Научная статья на тему 'Стратегические направления развития субъектов хозяйствования сферы культуры'

Стратегические направления развития субъектов хозяйствования сферы культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGY / СФЕРА КУЛЬТУРЫ / CULTURAL SPHERE / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / BUSINESS MANAGEMENT / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL HERITAGE / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН / CULTURAL EXCHANGE / ECONOMIC ENTITIES / BUDGETARY FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фокина М. Л.

Повышение эффективности развития субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере культуры, возможно на основе оптимизации их системы управления, которая должна способствовать решению экономических и социальных проблем отрасли с учетом изменяющихся условий внешней среды и объемов бюджетного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic Directions of Development of Economic Entities in the Cultural Sphere

Improvement of the development efficiency for the entities, working in the cultural sphere, could be achieved through the optimization of their management systems, which should contribute to solving economic and social problems of the industry and take into account the changing environmental conditions and amount of budgetary financing

Текст научной работы на тему «Стратегические направления развития субъектов хозяйствования сферы культуры»

культура,, финансы

и стратегическое

управление

стратегические направления развития

субъектов хозяйствования сферы культуры

_Аннотация

Повышение эффективности развития субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере культуры, возможно на основе оптимизации их системы управления, которая должна способствовать решению экономических и социальных проблем отрасли с учетом изменяющихся условий внешней среды и объемов бюджетного финансирования.

Ключевые слова: субъекты хозяйствования, стратегия развития, сфера культуры, управление предприятием, культурное наследие, бюджетное финансирование, культурный обмен

По мнению автора, повышение эффективности текущего функционирования и перспективного развития хозяйствующих субъектов сферы культуры необходимо осуществлять на основе реализации комплекса управляющих воздействий. Они должны быть направлены на рост степени интеграции организационно-правовых структур рассматриваемой отрасли в рыночную экономику. Это создаст благоприятные условия использования преимуществ рыночных отношений в процессе решения существующих проблем культурного развития страны.

Такой подход не исключает использование средств федерального, регионального и местных бюджетов для решения тех проблем развития рассматриваемой отрасли, которые в силу

Фокина М.Л.

доцент кафедры

управления

экономическими

и социальными

процессами,

Санкт-

Петербургский государственный университет кино и телевидения, г. Санкт-Петербург [email protected]

и

..рост бюджетного

_финансирования

_не позволит

_в полной мере

_обеспечить

_использование

_потенциала

организационно-правовых структур

определенных структурных особенностей требуют приоритетного бюджетного финансирования. Это позволит обеспечить системное взаимодействие хозяйствующих субъектов сферы культуры с организационно-правовыми структурами других отраслей национальной экономики, инвесторами, органами законодательной и исполнительной власти. При этом увеличение бюджетного финансирования текущей деятельности, и особенно перспективного развития учреждений и структурных составляющих сферы культуры, является, по нашему мнению, необходимым условием формирования благоприятных предпосылок роста основных показателей, характеризующих экономическую и социальную результативность процесса функционирования культурного комплекса Российской Федерации.

В то же время сам по себе рост бюджетно-финансирования не позволит в полной мере обеспечить использование потенциала организационно-правовых структур сферы 1ьтуры. Его необходимо дополнить комплексом мер стратегической направленности как на федеральном, так и на региональном и муниципальных уровнях управления территориальными народнохозяйственными комплексами [1].

Кадровый потенциал культурной сферы

По мнению автора, одним из важнейших стратегических направлений повышения экономических и социальных результатов развития учреждений и структурных составляющих культурного комплекса является оптимизация государственной политики в сфере охраны памятников культуры. Она направлена на увеличение внебюджетного финансирования организационно-правовых структур рассматриваемой отрасли при повышении эффективности действующих механизмов государственного регулирования. Необходимость увеличения внебюджетного финансирования мер по охране памятников истории и культу-

ры обусловлена ограниченностью бюджетных ресурсов, которые могут быть использованы для обеспечения сохранности объектов культурного наследия.

Другим направлением повышения экономических и социальных результатов развития учреждений сферы культуры является формирование эффективной системы переподготовки работников культурного комплекса. Это позволит с максимальной результативностью использовать имеющийся кадровый потенциал при решении текущих и перспективных проблем организационно-правовых структур, предоставляющих гражданам совокупность культурных услуг.

Представляется, что в настоящее время значимость кадрового потенциала как одного из факторов, обеспечивающих высокие темпы экономического и социального развития предприятий и учреждений, существенно возрастает. Данная тенденция обусловлена увеличением скорости изменений во внешней среде. Они приводят к необходимости повышения степени адаптивности управляющей подсистемы в процессе формирования и реализации совокупности управленческих решений, направленных:

- на рационализацию функционирования объекта управления;

- максимальное использование рыночных возможностей как в текущей перспективе, так и в стратегическом периоде времени.

Инновации и принципы бюджетного финансирования

Еще одним направлением роста экономических и социальных результатов учреждений культуры в стратегической перспективе является внедрение инновационных технологий, позволяющих существенно повысить производительность труда. Так, использование современных информационных систем будет способствовать оптимизации численности персонала организационно-правовых структур, предоставляющих гражданам совокупность культурных услуг. Это окажет позитивное

^стема

финансирования

текущих

и инвестиционных

расходов

учреждений

культуры должна

быть адекватна

потребностям

роста

инновационной активности

тенденция

глобализации

мировых

_хозяйственных

связей оказывает

_влияние на

_результаты

_деятельности

_в том числе

_и учреждений

культуры

и

воздействие на результаты их хозяйственной деятельности в стратегическом периоде времени, позволит более эффективно использовать все виды имеющихся ресурсов. Важным направлением также является изменение принципов бюджетного финансирования организационно-правовых структур, предоставляющих гражданам России совокупность культурных услуг. Система финансирования текущих и инвестиционных расходов учреждений культуры должна быть адекватна потребностям:

- роста инновационной активности хозяйствующих субъектов рассматриваемой подсистемы национальной экономики;

- эффективного использования материального, трудового, финансового потенциалов рассматриваемой отрасли [3].

В этой связи представляется целесообразным применение комплексного подхода елении средств бюджетов всех уров-звития учреждений культуры. Он чать как элементы традиционного инансирования, так и финансирование хозяйствующих субъектов, предоставляющих гражданам культурные услуги на основе достигнутых социально-экономических результатов.

На начальном этапе реформирования принципов выделения бюджетных средств на нужды учреждений культуры целесообразно сохранить объем сметного финансирования на ранее достигнутом уровне. При этом следует выделять дополнительные ресурсы на основе использования объективных показателей, характеризующих эффективность текущей деятельности и перспективного развития субъектов хозяйствования рассматриваемой отрасли национальной экономики. В частности тех, которые предложены автором в процессе настоящего исследования. Это позволит избежать негативных социальных последствий реформирования системы финансового обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов культурного комплекса.

Интеграция в мировое культурное пространство

В качестве еще одного стратегического направления повышения экономических и социальных результатов развития учреждений и структурных составляющих сферы культуры следует рассматривать интеграцию в мировое культурное пространство. Наблюдающаяся в настоящее время тенденция глобализации мировых хозяйственных связей оказывает влияние на результаты деятельности в том числе и учреждений культуры. В силу специфики функционирования они в меньшей степени интегрированы в мировую социально-экономическую систему.

В этой связи федеральные органы исполнительной власти должны создать условия эффективного культурного обмена, позволяющие использовать в культурном комплексе Российской Федерации те технологии, которые доказали свою эффективность в других странах.

Представляется, что эффективный культурный обмен позволит привлечь новых потребителей услуг хозяйствующих субъектов сферы культуры, в частности, на основе формирования межгосударственных туристических маршрутов. Это будет способствовать росту экономических и социальных результатов деятельности хозяйствующих субъектов рассматриваемой отрасли народного хозяйства в долгосрочной перспективе.

Кроме того, культурный обмен позволит:

- повысить эффективность научных исследований, осуществляемых хозяйствующими субъектами сферы культуры (в частности, крупнейшими музейными учреждениями);

- способствовать формированию позитивного имиджа Российской Федерации за рубежом, что следует рассматривать в качестве важной политической задачи в условиях либерализации общественной жизни в наднациональном масштабе [2].

Таким образом, необходимо повышать эффективность взаимодействия хозяйствующих

...культурный обмен позволит привлечь новых потребителей услуг хозяйствующих субъектов сферы культуры, в частности, на основе формирования межгосударственных туристических маршрутов

субъектов сферы культуры с зарубежными структурами культурного комплекса. А для этого на федеральном уровне управления необходимо:

- осуществлять информационную поддержку организационно-правовых структур рассматриваемой отрасли в процессе поиска иностранных партнеров, в том числе через органы управления сферой культуры других стран;

- увеличить объем бюджетного финансирования программ интернационального культурного обмена при условии выделения средств на конкурсной основе с целью достижения высоких результатов экономического и социального развития.

Литература

1. Евменов А.Д., Смирнов А.Ю. Рационализация механизма управления сферой культуры. -СПб: Диалог, 2006.

2. Наумова С.А. Культура и экономика: учеб. пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 1998.

3. Современная библиотека: традиции и инновации: сборник научных трудов. / Под ред. Н.П. Лысиковой. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2005.

Fokina M.L.

Associate professor, Chair of Management of Economic and Social Processes, Saint Petersburg State University of Cinema and Television, Saint Petersburg

Strategic Directions of Development of Economic Entities in the Cultural Sphere

_Abstract

Improvement of the development efficiency for the entities, working in the cultural sphere, could be achieved through the optimization of their management systems, which should contribute to solving economic and social problems of the industry and take into account the changing environmental conditions and amount of budgetary financing.

Keywords: economic entities, development strategy, cultural sphere, business management, cultural heritage, budgetary financing, cultural exchange

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.