ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Н.А. ТАРАСОВ,
кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, Северо-Западная академия государственной службы,
e-mail: [email protected]
В статье обстоятельно раскрыты сущность и содержание основных подходов к управлению устойчивым развитием региона, определены признаки классификации регионов. Установлено, что переход к устойчивому развитию требует определенных изменений в подходах к управлению развитием региона.
Ключевые слова: регион; устойчивое развитие; региональная экономика; управление; региональные элементы экономики.
The article thoroughly disclosed the nature and content of the main approaches to sustainable development of the region, identifies signs of classification regions. Established that the transition to sustainable development requires certain changes in approaches to management development in the region.
Keywords: region; sustainable development; regional economics; governance; regional elements of the economy.
Коды классификатора JEL: R11.
В экономике, где территориальная единица является объектом управленческих решений, а сами эти решения могут приниматься на различных уровнях управленческой системы — федеральном, региональном (республика, область, край), муниципальном — необходимы большее единство и строгость при районировании страны и законодательно-правовое закрепление статуса каждого уровня. Не случайно в рамках Европейского экономического сообщества разработано общее для всех стран понятие региона. При этом признаком, по которому ту или иную территорию можно представить как относительно самостоятельную единицу, служит ее социально-экономическое единство со всей национальной экономикой, т.е. протекающие на ней экономические процессы должны отражать определенные закономерности общественного воспроизводства, формирующиеся под влиянием взаимосвязанных экономических, социальных и природных факторов.
В этом смысле регион предстает как территориально-специализированная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся единством и целостностью воспроизводственного процесса. Таким образом, слова «регион» и «территория» должны соотноситься как часть и целое. Понятия же «район» и «регион», обозначая часть общей территории, являются в широком смысле синонимами и употребляются применительно к некоторой ограниченной части пространства.
© Н.А. Тарасов, 2010
В территориальной системе России можно выделить несколько региональных структур [4, 2]
1. Структура, образуемая в соответствии с экономическим районированием на основе территориального разделения труда. Территории в составе этой структуры имеют определенную специализацию в едином процессе общественного воспроизводства и свои специфические особенности.
2. Структура, отвечающая критерию национально-государственного устройства и определяющая в соответствии с Конституцией страны совокупность равноправных субъектов Российской Федерации.
3. Региональная структура, отражающая территориально-административное устройство каждого субъекта Федерации. Она определяется спецификой расселения населения и сложностью централизованного управления социально-экономическими процессами на обширной территории государства.
4. Районы реализации региональных комплексных программ. Их реализация вызывает серьезные сдвиги в территориальных пропорциях размещения производительных сил и формирование особых регионов.
Чаще всего в основу классификации регионов кладутся следующие критерии: уровень и темпы экономического развития, тип территориальной структуры, коэффициент плотности населения, темпы прироста населения, характер и коэффициент производственной специализации и др. В настоящее время, в связи с быстрым вхождением регионов в рынок, высказывается новый критерий классификации, а именно емкость рынка какой-либо территории. Известно, что объем рынка неразрывно связан со степенью специализации общественного труда, т.е. разделением труда. Чем глубже общественное разделение труда, тем сильнее кооперационные связи между предприятиями какой-либо территории, тем глубже интеграция.
В экономической науке существуют и другие подходы к классификации регионов. Так, например, в индустриально развитых странах Запада принято выделять [1, с. 45-57]:
■ депрессивные регионы, демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;
■ стагнирующие регионы, отличающиеся крайне низкими или «нулевыми» темпами развития;
■ пионерные регионы, или регионы нового освоения;
■ микрорегионы, или первичные экономические регионы;
■ экономические регионы первого порядка (или генеральные), образующие схемы регионального макроделения страны;
■ программные (плановые) регионы — регионы, на которых распространяются целевые программы развития и контуры которых не совпадают по территории с регионами данной сетки;
■ уникальные регионы, связанные с реализацией крупных строек (проектные регионы) или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные регионы).
Охватывая все трактовки современной экономической, географической и градостроительной литературы, выделим наиболее значимые критерии для формирования понятия «регион» [1, 4, 2]:
• географические (расположение, величина территории и количество населения);
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
• производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);
• градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);
• социологические (нормы общения, поведения).
Так как регион можно рассматривать как целостную систему со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения, то охарактеризуем ее следующими аспектами:
♦ высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями;
♦ многоконтурность управления; иерархичность структуры;
♦ значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов;
♦ неполная определенность состояний элементов.
Как социально-экономическую систему представим регион в виде совокупности пяти основных подсистем:
❖ системообразующая база;
❖ системообслуживающий комплекс;
❖ экология;
❖ население;
❖ инфраструктура рынка.
Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Итак, основываясь на вышесказанном, представим регион как территорию в административных границах субъекта Федерации, характеризующуюся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.
Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция — специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.
Для определения региональной специализации, по мнению регионоведов, наиболее существенными показателями являются [2; 3; 5, с. 45-57]:
♦ индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Российской Федерации по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);
♦ индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России);
♦ общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов).
Как отмечалось выше, важным признаком региона является управляемость,
непосредственно связанная с административно-территориальным делением страны. И здесь важно подчеркнуть, что управляемости в определенной степени способствует целостность региона, ибо административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественно-
го хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразие связей — торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью.
Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социальноэкономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.
Актуальность рассмотрения проблемы разграничения понятий и определений, выяснение сущностного содержания некоторых экономических категорий обусловливаются возросшей ролью регионального управления, становлением местного самоуправления, влиянием территориальных организаций на социальноэкономическое развитие территорий.
В связи с этим необходимо провести ряд мероприятий, направленных на достижение поставленных в управлении целей:
• учет местных ресурсов и специфики при выработке критериев, методики и инструментария управления использованием социально-экономического потенциала;
• опора на экономическое состояние и уровень развития муниципальных образований и регионов;
• страхование от влияния на происходящие процессы внутренних и внешних факторов, без чего невозможны высокоэффективная организация управления и принятие решений местными органами власти и управления.
В истории науки уделялось внимание изучению теории и разработке практических рекомендаций, касающихся регионального воспроизводства и управления ресурсами. Однако, вопросы интенсификации использования потенциала развития муниципальных образований, разработки жизнеспособных моделей эффективного использования местных ресурсов остаются недостаточно изученными и дискуссионными в науке и злободневными — в практической деятельности. Охарактеризуем основные из них:
■ эффективность управления социально-экономическим потенциалом в регионах;
■ соотношение местных, региональных и федеральных интересов;
■ формирование местных и региональных рынков и их инфраструктуры;
■ инвестиционная политика;
■ управление имуществом при различных формах собственности;
■ повышение эффективности использования местных ресурсов;
■ интенсификация использования ресурсов и другие проблемы.
Исключительная важность действительно научного обеспечения радикальных
рыночных преобразований, создания (сохранения) единого рыночного пространства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления определила острую необходимость более углубленного изучения вопросов повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регионального управления.
Обилие подходов к определению региона породило и чрезвычайное разнообразие классификаций. Опираясь на вышеизложенные характеристики деления
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
регионов, предложим авторскую классификацию по трем укрупненным группам факторов:
• социальные (демографическая ситуация, уровень жизни населения региона, коэффициент плотности населения и др.);
• экономические — объем валового регионального продукта, темпы экономического роста, тип территориальной структуры хозяйства, уникальность хозяйственной специализации региона и т.п.;
• политические — соседство с другими территориями, взаимодействие региональных органов власти с другими экономическими структурами, политическая стабильность и степень самостоятельности региональных властей в реализации региональных программ и осуществлении экономической политики.
Таким образом, региону присущи принципы системности. Рассмотрение регионов в качестве систем позволяет наметить некоторые подходы к их классификации по степени:
• открытости/замкнутости; в данном случае классификационные единицы могут выделяться в зависимости от интенсивности обмена потоками натуральной продукции;
• реактивности/инертности; основа классификации — степень восприятия новых явлений, например, в ходе диффузии рыночных инноваций;
• устойчивости/неустойчивости; основа классификации — интенсивность внутренних, а также внешних связей региональной системы;
• гармоничности развития. В данном случае учитываются степень и характер развития каждой из подсистем региона.
Таким образом, с позиции экономических отношений региональную систему можно рассматривать в трех аспектах.
Во-первых, она может служить объектом государственного регулирования и управления и хозяйственной деятельности различных производственных, финансовых и иных структур.
Во-вторых, региональная система, являясь подсистемой более крупной системы национальной экономики, может сама выступать хозяйствующим субъектом в виде заказчика программ регионального развития, эмитента региональных ценных бумаг и т.п.
В-третьих, региональная система является внешней средой для других хозяйствующих субъектов, действующих на ее территории.
Региональная система является сложной, взаимосвязанной по своим элементам и саморазвивающейся, удовлетворяя всем системным принципам.
Переход к устойчивому развитию региона диктует необходимость поиска дополнительных факторов экономического развития и адекватных методов и инструментов управления для обеспечения стабильного экономического роста, стимулирования инновационной деятельности, привлечения инвестиций и развития новых направлений бизнеса, формирования, таким образом, развитой рыночной инфраструктуры при обязательном учете экологических факторов при принятии решений.
Таким образом, переход к устойчивому развитию требует определенных изменений в подходах к управлению развитием региона. Во-первых, в центре внимания региональных органов управления оказывается экологизация всех сфер жизни и деятельности. Во-вторых, их экономические отношения с хозяйствующими субъектами региона должны быть направлены на устранение сложившихся дис-
пропорций. В-третьих, расширение полномочий региональных властей открывает новые возможности для участия регионов в международном сотрудничестве, и в том числе по проблемам устойчивого развития. В-четвертых, необходимо уточнить содержание понятия устойчивого регионального развития. В-пятых, обосновать совершенствование форм и методов организационного и управленческого воздействия региональных органов власти на решение эколого-экономических проблем в сырьевом регионе и перехода на модель устойчивого развития и регионального маркетинга. Устойчивое функционирование и развитие региональной системы как относительно обособленной подсистемы государства в системе экономики обеспечивается благодаря взаимодействию общегосударственных и региональных органов управления, а также различных форм межрегиональных отношений. При этом переход к устойчивому развитию региональных систем предусматривает следующий комплекс мероприятий:
• создание новой региональной модели хозяйствования, учитывающей допустимую антропогенную нагрузку на окружающую среду;
• активное использование рыночных механизмов в стабилизации экологической обстановки;
• формирование социально- и эколого-ориентированного рынка под строгим государственным контролем.
Нерациональное использование природных ресурсов, отставание в разработке и внедрении экологически чистых технологий, недостаточное выделение средств на природоохранные мероприятия и невыполнение капитального строительства объектов природоохранного назначения особенно обострились в настоящее время. Для преодоления указанных негативных тенденций необходимы реформирование системы управления развитием регионов и пересмотр приоритетов, ориентация их на достижение экологической безопасности и устойчивое развитие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бутов, В.И. и др. Основы региональной экономики / В.И. Бутов, В.Г. Игнатов, Н.П. Кетова. — М.: Университет, 2000.
2. Видяпин, В.И. и др. Региональная экономика. Основной курс / В.И. Видяпин, М.В. Степанов, Н.И. Виндяшкин и др.; под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, 2005.
3. Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление / А.И. Гаврилов. — М.: Юнити-ДАНА, 2002.
4. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики / А.Г. Гранберг. — М.: ГУ-ВШЭ, 2006.
5. Мамедов, О.Ю. Регионализация экономического роста / О.Ю. Мамедов // Вопросы
политики. — Волгоград: Институт сравнительной конфликтологии, 2004. —
Вып. 1. — С. 45-57.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)