. Особую роль играет степень антагонизма между администрациями города и окружающей его терри-тории»[3: 51]. Наряду с возникновением центров ответственности в сфере территориального развития на уровне органов самоуправления муниципальных образований [4: ст. 8], институты градорегулирования нуждаются в развитии и значительном совершенствовании, в отдельных муниципальных образованиях они отсутствуют и требуется формирование таких институтов.

Значительное место в системе государственного управления градостроительной деятельностью определено для исполнительных органов государственной власти Субъекта Федерации [4: ст. 7]. Центром ответственности в сфере градостроительного развития территории автономного округа является Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Департамент уполномочен в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, законами автономного округа, вести работу по развитию и оптимизации комплекса нормативно-правовых актов автономного округа, регулирующего отношения участников инвестиционного процесса в градостроительстве, создавать правовое поле и благоприятные предпосылки для успешного градорегулирования, для паредотвращения угроз, возникающих во внешней среде управления. Формирование правовой среды градорегу-лирования на территории автономного округа выполняется вслед за формированием и принятием Федерального Законодательства. Существует ряд негативных факторов, связанных с неустранёнными противоречиями в нормах права, с отсутствием ряда подзаконных актов, необходимых для формирования института градостроительного зонирования на уровне Субъекта Федерации. Эти факторы значительно замедляют процесс совершенствования регионального законодательства.

В компетенции органов исполнительной власти автономного округа консолидированное обеспечение формирования градостроительной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, стратегического планирования в градостроительстве, совершенствования институтов градостроительного комплекса, однако центр ответственности по обеспечению указанных функций Правительства автономного округа не определён.

Главной задачей дальнейшего исследования и проектирования является устранение выявленных недостатков сложившейся системы управления и создание по возможности более эффективной и наиболее оптимальной системы управления.

Следующим из наиболее ответственных этапов стратегического планирования является формулирование характерных определений желаемого будущего. Для территориального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предлагаются следующие характерные определения:

• полноценная институциональная среда на всей территории и на всех уровнях управления, способствующая развитию потенциала Ханты-Мансийского автономного округа -Югры и его муниципальных образований, способствующая творческому саморазвитию на основе многосценарности, или многовариантности;

• отсутствие административных барьеров и доступность центров ответственности, «прозрачность» и действенность управленческих решений;

• единое правовое социально-экономическое и градостроительное пространство Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, входящих в их состав;

• действующая автоматизированная информационно-аналитическая система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), совместимая с другими ведомственными информационными системами на территории в качестве инструмента управления развитием территории автономного округа, непосредственно связанная с автоматизированной информационной системой обеспечения деятельности органов местного самоуправления во всех сферах муниципального хозяйства;

• благоприятный инвестиционный климат в автономном округе и повышение инвестиционной активности и эффективности инвестиций в сфере градостроительной деятельности, как результат - повышение конкурентоспособности автономного округа;

• партнёрское взаимодействие автономного округа, с субъектами Российской Федерации, с зарубежными организациями, правительствами, в целях развития территорий и потенциала Страны;

• Югра - регион-предприниматель, жители которого с полной ответственностью принимают участие в разработке направлений движения, открыто выбирают и строят свою среду жизнедеятельности (создают условия для своей предпринимательской деятельности, отдыха, учёбы - исходя из своих ценных потребностей, возможностей и ценных потребностей территорий), участвуют в разработке норм права, регламентов и стандартов, в принятии управленческих решений на всех уровнях.

На основе видения будущего предлагается формулировка Миссии автономного округа: «Югра - надёжный деловой партнёр, северная территория уникальных возможностей и открытых отношений».

Обоснование определения миссии: при сохранении актуальности таких наиважнейших факторов, как устойчивое социально-экономическое положение, географическое положение территории, суровые природно-климатические условия и сохранение уникального природного комплекса территории, при стабильном наращивании потенциальных возможностей автономного округа, как основной характеристике инвестиционно привлекательной территории, оберегающей ценности и традиции и уважающей потребности её жителей.

Распространённое определение «высокое качество (высокий уровень) жизни» это необходимое и достаточное определение для среднесрочного и краткосрочного планирования, фиксирующее конкретный этап достижения промежуточной цели, некое статическое состояние, фиксированное показателем достижения этой краткосрочной или среднесрочной цели, после чего возникает следующий уровень или показатель качества жизни для среднесрочного планирования. Стратегическое планирование предполагает создание условий, когда вслед за достижением определённого уровня качества жизни при грамотном использовании и восполнении ресурсов (потенциала территории), условная «планка качества жизни» получает стабильную гарантированную возможность постоянно повышаться.

Определение «территория уникальных возможностей» имеет в виду самостоятельный выбор из множества вариантов и сценариев. Предполагается, что при условии активного развития институтов всех уровней, горизонтальных и обратных связей, будут созданы предпосылки для разработки и реализации региональных стратегий, в том числе стратегии градоре-гулирования.

Возможные пути реализации миссии автономного округа и стратегические направления развития:

1. Создание благоприятной среды жизнедеятельности населения автономного округа (всех социальных групп) - в самом широком и современном понимании качества среды жизнедеятельности.

2. Обеспечение условий диверсификации экономики и инновационного развития базовых градообразующих отраслей, для создания, сохранения и развития малого предпринимательства.

3. Создание условий для улучшения инвестиционного климата в автономном округе.

4. Обеспечение участия гражданского общества в выработке управленческих решений и развитие институтов гражданского общества (возможно данный пункт трактовать как 1.1).

Стратегическая цель: «Благоприятная среда жизнедеятельности в поселениях автономного округа, как условие и результат реализации прав ответственной личности, интегрированной в инновационные отношения».

Стратегия: «Обеспечение эффективного, гармоничного и стабильного территориального развития в соответствии со стратегической целью градостроительной политикой Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

Проектное направление: «Оптимизация и развитие системы градорегулирования автономного округа», должно способствовать развитию существующих населённых пунктов и появлению новых населённых пунктов, обеспеченных социально значимыми объектами, современными логистическими центрами, предприятиями, развитой системой объектов транспортной и инженерной инфраструктуры. Развитие системы градорегулирования обеспечит всестороннее интенсивное развитие строительной отрасли, системы услуг, реализации приоритетных направлений экономики автономного округа и материально-технической базы национальных проектов.

В рамках проектного направления, как правило, разрабатывается ряд целевых программ. В качестве примеров представлены конкретные предложения таких целевых программ, перечень которых может быть значительно расширен и уточнён.

Целевая программа № 1. «Ликвидация административных барьеров, создание институтов, способствующих саморегулированию системы управления и привлечению населения к принятию решений по территориальному развитию».

Основным, или основополагающим недостатком среды управления является неспособность к восприятию возможностей и угроз внешней среды. Гипотеза состоит в том, что основным препятствием для восприимчивости системы управления к факторам внешней среды являются так называемые «закрытые» системы управления. Понятия о «закрытых» системах градорегулирования и «закрытых» системах градостроительной документации предложены в связи с их ведомственной ограниченностью, недостаточной публичной доступности управленческих решений и документов в сфере градорегулирования, сложным пониманием документов для человека без специального образования.. Взаимодействие «закрытых» систем демонстрирует невосприимчивость такой среды, в которой работают выстроенные по вертикали отношения, изобилующие административными барьерами, а элементы среды не входят в конструктивное взаимодействие, не обмениваются информацией и не составляют систему в полном смысле этого слова, информация может значительно искажаться, не воспринимается адекватно и более того, часть информации исчезает. Следует отметить, что аналогичными недостатками обладают и элементы внешней среды. Для того, чтобы проверить высказанную гипотезу, попытаемся «открыть» указанные элементы, устранив административные барьеры, ярко выраженные своеобразным ведомственным «экономическим эгоизмом», построив вариант партнёрского взаимодействия «открытых» систем управления в сфере градостроительства и архитектуры. Здесь, как и в случае взаимодействия «закрытых» систем, рассматриваются вопросы взаимодействия государственного органа, уполномоченного в сфере архитектуры и градостроительства, являющегося центром ответственности, с другими исполнительными органами государственной власти автономного округа, с федеральными ведомствами, участвующими в реализации градостроительной политики Российской Федерации, с органами самоуправления муниципальных образований, с органами других субъектов Российской Федерации, с участниками инвестиционного процесса в сфере градостроительства.

Результат проиллюстрирован в таблице «Анализ среды управления. Второй этап. Направления градостроительной политики в системе государственного управления».

Построена восприимчивая система, работающая в процессе активного взаимодействия элементов внутренней среды, непосредственного окружения, базовой среды, макросреды, создающая предпосылки к выработке действующей градостроительной политики автономного округа, ориентированной на ценности человеческого развития, способная к саморегулиро-

ванию и значительному росту потенциала. Обмен информацией и саморегуляция в системе происходит как за счёт надёжных обратных (горизонтальных) связей, основанных на взаимных обязательствах, так и за счёт развитой системы институтов.

«Открытая» система управления:

• равно открыта для всех участников инвестиционного процесса в градостроительстве, стимулируя развитие контролируемых институциональных партнёрских отношений;

• восприимчива к изменениям и ценным потребностям, оперативно реагируя на возникновение угроз, способна к выработке оперативного управленческого решения;

• оснащена средствами контроля и мониторинга достижения целей и может быть ориентирована на социально значимый результат.

Таким образом, получена эффективная система управления, функции которой необходимо привести в соответствие с потенциалом.

«В теории управления территорию важно рассматривать как источник ресурсов (возникающих, в том числе, независимо от воли управления) и издержек.

Территория - источник возникновения исключительных прав на ресурсы.

Управление территорией «производит» права собственности, и частные лица согласны выплачивать налоги именно в связи с использованием территории, необходимостью и целесообразностью компенсировать издержки создания прав собственности через государственную собственность»[1: 57].

Следующая стратегическая задача - ориентирование системы управления на потребителя, на удовлетворение его ценных потребностей, исходя из тенденций внешней среды и преимуществ внутренней среды. Этот вопрос непосредственно связан с внедрением налоговых льгот и привилегий для строительной отрасли и ЖКХ. Ожидаемые изменения: стабильное повышение качества условий жизнедеятельности в поселениях автономного округа, обусловленное системой выработки управленческих решений, воплощённых в градостроительстве; внедрение энергосберегающих технологий, новаций, прогрессивных планировочных решений, с непосредственным участием жителей населённых пунктов автономного округа.

Целевая программа № 2. «Градостроительная политика, направленная на регулирование количественных характеристик социальной деятельности».

Для такого регулирования необходимо ввести мониторинг социально значимых объектов строительства с использованием современных аналитических центров и цифровых технологий. Объектами мониторинга могут быть как отдельные здания и сооружения промышленного, жилого, общественного назначения, объекты инженерной инфраструктуры населённых пунктов, системы транспортной инфраструктуры, так и целые комплексы объектов, крупные логистические центры, районы, кластеры. На протяжении возникновения, создания и существования объекта предлагается выделить контрольные точки - этапы «передачи» объекта от одной организации к другой, с фиксированным состоянием объекта, что имеет значение для дальнейшего мониторинга, анализа и выявления дефектов или преимуществ. Для последнего этапа, в процессе эксплуатации объекта, необходимо установить «гарантийный срок»:

Гарантийный срок должен определяться органом государственного управления (органом муниципального самоуправления), в зависимости от социальной значимости, конструктивной сложности, класса (характеристик) объекта, рисков и угроз внешней среды. После ввода в эксплуатацию, необходимо внедрить среднесрочный мониторинг объекта с активным привлечением жителей (для объектов гражданского назначения) и эксплуатирующей организации. По итогам мониторинга отмечаются преимущества: качество пространственной среды, инновации, ресурсосберегающие технологии, безотходное производство, удобства в эксплуатации, уровень комфорта среды жизнедеятельности, соответствие нормам, другие достоинства, качество исполнения заявок и пожеланий, либо отмечаются выявленные в процессе эксплуатации просчёты, ошибки, неэффективное решение, неучтённые требования жителей, нарушения и вредное влияние на окружающую среду, соответственно, вступают в силу либо налоговые льготы для участников инвестиционного процесса, либо штрафные санкции, другие меры финансовой или административной ответственности. Это создаст правовые и

Стратегические задачи государственного управления в сфере градостроительной политики... финансовые условия, которые окажут влияние на поведение коммерческих организаций -участников инвестиционного процесса в строительстве и эксплуатации, сообщит направление к оптимизации процессов на всех этапах «жизни» объекта, создаст условия для развития отраслей, связанных с созданием и эксплуатацией всего комплекса объектов - организующих пространство автономного округа, в конечном итоге - способствующих развитию потенциала. Все участники инвестиционного процесса в градостроительстве будут нацелены на социально значимый результат.

Ожидаемые изменения: получение наибольшего социального эффекта при разработке управленческих решений в градостроительстве. Получение социально значимого результата для развития потенциала автономного округа - основная стратегическая цель градорегули-рования. Предложенная градостроительная политика направлена на лоббирование изменения налоговой политики, структуры распределения налоговых льгот и поступлений в бюджеты субъекта федерации и муниципальных образований, на регулирование количественных характеристик социальной деятельности и общественных отношений. Предложены такие количественные характеристики, как величина налогов, величина штрафов за различные нарушения, количество административных барьеров, размер налоговых льгот. Именно на основе этих оценок и результатов можно будет принимать дальнейшие решения.

Целевая программа № 3. «Территории населённых пунктов автономного округа - новые возможности для развития, труда и отдыха».

Цель - удовлетворение потребности жителей населённых пунктов в комфортной и безопасной среде жизнедеятельности.

Коренным противоречием в данном вопросе является ограниченность предложения и большая дифференциация доходов домохозяйств, при отсутствии возможности выбора. А в процессе разработки градостроительной документации потребитель присутствует в виде абстрактного среднестатистического потребителя.

Ценность земельных участков (и соответствующее зонирование) непосредственно связана со многими факторами, в частности, с качеством среды жизнедеятельности, насыщенностью социальной инфраструктуры, параметры которой регламентируются правовым и техническим нормированием. Социально-ориентированное государство воспринимает общество, как совокупность различных групп населения, домохозяйств с различным укладом, потребителей и производителей с различным доходом, . этот список может быть значительно продолжен. Суть в том, что все эти люди обладают различными требованиями к среде обитания (для полноценного отдыха, для уединения и коммуникаций). Существует социально значимый сложный и противоречивый комплекс таких требований. Различные группы потенциальных застройщиков (покупателей, арендаторов, а в конечном итоге - налогоплательщиков) имеют различные возможности и ценные потребности, необходимо лишь предоставить право выбора таких условий проживания, которые соответствуют запросу той или иной группы застройщиков (ценным потребностям) и за которые он сможет выплачивать соответствующий налог на имущество.

Некоторая часть населения обладает достаточными средствами, чтобы иметь и семейного доктора, и собственного юриста, проживая в малоэтажном индивидуальном жилом доме с участком, пользоваться услугами садовника. Другая часть делового населения с высокими доходами предпочтёт проживание в высококлассной гостинице, обеспеченной самыми современными коммуникациями и системами связи. Определённая группа населения выберет блокированную малоэтажную застройку с небольшим участком земли для возделывания, другая группа предпочтёт многоэтажную застройку с пешеходной доступностью развлекательных учреждений, спортивных комплексов, детского «Луна-парка». Разумеется, что все нормативные требования в каждом случае должны быть соблюдены, должен быть сохранён важнейший принцип законодательства о градостроительной деятельности «обеспечение сбалансированного учёта экологических, экономических, социальных и иных факторов»[3: ст. 2, ч. 2], но спрос на состав и содержание объектов, формирующих среду жизнедеятельности, на пространственные, технические, стоимостные характеристики жилой среды весьма диффе-

ренцирован и требует изучения. В настоящее время населению приходится выбрать из ограниченных вариантов планировки и площади квартир, внутреннюю отделку квартир, кстати, и качество отделочных работ.

Необходимость такой дифференциации удовлетворения спроса касается не только селитебной территории, обеспеченной объектами социальной инфраструктуры, очень важно на территории населённых пунктов выделить зоны для промышленных объектов среднего и малого бизнеса, предусмотрев обеспечение таких территорий соответствующей инфраструктурой и объектами социальной сферы. Размещение и «мощность» объектов детских дошкольных учреждений, торговли, сферы обслуживания, состав и специфика спортивных площадок и мест отдыха, рекреационных территорий - требуют такой же дифференциации и размещения в соответствии с «социальным заказом», традициями, ценными потребностями потребителя социальных благ.

Необходимо ориентироваться на долгосрочную перспективу, стратегии следует закладывать в документы территориального планирования, и это нужно делать сегодня. Выбор места проживания, выбор условий проживания - это гарантия высоких налоговых поступлений в бюджет, которые будут работать на дальнейшее развитие территорий населённых пунктов.

Ожидаемые изменения: увеличение налоговых поступлений, развитие социальной сферы, дальнейшее создание многовариантной среды населённых пунктов, приток инвестиций, развитие деловой активности разнообразных организаций, в том числе строительной индустрии.

Размер поступающих в бюджет доходов в данном случае может стать одним из показателей действенности систем градорегулирования. Представлена всего лишь концепция. Требуется её доработка с предварительным детальным изучением спроса (социологическое исследование) соответствующими расчётами, аналитикой и в случае подтверждения данной концепции - с последующим апробированием. Для этого предлагается выполнить пилотный проект для какого-либо населённого пункта, с разработкой соответствующей градостроительной документации. В процессе реализации при возникновении изменений корректировать решения. По итогам реализации, при положительных результатах возможно включение полученной системы в нормативы градостроительного проектирования автономного округа.

«Стратегические ситуации - это, прежде всего, решения органов власти о создании правовых и финансовых условий, которые окажут влияние на поведение коммерческих организаций. К числу таких условий можно отнести создание налоговых льгот и привилегий для отраслей, которые имеют значение для функционирования социума. Проектирование таких условий можно назвать стратегическим позиционированием, представляющим собой вид государственного регулирования». [6: 101]

Предложенные программы формируют задачи для разработки среднесрочных и краткосрочных планов, результаты реализации которых позволят сделать анализ направлений развития территорий и дальнейшую оптимизацию стратегий.

Таким образом, разработаны конкретные предложения по направлениям оптимизации градорегулирования, нацеленные на получение социально значимого результата, для развития потенциала автономного округа. Предложена лишь небольшая часть возможных программ в рамках государственного управления в сфере градостроительной политики автономного округа, направленной на создание благоприятной среды жизнедеятельности на территории автономного округа, на регулирование количественных характеристик социальной деятельности и общественных отношений. Предложены такие количественные характеристики, как величина налогов, величина штрафов за различные нарушения, количество административных барьеров, размер налоговых льгот. Результаты мониторинга этих количественных характеристик будут являться основанием для принятия дальнейших управленческих решений и для совершенствования институционального воплощения стратегической цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гричук, А. Г. Стратегическое управление в органах государственной власти и местного самоуправления : учеб. пособие для слушателей профпереподготовки по специальности «Государственное и муниципальное управление» [Текст] / А. Г. Гричук ; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, Урал. акад. гос. службы. - Екатеринбург, 2006. - 252 с

2. Пензина, М. В. Градостроительная политика в системе государственного управления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры : выпускная работа в рамках изучения дисциплин современных технологий стратегического управления под научным руководством заместителя Председателя Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросам строительного комплекса А. М. Сафиоллина [Текст] / М. В. Пензина // Государственное управление Югры сегодня. Том 2. Технологии стратегического управления ; Администрация Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Г осударственное учреждение ХМАО - Югры «Региональный институт управления». - Ханты-Мансийск, 2008. - С. 43-85.

3. Глазычев, И. Л. Семь шагов к городу будущего [Текст] / И. Л. Глазычев // Российское Экспертное Обозрение. - 2006. - № 2 (16). - С. 54.

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 190-ФЗ [Электронный ресурс] // ИПС «Консультант плюс». - Режим доступа : рё.еёи.и§га8и.т\соп8и11ап1

5. Юсупов, Д. Э. Современное городское жильё [Текст] / Д. Э. Юсупов // Российское Экспертное Обозрение. - 2006. - № 2 (16). - С. 43.

6. Костин, В. А. Стратегический менеджмент [Текст] / В. А. Костин, Н. Б. Костина ; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, Урал. акад. гос. службы. - Екатеринбург, 2007. - 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.