Научная статья на тему 'Стратегические противоречия реформ системы образования'

Стратегические противоречия реформ системы образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА / HIGHER EDUCATION SYSTEM / FORMATION REFORM / UNIFORM STATE EXAM / HOUSEHOLDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еделев Д. А., Майорова Н. В.

В статье рассматривается стратегическое противоречие реформ системы образования. Современные инструменты реформирования не отвечают требованиям формирования общества знаний, что представляет угрозу национальным интересам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The society of knowledge demands strategic integration of purposes and means

Strategic contradiction of reforms of an education system is considered in the article. Modern tools of reforming don't meet the requirements of formation of a society of knowledge that poses threat to national interests.

Текст научной работы на тему «Стратегические противоречия реформ системы образования»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ РЕФОРМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ЕДЕЛЕВ Д.А.,

до кт ор эко н омических наук, профессор, Московский государственный университет пищевых производств, e-mail: [email protected];

МАЙОРОВА Н.В.,

кандидат культурологии, профессор, Московский государственный университет пищевых производств, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается стратегическое противоречие реформ системы образования. Современные инструменты реформирования не отвечают требованиям формирования общества знаний, что представляет угрозу национальным интересам.

Ключевые слова: система высшего образования; реформа образования; единый государственный экзамен; домашние хозяйства.

Strategic contradiction of reforms of an education system is considered in the article. Modern tools of reforming don't meet the requirements of formation of a society of knowledge that poses threat to national interests.

Keywords: higher education system; formation reform; uniform state exam; households.

Коды классификатора JEL: H75, I21, I22.

Тяжелые и многолетние реформы системы высшего образования вызывают все больше нареканий в общественном восприятии. Особенно это проявилось после нашумевшего летом 2012 г. подлога при зачислении студентов по результатам единого государственного экзамена в Российском государственном медицинском институте.

Это пример не столько проблемы как рассматривать этот случай (как единичный или как случайное проявление массовой практики), сколько проблемы более широкой — внедрение новых инструментов управления превратилось в самоцель и сопровождается относительно низкой эффективностью бюджетных расходов на высшее образование. В том числе и по причинам высокой коррупции в данном сегменте высшей школы.

Серьезное исследование проблемы коррупции на страницах журнала [1] выделило 3 основные причины: недостаточное количество финансовых средств с начала периода рыночной трансформации, что предопределило широкие масштабы явления; превращение коррупции в одну из «несущих» структур системы, без которой она уже не сможет существовать в нынешнем виде; древние корни и традиции явления, уходящие в глубину веков российской истории.

Поэтому требуется, с одной стороны, кардинальная реконструкция отраслевых организационно-экономических инструментов, с другой — максимальное преумножение имеющегося экономического потенциала высшей школы, с третьей — строгая координация стратегических целей реформирования образования и инструментов их достижения.

При этом хорошо известно и широко распространено в мире утверждение о неэффективности институтов бесплатного образования за счет государственного бюджета. В ряде случаев это вообще рассматривается в качестве примера полной иррациональности, поскольку доступ к такой форме образования получают в основном представители тех социальных групп и слоев, которым материальная помощь практически не нужна и получается, что бедные субсидируют богатых.

На рис. 1 представлена диаграмма рассеяния, отражающая зависимость между рассматриваемыми показателями. Визуальный анализ диаграммы позволяет сделать вывод о возможном наличии взаимосвязи между рассматриваемыми показателями, количественную оценку которой можно получить с помощью коэффициента линейной корреляции.

Рассчитанный коэффициент корреляции, равный 0,642, свидетельствует о том, что связь между показателями доли занятых с ВПО среди всего населения и среднемесячной номинальной заработной платой по субъектам Российской Федерации в 2010 г. является заметной. Другими словами, полученные результаты показывают, что размеры среднемесячной номинальной заработной платы в ряде случаев опосредуются показателями доли занятых с высшим профессиональным образованием среди всего населения.

Диаграмма рассеяния на рис. 1, где представлен график уравнения регрессии y=1,5x-0,1 (коэффициент достоверности аппроксимации — R2=0,4 — средний уровень достоверности теоретической функции регрессии), рассчитанный и построенный с помощью средств MS Excel, показывает, что изменение доли занятых с высшим профессиональным обра-

© Д.А. Еделев, Н.В. Майорова, 2012

зованием среди всего населения на 1% приведет к изменению значений среднемесячной заработной платы населения на 1,5 тыс. руб., но лишь приблизительно в 4 случаях из 10.

Чукотский авт.

Занятые с ВПО среди всего населения, %

Рис. 1. Графическое представление зависимости между показателями доли занятых с высшим профессиональным образованием среди всего населения (%) и среднемесячной номинальной заработной платы (тыс. руб. на чел.)

по субъектам Российской Федерации в 2010 г1

Данная связь является логически корректной в условиях функционирующего рынка труда, основанного на рыночных принципах. Тем не менее, связь все же не является сильной или абсолютной, что наводит на мысли о том, что: либо высшее образование не сказывается должным образом на экономическом развитии; либо трудовые ресурсы с высшим образованием имеют высокую долю занятости в трудовой деятельности, формирующей иные источники доходов;

либо трудовые ресурсы с высшим образованием имеют высокую долю занятости в теневом секторе экономики.

При этом дифференциация численности населения по уровню образования и размерам доходов в Российской Федерации существенно отличается от других стран.

На рис. 2 в графической форме отражено сопоставление показателей дифференциации численности занятого населения по уровню образования и объему денежных доходов. Видно, что по состоянию на конец 2010 г. в России более четверти рабочих имеют высшее профессиональное и среднее профессиональное образование. Оставшаяся половина занятых имеет уровень образования ниже среднего профессионального.

Рис. 2. Графическое сопоставление значений показателей среднемесячной заработной платы рабочих по уровню образования (руб. на чел.) и долями занятых в структуре занятых по уровню образования в среднем по Российской Федерации в 2009 г2

1 Диаграмма построена авторами на основе данных: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Статистический сборник. М.: Росстат, 2011. С. 54-55, 86-87, 108-109,148-151.

2 Диаграмма построена авторами на основе данных: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Статистический сборник. М.: Росстат, 2010. С. 124-125.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

236

Д.А. ЕДЕЛЕВ, Н.В. МАЙОРОВА

При этом в среднем занятые с высшим образованием получают зарплату существенно более высокого уровня, чем зарплаты у работников со средним и начальным профессиональным образованием, а также средним общим образованием и получают более чем в 2 раза больше рабочих с основным общим образованием или без него.

С одной стороны, подобное распределение является в определенной мере адекватным для условий развития экономики знаний, когда основная добавленная стоимость создается в наукоемких отраслях, где преимущественно заняты рабочие с высшим образованием.

Но с другой стороны, данная ситуация не адекватна требованиям российского рынка труда, на котором требуется только около четверти работников с высшим образованием, и тенденциям развитых стран.

И Размер среднемесячной заработной, долл. США по ППС □ Численность студентов на 1000 чел. населения_________

Рис. 3. Графическое сопоставление значений показателей среднемесячной заработной платы рабочих

(оценка в долл. США по ППС)3

На рис. 3 представлено сопоставление по отдельным странам по показателям размера среднемесячной заработной платы и численности студентов на 1000 чел. населения. Размер среднемесячной заработной платы опосредует уровень социально-экономического развития той или иной страны с достаточной степенью приближения. В свою очередь численность студентов на 1000 чел. населения косвенно может свидетельствовать об уровне «расходов» общества той или иной страны на инвестиции в образование трудовых ресурсов. Видно, что в России один из самых низких уровней заработной платы по сравнению с другими странами при том, что удельный вес студентов среди всей численности населения является наиболее высоким. Отсюда может следовать два вывода:

во-первых, в России до сих пор не было создано условий для наиболее эффективной и полной реализации накопленного человеческого капитала;

во-вторых, определенные сомнения вызывает реальный уровень образования отечественных трудовых ресурсов, когда происходит коммерчески ориентированное повышение показателей численности занятых с высшим профессиональным образованием, а реальной отдачи от этого нет.

В таких условиях необходимо задействовать механизм эффективного использования средств граждан, которые уже в значительной мере платят и готовы осуществлять в дальнейшем расходы на образование.

В настоящее время в данном контексте рассматривается в основном частно-государственное партнерство в сфере образования, которое осуществляется в целях повышения качества образования, более полного удовлетворения потребностей в образовании, а также эффективного использования бюджетных средств, выделяемых в соответствии с расходными обязательствами соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом, официально формами частно-государственного партнерства в сфере образования могут быть концессионные соглашения о строительстве, эксплуатации и управлении объектов образовательной деятельности, передача в доверительное управление управляющим компаниям государственного и муниципального имущества, относящегося к объектам образовательной деятельности, взаимное предоставление в пользование имущества, в том числе на безвозмездной основе, совместная деятельность на основе договора о совместной деятельности.

Но вопрос эффективного привлечения средств граждан, которые представлены на уровне домашних хозяйств, практически отсутствует в предлагаемой системе. Поэтому более эффективно прописать норму гражданско-государственного софинансирования затрат на образование на индивидуальном уровне.

Как известно, в настоящее время, по данным Минобразования, более 60% студентов обучается в стране на платной основе. И в своей основной массе это — студенты государственных вузов. Это означает, что рыночные факторы стали определяющими и для государственных вузов. Но с другой стороны, практически получилось, что в России сформиро-3 Диаграмма построена авторами на основе данных: Россия и страны мира. 2010: Статистический сборник. М.: Росстат, 2010. С. 107, 138-139.

валась двойственная система высшего образования — платная и бесплатная. При этом студенты платной части системы оказываются совершенно отрезанными от какой-либо бюджетной поддержки.

С позиций краткосрочных перспектив эта система решала текущие проблемы с финансированием и срабатывала достаточно эффективно. Однако для длинных горизонтов времени, связанных, прежде всего, со становлением общества знаний [3], следует предполагать, что с постепенным увеличением стоимости обучения будет расти и диспропорция между студентами, занимающими места, финансируемые из госбюджета, и студентами, оплачивающими обучение за счет собственных средств. Поэтому актуальным вопросом становится финансовая помощь студентам, поскольку увеличение платы за обучение без адекватной системы финансовой помощи приведет к созданию фундаментально несправедливой системы финансирования.

Технологическая возможность гражданско-государственного софинансирования затрат на образование на индивидуальном уровне открывается на современном этапе проведения административной реформы, в ходе которой был принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривающий выпуск универсальных электронных карт граждан.

Эта карта будет представлять собой материальный носитель, содержащий введенную в него цифровую информацию о пользователе и о его правах на получение государственных и муниципальных услуг. Соответственно пользователями универсальной электронной картой могут быть граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства в тех случаях, когда это предусмотрено федеральными законами.

При этом универсальная электронная карта станет содержательным документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, иные права гражданина на получение государственных и муниципальных услуг, в том числе в сфере образования. Таким образом, пользователи универсальных электронных карт становятся непосредственными участниками бюджетно-распорядительных отношений. В этом случае важно разработать механизм, позволяющий с помощью универсальных электронных карт организовывать распоряжение средствами бюджетов и внебюджетных фондов различных административных уровней, направляемых на оплату образовательных услуг, в том числе с добавлением собственных средств граждан.

На этой основе сформируется новая структура совокупного спроса населения на образовательные услуги, которая за счет средств граждан и домашних хозяйств может стать более широким источником средств для системы образования. Поэтому ее надо учитывать при разработке новой стратегии развития нашей страны [2].

Данный организационно-экономический инструмент позволит существенно увеличить доходы и высшей школы, существенно ограничить коррупцию, сформировать более равные условия доступа к качественному высшему образованию представителей всех слоев населения, в том числе в территориальном аспекте, а также развивать мотивы роста персональных затрат на получение знаний, определяющих основную специфику соответствующих систем управления и траекторию развития управления высшей школой. А исходя из эффективности функционирования механизма софинансирова-ния затрат на образование — осуществлять дальнейшие мероприятия по совершенствованию единого государственного экзамена, расширению практики автономных учреждений и т. п.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клейн Э. Коррупция в российских вузах // ТЕИИА ЕС0М0М1СШ. 2011. Т. 9. № 1.

2. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.vedomosti.ru/tnews/mdex.shtmlT2011/08/19/3337.

3. Татуев А.А., Лебедев А.В. Экономика знаний — ориентир для реформы системы высшего образования // Финансы и кредит. 2010. № 12.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.