УДК 330.101.22 Корчак Елена Анатольевна
кандидат экономических наук,
старший научный сотрудник отдела
социальной политики на Севере
Института экономических проблем им. Г.П. Лузина
Кольского научного центра
Российской академии наук
Гущина Ирина Александровна
кандидат экономических наук, доцент,
зав. сектором социологических исследований
отдела социальной политики на Севере
Института экономических проблем им. Г.П. Лузина
Кольского научного центра
Российской академии наук
СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ МОНОПРОФИЛЬНЫХ ПОСЕЛЕНИЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ:
ФАКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ
Korchak Elena Anatolievna
Candidate of Economics, senior researcher of the department of social policy in the North, Institute of Economic Problems named after G.P. Lusin of Kolsky Scientific Center of Russian Academy of Sciences [email protected]
Gushchina Irina Alexandrovna
Candidate of Economics, associate professor, Head of sector sociological studies of the department of social policy in the North, Institute of Economic Problems named after G.P. Lusin of Kolsky Scientific Center of Russian Academy of Sciences [email protected]
SOCIAL WELL-BEING OF SINGLE-INDUSTRY SETTLEMENT OF THE MURMANSK REGION: FACTORS AND PROBLEMS
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования социального благополучия населения моно-профильных городов и поселков Мурманской области. Определено, что актуальными проблемами социального благополучия населения этих территорий являются распространение феномена безработицы, а также низкий уровень оплаты труда.
Ключевые слова:
Мурманская область, монопрофильные поселения, безработица, заработная плата.
The summary:
The paper presents the results of a study of social well-being of single-industry cities and towns of the Murmansk region. Determined that the pressing problems of social well-being of the population of these territories are spread phenomenon of unemployment and low wages.
Keywords:
Murmansk region, single-industry settlement, unemployment, wages.
Понятие «монопрофильное поселение» предполагает тесную взаимосвязь городского поселения и градообразующего предприятия, влияющего на все основные аспекты жизнедеятельности поселения (занятость, инфраструктуру, благосостояние населения), поэтому монопрофильные поселения образуют наиболее уязвимую категорию населенных пунктов, обладающую слабой устойчивостью при наступлении кризисной ситуации в социально-экономическом развитии страны [1; 2]. Основными критериями отнесения населенных пунктов к монопрофильным поселениям являются наличие одного предприятия, обеспечивающего занятостью более 25 % экономически активного населения населенного пункта; наличие предприятия, обеспечивающего более 50 % общего объема промышленного производства в городе; наличие предприятия с доходной частью местного бюджета [3, 4, 5].
Мурманская область играет особую роль в обеспечении национальной безопасности страны: в регионе расположены крупнейшие незамерзающие порты РФ и единственный в мире мощный атомный ледокольный флот, а также военно-морские базы Северного флота ВМФ России [6, с. 11-34]. Основу экономического развития региона составляет богатый природно-ресурсный потенциал: экономическая специализация региона включает добычу и переработку полезных ископаемых, промышленное производство меди, никеля, кобальта, полуфабрикатов благородных металлов, электроэнергии и химической продукции, а также ловлю и переработку рыбы [7]. Весомый вклад в экономическое развитие области вносят монопрофильные поселения. В соответствии с критериями Министерства регионального развития РФ в Мурманской области к монопрофильным территориальным образованиям относятся 8 населенных пунктов [8, 9]:
- г. Кировск (численность населения на 01.01.2010 - 29,8 тыс. чел. или 3,6 % населения области). Градообразующее предприятие города ОАО «Апатит», основным видом продукции которого является апатитовый концентрат. В настоящее время на предприятии работает более половины занятого населения города;
- г. Ковдор (численность населения на 01.01.2010 - 18 836 чел. или 2,2 % населения области) - административный центр Ковдорского муниципального района с градообразующим предприятием ОАО «Ковдорский горно-обогатительный комбинат», обеспечивающим работой каждого четвертого жителя не только города, но и всего муниципального образования, а его налоговые отчисления составляют около 70% районного бюджета;
- г. Мончегорск (численность населения на 01.01.2010 - 47,6 тыс. чел. или 5,7 % населения области) с градообразующим предприятием комбинатом «Североникель», от деятельности которого зависит социально экономическое благополучие не только г. Мончегорска (25% населения которого трудится на предприятии), но и г. Заполярный и п.г.т. Никель;
- г. Заполярный (численность населения на 01.01.2010 - 15 835 чел. или 1,9 % населения региона), входящий в состав Печенгского муниципального района, с градообразующим предприятием -комбинат «Печенганикель»;
- г. Полярные Зори (численность населения на 01.01.2010 - 18,1 тыс. чел. или 2,2 % населения области) с градообразующим предприятием - филиалом ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция»;
- п.г.т. Ревда (численность населения на 01.01.2010 - 9,3 тыс. чел. или 1,1 % населения области), входящий в состав Ловозерского муниципального района. На территории п.г.т. Ревда расположено крупное по запасам Ловозерское месторождение редкоземельных металлов, на базе которого функционирует ООО «Ловозерский ГОК»;
- п.г.т. Туманный (численность населения на 01.01.2010 - 685 чел. или 0,08 % населения области), градообразующим предприятием которого является ОСП «Каскад Серебрянских ГЭС» филиала «Кольский» ОАО «ТГК-1» с общей численностью персонала около 200 чел.;
- г. Снежногорск (численность населения на 01.01.2010 - 12 698 чел. или 1,5 % населения региона), с градообразующим предприятием судоремонтным заводом «Нерпа» - основным предприятием по ремонту и обслуживанию подводных лодок Северного флота ВМФ России.
Таким образом, в общей системе расселения Мурманской области особое место занимают монопрофильные поселения, численность населения которых на 01.01.2010 составила более 150 тыс. чел. или 17,9 % населения региона. В экономической сфере этих поселений доминирует металлургическая промышленность, связанные с ней добывающие производства и энергетика, в совокупности обеспечивающие 25-40 % занятости экономически активного населения и около 25 % налоговых и неналоговых платежей области.
Важной особенностью монопрофильных поселений области является критическая взаимосвязь жизнедеятельности населения от внешних факторов: на состояние моногородов региона особое влияние оказывают общемировые и российские тенденции экономического развития, проявляющиеся, в первую очередь, на материальной составляющей социального благополучия населения данных территорий [10, с. 18; 11]. Поэтому в регионе основными проблемами монопрофильных поселений являются их зависимость от внешних экономических условий, недостаток бюджетных средств для финансирования преобразований социально-экономического развития муниципалитетов, отсутствие налаженной системы взаимоотношений «город - градообразующее предприятие», миграционный отток и естественная убыль населения. Так, численность населения г. Мончегорска в 2009 г. уменьшилась (по сравнению с 2000 г.) на 12 %, г. Полярные Зори - на 9 %, г. Кировска - на 9,8 %, г.
Актуальной проблемой социального благополучия монопрофильных поселений Мурманской области на современном этапе остается негативная ситуация на рынках труда этих поселений, характеризуемая, в первую очередь, выше среднеобластного уровнем безработицы. Поскольку в связи с мировым финансовым кризисом ситуация на рынке труда Мурманской области в 2009-2010 г. развивалась под влиянием негативных процессов, происходящих в экономике и социальной сфере региона (в том числе в связи с оптимизацией учреждений бюджетной сферы и сокращением кадров в ВС РФ), основными проблемами, негативно характеризующими региональный рынок труда, стали следующие проблемы:
1) несоответствие спроса и предложения рабочей силы (большая часть вакансий сосредоточена в областном центре) и ее низкое качество (более 40 % зарегистрированных безработных не имеют профессионального образования);
2) высокая доля молодежи среди безработных граждан (в 2010 г. ее удельный вес в общей численности безработных составил 36 %);
3) высокий удельный вес численности работников учреждений сферы образования и предприятий ВПК в общей численности высвобождаемых работников;
4) высокий уровень дифференциации территорий области по уровню безработицы: уровень безработицы в монопрофильных поселениях превышает среднеобластной уровень в среднем на 0,5-2,4 процентных пункта. В частности, в г. Ковдоре на 01.08.2010 уровень безработицы составил 4,8 %, п.г.т. Ревда - 5,4 %, г. Мончегорске - 3,3 %, г. Кировске - 3,5 %, г. Полярные Зори - 3,5 %, г. Заполярном - 2,9 %, г. Снежногорске - 2,8 %. Проблемной территорией остается Ловозерский муниципальный район, в состав которого входит п.г.т. Ревда. По данным ГСЗН по Мурманской области, отличительными особенностями рынка труда района являются один из самых высоких уровень безработицы (в 2011 г. превысивший среднеобластной в три раза), низкий уровень трудоустройства (в 2011 г.
уровень трудоустройства в районе составил лишь 34 % при среднеобластном в 57 %), высокая нагрузка незанятого населения на 1 вакансию (10,45 чел. против 1,26 чел. в среднем по области).
В целом мировой кризис оказал значительное влияние на экономику монопрофильных поселений области: в 2008-2009 гг. снизилась добыча полезных ископаемых, уменьшились объемы в обрабатывающих производствах, что повлекло за собой резкое снижение потребности в рабочей силе и рост числа безработных граждан. Однако мероприятия ежегодно реализуемой областной Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда позволили снизить уровень безработицы, в том числе за счет трудоустройства на временные рабочие места и распределения субсидий безработным гражданам на открытие собственного дела [12].
Помимо занятости градообразующие предприятия монопрофильных поселений области в качестве субъектов социальной политики поселений, входящих в состав конкретного муниципального образования, формируют политику заработной платы и являются крупнейшими налогоплательщиками в местные бюджеты. В свою очередь, на основе ресурсных возможностей местного сообщества органы местного самоуправления определяют муниципальную социальную политику в сфере благосостояния населения, в том числе политику заработной платы в муниципальных учреждениях.
Основным источником доходов в Мурманской области остается заработная плата, доля которой в структуре денежных доходов населения составляет около 60 %. В 2010 г. самая высокая заработная плата была начислена в городском округе г. Полярные Зори (53 782 руб., превысившая среднеобластную на 71,7 %). Самая низкая заработная плата начислена в Ловозерском муниципальном районе (20 126 руб. или 64,3 % среднеобластной).
Самый высокий уровень жизни в 2010 г. сложился в монопрофильных поселениях области (за исключением Ловозерского района) и в областном центре: в г. Полярные Зори среднемесячная заработная плата составила 6,35 прожиточного минимума трудоспособного населения при среднеобластном уровне в 3,7, областном центре - 3,97, в Печенгском муниципальном районе - 3,84. В остальных муниципальных образованиях уровень жизни работников организаций, предприятий и учреждений был ниже среднеобластного. В Ловозерском районе сложился самый низкий в области уровень жизни (2,38 прожиточных минимума трудоспособного населения), что связано, в том числе, со сложным экономическим положением градообразующего предприятия п.г.т. Ревда.
Значительное влияние на уровень дифференциации заработной платы оказывают особенности отраслевых систем оплаты труда, в том числе различия в уровне окладов и тарифных ставок по отраслевому признаку и по признаку формы собственности предприятия. Например, среднемесячная заработная плата работников крупных, средних предприятий и некоммерческих организаций в г. Полярные Зори составила 6,35 прожиточного минимума трудоспособного населения, п.г.т. Туманный -4,68, г. Заполярный - 4,32, г. Кировске - 3,61, г. Ковдоре - 3,47, г. Мончегорске - 3,42, п.г.т. Ревда -2,40. При этом отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной заработной плате работников крупных, средних предприятий и некоммерческих организаций в 2010 г. в п.г.т. Ревда составило 96,8 %, г. Мончегорске -57,4 %, г. Кировске - 53,6 %, Ковдорском районе - 51,2 %, п.г.т. Туманный - 42,1 %, г. Заполярный -39 %, г. Полярные Зори - 30,5 %. Самый высокий уровень жизни работников муниципальных учреждений сложился в п.г.т. Ревда (2,32 прожиточных минимума трудоспособного населения), при этом поселение занимало последнее место по уровню жизни работников крупных, средних предприятий и некоммерческих организаций. Самый низкий уровень жизни работников учреждений муниципальной сферы в 2010 г. сложился в г. Заполярный - 1,68 прожиточного минимума трудоспособного населения и г. Ковдоре - 1,78 при среднеобластном значении в 2,26.
Особенностью состояния социального благополучия муниципальных образований Мурманской области, в том числе монопрофильных поселений, является низкий уровень жизни работников муниципальных детских дошкольных учреждений и среднего медицинского персонала муниципальных учреждений здравоохранения. Так, в Ковдорском муниципальном районе среднемесячная заработная плата работников муниципальных детских дошкольных учреждений в 2010 г. составила 1,49 прожиточного минимума трудоспособного населения. Самый высокий уровень материального благосостояния работников муниципальных общеобразовательных учреждений и учреждений здравоохранения в 2010 г. сложился в Ловозерском муниципальном районе (2,35 и 2,53 соответственно), самый низкий - в Ковдорском муниципальном районе (1,82 и 1,74 соответственно).
Поскольку градообразующие предприятия являются центральными субъектами социальной политики монопрофильных поселений, от их экономического положения напрямую зависит развитие социальной инфраструктуры муниципального образования, в состав которого входит монопрофиль-ное поселение. Так, реализуемые такими предприятиями социальные программы направлены не только на обеспечение важнейших составляющих жизнедеятельности работников предприятия, но и на развитие объектов социальной инфраструктуры и содержание объектов социальной сферы [13]. Прямым следствием ухудшения экономического положения градообразующих предприятий является снижение качества социальной инфраструктуры и объектов социальной сферы, увеличение безработицы и сокращение ресурсных возможностей местных сообществ, обуславливающих, в свою очередь, появление и усугубление таких долговременных негативных тенденций, как снижение коли-
чества и качества трудового потенциала, снижение уровня жизни, рост социальной напряженности в регионе в целом.
Таким образом, актуальными проблемами развития монопрофильных поселений Мурманской области, усугубляющими ситуацию в сфере социального благополучия населения, являются негативная ситуация на рынках труда, характеризуемая, в первую очередь, выше среднеобластного уровнем безработицы, а также прямая взаимосвязь муниципальной социальной политики в сфере благосостояния населения и экономического положения градообразующих предприятий.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Монопрофильные города и градообразующие предприятия. URL: http://www.unioninvest.ru/city_mong.html (дата обращения: 15.10.2011).
2. Любовный В.Я. Монопрофильные города в условиях кризиса: состояние, проблемы, возможности реабилитации. М., 2009.
3. Монопрофильные города и градообразующие предприятия.
4. Любовный В.Я. Указ. соч.
5. Международная конференция «Современные меха-
низмы развития моногородов» (российский и зарубежный опыт). URL: www.minregion.ru/
press_office/terms/1449.html (дата обращения:
15.10.2011).
6. Стратегические перспективы социальноэкономического развития Мурманской области / науч. ред. В.Т. Калинников. М., 2009.
7. О стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года: Постановление Правительства Мурманской области, от 26.08.2010 № 383-ПП. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
8. Монопрофильные территориальные образования
(МОнОгОрОДА). URL: economics.gov-
murman.ru/razvitie_municip/monoprofilnye_te/ (дата обращения: 27.10.2011).
9. Муниципальные образования Мурманской области / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманск, 2010.
10. Любовный В.Я. Указ. соч.
11. Монопрофильные территориальные образования (МОНОГОРОДА).
12. О программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2010 год: Постановление Правительства Мурманской области, от 12.01.2010 № 6-ПП. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
13. Любовный В.Я. Указ. соч.
1. Monoprofil'nye goroda i gradoobrazuyu-shchie predpri-yatiya. URL: http://www.unioninvest.ru/city_mong.html (date of access: 15.10.2011).
2. Lyubovniy V.YA. Monoprofil'nye goroda v usloviyakh krizisa: sostoyanie, problemy, vozmozhnosti reabili-tatsii. M., 2009.
3. Monoprofil'nye goroda i gradoobrazuyu-shchie predpriyatiya.
4. Lyubovniy V.Y. Op. cit.
5. Mezhdunarodnaya konferentsiya “Sovremennye mek-
hanizmy razvitiya monogorodov” (rossiyskiy i za-rubezhniy opyt). URL: www.minregion.ru/
press_office/terms/1449.html (date of access:
15.10.2011).
6. Strategicheskie perspektivy sotsial'no-
ekonomicheskogo razvitiya Murmanskoy oblasti / sci. ed. V.T. Kalinnikov. M., 2009.
7. O strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Murmanskoy oblasti do 2025 goda: Postanovlenie Pravitel'stva Murmanskoy oblasti, ot 26.08.2010 No. 383-PP. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy “Kon-sul'tant plyus”.
8. Monoprofil'nye territorial'nye obrazovaniya
(MONOGORODA). URL: econom-ics.gov-
murman.ru/razvitie_municip/monoprofilnye_te/ (date of access: 27.10.2011).
9. Munitsipal'nye obrazovaniya Murmanskoy oblasti / Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki, Ter-ritorial'niy organ Federal'noy sluzhby gosudarstven-noy statistiki po Murmanskoy oblasti. Murmansk, 2010.
10. Lyubovniy V.Y. Op. cit.
11. Monoprofil'nye territorial'nye obrazovaniya
(MONOGORODA).
12. O programme dopolnitel'nykh mer po snizheniyu napryazhennosti na rynke truda Murmanskoy oblasti na 2010 god: Postanovlenie Pravitel'stva Mur-manskoy oblasti, ot 12.01.2010 No. 6-PP. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy “Konsul'tant plyus”.
13. Lyubovniy V.Y. Op. cit.
- З09 -