47 (188) - 2012
ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ
УДК 330.101.22
стратегические цели и направления муниципальной социальной политики в монопрофильных муниципальных образованиях севера и арктики
WW ^
российской федерации*
е. а. корчак,
кандидат экономических наук,
старший научный сотрудник
E-mail: korchak@iep. kolasc. net. ru
Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина
Кольского научного центра РАН
Стратегической целью долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации является реализация конституционных прав граждан. Одним из целевых ориентиров такого развития является достижение высоких стандартов благосостояния местного сообщества посредством реализации муниципальной социальной политики в сфере социального благополучия населения «моногородов» Севера и Арктики РФ, осуществляемой на основе ресурсных возможностей местного сообщества.
Ключевые слова: Север, Арктика, монопрофильное муниципальное образование, градообразующее предприятие.
Стратегической целью долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации является «достижение уровня социального развития, соответствующего статусу Российской Федерации как ведущей мировой державы, надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан» [8]. Одним из целевых ориентиров такого развития является достижение высоких стандартов благососто-
* Исследование выполнено в рамках проекта РГНФ №№ 12-3206001 «Российская Арктика: современная парадигма развития», целевого конкурса «Россия в Арктике: история, современность, перспективы».
яния местного сообщества, в том числе посредством реализации муниципальной социальной политики в сфере социального благополучия населения монопрофильных муниципальных образований Севера и Арктики РФ, осуществляемой на основе ресурсных возможностей местного сообщества. По состоянию на 01.01.2012 в восьми регионах Севера и Арктики расположены 63 монопрофильных муниципальных образования с общей численностью населения более 2 млн чел., или 32,5 % населения этих регионов [9, 14].
Влияние на состояние моногородов Севера и Арктики РФ оказывают общемировые и российские тенденции экономического развития [4-7], проявляющиеся в первую очередь на уровне социального благополучия населения. Например, результатом влияния мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие «моногородов» Мурманской области стала критическая ситуация на рынках труда, о чем свидетельствовал уровень безработицы, превысивший среднероссийский и среднеобластной показатель на 0,5-2,4 процентных пункта [10]. Мероприятия, реализуемые правительством Мурманской области в 2010-2011 гг. на рынке труда позволили снизить уровень безработицы в моногородах региона, однако лишь на определенный период (ввиду временного характера мероприятий программы) [11].
К факторам, негативно влияющим на социальное благополучие в «моногородах» Севера и Арктики РФ, относятся также дискомфортные климатические условия, удаленность от крупных населенных пунктов, отсутствие необходимых образовательных учреждений, отсутствие возможности получения квалифицированной медицинской помощи. Так, для социального благополучия населения п. Солнечный Усть-Майского улуса Республики Саха (Якутия) характерны низкий уровень жизни (около 40 % населения имеют доходы ниже прожиточного минимума), высокая степень износа сетей централизованного водоснабжения и водоотведе-ния, теплоснабжения, линий электропередач, трансформаторных подстанций, отсутствие постоянной транспортной связи с центром района [15].
Важную роль в формировании социального благополучия населения моногородов играют градообразующие предприятия, не только обеспечивающие занятость значительной доли населения и формирующие политику заработной платы, но и являющиеся крупнейшими налогоплательщиками в местные бюджеты. Поскольку градообразующие предприятия являются центральными субъектами социальной политики монопрофильных муниципальных образований, от их экономического положения напрямую зависит развитие социальной инфраструктуры: реализуемые предприятиями социальные программы направлены не только на обеспечение важнейших составляющих жизнедеятельности работников предприятий, но и на развитие объектов социальной инфраструктуры и содержание объектов социальной сферы.
Прямым следствием ухудшения экономического положения градообразующих предприятий являются снижение качества социальной инфраструктуры и объектов социальной сферы, увеличение безработицы и сокращение ресурсных возможностей местных сообществ, обусловливающих в свою очередь появление и усугубление таких негативных тенденций, как снижение уровня жизни, рост социальной напряженности [4-7].
Значительной чертой северных и арктических монопрофильных муниципальных образований является высокая доля работников, занятых в материальном производстве (около 65 %) и в топливно-энергетическом комплексе (до 90 %). Слабое же представительство нематериальных сфер производства, «гендерное обособление» отдельных видов экономической деятельности свидетельствуют о
недооценке социальных приоритетов развития монопрофильных муниципальных образований. Это является причиной социально-экономических диспропорций развития не только муниципалитетов, но и регионов Севера и Арктики в целом [16, 17]:
• для ресурсодобывающих монопрофильных муниципальных образований северных и арктических территорий России, положение которых определяется хозяйственной освоенностью, сложными климатическими условиями и состоянием ресурсной базы, актуальна необходимость диверсификации производств и развития сфер, направленных на повышение уровня социального благополучия населения [16, 17]. Например, несмотря на то, что доходы нефтедобывающих предприятий ХМАО достаточны для обеспечения социальной инфраструктуры местных муниципальных образований, логика развития градообразующих предприятий диктует необходимость создания рабочих мест вне сферы базовых производств, поскольку вхождение большинства нефтяных компаний в вертикально интегрированные структуры лишает органы местного самоуправления монопрофильных городов ХМАО возможностей направленного воздействия на политику этих компаний, переориентации ее на обслуживание интересов местных сообществ [16];
• несмотря на общую благоприятную конъюнктуру сектора цветной металлургии, серьезно ухудшилось положение периферийных предприятий монопрофильных муниципальных образований Севера и Арктики РФ с плохой транспортной доступностью, например, оловодобывающих предприятий Республики Саха (Якутия), расположенных в местах, не имеющих автомобильных и железных дорог [17]. Проблема уязвимости монопрофильных муниципальных образований Севера и Арктики РФ определяет актуальность и социологических исследований их современного состояния, поскольку необходимым условием успешного функционирования моногородов является участие населения в решении вопросов местного значения. Актуальность таких социологических исследований подтверждается реалиями жизни, т. к. в условиях кризиса градообразующие предприятия могут оказаться в роли детонатора социального взрыва [12]. При всем разнообразии проблем, вызывающих социальную напряженность в монопрофильных муниципальных образованиях,
47 (188) - 2012
Проблемы. Поиск. Решения
в качестве основных в ходе проведения социологических исследований определяют неустойчивую работу градообразующих предприятий, остановка которых способна вызвать волну кризиса во всем городе; неравноправное социально-экономическое и трудовое положение молодежи; проблему трудоустройства жителей в возрасте 40 и более лет [12]. Так, основной проблемой уязвимости монопрофильных муниципальных образований Мурманской области, выявленной в ходе проведения отделом социальной политики на Севере Института экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН социологических мониторингов социально-экономического положения и социального настроения населения региона за 2008-2011 гг., является корреляция степени социального расслоения, а также оценок показателей деятельности органов местного самоуправления (чем ниже уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования и больше дифференциация населения по доходам, тем значимее негативные оценки показателей деятельности органов местного самоуправления) [2].
Стратегические цели и направления муниципальной социальной политики в моногородах Севера и Арктики РФ должны определяться во взаимодействии с работодателями, местным сообществом и органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Инструментами такого взаимодействия сегодня являются комплексные инвестиционные планы (КИПы) и комплексные долгосрочные целевые программы развития «моногородов»:
1) комплексный инвестиционный план модернизации монопрофильных муниципальных образований - плановый документ, определяющий в интересах местного сообщества стратегические направления развития муниципального образования, условия формирования среды жизнедеятельности и развития инфраструктуры [1], разрабатываемый органами местного самоуправления и градообразующим предприятием при возможном участии научно-исследовательских организаций и общественных инициатив [1, 3].
Например, КИП пос. Ревда Ловозерского района Мурманской области разработан администрацией городского поселения, ООО «Ловозерский ГОК», Министерством экономического развития Мурманской области, ИЭП КНЦ РАН. К числу целей и задач КИПа относятся развитие малого и среднего бизнеса в туризме и местной промышленности; диверсификация деятельности градообразующего
предприятия; развитие человеческого капитала; повышение комфортности городской среды. Направлениями КИПа являются достижение высокого уровня диверсификации экономики, обеспечение максимально благоприятных условий для формирования современного туристического комплекса, эффективного функционирования предприятий сельского хозяйства и бытового обслуживания, активного развития малого и среднего предпринимательства; укрепление финансовой устойчивости градообразующего предприятия и предприятий малого и среднего бизнеса; обеспечение всех категорий потребителей городского поселения надежной и качественной социальной и инженерной инфраструктурой, создание комфортных условий проживания для населения, учитывающих специфику Крайнего Севера; устранение напряженности на рынке труда. Основными мероприятиями и ключевыми инвестиционными проектами являются создание инновационных производств и выпуск новых видов продукции из отходов процесса обогащения лопаритовой руды; развитие аграрного комплекса; развитие туристской инфраструктуры; модернизация системы электроснабжения филиала ОАО «МРСК Северо-Запада «Колэнерго»; модернизация действующей системы теплоснабжения ООО «Теплосеть-сервис-Ревда»; модернизация и реконструкция улиц и автодорог [3];
2) комплексная долгосрочная целевая программа развития монопрофильного муниципального образования - документ, включающий комплекс взаимоувязанных программных мероприятий, обеспечивающих преемственность государственной поддержки процесса диверсификации экономики монопрофильных населенных пунктов на федеральном, региональном и местном уровнях [1, 13].
Главной целью комплексной долгосрочной целевой программы «Развитие монопрофильного городского поселения Ревда Ловозерского района Мурманской области» является создание условий для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения монопрофильного городского поселения посредством решения таких задач, как развитие малого и среднего бизнеса в сфере туризма и местной промышленности; модернизация деятельности градообразующего предприятия; создание новых рабочих мест и снижение напряженности на рынке труда; развитие транспортной, социальной, коммунальной и инженерной инфраструктуры [13].
Предполагаемый социальный эффект от реализации программы будет выражен в снижении безработицы и росте уровня жизни населения посредством увеличения среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий пос. Ревда. В целом программой предусмотрена не только диверсификация экономики пос. Ревда за счет развития малого и среднего предпринимательства, но и повышение качества жизни населения за счет увеличения ассортимента качественных и доступных по цене товаров и услуг, увеличения доходов и уровня социальной защищенности населения, модернизации объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры [13].
Таким образом, актуальным на сегодняшний день остается вопрос уязвимости монопрофильных муниципальных образований Севера и Арктики РФ, связанный не только с влиянием тенденций экономического развития, но и с дискомфортными природно-климатическими условиями, удаленностью от крупных населенных пунктов, отсутствием необходимых элементов социальной инфраструктуры. Поскольку местное самоуправление обеспечивает местному сообществу возможность решения вопросов в сфере социального благополучия с учетом экономических и природно-климатических особенностей, постольку особую актуальность имеет муниципальная социальная политика в сфере социального благополучия, осуществляемая на основе ресурсных возможностей местного сообщества. Стратегическими целями и направлениями муниципальной социальной политики в монопрофильных муниципальных образованиях Севера и Арктики РФ являются обеспечение стабильного социально-экономического развития территории, обеспечение занятости и повышение уровня социального благополучия населения в целом.
Список литературы
1. Джагарян А. А. Социально-экономические полномочия органов местного самоуправления как средство реализации муниципальной социальной политики [Электронный ресурс]. URL: http://www. joumal-nio. com.
2. Корчак Е.А., Гущина И. А. Материальное благосостояние населения муниципальных образований Мурманской области в условиях реализации современной модели национального развития Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2012. № 7. URL: http://www. teoría-practica. ru/-2-2012/economics/korchak-gushchina. pdf.
3. Комплексный инвестиционный план модернизации монопрофильного городского поселения Ревда
Ловозерского района Мурманской области [Электронный ресурс]. URL: www. economics. gov-murman. ru.
4. Любовный В. Я. Монопрофильные города в условиях кризиса: состояние, проблемы, возможности реабилитации. М.: ЗАО «Дортранспечать», 2009.
5. Монопрофильные города и градообразующие предприятия [Электронный ресурс]. URL: http://www. unioninvest. ru/city_mong. html.
6. Монопрофильные города. Информация к размышлению [Электронный ресурс]. URL: www. monocityforum. ru.
7. Моногорода [Электронный ресурс]: URL: www. monogorod. org.
8. О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
9. Оценка численности постоянного населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях [Электронный ресурс]. URL: www. gks. ru.
10. О Программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2010 год: постановление правительства Мурманской области от 12.01.2010 № 6-ПП.
11. О Программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2011 год: постановление правительства Мурманской области от 25.01.2011 № 16-ПП.
12. Отчет по результатам социологического исследования «Посткризисная ситуация в моногородах: проблемы и пути решения» [Электронный ресурс]. URL: http://www. stratagema. org.
13. Об утверждении комплексной долгосрочной целевой программы «Развитие монопрофильного городского поселения Ревда Ловозерского района Мурманской области» на 2010-2015 годы: постановление правительства Мурманской области от 10.11.2010 № 508-ПП.
14. Перечень монопрофильных муниципальных образований по состоянию на 01.01.2012 [Электронный ресурс]. URL: www. minregion. ru.
15. Правительство Якутии рассмотрело планы развития моногородов [Электронный ресурс]. URL: http://www. sakha. gov. ru.
16. Рой О. М. Перспективы развития монопрофильных городов в ХМАО - Югре (на примере г. Урай). [Электронный ресурс]. URL: http://municipal. uapa. ru/ru-ru/issue/2011/01/08.
17. ТургельИ. Д., КрючинаЛ. И. Тенденции и проблемы формирования системы моногородов России. [Электронный ресурс]. URL: http://chinovnik. uapa. ru/modern/article. php?id=627.