рый совет директоров, и генеральный директор в том числе, могут фиксировать адекватность исполнения ключевых финансово-экономических решений. В буквальном смысле это внутренний механизм контроля, который должен быть внедрен во все компании, желающие оставаться конкурентоспособными на рынке. Отрадно, что функция внутреннего контроля получает все большее распространение в российских компаниях.
Что касается управления рисками, то здесь ситуация складывается не самым лучшим образом: ни на уровне совета директоров, ни в других подразделениях данная работа в большинстве организаций не ведется на постоянной основе. По мнению экспертов, современная система управления рисками в компаниях должна включать в себя самые разные элементы[7]:
• создание специального комитета по рискам при совете директоров и отдельного структурного подразделения, занимающегося разработкой соответствующих вопросов на регулярной основе;
• повышение независимости подразделения по управлению рисками от исполнительного менеджмента и обеспечение возможности доносить сложные вопросы до совета директоров;
• закрепление функции по управлению рисками за каждым их владельцем, чтобы управление рисками было интегрировано в текущую операционную деятельность компании;
• повышение квалификации сотрудников подразделений по управлению рисками;
• автоматизация управления рисками, позволяющая оптимизировать временные и трудовые затраты на сбор необходимой для оценки рисков информации.
В заключение хотелось бы отметить, что обеспечение системы эффективного корпоративного управления принесет пользу как интересам корпораций, так и интересам государства, поскольку ожидания инвесторов в повышении уровня корпоративного управления служат реальным объективным фактором привлечения инвестиций, с которым вынуждены считаться и государство, и част-
ные компании. Поэтому с уверенностью можно говорить о том, что создание условий для обеспечения эффективного корпоративного управления должно являться частью государственной экономической политики, наделенной на привлечение долгосрочных инвестиций и интеграцию России в мировую экономическую систему, что сегодня особенно важно в связи с вхождением России в ВТО.
Литература:
1. Что такое IPO? URL: http://www.micex.ru/markets/stock/ emitents/guide
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020. URL: http:// www.economy.gov.ru
3. Корпоративный менеджмент: теория и практика / [А.П. Ших-вердиев, В.Н. Задорожный, А.А, Вишняков и др.]; под общ. ред. д.э.н., проф., академика РАЕН А.П. Шихвердиева. - М.: Экон-ин-форм, 2010. - 259 с.
4. Кодекс корпоративного поведения. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/Кодекс_корпоративного_поведения
5. Шихвердиев А.П., Вишняков А.А. Эффективность корпоративного управления и обеспечение инновационного развития в условиях вступления России в ВТО. URL: http://koet.syktsu.ru/vestnik/ 2011/2011-4/24/24.htm
6. Бизнес будущего: принципы корпоративного управления и финансовой прозрачности как основа ведения бизнеса для финансовых компаний в свете присоединения России к ВТО, 2012.
7. Практики корпоративного управления в России: определение границ национальной модели. URL: http://www.kpmg.com/RU/ ru/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Documents/Корпоративное-_управление_в_России
8. Управленческий консалтинг :учеб.-практ. пособие / Т. В. Бутова. Москва, 2004.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ ПАРТНЕРСТВА ОРГАНОВ ВЛАСТИ И БИЗНЕС - СООБЩЕСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Дунаева А.И., студентка факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при
Правительстве РФ»
Бедрягин А.Н., бакалавр факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при
Правительстве РФ»
В статье рассмотрены основные проблемы формирования партнерства власти и бизнеса в Ханты - Мансийском автономном округе, а также выделены основные перспективы данного партнерства. Авторы подробно анализируют функции каждого из субъектов данного партнерства и приводят положительные эффекты, которые может принести обществу каждый из субъектов.
Keywords: государственно - частное партнерство, бизнес и власть в Ханты - Мансийском автономном округе, развитие Ханты -Мансийского автономного округа.
FORMATION OF INSTITUTIONS OF PARTNERSHIP BETWEEN AUTHORITIES AND BUSINESS - COMMUNITY AND IT'S IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF THE KHANTY-MANSIYSKIY AUTONOMOUS DISTRICT - YUGRA
Gunaeva A., student of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation,
Moscow, Russia
Bedryagin A., bachelor of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian
Federation, Moscow, Russia
The article discusses the basic problems of forming a partnership between business and government in Khanty - Mansiyskiy Autonomous District, as well as highlights the main prospects of this partnership. The authors analyze in detail the function of each of the subjects of this partnership and bring positive effects that can be given to the society by each of the subjects.
Keywords: public - private partnerships, business and government in Khanty - Mansiyskiy Autonomous District, development of the Khanty -Mansiyskiy Autonomous Okrug.
Несмотря на тенденцию к сверхцентрализации общественно-политической жизни, реальным источником социально-экономической и политической динамики в России на ближайшее время станут регионы. Иначе говоря, развитие страны будет определяться тем, в какой мере конструктивной будет роль новых региональных лидеров в создании приемлемых форм взаимодействия власти и
бизнеса, центра и регионов [5].
В условиях становления новых социально-экономических отношений, развития рыночной экономики, правового социального государства и гражданского общества в России усиливается роль институтов государственной власти, органов местного самоуправления и предпринимательства как активных субъектов социальных
процессов. От их взаимодействия во многом зависят результаты проведения социальных преобразований, реализации национальных проектов и программ социально-экономического развития как в целом по Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов и отдельных субъектов Российской Федерации.
Органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за последние годы получили большую самостоятельность врешении социальных и экономических вопросов своих территориальных образований, а предпринимателям предоставлены большие возможности для реализации своих экономических интересов в широком спектре решения общенациональных, региональных и местных задач обеспечения устойчивого развития российского общества [5].
Однако остаются актуальными многие проблемы функционирования органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и предпринимательских структур, их эффективного взаимодействия, взаимной социальной ответственности за результаты своей деятельности друг перед другом и перед населением.
Во-первых, исполнительные органы государственной власти и органов местного самоуправления не всегда идут на взаимовыгодный диалог и сотрудничество с бизнесом, использование его экономического потенциала и социальной активности, опыта решения сложных хозяйственных проблем. Во многих субъектах Российской Федерации система взаимодействия с предпринимательским сообществом имеет свою специфику.
Во-вторых, национальный частный капитал, имеющий в своем распоряжении значительные ресурсы, использующий трудовой потенциал страны и имеющий реальные организационные и материальные возможности далеко не во всех случаях стремятся к сотрудничеству с местной властью.
В-третьих, проблемы российских регионов, многие из которых постоянно испытывают значительные затруднения в решении задач социально-экономического развития, обеспечении занятости населения и повышения его жизненного уровня, не могут решаться исключительно на государственном уровне. В этих процессах должен быть налажен диалог с бизнесом, устойчивые и взаимовыгодные отношения с локальным предпринимательским сектором, для эффективного решения задач в регионе.
Для решения вышеизложенных задач Указом Президента Российской утвержден Перечень направлений для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в регионе который содержит план мероприятий направленный на создание благоприятного климата для бизнеса, который необходимо выполнить на территории каждого субъекта Российской Федерации [3]:
• оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности, включая улучшение инвестиционного климата;
• наличие основных составляющих стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе и оценка предпринимательским сообществом эффективности реализации этих составляющих;
• создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, повышение производительности труда;
• состояние рынка труда, подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров;
• качество и доступность производственной и транспортной инфраструктуры;
• инвестиционная деятельность, привлечение инвестиций;
• развитие среднего и малого предпринимательства;
• улучшение предпринимательского климата в сфере строительства;
• повышение доступности энергетической инфраструктуры.
От региональных органов власти требуется выполнить комплекс мер, направленных на обеспечение защиты прав инвесторов, повышение прозрачности системы поддержки предпринимателей, регламентацию процедуры оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность. По итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 27 декабря 2012
года утвержден Перечень поручений Президента Российской Федерации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для создания благоприятного инвестиционного климата в регионах.
Региональными органами власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сформирована обширная нормативно-правовая база в сфере инвестиционной деятельности которая инвесторам позволяет защитить свои права и воспользоваться государственной поддержкой для реализации инвестиционных проектов, а государственной власти в свою очередь создать благоприятный инвестиционный климат в регионе (Приложение 1).
Определены условия защиты прав инвесторов, в том числе при определении основных направлений экономической политики для-создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в экономику Югры. Наличие нормативно- прававой базы в автономном округе позволяет устанавливать общие принципы, формы государственной поддержки инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа, полномочия органов государственной власти автономного округа в сфере инвестиционной деятельности, а также гарантии прав инвесторов.
В частности исполнительные органы государственной власти автономного округа гарантируют инвесторам независимо от форм собственности:
1) содействие в защите их прав и законных интересов;
2) государственную поддержку в случаях и на условиях, установленных настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными правовыми актами, а также установленных заключенными договорами об оказании государственной поддержки.
Законодательством автономного округа предусмотрены следующие виды государственной поддержки инвестиционной деятельности:
• предоставление субсидий для компенсации части затрат по уплате процентов по привлекаемым заемным средствам;
• предоставление гарантий автономного округа;
• предоставление налоговых льгот (предоставление отсрочек, инвестиционных налоговых кредитов, предоставление льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций).
Субъектам инвестиционной деятельности на территории округа гарантируются:
1) Соблюдение принципа равенства на осуществление инвестиционной деятельности;
2) Неприменением мер, обязывающих производить дополнительные финансовые вложения, не связанные с реализацией инвестиционного проекта.
В целях обеспечения открытости и безопасности бизнеса Правительством автономного округа сформирован реестр приоритетных инвестиционных проектов и утвержден порядок, который определят основные инвестиционные проекты в приоритетных сферах экономики округа, что должно способствовать оптимизации, мобильности и оперативности решения вопросов реализации инвестиционных проектов на территории автономного округа [1], а так же утвержденный реестр приоритетных инновационных проектов устанавливает критерии отбора проектов для выявления и эффективного использования инновационного потенциала округа и оказания государственной поддержки, обеспечения свободного доступа инвесторов к информации.
В целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа -Югры и субъектов инвестиционной деятельности по улучшению инвестиционного климата утверждена Инвестиционная декларация Ханты-Мансийского автономного округа -Югры [2]. Принятие базового нормативного документа в автономном округе позволит создать условия для привлечения инвестиций в экономику региона.
Наличие достаточной нормативно-правовой базы в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре позволит сформировать институт партнерства власти и бизнеса и установить следующие принципы взаимодействия органов государственной власти автономного округа и субъектами инвестиционной деятельности:
Равенство - дискриминирующий подход ко всем субъектам инвестиционной деятельности в соответствии с заранее определенной и публичной системой приоритетов;
Вовлеченность - участие субъектов инвестиционной деятельности в процессе принятия решений органами государственной власти автономного округа т оценки их реализации;
Прозрачность - общедоступность документированной информации о деятельности органов исполнительной власти автономного округа
Лучшая практика - ориентация административных процедур и регулирования на лучшую с точки зрения интересов субъектов инвестиционной деятельности практику взаимодействия органов государственной власти с субъектами инвестиционной деятельности.
Нормативными правовыми актами автономного округа установлены формы государственной поддержки инвестиционной деятельности (Приложение 1), объемы финансирования которой, представлены в таблице 2.14:
На территории Югры реализуются приоритетные инвестиционные проекты в Уральском федеральном округе:
1. Инвестиционный проект «Строительство Няганской ГРЭС». Проект предусматривает строительство 1-й очереди Няганской ГРЭС на базе трех парогазовых конденсационных энергоблоков мощностью 418 МВт каждый. Инвестиционная емкость проекта составляет 66 199 млн. руб. Сроки реализации: 2008-2013 гг. Численность персонала на объекте: более 1881 чел.
В сентябре 2013 года НГРЭС введена в коммерческую эксплуатацию, запуск произведен Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным.
В 2012 году компании предоставлена государственная поддержка в форме налоговых льгот на сумму 14,4 млн. руб.
Реализация проекта позволит: создать крупный объект генерации в западной части региона, где ранее отсутствовали генерирующие мощности подобного уровня; обеспечить устойчивое функционирование энергосистемы региона в аварийных и ремонтных режимах при выводе из работы энергоблоков существующих электростанций автономного округа и магистральных линий электропередач (500 кВ); создать 139 новых высокопроизводительных рабочих мест.
2. Комплексный проект ОАО «Сибур», включающий строительство нового продуктопровода Южно-Балыкская ГНС-ТНХ, головной насосной станции продуктопровода «Южный Балык-Тобольск», блока доизвлечения ШФЛУ, газопровода и газокомпрессорной станции Южной лицензионной территории, газоперерабатывающего комплекса вНижневартовском районе. Проектами предусмотрено строительство и ввод в эксплуатацию ряда объектов в отрасли неф-тегазохимии, увеличение мощности и объемов поставки попутного нефтяного газа, а также повышение коэффициента извлечения попутного нефтяного газа. Инвестиционная ёмкость проектов - 51 478 млн. руб. Сроки реализации: 2008-2013 гг. Численность персонала на период строительства - около 4 тыс. рабочих. Количество создаваемых рабочих мест - 350.
Компании предоставлена государственная поддержка в форме налоговых льгот в 2012 году на сумму 23,5 млн. руб.
3. Инвестиционный проект «Строительство завода по производству ДСП». Проект предусматривает создание завода по производству ДСП в объеме 150 тыс. куб.м. в год с последующим увеличением мощности производства до 265 тыс. куб.м. в год. Инвестиционная ёмкость проекта - 4 002 млн. руб. Сроки реализации: 20052015 гг. Число создаваемых рабочих мест - до 300..
Компании предоставлена государственная поддержка в форме субсидии для компенсации части затрат по уплате процентов по кредиту в 2012 году - 25,4 млн. руб. и налоговые льготы в 2012 году на сумму 27,6 млн. руб.
Реализация проекта позволит: создать эффективное несырьевое производство по переработке древесины и достигнуть более глубокого уровня её переработки, при рациональном использовании лесных ресурсов; снизить нагрузку на окружающую среду за счёт утилизации 37% ежегодно формируемых отходов лесозаготовки и деревообработки; обеспечить потребность строительной отрасли Югры и УФО в древесностружечных плитах на 100% и на 30% соответственно.
4. Инвестиционный проект «Реконструкция рыборазводного завода по воспроизводству ценных видов рыб в средней Оби в городе Ханты-Мансийске». Проектом предусмотрено реконструкция и частичное перепрофилирование имеющегося производства с целью обеспечения самоокупаемости указанных видов деятельности, обеспечения населения высококачественной пищевой продукцией, развитие аквакультурного сектора агропромышленного комплекса Югры, осуществление природоохранной деятельности. Инвестиционная ёмкость проекта - 1 050 млн. руб. Сроки реализации: 2011-2013 гг. Количеством создаваемых рабочих мест - 134.
В 2011 году компании предоставлены бюджетные инвестиции в уставный капитал на сумму 1 050 000 тыс. руб.
Реализация проекта позволит: наладить производство икры стерляжьей (9,8 т. в год), мяса осетровых рыб (180 т. в год), мяса сиговых рыб (24 т. в год); сохранить якорный продукт для развития экотуризма, решить часть экологических проблем, связанных с исчезновением ценных пород рыб.
5. Инвестиционный проект «Строительство птицеводческого предприятия комплексной яично-мясной специализации и блока теплиц ОАО «Агрофирма» вблизи д. Ярки Ханты-Мансийского района». Проект предусматривает создание высокотехнологичного сельскохозяйственного комплекса с инфраструктурой. Сроки реализации: 2011-2014 гг. Инвестиционная ёмкость проекта - 482 млн. руб. В результате реализации проекта планируется создание около 39 рабочих мест. Реализация проекта позволит: наладить производство огурцов (534 т. в год), томатов (155,5 т. в год), зеленых культур (более 50 т. в год).
В настоящее время при участии Ханты-Мансийского автономного округа-Югр ы реализованы инвестиционный проекты:
• «Переработка попутного нефтяного газа на Приразломном
Таблица 2.14. Формы и объемы государственной поддержки
Форма государственной поддержки Объем государственной поддержки, тыс. руб.
2012 год 2013 год
Субсидии для компенсации части затрат по уплате процентов по привлекаемым заемным средствам 184 744,63 460 964,9
Субсидии для компенсации части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры 940 874,40 196 685,3
Налоговые льготы {снижение ставок налога на прибыль и налога на имущество организаций для отдельных категорий налогоплательщиков) 20 449 700 23 456 000
Предоставление бюджетных инвестиций в уставные капиталы открытых акционерных обществ 1 851 378 151 400
ИТОГО 23 426 697,03 24 265 050,02
месторождении». Инвестиционная емкость проекта - 109,426 млн. долларов США. Компании предоставлена государственная поддержка в форме налоговых льгот в 2012 году на сумму 68,7 млн. руб.
• «Переработка попутного нефтяного газа на Салымской и Шапшинской группах нефтегазовых месторождений». Инвестиционная емкость проекта - 211 694 млн. долларов США. Компании предоставлена государственная поддержка в форме налоговых льгот в 2012 году на сумму 22,9 млн. руб.
В рамках реализованных проектов осуществлено строительство газоперерабатывающего завода по переработке попутного нефтяного газа, создана газопоршневая электростанция, осуществляется переработка попутного нефтяного газа в сухой отбензиненный газ также другие продукты.
Реализация указанных инвестиционных проектов способствовала созданию около 250 рабочих мест, переводу газовых электростанции на сухой отбензининый газ, который отличается большей теплотворностью и экологичностью, улучшить экологическую ситуацию за счёт утилизации ПНГ, сгорающего в факелах.
В целом в Югре в разных стадиях находится 69 инвестиционных проектов, инвестиционной ёмкостью 583 млрд. руб.Только по реализуемым приоритетным инвестиционным проектам в несырьевые секторы экономики привлечено более 128 млрд. рублей, что ведет к созданию почти 5 тысяч новых постоянных рабочих мест.
Источниками финансирования государственной поддержки инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре определены отраслевые целевые программы: в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, агропромышленного и лесопромышленного комплекса, жилищного строительства, модернизации и реформирования ЖКХ, предприятий промышленности строительных материалов индустриального домостроения, системы дошкольного и общего образования, ведомственная целевая программа Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по формированию инвестиционной привлекательности Югры.
Партнерство власти и бизнеса вХанты-Мансийском автономном округе - Югры осуществляют организации инфраструктуры развития инвестиционной деятельности, которые работают непосредственно с хозяйствующими субъектами:
• Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Региональный центр инвестиций» - организация, обеспечивающая взаимодействие с инвесторами по принципу «одного окна», осуществляющая подготовку необходимых документов для оказания государственной поддержки инвестиционных проектов, а также консультационную поддержку инвесторов и сопровождения реализации приоритетных инвестиционных проектов;
• Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Технопарк высоких технологий», отвечающий за реализацию направлений инновационной политики на территории автономного округа;
• Некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства Югры», созданный с целью реализации основных направлений политики автономного округа в сфере поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе в инновационной сфере;
• Некоммерческая организация «Фонд микрофинансирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», основным направлением деятельности которого является участие в финансировании деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства посредством предоставления микрозаймов;
• ООО «Окружной бизнес-инкубатор», способствующий формированию благоприятного предпринимательского климата для ведения деятельности, а также обеспечения стартовых условий вновь создаваемым малым предприятиям;
• «Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства вХанты-Мансийском автономном округе - Югре», созданный для развития в округе инфраструктуры инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства;
• Фонда «Центр поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры», который создан с целью поддержки экспорта Югорский товаропроизводителей.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с октября 2011 года осуществляет свою деятельность Ханты-Мансийское окружное региональное отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», целью которой является содействие формированию и реализации экономической политики государства,
нацеленной на создание благоприятных условий для развития предпринимательства, частной инициативы, конкуренции как средства достижения общей стратегической цели - повышения уровня жизни её граждан на основе экономического роста.
Приоритетные направления и стратегические цели «Деловой России»в Югре:
■ взаимодействие с органами государственной власти, с целью создания условий для экономического роста, развития предпринимательства в Югре;
■ защита интересов бизнеса от неправомерных действий со стороны конкурентов, государственных и правоохранительных структур, а также организация работы по устранению избыточных административных и иных барьеров, препятствующих ускоренному развитию российской экономики.
Для создания благоприятных условий для развития бизнеса и защиты прав предпринимателей между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» заключено соглашение о сотрудничестве.
В рамках внешнеэкономической деятельности Правительство автономного округа-Югры Международный Банк Реконструкции и развития заключили меморандум о взаимопонимании.
Взаимодействие с Правительства автономного округа и МБРР позволит сторонам вести совместную работу по диверсификации экономики региона, дальнейшему развитию инвестиционной и инновационной деятельности, созданию инновационного кластера по переработке попутного нефтяного газа, что дозволить достичь результата интеграции государственных и частных нефтяных компаний по рациональному использованию попутного нефтяного газа.
В Югре осуществляют деятельность совещательные органы, образованные для рассмотрения вопросов в сфере развития инвестиционной деятельности и с целью выработки и реализации государственной политики, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства вХанты-Мансийском автономном округе - Югре.
1. Совет при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа -Югры по вопросам развития инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в пределах компетенции:
• оказывает содействие инвесторам в защите их прав и законных интересов;
• рассматривает споры по вопросам оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе внесение изменений в действующие инвестиционные соглашения (договоры);
• осуществляет анализ обращений инвесторов по вопросам поддержки и развития инвестиционной деятельности вХанты-Ман-сийском автономном округе - Югре;
• разрабатывает рекомендации исполнительным органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросам реализации государственной политики, направленной на создание условий для привлечения инвестиций в экономику Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, формирования благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в соответствующих сферах экономической деятельности, ликвидации административных барьеров и упрощения согласовательных процедур при осуществлении инвестиционной и предпринимательской деятельности, установления единых требований к основным критериям инвестиционных проектов, реализация которых осуществляется за счет средств бюджета автономного округа.
2. Задачами Совета по развитию малого и среднего предпринимательства вХанты-Мансийском автономном округе - Югры являются формирование единого понимания роли малого и среднего предпринимательства как важной составляющей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры и необходимости эффективной поддержки его развития исполнительными органами государственной власти автономного округа.
В целях формирования благоприятного инвестиционного климата в Югре внедряется Стандарт деятельности исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного
Таблица 2.15. Динамика показателей, характеризующих инвестиционную деятельность
Наименование показателя 2008 2009 2010 2011 2012
Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей 482,6 472,2 507,2 637,0 669,9
Индекс физического объема, в процентах
Югра 107,1 95,7 108,8 117,2 105,2
Россия 109,9 84,3 106,0 110,8 106,6
Инвестиции на душу населения, тыс. рублей
Югра 322,2 312,1 331,7 411,2 426,0
Россия 61,5 55,9 64,1 75,4 87,8
Структура инвестиций по основным видам деятельности, в процентах:
добыча полезных ископаемых 69,9 72,1 77,6 75,9 74,5
обрабатывающие производства 1,1 1,1 0,9 0,6 1,0
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,8 5,5 5,2 8,7 9,4
строительство 4,8 5,1 2,6 2,5 2,0
транспорт и связь 9,7 5,8 5,9 5,0 5,5
социальная сфера 3,6 3,5 3,0 2,2 2,4
сфера услуг 7,9 6,7 4,8 5,1 5,1
прочие 0,2 0,2 0,0 0,1 0,1
Структура инвестиций по источникам финансирования, в процентах:
собственные средства предприятий 76,4 78,2 83,7 80,9 81,6
привлеченные средства 23,6 21,8 16,3 19,1 18,4
Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций, в процентах 11,1 7,4 7,2 5,1 5,3
округа - Югры по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (далее - Стандарт). Стандарт призван улучшить инвестиционный климат вХанты-Мансийском автономном округе - Югре и, с учетом лучших региональных практик, создать необходимый минимум условий для увеличения притока инвестиций в автономный округ.
Стандарт предусматривает регулярно работающую систему взаимодействия бизнеса и власти.
От исполнительных органов государственной власти автономного округа требуется комплекс мер (состоящий из 15 пунктов), направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона, защиты прав инвесторов, повышение прозрачности системы поддержки предпринимателей. Информация о реализации составляющих Стандарта приведена в приложении 2.
Реализация налоговой политики в автономном округе способствовала формированию благоприятных условий для развития всех сфер бизнеса и, как следствие, позволила обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие автономного округа, а также прирост налоговых поступлений. Налоговая политика автономного округа на 2013-2015 годы будет способствовать решению задач, сформулированных Президентом Российской Федерации в части технологического обновления и модернизации производств, увеличения доли производства продукции с высокой добавленной стоимостью, создания новых высокопроизводительных рабочих мест, роста производительности труда, развитию некоммерческого сектора экономики, предоставляющего, в том числе, услуги социаль-
ного характера.
Создание достойных, хороших условий для работы предпринимателей озвучено во вступительном слове Владимира Путина на заседании Государственного совета «О повышении инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и создании благоприятных условий для развития бизнеса» в Калуге 27 декабря 2012 года. Где было отмечено «стоимость прохождения аналогичных административных процедур из региона к региону у нас отличается в разы».
Для устранения обозначенных проблем Президентом Российской Федерации на Государственном совете и достижения сокращение административных процедур, необходимых для получения разрешения на строительство на всех стадиях осуществления строительства , начиная от стадии подготовки градостроительной документации и заканчивая вводом объектов капитального строительства в Югре разработана и принята система мер, предусмотренных реализацией плана мероприятий Правительства РФ «Дорожные карты».
В результате тесного взаимодействия государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и бизнеса были достигнуты экономические показатели за период 2008-2012 г.г. приведенные в таблице 2.15.
В марте 2013 г. Служба кредитных рейтингов Standard&Poor's подтвердила долгосрочный кредитный рейтинг «ВВВ» и рейтинг по национальной шкале «гиААА» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, регионального правительства Российской Феде-
рации. Прогноз по рейтингам - «Стабильный». В настоящее время Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре присвоен рейтинг на максимально возможном уровне для региона в пределах РФ.
Литература:
1. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09 ноября 2012 года №438-п Реестр приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» документ представлен Консультант Плюс. [Электронный ресурс] URL: www.consultant.ru
2. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югрыот 5 апреля 2013 года №145-рп « Об утверждении Инвестиционной декларации Ханты-Мансийского автономного округа -Югры»
3. Указ Президента РФ от 10 сентября 2012 г. N 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной влас-ти)субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности»
4. Бутова Т.В. Взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. №3. С. 119 - 128.
5. Рагулина Ю.В., Бутова Т.В. Теория и практика взаимодействия бизнеса и властных структур// Москва, 2013.
6. Чахкиев Г.Г. Об особенностях государственной региональной экономической политики на современном этапе // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. №3. С. 062 - 066.
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРТСВЕННО ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА И СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА - ЮГРЫ
Удачин Н.О., студент факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при
Правительстве РФ»
Бедрягин А.Н., бакалавр факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при
Правительстве РФ»
В статье рассматриваются основные перспективы взаимодействия органов государственной власти и бизнес - структур, а также анализируется понятие социальной ответственности бизнес сообщества, как фактор, обеспечивающий устойчивое развитие территории Ханты - Мансийского автономного округа.
Ключевые слова: механизмы ГЧП, социальная ответственность бизнеса, предпринимательство и власть, взаимодействие власти и бизнеса на местном уровне.
PROSPECTS OF PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP AND SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF KHANTY-MANSIYSKIY AUTONOMOUS DISTRICT - YUGRA
Udachin N., student of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation,
Moscow, Russia
Bedryagin A., bachelor of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian
Federation, Moscow, Russia
The article discusses the main perspectives of cooperation between state authorities and business - structures and analyzes the concept of social responsibility of the business community, as a factor of ensuring sustainable development of the Khanty - Mansiyskiy Autonomous District.
Keywords: mechanismsof public - private cooperation, social responsibility of business, business and the Government, interaction of the Government and business at the local level.
Интеграция частного и публичного капитала становиться все более значимым социально-экономическим явлением, создает предпосылки для оптимизации функций и совершенствования системы управления в экономической сфере.
Государственно-частное партнерство достаточно успешно развивается в регионах России в различных отраслях экономики.
Государственно-частное партнерство является возможностью осуществления стратегически важных для Югры инвестиционных проектов путем привлечения значительных финансовых ресурсов, как государственных, так и различных финансовых институтов [5].
В целях привлечения инвестиций в экономику автономного округа, развития общественной инфраструктуры и качества услуг, предоставляемых с использованием объектов общественной инфраструктуры, обеспечения эффективности использования имущества, находящего в собственности автономного округа и (или) муниципальных образований в регионе принят окружной закон закрепляющий принципы ГЧП и порядок заключения соглашений [3].
Региональный Закон определяет ГЧП как взаимовыгодное сотрудничество автономного округа, либо автономного округа с муниципальными образованиями, с российским или иностранным юридическим лицом, либо индивидуальным предпринимателем для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции или новому строительству объектов общественной
(социальной) инфраструктуры, компетенций и ответственности, путем заключения и исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве.
Принятый закон о ГЧП, послужил основой и необходимым условием [2] сотрудничества с Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» по реализации масштабного социального проекта, основанного на окружной целевой программе «Новая школа Югры на 2010 - 2013 годы».
Предпосылкой проекта являлась острейшая проблема обеспечения детей Югры местами в детских общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях. На протяжении ряда лет автономный округ входит в тройку субъектов Российской Федерации, демонстрирующих положительные тенденции демографического развития. Ежегодно естественный прирост населения составляет в среднем до 14,0-15,0 тыс. человек. Программой запланировано строительство и реконструкция около 100 школ и детских садов [1] так как, несмотря на меры по оснащению образовательного процесса, реализованные за период 2007 - 2010 гг., более 30% школьников автономного округа обучаются в условиях, не соответствующих современным требованиям.
Необходимым элементом указанной программы является привлечение внебюджетных источников финансирования. Формула